Красота Оладьи Стрижки

Духовный мир человека и деятельность, деятельность в сфере духовной, созданию ценностей - человек и мир. Существующие виды духовной деятельности

В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти сферы деятельности влияют на социальное бытие человека.

Какие разновидности духовной деятельности можно выделить

Существуют следующие виды деятельности - практическая, и духовная - теоретическая. Последний вид деятельности создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.

Что собой представляет практическая деятельность


Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них духовные ценности передаются от поколения к поколению.

Зачем необходима духовная деятельность

Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные - средство развития человека в обществе, и духовные - способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.

Духовная деятельность в настоящее время необходима


Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.

Человек видится представителями современной философской мысли существом многомерным, причем каждая «мера» соотносится с определенным уровнем сознания. При этом только уровень сознания не может ограничивать бытие человека, поскольку огромные пласты этого сознания выходят за пределы разума и интеллекта.

Научному познанию свойственна рациональность в ее современной трактовке, сложившейся одновременно с выделением научного знания и особой формы деятельности по производству этого знания. Следовательно, не всем способам постижения и объяснения человека и мира присуща рациональность. В наши дни это особенно четко проявляется в результате кризиса научной рациональности и науки вообще. В этой связи в последнее время многими авторами особо выделяется интеллектуальный аспект духа, когда этот дух наделяется специфическими возможностями, функциями или свойствами, характерными для мыслительной деятельности и разума.

Исходя из этой точки зрения, дух мыслится как совокупность феноменов рационального мышления и, соответственно, сюда входят такие феномены, как интеллект, воля, память, фантазия. Дух также может пониматься как «одухотворенное бытие», то есть как некоторая установка, принцип либо мотив, характерный для определенных воззрений, мнений или поступков, имеющих коллективную природу. Понимание духа в его объективированных формах приобретает более широкий смысл, а именно понятие объективного духа означает общее состояние культурных ценностей, особенно интеллектуальных, нравственных и религиозных ценностей.

Но было бы неправильно ставить знак равенства между духом и духовностью, с одной стороны, и рациональной составляющей человека — с другой. Данную рациональную часть следует дополнить иными аспектами сознания и мышления, такими как воля, эмоции, которые имеют право быть причисленными к сфере духовного мира человека и его ценностей. В истории философии мы встречаемся с разными примерами сравнений духа. Так, К. Юнг противопоставляет дух материи так же, как жизнь противостоит смерти. Дух видится им как динамическое, активное, творческое начало, материя же статична и инертна.

Однако материя, вместе с тем, в большой степени связана со своими атрибутами и проявлениями, то есть и с духом. Противопоставляя таким образом дух и материю, Юнг снимает тем самым вопрос о происхождении духа и всю проблематику самоорганизации и синергетики, ставшую сегодня популярной. Понятие души вызывает интерес с незапамятных времен и, следует отметить, наполняется скорее образным содержанием, чем научным. Понятие души многозначно. Оно используется, во-первых, для самовыражения, во-вторых, для оценки отношения личности к окружающим, а главное, понятие «душа» является отражением того целостного подхода к человеку.

Поэтому душа выступает целостным самоощущением процесса жизни, как определенное состояние внутреннего мира человека. Понятия «душа», «дух» трактовались в отечественной философии либо как часть идеалистической философии, либо как синонимы психики, обозначающее сознание. Однако психика — это не только категория сознания, но и бессознательное, и все многообразие форм отражения. Следовательно, нельзя ставить знак равенства между психикой и духовностью, понятие духовности гораздо шире и не может быть сведено только к сознанию, основой которого является, прежде всего, знание. А в основе духовности лежит стремление не только к истине, но и к добру, красоте, состраданию и другим характеристикам человеческого бытия.

Не подлежит сомнению наличие связи духовности с сознанием, однако заметим, что данная связь реализуется не в полном объеме. Под духовностью понимается высший уровень сознания, выходя на который человек проникает в сферу надличностных интересов и ценностей и обретает особую, свойственную только ему личностную окраску и направленность на высшие проявления человеческого «Я». Для отечественной философской школы характерно обращение к понятиям духовной жизни и общественного сознания, духовного производства и духовной культуры, человеческого фактора с целью определения их содержания и корреляции между собой.

Глава III.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите разных людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых людей они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают понятия «дух», «духовное» с представлениями о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности.

