Красота Оладьи Стрижки

Ганс Христиан Андерсен. Будьте как дети. Ганс Христиан Андерсен – великий, одинокий и странный сказочник Ганс х андерсен портрет и его произведения

Ханс Кристиан Андерсен (во многих изданиях на русском языке имя писателя указывается как Ганс Христиан, дат. Hans Christian Andersen; 2 апреля 1805 года, Оденсе, Датско-норвежская уния - 4 августа 1875 года, Копенгаген, Дания) - датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833) была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных.

Он рос очень утончённо нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик страшился ходить в школу, и его мама отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены.

В возрасте 14 лет Ганс поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!».

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, а также из жалости, Ханс Кристиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах.

В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

В 1829 году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок».

Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист.

В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 года и похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Список самых известных сказок:

Аисты (Storkene, 1839)
Дюймовочка, Вильгельм Педерсен, 1820-1859.
Альбом крёстного (Gudfaders Billedbog, 1868)
Ангел (Engelen, 1843)
Анне Лисбет (Anne Lisbeth, 1859)
Бабушка (Bedstemoder, 1845)
Блоха и профессор (Loppen og Professoren, 1872)
Блуждающие огоньки в городе (Lygtemændene ere i Byen, sagde Mosekonen, 1865)
Бог никогда не умрёт (Den gamle Gud lever endnu, 1836)
Большой морской змей (Den store Søslange, 1871)
Бронзовый кабан (быль) (Metalsvinet, 1842)
Бузинная матушка (Hyldemoer, 1844)
Бутылочное горлышко (Flaskehalsen, 1857)
В день кончины (Paa den yderste Dag, 1852)
В детской (I Børnestuen, 1865)
Весёлый нрав (Et godt Humeur, 1852)
Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях (Vinden fortæller om Valdemar Daae og hans Døttre, 1859)
Ветряная мельница (Veirmøllen, 1865)
Волшебный холм (Elverhøi, 1845)
Воротничок (Flipperne, 1847)
Всяк знай своё место! (Всему своё место) («Alt paa sin rette Plads», 1852)
Вэн и Глэн (Vænø og Glænø, 1867)
Гадкий утёнок (Den grimme Ælling, 1843)
Ганс Чурбан (или Дурень Ганс) (Klods-Hans, 1855)
Гречиха (Boghveden, 1841)
Два брата (To Brødre, 1859)
Две девицы (To Jomfruer, 1853)
Двенадцать пассажиров (Tolv med Posten, 1861)
Дворовый петух и флюгерный (Gaardhanen og Veirhanen, 1859)
Дева льдов (Iisjomfruen, 1861)
Девочка со спичками (Den lille Pige med Svovlstikkerne, 1845)
Девочка, которая наступила на хлеб (Девочка, наступившая на хлеб) (Pigen, som traadte paa Brødet, 1859)
День переезда (Flyttedagen, 1860)
Дикие лебеди (De vilde Svaner, 1838)
Директор кукольного театра (Marionetspilleren, 1851)
Дни недели (Ugedagene, 1868)
Домовой и хозяйка (Nissen og Madamen, 1867)
Домовой мелочного торговца (Nissen hos Spekhøkeren, 1852)
Дорожный товарищ (Reisekammeraten, 1835)
Дочь болотного царя (Dynd-Kongens Datter, 1858)
Дриада (Dryaden, 1868)
Дюймовочка (Tommelise, 1835)
Еврейка (Jødepigen, 1855)
Ель (Grantræet, 1844)
Епископ Берглумский и его родичи (Bispen paa Børglum og hans Frænde, 1861)
Есть же разница! («»Der er Forskjel!», 1851)
Жаба (Skrubtudsen, 1866)
Жених и невеста (Kjærestefolkene или Toppen og Bolden, 1843)
Зелёные крошки (De smaa Grønne, 1867)
Злой князь. Предание (Den onde Fyrste, 1840)
Золотой мальчик (Guldskat, 1865)
И в щепотке порой скрывается счастье (Lykken kan ligge i en Pind, 1869)
Иб и Христиночка (Ib og lille Christine, 1855)
Из окна богадельни (Fra et Vindue i Vartou, 1846)
Истинная правда (Det er ganske vist!, 1852)
История года (Aarets Historie, 1852)
История одной матери (Historien om en Moder, 1847)
Как буря перевесила вывески (Stormen flytter Skilt, 1865)
Как хороша! («»Deilig!», 1859)
Калоши счастья (Lykkens Kalosker, 1838)
Капля воды (Vanddraaben, 1847)
Ключ от ворот (Portnøglen, 1872)
Кое-что («Noget», 1858)
Колокол (Klokken, 1845)
Колокольный омут (Klokkedybet, 1856)
Колокольный сторож Оле (Taarnvægteren Ole, 1859)
Комета (Kometen, 1869)
Красные башмаки (De røde Skoe, 1845)
Кто же счастливейшая? (Hvem var den Lykkeligste?, 1868)
Лебединое гнездо (Svanereden, 1852)
Лён (Hørren, 1848)
Маленький Клаус и Большой Клаус (Lille Claus og store Claus, 1835)
Маленький Тук (Lille Tuk, 1847)
Мотылёк (Sommerfuglen, 1860)
Муза нового века (Det nye Aarhundredes Musa, 1861)
На дюнах (En Historie fra Klitterne, 1859)
На краю моря (Ved det yderste Hav, 1854)
На могиле ребёнка (Barnet i Graven, 1859)
На птичьем дворе (I Andegaarden, 1861)
Навозный жук (Skarnbassen, 1861)
Немая книга (Den stumme Bog, 1851)
Нехороший мальчик (Den uartige Dreng, 1835)
Новое платье короля (Keiserens nye Klæder, 1837)
Ночной колпак старого холостяка (Pebersvendens Nathue, 1858)
О чём рассказывала старуха Иоханна (Hvad gamle Johanne fortalte, 1872)
Обрывок жемчужной нити (Et stykke Perlesnor, 1856)
Огниво (Fyrtøiet, 1835)
Оле-Лукойе (Ole Lukøie, 1841)
Отпрыск райского растения (Et Blad fra Himlen, 1853)
Парочка (Kærestefolkene, 1843)
Пастушка и трубочист (Hyrdinden og Skorsteensfeieren, 1845)
Пейтер, Петер и Пер (Peiter, Peter og Peer, 1868)
Перо и чернильница (Pen og Blækhuus, 1859)
Пляши, куколка, пляши! (Dandse, dandse Dukke min! 1871)
Побратимы (Venskabs-Pagten,1842)
Под ивой (Under Piletræet, 1852)
Подснежник (Sommergjækken, 1862)
Последний сон старого дуба (Det gamle Egetræes sidste Drøm, 1858)
Последняя жемчужина (Den sidste Perle, 1853)
Прадедушка (Oldefa"er, 1870)
Предки птичницы Греты (Hønse-Grethes Familie, 1869)
Прекраснейшая роза мира (Verdens deiligste Rose, 1851)
Принцесса на горошине (Prindsessen paa Ærten, 1835)
Пропащая («Hun duede ikke», 1852)
Прыгуны (Springfyrene, 1845)
Психея (Psychen, 1861)
Птица народной песни (Folkesangens Fugl, 1864)
Птица феникс (Fugl Phønix, 1850)
Пятеро из одного стручка (Fem fra en Ærtebælg, 1852)
Райский сад (Paradisets Have, 1839)
Рассказы солнечного луча (Solskins-Historier, 1869)
Ребячья болтовня (Børnesnak, 1859)
Роза с могилы Гомера (En Rose fra Homers Grav, 1842)
Ромашка (Gaaseurten, 1838)
Русалочка (Den lille Havfrue, 1837)
С крепостного вала (Et Billede fra Castelsvolden, 1846)
Садовник и господа (Gartneren og Herskabet, 1872)
Сальная свеча (Tællelyset, 1820-е гг.)
Самое невероятное (Det Utroligste, 1870)
Свечи (Lysene, 1870)
Свинопас (Svinedrengen, 1841)
Свинья-копилка (Pengegrisen, 1854)
Сердечное горе (Hjertesorg, 1852)
Серебряная монетка (Sølvskillingen, 1861)
Сидень (Krøblingen, 1872)
Скороходы (Hurtigløberne, 1858)
Снеговик (Sneemanden, 1861)
Снежная королева (Sneedronningen, 1844)
Сокрыто - не забыто (Gjemt er ikke glemt, 1866)
Соловей (Nattergalen, 1843)
Сон (En Historie, 1851)
Соседи (Nabofamilierne, 1847)
Старая могильная плита (Den gamle Gravsteen, 1852)
Старый дом (Det gamle Huus, 1847)
Старый уличный фонарь (Den gamle Gadeløgte, 1847)
Старый церковный колокол (Den gamle Kirkeklokke, 1861)
Стойкий оловянный солдатик (Den standhaftige Tinsoldat, 1838)
Судьба репейника (Hvad Tidselen oplevede, 1869)
Сундук-самолёт (Den flyvende Kuffert, 1839)
Суп из колбасной палочки (Suppe paa en Pølsepind, 1858)
Счастливое семейство (Den lykkelige Familie, 1847)
Сын привратника (Portnerens Søn, 1866)
Талисман (Talismanen, 1836)
Тень (Skyggen, 1847)
Тернистый путь славы («Ærens Tornevei», 1855)
Тётушка (Moster, 1866)
Тётушка Зубная Боль (Tante Tandpine, 1872)
Тряпьё (Laserne, 1868)
Уж что муженёк сделает, то и ладно (Что муженёк ни сделает, всё хорошо) (Hvad Fatter gjør, det er altid det Rigtige, 1861)
Улитка и розы (Улитка и розовый куст) (Sneglen og Rosenhækken, 1861)
Философский камень (De Vises Steen, 1858)
Хольгер Датчанин (Holger Danske, 1845)
Цветы маленькой Иды (Den lille Idas Blomster, 1835)
Чайник (Theepotten, 1863)
Чего только не придумают… (Что можно придумать) (Hvad man kan hitte paa, 1869)
Через тысячу лет (Om Aartusinder, 1852)
Что сказала вся семья (Hvad hele Familien sagde, 1870)
Штопальная игла (Stoppenaalen, 1845)
Эльф розового куста (Rosen-Alfen, 1839).

