Красота Оладьи Стрижки

Духовная жизнь общества виды духовного производства. Теоретические основания философии: проблемы, понятия, принципы - Духовная жизнь общества

Страница 25 из 32

Духовная жизнь общества.

Духовная жизнь общества - это та область бытия, в которой реальность дана в форме, присутствующей в нас самих. Здесь как бы скрыто противоречие: дух не существует помимо и вне человека, с одной стороны, с другой стороны, дух надиндивидуален, всеобщ. Такие духовные понятия, как красота, истина, добро существуют вне конкретного человека. Духовная сторона жизни человека возникает на основе его практической деятельности как особой формы отражения объективного мира.

Однако для мистицизма это не значит уничтожить эго или бороться с ним, а просто вернуть его на свое место и вернуть ему вес, которого он заслуживает. Поэтому мы стремимся признать я за то, что оно на самом деле: организационный центр личной структуры лиц. Этот организационный центр имеет незаменимую ценность для нашей жизни. Это очевидно для мистики. Однако мистический опыт приводит к тому, что человек не идентифицирует себя в первом случае с этим явным эго, освобождая его и открывая его реальности, в которой эго уже не является преобладающим.

Человеческое мышление, по сути, есть предметная деятельность, только осуществляемая не с реальными предметами, а со знаками, символами, образами. Происходит перенос внешне предметных действий во внутренний идеальный план.

Но практическая деятельность человека строится в соответствии с законами объективной реальности, поэтому и духовная жизнь также должна в целом следовать этим законам. Это не говорит о тождестве материального и идеального, а об их единстве. При этом человек создает мир понятий и образов, который обладает относительной самостоятельностью. Он может очень отрываться от своей материальной действительности, но окончательно оторваться от своей материальной основы дух не может. Различные продукты духовной деятельности возникают и сохраняются в памяти человечества. Но для этого они должны материализоваться в чем-то предметном, это опредмечивание идеального выступает как его объективация. Средства общения людей, языки, правила логического мышления, представления о красоте, справедливости, истине становятся мыслительными формами, приобщение к которым и составляет суть процесса социализации человека, т.е. усвоения им основных норм культуры.

В захвате как высшей реальности эго не становится «меньше эго», а «больше эго». Вот почему мистики не чувствуют утраты, когда эго отступает. Они испытывают нечто гораздо более ценное, что даже не оставляет идеи потери поверхности. Поэтому они почти всегда являются сильными личностями. Многие мистики прошлого имели такое сильное эго, что предпочитали сжигать, а не предавая собственную убежденность: для мистицизма в жизни не учитывается ни оправдание, ни самореализация, ни самореализация. Это всего лишь вопрос разоблачения всех проектов эго - даже или особенно прежде всего религиозных - как переходных.

Структура духовной жизни аналогична структуре материальной: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, духовные ценности и т.д. Кроме того, наличие духовной деятельности порождает особый род общественных отношений: эстетических, религиозных, нравственных и т.д.

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. Например, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически и не даны человеку от рождения.

В созерцательной практике важно также уменьшить волю, даже когда дело касается доброй воли. Пока мы совершаем религиозные акты или читаем профессии веры для получения личной выгоды, мы еще не находимся на пути к мистицизму. Было бы слишком просто обвинять только дух времени, не понимая, что это только следует за тенденцией, которую знают все сложившиеся религии: тенденция строить структуры, которые готовят путь к менталитету бартера. Каждый раз, когда принимаются этические нормы, а профессии веры возвышаются как искупители, существует большой соблазн использовать эти нормы и профессии, чтобы успокоить эго, поэтому мы далеки от его отказа. напротив, он только укрепляется.

Духовная потребность - это нужда человека и общества в создании духовных ценностей. Первоначально духовные потребности не существовали самостоятельно, а само духовное производство было вплетено в материальное. Но по мере того, как производство материальных благ создало определенные условия для духовного производства, оно превратилось в самостоятельную отрасль.

Некоторые говорили со мной о трудностях их брака, другие были удивлены тем, что после нескольких дней пребывания там их начали мучить мрачные тревоги. Они страдали от физического из-за снятых чувств. Они пришли от студентов-богословов, которые считали себя гомосексуалистами. Это был болезненный конфликт для меня. Это заставило меня задуматься и побудило меня принять это решение: мне нужно расширить изучение богословия знаниями, которые связаны с процессами, которые не появляются в христианском образе мира.

Психоанализ - это способ предложить возможность исцеления людям, страдающим невротическими заболеваниями, заставляя их осознавать определенные вещи. На мой взгляд, с помощью психоанализа, который развился и стал атеистическим на теоретическом уровне, мы понимаем, сколько Иисус хотел - когда он исцелял людей, охотился на демонов, освобождал так много человеческих лиц от мучений, он возлагал руки на людей у них никогда не было шанса - лучше, чем с помощью языков, которые преподаются в богословии и которые постоянно приводят к «хорошим» доктринальным доктринальным концепциям, навязываемым внешним, а не становятся действительно полезными для развития опыта в этой области. о мучениях, чувствах вины, проблемах младенчества, остаточных детских связях, общего запрещенного поведения.

Духовные потребности часто определяют как состояние людей, способствующее созданию духовных ценностей. Материальные потребности, исторически предшествуют духовным потребностям, но они не определяют духовные потребности, а выступают лишь в качестве условия, создающего предпосылки для их появления и развития.

Духовное производство - производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.п., а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Духовное производство осуществляется специализированными группами людей, профессионально занятыми умственным трудом. В ре-зультате духовного производства возникают:

Бог, конечно, не ошибся, когда он доверил нам огромное количество изображений, которые рассказывают нам, как он. Этого не может быть из-за того, что до тех пор, пока есть люди, они на пути к Богу. И уже тот факт, что они ищут его, показывает, что он вливал желание и стремление к себе в своих сердцах, и он делал это через множество изображений. которые мы называем архетипами и которые помогают нам ориентироваться. Этот уровень религиозной реальности присущ каждому человеку и представляет собой универсальный язык, который помогает всем религиям понимать друг друга.

Идеи, теории, образы, духовные ценности;

Духовные общественные связи индивидов;

Сам человек, поскольку он является существом духовным.

К основным функциям духовного производства можно отнести следующие:

Функцию воспроизводства общественного сознания в его целостности;

Функцию совершенствования всех сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной и т.д.);

Специфика христианства - это концентрация на проблематике муки, присутствующей в жизни человека. Это та область, в которой нас можно успокоить, поставив себя перед другими людьми, и для этого нам абсолютно нужен Иисус как человек и Бог как личность. Любой, кто ходит по пути своего исцеления, встречает их. Христианство подчеркивает, что образы сами по себе не обладают искупительными качествами, но только атмосфера доверия, устная, связанная с людьми и историей атмосфера, единство этого доверия, которое связано с конкретным человеком, к Иисусу из Назарета, и тогда он достаточно силен, чтобы освободить богатство образов, присутствующих в душе, это тот, который позволяет нам, людям, жить целостным образом.

