Красота Оладьи Стрижки

Музыкальные инструменты разных стран. Музыкальные инструменты народов мира: описание, история, фото. Положительное влияние этнической музыки

Музыкальные инструменты народов мира помогают понять историю и культуру нации. С их помощью люди извлекают звуки, объединяют их в композиции и создают музыку. Она способна воплощать в себе эмоции, настроение, чувства музыкантов и их слушателей. Порой довольно невзрачный на вид инструмент издает настолько волшебную, удивительную музыку, что сердце начинает биться в унисон. Различают инструменты нескольких типов: струнные, клавишные, ударные. Также существует несколько подвидов, например, струнные смычковые и струнные щипковые. Музыкальные инструменты разных народов мира впитали в себя традиции своего региона, области, страны. Вот описание нескольких из них.

Сямисэн

Японский сямисэн - это струнный музыкальный инструмент из категории щипковых. Он состоит из небольшого корпуса, грифа без ладов и трех струн, а общий размер обычно не превышает 100 см. Его диапазон звучания составляет от двух до четырех октав. Самая толстая из трех струн называется савари, именно благодаря ей инструмент способен издавать характерный вибрирующий звук.

Сямисэн впервые появился на территории Японии в конце XVI века благодаря китайским торговцам. Инструмент быстро стал популярным среди уличных музыкантов и организаторов вечеринок. В 1610 году были написаны первые произведения специально для сямисэна, а в 1664 был издан первый сборник музыкальных композиций.

Как и многие другие музыкальные инструменты народов мира, сямисэн считался прерогативой низших слоев населения. Однако после Второй мировой войны положение резко изменилось и к нему стали проявлять большее уважение. Сямисэн используется музыкантами во время представлений знаменитого японского театра кабуки.

Ситар

Индийский ситар также относится к классу струнных щипковых музыкальных инструментов. На нем исполняют классические и современные мелодии. Он состоит из вытянутого кверху округлого корпуса с двумя резонаторами, пустотелого грифа с металлическими выгнутыми ладами. Передняя панель обычно богато украшается слоновой костью и палисандром. У ситара 7 основных струн и 9-13 резонирующих. Мелодия создается с помощью основных струн, а остальные отзываются резонансом и производят уникальное звучание, недоступное ни одному другому инструменту. На ситаре играют особым медиатором, который надевается на указательный палец. Этот музыкальный инструмент появился на территории Индии в XIII веке в период становления мусульманского влияния.

Волынка

В списке музыкальных инструментов народов мира название «волынка», вероятно, одно из наиболее известных. Удивительный духовой инструмент с резким звучанием популярен во многих европейских государствах, а в Шотландии является национальным. Волынка состоит из кожаного мешка, изготовленного из телячьей или козьей шкуры, с несколькими игральными трубками из камыша. В процессе игры музыкант наполняет резервуар воздухом, затем надавливает на него локтем и таким образом заставляет звучать.

Волынка - один из самых древних музыкальных инструментов на планете. Благодаря простейшему устройству, ее смогли изготовить и освоить несколько тысячелетий назад. Изображение волынки встречается в древних манускриптах, фресках, барельефах, статуэтках.

Бонго

Барабаны занимают особое место в перечне музыкальных инструментов народов мира. На фото изображается бонго - знаменитый кубинский происхождения. Он представляет собой два небольших барабана разного размера, скрепленных между собой. Больший называется hembra, что переводится с испанского, как «самка». Он считается «женским», а меньший называется «мачо» и считается «мужским». «Женский» настраивается более низко и находится с правой стороны от музыканта. На бонго традиционно играют руками в положении сидя, зажимая барабаны между икрами ног.

Маракас

Еще один один из наиболее древних музыкальных инструментов народов мира. Его придумали индейцы племен таино - коренные жители Кубы, Ямайки, Пуэрто-Рико, Багамских островов. Он представляет собой погремушку, которая при встряхивании воспроизводит характерный шуршащий звук. На сегодняшний день маракасы стали популярны во всей Северной Америке и далеко за ее пределами.

