Красота Оладьи Стрижки

Электронные учебные издания. Учебные электронные издания Графика, аудио и видео предназначены для представления дополнительных дидактических материалов, которые необходимы для раскрытия и демонстрации наиболее важных сторон и состояний объектов, процессов

(группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

ГОСТ Р 7.0.83-2013 описывает различные виды электронных изданий.

  • по наличию печатного эквивалента
  • по природе основной информации

Электронное издание - издание, записанное на носитель информации, рассчитанное на использование с помощью электронных технических устройств, представляющее собой электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Электронное издание должно быть зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр» в установленном порядке. Электронное издание может быть в форме web-ресурса или распространяться на электронном носителе информации (CD, DVD, flash).

К электронным изданиям относят мультимедиа-библиотеки, электронные журналы , книги, фотоальбомы и т.п., изданные на CD (DVD) носителях или распространяемые через интернет.

При разработке электронных изданий следует использовать возможности, предоставляемые электронной формой передачи информации. Лучшей иллюстрацией является web-сайт. При разработке электронного издания также необходимо продумать структуру, систему навигации, дизайн, размещение информации и т. д.

Электронное издание может быть периодическим (электронный журнал, серия книг и т. п.).

Книга, статья может быть опубликована в формате HTML как страница WEB-сайта . Однако, если это научная или учебная статья, то желательно иметь PDF-версию . Особенно такая версия удобна для категории читателей, предпочитающих читать текст на бумаге. Полноценное электронное издание должно содержать гиперссылки , элементы мультимедиа , элементы интерактивности . Конечно, не всё это может быть воспроизведено на бумаге. Хорошее электронное издание в полном объеме может существовать только на электронном носителе информации или в Интернете . Но очень хорошее электронное издание обязано иметь версию для печати.

Подготовка текста, оформление текста электронного издания заметно отличается от оформления печатной версии. Следует учитывать специфику чтения текста с экрана. Это и выбор шрифта (гарнитуры, размера) и межстрочного интервала и общая компоновка страницы. Для того, чтобы создать читателю комфортные условия, полезно использовать все преимущества электронного формата представления данных. Например, цвет в оформлении текстового документа, возможность увеличения изображения и т. п. Особенно важно наличие гиперссылок и всплывающих подсказок .

Первую российскую платформу для публикации электронных изданий на iPad, iPhone, Android создала компания Napoleonit. Платформа получила название Napoleonit Publisher. Платформа была создана в 2011 году.

Требования, особенности

Оформление библиографического описания

При оформлении библиографического описания на электронное издание на сайте следует придерживаться следующего правила:

  • Название материала - заголовок HTML - страницы или другого документа
  • Сведения об ответственности, если имеется (ответственный редактор и т.п)
  • Обозначение // которое согласно ГОСТу используется для указания того издания, в котором опубликован материал, т. е. в данном случае, на сайт.
  • Название сайта в том виде. как оно указано в шапке сайта (не надо путать с URL)
  • Слово URL и адрес страницы
  • Сведения о дате обращения (дате посещения) данной страницы. Эта дата информирует читателя о том, когда данный материал можно было прочитать на сайте.

Различение типологии электронных изданий согласно ГОСТ Р 7.0.83-2013:

По наличию печатного эквивалента электронный аналог печатного издания:

  • Электронное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.),
  • Cамостоятельное электронное издание: Электронное издание, не имеющее печатных аналогов;

По природе основной информации

  • Текстовое (символьное) электронное издание: электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку.
  • Изобразительное электронное издание: электронное издание, содержащее преимущественно электронные образы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки.

Примеры:

  • Российская газета - электронное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание.
  • Электронный каталог исторического музея - изобразительное электронное издание.

