Красота Оладьи Стрижки

Описание кладбища в романе отцы и дети. Символическое значение смерти базарова. Отношение к окружающим

Жаль погибшей, напрасно потраченной силы…
И. С. Тургенев

В 1874 году Василий Григорьевич Перов написал картину “На сельском кладбище”. Тот, кто читал роман Тургенева “Отцы и дети”, узнают в ней трагическую сцену финала романа: “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Железная ограда окружает могилу; две молодые елки посажены по обеим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле… Цветы, растущие на ней, безмятежно глядят… на нас своими невинными глазами… они говорят… о вечном

Примирении и о жизни бесконечной…”

Картина написана через 12 лет после романа Тургенева, но так и кажется, что она навеяна непосредственным свежим впечатлением от чтения “Отцов и детей”. Одинокие фигуры двух старичков, застывших у могилы сына, словно списаны с родителей Базарова – Василия Ивановича и Арины Власьевны. И могила на картине так похожа на ту, что описал Тургенев!

Рассматривая эту картину, я не могу не думать о судьбе Евгения Базарова, о его такой короткой жизни и смерти…

В конце романа Базаров с болью говорит о краткости человеческого существования: “Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством… и часть времени, которое мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью”. Базаров еще не произнес слов о “вечном примирении”, но они уже чувствуются в “базаровской” тоске, в его “странной усталости”, бесприютности. Все устремлено к одному центру – раскрытию базаровской тоски.

Базаров вдруг отзывается на предложение отца врачевать мужиков, на речи о “близком освобождении крестьян”. Давно устоявшийся критический взгляд на отсталую русскую деревню мучает былого “отрицателя”. Базаров стремится, хотя и не без иронии, понять мужиков, их отношение к “будущности России”, к “новой эпохе истории”.

Но безуспешно: мужики не признали в нем своего.

Не без основания кажется, что Базаров теряет веру в то будущее, которое ему виделось. Правда, его рассуждения еще в немногом, но похожи на речи “максималиста Базарова”: “…взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из грядки…” И выдергивает себя из чуждой ему среды, сначала внутренне отъединяется, потом уезжает в родительский дом. Он окончательно разочаровался в “мякеньком” Аркадии, он всюду ищет “настоящих людей”, но не находит их. Одиночество приводит Базарова к трагическим сомнениям.

В результате и возникает то суждение героя, которого долго не могли простить автору романа: “А я возненавидел этого последнего мужика, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо?!” Каждая реплика Базарова – сгусток душевных страданий: “…Попал под колесо. Старая шутка смерть, а каждому внове… Я ведь… думал: обломаю дел много, не умру, куда!

Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично…”

Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, сила воли… Д. И. Писарев считал сцену смерти Базарова – самой сильной в романе. Она, похоже, наиболее отчетливо выражает отношение автора к герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека.

Перед лицом смерти оказались слабыми опоры, некогда поддерживавшие базаровскую самоуверенность. Умирающий Базаров прост и человечен, он искупает смертью односторонность своей жизненной программы. Базаров – человек, судьбой своей воплотивший все издержки нигилистических теорий.

Как писал Д. И. Писарев: “Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает…” Этот тип человека только складывался и дорисован мог быть лишь временем. “Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить великий подвиг…” – справедливо заметил Писарев.

Две великие любви освящают могилу Базарова – родительская и народная. Память о погибшем Базарове как бы сосредоточена в вечно живой, “бесконечной жизни”. Более утонченной формы прощания с Базаровым и завещания его опыта последующим поколениям, наверное, не существует.