Для производства инструмента применялись сушеные плоды дерева гуира или калебасового дерева. Плоды могут достигать в длину до 35 см и обладают чрезвычайно твердой оболочкой. Для музыкальных инструментов годятся плоды небольшого размера правильной овальной формы. Сначала в плоде просверливают два отверстия, удаляют мякоть и просушивают. После этого внутрь насыпают мелкую гальку и семена различных растений. Количество камешков и семян всегда различно, поэтому каждый маракас обладает уникальным звучанием. Затем к инструменту прикрепляют ручку.

Как правило, музыканты играют на двух маракасах, удерживая их в обеих руках. Также маракасы иногда изготавливают из кокосовых орехов, сплетенных ивовых веток, высушенной кожи.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок МХК для 8 класса по курсу Даниловой Учитель истории и МХК Гераскина Е.В. ГБОУ «ШКОЛА 1164 » Москва Музыкальные инструменты разных народов

Что такое музыкальные инструменты Музыкальные инструменты - это инструменты, с помощью которых человек может извлекать звуки. Благодаря человеку, эти звуки складываются в музыку, которая способна передать чувства, эмоции, настроения исполнителей. Порой игра на самом небольшом и невзрачном инструменте заставляет сердца людей биться в унисон с музыкой, будто бы она всегда там жила, просто никто не подозревал об этом. Музыкальные инструменты бывают нескольких видов: струнные щипковые, клавишные, струнные смычковые, язычковые духовые, медные духовые, деревянные духовые ударные. Выражаясь научным языком, – система Хорнбостеля – Закса. В каждой стране есть свои народные музыкальные инструменты, впитавшие историю и традиции каждого народа.

С истема Хорнбостеля – Закса - это система классификации музыкальных инструментов. Впервые опубликована в 1914 г. в немецком журнале Zeitschrift für Ethnologie и до сих пор используется в музыкологии. Инструменты разделяют по двум основным признакам: источнику звука и способу извлечения звука. Например, по первому признаку инструменты делят на самозвучащие, мембранные, струнные и духовые. Фрагмент классификации: В самозвучащих инструментах (идиофонах или автофонах) источником звука является сам материал, из которого сделан инструмент или его часть. В эту группу входит большинство ударных инструментов (за исключением барабанов) и некоторые другие. По способу извлечения звука самозвучащие инструменты подразделяются на три группы: щипковые (варган); фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники): инструмент вибрирует из-за трения другим предметом, напр., смычком; ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); духовые самозвучащие (напр., Эолова арфа): инструмент вибрирует в результате прохождения через него потока воздуха;

В мембранных инструментах (мембранофонах) источник звука - туго натянутая мембрана. Дальнейшее подразделение включает: фрикционные (бугай): звук достигается за счёт трения о мембрану; ударные (барабан, литавры); Барабаны могут иметь одну или две стороны (мембраны). Односторонние варианты могут быть кубкообразными (подобно арабской дарбуке); стоящими на земле; чашеобразными, с ручками. Двухсторонние барабаны бывают цилиндрическими, как больший и малый барабаны, а также коническими, бочкообразными или в форме песочных часов. Бубны имеют одну или две мембраны, натянутые на узкую раму, обычно в виде обода, их держат в руке или за специальную ручку (например, шаманский бубен). К раме часто прикрепляются колокольчики

В струнных инструментах (хордофонах) источником звука являются одна или несколько струн. Сюда относятся и некоторые клавишные инструменты (например, фортепиано, клавесин). Струнные подразделяют далее на группы: щипковые (балалайка, арфа, гитара, клавесин); смычковые (кеманча, скрипка); ударные (цимбалы, фортепиано, клавикорд); Играют на большинстве из них непосредственно руками или определенным предметом, который держат в руках, а некоторыми управляют с помощью клавиатуры.

