Красота Оладьи Стрижки

Введение, Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь - Духовная жизнь общества. Духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества – нематериальная сфера жизни общества. Духовная сфера включает в себя: духовные отношения, организации и социальные институты, которые создают духовные ценности: религию, мораль, право, философию, искусство, этику, эстетику.

Одной из сторон духовной жизни общества является общественное сознание – это совокупность взглядов и представлений людей, духовная жизнь данного общества. Носителем общественного сознания может быть как отдельный человек, так и социальная группа (например, политическая партия). Общественное сознание может быть направлено на любые сферы жизни общества, от политики до искусства – человек может иметь представления и мнения о любом объекте. Выделяют уровни общественного сознания:

Бытовое сознание – это жизненно-практический опыт человека, то, как человек воспринимает окружающий его быт и бытовую деятельность;

Нравственное (этическое) сознание – представление общества о морали; система нравственности человека;

Религиозное сознание – религиозные взгляды и представления человека;

Политическое сознание – идеи, которые выражают политические интересы социальных групп, наций и государств;

Эстетическое сознание – восприятие прекрасного, красоты и искусства. Эстетика – это чувственное восприятие человеком творчества и эталонов красоты;

Научное сознание – форма деятельности людей, которая направлена на познание природы и человека с помощью научных методов (экспериментов, анализа, синтеза, гипотез и т. д.);

Философское сознание – изучение мышления человека и способов познания, познание окружающего и закономерности развития мира. Основные вопросы, которые пытаются решить философы: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир.

Культура (от лат. – возделывание, воспитание, образование) – система исторически развивающейся человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей свободную самореализацию личности. Культура не может существовать без общества, поскольку она сама создается людьми и развивается под воздействием общества. Культура и ее элементы: религия, право, искусство, наука, философия, мораль, эстетика и этика.

В философии понятие «культура» появилось в эпоху Просвещения. Тогда она понималась как этап в развитии общества, характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Культура противопоставлялась природе и варварству первобытного общества.

В рамках аксиологического подхода культура стала рассматриваться как «система ценностей». Теоретики марксизма трактовали культуру как совокупность материальных (архитектура, живопись, скульптура, предметы быта, оборудование, транспортные средства) и духовных ценностей поэзия, еатр, образование, язык, правила и нормы).

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура . Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит "печать" деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности).

В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".

Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:

Cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

Cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

Cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также - вероисповедание.

Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.

На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную ?

Во-первых , материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства.

Во-вторых , предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.

В-третьих , предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.


Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.

Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.

По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны , он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.

С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры.

Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая.

Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека.

Формы культуры:

а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;

б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);

в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и

массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления :

Художественная культура,

Политическая культура,

Управленческая культура,

Культура поведения (этикет),

Педагогическая культура и т.п.

Социум - сложный, многомерный организм. Помимо экономической сферы, области политики и государственного устройства, социальных учреждений, существует еще и духовная плоскость. Она проникает во все перечисленные выше сферы жизнедеятельности коллектива, зачастую оказывая на них сильное влияние. Духовная жизнь общества - это система идей, ценностей, понятий. Она включает в себя не только накопленный багаж научных знаний и достижений прежних веков, но и принятые в социуме, ценностные установки и даже религиозные верования.

Все богатство чувств людей, взлеты их мысли, наиболее гениальные творения и свершения создают некий фонд. Это и есть духовная жизнь общества. Философия, искусство, религия, нравственность и наука, с одной стороны, хранят накопленные предшествующими поколениями идеи, теории, знания, а с другой - постоянно продуцируют новые свершения. всепроникающая: она влияет на другие пласты жизни социума. Так, к примеру, уважение к правам человека приводит к созданию демократических государств, где народ имеет возможность контролировать официальных лидеров.


Духовная жизнь общества - это комплексный феномен. Однако для удобства эту сферу деятельности принято разделять на теоретическую и практическую (прикладную). Первая, отталкиваясь от опыта предшественников, творит новые идеи, создает новые идеалы, совершает прорывы в научных достижениях и производит революцию в искусстве. Эти невидимые глазу новые знания и идеи, образы и ценности находят свое выражение в видимых предметах: новых девайсах и техниках, художественных произведениях и даже законах. Практическая сфера хранит, воспроизводит, распространяет, а также потребляет эти наработки. Тем самым меняется сознание людей, членов социума.