Ганс Христиан Андерсен – выдающийся датский писатель и поэт, а также автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.

Его перу принадлежат такие гениальные произведения, как «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многие другие.

По произведениям Андерсена снято множество мультипликационных и художественных фильмов.

Итак, перед вами краткая биография Ганса Андерсена .

Биография Андерсена

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в датском городе Оденсе. Ганс был назван в честь своего отца, который был сапожником.

Его мать, Анна Мари Андерсдаттер, являлась малообразованный девушкой, и всю жизнь проработала прачкой. Семья жила очень бедно и едва сводила концы с концами.

Интересен факт, что отец Андерсена искренне верил в то, что он принадлежит к знатному роду, поскольку об этом ему рассказывала его мать. На самом же деле все было совершенно наоборот.

На сегодняшний день биографы точно установили, что семейство Андерсенов происходило из низшего сословия.

Однако это социальное положение не помешало Гансу Андерсену стать великим писателем. Любовь к мальчику привил его отец, который часто читал ему сказки разных авторов.

Кроме этого он периодически ходил с сыном в театр, приучая его к высокому искусству.

Детство и юность

Когда юноше исполнилось 11 лет, в его биографии случилась беда: умер его отец. Андерсен очень тяжело перенес его утрату, и долгое время находился в депрессивном состоянии.

Обучение в школе также стало для него настоящим испытанием. Его, как, впрочем, и других учеников, преподаватели часто били розгами за малейшие нарушения. По этой причине он стал очень нервным и ранимым ребенком.

Вскоре Ганс уговорил мать бросить учебу. После этого он начал посещать благотворительную школу, в которой учились дети из бедных семей.

Получив начальные знания, юноша устроился работать подмастерьем у ткача. После этого Ганс Андерсен шил одежду, а позже трудился на фабрике производившей табачные изделия.

Интересен факт, что во время работы на заводе у него практически не было друзей. Его коллеги всячески издевались над ним, отпуская в его сторону саркастические шутки.

Однажды с Андерсена при всех спустили штаны, чтобы якобы узнать, какого он пола. А все потому, что у него был высокий и звонкий голос, похожий на женский.

После этого случая в биографии Андерсена настали тяжелые дни: он окончательно ушел в себя и перестал с кем-либо общаться. На тот момент времени единственными друзьями Ганса стали деревянные куклы, которые когда-то давно сделал ему отец.

В возрасте 14 лет юноша отправился в Копенгаген, поскольку мечтал о славе и признании. Стоит заметить, что он не обладал привлекательной внешностью.

Ганс Андерсен был худым подростком с длинными конечностями и таким же длинным носом. Однако, несмотря на это, его приняли в Королевский театр, в котором он играл на вторых ролях. Интересно, что в данный период он начал писать свои первые произведения.

Когда его игру на сцене увидел финансист Йонас Коллин, он проникся к Андерсену любовью.

В результате Коллин убедил короля Фредерика VI оплатить обучение перспективного актера и писателя за счет государственной казны. После этого Ганс смог учиться в элитных школах Слагельсе и Эльсинора.

Любопытно, что сокурсниками Андерсена были ученики, младшие его по возрасту на 6 лет. Самым сложным предметом для будущего писателя оказалась грамматика.

Андерсен делал массу орфографических ошибок, за что постоянно слышал упреки со стороны преподавателей.

