Красота Оладьи Стрижки

Своеобразие психологического мастерства в прозаическом творчестве И. Бунина: теория и практика. Проза И.А.Бунина: общая характеристика Психологизм и особенности бунинской прозы

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Карпекина Татьяна Валентиновна. Развитие представлений о психологизме при изучении русской прозы рубежа XIX-XX веков в 11 классе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Карпекина Татьяна Валентиновна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 195 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/218

Введение

ГЛАВА I: Теоретические основы формирования и развития представлений о психологизме художественной литературы в старшей школе

1.1. Психологизм в художественном произведении 11

1.2. Понятие «психологизм» в школьных программах и учебной литературе 37

1.3. Психолого-педагогические основы развития представлений о психологизме у старшеклассников 63

Выводы по 1-й главе 93

ГЛАВА II: Методика работы с учащимися 11 классов по развитию представлений о психологизме при изучении русской прозы рубежа XIX - XX веков

2.1. Поэтапное развитие представлений о психологизме при изучении русской прозы рубежа XIX - XX веков 98

2.2. Изучение психологизма А. И. Куприна: традиции и новаторство 105

2.3. Анализ индивидуальных форм психологизма И. А. Бунина... 127

2.4. Рассмотрение проблемы самостояния в раннем творчестве М.Горького и Л. Андреева 142

Выводы по 2-й главе 173

Заключение 176

Библиография 1

Понятие «психологизм» в школьных программах и учебной литературе

Для психологического стиля, по Есину, характерна ведущая роль прямой формы, остальные - вспомогательные. Он подчеркивает, что в психологическом стиле все средства предметной изобразительности так или иначе служат целям психологического анализа, поэтому, например, в гоголевской сатире нет места психологизму.

Интересную точку зрения на психологизм предлагает Е. А. Михеичева. Полагая, что данное понятие охватывает три аспекта художественного произведения: содержательный, формальный и функциональный, она определяет психологизм как «художественное выражение авторского сознания через психику героя с учетом уровня сознания читателя и с целью воздействия на него» . Таким образом, психологизм, в понимании Е. А. Михеичевой, есть трехкомпонентная сущность, содержательный план которой составляет сознание автора, план выражения - психика героев, функциональный план - сознание читателя. Однако, принимая во внимание сложный характер отношений содержания и формы в литературном произведении, данное определение представляется небесспорным. Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией А. Н. Николюкина, суммируя мнения А. П. Скафтымова, И. В. Страхова, В. В. Компанееца, А. Б. Есина, Л. Я. Гинзбург, дает следующее определение этому понятию: «Психологизм в литературе (греч. psyche - душа; logos - понятие) -глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев: их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту эстетического мира произведения» .

Психологизм как стилеобразующий принцип наиболее ярко и полно был воплощен в творчестве писателей - психологов XIX века.

Как подчеркивает У. Р. Фохт, «психологизм Пушкина, Гоголя, Лермонтова отличается от психологизма романтиков тем, что он стал объектом изучения, а не формой самовыражения писателей» . Именно в творчестве этих писателей романтическая личность обрастала плотью и кровью, становилась типической: «лишний человек», «маленький человек», «мертвые души». Выдвинутая в ряде произведений на первый план задача -«заглянуть в душу человека» стала основополагающей для писателей П-й половины XIX века.

Наивысшего расцвета художественный психологизм в литературе этого периода достиг в творчестве Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Но к изображению сложности человека, в силу своей творческой индивидуальности, мировоззренческих различий, они подошли с разных сторон. Главной задачей психологического анализа Л. Н. Толстого было выявить нравственную доминанту в процессе постоянно меняющейся картины духовной жизни героев, основной стилеобразующий принцип его психологического повествования - «диалектика души», т.е. постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии. Но нравственная доминанта героев Толстого такова, что не позволяет углубляться в «гадкое», «противуестественное» . Особенность психологизма И. С. Тургенева состоит в его ненавязчивости, незаметности - то, что в литературоведении принято называть «тайным психологизмом» Тургенева. Он ставил своей художественной задачей не столько объяснить, растолковать существо психологических процессов, сколько воссоздать душевное состояние предельно отчетливо, внятно. Эмоциональной стороне психологической жизни Тургенев уделяет большее внимание, потому что именно в том, что не зависит или не вполне зависит от рассудочного контроля, человек проявляет свои глубинные, сущностные черты характера. По сравнению с Толстым и Тургеневым, Достоевский более целенаправленно искал возможность прорыва в образность бессознательного. Он создал целую теорию «фантастического реализма», который с «поражающей верностью» позволяет передать «состояние души человека». Достоевский изображает не просто сосуществование и борьбу в душе героя противоположных мыслей и желаний, но и их странный, парадоксальный переход друг в друга.

Литература XIX века показала всю глубину и сложность человеческой натуры и по праву считается «эпохой господства психологического анализа» (Л. Я. Гинзбург). Реалистическая концепция мира и человека открывала художнику слова безграничные возможности для углубления во внутренний мир отдельного «я». Но качественное изменение в изображении мира и человека стало возможным лишь в последующую литературную эпоху, эпоху конца XIX - XX веков. Для этого нужно было, чтобы представление о мире и самом себе, свойственное передовой личности «золотого века», претерпело серьезные изменения. В числе важных нелитературных факторов, оказавших влияние на этот процесс, необходимо назвать достижения физиологии и психологии, физики и математики, научной социологии, в связи с чем значительно усложняется представление о физической картине мира. Поворот этот стимулировался и нестабильностью социальных отношений переходной эпохи, катастрофичностью их развития в период «трех революций».

Психолого-педагогические основы развития представлений о психологизме у старшеклассников

В программе под редакцией А. Г. Кутузова уделяется повышенное внимание изучению творчества И. А. Бунина и Л. Н. Андреева во взаимосвязи с литературной традицией XIX века, а именно: влияние Толстого, Древнего Востока - пантеистической философии на мировоззрение Бунина, Достоевский и Андреев - проблемы одиночества, отчуждения, обезличивания человека, детерминации и свободы личности, включение в повествование экспрессивных средств выразительности, сгущение эмоциональной атмосферы. Часто эти и другие особенности психологизма Л. Андреева - в произведениях «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского», «Бездна» и других - связываются авторами некоторых программ (например, В. Г. Маранцманом или Г. С. Меркиным, С. А. Зининым, В. А. Чалмаевым ) с его принадлежностью к художественному направлению «экспрессионизм». Стоит обратить внимание и на тот факт, что творчество этого писателя представлено далеко не во всех программах или изучается факультативно, тогда как проза Л. Андреева остро психологична и насыщена новыми средствами психологического анализа.