Ссылки

  • Цикл статей, описывающих особенности электронного издания: [Отличие электронного издания от печатного. Цикл статей / Институт социологии РАН, Григорьева Е.И., Ситдиков И.М. // Официальный сайт ИС РАН - 2013. 76 стр. [Электронный ресурс]. URL:

Ленинградской области

Ленинградский областной институт развития образования

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург

Печатается по решению факультета информатизации

образования и РИСа ЛОИРО

Рецензенты: О.Н.Шилова , доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Н.А.Карпова, кандидат технических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,

Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.

Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. – ??? с.

Пособие имеет целью познакомить слушателей с основными критериями, на которые следует ориентироваться при использовании и разработке электронных образовательных изданий (ОЭИ). В пособии освещён опыт работы со слушателями курсов по применению в школьной практике образовательных электронных изданий различного типа, а также опыт сотрудничества с методическими кабинетами ЛОИРО по экспертизе образовательных изданий. В заключение приводится концепция разработки ОЭИ, которая в настоящее время рассматривается как базовая при организации совместной работы авторов содержания ОЭИ и программистов. Это не означает, что учитель, создавая свой «скромный» авторский ресурс собственными силами, должен равняться на полный список критериев, предъявляемых к учебно-методическим комплексам (УМК) профессиональных разработчиков, но понимание того, что к ЭОИ существуют обоснованные психолого-педагогические и эргонометрические требования, а также умение видеть перспективы дальнейшего развития ресурса для автора разработки необходимо.

Ó Ленинградский областной
институт развития образования
(ЛОИРО), 2003

Ó Горюнова М.А.

Ó Горюхова Т.В.

Ó Кондратьева И.Н.

Ó Рубашкин Д.Д.


Введение__________________________________________ 5

Экспертиза ОЭИ___________________________________ 6

Организация экспертизы ОЭИ в ЛОИРО____________________ 10

Анкета для анализа ОЭИ _____________________________ 10

Концепция разработки ЭОИ.__________________________ 14

Общие принципы разработки Учебно-методических комплектов. 15

Состав УМК и назначение его компонентов______________ 16

Электронное издание. ________________________________ 17

Информационные разделы.____________________ 17

Справочные разделы._________________________ 17

Инструментальные разделы.___________________ 17

Режимы работы пользователей с ЭИ.____________________ 18

Подготовка преподавателя к уроку.______________ 18

Работа на уроке._____________________________ 19

Самостоятельное изучение материала учащимся.__ 19

Требования к информационному наполнению ЭИ.________ 20

Требования к текстовому наполнению.___________ 20

Требования к визуальному и звуковому ряду.______ 20

Требования к тестовому наполнению (тестовые задания) 21

Требования к интерфейсу ЭИ.__________________ 21

Требования к оформлению ЭИ._________________ 22

Технические требования к ЭИ._________________________ 23

Правовые аспекты, связанные с изданием ЭИ.____________ 24

Приложения______________________________________ 25

Анализ диска «Профессор Хиггинс»_____________________ 25

Анализ диска «Шедевры архитектуры»__________________ 30

Отзыв на компьютерные программы по русскому языку___ 34

Отзывы на Конструктор электронных учебных материалов студии «Март» 36

Аннотация ________________________________________ 36

Состав Конструктора и его основные функции: ________ 37

Конструктор как основа электронного издания _________ 38

Литература______________________________________ 39

Одной из составляющих информатизации образовательного процесса является разработка и использование образовательных электронных изданий (ОЭИ) и информационных ресурсов. В настоящее время наблюдается «обвал» электронных образовательных разработок различного характера: по содержанию - от авторских учительских узконаправленных разработок до многотомных энциклопедических изданий, по технической реализации – от созданных средствами MS Office до использования специально разработанных мультимедийных сред.

В связи с этим возникает множество вопросов, среди которых акцентируем внимание на следующих:

На что обращать внимание при приобретении ОЭИ?

На что ориентироваться, принимаясь за разработку образовательного электронного издания?