Творческая биография Андерсена

Ганс Христиан Андерсен получил известность, прежде всего, как детский писатель. Из-под его пера вышло более 150 сказок, многие из которых стали классикой мирового значения. Помимо сказок Андерсен писал стихи, пьесы, рассказы и даже романы.

Ему не нравилось, когда его называли детским писателем. Андерсен неоднократно заявлял о том, что пишет не только для малышей, но и для взрослых. Он даже приказал, чтобы на его памятнике не было ни одного ребенка, хотя изначально его должна была окружать детвора.


Памятник Гансу Христиану Андерсену в Копенгагене

Стоит заметить, что серьезные произведения, наподобие романов и пьес, давались Андерсену достаточно трудно, а вот сказки писались на удивление легко и просто. При этом его вдохновляли любые предметы, которые находились вокруг него.

Произведения Андерсена

За годы своей биографии Андерсен написал немало сказок, в которых прослеживается . Среди таких сказок можно выделить «Огниво», «Свинопас», «Дикие лебеди» и другие.

В 1837 году (когда в был убит ), Андерсен опубликовал сборник «Сказки, рассказанные детям». Сборник сразу же получил большую популярность в обществе.

Интересно, что, несмотря на простоту сказок Андерсена, в каждой из них заложен глубокий смысл с философским подтекстом. После их прочтения ребенок может самостоятельно понять мораль и сделать правильные выводы.

Вскоре Андерсеном были написаны сказки «Дюймовочка», «Русалочка» и «Гадкий утенок», которые до сих пор любят дети во всем мире.

Позже Гансом были написаны романы «Две баронессы» и «Быть или не быть», рассчитанные на взрослую аудиторию. Однако эти произведения остались незамеченными, поскольку Андерсена воспринимали, прежде всего, как детского писателя.

Самыми популярными сказками Андерсена считаются «Новое платье короля», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе» и «Снежная королева».

Личная жизнь

Некоторые биографы Андерсена предполагают, что великий сказочник был неравнодушен к мужскому полу. Такие выводы делаются на основании сохранившихся романтических писем, которые он писал мужчинам.

Стоит заметить, что официально он никогда не состоял в браке и не имел детей. В своих дневниках он позже признавался, что принял решение отказаться от интимных отношений с женщинами, поскольку те не отвечали ему взаимностью.


Ганс Христиан Андерсен читает книгу детям

В биографии Ганса Андерсена было минимум 3 девушки, к которым он испытывал симпатию. Еще в юном возрасте он влюбился в Риборг Войгт, но так и не отваживался признаться ей в своих чувствах.

Следующей возлюбленной писателя была Луиза Коллин. Она отклонила предложение Андерсена и вышла замуж за богатого юриста.

В 1846 г. в биографии Андерсена была еще одна страсть: он полюбил оперную певицу Женни Линд, которая очаровала его своим голосом.

После ее выступлений Ганс дарил ей цветы и читал стихи, стараясь добиться взаимности. Однако и на этот раз ему не удалось завоевать женское сердце.

Вскоре певица вышла замуж за британского композитора, в результате чего несчастный Андерсен впал в депрессию. Интересен факт, что позже Женни Линд станет прототипом знаменитой Снежной Королевы.

Смерть

В возрасте 67 лет Андерсен упал с постели и получил множество серьезных ушибов. На протяжении последующих 3-х лет он мучился от полученных травм, однако так и не смог от них оправиться.

Ганс Христиан Андерсен умер 4 августа 1875 г. в возрасте 70 лет. Великий сказочник был похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Фото Андерсена

В конце можете посмотреть самые известные Андерсена. Надо сказать, что Ганс Христиан не отличался привлекательной наружностью. Однако под его неуклюжей и даже смешной внешностью скрывался невероятно утонченный, глубокий, мудрый и любящий человек.

Знаменитый датский сказочник Ханс Христиан Андерсен родился весенним, погожим днём 2 апреля 1805 году в Однесе, который находится на острове Фюн. Родители Андерсена были небогатые. Отец Ханс Андерсен был башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер работала прачкой, и также была не из знатной семьи. С самого детства она бедствовала, прося подаяние на улице, а после смерти ее похоронили на кладбище для бедных.

Тем не менее, в Дании «ходит» легенда о том, что Андерсен имел королевское происхождение, ведь в своей ранней биографии он не раз упоминал о том, что в детстве ему приходилось играть с самим принцем датским Фритсом, который в итоге стал королём Федериком VII.

Согласно фантазии Андерсена, их дружба с принцем Фритсом продолжалась на протяжении всей жизни и до самой смерти Фритса. После смерти монарха только родственники и он был допущен к гробу покойного короля…

1816 год стал тяжёлым для молодого Андерса, у него умер отец и ему пришлось самому зарабатывать на пропитание. Трудовую жизнь он начал с подмастерья у ткача, после он работал помощником портного. Продолжилась трудовая деятельность мальчика на сигаретной фабрике…

С раннего детства Андерсен отличался эмоциональностью, вспыльчивостью и надмерной восприимчивостью, что приводило к физическим наказаниям в школах того времени. Такие причины заставили мать мальчика отдать его в еврейскую школу, где не практиковалось проведение разного рода экзекуций.

Поэтому Андерсен навсегда сохранил связь с еврейским народом, прекрасно знал его традиции и культуру. Он даже написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы. Но, к сожалению, их не перевели на русский язык.

Юность

Уже в возрасте 14 лет мальчик отправился в столицу Дании Копенгаген. Отпуская его так далеко, мать очень надеялась, что он в скором времени вернётся обратно. Покидая свой дом, мальчик сделал своего рода сенсационное заявление, он сказал: «Я еду туда, чтобы стать знаменитым!». А также он хотел найти работу. Она должна быть ему по душе, то есть работа в театре, который ему так нравился, и который он очень любил.

Средства на поездку он получил по рекомендации человека, в доме которого он не раз устраивал импровизированные спектакли. Первый год жизни в Копенгагене не продвинул мальчика к мечте работать в театре. Он как - то пришёл на дом к известной (в те времена) певице и в растроганных чувствах начал просить ее помочь ему устроиться на работу в театр. Чтобы избавиться от странного и неуклюжего подростка, дама пообещала содействовать ему. Но так и не выполнила данного обещания. Спустя много лет она как - то признается ему, что в тот момент она приняла его за человека, у которого помутился разум…

В те годы сам Ганс Кристиан был долговязым, неуклюжим подростком с длинным носом и тонкими конечностями. По сути, он являлся аналогом Гадкого Утёнка. Но он обладал приятным голосом, которым излагал свои просьбы, и то ли поэтому, или просто из жалости, Ганса все-таки приняли в лоно Королевского театра, несмотря на все свои внешние недостатки. К сожалению, ему давали роли второго плана. Успеха в театре он не достиг, а с ломкой голоса (возрастной) его в скором времени и вовсе уволили…