К творчеству раннего Горького учитель обращается уже в средней школе - с 5 - по 9 классы: «Детство» (В. Г. Маранцман, А. И. Княжицкий ) «Легенда о Данко», «Старый год», «Мои университеты» (Т. Ф. Курдюмова ), «Песня о Соколе», «Маленькая!» (М. Б. Ладыгин, Г. И. Беленький ), «Челкаш», «Макар Чудра» (В. Я. Коровина, А. Г. Кутузов ). На этом этапе авторам программы важно познакомить учащихся с изобразительно-выразительными и ритмико-интонационными средствами языка, дать начальное представление о символе.

В 11 классе прослеживается эволюция взглядов М. Горького и к уже имеющимся сведениям о поэтике этого писателя добавляются новые. Например, программу под редакцией А. Г. Кутузова отличает то, что творчество Горького в 11 классе включено, не в раздел «Советская литература», как во многих программах, а рассматривается вместе с традиционно считающимися писателями рубежа Х1Х-ХХ веков - Буниным, Андреевым, Куприным. А именно, философско-этический идеал личности в раннем творчестве писателя, типология горьковских персонажей -«строптивцы», «озорники», «счастливые грешники», «веселые», «гордые духом», идеологический и философский смысл психологических характеристик. Из раннего творчества изучаются «Девушка и смерть» - тема несовместимости любви и свободы, «Старуха Изергиль» - эволюция художественной трактовки индивидуализма, «Челкаш» - попытка соединить свободную жизнь с «нужной», «Мальва» - тема отверженных жизнью людей, действительность и свободная воля героя, «Коновалов» - драма «ненужного» человека. Но в этой и других программах по литературе напрямую вопрос об особенностях психологизма раннего М. Горького не ставится, хотя основания для этого имеются. Так, разработчики программ рекомендуют учителю в ходе анализа произведений М. Горького осветить следующие вопросы -«новой тип писателя, рожденного эпохой» (В. Г. Маранцман ), «раскрепощение человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма» (Г. С. Меркин, С. А. Зинин и В. А. Чалмаев ), «романтические и реалистические стилевые тенденции в творчестве М. Горького» (А. И. Княжицкий ). Перечисленные аспекты изучения произведений М. Горького дают нам полное основание говорить о наличии психологизма в раннем творчестве этого писателя.

Анализ программного материала позволил нам выявить следующую систему формирования представлений о литературном явлении «психологизм», которой будем следовать в дальнейшем: I этап. 7-8 классы - начальное формирование представления о психологизме: накопление фактов о понятии, общее представление о приемах психологического анализа (без детализации, описания каждого приема), «сокращенная» характеристика явления; II этап. 9-10 классы - систематизированное изучение особенностей психологизма писателей XIX века: формирование представления об индивидуальных особенностях художников-психологов: М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова определение характерных признаков психологизма и их систематизация, полная характеристика явления; III этап. 11 класс - актуализация уже полученных знаний о психологизме и их развитие при изучении литературы рубежа XIX - XX веков: формирование представления об индивидуальных особенностях психологизма А. И. Куприна, И. А. Бунина, Л. Андреева и М. Горького -определение характерных признаков психологизма и их систематизация, расширенная характеристика явления.

Другим важным этапом нашего исследования стал анализ основных учебных пособий, предназначенных для школы, к которым относятся учебники, учебники-практикумы, методические пособия для учителя.

Рассмотрим вначале учебно-методический материал, предназначенный для 10 класса, так как на этом этапе у учащихся формируется представление о психологизме как литературоведческом понятии.

При изучении историко-литературного курса в 10 классе в центр работы поставлено постижение психологизма русской классической литературы. Выбор именно этого аспекта обусловлен прежде всего спецификой литературы как вида искусства. «Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил» . Осмысление русской литературы второй половины XIX века под избранным углом зрения позволяет постичь во всей полноте индивидуально-авторский тип художественного сознания и особенности индивидуального стиля русских писателей.

Изучение психологизма А. И. Куприна: традиции и новаторство

Всего было опрошено 30 респондентов. Анализ ответов учителей на предложенную анкету позволил сделать следующие выводы: - Для большинства учителей-словесников проблема формирования и развития представления о психологизме является актуальной. Ответ на вопрос, часто ли в Вашей работе возникает потребность обращения к понятию «психологизм», в основном был положительным. Это литературоведческое понятие относится к разряду тех, без которых невозможен анализ художественного текста.

Вопрос, выявляющий возможности обращения к понятию «психологизм» на различных этапах литературного образования, оказался довольно спорным. Разноречивость мнений проявилась во взглядах на начальный период обращения к понятию. Здесь учителя разделились на три группы, в зависимости от выбора учебной программы по литературе: первая группа вводит понятие «психологизм» в 7-м классе при изучении раннего творчества Л. Толстого, вторая - в 8-м при изучении повестей И. Тургенева, третья - в 9-м при знакомстве с первым психологическим романом XIX века М. Лермонтова «Герой нашего времени».

Давая определение понятию «психологизм», учителя следовали традиционной трактовке, изложенной в литературоведческом словаре: «художественное изображение внутреннего мира персонажей», «умение раскрыть внутренний мир человека, показать ход мысли, мышление как процесс». Но формы психологизма не были ими перечислены в полной мере, из чего можно сделать вывод, что большинство преподавателей имеет общее представление об этом понятии и знания о нем не систематизированы. Кроме того, анкетирование выявило еще одну проблему: некоторые учителя относят к писателям-психологам тех, чья проза традиционно считается «непсихологической». Например, творчество А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Булгакова.

Большинство учителей отводят понятию «психологизм» центральное место в усвоении учащимися литературных знаний. Работа над психологическим рисунком произведения, по их мнению, формирует «умение анализировать психологическое состояние героя, помогает разобраться в его поступках, быть более внимательным при чтении произведения», «психологическая литература дает возможность понять себя». Но есть и те, кто считает, что «психологизм» играет второстепенную роль при анализе художественного произведения: «Это вспомогательное понятие, позволяющее сформировать у учащихся навык внимательного чтения, восприятия произведения не только на уровне сюжета и главной мысли». Среди умений и качеств читателя, формирующихся у учащихся в процессе работы над особенностями психологизма того или иного писателя, учителя отметили «вдумчивость», «наблюдательность», «способность делать выводы».