Многозначность интерпретаций, с одной стороны, свидетельствует о важности названных понятий, а с другой - затрудняет их научное определение. В данном параграфе мы попытаемся рассмотреть социальный смысл понятий «духовная деятельность», «духовные ценности», «духовный мир человека». Нам предстоит выяснить, какое место духовная деятельность занимает в общей структуре деятельности, как ученые изучают различные стороны духовной жизни общества, как духовные ценности влияют на развитие личности.

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

В индивидуальной человеческой жизни духовные ценности выполняют ориентирующую и направляющую роль. Они как звезды или маяки, указывающие мореходам путь. Благодаря ценностям люди могут отличать важное от незначительного, тривиального. Способность суждения или оценки немецкий философ И. Кант считал одной из высших человеческих способностей. Она связана, с одной стороны, со свободой выбора, а с другой - с целеполагающей деятельностью и духовным самоопределением личности.

Ценностями люди считают то, что они ставят выше сиюминутных радостей и удовольствий, что придает смысл и значение их существованию. Американский психолог Э. Фромм писал, что люди определяют смысл жизни через соотнесение с ценностями. Для некоторых в качестве ведущей духовной ценности может выступать познание, для других - любовь, творчество, вера, свобода, забота о благе Отечества. Ради этих ценностей люди способны переносить жизненные невзгоды и лишения, сознательно идти на самоограничения и даже жертвуют собой. Разумеется, в реальной, практической жизни духовные ценности являются не в виде абстрактных идей, а в виде конкретных, чувственно осязаемых символов, например образов любимых литературных героев, поэтических строк и картин, гениальных изобретений и научных открытий. Общаясь с символами, люди общаются с ценностями.

Вместе с тем Э. Фромм указывал на «антиценности», или ложно понятые, извращенные ценности, такие как эгоизм и нарциссизм, стремление к безграничному богатству, славе и господству, страсть к разрушению, наркотическая эйфория, расизм и фашизм. Они тоже представлены символами-фетишами, которым поклоняется немало людей. Масштабы распространения этих явлений в современной духовной жизни вызывают обеспокоенность, ибо они оказывают разрушающее воздействие на общество и личность.

Обращение к духовным ценностям делает человека самостоятельным и последовательным в действиях, независимым от случайных оценок, предвзятых мнений. Наверное, вам приходилось встречать таких людей. Они не только много читают, увлекаются искусством, наукой, политикой, но и воспринимают все это глубоко осмысленно, лично. С ними интересно общаться. О таких людях говорят, что они обладают богатым духовным миром . С другой стороны, человек, не соотносящий себя ни с какими духовными ценностями, способен жить только сегодняшним днем. Его судьба зависит от прихоти случая и расхожих мнений, собственных пристрастий и капризов, и в целом его жизнь представляется бессмысленной. А вы уже задумывались, какому важному общественному делу, какому призванию вы хотите посвятить свою будущую жизнь? Не обязательно говорить об этом публично. Пусть пока это будет вашей личной тайной, но подумать об этом, конечно же, стоит!

Основные понятия: духовная деятельность, духовные ценности, специализированная и неспециализированная духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности.

Термины: аксиология, опредмечивание ценностей, распредмечивание ценностей, секуляризация, знак, символ.

Проверьте себя

1) Дайте определение понятию «духовная деятельность». 2) Как связаны духовная деятельность и духовные ценности? 3) Раскройте суть процессов опредмечивания и распредмечивания в духовной деятельности. 4) В чем выражается общественный характер духовных ценностей? 5) Можно ли утверждать, что духовные ценности носят объективный характер? Свой вывод обоснуйте. 6) Назовите основные исторические формы духовной деятельности людей. 7) Что относится к специализированной духовной деятельности? 8) В каких областях общественной жизни проявляется неспециализированная общественная деятельность? 9) Какова роль духовных ценностей в жизни человека?

1. Примените знание основных компонентов деятельности к понятию «духовная деятельность» и установите, что является объектом духовной деятельности, кто выступает ее субъектом, что побуждает людей к этому виду деятельности, каковы ее основные результаты и средства их достижения.