Но Андерсен в то время уже сочинял пьесу, которая имела пять актов. Он написал королю ходатейственное письмо, в котором убедительно просил монарха дать деньги на издание его труда. В книгу входили также стихи писателя. Ганс сделал все, чтобы книга покупалась, то есть провёл рекламные акции в газете, анонсируя издание, но ожидаемых продаж не последовало. Но сдаваться он не хотел и понёс свою книгу в театр, надеясь поставить спектакль по своей пьесе. Но и тут его ожидала неудача. Ему отказали, мотивируя отказ полным отсутствием профессионального опыта у автора…

Тем не менее, ему дали шанс и предложили учиться. Потому что уж очень сильное у него было желание проявить себя неординарно…

Людьми, которые сочувствовали бедному подростку, была направлена просьба самому королю Дании, в которой они просили разрешить подростку учиться. И «Его Величество» прислушался к просьбам, разрешив Гансу учиться в школе, сначала в городе Слагельсе, а после в городе Эльсиноре, причём за счёт государственной казны…

Такой поворот событий, как ни кстати, подошёл талантливому подростку, потому что теперь ему не нужно было думать о том, как заработать на пропитание. Но наука в школе далась Андерсену нелегко, во - первых он был значительно старше учеников, с которыми учился, и испытывал некий дискомфорт по этому поводу. Также он все время подвергался нещадной критике со стороны ректора учебного заведения, по поводу которой он слишком переживал…. Очень часто он видел этого человека в своих кошмарных снах. После он скажет о годах, проведённых в стенах школы, что это была самая мрачная пора в его жизни…

Завершив свою учёбу в 1827 году, он так и не смог осилить правописание, и до конца жизни делал в письме грамматические ошибки… В личной жизни ему так же не повезло, он никогда не был женат и не имел своих детей…

Творчество

Первый успех писателю принёс фантастический рассказ под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера», который был опубликован в 1833 году. За это произведение писатель получил вознаграждение (от короля), которое позволило ему осуществить путешествие за границу, о котором он так мечтал…

Такой факт стал импровизированной стартовой площадкой для Андерсона и он начал писать много разных литературных произведений (в том числе и знаменитые «Сказки», которые его прославили). Ещё раз писатель делает попытку найти себя на театральных подмостках в 1840 году, но вторая попытка, как и первая, не приносит ему полной сатисфакции…

Но зато на писательском поприще он имеет определённый успех, издав свой сборник под названием «Книга с картинками без картинок». Также имели продолжение и «Сказки», которые в 1838 году вышли вторым выпуском, а в 1845 году появились «Сказки – 3»…

Он становится знаменитым писателем, причём известным не только в своей стране, а и в странах Европы. Летом 1847 года он смог впервые посетить Англию, где его встретили триумфально…

Он и дальше старается писать пьесы, романы, стараясь прославиться, как драматург и романист. В то же время он ненавидит свои сказки, которые и принесли ему истинную славу. Но тем не менее сказки из подего пера появляются снова и снова. Последняя сказка, которая была им написана, появилась в период Рождества 1872 года. В том же году по неосторожности писатель упал с кровати и сильно покалечился. Ему так и не удалось оправиться от полученных при падении травм, (хотя прожил после падения ещё целых три года). Скончался знаменитый сказочник летом 1875 года 4 августа. Похоронен он на кладбище Ассистэнс в Копенгагене...


Это краткая биография писателя. Конечно, в нескольких строчках невозможно рассказать о судьбе сложного, талантливого и необычайно чувственного и эмоционального человека.

Поэтому сегодня мне хотелось познакомить вас с одной удивительной книгой, которую можно найти в городских библиотеках. Она называется «Рассказы о великих писателях». Это книга для детей и их родителей. Красочное, яркое издание знакомит читателей с биографиями известных авторов. Среди них – Ханс Кристиан Андерсен. Оригинальная манера изложения рассказывает биографию писателя с помощью любимых им сказок. Предлагаю вам подробно познакомиться с первыми годами жизни самого известного в мире датчанина

Давным-давно…

Давным-давно в маленьком датском городе Оденсене жили-были башмачник Ханс Кристиан Андерсен и его жена Анн-Мари. Они ютились в тесной каморке, к которой примыкала не мене и кухонька. Жили они очень бедно, едва концы с концами сводили. Ханс Андерсен с утра и до вечеpa чинил чужие башмаки, а Анн-Мари, тоже с утpa до вечера, стирала чужое белье. Но Дания тогда была очень бедной страной. Ханс и Анн-Мари, хоть и работали много, однако получали за свою работу мало.

Впрочем, в их маленькой комнатке всегда было чисто и опрятно, а на стене у окна висела полка с книгами, потому что Ханс Андерсен очень любил читать.

В особенности ему нравились книги про всевозможные путешествия, и еще он обожал перечитывать сказки «Тысячи и одной ночи». Очень часто в голове башмачника истории о путешествиях причудливо переплетались со сказочными историями, и тогда Ханс Кристиан говорил жене мечтательно:

Эх, был бы у меня волшебный ковер-самолет, сел бы я на него и полетел за тридевять зе­мель, в дальние страны - посмотреть, какие там люди живут. - А зачем так далеко лететь-то? - не понимала своего романтика-мужа практичная жена. - везде люди одинаковые. Что здесь, что там.

Э-э, не скажи... - качал головой Ханс Кристиан. - Люди, наоборот, везде разные и по­тому живут. В Африке, положим, люди черные как сажа. А в Италии есть такой город - Венеция называется. Так там вместо улиц - каналы с водой, а вместо карет и повозок - лодки...

Ой, да полно тебе, Ханс, вздор молоть, - перебивала его Анн-Мари. - Это ж надо такое думать: люди черные, как сажа, а вместо повозок - лодки! Да я правду тебе говорю! - кипятился башмачник.

А жена его уже не слушала, вновь принима­лась за стирку чужого белья. Ханс Кристиан, вздохнув, снова принимался нить чужие башмаки.

У Ханса Кристиана Андерсена была заветная мечта - объехать весь свет, вначале вдоль, затем поперек. Но, увы, его мечта так и остала несбыточной. Потому что для дальних путешествий нужны были деньги - и немалые: поезда, корабли, дилижансы, гостиницы...

Самым дальним путешествием, совершенным «Хансом Кристианом, была поездка в соседнюю деревушку, где жили его бабушка и дедушка. С тех пор Ханс Андерсен больше никаких путешествий не совершал, а сидел дома и чинил обувь.

Общем, так и жил башмачник Ханс со своей он Анн-Мари день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Пока однажды....

Рождение сказочника

Аист, наверное, принес в дом башмачника младенца. Голос у него был громкий, звонкий, а вот имени пока что не было никакого. Ханс Кристиан и Анн-Мари не придумали заранее, как назвать своего сына.

Мальчик появился на свет 2 апреля 1805 года. Ему еще предстояло получить имя, которое впоследствии будет известно всему миру. Но в этот далекий весенний день никто об этом не подозревал и не догадывался. В том числе, конечно же, и сам новорожденный.