Примирения Базарова с жизнью не наступило, в конце пути пришло успокоение, но мятежный дух продолжал жить в Базарове до последнего вздоха…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” сразу же после выхода в свет вызвал большое количество откликов. Достоевский и Майков прислали Тургеневу в Париж “восторженные” письма, Писемский – “критическое”, Анненков – “умеренное”. В Петербурге вокруг нового романа разгорелась полемика между журналами “Русское слово” и “Современник”. Спор возник из-за образа Базарова. Д. И. Писарев увидел в […]...
  2. ЕЩЕ РАЗ О БАЗАРОВЕ Верно ли понял Писарев тургеневского Базарова, до этого мне дела нет. Важно то, что он в Базарове узнал себя и своих и добавил, чего недоставало в книге. Чем Писарев меньше держался колодок, в которые разгневанный родитель старался вколотить упрямого сына, тем свободнее перенес на него свой идеал. Это не личный идеал, […]...
  3. Русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, и в своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев создал образ такого “нового человека” – революционера и демократа. Образ Базарова – собирательный, потому что Тургенев хотел изобразить подлинного героя нового времени. Оттого что автор честно пытался понять этот тип людей и дать, насколько […]...
  4. Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю? Базаров – целостная натура, образец для подражания многих людей, но они лишь являются некой пародией на самого Базарова. Читая роман, понимаешь, что относиться к Базарову равнодушно нельзя: он либо восхищает, либо раздражает, либо и то, и другое. Базаров – идеал в каком-то смысле. Именно этим […]...
  5. Смысл заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. “Отцы и дети” – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России. 1. Художественная и нравственная прозорливость Тургенева. 2. “Честь нашей литературы” (Н. Г. Чернышевский). II. Роман о торжестве демократа над аристократами. 1. Сюжет романа как цепь столкновений нигилиста Базарова с “отцами”. […]...
  6. В романе “Отцы и дети” Базаров главный герой. Сразу же с первых страниц романа герой привлекает меня своей внешностью и необычным поведением. Базаров высокого роста. Если внимательно присмотреться в его лицо “длинное и худое, с широким лбом, к верху плоским в низу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, которые оживлялись спокойной […]...
  7. Что нам дорого в Базарове и в чем мы не можем с ним согласиться. И. С. Тургенев один из самых популярных писателей своего времени. Каждое новое его произведение, затрагивавшее актуальные проблемы, вызывало горячие споры; будило мысль. На произведениях Тургенева воспитывалось не одно поколение писателей и революционных деятелей. Но ни одно из произведений И. С. Тургенева […]...
  8. Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” невозможно сделать без представления, кто такой Базаров, каков его характер и отношение к тому, что его окружает. Начнем с того, что Базаров является главным персонажем данного произведения. Автор описывает его, как циничного самоуверенного мужчину, который отрицает любые сформировавшиеся в обществе принципы. Этот человек убежден в […]...
  9. Финальный эпизод любого произведения говорит о многом. Это и определенный итог, который захотел передать автор, и наставление, и предупреждение, и собственное мнение автора на этот счет. Поэтому анализ эпизода, когда Базаров находится перед лицом смерти, требует более детального изучения. Начнем с того, что Базаров – это главный герой романа “Отцы и дети”. Произведение относится к […]...
  10. Базаров, несомненно, сильная, волевая личность. Он – настоящий человек, тот, “о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть”. Но, в то же время, он и русский человек, тот самый, по его собственным словам, таинственный незнакомец, которого не поймет никто, даже он сам. И все-таки в своем сочинении я постараюсь его понять, конечно, не […]...
  11. В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в […]...
  12. Согласны ли вы с мнением Г. А. Бялого о том, что “сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма”? Рассуждая по поводу высказывания Г. А. Бялого, рассмотрите социальные, политические, философские взгляды, эстетические воззрения главного героя романа “Отцы и дети”. Покажите в своем размышлении крушение нигилистического мировоззрения Базарова, осознавшего, что “каждый человек на ниточке висит”, бездна […]...
  13. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” от- разил общественную атмосферу, сложившу- юся накануне крестьянской реформы 1861 го- да, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества: врачи, священ- ники, мелкие чиновники. Это поколение “де- тей” было настроено чрезвычайно критичес- ки к опыту и социальной деятельности дво- рян-либералов 40-х […]...
  14. В основу романа Тургенева положен социальный конфликт “отцов и детей”: вступающих в 50-60 годы XXI века на арену общественной борьбы революционеров-демократов и уступающих им место либеральных дворян. Базаров, один из главных героев романа, является представителем революционных демократов. По своему социальному происхождению Базаров – разночинец. Он, внук крестьянина, сын уездного лекаря, с гордостью говорит; “Мой дед […]...
  15. В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова, одного из представителей новой, зарождающейся в России социальной силы – разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное. Образ Базарова занимает центральное место в романе. С […]...
  16. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что “плебей” Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы […]...
  17. Глава XVII В этом отрывке мы видим описание чувств, возникших между героями романа Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” – Базаровым и Одинцо­вой. В данном эпизоде романа описывается чувство Базарова к Одинцо­вой, мучившее и бесившее его. Мы видим душевные переживания Базаро­ва, который, полюбив Одинцову, не находит себе места, пытается владеть своими чувством, которое бесит и […]...
  18. Роман “Отцы и дети” был написан в конце 50-х годов 19 века. В это время в России стали появляться люди нового типа, нигилисты-революционеры. Но их было очень мало, они не находили понимания и поддержки в народе. Тургенев в романе четко нарисовал портрет человека этого нового, прогрессивного типа, портрет Базарова. Но Иван Сергеевич заглянул в будущее, […]...
  19. Роман И. С. Тургенева был написан в 1861 г., а действие в нем происходит с мая 1859 по зиму 1860 г. Именно в это время становится наиболее очевидным кризис крепостнической системы, обостряется спор между революционерами-демократами и либералами о путях спасения России, формируется новый тип передового общественного деятеля-разночинца, который “драться хочет”. Сам Тургенев так определил замысел […]...
  20. ­­Из содержания романа Ивана Тургенева “Отцы и дети” становится понятно, что если уж и считать кого-то из его действующих лиц “лишним человеком”, то только его главного героя Евгения Базарова. Впрочем, с этим утверждением можно как согласиться, так и отрицать его, ведь Базаров был неоднозначной личностью. Таких, как он, конечно, можно называть лишним человеком, но точно […]...
  21. Как Базаров иносказательно подчеркивает разницу между собой и Аркадием Кирсановым (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)? Для построения рассуждения на предложенную тему обратитесь к наблюдениям исследователей за параллелями между представителями семейства пернатых и героями романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Отметьте, что Николай Петрович Кирсанов ассоциируется с “крупным пестрым цыпленком”, “толстым сизым […]...
  22. “Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном […]...
  23. Если употребить в разговоре слово нигилизм, то будет мало понятно, что же под этим словом подразумевает человек. Термин этот употреблялся с самого XII века, но по-настоящему новую жизнь получил во второй половине XIX века в России. После выхода романа “Отцы и дети” это слово подхватили и стали именовать так всех “передовых” людей того времени. Во […]...
  24. Роман Тургенева “Отцы и дети” показывает нам картину русского общества 60-х годов 19 века. Общество разбито на два больших лагеря – “отцов” и “детей”. Господин Писарев в своей статье “Базаров” считает главным персонажем и основным звеном романа представителя лагеря детей Евгения Базарова. Вокруг него, по мнению критика, “крутится” все действие, все остальные герои. Безусловно, с […]...
  25. Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – […]...
  26. Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – разночинец по происхождению и демократ по политическим убеждениям, появившись в усадьбе братьев Кирсановых, аристократов и сторонников либерального дворянства, тут же становится объектом всеобщего внимания в доме. Хозяин родового гнезда Николай Петрович, доброжелательный и вежливый дворянин, принял Базарова тепло и радушно: при встрече […]...
  27. Он честен, правдив и демократичен До конца ногтей… Если он называется “нигилистом”, то надо читать “революционером”. И. С. Тургенев Идея романа, по определению самого писателя, – показ “торжества демократизма над аристократией”. Тургенев, всегда чутко прислушивавшийся к новым явлениям в общественной жизни, отразил в романе “Отцы и дети” типичный конфликт эпохи. Он показал борьбу “отцов” и […]...
  28. Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сло- жившихся в России к 60,-м годам XIX века. Писатель передал в романе типичный кон- фликт эпохи и поставил ряд актуальных про- блем, в частности вопрос о характере и роли “нового человека”, деятеля в период револю- ционной ситуации в Европе 60-х годов. Выразителем идей революционной демо- […]...
  29. В 1862 году Тургенев написал роман “Отцы и дети” , в центр которого поставил Базарова, представителя революционно-демократической молодежи, выразив свое отношение к герою. Евгений Васильевич Базаров вызвал неоднозначную оценку у читателей и критиков. Так, Антонович подчеркивал, что увидел в произведении не живую личность, а карикатуру, при том карикатуру самую злостную. Но критик Писарев утверждал обратное, […]...
  30. Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм – отрицание всего. С самого начала спора, кульминации идеологических разногласий представителей “детей” и сторонников “отцов”, Е. Базаров, находящийся в чужом для него месте, в чужой среде дворян-либералов, ведет себя естественно, […]...
  31. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, “ученик” Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: “Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины…” Сатира начинается с первых строк, уже при описании комнаты, похожей на кабинет. Тургенев пользуется […]...
  32. Способность глубоко любить Тургенев считал мерилом ценности человека как личности. Писатель многих своих героев подвергал испытанию любовью. Эта участь постигла и Евгения Базарова, который отрицал это чувство. Он считал, что любовь – это всего лишь физиологическая потребность. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой – смешно, наслаждаться природой – нелепо. […]...
  33. Очами Базарова дивиться автор на маєток Кірсанова, його словами характеризує вбогість природи, недотепність хазяїна, руйнування, нишету мужиків: “господарство скрипіло, як немазане колесо”, “тріскотіло, як домоткана меблі із сирого дерева”, обтерханние, обдерті, обгризені, криві, худі лахміття, латки й т. д. І нерідко підсміюється як над нещадною-ліберально-нещадною методою Миколи Петровича “напоумляти мужиків” тими самими словами, доводячи їх […]...
  34. Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно был конфликт, начиная от простых вещей, заканчивая проблемами общества. Павел Петрович только и ждал, что бы завести спор с Базаровым и унизить его, с помощью своих аристократических манер, но Базаров во всех спорах оставался победителем. […]...
  35. Любовь у Тургенева всегда была испытанием для героя. Способен ли герой к большому, настоящему чувству? Любовь Базарова позволяет нам лучше понять его внутренний мир. Сюжетная линия Базаров – Одинцова очень важна в романе. Тургенев в какой-то степени отходит от привычной для него повествовательной манеры, когда превосходство великодушной, способной к глубоким чувствам, смелой женщины над героем […]...
  36. Тургенев, как великий российский художник, запечатлел в романе “Отцы и дети” несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов 19 века. Писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян (Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых), а с другой демократа Евгения Базарова. Через столкновение Базарова с либералами – “отцами” дал читателю […]...
  37. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное мастерство, с которым он написан. Тургенев всю творческую жизнь провел в поисках “своего” героя. Эти поиски – самое важное, но и самое трудное в работе писателя. И можно признать, что в романе “Отцы и дети” […]...
  38. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, очень интересным. Есть все основания сколь угодно долго восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Жизненный […]...
  39. В романе “Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя И. С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал превосходство “детей” над либералами “отцами”. Либералы были классовыми единомышленниками И. С. Тургенева, и он разоблачал их дряблость и беспомощность с бесспорным знанием этой […]...
  40. Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. “Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа”. Там же он с ней и знакомится. Она приглашает их с Аркадием к себе. В гостях […]...
Рассматривая картину В. Перова “На сельском кладбище”, я думаю о герое Тургенева Базарове и о его смерти