Духовная жизнь общества и индивидуума - это единое целое. Люди разные, а потому их духовное существование подчас разительно отличается. Окружение оказывает на личность, особенно в раннем возрасте, на стадии воспитания и обучения, огромное влияние. Люди впитывают в себя знания и умения, накопленные человечеством за прошедшие века, осваивают их. Потом приходит черед мира: индивидуум через свой опыт что-то принимает, а что-то отбрасывает из того, что предлагает ему коллектив. Существуют, правда, еще законы, с которыми человек вынужден считаться, даже если он не разделяет которые эти установления породили.


Можно сказать, что духовная жизнь общества постоянно влияет на индивидуума. Он рождается как бы дважды: сначала появляется на свет биологическая особь, а затем - в процессе воспитания, обучения и переосмысления собственного опыта - личность. В этом смысле социум оказывает на нее огромное, созидающее влияние. Ведь, как утверждал Аристотель, человек - животное общественное. И даже если индивидуум исповедует готтентотскую мораль (если я украду у другого - это хорошо, а если у меня украдут - это плохо), то на людях он будет вести себя иначе, то есть мимикрировать под гражданина с современными, общепринятыми моральными ценностями (красть - однозначно плохо).

С другой стороны, социум немыслим без его членов, без отдельных людей. А потому духовная жизнь общества получает постоянную подпитку от отдельных представителей, творцов, ученых, религиозных лидеров. Лучшие их деяния входят в копилку культуры человечества, развивая социум, двигая его вперед, совершенствуя. В этом смысле личность выступает не как объект, а как субъект

Сферой общественной жизни, определяющей специфику определенного общества, называют духовной жизнью общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.

Культура и духовная жизнь

Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.

Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию. Культуру принято называть совокупностью материальных и духовных достижений человечества, которые определяют способ общественной деятельности человека. Во многом развитие культуры зависит от исторического этапа развития общества.

Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.

Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.

Она фиксируется не только в духовных ценностях, она способна функционировать и в виде материальных продуктов, возникших в результате творчества человека.

Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.

Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру. Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.

Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

Разновидности культуры

Следует выделить три разновидности культуры – народную, массовую и элитарную. Народной культурой называют культуру широких народных масс.

Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

Такой вид культуры, как элитарная , зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.

К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры.