Постараемся ответить на эти вопросы, исходя из опыта работы как с учителями – слушателями курсов повышения квалификации ЛОИРО, сотрудниками факультетов и кафедр института – экспертами образовательных ресурсов, имеющихся в медиатеке ЛОИРО, а также с некоторыми фирмами-разработчиками ОЭИ – партнёрами по созданию образовательных ресурсов.

Следует обратить внимание на то, что внедрение ОЭИ в учебный процесс происходит в соответствии с двумя основными направлениями :

1. Включение в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы обучения. В этом случае ОЭИ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых.

2. Построение целостных курсов, основанных на использовании ОЭИ в отдельных учебных дисциплинах, что представляет собой более сложный процесс, приводящий к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса.

Абсолютное большинство ОЭИ относится к первому направлению информатизации обучения, именно им и будет уделено основное внимание в данном пособии. Второе направление в медиатеке ЛОИРО представлено прежде всего программными продуктами компании «Гиперметод» и студии «Март» для создания электронных публикаций, тестовой средой «TesterPro» и обучающим комплексом «Фобус». Все перечисленные выше программные продукты заслужили высокую оценку методистов и слушателей ЛОИРО.

Прежде чем создавать свои ОЭИ целесообразно познакомиться с уже существующими образовательными ресурсами и определить, насколько они вас устраивают и удовлетворяют поставленным целям и задачам.

Несомненно, эффективность включения ОЭИ в образовательный процесс зависит и от качества самих ресурсов, и от квалификации педагогов, которые их используют. ОЭИ должны соответствовать современным возможностям технологии мультимедиа и телекоммуникационных технологий, а также современным педагогическим, техническим, эргономическим и эстетическим требованиям.

За отправную точку разговора о качестве ОЭИ возьмём результаты научно-исследовательской работы в этом направлении федерального масштаба. В рамках ФЦП РЕОП авторским коллективом под руководством Роберт И.В., Осина А.В. и Кирабаева Н.С. разработана Концепция ОЭИ, представленная в Интернете по адресу http:// как отчет по научно-исследовательской работе "Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям" Целью разработки Концепции является создание и внедрение в сфере образования в Российской Федерации научно-методической и нормативной базы для эффективной разработки и сертификации образовательных электронных изданий и ресурсов. В ней также представлено описание проведения экспертизы образовательных электронных изданий и ресурсов на основе комплексной экспертизы следующих характеристик:

· технических;

· педагогических (соответствие содержания ОЭИ образовательной области, методической системе и стандарту образования);

· психологических;

· эргономических.

Критерии основаны на том, что, с одной стороны, соответствующие современным техническим возможностям многофункциональные ОЭИ позволяют:

  • организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
  • применять весь спектр возможностей современных информационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;
  • использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;
  • диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;
  • управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;
  • создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
  • работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками.

С другой стороны, при реализации этих возможностей должен быть учтён целый ряд требований, сформулированных в представленной концепции. Для краткости и большей наглядности представим основные из перечисленных требований в виде таблицы (Таблица 1).

С дидактическими требованиями к ОЭИ тесно связаны методические требования. Они предполагают учет своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, на которое рассчитано ОЭИ, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации .

ОЭИ должны удовлетворять нижеследующим методическим требованиям .

1. В связи с многообразием реальных технических систем и устройств и сложностью их функционирования предъявление учебного материала в ОЭИ должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления.

2. ОЭИ должно обеспечить отражение системы научных понятий учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка, каждый уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному уровню абстракции, а также обеспечить учет как одноуровневых, так и межуровневых логических взаимосвязей этих понятий.