Функцию производства фундаментальных и прикладных идей (например, концепции разделения властей в политико-правовом сознании; теории относительности в науке и т.д.);

Функцию производства и распространения знания (осуществляется в школах, вузах, средствах массовой информации и т.д.);

Функцию производства общественного мнения. В ней особенно четко выражен идеоло-гический момент. Любое распространение знаний есть процесс идеологический, поскольку сам распространитель (лектор, учитель, проповедник) тяготеет к той или иной системе знаний, которая представляется ему более предпочтительной. Но в процессе формирования общественного мнения идеология становится доминирующей.

В этом христианстве была бы великая задача, здесь лежит его истина. Контрацепция утверждений настраивает динамику, которая может быть определена как полемическая, учитывая, что по завещанию утверждается, что точка зрения подтверждается подавлением другой.

С другой стороны, диалог структурирован как сравнение, которое намеревается подвергнуть сомнению именно предрассудок в отношении точек зрения, поскольку диалоги ориентированы не на утверждение своих мнений, а на согласие на правду, которая не может не выходить за пределы точек зрения, как их продолжающаяся де-серуризация, то есть как внутреннее опосредствование этой непосредственности, которая, по-видимому, является утверждением в ее формальном наложении.

Специфика духовного производства в том, что его конечным продуктом всегда является некое идеальное образование. Главное свойство этих образований - всеобщий характер их потребления. Материальные блага ограничены, при потреблении они убывают. Иначе обстоит дело с духовными благами: они не убывают от потребления, наоборот, чем больше людей их потребляет, тем вероятнее их дальнейшее приращение.

С другой стороны, полемика не имеет логического обоснования: она состоит из механической логики, которая основана на утверждении эго. С другой стороны, Ратио - это выражение, которое должно быть зарезервировано для диалога. Диалог имеет эффективное соотношение, которое направлено на сближение и сливаться в по-видимому и изначально гетерогенные единицы элементов.

Таким образом, конец диалога является следствием, вызванным этим истинным, а не сразу присутствующим, но понимаемым и запрошенным каждым из диалогов. В силу осознания того, что истина не может быть и что только истина является подлинным завершением диалога, каждый диалог трансформирует свою идентичность: если эта идентичность изначально стремится проявить себя как агрессивная воля к самоутверждению, в силу совести она открывает разница, поскольку она способна распознать в ней непременное условие собственной идентичности.

Из всеобщности духовного производства вытекают его особенности:

Духовное производство осуществляется в кооперации со всеми предшествующими поколе-ниями, которые когда-либо обращались к этой проблеме;

Усилия отдельного работника умственного труда способны обогатить разом все челове-чество. Эффективность духовного труда значительно выше эффективности труда материального. Наверное, поэтому работники умственного труда всегда составляли меньшинство.

Идентичность и различие не могут не подчиняться основанной истине, так что, если открытие на самом деле является открытым для другого, которое есть прежде, на самом деле не может быть открытием истины, которое является вертикальным условием каждого открытия горизонтальный.

Если мы будем иметь в виду неоспоримый факт, что каждое психическое и не только психическое расстройство, по сути, является абсолютизацией, то есть оно справедливо как предположение об идее, проблема, способ существования, память, как будто они могут быть отвлечены от сети рефералов, которая составляет «психическую» в своей структуре, а также в ее функции, тогда диалог не может не быть единственной истинной формой терапии, потому что только благодаря диалогу эго, ставя ввязался и его требования, он может восстановить «бесспорное осознание трансцендентной ценности» абсолютной.

Основное противоречие духовного труда – всеобщий по содержанию духовный труд осуществляется индивидуальным образом. Средства духовного производства (идеи, образы, догмы) невозможно отделить от непосредственного производителя. Поэтому средства духовного труда, будучи всеобщими по содержанию, могут применяться только индивидуально.

Эго с его чувствами, эмоциями, мнения, их потребности, их желания не основаны сами по себе и, следовательно, не могут абсолютизировать себя. Я должен знать, как распознать свою собственную аутентичную структуру, которая является напряжением в отношении фундамента, так что его намерение истины не может не релятивизировать любое притворство абсолютности. Только когда эго обсуждает себя, оно фактически начинает диалог и тем самым создает условия для развития и, следовательно, для достижения собственных собственных интересов.

Эффективный интерес заключается не в том, чтобы подтвердить свою точку зрения, замалчивая каждую точку зрения, что представляется разным, но он должен расширить свой горизонт, выходящий за пределы, которые время от времени означают эмпирическое измерение я. Если через диалог то, что изначально казалось определенным, становится все более проблематичным, тогда неизбежно возникает любовь к истинному знанию, нить-софия, как поиск эффективной основы, выходящей за рамки относительности точек зрения. Любовь - это доверие, это надежда прийти, одержимая истиной.

Духовная деятельность – это деятельность человека (общества), направленная на выработку духовных ценностей (идеи, теории, знаний, убеждений, ценностей и т.п.). Духовная деятельность имеет специфику, заключающуюся в том, что создаваемые в ней предметы потребления, хотя и имеют соответствующее материальное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. Поэтому, хотя любая достаточно тяжелая книга может служить средством забивания гвоздей, тем не менее эта ее возможная функция не выражает собой сущности данного объекта как носителя определенной информации и системы ценностей. “Вколачивать” в голову идеи приходится через их образное и чувственное восприятие, которое, в свою очередь, зависит не только от теоретичности или ценности идеи как таковой, но и от целой системы социокультурных и психических обстоятельств, формирующих указанное образное и чувственное восприятие.

В этом развороте эго самовосстанавливается, и это достигается именно тогда, когда требование о сохранении себя заброшено, признавая себя потерянным в истине. Рекуперируя себя, эго также восстанавливает отношения со своими товарищами и с миром, который он окружает, так как презумпция каждого конфликта отсутствует: воля к контролю, требование обладать чем-то, что нужно отнять у кого-то.

В умиротворении, которое возникает из осознания необходимости полагаться на истину и доверять себе, не желая сохранять для себя против другого и не желая принести с собой импульс к истине, - что нужна только правда - в таком умиротворении мне кажется, что цель каждой подлинной терапии существует, которая, как указывает ее собственная этимология, является, собственно говоря, «службой, оказанной» истине.

Духовная деятельность сама по себе обладает огромной притягательной силой. Она самоценна, т.е. она обладает значимостью безотносительно к результату.