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Роман “Отцы и дети” - одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время. Причин этому множество: и вечные темы...

    Название романа "Отцы и дети" часто понимается весьма упро- щенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристок- ратов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое...

    Одна из важнейших черт творчества Тургенева - желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким романом, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман "Отцы и дети". Название произведения...

    есмотря на несомненную оригинальность романа «Отцы и дети», мы не можем не обратить внимание и не провести параллели с произведениями других авторов, а также не отметить связь романа со всей мировой мифологией. Роман Тургенева чрезвычайно символичен. Например,...

    События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос – взаимоотношение...

У идей нигилизма нет будущего;

Пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибочной идеей;

Базаров стремится не показать своих страданий, утешить родителей, помешать им искать утешения в религии.

Упоминание о Ситникове и Кукшиной – подтверждение абсурдности идей нигилизма и его обреченности;

Жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);

Судьба Павла Петровича итог жизни, загубленной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);

Судьба Одинцовой – вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;

Описание могилы Базарова – декларация вечности природы и жизни временности пустых социальных теорий, претендующих на вечность, тщетности человеческого стремления познать и изменить мир, величии природы по сравнению с суетностью человеческой жизни.

Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре умирает.

Основой поступков и поведения героя является его приверженность идеям нигилизма . Базаров называет себя «нигилистом» (от латинского nihil, ничего), т. е. человеком, который «ничего не признает, ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Он категорично отрицает ценности старого мира: его эстетику, общественный уклад, законы жизни аристократии; любовь, поэзию, музыку, красоту природы, семейные связи, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам «нигилист» противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы.

Базаров показан вне среды единомышленников, вне сферы практического дела. Тургенев говорит о готовности Базарова действовать в духе своих демократических убеждений – то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.

Базаров воюет против старых религиозных, эстетических и патриархальных, представлений, беспощадно высмеивает романтическое обожествление природы, искусства и любви. Положительные ценности он утверждает лишь а отношении естественных наук, исходя из убеждения, что человек – «работник» в мастерской природы. Человек представляется Базарову как некий телесный организм и больше ничего. По мнению Базарова, в нравственных недостатках отдельных людей виновато общество. При правильном устройстве общества все нравственные болезни исчезнут. Искусство для героя – извращение, чепуха.