А давай назовем его моим именем, - предложил башмачник, - тогда он точно полюбит книги и путешествия.

Давай, - согласилась жена.

А новоиспеченный Ханс Кристиан-младший тем временем с любопытством разглядывал мир, в ко­тором он появился: потолок, стены, пол... Он еще не знал, что за порогом этой комнаты лежит целый город под названием Оденсен, и что этот го­род находится в стране под названием Дания, страна, в свою очередь, располагается в Западной Европе, а Западная Европа расположена на огромном материке, и таких материков на Земле - шесть.

И если взлететь высоко-высоко, преодолев земное притяжение и верхние слои атмосферы, окажешься в открытом космосе. А там - тоже целый мир, который называется Солнечная система, и в нее, помимо Земли, входят еще восемь планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Са­ри, Уран, Нептун и Плутон, но и это еще далеко не пределы мира. Далее располагаются спиральные, эллиптические, пекулярные и прочие галактики, которых ни много ни мало триллион триллионов (триллион, и кто не знает, - это единица с восемнадцатью нулями).

Короче говоря, мир бесконечен во времени пространстве.

Но маленький Андерсен, конечно же, этого пока не знал. А когда вырос и узнал, то написал сказку членом гороховом стручке, в котором родились горошины. А так как кроме своего стручка горошины больше ничего вокруг себя не видели, и решили, что это и есть весь мир и что этот мир зеленый.

Вот и новорожденный Ханс Кристиан-младший почти так же, как и горошины из сказки, решил, что весь мир - это маленькая комнатка, где он сейчас находится, а все люди в этом мире - мама, папа и он. И, надо сказать, его это вполне устроило. Поэтому он лежал и уже не плакал, а улыбался. Да, да, представьте себе. Все новорожденные первое время только и делают, что все время ревут, а вот Ханс Кристиан очень быстро понял, что в этом мире лучше улыбаться, а не плакать.

У нас с тобой, женушка, родился необыкновенный ребенок, - увидев, что его сын улыбается, тут же сделал вывод Ханс Кристиан-старший.

Не иначе как станет настоящим путеше» венником, переплывет все моря и океаны...

Началась жизнь Ханса Кристиана-младшего.

Время бойко пошло отсчитывать секундочки, минуточки и часы его жизни - тик-так-тик-так-так…

Время шло, а вместе с ним вскоре начал ходить и маленький Андерсен. И не только ходить, но и говорить. И не только говорить, но и слушать. Ханс Кристиан-старший был этому рад-перерад.

Еще бы, у него наконец-то появился слушатель, которому он мог часами всласть рассказывать и о дальних путешествиях и пересказывать любимые сказки «Тысячи и одной ночи».

За окнами мела метель, протяжно завывал ветер, а по знойной пустыне на своем верном верблюде Улюме скакал отважный принц Бахтияр, чтобы спасти прекрасную принцессу Гюзель, попавшую в лапы коварного визиря Фаиза... Ханс-Кристиан-старший рассказывал, а Ханс Кристиан-младший слушал, широко раскрыв глаза и рот... А потом, уже глубокой ночью, во сне маленький Андерсен видел, как принц Бахтияр въезжает в ворота аль-Хаббата, едет мимо многочисленных мечетей и минаретов, а на золотом поясе у него висит волшебный меч - подарок могущественного джин Бедраль-Дина.

- Ну что ты ребенку своими россказнями голову морочишь, - привычно ворчала на мужа Анн-Ма­ри. - Надо бы лучше учить его понемногу порт­няжному делу.

Анн-Мари мечтала сделать из сына портного.

Будешь хорошо шить и кроить, сынок, - вну­шала она маленькому Андерсену, - будет у тебя очень много заказов, а значит - и много денег.

Но Хансу Кристиану совсем не хотелось ни шить, ни кроить. Ему хотелось гулять по лугам, полям и лесам, которых в окрестностях Оденсе было и избытке.

Тем более что снова наступила весна.

И снова запели в лесу птицы, заквакали на болотах лягушки, зажужжали над цветами пчелы... Андерсен-младший любил гулять один. Уже в раннем детстве он отличался от своих сверстников. «Чем это, интересно? - удивитесь вы. - Ведь все дети одинаковы». А вот и нет. Когда другие дети смотрели в дождевые лужи, они видели лишь лужи, а Ханс Кристиан видел, как в лужах отражались облака, плывущие по небу.

Андерсен-младший смотрел на облака - и на те, что в лужах, и на те, что в небе - и думал... думал... думал... Он вообще был очень задумчивым мальчи­ком. Неудивительно поэтому, что свою самую-самую первую сказку Ханс Кристиан сочинил про... мысли.

Военная сказка

Шел 1813 год. В Европе продолжалась война. Дания воевала на стороне Франции, во главе которой стоял император Наполеон I.

«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны» - так начинается сказка «Огниво», которую Ханс Андерсен напишет много лет спустя.

Наполеону требовались все новые и новые полки, чтобы продолжать войну. В один из новосозданных полков и записался добровольцем отец Андерсена. Домой он пришел в новой военной форме - в красном мундире с воротничком.

Ишь, вырядился, как петух! - накинулась на него жена. - На войну он, видите ли, собрался…

Не кричи, женушка, - примирительно сказал башмачник, а теперь уже солдат Ханс Кристиан- старший.

Но Анн-Мари еще больше разошлась:

А о нас с Хансом ты подумал? Или ты только о своем Наполеоне думаешь?!

Да при чем тут Наполеон? - пытался успо­коить разбушевавшуюся жену Ханс Кристиан-старший. - Я как раз и хочу, чтобы у нас было побольше денег. Смотри, сколько мне заплатили далеров за то, что я пойду воевать. - С этими словами он выложил на стол монеты. - Вот, бе­ри, все это тебе и Хансу.

Да что мне толку в этих деньгах, если ты вер­нешься калекой! - продолжала бушевать Анн- Мари.

А тут еще пришла мать Ханса Кристиана-старшего и тоже накинулась на сына:

Вот до чего довела тебя тяга к бродяжничест­ву! Ты готов оставить семью, лишь бы только по­бродяжничать.

Ханс Кристиан-старший заметно смутился. Мать попала в самую точку. Да, помимо того, что он хо­тел хоть как-то обеспечить свою семью, ему еще хотелось исполнить свое заветное желание - увидеть другие страны. Хотя бы в качестве солдата-завоевателя.

А Ханс Кристиан-младший в это время сидел в своем уголке и смотрел оттуда то на отца в красном мундире, то на мать, то на бабушку. Он мало что понимал из разговора старших. Kто такой этот Наполеон? И почему отцу надо обязательно уходить на какую-то войну? Нет, что такое война, Ханс Кристиан, конечно же, знал. Война - это когда живущие в разных странах люди убивают друг друга. Но вот зачем они это делают?