В области материальных благ на протяжении всей истории человечества, больше ценился не их производитель, а их обладатель. С духовными благами дело обстоит иначе: просто обладатель духовного богатства никого особенно не интересует. В обществе ценится не обладатель духовных благ, а их производитель или распространитель.

Духовная жизнь священника: доклад Энцо Бьянки

Мы публикуем полный текст размышления о том, что предшественник монашеской общины Бозе, Энцо Бьянки, проведенный во время отступления епископов и священников Тосканы, который состоялся в Ареццо 30 мая. В связи с этим было объявлено, что текст, запрошенный многими участниками, будет распространен через еженедельник тосканских епархий. Тоскана Сегодня рада возможности предложить эту услугу тем, кто присутствует на этом собрании, им будет приятно перечитать глубокие слова Энцо Бьянки, но также и тем, кто не мог лично следовать этим отношениям и теперь имеет возможность следовать «уроку» этого учителя духовности.

Поэтому сами способы развития материального и духовного производства различны. В мате-риальной сфере большинству членов общества навязывается сам труд, в то время как продукт его труда изымается. В духовной сфере большинству навязываются сами продукты труда - идеи, образы, догмы, сам же процесс их создания остается недоступным, то есть в духовном производстве налицо разделение производства и потребления.

Он не должен жить «духовностью родительного падежа», даже если это родительный падеж, который относится к великим духовным деятелям или великим святым; которые указывают на конкретные «пути»: пресвитер должен извлечь духовную жизнь из своего провозглашения Евангелия, от его празднования таинств, от его председательства в христианской общине, То, что дает личность пресвитеру, должно быть тем, с чем он духовно занимается: из этого он рисует причины и питает свою духовную жизнь! Взаимоотношения со временем.

Духовная традиция всегда настаивала на отношениях между христианами и временем, но сегодня, возможно, необходимо еще раз заявить, что подлинно христианская жизнь не может игнорировать отношения со временем. Сегодня, фактически, мы живем в сезон, отмеченный ускорением, ускорением и распылением времени, так что патология переживания времени стала более очевидной, интенсивной и серьезной. Время - это противник, против которого вы боретесь, или призрак преследует вас, и поэтому время ускользает от нас, мы теряем время, у нас нет времени, мы пожираем по времени.

Сам механизм потребления духовных благ неоднозначен, поскольку часто он имеет сугубо элитарный характер. Немаловажную роль играет социальная принадлежность потребителя духовных благ. Часть духовных ценностей может казаться ему непривлекательной с точки зрения его профессии, многое просто выходит за рамки приоритетов, сложившихся в его социальной группе. Кроме того, эффективность потребления зависит и от умения транслировать эти знания.

Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Она включает познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, филосо-фию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Общественное сознание является совокупным продуктом духовного производства, это характеристика взглядов, идей, чувств, мнений людей. Общественное сознание является одним из важнейших философских понятий, отражающих духовную сторону общества.

В зависимости от материалистического или идеалистического подходов сознание может рас-сматриваться как первичное или вторичное образование. Так, например, материалисты считают, что общественное сознание не может быть ничем иным как осознанным общественным бытием.

Общественное бытие есть социальные процессы жизни людей, которые зависят от способа производства материальной жизни. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.

Общественное бытие - это материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе. Атрибутом материальных отношений является их объективность.

Общественное бытие - это производство, географическая среда, плотность, рост народонасе-ления. Географическая среда – богатство фауны и флоры, климат, энергетические ресурсы, запасы полезных ископаемых, плодородие земель, пригодных для обработки. Демографические условия жизни - численность народонаселения, его плотность, темпы роста, соотношение мужчин и женщин, возраст и т.д.

В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, происходит преобра-зование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. Материалу природы человек противостоит как сила природная и социальная. Решающее значение имеет социальный тип того или иного способа производства, который определяется существующими отношениями собственности на средства производства и его продукты. Этим определяется социальный характер производства - то, какую роль играют в нем представители различных классов и других социальных групп и слоев, и, следовательно, характер отношений распределения, обмена и потребления созданных предметов и услуг. Ими в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства производства. Общественное сознание является отражением общественного бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической, правовой и нравственной идеологии, в религии и мифах, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное сознание не может одномомент-но и полностью охватить и отразить бытие общества в целом. Оно отражает общественное бытие только в общих чертах.

Индивидуальное сознание, как и общественное, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной среды жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде.

Общественное и индивидуальное сознание характеризует и природное окружение, а также самого себя и другого человека. Люди по-разному оценивают действительность в зависимости от своего самочувствия, уровня образования, воспитания и т.д. Индивидуальное сознание - есть по своему существу сознание общественное, в котором преломляется все содержание последнего. Сознание индивида впитывает из общественного сознания знания, нормы, оценки, усваивает их, делает своими, приспосабливает для своей жизни.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимодействии. Личность избирательно относится к общественному сознанию, поскольку имеет место свобода воли. Но и общественное сознание формируется за счет индивидуального сознания. Но общест-венное сознание избирательно относится к индивидуальному сознанию. Только то из индивидуального сознания, что работает на социально значимую потребность, что вызывает интерес, может войти в сферу общественного сознания.

Индивидуальное сознание не должно развиваться только по своему произволу. Оно не должно целиком замыкаться на своих индивидуальных потребностях и интересах. Плохо, когда человек чрезмерно выпячивает свое “Я”. Надо прислушиваться к опыту других, уважительно относиться к мнению других. В то же время плохо, когда индивидуальное сознание растворяется в коллективном сознании, когда оно не способно выйти за пределы воззрений своей группы и целиком подчинено этому сознанию.

Итак, общественное сознание есть отвлечение от всего личного, индивидуального. Оно оказывает воздействие на общественное бытие: идеи, когда они овладевают массами, становятся материальной силой.

Общественное сознание имеет определенную структуру. В нем можно вычленить различные уровни в зависимости от того, что является преобладающим: знание или оценка.

Общественное сознание, рассматриваемое только с точки зрения содержащихся в нем знаний, делится на обыденное и теоретическое. Они отличаются друг от друга глубиной и полнотой знаний.

Обыденное сознание формируется на основе личного опыта людей, включает в себя разнородные знания, которые используются в повседневной жизни. Обыденное сознание содержит знание об окружающем мире, в основном, на уровне явлений, как правило, в форме чувственных восприятий и представлений внешних сторон действительности. Это обычно несистематизированные знания: наблюдения, предположения, рассуждения.

Теоретическое сознание - знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания, которые построены на понимании и объяснении их действия внутренними законами развития. Теоретическое сознание – это результат специализированной подготовки людей в той или иной области знаний. Оно является свидетельством их профессиональной и научной подготовленности.

Обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом. Неправильно считать обыденное сознание чем-то недоразвитым по сравнению с теоретическим сознанием, как то, что в будущем будет преодолеваться. Нельзя забывать, что обыденное сознание предваряет теоретическое сознание, в конце концов, на его основе происходит формирование научных представлений о мире.

Общественное сознание, рассмотренное в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии.

Общественная психология - совокупность взглядов, чувств, настроений, мнений, обычаев, привычек, побуждений, слухов, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Так, мы знаем, как многого могут добиться люди, когда им сопутствует хорошее настроение и чувство уверенности. Все общественно-психологические явления заразительны. Они могут, как бы совершенно неосознанно передаваться от одного человека к другому.

В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные и несущественные и т.д.

Психология общества многолика. Разные группы, общности имеют свою особенную психологию. Каждый человек является носителем индивидуальной психики, но в то же время психологии тех групп, к которым он принадлежит.

В общественной психологии нет упорядоченности. В ней слухи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами и настроениями. Общественная психология сопровождает людей на протяжении всего их жизненного пути, сплачивает людей в единую группу на основе осознания «мы». При том чувства, как и многие другие явления психологии, весьма консервативны, могут сохраняться в течение длительного времени. Общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием жизненных обстоятельств. Она является непосредственным отражением внешних проявлений социальной действительности.

Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология. Идеология - это система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Основное содержание этих знаний составляют сознание и оценка отношения людей к действительности. Структурные элементы идеологии: политические, правовые, нравственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.

В идеологии общество осознает себя, формирует задачи и цели дальнейшего движения. Идеология есть продукт целеполагающей теоретической деятельности. Она проникает всю сущность социальной действительности.

Действительность в идеологии, как и в общественной психологии, рассматривается через определенное отношение к ней со стороны конкретной социальной группы (класса, общественного слоя, нации, партии, государства). Но в отличие от общественной психологии в идеологии осознание и оценка отношений людей к действительности представлены в теоретической форме знания и самосознания коренных интересов групп. Идеологи не только четко заявляют о своих теориях и гипотезах, но и доказывают их. При этом все общественные явления отражаются в идеологии с точки зрения их значимости для какой-либо определенной социальной группы.

Идеологи вырабатывают оценку и воплощают ее в программы, уставы и заявления, что становится нормой теоретического и практического отношения этой группы к действительности.

Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в общности на основе общих интересов. Но одновременно идеология способна и разъединять людей, если их коренные интересы не совпадают. Перед современным человечеством возникает очень много серьезных проблем: охрана природной среды, борьба с болезнями, разоружение и др. Все эти задачи невозможно решить в условиях идеологического противостояния. Но отказ от идеологического противоборства не означает отмену идеологии. Речь должна идти не о конце идеологии, а о создании подлинно гуманистической идеологии, отвечающей общим интересам людей независимо от пола, возраста, национальности, социального положения.

Общественное бытие отражается общественным сознанием в различных формах. Формы общественного сознания возникают не одновременно, а по мере усложнения общественного бытия, развития и обогащения познавательных способностей человека. Первой формой общественного сознания является мораль. Она такая же древняя, как и само общество, ибо ни один социальный коллектив не может существовать без определенных норм поведения. Далее в первобытном обществе возникают еще две формы общественного сознания: сначала эстетическое, а потом религиозное сознание. Затем в связи с переходом к классовому обществу возникает политическое сознание и правосознание, позднее в связи с разделением труда, с отделением умственного труда от физического - научная и философская формы сознания.

Возникновение форм общественного сознания нельзя представлять как процесс законченный. Сегодня многие ученые говорят о возникновении экологического, исторического и экономи-ческого типов сознания.

Под ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ ОБЩЕСТВА обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной деятельности, а в форме неотъемлемой части внутренней сущности самого человека. Как видим, уже в попытке определения духовной жизни сразу появляется противоречие: вроде бы дух, идеальное начало не существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они - надиндивидуальны, всеобщи, объективны, т. е. от человека вроде бы и независимы. Этот непонятный статус таких идеальных начал, как Истина, Добро, Красота и др., и составляет суть «проблемы духа», всегда находившейся под пристальным вниманием философов. Традиция философского анализа духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял, как вам известно, древнегреческий философ ПЛАТОН. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превратилось в достаточно четко систематизированную и иерархизированную структуру, которая буквально «держит» мир, составляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир - лишь его несовершенным подобием. Так мир идей у древнегреческого мыслителя приобрел самостоятельное существование.

В средневековье «линия Платона» получила неожиданное продолжение и своеобразное развитие в христианстве. Христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным принижением и соответственно возвеличиванием духа, ибо сам Бог объявлялся в конечном счете духовным началом. Средневековые философы (апологеты и схоласты), немало потрудившись над логической стороной духа, проблему идеального так и не решили: им с самого начала было ясно, что божественную суть духа надо принимать как данность, а не докапываться до причин ее проявления.

Конец средневековья и начало новой исторической эпохи, естественно, ознаменовались и сменой философских предпочтений. Место безусловного авторитета божественного разума занял не менее категоричный авторитет разума человеческого. «Разум правит миром», - провозгласили революционеры духа XVIII в., имея ввиду возможность разумного устройства прежде всего общественных порядков. Реальные успехи человеческого разума оказались настолько велики и очевидны (промышленность, наука, политика, право), что каких-либо преград на его пути просто не замечали. А уж вопрос о том, каким образом человеческий разум вдруг стал таким «всесильным», даже и не возникал.

Это произошло позднее, после того, как немецкая классическая философия педантично проанализировала реальные возможности человеческого разума (Кант), показала его диалектическую противоречивость, попыталась выстроить историю эволюции духа (Гегель) и, наконец, в лице Маркса четко поставила и решила основные вопросы интересующей нас проблемы.

Марксистская концепция материалистического понимания истории, смысловым стержнем которой была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, просто и логично объясняла как само появление человеческого разума, так и многие его последующие приключения. И как бы ни оценивалась ныне марксистская доктрина в целом с ее явно неудачными историческими прогнозами, более ясного рационалистического решения проблемы происхождения и развития человеческого разума пока еще никто не предложил.

Однако свет разума, так победоносно воссиявший для философов XVIII в., в последующих двух столетиях не смог уберечь человечество от массы неудачных социальных экспериментов, колоссального количества малопонятных жертв и страданий, практически неуправляемого развития истории. Неудивительно поэтому, что рационалистическая философия, в т. ч. марксистская, сдала господствующие позиции.

В конце XIX в. возникла новая линия философствования - НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Она насмехалась над наивной верой человечества в рациональное устройство мира и возможность его адекватного познания, сознательно культивировала иррационализм. На этом пути было открыто немало любопытных истин, но интересующая нас проблема и в данном случае нетривиальных решений не нашла.

Истоки проблемы ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА коренятся в ДВОЙСТВЕННОСТИ материально-духовной природы самого человека.

Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Генетическая (по происхождению) связь духа с практической деятельностью человека никогда не прерывается: так было во времена становления человечества, так происходит и сейчас, в период формирования (социализации) каждого отдельного человека. Ведь абстрактное мышление не является нашей природной способностью. Оно не наследуется биологически, а формируется в процессе приобщения индивида к специфически социальному образу жизни и деятельности.

Человеческое мышление по сути своей есть та же самая предметная деятельность, только связана она не с реально осязаемыми предметами, а с их идеальными заменителями - знаками, символами, образами и т. д. Иначе говоря, все мыслительные операции формируются в результате своеобразного переноса внешнепредметных действий во внутренний идеальный план. Именно это обстоятельство и создает объективную основу вроде бы чисто субъективной человеческой духовности.

Коль скоро практическая деятельность человека строится по законам объективного мира, то и наша духовная жизнь должна следовать этим законам. Речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеальный мир понятий, образов и доги обладает существенной самостоятельностью, автономностью. Он может очень далеко отрываться от материальной действительности, может даже возомнить себя абсолютно самостоятельным, самосущим. Однако окончательно избавиться от своей материальной основы дух не может. Мешают по меньшей мере два обстоятельства: его «материальное» происхождение и его предназначение - ориентация человека в мире. Потеря такой ориентации означает гибель самого духа.

Кроме того, у духа есть еще одно основание объективности. Различные продукты духовной деятельности - идеи, нормы, идеалы и др., - раз возникнув и доказав свою практическую значимость, неограниченно долго сохраняются в социальной памяти человечества в форме знаков, символов, звуков, изображений и т. д. Это «опредмечивание» идеального одновременно выступает и как его объективация. Приобщение к этой новой «сверхприродной» реальности и составляет суть процесса социализации человека, т. е. усвоение им основных норм культуры.

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от сферы материальной, постольку и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные ею духовные блага (ценности) и т. д. кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности, в отличие от материальных, не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только данная объективность другого рода - чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер ОБЪЕКТИВНОЙ необходимости - иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Стоит заметить при этом, что вначале общество прямо формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные же потребности более высокого порядка, связанные с освоением как можно большей части богатств мировой культуры и особенно с участием в их приумножении, общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, на которые индивид ориентируется в своем духовном саморазвитии.

Еще одна любопытная особенность духовных потребностей - их принципиально НЕОГРАНИЧЕННЫЙ характер. «Пределов роста» потребностей духа просто нет. Естественными же ограничителями такого роста выступают лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей да сила желания каждого человека участвовать в создании этих ценностей.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно обозначают социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т. д.). Причем, в ценностных представлениях людей непременно присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы «приподнят» над действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду, в общем нечто должное, а не сущее.

Это-то и придает должному вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни от чего независимой. На поверхности лишь его оценивающий и предписывающий характер. Земные же истоки, корни этих идеализаций, как правило, скрыты, потеряны, искажены. В том бы не было большой беды, если бы естественно-исторический процесс развития общества и его идеальное отражение совпадали. Но так бывает далеко не всегда. Нередко идеальные нормы, рожденные одной исторической эпохой, противостоят действительности другой эпохи, в которой их смысл безвозвратно утрачен. Это указывает на наступление состояния острого духовного противоборства, идеологических битв и душевных потрясений.

Человечество давно уяснило, что в любых сражениях самая надежная армия - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ. В битвах идейных - ситуация та же. Основные формы существования духа (идеи, теории, образы, нормы и т. д.) со времен возникновения первых классовых обществ вырабатываются профессионалами. Термин «духовное производство» - не метафора, а вполне реальное явление.

Под ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ обычно понимают выработку сознания в особой общественной форме, осуществляемую профессионалами умственного труда. Результатом этого производства являются по меньшей мере три «продукта»:

· идеи, теории, образы, духовные ценности;

· духовные общественные связи индивидов;

· сам человек, поскольку он, кроме прочего, является существом духовным.

Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: НАУЧНОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ. Такая классификация его видов не совпадает с принятой в нашей Философской традиции схемой из шести форм общественного сознания (политика, право, мораль, искусство, наука, религия).

Политика, право и мораль не являются «отраслями» духовного производства. Мораль потому, что ее не создают специалисты, идеологи. Мы не найдем в истории ни одной моральной нормы, изобретенной и внедренной в жизнь профессионалом. Даже заповеди Христа «не убий», «не укради» - это фиксация принципов, стихийно выработанных моральной практикой человечества, а не какого-то специалиста.

Политика и право не вписываются в духовное производство потому, что создаваемые в результате политической и правовой деятельности общественные связи индивидов не являются по преимуществу духовными. Они складываются в первую очередь по поводу реальной государственной власти, а не понятий о ней. Государство же с его аппаратом, чиновниками, армиями, судами и тюрьмами - явление самое что ни на есть материальное. Поэтому политические, равно как и правовые отношения, в основе своей материальны, а не духовны.

В чем заключается СПЕЦИФИКА ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА? 1. Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них - ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР ИХ ПОТРЕБЛЕНИЯ. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех! Шестью хлебами, о которых говорится в Евангелии, все-таки нельзя накормить тысячу человек, а шестью идеями или шедеврами искусства - можно!

Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все обстоит иначе: от потребления они не убывают и даже, наоборот, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

2. Знаменитая фраза «Труд есть источник всякого богатства» верна и по отношению к духовному труду, главной особенностью которого является ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР, что означает:

· данный труд осуществляется «в кооперации» не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме;

· усилия отдельного работника умственного труда в предельном случае способны обогатить, «облагодетельствовать» разом все человечество, т. е. эффективность его не идет ни в какое сравнение с эффективностью (по крайней мере прошлой и нынешней) труда материального.

Думается, что именно всеобщим характером духовного труда объясняется то, что его работники в общей массе участников общественного производства всегда составляли меньшинство. С одной стороны, общество не может себе позволить содержать слишком много лиц, не производящих материальные блага, а с другой - у общества просто нет потребности в многочисленной армии таких людей: один Эйнштейн может на много лет «озадачить» все университеты, а один Шекспир - обеспечить репертуар всех театров мира. Ведь продукты духовного труда изначально общественны, по природе своей не предназначены преимущественно для индивидуального потребления.

Вот здесь-то, вероятно, и возникает основное противоречие духовного труда: всеобщий по содержанию он осуществляется частным, точнее - ИНДИВИДУАЛЬНЫМ образом. Даже в современных условиях, при высочайшей степени разделения духовного труда, он по сути своей остается индивидуальным, персонифицированным. Совсем не случаен тот факт, что Нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются.