Испытание Базарова любовью к Одинцовой. «Романтической чепухой» считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является предупреждением заносчивому Базарову

В любовной коллизии убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные. Теперь душа Базарова раскалывается на две половины – с одной стороны, мы видим отрицание духовных основ любви, с другой стороны – способность страстно и одухотворенно любить. На смену цинизму приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению, и по характеру, охвачен настолько, что неудача повергает его в состояние подавленности и тоски. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной из дворянского круга. Когда он видит полную безнадежность своей любви, ничто не вызывает у него любовных жалоб и просьб. Он мучительно ощущает потерю, уезжает к родителям в надежде исцелиться от любви, но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия.

Нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной, поражает нас глубиной и серьезностью, страстной напряженностью, цельностью и силой сердечного чувства. В любовном конфликте он выглядит крупной, сильной личностью, способной на настоящее чувство к женщине.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов – аристократ, англоман, либерал. По существу, такой же доктринер, как и Базаров. Первая же трудность – неразделенная любовь – сделала Павла Петровича ни на что не способным. Блестящая карьера и светские успехи прерваны трагической любовью, и дальше герой находит выход в отказе от надежд на счастье и в исполнении нравственного и гражданского долга, Павел Петрович переезжает в деревню, где пытается помочь брату в его хозяйственных преобразованиях и выступает в поддержку либеральных правительственных реформ. Аристократизм, по мнению героя – это не сословная привилегия, а высокая социальная миссия определенного круга людей, долг перед обществом. Аристократ должен быть естественным сторонником свободы и гуманности.

Павел Петрович предстает в романе человеком убежденным и честным. но явно ограниченным. Тургенев показывает, что его идеалы безнадежно далеки от реальности, а его жизненная позиция даже ему самому не обеспечивает душевного равновесия. В сознании читателя герой остается одиноким и несчастным, человеком несбывшихся стремлений и несостоявшейся судьбы. Это в известной мере сближает его с Базаровым. Базаров – порождение пороков старшего поколения, его философия – это отрицание жизненных установок «отцов». Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.

Дуэль Базарова и Павла Петровича. За оскорбление, нанесенное Фенечке, Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль. Это и конфликтный узел произведения. Дуэль завершала и исчерпывала его социальную коллизию, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется и с братьями Кирсановыми, и с Аркадием. Она же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявляла не отдельные и внешние, а сущностные качества того и другого. Истинная причина дуэли – Фенечка, в чертах которой Кирсанов-старший находил сходство с его роковой возлюбленной княгиней Р. и которую он также тайно любил. Неслучайно оба антагониста испытывают чувство к этой молодой женщине. Не в силах вырвать из сердца любовь настоящую, они пытаются найти некий суррогат этого чувства. Оба героя – люди обреченные. Базарову суждено умереть физически. Павел Петрович, уладив брак Николая Петровича с Фенечкой, тоже чувствует себя мертвецом. Моральная смерть Павла Петровича – это уход старого, обреченность отжившего.

Аркадий Кирсанов . В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляются неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста. «Нигилизм» Аркадия –это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, авторитетам. Кирсановы в равной мере далеки как от дворянской аристократии, так и от разночинцев. Тургенева эти герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и катастроф.

Псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров в романе одинок, у него нет истинных последователей. Нельзя считать продолжателями дела героя его мнимых соратников: Аркадия, который после женитьбы начисто забывает о юношеском увлечении модным вольнодумием; или Ситникова с Кукшиной – гротескные образы, начисто лишенные обаяния и убежденности «учителя».

Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица, псевдонигилистка, развязна, вульгарна, откровенно глупа. Ситников – псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с «учителем» оказывается пародийным. Рядом с подлинно новым человеком своего времени Тургенев поставил его карикатурного «двойника»: «нигилизм» Ситникова понят как форма преодоления комплексов (он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, в то же время он тяготится своей человеческой незначительностью).

Мировоззренческий кризис Базарова. Отрицая искусство и поэзию, пренебрегая духовной жизнью человека, Базаров впадает в односторонность, сам того не замечая. Бросая вызов «барчукам проклятым», герой заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание искусства вообще; отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное», объяснимое лишь физиологией полов; отрицание сентиментальной дворянской любви к народу – в презрение к мужику. Таким образом, нигилист порывает с вечными, непреходящими ценностями культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Неудача в любви повлекла за собой кризис его мировоззрения. Перед Базаровым возникли две загадки: тайна его собственной души и загадка мира его окружающего. Мир, казавшийся Базарову простым и понятным, становится полон тайн.

Так нужна ли эта теория обществу и нужен ли ему такой тип героя , как Базаров? Над этим умирающий Евгений пытается с горечью размышлять. «Янужен России... нет. видно, не нужен», – и сам себе задаёт вопрос: «Да и кто нужен?» Ответ неожиданно прост: нужны сапожник, мясник, портной, потому что каждый из этих незаметных людей делает своё дело, работая на благо общества и не задумываясь при этом о высоких целях. К этому пониманию истины приходит Базаров на пороге смерти.

Главным конфликтом в романе оказывается не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт , переживаемый Базаровым, требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Будучи сильной личностью, Базаров не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Конфликт неразрешим, и герой сознает это.

Смерть Базарова . Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для него нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его доктрины. Страдания героя, его безвременная гибель – это необходимая плата за его исключительность, за его максимализм.

Базаров умирает молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, не завершив своего дела, в одиночестве, не оставив после себя детей, друзей, единомышленников, не понятый народом и далекий от него. Его громадная сила погибает напрасно. Гигантская задача Базарова осталась невыполненной.

В смерти Базарова проявились политические взгляды автора. Тургенев, истинный либерал, сторонник постепенного, реформистского преобразования России, противник всяких революционных взрывов, не верил в перспективность революционеров-демократов, не мог возлагать на них больших надежд, воспринимал их как большую силу, но преходящую, считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам -реформаторам-постепеновцам. Поэтому революционеры-демократы, даже если они были умны, привлекательны, честны, подобно Базарову, казались писателю трагическими одиночками, исторически обреченными.