Отвечая на вопрос, «в какой момент изучения литературного произведения целесообразно обращаться к данному понятию», учителя остановились на нескольких позициях, поскольку это зависит от особенностей художественного произведения. Во-первых, в процессе разговора о герое: психологизм как средство создания художественного образа. Во-вторых, рассматривая новаторство, своеобразие писателя. В-третьих, если это понятие связано со структурой произведения, идеей, авторской позицией. - Формирование представления о «психологизме» происходит в большинстве случаев поэтапно, начиная с накопления сведений об этом литературоведческом понятии и заканчивая систематизацией знаний об особенностях психологизма того или иного писателя, а в период развития идет процесс обогащения уже имеющихся знаний. Среди приемов, используемых при формировании и развитии представлений о психологизме, учителя назвали «подбор материала из художественного произведения», «лингвистический комментарий», «анализ эпизода», «анализ образа-персонажа», «сопоставление». - Основные трудности, возникающие в процессе формирования и развития представления о психологизме, связаны, по мнению большинства опрошенных респондентов, с неумением учащихся «внимательно читать текст, обращать внимание не только на сюжет, видеть всю глубину авторского слова». «Не все, даже в старших классах, понимают суть этого явления, не всегда хватает времени уделить этому должное внимание». «В идеале, конечно, нужно стремиться к чтению-сопереживанию, а не чтению-наблюдению». - В пожеланиях и предложениях учителя указали на необходимость методических разработок, пособий, посвященных данному вопросу. «И особенно для тех произведений, на которые отводится не так много учебных часов».

Обработка данных анкеты позволяет сделать вывод: при обращении к понятию «психологизм» учителя-словесники испытывают потребность в теоретическом и методическом освещении вопроса, устоявшиеся аспекты рассмотрения понятия в школьной практике требуют расширения и усовершенствования в соответствии с современным состоянием литературоведческой науки.

Задачей второго этапа констатирующего эксперимента было выявление уровня и особенностей понимания учащимися 11 класса значение понятия «психологизм», а также определение степени и качества функциональной и смысловой роли понятия в различных вариантах текста. Диагностический срез уровня знаний проводился в сентябре-октябре 2005 года в школах № 1018, № 2002, № 156, № 1409 Центрального, Западного и Юго-Западного округов г. Москвы. Нами было опрошено 100 учеников-одиннадцатиклассников.

Рассмотрение проблемы самостояния в раннем творчестве М.Горького и Л. Андреева

Горький не был первым в России изобразителем босячества. До него уже были Глеб Успенский, Решетников и другие писатели. Но их, как и ныне забытого социолога-беллетриста Бахтиарова - автора книги «Босяки», меньше всего волновала «философия» босячества. Он изучал босяка как социальный тип. И те итоги, к которым он пришел, разительно отличались от художественных выводов Горького. По мнению Бахтиарова, основной силой босячества является поиск пропитания. «Босяки не однородны, среди них встречаются «рецидивисты», «мазурики», «стрелки» и даже такой экзотический тип, как «интеллигентный нищий». Объединяются также по сословному принципу: бывшие мещане, бывшие мастеровые, бывшие дворяне... Такая сортировка босяков производится в ночлежке смотрителями». Постоянная забота о пропитании создавала в среде босяков особые «социальные отношения», жесткие «законы», за нарушение которых виновный строго наказывался. Таким образом, у босяка не оставалось ни сил, ни времени на собственное «я», на выяснение своего положения в мире, чем бесконечно занимаются герои раннего Горького. А положение в мире босяка определялось тем, каким способом он добывал кусок хлеба: скажем, воровал, попрошайничал или рылся на помойке.

Все это, согласитесь, имело немного общего с горьковским образом босяка. Видимо, социальный облик босячества менее всего интересовал писателя, хотя по опыту своей юности он был знаком с ним не хуже и даже лучше очеркиста Бахтиарова. (Около полутора лет, в 1891 - 1892 г.г., Горький странствовал по Украине, Бессарабии, побывал в Крыму, на Кубани, на Кавказе...). Но его художественное зрение было каким-то особенным. Он искал и находил в среде босяков не социальный тип, а новое моральное настроение, новую философию, которые интересовали его и были ему духовно близки.

Анализ рассказа «Челкаш» предлагается провести в форме групповой работы. Работа над тремя диалогами, предложенными для анализа, должна быть направлена на раскрытие психологии героев - босяка Челкаша и крестьянина Гаврилы, на выявление авторской позиции относительно поднятой проблемы самостояния личности.

Исследование диалога невозможно без учета целого ряда внеречевых моментов: цели и предмета высказываний, отношений между собеседниками и отношения их к высказанному. С ситуацией общения, отношением участников диалога к содержанию речи связан и характер логико-смысловых отношений между частями диалогического единства, и в связи с этим выделяются различные типы реплик и тип диалога, устанавливается характер реакции, оценка говорящими фактов ситуации и речи, модальная характеристика диалога. Перечисленные аспекты диалога учитывались при заполнении таблицы, в которой нашли отражение «психологическая ситуация» (адресат и адресант диалога, отношение друг к другу) «предметная ситуация» (о чем, предмет диалога) - «смысловое строение» (как, тип диалога). Цель - через диалоги проследить, как идейное столкновение героев раскрывает их психологию.

Окончательный вариант таблицы выглядит следующим: Первый диалог Второй диалог Третий диалог «Психологическая ситуация»: Челкаш чувствует себя хозяином, а Гаврила -рабом.«Предметная ситуация»: центральная тема диалога - свобода. «Смысловое строение»: диалог-допрос «Психологическая ситуация»: ситуацией управляет Гаврила, Челкаш подавлен, поддался чувству одиночества. «Предметная ситуация» центральная тема деревня.«Смысловое строение»: диалог-исповедь «Психологическаяситуация»: героиоткрыто говорят о своихвзглядах, и каждыйостается при своеммнении.«Предметная ситуация»:центральная темаденьги.«Смысловое строение»:диалог-поединок

Первой группе учащихся, работающих с диалогом из первой главы («Что, брат, погулял, видно, здорово!...» - «И они пошли по улице рядом друг с другом...»), предлагается ответить на следующие вопросы: - Почему Челкаш остановил, свой выбор именно на Гавриле? Почему заговорил с ним? - Не зная имен, как герои обращаются друг к другу? Какая оценка присутствует в этих обращениях? - Зачем Челкаш спрашивает у Гаврилы, что для него свобода, интересуется его мнением? - Что для Гаврилы свобода? Почему он соглашается идти на сомнительное дело, ведь для него Челкаш «закомурист», «темен»? - Что раздражает Челкаша в словах и поведении Гаврилы? Почему? - Каково авторское отношение к этим героям? На чьей стороне его симпатии?