3. Еще одна важнейшая особенность духовного производства заключается в том, что применяемые в нем «средства труда» (идеи, образы, догмы) в силу их идеального характера принципиально НЕВОЗМОЖНО ОТДЕЛИТЬ от непосредственного производителя (конфисковать, передать и т. д.). Поэтому обычные для материального производства коллизии, связанные с отчуждением производителя от средств производства, в духовной сфере невозможны.

4. Небезынтересен и тот отличительный факт, что духовная деятельность сама по себе обладает огромной ПРИТЯГАТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ. Почему художники, ученые, писатели, религиозные деятели могут творить, не обращая внимания на признание? Наверное, не только потому, что одержимы, а и потому, что сам процесс творчества доставляет им сталь сильное удовлетворение, что все остальное неизбежно отходит на второй план.

Иначе говоря, духовная деятельность САМОЦЕННА, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, - конечно, нелепость (правда, не так уж редко встречавшаяся в советской действительности). А вот искусство для искусства - вовсе не такая нелепость, как это может показаться на первый взгляд. разумеется, относительная самодостаточность духовной деятельности вовсе не отрицает ее результативности.

Искусство - важнейший вил духовной деятельности.

Важнейшим видом духовного производства является ИСКУССТВО.

Существует НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - народные песни, танцы, музыка и т. д. и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - творения специалистов (художников, поэтов, музыкантов) в области эстетического освоения мира.

Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» во всей социальной реальности. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности - трудовые, спортивные, игровые и пр. То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфическое чувство и мысли.

Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, игре, спорте) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение.

Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть нечто иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком. Как специализированный вид деятельности оно появилось лишь в античности.

В доклассовый же период истории то, что обычно называют «первобытным искусством», искусством в собственном смысле этого слова не являлось. Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через материальные образы, символы, репетиции совместных действий и т. д.

Лишь в классовом обществе, с появлением лиц, освобожденных от физического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный характер, превратиться в род профессиональных занятий.

Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой, особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир человека. Причем, первый обладает такой же целостностью, как и второй. Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика мышления - все подвергается эстетической переработке и образует параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой бывает убедительнее самой действительности.

В чем же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нужен человечеству? Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна:

1. Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для многочисленных человеческих устремлений, желаний, страстей и т. д. Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с художественными образами, символами - сколько душе угодно. Только художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию, поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до логического конца все мыслимые побуждения человека. Искусство, таким образом, выступает инструментом самопознания общества, в т. ч. и «на пределе» его возможностей, в экстремальных условиях.

2. Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, вызывающих у человека стремление к совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

3. Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-Кихоты, Мастера и Маргариты, Медные всадники и Всадники без головы - все это точнейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, верные ориентиры в налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство, следовательно, выступает и как своего рода наглядное средство обучения, незаменимый способ социализации человека.

4. Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нем бережно и надежно в течение тысячелетий сохраняются неповторимые особенности самых разнообразных укладов жизни.

Иными словами, искусство выполняет множество практически полезных функций, но главная из них - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворения и наслаждение. Ведь в конце концов мы ходим в кино или театр не затем, чтобы нас там учили жизни или демонстрировали поучительные примеры для подражания. От произведений искусства прежде всего мы хотим получить удовольствие.

Причем, не просто удовольствие, а удовольствие именно эстетическое. Оно отнюдь не сводится к благоприятному расположению духа от созерцания прекрасного. Природа эстетического удовольствия заключается в возбужденном, растревоженном состоянии духа, испытывающего немой восторг от безупречно исполненной работы «мастеров искусств». И уж если мы, воодушевленные от соприкосновения с подлинным произведением искусства, переносим эти эмоции на повседневность, стараемся достичь хотя бы приблизительно такого же совершенства в своей обычной деятельности, искусство может считать свою главную задачу (эстетическую функцию) успешно выполненной.

Весьма своеобразный характер имеет СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА. Ведь его прогрессивная направленность далеко не самоочевидна. Прямое наложение любой схемы исторического прогресса на историю искусств порождает лишь недоумение: неужели современная музыка «прогрессивнее» классической, живопись затмила хотя бы живопись эпохи Возрождения, а литература превзошла гениев прошлого столетия (эпохи неразвитого капитализма)? Любопытно, что подобные сравнения почему-то всегда бывают в пользу минувшего.

Но, разумеется, сама постановка проблемы эстетического прогресса в таком виде не во всем корректна. Природу художественного гения, положим, во все времена можно считать одинаковой. Но ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА - разная. Например, общепризнанно искусство античных скульпторов. Не восхищаться совершенством античной скульптуры сегодня нельзя. Иначе вас сочтут дурно воспитанным. Но при всем уважении к античным шедеврам никто не спешит заполнять их копиями наши площади и интерьеры. Эпоха - не та. И эстетические требования соответственно другие.

Как уже отмечалось, сама возможность появления искусства как сферы профессиональной деятельности связана с возникновением классовой дифференциации общества. Связь эта сохраняется и в дальнейшем, накладывая определенный отпечаток на ход развития искусства. Однако ее не следует трактовать прямолинейно, как наличие разных типов искусства: пролетарского и буржуазного, помещичьего и крестьянского и т. п.

Точнее сказать, искусство всегда тяготеет к верхним, господствующим слоям общества. Будучи зависимо от них в материальном плане, оно невольно настраивается на волну интересов элиты и обслуживает ее интересы, выдавая их за всеобщие, общечеловеческие. И что интересно - в длительной исторической перспективе эта иллюзия оборачивается реальностью. Ну кто сейчас всерьез смотрит на греческие трагедии как на прихоть рабовладельцев, а на любовные романы прошлого столетия как на средство отвлечения пролетариата от классовой борьбы? А общекультурное их значение очевидно.

Проблема КЛАССОВОСТИ в искусстве в конечном счете сводится к недоступности для широких народных масс, во-первых, потребления, а, во-вторых, производства, создания произведений высокого искусства. В современном мире проблема эта (по крайней мере в первой ее части) в основном решается чисто технически: развитие средств массовой информации и коммуникации, делающих хотя бы потребление достижений искусства доступным практически всем, было бы желание.

Однако при этом появляется проблема «оторванности» искусства от народа. Возникает достаточно резкое противопоставление, с одной стороны, искусства элитарного, «высокого», требующего для своего восприятия особой эстетической подготовленности, а с другой, - искусства массового, общедоступного, эстетически непритязательного.

Усматривать в этой новой дифференциации чьи-то козни или происки классового врага, конечно, бессмысленно. Это просто способ освоения человечеством новаций культуры. В нашей, допустим, стране в прошлом веке простая грамотность была уже большим достижением на фоне подавляющего большинства безграмотных. Нынче вроде бы просто - грамотными стали все.