«Зачем вообще нужно ходить на войну и кого-то убивать?.. - недоумевал Андерсен. - Не лучше ли пойти в театр и посмотреть там интересную пьесу?»

Совсем недавно Ханса Кристиана-младшего водили в театр на спектакль под названием «Дева Дуная». Спектакль произвел на мальчика огромное впечатление. Он сидел на своем месте, и затая дыхание, и не сводил глаз со сцены. С того дня Андерсен полюбил театр на всю жизнь.

Много позже он напишет в одной из своих книг о первом в своей жизни посещении театр, «Душа моя загорелась. Помню, как целыми простаивал я перед зеркалом, набросив на себя передник наподобие рыцарского плаща» А еще Ханс Кристиан познакомился с расклеищиком театральных афиш и стал помогать ему расклеивать по городу афиши. Когда Андерсен расклеивал афиши, ему казалось, что таким образом хоть чуточку, да приобщается к волшебному миру театра.


А дома Ханс Кристиан мастерил всевозможных кукол и сам шил им костюмы из обрезков ткани. Так что теперь у него имелся свой собственный маленький театр, в котором он был и директором, и режиссером, и актером. Все куклы говорили его голосом и разыгрывали пьесы его сочинения.

Ханс Андерсен и сейчас был занят этим увлекательным делом, пока не пришел отец и не начались разговоры о войне и смерти.

«Смерть?.. А что такое смерть?.. - думал Ханс Кристиан-младший. - Почему ее все так боятся? »

Впрочем, смерть, как и война, недолго занимала мысли мальчика, и он снова занялся своими иг рушками. По улицам Оденсе под барабанную дробь - трам-тара-рам! трам-тара-рам! - маршировали солдаты. Они готовились идти на войну. Присоединился к ним и Ханс Кристиан-старший. Он старался держаться бодро и весело, но на душе у него скребли кошки - целая стая черных кошек. Он думал о своей жене, о сыне, о матери, которых он оставлял в Оденсе. «Ничего, ничего, - мыс­ленно подбадривал себя Ханс Кристиан-стар­ший, - вот совершу какой-нибудь подвиг в сра­жении, стану офицером, и тогда мы все заживем богато и весело».

Но мечтам Андерсена-старшего так и не суждено было сбыться.

Он хотел поймать сразу двух зайцев - и как-то облегчить материальное положение семьи, и даль­ние страны повидать. Но, как известно, кто пого­нится за двумя зайцами, тот ни одного не поймает. Так случилось и с Хансом Кристианом-старшим. Полк, в котором он служил, ни разу не участвовал в сражениях. Не удалось ему ни стать офицером, ни попутешествовать в солдатской форме. Зато, правда, он не был убит, как тысячи других солдат наполеоновской армии.

Но вот беда: плохая пища и трудная походная жизнь вконец расстроили и без того слабое здоро­вье Ханса Кристиана. Домой он вернулся совер­шенно больным человеком. И сразу же слег.

«Кха-кха-кха...» - надсадно кашлял бедны и башмачник днем и ночью, потому что у него была чахотка. В наше с вами время чахотку умеют лечить, а в то время не умели, поэтому Андерсен-старший покашлял-покашлял еще немножко да и... умер.

Спустя много-много лет Андерсен-младший напишет сказку про бравого солдата, который преодолеет все беды и невзгоды и найдет свое счастье. Весь народ закричит ему: «Служивый, будь нашим королем и возьми в жены прекрас­ную принцессу!» Солдата посадят в королев­скую карету, все будут кричать «ура». Прин­цесса согласится выйти за солдата замуж. Свадебный пир будет продолжаться целую неделю.

Но это - в сказке. А в жизни - бывшего сол­дата Ханса Кристиана-старшего положили в со­ломенный гроб (потому что не было денег на деревянный) и отнесли на кладбище. Так ма­ленький Андерсен в первый раз воочию увидел, что такое смерть.

Таким было детство сказочника… О его нелегкой судьбе вы сможете узнать из книг о писателе, что есть в городских библиотеках. Здесь вы также можете найти издания его необыкновенных сказок, которые и по сей день читает весь мир.

Ханс Кристиан Андерсен (в России чаще встречается именование Ганс Христиан; 2 апреля 1805 г., Оденсе, Датско-норвежская уния - 4 августа 1875 г., Копенгаген, Дания) - знаменитый датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок (всего более 150) для детей и взрослых.

Андерсен родился 2 апреля 1805 года в бедной семье башмачника и прачки. Тем не менее, в своей ранней биографии он не единожды упоминал о том, что в детстве ему приходилось играть с самим принцем датским Фритсом, который в итоге стал королём Фредериком VII. Эта фантазия «запустила» легенду о его королевском происхождении.

С раннего детства у будущего писателя проявлялась большая склонность к мечтательности и буйное воображение. Он не раз делал в доме импровизированные домашние спектакли, разыгрывал разные сцены, которые вызывали смех и издевательство со стороны его сверстников. Его любимым увлечением стал кукольный театр.

С 11 лет он был вынужден работать - сначала подмастерьем у ткача, затем помощником портного и рабочим на сигаретной фабрике…

Уже в возрасте 14 лет мальчик отправился в столицу Дании Копенгаген. Отпуская его так далеко, мать очень надеялась, что он в скором времени вернётся обратно. Покидая свой дом, Ганс Христиан сделал заявление: «Я еду туда, чтобы стать знаменитым!» Он хотел найти работу по душе, то есть в театре, который ему так нравился, и который он очень любил.

В Королевском театре он прослужил на вторых ролях совсем недолго, успеха не достиг, а с возрастной ломкой голоса его в скором времени и вовсе уволили…

Тем не менее, ему дали шанс и предложили учиться. Потому что уж очень сильное у него было желание проявить себя неординарно… Людьми, которые сочувствовали бедному подростку, была направлена просьба самому королю Дании, в которой они просили разрешить подростку учиться. И Андерсен получил разрешение учиться в школе за счёт государственной казны…

Но наука в школе далась Андерсену нелегко: он был старше большинства учеников на 5-6 лет и очень комплексовал по этому поводу. После он напишет о годах, проведённых в стенах школы, что это была самая мрачная пора в его жизни…

Завершив свою учёбу в 1827 году, он так и не смог осилить правописание, и до конца своих дней делал в письме грамматические ошибки…

На 30-40-е годы XIX века приходится пик творческой активности и популярности Андерсена. Именно в это время появляются его сказки, которые сразу же делают его знаменитым.