3. ОЭИ должно предоставлять обучаемому возможность разнообразных контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения внутридисциплинарного уровня абстракции знаний учащихся на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.(2 стр из файла «Таблица экспертизы А5)

Анкета для анализа ОЭИ

Приведённая ниже анкета, разработанная сотрудниками ЛОИРО Гороховой Т.В., Горюновой М.А. и Тарасовым С.В. на основе анализа теоретических материалов и подобных работ Федерации Интернет Образования и других образовательных структур, и может быть полезна не только для анализа ОЭИ, но и для первоначального знакомства с основными типами и отдельными характеристиками ОЭИ, структурированными как позиции анкеты.

Анкета экспертной оценки

  1. Название CD ___________________________________________________________
  2. Производитель (Кирилл и Мефодий; Кордис Медиа; Медиа Хауз; Новый Диск; МультиМедиа Технологии и др.) ________________________________________________.
  3. Наличие англоязычной версии и др.
  4. Год издания ________________________________.

Операционная система,

Процессор,

Оперативная память,

Звуковая карта,

Возможность работы в сети,

Необходимость инсталляции..

Обучающая программа;

Демонстрационная программа;

Тестирующая;

Тренажер;

Моделирующая, виртуальная лаборатория;

Справочник;

Энциклопедия;

Развивающая игровая программа;

Другое (что именно) _______________________________________________.

Астрономия;

Биология;

География;

Информатика;

Информационные технологии

История;

Литература;

Математики;

Обществознание;

Психология;

Русский язык;

Экономика,

Другое (указать) _______________________________________________.

Дошкольник;

Учащийся:

Младший школьный;

Средний школьный;

Старший школьный;

Абитуриент;

Студент;

Педагог;

Родители;

Воспитательная;

Обучающая;

Контролирующая;

Методическая;

Ознакомительная;

Развивающая;

Другое (указать) ________________________________________________

  1. Область применения:

На уроке для:

o объяснения материала;

o закрепления материала;

o контроль ЗУН.

Для проведения лабораторных практикумов;

На уроке для дополнительной работы;

Индивидуальное самостоятельное использование (учениками, учителем);

Для подготовки собственных электронных материалов;

Другое (указать) ________________________________________________

Наглядность:

Анимационные модели,

Интерактивные модели,

Демонстрационный материал,

Видео фрагменты.

Возможность выборочного (фрагментарного) использования видео-, аудио-, фото- при создании собственных разработок;

Наличие контроля в виде: заданий, блоков тестирования, контрольных вопросов, и по какой степени сложности они различаются;

В рамках какой образовательной программы может быть использован (общеобразовательная, гимназическая, лицейская, профильная и др.) _________________

_________________________________________________________

______________________________________________________

_______________________

13. Оценка в баллах от 1 до 9, где «9» соответствует самой высокой степени проявления

14. Возможность распечатки и копирования материала.

15. Трудность самостоятельного освоения:

o нужна помощь;

o требуется обучение.

16. Напишите, пожалуйста, развернутые ответы по следующим позициям в электронном виде:

Краткая аннотация к CD: ______________________________________________

______________________________________________

Некоторые результаты, представленные методистами ЛОИРО, приведены в приложении к пособию.

Отметим также целесообразность включения сотрудников различных подразделений ЛОИРО в экспертизу ОЭИ, что способствовало

Повышению квалификации работников образования в области использования ИКТ;

Формированию банка методических разработок по использованию ОЭИ как сегмента регионального образовательного пространства.

Разработка серьёзного конкурентоспособного образовательного ресурса - это не просто разовая работа, а процесс, в котором должны быть предусмотрены технологическое и методическое сопровождение, а также возможность дальнейшего совершенствования и обновления ресурса в зависимости от развития и техники и педагогических технологий.

При разработке ОЭИ целесообразно предусмотреть :

  • наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;
  • градуирование степеней трудности и сложности материала;
  • наличие процедур для облегчения процессов обобщения;
  • наличие итоговых обобщающих схем;
  • использование значков ("иконок") и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) различных компонентов учебного материала;
  • сопровождение теоретических описаний практическими примерами;
  • описание связи учебного материала с дополнительными дидактическими действиями по поддержке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (обзорными лекциями, консультациями преподавателей, видеоконференциями, списками рассылки, форумами и т.п.);
  • доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;
  • простоту навигации по учебному материалу;
  • сохранение общепринятых обозначений и терминологии;
  • справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;
  • возможность отмены учащимся ошибочных действий в ходе самостоятельной работы.