В духовых инструментах (аэрофонах) источник звука - столб воздуха. Выделяются следующие группы: флейтовые (флейта): звук образуется в результате рассекания потока воздуха о грань инструмента; Флейтообразные инструменты, в них направляемая исполнителем воздушная струя рассекается об острый край стенки ствола; они могут быть шаровидными, подобно окарине, но обычно имеют форму трубки. Трубчатые флейты делятся на свистковые, в которых воздушная струя направляется на острый край; продольные (в том числе открытые, свистковые и многоствольные), которые держат вертикально, и поперечные, которые держат горизонтально и вдувают воздух в отверстие вблизи одного конца трубки. язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот): источник звука - вибрирующий язычок; Язычковые инструменты, в которых струя воздуха вызывает колебания маленькой пластинки из тростника или металла, распадаются на три вида: одинарные бьющие язычки (трости), как в кларнете или саксофоне, где трость располагается внутри мундштука; двойные бьющие язычки в гобое и фаготе, где насаженные на узкую металлическую трубку язычки, вибрируя, ударяются друг о друга; свободно проскакивающие язычки, как в китайском шэне или фисгармонии, где одинарный язычок движется вперед и назад внутри точно соответствующего ему проема, подобно открывающейся дверце. мундштучные (труба): звук возникает за счёт колебания губ исполнителя.

Вибрация губ + преобразование звука в трубке – такого эффекта достигают… Инструменты, при игре на которых вибрация напряженных губ исполнителя усиливается, а возникающий звук преобразуется в трубке разного размера и формы, условно можно разделить на две, не всегда четко различимые группы: а) валторны и другие инструменты, происходящие от рога, у которых закругленная трубка обычно короче и шире, с коническим каналом; б) трубы, которые обычно длиннее и прямее, с более узким каналом.

Сколько классификаций музыкальных инструментов в мире? Среди современных музыкальных инструментов выделяют в особую группу электрические, источником звука которых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Их далее делят на электронные (синтезаторы) и адаптированные, инструменты обычного типа, снабженные усилителями звука (электрогитара). Полная система классификации включает более 300 категорий.

Древнейший музыкальный инструмент Диджериду (англ. didjeridoo или англ. didgeridoo , оригинальное название « yidaki ») - музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени. При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Игра на диджериду сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс. Диджериду теснейшим образом вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur . Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый « дрон », или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и, отчасти орган. С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai). Большое применение диджериду получил в электронной и эмбиент -музыке. Стив Роуч одним из первых применил диджериду в эмбиенте и учился на нём играть в течение многих путешествий по Австралии в 80-х.

Происхождение и духовное значение диджериду В те времена, когда не было ничего и даже самого времени, обитали божественные сущности ванджина. Им приснился этот мир (тем самым он и был создан) – время сновидений. Когда мир был создан, ванджина покинули Землю и переселились в духовный мир. Но в дар людям они оставили диджериду. Гул диджериду создает особое пространство, некое окно или коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот. Время сновидений – это и аборигенский миф о сотворении мира, и особое измененное состояние сознания, которое возникает у играющего и слушающего игру.

Балалайка Например, одним из исконно русских народных инструментов считают балалайку, названную так благодаря «бренчанию» и «балаканью». Считается, что первые упоминания о ней датируются временам Петра Великого. Когда царь, в 1715 году приказал устроить шуточную свадьбу, там присутствовали и балалайки, на которых играли ряженые. Они существенно отличались от современных балалаек – у них был более длинный гриф (в 4 раза длиннее современных), более узкий корпус и они обладали лишь двумя струнами, крайне редко - тремя.

Б андура Украинским народным инструментом принято считать бандуру, которая появилась примерно в XII веке. Считается, что она произошла от старинной кобзы. К XV году она стала настолько популярной, что бандуристов приглашали ко двору. Со временем её видоизменяли, и к сегодняшнему дню академическая бандура насчитывает 60 струн, когда изначально обладала 7-9 струнами.

Бразильский народный инструмент – агого Он имеет африканское происхождение. Агого – это инструмент, состоящий из двух или трёх разнотоновых колокольчиков без язычков, соединенных изогнутой металлической ручкой, а порой из надпиленных орехов, посаженных на деревянную ручку. Несмотря на небольшие размеры, является незаменимым в бразильской национальной музыке, например в музыке карнавальной самбы и капоэйры.

Индийский ситар, таджикский сетор … В Индии народный инструмент – ситар. Он появился в XIII веке, когда усилилось мусульманское влияние. Насчитывал 7 основных струн, и 9 – 13 резонирующих. Его прародителем является таджикский сетор. Является важной частью культуры Индии.