Предсмертная сцена и сцена смерти Базарова – самый трудный экзамен на право называться человеком и самая блестящая победа героя. «Умереть так как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг» (Д. И. Писарев). Такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.

Умирающий Базаров прост и человечен, отпала надобность скрывать свои чувства, он много думает о себе, о родителях. Перед смертью он зовёт Одинцову, чтобы сказать ей с внезапной нежностью: «Послушайте, ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Сам тон последних строк, поэтическая ритмизированная речь, торжественность слов, звучащих как реквием, подчеркивают любовное отношение автора к Базарову, нравственное оправдание героя, сожаление о замечательном человеке, мысль о бесплодности его борьбы и стремлений. Тургенев примиряет своего героя с вечным бытием. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

Описание могилы Базарова – утверждение вечности и величия природы и жизни по сравнению с суетностью, временностью, тщетностью социальных теорий, человеческих стремлений познать и изменить мир, смертности человека. Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. В пейзаже Тургенев продолжает традиции позднего Пушкина. Для Тургенева важна природа как таковая: эстетическое любование ею.

Критики о романе. «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Яэтого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом «нигилист» воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом...». «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего» (Тургенев). Вывод. Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

В соответствии с векторами борьбы общественных течений в 60-е годы выстраивались и точки зрения на произведение Тургенева. Наряду с положительными оценками романа и главного героя в статьях Писарева, из рядов демократов прозвучала и негативная критика.

Позиция М.А. Антоновича (статья «Асмодей нашего времени»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе «... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, и – и обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман – клевета на молодое поколение». Добролюбов к этому времени уже умер, а Чернышевский был арестован, и Антонович, примитивно понявший принципы «реальной критики», принял первоначальный авторский замысел за конечный художественный результат.

Более глубоко восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.

Позиция М.Н.Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» Катков отрицает нигилизм, считая его общественной болезнью, с которой нужно бороться путем усиления охранительных консервативных начал, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

Роман в оценке Д.И. Писарева (статья «Базаров»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа. Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен.

Наиболее художественно адекватное истолкование романа принадлежит Ф. Достоевскому и Н. Страхову (журнал «Время»). Взгляды Ф.М. Достоевского. Базаров – «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Н.Страхов отметил, что И. С. Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». Критик увидел, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живет глубоко и сильно».

Точка зрения Достоевского и Страхова вполне соотносится с суждениями самого Тургенева в его статье «По поводу „Отцов и детей"», где Базаров назван трагическим лицом.

РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (1866)

Жанровое своеобразие. Роман Достоевского можно определить как психологический и как философский. Все сюжеты изображены реалистично, четко обозначен социально-бытовой фон, подробно воссоздан внутренний мир героев, их психологические конфликты. Это полифонический роман . Принцип «полифонизма» (многоголосия) или «диалога» заключается в том, что каждый герой имеет свой независимый внутренний мир.

Проблематика. Герой Достоевского выступает как «человек идеи», он беззащитен перед властью идеи. Идея – центральный объект изображения автора. Проблема «восстановления погибшего человека» в эпилоге романа.

Спор идей в романе. Роман Достоевского – «роман идей».

1. Идеология Раскольникова излагается в статье «О преступлении», содержание которой мы узнаем из диалога Раскольникова с Порфирием Петровичем. Теория выстраданная, честная, она беспощадна и по-своему верна. Весь мир преступен, поэтому нет понятия преступления. Один разряд людей - «материал», другие – элита, герои или гении, они ведут за собой толпу, выполняя историческую необходимость. На вопрос Порфирия Петровича, к какой категории он относит себя. Раскольников отвечать не хочет. Все события, предшествовавшие убийству (письмо от матери, история Сони, размышления о «бессмысленных жертвах», подслушанный Раскольниковым разговор студента с офицером о старухе-процентщице, встречи на улицах), служат для Раскольникова подтверждением правильности его теории.

2. Идеология Свидригайлова. Свидригайлов проповедует крайний индивидуализм. Человеку от природы свойственна жестокость, он предрасположен совершать насилие над другими людьми для удовлетворения своих желаний. Это идеология Расколъникова, но без «гуманистической» риторики (по Раскольникову, миссия «Наполеонов» -облагодетельствовать человечество). Не следует забывать, что о преступлениях Свидригайлова сообщается только в форме «слухов», сам же он категорически отрицает большинство из них. Читатель не знает точно, совершил ли их Свидригайлов, это остается загадкой и придает образу героя отчасти романтический («демонический») колорит. С другой стороны, Свидригайлов совершает на протяжении всего действия романа едва ли не больше конкретных «добрых дел», чем остальные герои. Таким образом, автор показывает другую грань характера Свидригайлова, в подтверждение христианского представления о том, что в любом человеке есть и добро, и зло, и есть свобода выбора между добром и злом.

3. Идеология Порфирия Петровича. Следователь Порфирий Петрович выступает как главный идейный антагонист и «провокатор» Раскольникова. Он старается опровергнуть теорию главного героя, но при внимательном рассмотрении оказывается, что сам Порфирий строит свои взаимоотношения с Раскольниковым как раз по принципам этой самой теории: недаром он так заинтересовался ею. Порфирий стремится психологически уничтожить Раскольникова, добиться полной власти над его душой. Он называет Раскольникова своей жертвой. В романе он сравнивается с пауком, преследующим муху. Порфирий относится к типу «психолога-провокатора», который иногда встречается в романах Достоевского.

4. Идеология Лужина. Лужин представляет в романе тип «приобретателя». Воплощаемая в Лужине ханжеская буржуазная мораль кажется Раскольникову человеконенавистнической. Встреча с Лужиным определенным образом влияет на внутренний психологический процесс Раскольникова, она дает еще один толчок метафизическому бунту героя: «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?»