2. По данным социологического опроса начала XXI в., на вопрос «Кем хочет стать современная молодежь?» получены следующие ответы: 32% респондентов желают стать бизнесменами; 17% - экономистами; 13% - банкирами; 11% - бандитами; 5% - менеджерами; 1% - космонавтами; 21% назвали другие профессии. Опрос родителей на тему «Что больше всего беспокоит в детях?» свидетельствует, что 26% назвали агрессивность и жестокость; 25% - безнравственность; 24% - наркоманию; 15% - лень. (Аргументы и факты. - 2002. - № 28, 29; Комсомольская правда. - 2002. - 26 декабря.)

Можно ли на основе этих данных сделать выводы о ценностных ориентирах современной молодежи? Если да, то какие?

3. Проанализируйте приведенную ниже таблицу. Есть ли зависимость между социальным положением человека (статусом) и его культурными запросами? Конкретизируйте свой вывод.

А каковы ваши культурные предпочтения?

Проведение свободного времени молодыми москвичами

Форма проведения досуга

Социальный статус (в %)

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Телевидение

Чтение книг, журналов, газет

Общение с друзьями

Радио, музыка

Концерты, театры, музеи

Спорт, кружки, занятия

Хобби, увлечения

Дискотеки, рестораны, ночные клубы

Компьютер, Интернет, игры

Религиозное участие

Общественно-политическая деятельность


4. Одним из вариантов структуры духовной деятельности может служить следующая схема.

Кто, на ваш взгляд, выполняет роль посредников между двумя областями духовной деятельности в современном обществе?


Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного отечественного исследователя Ю. Лотмана.

Символическая природа культуры

Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.

Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу. Остановимся на последней. Подумаем о таком простом и привычном, как хлеб. Хлеб веществен и зрим. Он имеет вес, форму, его можно разрезать, съесть. Съеденный хлеб вступает в физиологический контакт с человеком. В этой его функции про него нельзя спросить: что он означает? Он имеет употребление, а не значение. Но когда мы произносим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», слово «хлеб» не просто означает хлеб как вещь, а имеет более широкое значение: «пища, потребная для жизни». А когда в Евангелии от Иоанна читаем слова Христа: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), то перед нами - сложное символическое значение и самого предмета, и обозначающего его слова.

Меч также не более чем предмет. Как вещь, он может быть выкован или сломан, его можно поместить в витрину музея, и им можно убить человека. Это все - употребление его как предмета, но, когда, будучи прикреплен к поясу или, поддерживаемый перевязью, помещен на бедре, меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже предстает как символ и принадлежит культуре.

В XVIII в. русский и европейский дворянин не носит меча - на боку его висит шпага (иногда крошечная, почти игрушечная парадная шпага, которая оружием практически не является). В этом случае шпага - символ символа: она означает меч, а меч означает принадлежность к привилегированному сословию…

Шпага как оружие, шпага как часть одежды, шпага как символ, знак дворянства - все это различные функции предмета в общем контексте культуры.

В разных своих воплощениях символ может одновременно быть оружием, пригодным для прямого практического употребления, или полностью отделяться от непосредственной функции. Так, например, маленькая, специально предназначенная для парадов шпага исключала практическое применение, фактически являясь изображением оружия, а не оружием. Сфера парада отделялась от сферы боя эмоциями, языком жеста и функциями. Вспомним слова Чацкого: «Пойду на смерть, как на парад». Вместе с тем в «Войне и мире» Толстого мы встречаем в описании боя офицера, ведущего своих солдат в сражение с парадной (то есть бесполезной) шпагой в руках. Сама биполярная ситуация «бой - игра в бой» создавала сложные отношения между оружием как символом и оружием как реальностью. Так шпага (меч) оказывается вплетенной в систему символического языка эпохи и становится фактом ее культуры.

Вопросы и задания к источнику:

1) Как связаны реальная функция и символическое значение предметов культуры? 2) Приведите свои примеры предметов, широко используемых в повседневной жизни и вместе с тем имеющих символическое значение.

Об этом спорят

Ознакомьтесь с отрывком из книги Е.Н. Шапинской, С.Я. Кагарлицкой.

Восточная философия: тайное знание или традиционализм?