Понятие духовной жизни общества. Слово «дух» - это русский перевод встречающихся в античной философии и в Библии понятий «рпеиша» (грен.) и «spiritus» (лат.), означающих «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни), «душа». В рамках религиозной трактовки «дух» - это нечто над- природное, потустороннее, а духовный опыт человека - это его способность входить в живое соприкосновение с Божеством, Творцом или с безличным началом всего сущего. Поэтому духовная жизнь людей с точки зрения иудаизма, христианства, ислама и некоторых восточных религий - это главным образом жизнь в вере, исполнение божьих заповедей. Именно это, согласно религиозному пониманию, делает человека подлинно духовным. Только верующий человек способен одухотворять все сферы общественной и личной жизни. Иначе представляется духовная жизнь общества в рамках светского мировидения. Здесь «духовность» понимается как способность человека жить и действовать не только под давлением естественных (плотских) потребностей (голод, жажда и т.д.), но и с ориентацией на идеалы, ценности, нравственные нормы. В философии Нового времени понятие духа употреблялось для обозначения невещественного начала жизни в отличие от материального, природного. При этом давались рациональная и иррациональная трактовки духа. В рационализме определяющей стороной духа считался разум, мышление, сознание (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Ф. Гегель), в иррационализме - воля, воображение, интуиция (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман). Носителем духа, как полагали философы, выступает душа (как понятие жизненной энергии человека). Дух охраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность, но делать это он может, только вытесняя жизненные (природные) стремления. По мнению философов, дух выступает в трех формах бытия: 1) личный дух (дух отдельного индивида); 2) общий дух (объективный дух); 3) объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). Понятие духовной жизни общества тесно связано с представлением об объективном и объективированном духе. Носителем объективного духа является определенная общность. При этом объек тивный дух тесно связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека, в процессе которой индивид приобщается к духовной жизни общества. Приобщаясь к этой жизни, индивид (личность) объективирует личный и общий дух в совокупности творений (науке, искусстве и т.д.). В современной научной литературе под духовной жизнью общества понимают жизнь людей, связанную с «удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, являющегося одним из важнейших видов общественного производства, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением» (А. К. Уледов). Обычно в духовной жизни общества выделяют такие элементы, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духовные отношения. Иначе говоря, духовная жизнь общества рассматривается именно как социальная жизнь, включающая коммуникации людей, обмен информацией, формирование и удовлетворение определенных потребностей, непосредственное общение людей. В связи с этим следует различать понятия «духовная жизнь общества» и «общественное сознание», хотя в современной литературе эти понятия часто употребляются как синонимы. Общественное сознание обычно рассматривают как идеальное отражение общественного бытия, и в этом плане оно выступает в качестве продукта специализированной духовной деятельности (духовного производства). Поэтому понятие «духовная жизнь общества» шире понятия «общественное сознание». Духовная сфера жизни общества. В современной литературе под духовной сферой жизни общества понимают такую сторону жизни общества, которая связана с духовным производством, с функционированием специализированных социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Поэтому духовную сферу иногда рассматривают как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей. В духовной сфере создается и распространяется информация, необходимая для осмысленной жизнедеятельности людей. В ней производятся знания, формируются ценности и идеалы, кристаллизуются нормы, складываются установки. В этой сфере люди познают и оценивают жизненную реальность, ищут истину и правду, формируют свои представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, достойном и непристойном. Духовная сфера жизни общества имеет разные уровни проявления. Продуктом уровня повседневности выступает обыденное сознание. Этот уровень богат и разнообразен. Каждый человек живет погруженным в череду дней, в страсти и пристрастия, решая конкретные жиз ненные задачи. На этом уровне причудливо смешаны знания и заблуждения, рассудок и предрассудки, окрашенные переживанием, восприятием мира через волнения, страсти и порывы духа. Продуктом уровня профессионального производства выступают теоретическое сознание и художественные ценности. Его творцами являются особые группы интеллектуалов (ученые, философы, идеологи) и творчески одаренных личностей (писатели, художники и т.д.). На этом уровне строятся научные модели действительности, открываются и формулируются законы, постигается глубинная суть вещей, формируются общественные идеалы, разрабатывается стратегия общественной жизни, создаются произведения искусства. Духовная сфера жизни общества - это не только духовное производство, но и сфера формирования духовных потребностей, распространения и потребления духовных ценностей. В связи с этим в духовной сфере жизни общества выделяют такие ее элементы, как наука, искусство, идеология, религия, мораль, образование, воспитание. Под наукой понимают такой специализированный социальный институт, который связан с производством, хранением и распространением новых знаний о природе, обществе и человеке, способах получения этих знаний и использования их в общественной практике. Искусство - это специализированный институт эстетического мастерства, художественного творчества. Под идеологией понимают совокупность идеалов, идей, взглядов, которые выражают интересы и позицию в общественных делах отдельных групп людей. Идеология может быть классовой, национальной, религиозной, политической, профессиональной и т.д. Она, как правило, концептуализирована, т.е. представлена в теоретическом виде, либо выражена в форме призывов, лозунгов, программ, более или менее четко сформулированных целей. Религия - это мировоззрение и мироощущение и связанное с ними поведение, основанное на вере в существование Бога (божества). Мораль - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Под образованием понимается социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей, который складывается под влиянием знания и духовных ценностей. Воспитание в современной научной литературе рассматривается как воздействие общества на развивающегося индивида, с целью развертывания у него проявляющихся дарований или сдерживания каких-либо негативных задатков. Повседневный и профессиональный уровни духовной сферы жизни общества неразрывно связаны между собой и представляют духовное единство. Обыденные представления и ценности, рождающиеся в значительной мере стихийно в глубинах народной жизни, передающиеся от поколения к поколению, получают свое выражение и развитие через творчество личности. Нет религии без пророков, богословов, духовенства, т.е. без тех, кто сформулировал и провозгласил ее заповеди (подобно Моисею, Конфуцию или Христу). Нет искусства без ваятелей и поэтов, композиторов и исполнителей, режиссеров и актеров. Нет философии без Платона, Аристотеля и Б. Спинозы, B.C. Соловьева, Г.В.Ф. Гегеля и Б. Рассела. Ключевые слова и понятия Дух. Духовная жизнь общества. Общественное сознание. Духовные потребности. Духовное производство. Контрольные вопросы и задания 1. Какие можно выделить элементы духовной жизни общества? 2. Какие специализированные институты существуют в духовной жизни общества? 3. Какую роль играет мораль в общества? 4. Сравните науку, религию и идеологию. 5. Докажите, что повседневный и профессиональный уровни духовной жизни общества связаны между собой. 3.