Основные произведения

Наиболее известные сказки для детей и взрослых

  • «Дюймовочка» (1835)
  • «Огниво» (1835)
  • «Принцесса на горошине» (1835)
  • «Новое платье короля» (1837)
  • «Русалочка» (1837)
  • «Дикие лебеди» (1838)
  • «Калоши счастья» (1838)
  • «Стойкий оловянный солдатик» (1838)
  • «Оле-Лукойе» (1841)
  • «Свинопас» (1841)
  • «Гадкий утёнок» (1843)
  • «Соловей» (1843)
  • «Бузинная матушка» (1844)
  • «Снежная королева» (1844)
  • «Пастушка и трубочист» (1845)
  • «Маленький Тук» (1847)
  • «Тень» (1847)
  • «Всяк знай своё место!» («Всему своё место») (1852)
  • «Свинья-копилка» (1854)
  • «Суп из колбасной палочки» (1858)
  • «На птичьем дворе» (1861)
  • «Золотой мальчик» (1865)

Повести и романы

  • «Импровизатор» (1835)
  • «Всего лишь скрипач» (1837)
  • «Картинки-невидимки» (сборник из 33 коротких историй, 1840-е гг.)
  • «Петька-счастливец» (1870 г.)

Андерсен становится знаменитым писателем, причём известным не только в своей стране, а и в странах Европы. Летом 1847 года он смог впервые посетить Англию, где его встретили триумфально…

Он и дальше старается писать пьесы, романы, стараясь прославиться, как драматург и романист. В то же время он ненавидит свои сказки, которые и принесли ему истинную славу. Но тем не менее сказки из-под его пера появляются снова и снова. Последняя сказка, которая была им написана, появилась в период Рождества 1872 года.

В личной жизни он был очень одинок: никогда не был женат и не имел своих детей…

В 1872 году по неосторожности писатель упал и сильно покалечился. Ему так и не удалось оправиться от полученных при падении травм, болезнь прогрессировала и переросла в рак. Скончался знаменитый сказочник летом 1875 года, 4 августа. Похоронен он на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене…

В настоящее время день рождения великого сказочника - 2 апреля - ежегодно отмечается как Международный день детской книги.

Фотографии и прижизненные портреты Ханса Кристиана Андерсена

Чтобы просмотреть каждое изображение в полноэкранном режиме, кликните по его миниатюре!

Светлана Ганс Христиан Андерсен ЧУДЕСНАЯ СУДЬБА

Биография

ЧУДЕСНАЯ СУДЬБА

    «Моя жизнь - это прекрасная сказка... Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком один пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: «Выбери себе дорогу и цель, и я буду охранять и направлять тебя!» - и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: Господь милостив и все творит к лучшему».

    Так начинается автобиография всемирно известного датского писателя, великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

    Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен приехал из провинции в город, не зная ни единого человека и не имея ни денег, ни возможности заработать себе на пропитание. И ему удалось не только выжить, но и стать знаменитым человеком. Мало того, еще при жизни он смог увидеть собственный памятник, который воздвиг ему датский народ. Кто мог бы похвастаться таким благоволением судьбы?


    «ГАДКИЙ УТЕНОК»

    Наружность и поведение Андерсена часто вызывали смех. Он был чрезвычайно нескладен: очень высокий рост, худые и длинные, почти до колен руки, неправдоподобно большой нос, за которым прятались маленькие, близко посаженные друг к другу раскосые глаза, огненно-рыжая копна нечесаных волос. При этом, несмотря на гренадерский рост, - тонкий женский голос, неестественно театральные движения, и такая же театрально-вычурная речь. Эта странная, если не сказать комическая, внешность была одной из причин его болезненной мнительности. Помните, как в сказке «Гадкий утенок» утка учила утят держать лапки вместе? Когда-то и Андерсена мать учила держать ноги носками наружу, а не внутрь - «так только дураки и неудачники ходят». Похоже, советы матери мало помогали сыну. Он, «гадкий утенок», только к концу жизни смог превратиться в прекрасного лебедя.

    Каких только оскорбительных кличек ему не довелось услышать! И «аист», и «фонарный столб», и «орангутанг»... Причем, это говорилось в открытую, в лицо, с издевкой! Земляки Андерсена проявляли к нему крайнюю несправедливость: они просто не понимали его и мешали ему когда могли и в чем могли. И признали они его только потому, что его признали чужие - народы других стран. Опомнившись и удивившись, датчане загладили свою вину перед ним, поставив писателю в центре столицы бронзовый монумент...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    НАИВНЫЙ ВЕЛИКАН

    Если наружность и поведение Андерсена вызывали смех, то еще большее впечатление производил сам человек, скрывающийся за этой внешностью. От его наивной и пламенной души исходило некое излучение, от которого невозможно было укрыться. Никто не мог устоять против его искренне добрых, умоляющих глаз, его невозможно было оттолкнуть. Вот только один пример:

    В детстве Ганс Христиан ходил с матерью на поля, где бедняки собирали колосья. Однажды им встретился там управляющий, известный своим дурным нравом. Они увидели, что он приближается с огромным кнутом; все пустились бежать, но малыш не поспевал за другими, и управляющий схватил его. Он уже поднял кнут, но мальчик посмотрел ему прямо в лицо и сказал: «Как вы смеете бить меня, ведь Бог может увидеть!» Управляющий сразу смягчился, погладил мальчика по щеке, спросил, как его зовут, и дал ему монетку. Когда мальчик показал деньги матери, она сказала, обращаясь к окружающим: «Удивительный ребенок мой Ганс! Все его любят, и даже этот негодяй дал ему денег!»

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    ЕМУ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ ЕСТЬ

    Андерсен был сыном башмачника и прачки. И еды в его семье почти всегда не хватало. На закате жизни Андерсен признавался, что ему постоянно хотелось есть, и он мечтал когда-нибудь наесться досыта. Вероятно, память о голодной молодости заставила его быть предельно экономным. Получив от друзей или его покровителей деньги, он тотчас же перекладывал их в сундук. Чтобы не тратиться на еду, он напрашивался в гости то к одному, то к другому - к этому на завтрак, к этому на обед... Но он вовсе не был скупцом. Став относительно свободным в своих тратах, он помогал бедным, в том числе и многим из тех, кто письменно обращался к нему с просьбой о помощи. А таких писем к нему приходило со всего света до сотни в день.

    Андерсена, как никакого другого писателя, обкрадывали издатели, не платя ему авторских. Если же и платили, то совершенно мизерные суммы. Однако, несмотря на это, он сумел накопить немалое состояние, которое после его кончины было завещано его друзьям.

    Чрезвычайная чуткость и ранимость его большой души заставляли Андерсена, не в силах которого было мужественно сражаться с препятствиями, обращаться к слезам. Плакал он не реже маленькой капризной девочки - по нескольку раз на день, а временами и того чаще. Женщинам не раз приходилось утешать и успокаивать его, когда он со слезами выходил из-за стола, оскорбленный той или иной невинной шуткой.