Разработка любого электронного образовательного издания должна проводится с учетом принципов педагогического дизайна. К сожалению, ни в педагогической среде, ни в коллективах разработчиков компьютерных образовательных программ, как правило, не находится специалистов, способных подходить к проекту с учетом педагогических моделей использования создаваемых программ в образовательных учреждениях. Поэтому в сегодняшней ситуации приходится ориентироваться на существующий опыт создания электронных изданий, стараясь в максимальной степени учитывать специфику образовательных приложений. В этом пособии авторы предпринимают попытку осветить основные принципы создания электронных изданий, рассчитанных на их регулярное использование в учебном процессе.

Приступая к разработке серьёзного образовательного электронного продукта, необходимо ориентироваться на следующие положения:

Учебно-методические комплекты (комплексы) (далее, УМК) представляют собой образовательные электронные издания (ОЭИ), предназначенные для информационной и методической поддержки учебного процесса.

УМК призваны обеспечить максимально эффективное использование современных компьютеров и компьютерных сетей для решения образовательных задач в соответствии с отечественной педагогической традицией.

Основу информационного наполнения могут составлять материалы традиционных учебных изданий, прошедших практическую апробацию в системе образования и рекомендованных органами управления образования для использования в школах, а также авторские методические разработки, прошедшие экспертизу ЛОИРО или других экспертных образовательных учреждений.

При создании УМК неприемлемым является формальный перевод печатных изданий в электронную форму, не приводящий к появлению качественно новых форм работы с информационными ресурсами; как информационный ряд, так и технологические и методические возможности его использования должны быть существенно расширены и дополнены.

Использование УМК не предполагает отказ от традиционных форм и методик преподавания, напротив, при разработке УМК должна быть обеспечена максимальная преемственность традиционных и новых образовательных технологий. При этом УМК должен обеспечивать методическую поддержку использования педагогами и учащимися новых возможностей информационных технологий в образовательном процессе.

УМК должен быть предназначен как для использования преподавателями и учащимися в рамках учебного процесса, так и для самостоятельной работы учащихся (в том числе, вне учебного заведения).

УМК должен включать следующие основные компоненты.

- Электронное издание (ЭИ).

Информационная емкость ЭИ определяется характеристиками существующих компьютерных носителей.

- Web -сайт поддержки (СП).

СП также должен содержать обновления (update) ЭИ, включающие дополнительные информационные ресурсы.

СП должен быть организован таким образом, чтобы пользователь имел возможность работать с УМК, даже не имея постоянного подключения к Интернету, лишь периодически скачивая обновления по интересующим его разделам УМК.

Администрирование СП осуществляется методическими центрами, сертифицированными органами управления образованием.

Далее мы предлагаем более подробное описание составляющих УМК, в котором сделана попытка представить спектр функциональных возможностей УМК в целом. Какие именно из этих функций будут задействованы вами при разработке конкретного издательского продукта будет зависеть от необходимости решения конкретных содержательных и методических задач.

Электронное издание.

Требования к структуре и функциональным возможностям ЭИ.

Информационные разделы.

ЭИ должен содержать базу данных информационных объектов (графические, текстовые, звуковые, анимационные, видео и др.), доступных для свободного копирования и использования, а также рубрикатор для поиска информации.

Информационные страницы (экраны), созданные на основе коллекции (базы данных) информационных объектов, должны быть снабжены системой меню и указателей (индексов), а также поисковым механизмом.

Следует представить раздел, содержащий различные тестовые задания, развивающие упражнения и игры.

Справочные разделы.