Произведение искусства, рассмотренное как символическое «богатство», а не как экономическое богатство, существует как таковое только для человека, который имеет возможность его «усвоить-присвоить», т.е. расшифровать…

Акт расшифровки произведения искусства, его спонтанное и адекватное «понимание» возможны и эффективны только в том случае, когда культурный код, который делает акт дешифровки возможным, полностью усвоен наблюдателем, сливается с культурным кодом, который сделал возможным данное произведение. Культурный код автора должен совпадать с культурным кодом воспринимающего. Когда эти специфические условия невозможны, возникает непонимание… Не признавая же, что произведения закодированы, и закодированы неким определенным кодом, мы бессознательно применяем код, который работает для повседневного восприятия, для дешифровки знакомых объектов к произведениям иных традиций. Очень важно отказаться от мифа о свежем взгляде, который считается добродетелью, дарованной «безыскусностью» и «невинностью». Одна из причин, почему менее образованные читатели или зрители в наших обществах так склонны требовать реалистического изображения, заключается в том, что, будучи лишенными специфических категорий восприятия, они не могут применять к произведениям высокой культуры никакой другой код, кроме того, который дает им возможность восприятия объектов повседневного окружения как значимых. Минимальное и непосредственное понимание, доступное самому простому наблюдателю и дающее ему возможность узнать «дом» или «дерево», все равно предполагает соглашение, разумеется, бессознательное, между художником и зрителем относительно того, что считать реалистичным в ту или иную историческую эпоху.

Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как неразрывное единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим.

Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом особенностей общности, к которой индивид принадлежит, только в тесной связи с духовной жизнью общества.

Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается.

> Деятельность в сфере духовной

В чем ценность книги: в ее содержании или в качестве бумаги, обложки, шрифта и т.д.? Есть творческой деятельности тех людей, которые не создают, а только распространяют духовные ценности? Чем "потребление" книги отличается от еды?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Понятие "культура", духовная культура, виды деятельности, потребности человека.

Вспомним отличие духовной деятельности от материальной: первая связана с изменением сознания людей, вторая - с преобразованием объектов природы и общества. Рассмотренная выше познавательная деятельность является важным проявлением духовной деятельности, ее результатом является знания.

Однако духовная деятельность не сводится только к познавательной. Рассматривая духовную деятельность в целом, можно условно выделить два ее вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую.

Первый вид - это производство (создание) духовных ценностей (духовных благ). Продуктом духовного производства есть мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных "философских, религиозных и художественных произведений (например, мысли об эволюции органического мира, изложенные в книге Ч. Дарвина" Происхождение видов путем естественного отбора " , идеи и образы такого произведения Леси Украинский как "Лесная песня", образы, отраженные в картинах и фресках Врубеля, или музыке Лысенко, законодательных актов.

Второй вид - это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, то есть деятельность, результатом которой являются изменения сознания людей.

Созданию ЦЕННОСТЕЙ

Для того, чтобы понять особенности духовного производства, сопоставим его с материальным. Если сказать коротко, то материальное производство - это создание вещей, а духовное - создание идей. Созданные вещи - продукт труда. А идеи? Они результат трудовых усилий, преимущественно умственных. Вы знаете, что роман или научная книга, художественное полотно или большой музыкальное произведение - это нередко многолетний труд автора.

Можно считать, что материальное и духовное производства отличаются тем, что первое основано на физическом труде, а второе - на умственной? Если задумаемся, то придем к выводу, что все, что делает человек в материальном производстве, предварительно проходит через его сознание. Не бывает труда без осознания ее целей и средств. Как говорится, все нужно "делать с головой". А духовное производство наряду с умственным трудом требует времени и немалых физических усилий. Вспомним о труде скульптора или дирижера, балерины или ученого-экспериментатора.

Отметим также, что духовное производство, как видно из сказанного, связанное с производством материальным. Во-первых, бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и многое другое - необходимое условие духовного производства. Во-вторых, некоторые продукты духовного производства является элементом материального производства: это технические идеи и научные теории, становятся производительной силой.

Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной. Это люди, которые имеют соответствующее образование, обладающих мастерством. Конечно, знаний для овладения приемами данного вида деятельности недостаточно. Ведь продукт духовного производства отличается новизной, уникальностью, а следовательно, это результат творческой деятельности.

Но духовное производство наряду с профессиональной деятельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуществляемую народом. ее результатом могут быть народный эпос, народная медицина, обряды, имеющие самостоятельную ценность (народные сказки и предания, рецепты лечения травами, народные свадебные обряды и т.д.). Многие люди, не будучи профессионалами, с увлечением приобщаются к творческой духовной деятельности через участие в художественной самодеятельности. Некоторые из них в своем творчестве поднимаются до уровня профессионалов. Нередко образы или знания, созданные, например, творчеством народных музыкантов или целителей, становятся основой художественных произведений профессиональных мастеров и научных трудов специалистов.