Панфлейта – древнейший народный инструмент Первый обнаруженный образец датируется 1046 году до нашей эры, создан предположительно династией Шан, сейчас находится в музее. Представляет собой 12 бамбуковых стволов, обеспечивая большой диапазон звучания. Участвовала в оркестре Древнего Китая. Инструмент возродился в XX веке. Впрочем, известна панфлейта и в Перу, и в Северной Америке.

Флуер – древний инструмент пастухов… Молдавским народным инструментом является флуер. Он делается из ценных пород древесины. Древний инструмент пастухов (чабанов), которые с его помощью собирали скот в стадо. Встречается, также, в балканских странах.

Струнный щипковый инструмент кора В Африке народным инструментом является кора – струнный щипковый инструмент, изготовленный из калабаса, разрезанного пополам, грифа и 21 струны. Мастера, играющего на коре, называют джали, и когда он достигает мастерства, должен сделать инструмент сам. Его звучание похоже на звучание арфы, но традиционная игра напоминает фламенко и блюзовые техники на гитаре.

Диджериду http://youtu.be/9g592I-p-dc Трио бандуристов: http://youtu.be/LZpzgg8hbOA Архиповский балалайка http://youtu.be/lQZYzYEIgr0 Агого http://youtu.be/_kQIk1jJb9c Анушка Шанкар на ситаре http://youtu.be/O4RZaszNhB0 Панфлейта: http://youtu.be/YiXGPx01d-0 Флуер: http://youtu.be/NqiKC4FSNKM Кора http://youtu.be/aayQsdzEk2s


Мир полон самых разных, удивительных и необычных звуков. Сливаясь воедино, они превращаются в мелодию: умиротворяющую и бодрую, веселую и грустную, романтичную и тревожную. Вдохновляясь звуками природы, человек создал музыкальные инструменты, с помощью которых получается воссоздать самые впечатляющие, душещипательные мелодии. И кроме известных всему миру инструментов, типа фортепьяно, гитары, барабана, саксофона, скрипки и прочих, существуют музыкальные инструменты, не менее интересные как по внешнему виду, так и по звучанию. Предлагаем ознакомиться с десяткой наиболее интересных музыкальных инструментов мира.

Вистл

Этот музыкальный инструмент – основа ирландской культуры. Редко когда ирландская музыка обходится без звучания этого аутентичного инструмента: веселые мотивы джиги, быстрые польки, душевные эйры – в каждом из представленных направлений чувствуется голос вистлы.

Инструмент представляет собой продолговатую флейту со свистком на одном из концов и 6 отверстиями на лицевой стороне. Как правило, изготавливают вистлы из жести, но инструменты из дерева, пластика и серебра также имеют право на существование.

История появления вистла уходит далеко в 11-12 век. Именно этими временами датируются первые воспоминания о данном инструменте. Вистл легко сделать из подручных материалов, именно поэтому инструмент особо ценился среди простого народа. Ближе к ХIХ веку установился общий стандарт для вистла – продолговатая форма и 6 отверстий, используемых для игры. В развитие инструмента наибольший вклад сделал англичанин Роберт Кларк: он предложил изготавливать инструмент из легкого металла – белой жести. Благодаря хрипловатому и задорному звучанию, вистл очень полюбился ирландскому народу. С тех пор этот инструмент стал самым узнаваемым народным инструментом.

Принцип игры на вистле очень прост, причем настолько, что даже если вы никогда не брали в руки этот инструмент, после 2-3 часов усердных тренировок сможете сыграть свою первую мелодию. Вистл одновременно простой и сложный инструмент. Сложность заключается в его чувствительности к дыханию, а простота – в легком достижении аппликатуры.

Варган

Этот древнейший язычковый инструмент за века своего существования практически не изменился внешне. От старославянского «варги» означают «уста». Именно в названии инструмента скрывается способ извлечения звуков из инструмента. Наиболее варганы распространены среди народов севера: эскимосов, якутов, башкиров, чукчей, алтайцев, тувинцев и бурятов. С помощью этого необычного инструмента местные жители выражают свои эмоции, чувства и настроения.

Варганы изготавливают из дерева, металла, костей и прочих экзотических материалов, которые по-своему влияют на звучание инструмента. От используемого материала также зависит надежность и долговечность варгана.