Справочный раздел ЭИ должен содержать:

Систему указателей: алфавитные, тематические, хронологические и иные индексы;

Список использованных материалов и информационных источников;

Правила работы с ЭИ (‘Help’);

Сведения о программе и ее создателях (‘About’).

Инструментальные разделы.

При работе с образовательными ЭИ на курсах повышения квалификации методисты ЛОИРО часто сталкиваются с ситуацией, когда у педагога-пользователя электронного ресурса возникает желание несколько изменить заложенную в ЭИ форму и/или последовательность подачи информации или просто дополнить его своими материалами, используя собственные опыт и знания. Интерес к ЭИ существенно возрастает при наличии на нём инструментальных разделов, которые позволяют не только использовать информационные ресурсы, предложенные в ЭИ, но и развивать их, добавляя собственные информационные объекты или выстраивая собственные методические линейки и графы.

Поэтому следует продумать наличие в ЭИ следующих инструментальных разделов:

- Редактор сценариев , позволяющий создавать и модифицировать последовательности просмотра ресурсов ЭИ.

- Проигрыватель сценариев , позволяющий работать с ресурсами ЭИ на компьютере пользователя без обращения к базовому носителю информации.

- Редактор базы данных информационных ресурсов , позволяющий пользователю пополнять существующую коллекцию собственными информационными объектами, а также создавать различные комбинации этих ресурсов – т.н. слайды и сценарии.

- Редактор тестовых заданий, позволяющий на основе заданных механизмов, а также информационных объектов, размещенных в базе данных ЭИ, создавать и редактировать собственные варианты тестов.

- Проигрыватель тестовых заданий , позволяющий выполнять тестовые задания на компьютере пользователя без обращения к базовому носителю.

Для эффективного методически грамотного использования ЭИ необходимы также разделы, предлагающие учителю варианты использования ресурсов, сценарные решения и другое методическое обеспечение. Эти разделы требуют регулярного обновления, поэтому они не включаются в состав ЭИ, а размещаются на СП.

Подготовка преподавателя к уроку.

При подготовке к уроку учителю следует предоставить возможность предварительного просмотра всех информационных ресурсов, размещенных на ЭИ, и подготовки собственной подборки материалов, необходимых для объяснения тем урока, таких как:

Подбор информационных ресурсов, представленных в исходной базе данных ЭИ, с целью создания собственных логических цепочек.

Создание собственных информационных объектов, для дальнейшего использования их в создании т.н. слайдов (различных компоновок объектов на экране) и сценариев (собственных последовательностей информационных экранов).

Подбор и компоновка для использования на уроке имеющихся в ЭИ тестов.

Подготовка собственных тестовых заданий на основе информационных объектов, содержащихся в базе данных ЭИ.

Возможностью помечать отдельные информационные ресурсы при предварительном просмотре материалов ЭИ с целью создания на их основе сценария урока – последовательности просмотра отобранных ресурсов в соответствии с принятым учебным планом и методикой изложения предмета.

Возможность сохранять сценарий в виде специального файла на компьютере пользователя. Должен быть предусмотрен режим воспроизведения сценариев, как с обращением к ресурсам ЭИ, так и с использованием копий информационных ресурсов, предварительно записанных на жесткий диск компьютера (без обращения к тиражируемому носителю).

Работа на уроке.

На уроке преподавателю следует предоставить следующие возможности работы с материалами ЭИ:

Демонстрировать в ходе урока подобранные заранее материалы в режиме компьютерной презентации. Для этого используются авторские сюжеты, а также сценарии, предлагаемые в исходном варианте ЭИ, или созданные учителем.

Проводить объяснение тем урока при помощи подобранных заранее материалов в интерактивном режиме. При этом представляется важной возможность гибкого исполнения заранее подготовленного сценария в зависимости от ситуации на уроке (возможность изменения темпа изложения материала, возврата к уже просмотренным кадрам, коллективное выполнение тестов и т.д.)