Идейно-композиционная роль образа Сони. Соня является в романе едва ли не единственным внеидеологическим героем. У нее нет никаких «теорий», кроме веры в Бога, но это именно вера, а не идеология. Соня нигде не спорит с Раскольниковым. Соня страдает, но не жалуется, невозможно для нее и самоубийство. На Раскольникова она сначала производит впечатление «юродивой», «странной». Многие исследователи считают, что Соня – воплощение авторского идеала христианской любви, жертвенного страдания и смирения. Своим примером она показывает путь Раскольникову – восстановить утраченные связи с людьми через обретение веры и любви.

Преступление и наказание Раскольникова. Главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» недоучившийся студент Родион Романович Раскольников идет на страшное преступление – лишение жизни другого человека – под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов XIX века. Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. Делать жизнь по теории нельзя.

Родион Романович Раскольников человек добрый и чуткий к страданиям других людей, отзывчивый, добрый по натуре человек, мучительно воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдаёт последние деньги семье Мармеладова. Это одаренный и честный юноша, наделённый острым, пытливым умом. Но он горд, необщителен, одинок, убеждён в своей исключительности. Его гордость уязвляется на каждом шагу – он прячется от хозяйки, которой задолжал за комнату, питается объедками, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки. Оказавшись «задавленным нищетой» и не имея возможности помочь близким людям. Раскольников ищет выход и «заболевает идеей» преобразования мира, общества. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория преступления. Мир представляется Раскольникову несовершенным, и герой считает себя способным исправить его. Он мечтает защитить всех слабых и обездоленных, восстановить права униженных и бесправных.

Упорно думая о причинах несправедливого устройства общества, Раскольников создает теорию, согласно которой все человечество делится на два разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе («тварь дрожащая» – это толпа, не способная изменить свое положение), и на людей необыкновенных (таких, например, как Наполеон), которые призваны повелевать остальными, их усилиями движется мир, прогресс. Если потребуется устранить мешающие препятствия для достижения гармонии, то особенный человек может разрешить себе нарушить нравственный закон и «переступить через труп, через кровь». Таким людям «разрешается кровь по совести», для них существуют особые критерии добра и зла. Разделив людей на две категории, Раскольников к «тварям дрожащим», принимающим молча и безропотно любой порядок вещей, относит старуху. Ко вторым, «сильным мира сего», которым ничто не стоит нарушить любые моральные нормы, он относит не только Наполеона, Магомета, но и себя. Идя на преступление, он хотел разобраться, к какому разряду людей он относится: «.. Вошь ли я, как все, или человек?». «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил», - признается Раскольников.

Вина Раскольникова заключается в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Бедность толкнула его на преступление, это признает и сам герой. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное – доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, – вот великий нравственный смысл романа.

Родион Раскольников – человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Расколъникова – это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе – убийство – перед людьми.

В первой части романа Раскольников проверяет, может ли он переступить общепринятые человеческие законы, в частности, способен ли он переступить через чужую жизнь. Жизненные факты, казалось бы, утверждают правоту его идей (судьба семейства Мармеладовых, положение матери и сестры, уличные сцены и др.). Раскольников совершает преступление, по воле случая убивая не только «зловредную вошь» – старуху-процентщицу, но и ни в чем не повинную Лизавету, и себя, как потом сам же и скажет.

Вторая часть представляет собой как бы катастрофу. Из всех ощущений, пережитых Раскольниковым после убийства (от животной радости, что не попался, до отчаяния, не оставил ли улик, не проболтался ли?), самым мучительно-сильным, внезапным и непредвиденным было ощущение «бесконечного уединения и отчуждения». Это ощущение он испытал в полицейской конторе, на Николаевском мосту, и особенно остро при встрече с матерью и сестрой. Раскольников почувствовал, что своим преступлением он «как будто ножницами» отрезал себя от всех и ото всего. При встрече с родными невыносимое внезапное сознание ударило в него, «как громом». Он не смог обнять мать и Дунечку: «руки не поднимались».

Страшный сон Раскольникова об истязаемой пьяными мужиками лошади. Эта привидевшаяся ему во сне, насмерть забитая, ни в чём не повинная тварь олицетворяла собою душу Раскольникова, им же самим растоптанную, искалеченную его же злыми решениями. Ум, оторвавшись от сердца, губит человека. Очнувшись от ужасного сна, Раскольников почувствовал, что сбросил с себя мертвое бремя преступных измышлений. Сновидение о лошади успело лишь на мгновение вразумить Раскольникова.

Человеческая натура Раскольникова не приемлет отчуждения от людей Оказывается, человек не может жить без общения, душевная борьба героя становится все напряженнее. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называя подлецом. Достоевский доказывает, что преступна сама теория «двух разрядов». Эта теория – даже не обоснование преступления, а само преступление, ибо она с самого начала предрешает, кому жить, а кому не жить.

Сюжет и композиция . Композиционное соотношение частей доказывает второстепенность детективного сюжета (совершению преступления посвящена одна часть, остальные -поискам истины и проблемам возмездия).

Первая часть подготовка и совершение преступления (соотношение частей: шесть глав о развитии теории Раскольникова, собственно убийству посвящена последняя глава):

жизнь героя; социальные предпосылки зарождения теории Раскольникова; исповедь Мармеладова; пьяная девочка на бульваре; разговор студента и офицера; письмо матери; первый сон Раскольникова – об убийстве лошади; совершение преступления: двойное убийство старухи-процентщицы и ее сестры; смерть безвинной Лизаветы – первая «трещина» в теории Раскольникова.

Вторая часть анализ состояния героя после совершения преступления, знакомство с основными персонажами:

болезненное состояние героя: страх, подозрительность. Кульминация –посещение конторы, обморок; знакомство с «двойником» – Лужиным. Отталкивающая теория Лужина, возведенная в стиль жизни; смерть Мармеладова; первая встреча с Соней; второй сон – об избиении квартирной хозяйки – отражение душевного состояния Раскольникова.