В своих ответах учащиеся отмечают, что борьба идей, выразителями которых являются главные герои, видна с первой строчки рассказа и до последней. «Знакомство героев друг с другом начинается с невербального контакта: Гаврила смотрит на Челкаша добродушными, доверчивыми глазами, Челкаш же резко реагирует на его внимание, тем самым выражая пренебрежительное отношение с нему». Отношение героев друг к другу выражается и в обращениях: Челкаш называет Гаврилу «сосун», «дитятко», а Гаврила - «брат», «друг». Но разговор начинает не Челкаш, он лишь подхватывает его реплику, переводя тему в нужную ему плоскость: « - Они-то? Как же!.. Ничего, ребята вольные, свободные... - А что тебе - свобода?... Ты любишь свободу?» Диалог напоминает допрос, где Челкаш -допрашивающий, а Гаврила - допрашиваемый.

Но зачем Челкаш спрашивает Гаврилу о свободе? - ответ учащихся на этот вопрос был неоднозначным. Одни учащиеся посчитали, что Челкашом управлял интерес, другие предположили, что ему была известна позиция Гаврилы, ведь «он очень опытный человек, многое повидавший, переживший, хорошо разбирающийся в людях». Челкаш хочет развенчать взгляд Гаврилы на жизнь, и это говорит о нем как о человеке, который ищет в этом самоутверждения собственной позиции. Гаврила же слаб, молод и легко поддается на его провокации. Если оценка Челкаша - «дурак» - выбивает Гаврилу, он «бормотал что-то вполголоса, редко бросая на босяка косые взгляды», «робко моргая», то оценка Гаврилы «закомурист», «темен» -задевает самолюбие Челкаша. При этом он не высказывает собственного мнения и не объясняет причину своего недовольства, в отличие от Гаврилы, который торопится оправдаться. Здесь вновь большое значение приобретают невербальные средства языка. Презрение Челкаша к жизненным взглядам Гаврилы автор передает через жесты, мимику: «презрительно сплюнул и отвернулся от парня», «он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый жилистый кулак и заблестел глазами».

Несмотря на внутренний конфликт, который наметился между героями, Челкаш предлагает Гавриле работу - почему? Учащиеся ответили на вопрос так: «Челкаш, как бывалый вор, сразу смекнул, что по виду этот парень подойдет для воровской деятельности. Его расположили к себе добродушие, наивность Гаврилы». «Гаврила же согласился идти за Челкашом, так как сразу почувствовал в нем хозяина, он доверяет этому человеку, его репутации среди людей». Помимо этой причины, учащиеся выделили еще две: «Гаврила согласен идти на сомнительное дело, потому что Челкаш угрожает ему силой, запугивает и потому, что ему очень нужны были деньги». Автор хотя и не явно, но выражает свою симпатию к Челкашу, можно сказать, он даже не отделяет себя от него: «Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя».

Подводя итог всему вышесказанному, учитель обращает внимание учащихся на то, что уже в первом диалоге Челкаш и Гаврила испытывают друг к другу сложные чувства, которые в дальнейшем разовьются в открытый конфликт. Это недоверие к «оборванцу», зависть и восхищение его ловкостью, покорная готовность служить, страх и подобострастие перед ним у Гаврилы. С другой стороны, насмешливая снисходительность и жалость к глупой и неопытной молодости, презрение к трусости и жадности крестьянского парня, затаенная зависть и ненависть к нему у Челкаша. Если по первому диалогу можно составить характеристику Гаврилы, то образ Челкаша во многом остается закрытым для читателя, поскольку о нем можно судить лишь по его скупым эмоциональным реакциям на слова и поведение Гаврилы. Ситуацию поможет прояснить влияние на раннее творчество М. Горького философии немецкого философа Ф. Ницше, поскольку его идея сверхчеловека частично воплощена в образе Челкаша. Учащимся предлагается прослушать небольшое сообщение на эту тему.

Иван Алексеевич Бунин

Цели:

познакомить с разнообразием тематики
прозы Бунина;
научить определять литературные приемы,
использованные Буниным для раскрытия
психологии человека, и другие характерные
черты рассказов Бунина;
развивать навыки анализа прозаического
текста.

Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»

1. Какие картины встают в воображении при чтении
рассказа?
В чем особенности композиции? Составьте план
рассказа.
3. Какой представляется личность лирического героя?
4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад
Бунин?
5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А.
Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин
вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи
читателю». Раскройте содержание этой цитаты.

Лексические модели:

ностальгия по угасающим дворянским
гнездам;
элегия расставания с прошлым;
картины патриархального быта;
поэтизация старины; апофеоз старой
России;
увядание, запустение усадебной жизни;
грустный лиризм рассказа.

5. Рассказ «Антоновские яблоки», по
выражению А. Твардовского,
исключительно «душистый»: «Бунин
вдыхает мир; он нюхает его и дарит его
запахи читателю». Раскройте содержание
этой цитаты.

ПЛАН РАССКАЗА

1. Воспоминание о ранней погожей осени.
Суета в саду.
2. Воспоминание об «урожайном годе».
Тишина в саду.
3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная
жизнь). Буря в саду.
4. Воспоминание о глубокой осени.
Наполовину вырубленный, обнаженный
сад.

«Господин из Сан-Франциско»

– Как донесена авторская концепция мира в
рассказе?
– Каков человек в изображении Бунина?
- Что является кульминацией рассказа?
– Как звучит тема любви в произведении?
Как выражена тема обреченности мира в
рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

План

1. «Художник нарисовал... образ греха...
гордого человека со старым сердцем».
2. Символично название корабля:
Атлантида – затонувший мифический
континент.
3. Пассажиры корабля – модель
человеческого общества:
а) паразитизм «пар чистых»;
б) смерть господина из Сан-Франциско.

10. Сборник «Темные аллеи»

И. А. Бунин на закате своего
творческого пути признался,
что считает этот цикл «самым
совершенным по мастерству».
Основная тема цикла – тема
любви, чувства,
раскрывающего самые
потайные уголки человеческой
души.
Любовь у Бунина – основа
всей жизни, то призрачное
счастье, к которому все
стремятся, но часто упускают.

11.

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички
пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Н.Огарев

12.

Любовь для Бунина – величайшее счастье,
дарованное человеку. Но над ней висит
вечный рок.
Любовь всегда связана с трагизмом,
счастливого финала у настоящей любви не
бывает, потому что за мгновения счастья
человеку приходится платить.

13.

Рассказы цикла
«Темные аллеи» –
образец удивительной
русской
психологической
прозы, в которой
любовь всегда была
одной из тех вечных
тайн, которую
стремились раскрыть
художники слова

14. «Чистый понедельник»

– Докажите, что образы главных героев
построены на антитезе.
– Объясните название рассказа.
– Докажите, что рассказу характерны
художественная краткость, сгущение
внешней изобразительности, что
позволяет говорить о новом реализме как
писательском методе.