Описать звучание инструмента практически невозможно – лучше раз услышать его мелодию, чем 10 раз читать ее описание. Но все же можно уверенно сказать, что мелодия, исходящая от игры на варгане, бархатная, успокаивающая, настраивающая на раздумья. Но научиться играть на варгане не так просто: чтобы из инструмента извлечь мелодию, необходимо научиться управлять своей диафрагмой, артикуляцией и дыханием. Ведь в процессе игры звучит не сам инструмент, а тело музыканта.

Стеклянная гармоника

Пожалуй, один из самых редких музыкальных инструментов. Представляет собой конструкцию из стеклянных полусфер разного диаметра, нанизанных на стержень из металла. Конструкция закреплена в ящике-резонаторе. Играют на стеклянной гармонике слегка увлажненными подушечками пальцев трением или постукиванием.

Первые сведения о стеклянной гармонике известны с середины 17 века. Тогда инструмент представлял собой набор из 30-40 стаканов, на которых играли, нежно прикасаясь к их краям. В процессе игры музыканты извлекали настолько необычные, захватывающие звуки, что казалось, будто сотни стеклянных шариков падают на землю.

После грандиозного турне ирландца Ричарда Пакрича по территории Англии в 1744 году инструмент стал настолько известен и желаем, что обучаться игре на нем стали и другие знаменитые музыканты. Более того, великие композиторы того времени Моцарт, Бетховен и Рихард Штраус, плененные красотой звучания гармоники, специально для этого инструмента писали лучшие композиции.

Однако в те времена считалось, что звучание стеклянной гармоники негативно влияет на психику человека: нарушает душевное состояние, вызывает преждевременные роды у беременных, приводит к расстройству рассудка. В связи с этим в некоторых немецких городах инструмент запретили на законодательном уровне. А в начале ХХ века искусство игры на стеклянной гармонике было забыто. Но все хорошо забытое когда-нибудь возвращается. Так произошло и с этим чудесным инструментом: Виктор Крамер, питерский режиссер, в опере Глинки, представленную в Большом театре, успешно использовал стеклянную гармонику, вернув ее на законное место в современном искусстве.

Ханг

Удивительный музыкальный инструмент, одно из новейших изобретений современности. Ханг был изобретен в Швейцарии в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. Создатели инструментов утверждают, что основой игры на экзотическом ударном инструменте является чувство, ощущение музыки и самого инструмента. Да и музыкальный слух у обладателя ханга должен быть идеальным.

Ханг состоит из пары металлических полушарий, вместе образующих диск, схожий с летающей тарелкой. Верхнюю часть (она же лицевая) ханга называют DING, на ней располагаются 7-8 тональностей, заключенных в музыкальный круг. Обозначены они небольшими впадинами, и чтобы получить определенную тональность мелодии, нужно ударить по той или иной впадине.

Нижнюю часть инструмента называют GU. В ней предусмотрено глубокое отверстие, в котором должен находиться кулак музыканта. Строение этого диска выступает в качестве резонанса и модуляции звука.

Бонанг

Бонанг – индонезийский ударный музыкальный инструмент. Состоит из набора бронзовых гонгов, которые шнурами закреплены и горизонтально расположены на деревянной подставке. Сверху в центральной части каждого гонга имеется выпуклость – пенча. Именно она издает звук, если стучать по ней деревянной палочкой с обмоткой на ее конце из хлопчатобумажной ткани или веревки. В качестве резонаторов часто выступают шарики из жженой глины, подвешенные под гонгами. Бонанг звучит мягко и певуче, его звук угасает медленно.

Казу

Казу – народный инструмент Америки. Применяется в музыке стиля скиффл. Представляет собой небольшой цилиндр, сужающийся к концу, из металла или пластика. В середину инструмента вставлена металлическая пробка с мембраной, изготовленной из папиросной бумаги. Играть на казу очень просто: достаточно петь в казу, а папиросная бумага сделает свое дело – изменит голос музыканта до неузнаваемости.

Эрху

Эрху – струнный смычковый музыкальный инструмент, он же древняя китайская двуструнная скрипка, в которой используются металлические струны.