Третья часть – дискуссии вокруг теории Раскольникова, ее подтверждения и опровержения:

рассказ матери и сестры Раскольникова о Свидригайлове. Образ второго «двойника» – порок, возведенный в принцип жизни; начало интеллектуального поединка с Порфирием Петровичем; третий сон – переживание убийства заново, явление жертвы; крайнее напряжение душевных сил Раскольникова.

Четвертая часть – встречи и разговоры, опровергающие теорию героя:

дискуссии со Свидригайловым (противоборство дьявольского и божественного начал); теория Лужина – теория хозяина жизни; Соня и Раскольников: близость судеб и полярность мировоззрений; значение библейской истории «Воскресение Лазаря» в эволюции взглядов героя; диалог-борьба с Порфирием Петровичем; признание Миколки – формальное освобождение героя от подозрений.

Пятая часть – жизнь опровергает теорию Раскольникова:

трагизм положения и духовная сила Сони; трагизм судьбы Катерины Ивановны и детей; признание Раскольникова Соне (душа не выдержала и ждет суда); Соня – судья и спаситель.

Шестая часть – последняя борьба живой души и мертвой теории:

свидание с Порфирием Петровичем в квартире Раскольникова. Убежденность следователя в виновности подозреваемого, отказ героя прийти с повинной; самоубийство Свидригайлова: душа, отданная аду, жить не может; признание Раскольникова, отсутствие раскаяния.

Значение эпилога – воскрешение души Расколъникова, окончательная победа божественного над дьявольским:

жизнь на каторге; четвертый сон – мировое воплощение теории в жизнь; возрождение к новой жизни, любовь к Соне, возвращение к людям.

Система образов по отношению к теории Раскольникова:

образы униженных и оскорбленных, подтверждающие несправедливость этого мира (Мармеладов, Катерина Ивановна);

образы-двойники Раскольникова – в практической жизни руководствуются теорией «все дозволено» (Свидригайлов, Лужин);

образы, опровергающие теорию Раскольникова (Дунечка, Разумихин, Порфирий Петрович, Сонечка Мармеладова).

Значение образа Сони Мармеладовой в судьбе героя и конфликте романа:

близость судьбы Сони и Раскольникова (оба преступили черту – убийца и блудница);

принципиальное различие: идейное противостояние (Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения – жертвенность; Раскольников, убив старуху и Лизавету, «убил себя», в основе его преступления – гордыня и духовное падение);

роль Сони в покаянии Раскольникова: ее отношение к жизни, диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что разделение людей на две категории аморально, преступно, подвигают героя к раскаянию и покаянию.

Средства раскрытия образа:

портрет: «Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»;

говорящее имя и фамилия (Родион – род и он, Раскольников – раскол);

поступки (помощь другим людям, убийство);

описание психологического состояния героя (болезнь Раскольникова, ощущение «отрезанности от всего мира», нелогичность поступков);

сны Раскольникова – отражениеего внутренней жизни;

монологи и диалоги героя;

отношения с другими персонажами.

Образ Раскольникова –прообраз всевозможных «антигероев» и идей XX века, которые провозглашали идеи возможности для избранных личностей решать судьбы людей и человечества.

  • Абсолютное значение оптической плотности и координаты цветности

  • Статья посвящена проблеме воскресения мертвых в религиозной культуре человечества. Представлен религиозный взгляд по рассматриваемому вопросу.

    Многие из произведений школьной программы по литературе, перечитанные в зрелом возрасте, оцениваются совершенно иначе, чем в неопытной юности. И уже по-иному воспринимаются те места в книгах, где авторы так или иначе указывают на свои религиозные взгляды. К примеру, знаменитый роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» (1861 год) завершается проникновенными словами: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
    Вопрос о всесилии святой и преданной любви, затронутый писателем, думается, волнует каждого человека перед лицом смерти.
    Догмат Воскресения мертвых; это основание христианской веры. Учение о Всеобщем Воскресении; твердое учение Священного Писания и Нового, и Ветхого Завета. Вся пятая глава Евангелия от Иоанна в Библии посвящена беседе Господа Иисуса Христа с иудеями о важнейших истинах веры, из которых весть о победе над смертью – главнейшая: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Иоан.5:28-30). Учение о воскресении мертвых представлено и в Ветхом Завете. Пророк Божий Иов говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов.19:25-28). А пророку Иезекиилю было показано поле, полное мертвых костей, которые облекались плотью (Иез. 37).
    Весна для верующих людей – очевидное напоминание догмата воскресения из мертвых. А для Евгения Базарова смерть ассоциировалась с выросшим из него лопухом – не больше. Это объясняет горе верующих родителей нигилиста, плачущих о его все отрицающей душе. Но святитель Игнатий Брянчанинов в статье «Сад во время зимы» писал в 1843 году в Сергиевой пустыни: «Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся - такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий». (Брянчанинов, 1993, С.178)
    В иудаизме и исламе тоже существует учение о воскресении мертвых. Его признаки можно найти даже в языческих культах. Есть мнение, что вся религиозная культура Египта пронизывается учением о воскресении мертвых, именно с ним связана традиция мумификации тел, которые должны воскреснуть. К примеру, московский профессор Андрей Зубов утверждает, что, если суммировать египетские тексты, в них говорится о победе над смертью и о телесном воскресении умершего человека. Захоронения эры раннего палеолита являют нам могилы, наполненные предметами земного быта и очень трудоемкими в изготовлении каменными орудиями труда. Зачем расставаться с этими сокровищами, так необходимыми живым, если ТАМ ничего нет? Усопших щедро осыпали цветами, пыльца которых обнаружена в могилах. Эти факты; косвенное подтверждение религиозности самых первых людей. И даже само положение их тел – в позе эмбриона – наталкивает на мысль: как человек выходит из чрева матери, так он должен выйти из чрева земли в свое время. Так считает новосибирский профессор Павел Волков (Волков, 2003, С. 165).
    Однако современное человечество далеко гонит от себя мысль о смерти. Создается впечатление, будто люди и вовсе не думают умирать. Всего несколько десятков лет назад гробы особо уважаемых людей во время похорон несли через весь город. Теперь же видим лишь закрытые катафалки. Создана целая похоронная индустрия: умерших красиво наряжают, употребляют обильную косметику… Предоставляется весь комплекс похоронных услуг, лишь бы живые поменьше виделись с умершими. А если и соприкасались с ними, то на самое краткое время. Зачем? Ведь это напоминает о смерти! Сама практика кремации усопших, конечно, может оправдываться дефицитом земель. В Москве, например, стоимость похорон усопшего на городском кладбище уже приближается к стоимости квартиры. Но ведь территория России – пока самая большая в мире. Зачем уничтожать тела?…
    Традиционно христиане, иудеи и мусульмане стараются предавать земле своих умерших, так как они видят основание традиции в словах, сказанных Богом Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт.3:19). В законодательстве многих стран мира осквернение захоронения считается уголовным преступлением, попирать чужую могилу ногами воспринимается великим оскорблением родственникам покойного. Почему же так, если после смерти ничего нет? В этом чувстве протеста мы можем видеть глубоко живущую в человеке веру в воскресение умерших. А православные могилы украшает крест Христов, потому что после Голгофы наступает Пасха, и после смерти наших близких мы веруем в их воскресение в день суда, когда явится крест от края небес и до края.
    Таким образом, последняя строка романа И.С. Тургенева – очевидное напоминание слов, которые звучат при погребении усопших. Они были хорошо известны православным современникам писателя и забылись в 21 веке. Над гробом поётся: «Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего … идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Смерть побеждена победой Христова Воскресения. Любовь Божия всесильна, потому что Бог есть любовь.