15. Нобелевская премия

«Решением Шведской
академии от 9 ноября
1933г. Нобелевская
премия по литературе за
этот год присуждена
Ивану Бунину за строгий
артистический талант, с
которым он воссоздал в
литературной прозе
типичный русский
характер».

16. План к сочинению «Всякая любовь – великое счастье...»

I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.
II. Многогранность чувства любви у Бунина.
1. «Лики любви» в бунинских рассказах:
1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»);
2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»);
3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);
4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим
(«Сны Чанга»);
5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей
возлюбленной («Дело корнета Елагина»);
6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»);
7) любовь – обида («Темные аллеи»);
8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);
9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского
влечения к другой («Натали»);
10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»).
III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).

17. Домашнее задание

Написать сочинение на выбранную тему.
1. Рецензия на понравившийся рассказ И.
А. Бунина.
2. Любовь в понимании Бунина.
3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина.
4. Проблема человека и цивилизации в
рассказе Бунина «Господин из СанФранциско».

На рубеже XIX-XX веков весь мир переживал период, который Ницше охарактеризовал как «сумерки богов». Человек засомневался, что где-то там есть Он, абсолютное начало, строгий и справедливый, каравший и миловавший, а главное - наполнявший смыслом эту полную страданий жизнь и диктовавший этические нормы общежития. Отказ от Бога был чреват трагедией, и она вскоре разразилась. В творчестве И. А. Бунина, запечатлевшего драматические события русской общественной и частной жизни начала XX века, преломилась вся трагедия европейского человека этого времени. Данную мысль в полной мере разделяет С. А. Антонов: «Глубина бунинской проблематики значительнее, чем кажется на первый взгляд: социальные и психологические вопросы, волновавшие писателя в произведениях на тему о России, неотделимы и от вопросов религиозно-философского характера…» .

Интенсивное становление и широкое упрочнение психологизма в русской литературе рубежа веков тоже имеет глубокие культурно - исторические предпосылки. Оно связано, прежде всего, с активизацией самосознания человека новой эпохи. Понять свой внутренний мир человеку, по Бунину, помогает окружающий мир, прошлая жизнь, к которой он интуитивно стремится в своих воспоминаниях.

Психологизм прозы И. А. Бунина 1890-х-1900-х годов - это художественное выражение пристального интереса писателя к текучести сознания, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности. Произведения писателя конца века во многом способствовали развитию и становлению психоанализа как доминирующей составной творчества И. А. Бунина в целом, и его произведений написанные в двадцатом столетии, в частности. По мысли Г. М. Благасовой, «…именно в произведениях рубежа XIX-XX веков автор наметил пути раскрытия содержания внутреннего мира человека во всем многообразии его индивидуального выражения» .

В немалой степени это стало возможны из-за влияния Л. Н. Толстого на его художественную прозу тех лет. Оно ощущается, прежде всего, и в особенностях психологического анализа, в экономном, строго подчиненном моральной цели способе построения характера героя, и в библейски суровом и торжественном тоне обличения, и в самой литературной технике, средствах изобразительности, усвоенных И. А. Буниным и двинутых им значительно дальше. Открытия Л. Н.Толстого в литературе И. А. Бунин продолжил, распространив их на «малый» жанр - жанр психологического рассказа - «Кастрюк», «Эпитафия», «Перевал» и др. «В эти годы, - говорит сам писатель, - я чувствовал, как с каждым днем крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы…» .

Поэтому и не случайно, что в тематическом плане произведения И. А. Бунина конца века тоже достаточно различны. Они посвящены переживаниям писателя, рожденным воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, посещениями русских сел, поездками к южному морю или заграничными путешествиями, встречей с простыми крестьянами, либо утонченным чувством к женщине. Внутренне все его ранние рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле» .

Смутные позитивные представления И. А. Бунина усиливали критическую струю в авторских обобщениях и одновременно содействовали поиску нетленных ценностей бытия, «порой трудно уловимых, нестойких или даже непохожих на действительность» . С этой точки зрения совсем по-другому читаются некоторые рассказы писателя о деревне.

«В творчестве Бунина 1900-х годов, - замечает Л. А. Смирнова, - в достаточной степени определились черты реализма. Писателя остро интересовало мироощущение разных социальных слоев, соотношение их опыта, его истоки и перспективы...» . Поэтому, как нам кажется, авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутреннее состояние личности. В большинстве рассказов герои стремятся в той или иной форме осознать какие-то вечные вопросы бытия. Но эти поиски не отстраняют их от реальной действительности, поскольку именно она порождает взгляды и чувства персонажей. Взгляды и чувства, рожденные текущей действительностью, раскрылись в момент устремленности к каким-то вечным вопросам бытия. В глубинах человеческой души обретал художник близкие себе ценности. Поэтому органично вплетались в повествование или становились ведущими раздутья самого писателя, укрепляющие представления о связях между настоящим и прошлым, конкретно-временным и вечным, национальным и общечеловеческим.

В эти годы И. А. Бунин писал главным образом от первого лица; временами это были не рассказы, а очерки, написанные мастерским пером, острые наблюдения всего того, что видел писатель. Вот, например, рассказ «Новая дорога» с поэтическими пейзажами лесной глуши, где сонно течет и теплится «забытая жизнь родины». Эту глушь должна пробудить новая железная дорога; со страхом встречают перемену привыкшие к старому укладу жизни крестьяне. Восхищение «девственно - богатой стороной», сочувствие ее «молодому, замученному народу», ощущение пропасти, отделяющей автора от страны и народа: «Какой стране принадлежу я, одиноко скитающийся? Она бесконечно велика, и мне ли разобраться в ее печалях…» . Этими грустными раздумьями проникнут весь рассказ писателя. Он как замечательный мастер психологизма «напряженно исследует русскую действительность конца XIX столетия, изыскивая в ней достойные начинания» . В процессе такого психологического поиска и были созданы его лучшие ранние произведения: «Антоновские яблоки», «Сосны», «Птицы небесные», «Поздней ночью» и многие другие.

В письме к В. Пащенко от 14 августа 1891 года И. А. Бунин писал: «Ты ведь знаешь, как я люблю осень...! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже начинаю невольно поэтизировать его» . Именно поэтизацию крепостного прошлого России усматривают иногда в рассказе «Антоновские яблоки». А сам И. А. Бунин здесь же заметил: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком…» . Однако, истины ради, необходимо заметить, что речь здесь идет о богатом мужике, о его схожести со средним дворянином. Разумный трудовой быт, целесообразный устой держаться сообща видит И. А. Бунин в сельском богатом или нищенском существовании. Идеализация здесь несомненная, не столько, однако, социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, лесными дорогами и оврагами. Поэтому на одной ноте ведется рассказ и о крестьянской работе в садах, при сборе урожая, и о барской охоте. Причем И. А. Бунин «не избегает легкой иронии по отношению к грубовато-жестким дворянам и к крестьянам в их «дикарских костюмах», но чтит любые проявления хозяйственности и «старинной», хотя и манерной, жизни» . Рассказ был неоднозначно принят как читателями, так и критикой, немало укоров он вызвал и в писательской среде. И, тем не менее, и его сторонники, и его противники в один голос заявляли о своем восхищении художественным мастерством и психологической глубиной писательской манеры его автора.