Важная особенность духовного производства заключается в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора выявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои способности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность работы состоит в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал английский натуралист Чарльз Дарвин (1809-1882): "Главной моей наслаждением и единственным занятием в течение всей жизни была научная работа и возбуждение, вызванное ею, что позволяет мне забывать или совсем устраняет мое постоянное плохое самочувствие".

С этой особенностью духовного производства связано и то, что между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значение для других людей нередко существует промежуток времени. Некоторые технические изобретения и художественные произведения были понятны и оценены только после смерти их создателей, а иногда - через века.

Итак, духовное производство - деятельность людей по созданию духовных ценностей. Многие из них - научные открытия, изобретения - способствуют развитию производства материальных благ. Другие, например, социальные нормы, помогают упорядочить жизнь общества. Все духовные ценности способны удовлетворять духовные потребности человека, влиять на его сознание. Это влияние, следствием которого является рост духовной культуры людей, обеспечивается деятельностью по сохранению, воспроизведение, распространение духовных ценностей в обществе, то есть духовно-практической деятельностью.

Продуктом духовного производства могут быть и заблуждения, утопии, ложные суждения, нередко получают большое распространение. Однако человечество сохраняет те идеи и образы, в которых воплощены мудрость, знания, опыт.

Презентация на тему: Духовная деятельность























1 из 11

Презентация на тему: Духовная деятельность

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Виды духовной деятельности: ДУХОВНО- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ- Производство (создание) духовных ценностей (духовных благ) ДУХОВНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ- Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также освоение(потребление) созданных духовных ценностей, т.е. деят-сть, результатом которой является изменение сознания людей.

№ слайда 3

Описание слайда:

СОЗДАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕН ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УЯСНИТЬ ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА, СОПОСТАВИМ ЕГО С МАТЕРИАЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ. МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО- СОЗДАНИЕ ВЕЩЕЙ ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО- СОЗДАНИЕ ИДЕЙ СОЗДАННЫЕ ВЕЩИ- ПРОДУКТ ТРУДА СОЗДАННЫЕ ИДЕИ- РЕЗУЛЬТАТ ТОЖЕ ТРУДОВЫХ УСИЛИЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО УМСТВЕННЫХ

№ слайда 4

Описание слайда:

Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной. Это люди, имеющие соответствующие образование, владеющие мастерством. Конечно, знаний, владения приёмами данного вида деятельности недостаточно. Ведь продукт духовного производства отличается новизной, уникальностью, а следовательно, это результат творческой деятельности.

№ слайда 5

Описание слайда:

Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и др. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора проявить, выразить себя, передать своё настроение, реализовать свои способности. Для учёного, музыканта, художника, поэта ценность труда заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал английский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809-1882): « Главным моим наслаждением и единственным занятием в течение всей жизни была научная работа, и возбуждение, вызываемое ею, позволяет мне на время забывать или совсем устраняет моё постоянное плохое самочувствие». Чарльз Дарвин

№ слайда 6

Описание слайда:

Духовное производство - деятельность людей по созданию духовных ценностей. Научные открытия, изобретения – способствуют развитию производства материальных благ. Социальные нормы помогают упорядочить жизнь общества Продуктом духовного производства могут быть и заблуждения, утопии, ложные суждения, которые нередко получают широкое распространение. Однако человечество хранит те идеи и образы, в которых воплощены мудрость, знания, опыт.

№ слайда 7

Описание слайда:

Освоение духовных ценностей Сознание, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей. Духовное потребление- процесс удовлетворения духовных потребностей. Важнейшая духовная потребность человека- в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Древнегреческий учёный Аристотель « Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель 16 века М. Монтень утверждал: « Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».

Описание слайда:

Ещё одна духовная потребность человека- в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество- подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество- таковы некоторые проявления потребности в общении.

№ слайда 10

Описание слайда:

Сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что Духовное потребление- это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определённых усилий, использования соответствующих средств. Во многих случаях на духовное потребление оказывает большое влияние мода. Модными могут стать те или иные книги, театральные спектакли, стихи и песни. Наиболее распространённые средства приобщения к духовным ценностям

№ слайда 11

Описание слайда:

Подведём итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор её форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет учёным или писателем, актёром или художником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он может приобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея, конкурсах художественной самодеятельности. А главное- каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.