    Литература:
    Тургенев И. С. Отцы и дети. М., Астрель, 2005 г. - 240 с.
    Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Том 1. Сад во время зимы. М., Православное издательство, 1993 г. – 572 с.
    Волков П. В. Потомки Адама.- М.-СПб.-Новосибирск: Общество святителя Василия Великого, Православная Гимназия во имя Преп. Сергия Радонежского, 2003.- 207.
    Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. М.: Никея, 2009. - 144 с.

    Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети».

    Сегодня на уроке мы с вами в рамках подготовки к ЕГЭ произведем анализ отрывка из романа, подготовимся к выполнению заданий части В и С, выясним отношение автора к главному герою романа.

    На экране и на столах отрывок из романа. Выразительное чтение отрывка учителем.

    Что представляет собой данный отрывок? Каково его место в общей структуре произведения?

    (Это эпилог романа. Последняя страница романа. Ей предшествуют страницы, посвященные смерти Базарова и страницы, повествующие о дальнейшей судьбе других героев романа.)

    Что лежит в основе эпилога?

    (Картина сельского кладбища. 1\3 эпилога занимают картины природы.)

    Какова обычно роль пейзажа в худ. произведении?

    (Картины природы гармонируют с чувствами и переживаниями героя или оттеняют их.) Тургенев заканчивает свой роман философским описанием природы. Он имел философское образование и даже защитил диссертацию.

    В художественном мире Тургенева природа часто жестока по отношению к человеку, способна разрушить его счастье или жизнь.

    Вернемся к тексту. Перед нами картина сельского кладбища.

    Какова тональность данного отрывка? Меняется ли она?

    (Открывается описание печальной картиной сельского кладбища, но постепенно тон меняется, от тоскливых нот автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса. Затем снова скорбная картина – описание страданий одиноких стариков Базаровых.

    Какие средства выразительности помогают передать настроение в начале отрывка?


    Эпитеты: здесь царит вечный покой, вид печальный.

    Какая передает ощущение запущенности, заброшенности?

    Глаголы: канавы заросли, деревянные кресты поникли и гниют, овцы безвозбранно бродят по могилам, 2-3 ощипанных деревца дают скудную тень.

    Описание заброшенного кладбища прерывается многоточием…. И вот перед нашим взором могила Базарова.

    Контраст.


    Какую роль играет контраст?

    Какие еще средства выразительности использует автор, рисуя могилу Базарова?

    (Олицетворение: « цветы безмятежно глядят на нас своими невинными глазами».Этот прием позволяет автору создать образ природы, живущей своей собственной жизнью.

    Кроме лексических, какие еще средства выразительности использует автор, описывая могилу Базарова?

    (Средства синтаксиса. Различные виды конструкций. СПП с однор. придаточными: «Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное.» СБП: « Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле.) Благодаря этим синтаксическим конструкциям меняется тональность, строки начинают звучать торжественно.

    Найдите еще выраз. средство синтаксиса, усиливающее эмоциональное звучание текста и помогающее понять мысль автора.

    (Риторический вопрос: « Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?»)

    А следом идет восклицание - О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

    В этом последнем предложении есть еще одно средство выразительности, представляющее собой цепь определений с постепенным нарастанием значимости. Какое?

    (Градация: Сердце страстное, грешное, бунтующее.)

    В этом же последнем предложении мы опять наблюдаем контраст. Где?

    (С одной стороны, страстное, грешное, бунтующее сердце, а с другой, равнодушная природа и цветы, которые глядят на нас своими невинными глазами. Это они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной.

    Только вот о какой жизни? И о примирении кого с кем?

    (Наверное, о бесконечном продолжении жизни природы. Человек смертен, а природа вечна. Может, о вечности человеческих ценностей. А может быть, что споры отцов и детей вечны, именно из этих споров и столкновений и состоит жизнь.

    О примирении человека и природы, человека с миром, с самим собой)

    Эпилог наполнен глубоким философским смыслом. Надо сказать, что Тургенев не дает нам ответ, он предлагает своим читателям поразмышлять.

    Почему последние строки романа звучат грустно и в то же время величественно, торжественно?

    (В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», писал Тургенев.