Предлагать учащимся практические задания (упражнения и тесты) для их исполнения на уроке. Набор таких заданий подготовливается на основе формализованных учебных моделей. Выполнение тестовых заданий осуществляется с помощью проигрывателя тестовых заданий, размещенного на базовом носителе ЭИ или на компьютере пользователя.

Самостоятельное изучение материала учащимся.

Учитель может предлагать ученикам материалы, относящиеся к темам урока, для самостоятельного изучения. При этом следует организовать доступ учащихся к разделам ЭИ без обращения к помощи преподавателя. При необходимости дальнейшего использования материалов ЭИ учащийся мог бы копировать ресурсы, компоновать, редактировать и впоследствии воспроизводить их при помощи редактора и проигрывателя сценариев, предлагаемых на ЭИ, или стандартными программными средствами (Word, Exel, PowerPoint, Paint и пр.)

Для решения вышеперечисленных задач необходимо на этапе разработки ЭИ учитывать следующие требования.

Требования к текстовому наполнению.

Текстовое наполнение ЭИ должно быть основано на текстовых материалах из ранее изданных учебных пособий или прошедших экспертизу методических разработок.

Текстовое наполнение ЭИ должно соответствовать требованиям, предъявляемым к традиционным полиграфическим изданиям в части литературного редактирования, корректуры и верстки.

Текстовое наполнение ЭИ должно быть организовано по принципу гипертекста с возможностью перехода по гиперссылке как внутри ЭИ, так и к контекстно-связанным независимым Интернет-ресурсам.

ЭИ должно быть снабжено системой индексов, упрощающих поиск требуемого фрагмента текста.

ЭИ должно обеспечивать возможность поиска по ключевым словам.

Требования к визуальному и звуковому ряду.

Набор иллюстраций должен существенно расширять визуальные представления о предмете ЭИ по сравнению с иллюстративным наполнением имеющихся полиграфических изданий. Наряду со статичными изображениями, должны использоваться динамические иллюстрации, выполненные в виде мультимедиа-клипов.

В качестве дополнительного иллюстративного ряда могут быть использованы визуальные решения, основанные на трехмерной графике, виртуальных объектах и панорамах, видео-клипах.

Просмотр иллюстративного ряда должен быть упорядочен за счет доступа к изображениям через систему индексов.

Подбор иллюстративного ряда осуществляется на основе собственных графических архивов разработчика или свободно распространяемых полиграфических изданий.

С целью предупреждения несанкционированного распространения ЭИ должен гарантировать невозможность получения пользователем файла изображения полиграфического качества.

При необходимости в состав ЭИ могут быть включены звуковые ресурсы, иллюстрирующие текстовую и визуальную информацию.

Прослушивание фонотеки должно быть упорядочено за счет доступа к звуковым ресурсам через систему индексов.

Фонотека формируется на основе собственных звуковых архивов разработчика или свободно распространяемых аудиозаписей.

С целью предупреждения несанкционированного распространения аудиозаписей ЭИ профессионального качества звучания необходимо гарантировать невозможность получения пользователем файла.

Требования к тестовому наполнению (тестовые задания)

Раздел тестовых заданий должен быть основан на программных моделях, позволяющих формализовать содержательные задания, обеспечить ввод ответов, обработку результатов и оценку действий пользователя.

Должна быть установлена связь между тестовыми заданиями, ответами к ним и темами ЭИ, на знание которых производится тестирование.

Тестовые задания должны быть структурированы по темам.

Предложение пользователю конкретного задания в процессе тестирования должно производиться с использованием механизмов случайного выбора из набора однотипных вариантов.

Тестовые задания могут быть ранжированы по уровням сложности с возможностью автоматического повышения или понижения уровня сложности заданий в процессе тестирования.

Желательно предусмотреть возможность выполнения тестовых заданий как с ограничением времени, так и без оного.