Психологический склад русского человека, независимо от его социального положения больше интересовал И. А. Бунина. Он находил общую для помещика и мужика печать внутренних противоречий. Автор писал: «Мне кажется, что быт и душа дворян те же, что и у мужика; все различие обуславливается лишь материальным превосходством дворянского сословия…» .

Рассказ «Антоновские яблоки», затмил очень многое, если не все, из того, что было сделано писателем за предыдущие годы. В нем сконцентрировано так много истинно бунинского, что он может служить своеобразной визитной карточкой художника-классика начала XX века. Давно известным в русской литературе темам он придает совершенно новое звучание.

Долгое время И. А. Бунина рассматривали в ряду социальных писателей, которые вместе с ним входили в литературное объединение «Среда», издавали сборники «Знание», однако его видение жизненных конфликтов решительно отличается от видения мастеров слова этого круга - М. Горького, А. Куприна, А. Серафимовича и других. Как правило, названные писатели изображают социальные проблемы и намечают пути их решения в контексте своего времени, выносят пристрастные приговоры всему тому, что считают злом. И. А. Бунин может касаться тех же проблем бытия, но при этом чаще освещает их в контексте российской или даже мировой истории, с христианских, точнее с общечеловеческих, позиций. Он показывает уродливые стороны текущей жизни, но крайне редко берет на себя смелость судить или обвинять кого-то. Как и горячо любимый им Чехов, он отказывается быть художником-судьей. По И. А. Бунину, добро и зло - силы скорее метафизические, мистические, они извечно даны миру свыше, и люди часто являются бессознательными проводниками этих сил - разрушающих великие империи, вдруг бросающих человека под поезд, изматывающих титанические натуры в ненасытных поисках власти, злата, удовольствий, заставляющих ангелоподобные создания отдаваться примитивным развратникам и т. д.

Поэтому «Антоновские яблоки» не только открывают новый этап в творчестве И. А. Бунина, но и «знаменуют собой появление нового жанра, завоевавшего позже большой пласт русской литературы, - лирической прозы» .

В произведении как нигде ранее полностью реализован лирический характер сюжета. Он почти лишен событийного начала, если не считать событием, то легкое движение, которое создается тем, что «я», или «мы», или «он» куда-то едут. Но этот условный герой - лирический герой И. А. Бунина - во всей полноте и чистоте этого понятия, т. е. без малейшей объективирующей дистанции. Стало быть, эпическое содержание здесь полностью переведено в лирическое. Все то, что видит лирический герой, - это одновременно и явления внешнего мира, и факты его внутреннего существования. Таковы, на наш взгляд, общие свойства прозы И. А. Бунина тех лет.

В этом же рассказе как позже и во многих других, И. А. Бунин отказывается от классического типа сюжета, который, как правило, привязан к конкретным обстоятельствам конкретного времени. Функцию сюжета - стержня, вокруг которого разворачивается живая вязь картин, выполняет авторское настроение - ностальгическое переживание о безвозвратно ушедшем. Писатель оборачивается назад и в прошлом заново открывает мир людей, живших, по его глубокому мнению, иначе, достойнее. И в этом убеждении он пребудет весь свой творческий путь. Большинство же художников - его современников - всматриваясь в будущее, полагая, что там победа справедливости и красоты. Некоторые из них (Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Куприн) после катастрофических событий 1905 и 1917 гг. уже с сочувствием обернуться назад.

Сомнительному, будущему И. А. Бунин противопоставляет идеал, вытекающий, по его мнению, из духовного и житейского опыта прошлого. При этом он далек от безоглядной идеализации прошлого. Художник лишь противопоставляет в рассказе две главные тенденции прошлого и настоящего. Доминантой прошлых лет, по его мнению, было созидание, доминантой настоящих лет стало разрушение. Как случилось, почему современный И. А. Бунину человек потерял «правый путь»? Этот вопрос всю жизнь волновал писателя, его автора-повествователя и его героев больше, чем вопросы, куда идти и что делать. Ностальгический мотив, связанный с этой потерей, будет все сильнее и сильнее звучать в его творчестве, начиная с «Антоновских яблок».

Таким образом, к началу 1900-х годов в основном завершается путь И. А. Бунина к самому себе, к специфике своего дарования, поражающего внешней изобразительностью, феноменальной наблюдательностью, в высшей степени глубоким психологизмом и цепкостью памяти писателя. Настойчиво, сознательно непрестанно он тренировал в себе способность угадывать с единого взгляда характер человека, его положение, его профессию. «Я, как сыщик, преследовал то одного, то другого прохожего, стараясь что-то понять в нем, войти в него», - скажет о себе И. А. Бунин . А если набраться смелости и добавить к этому, что всю свою долгую, почти семидесятилетнюю творческую жизнь он был и оставался художником-подвижником, станет ясно, что и составные его таланта соединились на редкость гармонично и счастливо.

Бесспорно, проблема изображения русской действительности была наиболее актуальна для И. А. Бунина в 1910-е годы по сравнению с другими периодами его творчества. Всплеск национального самосознания, вызванный революционными событиями 1917 года, в полной мере отражен в бунинской психологической прозе и связан именно с активным осмыслением природы русского человека, его способностей, возможностей и дальнейшей судьбы. Позже И. А. Бунин продолжает писать рассказы о русских людях, продолжая размышлять над «загадкой русской души». Размышление это вышло на новый уровень, хотя бы по той причине, что с Россией произошли существенные перемены, которые не могли не отразиться на национальном самосознании писателя.

Главное направление, по которому развивалось бунинское творчество 1914-17-х годов, заключалось в сочетании лиризма стиля и психологического саморазвития характера, анализа и синтеза. И. А. Бунин стал завершителем целого периода русской классической литературы, «связанного с усилением в ней психологизма, что обязывало его к дальнейшему развитию и обогащению поэтики и стилистики, к выработке новых форм художественной изобразительности...»