Точно сказать, где и когда был создан первый инструмент эрху, ученые не могут, так как он является кочевым инструментом, а это значит, что он менял свое географическое местоположение вместе с кочевыми племенами. Установлено, что примерный возраст эрху – 1000 лет. Инструмент стал популярным во времена правления династии Тан, припавшие на 7-10 век нашей эры.

Первые эрху были несколько короче современных: их длина составляла 50-60 см, а сегодня – 81 см. Состоит инструмент из корпуса (резонатора) шестигранной или цилиндрической формы. Корпус изготавливают из высококачественного дерева и мембраны из змеиной кожи. Шейка эрху – место, где крепятся струны. Вверху шейки находится изогнутая головка с парой колков. Струны эрху обычно металлические или из жил животных. Смычок делают изогнутой формы. Струну для смычка изготавливают из конского волоса, а остальную часть – из бамбука.

Главное отличие эрху от других скрипок – смычок следует крепить меж двух струн. Таким образом смычок становится единым целым и неразделимым с основой инструмента. Во время игры эрху удерживают в горизонтальном положении, уперев ножкой инструмента себе в колено. Смычком играют правой рукой, а в это время пальцами левой руки нажимают струны так, чтобы они не касались шейки инструмента.

Никельхарпа

Никельхарпа – шведский народный музыкальный инструмент из разряда струнных смычковых. За счет того, что его развитие продолжалось более 600 лет, инструмент имеет несколько модификаций. Первое упоминание, свидетельствующее о существовании никельхарпы, находится на воротах, ведущих к церкви Щелюнге на острове Готланд: на них изображены двое музыкантов, которые играют на этом инструменте. Изображение это было создано в далеком 1350 году.

Современная модификация никельхарпы имеет 16 струн и порядка 37 деревянных клавиш, скользящих в процессе игры под струнами. Каждая клавиша двигается по салазкам вверх, где, достигая своей вершины, зажимает струну, меняя ее звучание. Играющий коротким смычком проводит по струнам, а левой рукой нажимает клавиши. Никельхарпа позволяет разыгрывать мелодии в диапазоне 3 октав. Ее звучание схоже с обычной скрипкой, вот только звучит она с гораздо большим резонансом.

Укулеле

Одним из наиболее интересных музыкальных инструментов является укулеле – струнный щипковый инструмент. Укулеле представляет собой миниатюрную гавайскую гитару с 4 струнами. Появилась она еще в 1880 году благодаря трем португальцам, прибывшим на Гавайи в 1879 г. (так гласит легенда). В целом укулеле – следствие развития португальского щипкового инструмента кавакиньо. Внешне напоминает гитару, с единственным отличием – уменьшенной формой и наличием всего 4 струн.

Различают 4 вида укулеле:

  • сопрано – длина инструмента 53 см, наиболее распространенный вид;
  • концертный инструмент – 58 см длины, немного крупнее, звучит громче;
  • тенор – относительно новая модель (создана в 20-х годах прошлого века) длиной 66 см;
  • баритон – самая крупная модель длиной 76 см, появилась в 40-х годах прошлого века.

Существуют также нестандартные укулеле, в которых 8 струн разбивают по парам и настраивают в унисон. В итоге получается полное, объемное звучание инструмента.

Арфа

Пожалуй, самым удивительным, интересным и мелодичным инструментом является арфа. Сама по себе арфа крупногабаритна, но ее звучание настолько захватывающее, что порой просто не понимаешь, как она может быть настолько восхитительной. Чтобы инструмент не казался неряшливым, его раму украшают резьбой, делают ее изящной. Струны разной длины и толщины натягивают на раму так, чтобы они образовали сетку.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – богословов и монахов, затем ее причисляли к аристократическим пристрастиям, а на сегодняшний день она считается великолепным инструментом, на котором можно исполнять абсолютно любые мелодии.

Звучание арфы не сравнить ни с чем: оно глубокое, будоражащее воображение, неземное. Благодаря возможностям инструмента, арфа является незаменимым участником симфонических оркестров.