Да вот беда: появился новый тип грамотности - компьютерной. Сегодня, наверное, соотношение компьютерно грамотных и компьютерно неграмотных у нас приблизительно то же, что и в прошлом веке просто грамотных и неграмотных. Но есть надежда, что исторический прогресс сделает и в этом случае свое дело исправно. И в искусстве, очевидно, ситуация схожа.

Будучи одним из видов освоения действительности, искусство не может не следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают. Причиной тому является не только специфика материального и духовного производства, но и своеобразный «принцип сохранения» человеческой энергии: если активность человека в материальной сфере каким-либо образом стеснена, ограничена, зашла в тупик, то она непроизвольно перемещается, переливается в сферу духа, вызывая к жизни новые науки, утопии, идеологии и т. д.

Искусство также проявляет большую активность в предкризисные. переломные исторические эпохи, когда обнажаются, становятся явными их основные противоречия, и соответственно резко возрастает поисковая активность духа, предчувствующего трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход.

Одной из самых наглядных иллюстраций этому тезису служит история искусства конца XIX - начала XX вв., зафиксировавшая рождение такого своеобразного эстетического явления, как МОДЕРНИЗМ. Все без исключения виды и жанры искусства испытали на себе сильнейшее влияние стиля «модерн», за несколько десятилетий буквально сокрушившего вековые эстетические стереотипы. Анализируя это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет усмотрел его суть в «ДЕГУМАНИЗАЦИИ ИСКУССТВА». С ним трудно не согласиться.

Ход рассуждений философа приблизительно таков. Вплоть до конца XIX столетия эстетическое удовольствие большинство людей получало от создаваемой произведениями искусства иллюзии жизненности, достоверности воспроизводимых реалий. В пьесах и романах привлекали перипетии человеческих судеб, в живописи - узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи воспринимались как чудные места для собственных прогулок, а ювелирные или другие художественные изделия - лишь как вещи, которыми неплохо бы попользоваться самим (хотя бы и в воображении).

Однако реализм в искусстве лишь отчасти является собственно искусством, ведь для него не нужна особая художественная восприимчивость. Ну чем, к примеру, отличается любая житейская история, рассказанная нам случайным попутчиком в вагоне поезда, от тысячи аналогичных историй, представленных на сцене или экране? Радоваться или сопереживать героям этих историй - вовсе не значит получать эстетическое наслаждение. Это всего лишь механический отклик.

«Новое искусство» (XX в.) стремится к тому, чтобы его произведения были лишь произведениями искусства и ничем больше. Оно принципиально избегает «живой реальности», «живых форм», препарируя их с хладнокровием паталогоанатома и выставляя на свет божий непривычные обычному восприятию вещи. Создать нечто такое, что не копировало бы натуры, но обладало бы при этом определенным содержанием, - предполагает дар более высокий, который только и заслуживает названия художественного.

Таким образом, новизна стиля «модерн» заключалась в дистанцировании от реальности, в изгнании из искусства непосредственности чувств, т. е. всего живого, человеческого, гуманизированного. Искусство стало «БЕЗЧЕЛОВЕЧНЫМ», дегуманизированным, отвлеченным, холодным и ироничным.

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА как основа его художественных приемов принесла немало эстетических открытий и приобретений, равно как и потерь. Искусство дегуманизировалось потому, что та же тенденция набирала силу и в других сферах общественной жизни, развернувшись к середине столетия во всей своей полноте. ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ВСЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - одна из отличительных черт истории нашего столетия. Искусство увидело эту тенденцию первым, раньше других форм духа - науки, религии, морали. Оно же стало и одной из первых ее жертв.

Дегуманизация общества вообще и тоталитаризм политической жизни в частности породили в середине нашего века совершенно уникальное явление - ТОТАЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО. Уникальность его заключается в том, что свое предназначение как тоталитарного искусства не рождает само, логикой своего саморазвития, а получает извне - из политической сферы. В этом случае искусство теряет свою эстетическую природу, становится средством осуществления чуждых ему политических целей, инструментом в руках государства.

Там, где возникает подобный симбиоз политики и искусства, неизбежно рождается некий единый стиль, который можно назвать тотальным реализмом. Его основные принципы знакомы нам: «искусство отражает жизнь», «искусство принадлежит народу» и пр. Сами по себе, в многообразном своде эстетических канонов эти принципы, конечно, неплохи. Но подчиненные чуждым эстетике политическим целям они закономерно превращаются в яд для искусства.

Современное российское искусство потихоньку выбирается из своей тоталитарной оболочки. К сожалению, оно попадает «из огня да в полымя», чему виной кризисное состояние нашего общества и стремление политических сил использовать искусство в своих целях. Искусство активизируется в предкризисные эпохи. В лихие же года самих кризисов и социальных катастроф ему плохо. До него просто никому нет дела. Общество занято спасением материальных основ своего существования. Но искусство непременно выживет: слишком велика и ответственна его социальная роль. И остается только надеяться, что последующее его развитие будет естественно и органично. Только при этом условии у него сохранится будущее.

Мораль как регулятор социального повеления.

ЧЕЛОВЕК - СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ. Потому, во-первых, что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т. е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас оказывается зависимым от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых нам людей (производителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей, врачей, военных и т. д.) выполняют свою обычную, рутинную работу.

Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге. Возникающая в этом случав общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное (доопытное) доверие, благожелательность, сочувствие друг другу - ведь без этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т. д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества.

Под МОРАЛЬЮ обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.

Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок, индивид редко задумывается об «обществе в целом». Но в моральных установлениях как готовых шаблонах поведения общественные интересы уже предусмотрены. Конечно, не следует думать, что эти интересы кем-то сознательно просчитываются и затем оформляются в моральные кодексы. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей.

Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «почитай старших» и т. д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.), ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это элементы структуры нравственного сознания, обладающего целым рядом особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность.

ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ХАРАКТЕР МОРАЛИ означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включает в себя достаточно строгую мораль, и т. д. Любая житейская ситуация имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действия участников на «человечность».

ВНЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, нет в обществе таких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. В развитие морали даже средств вложить нельзя - некуда вкладывать. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима!

Третья особенность морали - ИМПЕРАТИВНОСТЬ - состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления. Причем, добро следует творить не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового. В этом призыве, думается, есть вполне рациональный смысл - ведь общий баланс творимого добра и воздаяний за него сводится только на уровне общества. Ожидать же ответной благодарности за свои добрые дела в каждом конкретном случае, право, не стоит.

Среди множества выполняемых моралью ФУНКЦИЙ основными принято считать: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.

ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МОРАЛИ, конечно, РЕГУЛЯТИВНАЯ. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида, имеющего возможность предпочесть один поступок другому.