    Некоторые биографы объясняют плаксивость писателя следующим эпизодом из его жизни. В молодости, еще никому неизвестный юноша, недавно приехавший в столицу, он снимал за небольшие деньги комнату в доме у некой мадам Торгесен. Он спросил хозяйку, не возьмется ли она его кормить. Хозяйка согласилась, но потребовала за это 20 риксдалеров в месяц. Таких денег у Андерсена не было. Те немногие деньги, которые давали ему друзья и знакомые - а их-то он всегда умел заводить повсюду - уходили на скудную еду и билеты в театр, без которого он не мог тогда представить свою жизнь. Может быть, хозяйка возьмет 16 вместо 20? Нет, она была неумолима. Она сказала, что собирается в город, и пусть он даст ответ, когда она вернется. 20 риксдалеров, ни больше, ни меньше. Она ушла, оставив его в слезах. На стене висел портрет ее покойного мужа, и Андерсену показалось, что портрет смотрит на него очень приветливо, и тогда в своей детской простоте он попросил покойного, чтобы тот смягчил сердце жены; он увлажнил глаза портрета собственными слезами, чтобы тот лучше его понял. Такое удивительное использование средневековой магии оказало свое действие, и хозяйка, вернувшись, снизила цену до 16 риксдалеров, которые предлагал Андерсен.

    «ПОСЛЕЗАВТРА Я УЕЗЖАЮ, И ВООБЩЕ, СКОРО УМРУ...»

    В молодости Андерсен работал на фабрике. Грубые и сальные шутки рабочих шокировали ранимого и впечатлительного юношу, заставляя его по-девичьи краснеть и опускать глаза. Однажды, во время пения - у Андерсена от природы было прекрасное сопрано - рабочие подкрались к нему сзади и стянули с него штаны: они хотели удостовериться - юноша он или девушка?

    Став взрослым, Андерсен так и не повзрослел характером: он остался таким же наивным и крайне чувствительным ребенком. Любая, даже малейшая похвала или комплимент в его адрес могла привести его в восторг и трепет, и он, забывая обо всем и всех, начинал декламировать собственные стихи или читать свою новую рукопись, которую он всегда носил в кармане, чтобы читать из нее при любой возможности. Но если вдруг находились такие, кто отказывался наслаждаться плодом его творческого гения, то это повергало Андерсена в такую депрессию, что он от горя целый день сидел, запершись в своем номере или комнате, и беспрестанно плакал.

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    Ему было трудно угодить. Даже его друзья, хорошо зная его натуру, подчас теряли с ним всякое терпение. Андерсену не в силах было понять, что у друзей могут быть другие обязанности, кроме как быть его друзьями, всегда готовыми ему услужить. В отчаяние и пессимизм его могла привести любая мелочь: например, недостаточно доброжелательный взгляд или слишком, по его мнению, холодный тон письма, не такой, как «друг пишет другу»...

    Каждый день он ходил к кому-нибудь в гости - посетовать на что-нибудь. И если, не дай бог, он случайно никого не заставал дома, то жутко сердился и писал, например, такие трагические записки: «Фру Коллин! Мне больно, что вы меня избегаете; сейчас я ухожу, послезавтра я уезжаю, и вообще, скоро умру! С почтением Г. К.»

    Приходится только посочувствовать его друзьям, ибо им приходилось, общаясь с Андерсеном, учиться терпению. Да и как можно было вести себя с человеком, который на людях стремится говорить только о себе, который вечно жалуется, что болен, или плачет, если кто-нибудь ему перечит...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    «ЭТО ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ, ЧТО Я УМЕР»

    Любой пустяк: царапина на пальце, синяк на колене, рыбная кость, которую он, как ему казалось, проглотил, небольшая простуда - все внушало ему ипохондрический страх. Даже слушая о болезнях других, он боялся заболеть сам. Он так боялся погибнуть от огня, что в любую поездку всегда брал с собой длинный канат, надеясь спастись с его помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и потому просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: «Это только кажется, что я умер».

    Андерсен страдал особой формой неврастении, проявлявшейся в постоянной усталости и недомоганиях - тошнотой, головной болью, приступами головокружения и многим другим. Почти у каждой даты в его дневнике записано, что он чувствует себя больным. Ему постоянно нужно было отвлекаться от чувства усталости, ходить в гости, чтобы думать о чем-нибудь другом, путешествовать, чтобы забыть свои страдания. Отсюда его постоянное движение, продолжительные ежегодные путешествия. Стоит ли после этого удивляться, что у Андерсена не было собственного дома.

    Всю жизнь он прожил в гостиницах и меблированных комнатах. Когда в 1866 году ему все же пришлось купить собственную мебель, он был вне себя: проклятые вещи привязывали его к определенному месту! Особенно его приводила в ужас кровать: ему казалось, что он скоро умрет и кровать переживет его и станет ему смертным одром. (Она им не стала, но действительно пережила хозяина и теперь стоит в музее в Оденсе.)

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    В БОРЬБЕ С ЛЮБОВЬЮ

    Андерсен всю жизнь прожил девственником. Он не был ни гомосексуалистом, ни импотентом, но, увы, насладиться плодом чувственной любви он так и не сумел. Сознание собственной невыгодной внешности и чувство, что он не такой, как все, мешало ему поверить в успех у противоположного пола. Он не раз был на волоске от грехопадения, но всякий раз отступал.

    В Дрездене, например, его пыталась соблазнить одна немецкая писательница, которая все время порывалась поцеловать его и которая была «старая, толстая и горячая». В Неаполе искушения преследовали его на каждом шагу, но он, «испытывая страсть, которой никогда не знал», вынужден был спешить домой, чтобы облить холодной водой голову. В своем дневнике он писал: «У меня в крови жар. Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне... Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен». Он с трудом сопротивлялся сиренам опасного города, а при отъезде успокоенно написал: «Все же я вышел из Неаполя невинным».

    Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее. Во время поездок в Париж после 1860 года Андерсен иногда посещал публичные дома. Там он наслаждался вежливыми приятными беседами с полуобнаженными проститутками. Но он был просто шокирован и крайне возмущен, когда Дюма, который и затащил его в это заведение, намекнул ему, что в публичный дом он ходит, вероятно, не только для того, чтобы поговорить...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    АХ, МОЙ МИЛЫЙ АНДЕРСЕН!..

    События последних тридцати лет его жизни заставили Андерсена забыть впечатления прежних обид. Он считал себя необыкновенно счастливым человеком. «Все к лучшему в этом наилучшем из миров!» - любил повторять он, успокаивая других, и... успокаиваясь сам. Светлый и радостный оптимизм можно обнаружить во всех его произведениях. Даже его знаменитая сказка «Ледяная дева», несмотря на печальный конец, завершается фразой: «Все к лучшему».

    В последние свои дни он был весел, спокоен и полон благодарности за судьбу, а также за любовь и заботу, которую оказывали ему его многочисленные друзья. Рассказывают, что за несколько дней до смерти он пытался спеть старую детскую песенку, которую когда-то пела ему мать. Он слегка лишь подправил в ней слова, сменив имя Августин на - Андерсен:
    - Ах, мой милый Андерсен,
    Андерсен, Андерсен!
    Ах, мой милый Андерсен,
    Все, все пройдет!..