Удивительных музыкальных инструментов в мире существует немало. И все они звучат по особенному, создавая мелодии, трогающие душу. Каждый из инструментов, представленных выше, безусловно, заслуживает внимания. Но все же не стоит забывать о хорошо знакомых нам скрипках, гитарах, фортепьяно, флейтах и прочих не менее прекрасных и интересных инструментах. Ведь они – основа человеческой культуры и лучший способ выражения чувств и эмоций.

Русские народные музыкальные инструменты (урок МХК 8 класс «Музыкальные инструменты народов мира» по учебнику Даниловой Г.И.) Автор: Коршиков Александр ученик 8 класса МОУ Сидоровская ООШ Самарская область Руководитель: Коршиков В.А. учитель МХК МОУ Сидоровская ООШ




Название "балалайка", иногда встречающееся в форме "балабайка"- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, "балаканью" струн во время игры. "Балакать", "балагурить" на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры.


Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.


Домра древнерусский старинный музыкальный инструмент. Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.


Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента в России домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.


Гусли Гусли, русский щипковый инструмент. Известен в двух разновидностях. Первая имеет крыловидную (в более поздних образцах треугольную) форму, от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, вторая шлемовидную форму и 1030 струн такой же настройки.










Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.


Вопреки мнению, что гармонь - изобретение немецких мастеров, академику А. М. Миреку удалось доказать ее русское происхождение. Гармоника в современном виде - с раздвижными мехами (пневмой) и с большим количеством надрезных металлических язычков внутри двух боковых планок - появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец - чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России, и свой новый инструмент, с гораздо большей силой звука, чем шэн, продемонстрировал питерцам в 1783 году. Имя своему детищу он тоже дал чешское: гармоника. Но теперь это название, как и «гармошка», стало в русском языке разговорным. Официальное имя этого музыкального инструмента - гармонь.




Баян - тоже изобретение русское. В 1907 году его изготовил Петр Стерлигов. Сам мастер не хвастался, что придумал новый инструмент. А новой четырехрядной хроматической гармони дал имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси Баяна. Это название унаследовали все инструменты такого типа. Клавиатура же, изобретенная мастером и разместившаяся на правой стороне инструмента, получила название системы Стерлигова.


В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.




Первые письменные свидетельства о рожке появляются во второй половине XVIII в В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое». Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм


Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. облике другого инструмента.




Свирель русский инструмент типа продольной флейты. Упоминание о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов существовал у разных народов с древних времён. В Европе в придворном музицировании (XVIII в.) укрепилось его название «продольная флейта». Свирель представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.


Куги́клы (куви́клы) или цевни́ца духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Как правило, она состоит из трех-пяти пустотелых трубок одинакового диаметра, но разной длины от 100 до 160 мм. Верхние концы трубок открыты, а нижние закрыты. Кувиклы распространены не на всей территории России, а только в Курской, Брянской и Калужской областях. Звук извлекают, дуя на края срезов открытых концов, расположенных на одной линии. Обычно трубки флейты прочно скрепляют между собой, но кувиклы имеют отличительную особенность в них дудочки не скрепляют, а свободно держат в руке. Используют от 2 до 5 трубок. Набор из пяти дудочек называют «парой». Играющий на «паре» исполнитель должен не только уметь дуть в дудочки, но и воспроиз- водить голосом недостающие ноты
Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева.


Бу́бен ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.


Трещотка - народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки состоят из набора тонких дощечек (обычно дубовых) длиной см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещёток в XII веке.


Русские берёзы – ансамбль народных инструментов Акцент Sentimentos - дуэт "Баян-Микс" Einsamer-Hirte - Gheorghe-Zamfir log.nl/etherpiraat/piraten_muziek_2040/index.html В.Власов – Если б гармошка умела Дмитрий Кузнецов - Свирель. Жалейка Трещётки Аудио энциклопедия (Народные инструменты)


/ 1/

Лекция « Музыкальные инструменты мира»

Ребята, вообразите себе мир без музыки. Каким скучным он был бы. Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста? В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства. Музыка - одно из древнейших искусств. А рождает музыку…? (музыкальный инструмент).

Сегодня мы поговорим о происхождении, видах или группах музыкальных инструментов, увидим иллюстрации первых инструментов, появившихся более 9000 лет назад. И также познакомимся с инструментами разных народов.