Как нельзя более полно воплотили в себя специфику жанра лирической прозы особенности поэтики бунинских лирических миниатюр. Лирическая проза характеризуется эмоциональным и интеллектуальным самовыражением героя, художественной трансформацией его индивидуального жизненного опыта, имеющей не меньшее значение, чем объективное изображение реалий материальной действительности. К бунинским миниатюрам можно отнести характеристику, представленную А. И. Павловским: «Содержание лирического произведения не есть уже развитие объективного происшествия, но сам субъект и все, что проходит него. Этим обусловливается дробность лирики: отдельное произведение не может обнять целости жизни, ибо субъект не может в один и тот же миг быть всем. Отдельный человек в различные моменты полон различным содержанием. Хотя и вся полнота духа доступна ему, но не вдруг, а в отдельности, в бесчисленном множестве различных моментов» .

Схватывая действительность в ее наиболее важных с точки зрения бунинского героя предметно-чувственных проявлениях, рассказчик лирических миниатюр тем самым как бы дробит их на отдельные реалии, каждая из которых осмысливается им с тем большей интенсивностью и углубленностью, чем большее эмоциональное воздействие она оказывает на него.

О каких бы сложных и глубоких явлениях духовной сферы ни шла речь в бунинских произведениях этих лет, осмысление этих явлений неизменно превращается под пером художника в поэтически проникновенное, одухотворенное самовыражение его лирического героя. Достигается это разными средствами. Здесь и открытая лирическая устремленность повествования, и взвешенная музыкально-ритмическая организация фраз, и интенсивное использование поэтических тропов, направляющих мысли читателя в нужном направлении. В результате внутренние монологи, пронизанные грустно-элегическими размышлениями о тайнах жизни и смерти, не могут не вызывать в душе читателя определенного ответного сопереживания.

Однако это не означает, что писатель отходит от принципов художественного изображения жизни и человека. В основе его рассказов и повестей лежит тот же реалистический метод, что и в произведениях рубежа веков, написанных в объективной манере, с той лишь разницей, что теперь раскрытие постигнутой жизни преломлено через субъективное восприятие индивидуума, мысли и чувства которого действуют на ум и сердце читателя с не меньшей силой, чем наглядные реалии.

С целью усиления эмоционально-эстетического воздействия писатель прибегает к излюбленному приему ассоциативного сопоставления жизненных фактов и явлений. В отличие от модернистов, И. А. Бунин видел в художественной ассоциации не самодовлеющий символ и не простой набор эффектных поэтических трюков, не способных критического отношения к изображаемому, а важнейшее средство реализации авторской мысли, идеи. Даже с помощью самых отдаленных ассоциаций И. А. Бунин стремился направить читателя в нужное русло. Сквозь сложный ассоциативный план всегда проступает обнаженная реальность вещественного и социально-бытового окружения, среди которого он живет, действует и размышляет. Например, в рассказе «Антоновские яблоки» отчетливо вырисовываются выразительные детали мелкопоместного, веками устоявшегося быта, изображение которого один из ведущих мотивов раннего творчества писателя. Мы воочию видим сбор яблок и ярмарку, и весь уклад средней дворянской жизни, идущей к своему закату.

И все же значимы для героя-рассказчика не реалии социально-исторической действительности, а красота, величие природы, являющихся предметом его собственных раздумий.

В полном соответствии с жанром лирической прозы большинство бунинских произведений написано от первого лица. Они напоминают страницы дневника лирического героя, который, как правило, - единственный персонаж, объединяющий действие. Конечно, о конкретном действии можно говорить с натяжкой. Нет четко очерченного традиционного сюжета, содержащего интригу или столкновение человеческих характеров. Вместо этого на первом плане мы видим «поток мыслей и чувств героя, тонко чувствующего и рефлектирующего, страстно влюбленного в жизнь и одновременно мучимого ее загадками» . Большинство дореволюционных критиков рассматривали бунинские миниатюры как феномен, не имеющий ничего общего с ранними рассказами И. А. Бунина.

Художественная система И. А. Бунина, его психологизм биполярны. Один их полюс описательность (пейзажа, интерьера, портрета и так далее). Он занимает в произведениях различный объем - от сравнительно скромного, связанного функционально с сюжетом, до самодовлеющего, заполняющего все пространство текста. Но постоянно, во-первых, то, что она всегда создается по одним и тем же эстетическим законам, и, во-вторых, выходит за рамки строгой подчиненности логике повествования и превышает необходимое.

Второй его полюс - сюжет. Его диапазон широк от нулевого до остро психологического и напряженного. Его изложение может быть последовательным или дискретным, то есть прерывающимся во времени. Сюжет может быть построен согласно логике линейного времени или на смещении временных пластов. Если в описательных элементах И. А. Бунин однообразен, то во всем, что касается сюжета, - виртуозно изобретателен.

Функции психологической описательности и сюжета можно уяснить при их сопоставлении. Система их взаимодействия является важнейшим компонентом художественного мира И. А. Бунина, ведущего свое начало из глубины его философии бытия. В одних фрагментах описательность традиционно подчинена сюжету ее функция - преодоление схематизма сюжета, придание ему конкретности, правдоподобия. В других случаях не вполне подчиненная описательность выполняет иные задачи. В-третьих - описательность суверенна от сюжета и соотносится с ним на иных художественных основаниях.

Проблема взаимодействия двух эстетических полюсов - сюжета и психологической описательности - имеет особый ракурс в произведениях, где «реальность предстает через призму субъективных состояний, носящих промежуточный характер от слегка искаженных до ирреальных...» Функция описательности как начала, преодолевающего центрированность сюжета, всегда у И. А. Бунина преобладающая, выступающая зачастую как единственная функция.

Многие бунинские произведения до эмиграционного периода бессюжетны. Их эпическое содержание писатель переводит в лирическое. Все то, что видит лирический герой, - это одновременно и явления внешнего мира, и факты его внутреннего существования (общие свойства лирики).

Жизнь несоизмеримо шире любого события, а эстетическая реальность рассказа шире сюжетной линии. Рассказ - лишь фрагмент безграничного бытия, рамка начала и конца может быть произвольно наложена в любом месте. Ту же роль играет название. Часто предпочтительнее нейтральные названия, дабы не исказить смысл. Незатейливы и названия бунинских произведений: «Новая дорога», «Сосны», «Мелитон» и др. Наиболее характерным среди бессюжетных произведений И. А. Бунина считают «Эпитафию», наполненную воспоминаниями о прошлом. Бунинские воспоминания уже в глубинах сознания преобразованы и опоэтизированы, потому что существуют в эмоциональном поле тоски по навсегда ушедшему. Это проявляется прежде всего в том, что каждая деталь становится выпуклой, яркой, самоценной.