Моральный способ регуляции, в отличие от других (правовых, административных и пр.), уникален. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каких учреждениях, карательных органах и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование предполагает усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется внутренним убеждением отдельного человека. Такой регулятор поведения, безусловно, является самым надежным из всех возможных. Проблема только в том, как его сформировать. Это пока мало кому удавалось.

Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функции - ОЦЕНОЧНО-ИМПЕРАТИВНОЙ. Она предусматривает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». Собственно, с помощью этих основополагающих категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни и соответственно оформляется повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и, наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ функция морали в известной степени производна от оценочной. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный, новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т. е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.

Совокупность названных и других (воспитательной, ориентирующей, прогностической, коммуникативной и т. д.) функций определяет СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ МОРАЛИ.

Всякая мораль социально-исторически обусловлена. Её конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального производства, характером социального расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникации, системой принятых обществом ценностей. и т. д. Иными словами, качественно разнообразные типы общества вызывают появление различных типов моральных систем, в т. ч. религиозных.

Из всех религиозных моральных систем лучше других нам известна, пожалуй, ХРИСТИАНСКАЯ. Она предложила принципиально новую шкалу человеческих ценностей, решительно осудила обычную для конца прошлой эры жестокость, насилие, угнетение и возвеличила «страждущих», неимущих, угнетенных. Именно христианство центр тяжести в моральной регуляции фактически перенесло с внешних, принудительных ее форм на внутренние, подчиняющиеся велениям совести. Тем самым оно признало известную нравственную автономию и ответственность личности.

Религиозное обрамление морали как ее основной признак характерно в основном для эпохи средневековья, феодализма. Мораль буржуазной эпохи - совсем иная. Ее отличают резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их в немалой степени эгоистический характер (эгоизм, в отличие от индивидуализма, есть стремление человека не просто самостоятельно реализовать себя, а сделать это непременно за счет другого). Смысловым же стержнем моральных систем буржуазной эпохи следует признать навязанный еще философией Просвещения культ разума, согласно которому только разум способен преодолеть анархию зла, сковать его своей активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое.

XX век стал свидетелем попыток создания еще одного типа морали - СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ. Замысел его создателей в общем-то успешно вписывался в теорию морали: если нравы людей в конечном счете определяются материальными условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить новую мораль, нужно прежде всего изменить эти условия. Что и было сделано (первоначально в России), причем самым радикальным образом.

Были решительно пересмотрены отношения собственности, производства в целом, политики, права и т. д. Изменились и нравы, как в силу «естественного хода вещей», так и под воздействием массированного «нравственного» или «коммунистического воспитания». Ценности коллективизма, интернационализма, идеология всеобщего равенства стали на самом деле внутренними убеждениями множества людей, реальными регуляторами их поведения.

Однако несмотря на колоссальные усилия огромного государственного и идеологического аппарата, реальная нравственность так и не смогла дотянуться до уровня «официальной морали», системы норм, зафиксированной хотя бы в известном «Моральном кодексе строителя коммунизма».

Для того, чтобы разобраться в сути этого своеобразного феномена, необходимо пояснить сам механизм, способ саморазвития морали. Как же развивается мораль?

Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность интересов людей. Существующие моральные нормы перестают соответствовать их новым интересам и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. Их выполнение уже не дает желаемого результата.

Нарастание несоответствия между массовой моральной практикой и официально закрепленными нормами всегда свидетельствует о НЕБЛАГОПОЛУЧИИ в общественной жизни. Причем, неблагополучие это может быть сигналом необходимости двоякого рода перемен:

а) либо общепринятые моральные нормы устарели и требуют замены;

б) либо развитие материальных общественных отношений, отражаемых в моральных нормах, пошло совсем не в ту сторону, в какую ожидалось, и порядок надо наводить именно в этой сфере.

Такая ситуация сложилась в нашем обществе в последние десятилетия. Глубокий кризис в экономике, не работающий хозяйственный механизм, бессилие руководства изменить положение формировали практику поведения, которая противоречила официально провозглашенным моральным требованиям. Знаменитая во времена социалистической экономики формула «план - закон деятельности предприятия» действовала в весьма своеобразных условиях.

Известно, что многие отрасли народного хозяйства страны, особенно те, что выпускали товары народного потребления, никогда не получали фондируемых материалов под стопроцентное выполнение плана. И это не могло не толкать хозяйственных руководителей на разного рода злоупотребления во имя выполнения установленных свыше заданий, причем, даже без всякой личной корысти, а лишь в интересах предприятия.

Так уже на стадии планирования в хозяйственные отношения закладывались заведомый обман, несоответствие слова и дела. А чего стоила практика составления фактически двух разных государственных бюджетов - благополучного для всеобщего обозрения и дефицитного для узкого круга посвященных!

В конечном счете моральный кризис нашего общества был лишь симптомом кризиса более глубокого - в экономических основах нашего социалистического бытия. Их очередной радикальный поворот к старому, основному руслу развития европейской цивилизации затронет конечно, и мораль. Оздоровит ли он ее? В перспективе - безусловно да, в ближайшем будущем - вряд ли. Ведь новые экономические, политические и пр. реальности переворачивают систему ценностей, сложившуюся в течение жизни многих поколений людей.

В новых условиях частная собственность оказывается не менее священной, чем общественная; заклейменная преступной спекуляция часто оборачивается честным бизнесом, а «родной» коллектив бросает человека на произвол судьбы, советуя опираться на собственные силы и не заниматься иждивенчеством.

Столь «крутая» смена ценностных установок и ориентиров не может пройти для морали безболезненно. Это напоминает хирургическую операцию без анестезии: больно, конечно, но потерпите, возможно состояние улучшится.

Пока же кризис морали продолжает углубляться. Надежду на его преодоление можно видеть, по крайней мере, в следующем:

во-первых, в простых общечеловеческих нормах нравственности (типа «не убий», «не укради», «чти отца своего» и пр.), которых все-таки большинство нормальных людей придерживается несмотря ни на что;

во-вторых, в механизме САМОРЕГУЛЯЦИИ морали, которая по самой сути своей предназначена для соблюдения общего, родового интереса в хаосе индивидуальных страстей и пороков. Реальная угроза этому общему интересу может стабилизовать нравы, остановить их деградацию. Моральный инстинкт редко подводит человечество.

Напомним еще раз, что никакая мораль по самой природе этого общественного феномена не может быть внедрена, навязана «сверху», с высоты теоретического уровня (как это возможно, например, в науке). Она должна вырасти «снизу», сложиться и оформиться на эмпирическом уровне, который теоретическая мораль может лишь корректировать, служить ему образцом, идеалом.

Реальной же основой улучшения нравов, т. е. практически складывающихся нравственных отношений и эмпирического морального сознания, может быть только наведение ПОРЯДКА в материальной и других сферах жизни нашего общества.