Музыка - одно из древнейших искусств. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 3-2 вв. до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих. (Слайд 2)

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных – в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. (Слайд 3) . Также были широко распространены (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри).

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. (Слайд 4)

Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже - дерево и металл. (Слайд 5).

Многие современные инструменты произошли от древнеегипетских.

В Древней Греции также музыка играла большую роль. И название арфы произошло от имени античного музыканта Орфея (Слайд 6)

В настоящее время существует 2 типа музыкальных инструментов - народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах музыкальных инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

Да, это язык музыки

Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век. О музыке некоторых народов мира мы с вами сейчас узнаем.

1. Китай. (Слайд 7)

Китайская Пекинская опера сочетает в себе акробатику, пантомиму, песни и танцы. Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн .

2. Индия . (Слайд 8) Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары. Ситар появился в XIII веке. Насчитывал 7 основных струн. Его прародителем является таджикский сетор.

3. Африка. (Слайд 9) + видео. Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы. Разные язычки издают разные ноты. Вдобавок при этом бренчат ракушки, прикреплённые к корке тыквы. Называется инструмент кора . 21 струна. Мастера, играющего на коре, называют джали, и когда он достигает мастерства, должен сделать инструмент сам. Его звучание похоже на звучание арфы.

4. Австралия. (Слайд 10) Австралийские аборигены исполняют сложные ритмы при помощи палочек и погремушек. Кроме того, они играют на длинных духовых инструментах - диджериду.

5. Япония. (Слайд 11) В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый “театром но”, сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы. Актёры нараспев читают слова под барабанные ритмы. Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах.

6. Индонезия. (Слайд 12) + видео. Индонезийский национальный оркестр называется “гамелан” . Он состоит из инструментов, похожих на ксилофоны и металлофоны. Каждый музыкант в нём исполняет свою партию одной и той же мелодии.

7. Молдавским народным инструментом является флуер. (Слайд 13) Он делается из ценных пород древесины. Древний инструмент пастухов (чабанов), которые с его помощью собирали скот в стадо. Встречается, также, в балканских странах.
8. Бразильский народный инструмент – это агого. (Слайд 14) + видео. Он имеет африканское происхождение. Агого – это инструмент, состоящий из двух или трёх разнотоновых колокольчиков без язычков, соединенных изогнутой металлической ручкой, а порой из надпиленных орехов, посаженных на деревянную ручку. Несмотря на невнушительные размеры, является незаменимым в бразильской национальной музыке, например в музыке карнавальной самбы и капоэйры.

9. Американским народным инструментом считается банджо, завезенный из Африки в Америку пленными, примерно в 1784 году. Со временем его переделали, добавив квинтовые лады. Использовали как ритмический инструмент в джаз – бэндах. (Слайд 15)

10. Украинским народным инструментом принято считать бандуру, которая появилась примерно в XII веке. Считается, что она произошла от старинной кобзы. К XV году она стала настолько популярной, что бандуристов приглашали ко двору. Со временем её видоизменяли, и к сегодняшнему дню академическая бандура насчитывает 60 струн, когда изначально обладала 7-9 струнами. (Слайд 16)

Переходим к Европе. (Слайды 17, 18)

11. Самый известный в Шотландии инструмент - шотландская волынка.

12. Испания. Именно в Испании кастаньетами пользовались больше, чем в других странах. (Слайд 19)

13. Италия. Мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. (Слайд 20)

14. Россия. (Слайд 21)

Один из любимейших духовых инструментов у славян называется жалейка. Другой русский народный духовой музыкальный инструмент – рожок. Делали его из двух березовых или можжевеловых половинок, которые скреплялись берестой.

И, конечно же, балалайка, гармошка, гусли .

Итак, мы увидели, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна. (Слайд 22)

Это лишь небольшое количество замечательных народных инструментов, наполненных душой, историей и самой жизнью, и хочется верить, что они продолжат своё существование, несмотря на появление электронных инструментов. Ибо истинный и необработанный звук, ничем не заменим и неподражаем!

Музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара.

В современном мире существует множество новых необычных инструментов. Вашему вниманию будет предложено 2 видеозаписи с их звучанием.

Просмотр видеофрагментов