Одна из важнейших функций сюжета и описательности в их совокупности - выражение пространственно-временного измерения жизни. Словесное искусство XX века как бы рвется за пределы своих возможностей. Пространственная форма позволяет полнее почувствовать ценность любого мгновения и любой застывшей частицы жизни. Она распахивает мир за границы человеческого существования и соотносит его масштаб с беспредельностью человеческого бытия.

В описательности И. А. Бунин реализует ощущение беспредельного бытия. Хотя сюжет иногда убывает до нуля, описательность - никогда. Она имеет приоритетное значение, ориентирована всегда на то, что за пределами произведения.

Постоянная и важнейшая функция описательности - расширение человеко-модели, в центре которой стоит человек, до модели космической. Так как в лирических миниатюрах преобладает описательность, то их сущность хорошо прослеживается при сопоставлении описательности и сюжета и выявлении их взаимоотношений.

Возможно, именно в связи с этим писатель снимает негативную этическую оценку с некоторых отрицательных свойств русского чело века, не имея уверенности в их национальной природе и - даже в этом случае -подразумевая наличие неких оправданий тому, что таковые возникли. Так, например, жестокость в крестьянской среде может быть оправдана сильной, изматывающей человека любовью («Игнат», «При дороге») или безапелляционным стремлением к справедливости («Хороших кровей»). Кроме того, в прозе Бунина художественно воплощено ветхозаветное мироощущение русского человека, в соответствии с которым и Бог, и мир, существующий по Его законам, предстают жестокими по отношению к беззащитному человеку, вынужденному только подчиняться («Жертва»). Любовь к ближнему («Сверчок», «Лапти», «Худая трава»), красота русского православия («Аглая», «Святитель», «Святые», «Сон пресвятой богородицы»), милосердие, эмоциональная чуткость, особый (родственный) характер духовной близости к Богу («Святые», «Святитель»), близость к природе, в том числе и в отношении к жизни и смерти («Худая трава», «Веселый двор»), стремление к подвигу («Захар Воробьев»), сохранение древних родовых традиций, несущих пользу людям («Хороших кровей») - вот ряд положительных свойств души русского человека, которые создают многогранный образ национального идеала в прозе И. А. Бунина и напрямую соотносятся с христианским идеалом.

Так, в ряде рассказов И. А. Бунина хранителями лучших свойств русского характера выступают доживающие свой век или находящиеся на пороге небытия старики и старухи: Анисья («Веселый двор»), Илья Капитонов («Сверчок»), Аверкий («Худая трава») и др. Мужественное спокойствие, с которым русский крестьянин ожидает смерти, характеризует национальное отношение к жизни, вопрос о котором И. А. Бунин рассматривает, в частности, в рассказе «Мухи».

Сила самоотверженной родительской любви изображена И. А. Буниным в рассказе «Сверчок», герой которого, шорник Илья Капитонов, вступил в непримиримое противостояние со смертью, пытаясь отвоевать у нее своего сына. Самоотверженность как черта национального идеала проявляется и в рассказе «Лапти», но уже без детерминации родственными чувствами. Смерть героя писателем оценивается как подвиг, даровавший спасение другим людям. В том, что по мертвому телу Нефеда смогли сориентироваться и тем самым спастись заблудившиеся мужики, проявляется символичность жертвы, принесенной героем, и ее высший смысл - состоявшаяся и в определенной степени выигранная битва со смертью. Таким образом, чертой национального идеала в восприятии И. А. Бунина является не только органично-природное, но и глубоко национальное.

Специфика психологизма И. А. Бунина - субъективнейшего певца объективного мира - то, что невозможно говорить о приоритете внешнего или внутреннего, субъективного или объективного. Объективный мир в его подлинных масштабах, формах, пропорциях представляет собой такую высокую ценность, что душа принимает его в себя благоговейно, избегая любых искажений. Но в этой душе он существует как факт ее интимнийшей жизни, окрашенной всем ее эмоциональным строем.

Рассказ “Чистый понедельник” входит в цикл рассказов Бунина “Темные аллеи”. Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении.
Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных.
Рассказ “Чистый понедельник” содержит важную мысль, что душа человека – тайна, а женская – особенно. И о том, что каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки, и счастье – если найдет.
Бунин начинает свой рассказ с описания серого зимнего дня в Москве. К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот: “…гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, – в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, – оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие”. Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории “странной любви” двух людей, пути которых трагически разошлись.
Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений.
Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Недаром на актерском “капустнике” в Художественном театре знаменитый Качалов восторженно называет героиню Шамаханской царицей. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально. Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них. В то же время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но сама не может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно. В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей. Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре: Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова “Огненный ангел”, посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев.
Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце – трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее.
Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года “долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно…”. Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, “и все плакал, плакал…”. Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него.
Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно: была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека.

Сочинение по литературе на тему: Психологизм бунинской прозы в рассказе “Чистый понедельник” И. А. Бунина

Другие сочинения:

  1. “Чистый понедельник” И. Бунина как историческая новелла Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства – любви. Но ведь любовь – это не только радость, это огромное мучение, на фоне которого кажутся Read More ......
  2. Рассказ “Чистый понедельник” посвящен теме любви. Любовь и смерть – две основные темы в творчестве И. А. Бунина. Этот рассказ входит на сборник “Темные аллеи”. Писатель говорил, что в своих рассказах он стремился изобразить “темные аллеи любви”. Именно таким неосвещенным, Read More ......
  3. Рассказ “Чистый понедельник” входит в сборник “Темные аллеи”, но по глубине содержания отличается от остальных рассказов, изображающих многочисленные вариации на тему любви. “Чистый понедельник” – только внешне рассказ о конкретных молодых людях и их любви, а в действительности это рассказ Read More ......
  4. Вошедший в сборник “Темные аллеи” рассказ И. А. Буни­на “Чистый понедельник” написан в 1944 году. Он совмещает в себе трагическое и лирическое начала. В центре сюжета про­изведения – любовная история. При этом для И. А. Бунина важны не столько сами Read More ......
  5. Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства-любви. Но ведь любовь – это не только радость, это огромное мучение, на фоне которого кажутся незаметными многие проблемы и неприятности. В рассказе было описано, Read More ......
  6. Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом. Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу “Темные аллеи”. Read More ......
  7. Иван Алексеевич Бунин – величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ “На край света”. По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин – лауреат самых Read More ......
  8. Иван Алексеевич Бунин революцию встретил крайне враждебно, а время своего недолгого пребывания в новой России окрестил “окаянными днями”. Отношение его к новой власти было резко непримиримым, и он эмигрировал. Из поля зрения писателя выпала русская современность. Ли­шенный жизненно достоверной злободневной Read More ......
Психологизм бунинской прозы в рассказе “Чистый понедельник” И. А. Бунина