База данных тестовых заданий должна быть открыта для редактирования и расширения преподавателем. Формирование новых тестов производится на основе представленных на ЭИ стандартных механизмов; тексты, иллюстрации, аудио- и видеоклипы для наполнения теста могут быть выбраны из ресурсной базы ЭИ, скачаны из соответствующего раздела СП, а также подготовлены самостоятельно.

Требования к интерфейсу ЭИ.

Интерфейс должен быть организован с учетом того, кем ЭИ используется – преподавателем или учащимся. В составе ЭИ должны быть выделены разделы, интерфейс которых ориентирован на детское восприятие. В то же время, интерфейс разделов, предназначенных, в первую очередь, для работы преподавателя, не должен быть перегружен элементами (подсказками, динамическими элементами навигации, звуковыми эффектами и т.д.), не связанными с непосредственным восприятием содержательной информации.

При организации интерфейса не следует без веских оснований прибегать к нестандартным решениям в случаях, если практикой использования программных пакетов, мультимедийных и Интернет-изданий сформированы устойчивые стандарты интерфейсных элементов.

Интерфейс должен отвечать требованиям интуитивности и дружественности (user friendly). Интерактивные элементы должны быть выделены таким образом, чтобы пользователь мог легко обнаруживать активные зоны экрана.

При использовании крупных текстовых блоков или длинных списков, выходящих по высоте за пределы экрана, следует наряду со скроллингом использовать систему гиперссылок внутри текста для быстрого перехода к требуемой странице, разделу или фрагменту.

Интерфейс должен включать элементы настройки поведения ЭИ (изменение временных характеристик слайд-шоу, включение/выключение звукового сопровождения, выбор музыкального фона и т.п.).

Интерфейс выполнения тестовых заданий должен предоставлять возможность ознакомиться с заданием и правилами его выполнения перед тем, как начнется отсчет времени, отведенного на тестирование.

Интерфейс редактирования и обновления базы заданий должен предоставлять преподавателю возможность изменять информационные ресурсы, используемые в тестовых заданиях.

Интерфейс тестовых заданий должен допускать выбор режима тестирования (количество попыток, ограничение времени на ответ, и т.п.).

Система навигации ЭИ должна соответствовать структуре основных разделов, обеспечивать переходы к любым информационным ресурсам за минимальное число действий пользователя. Элементы навигации должны, как правило, снабжаться текстовыми подсказками, облегчающими понимание их работы.

Требования к оформлению ЭИ.

Художественное решение, положенное в основу оформления ЭИ, должно определяться предметной направленностью издания.

Оформление ЭИ должно строиться на стилистических решениях, преемственных по отношению к отечественным традициям оформления учебной и детской литературы. При заимствовании визуальных решений, принятых в мультимедийных изданиях других стран, необходима соответствующая адаптация к российской культурной традиции.

Недопустимо использование элементов, которые могут привести к неоднозначному толкованию; агрессивных, шокирующих, провокационных визуальных и звуковых рядов.

Оформление должно быть выполнено с учетом того, что ЭИ используется как преподавателем, так и учащимся. При необходимости, в составе ЭИ должны быть выделены разделы, оформление которых ориентировано на детское восприятие с учетом возрастной группы, которая будет работать с данным изданием. В то же время, оформление разделов, предназначенных, в первую очередь, для работы преподавателя при подготовке к уроку, не должно содержать элементы (сложные шрифтовые решения, перегруженные фоны, анимированные объекты и т.д.), отвлекающие от работы с информационными ресурсами.

Оформление ЭИ должно обеспечивать максимально эффективное восприятие пользователем текстовой и графической информации, являющейся основным содержанием издания.

При разработке оформления информационных экранов следует избегать цветовых и графических решений, затрудняющих чтение текстовой информации.

Набор гарнитур, используемых для отображения основной текстовой информации, должен быть ограничен шрифтами, обеспечивающими более легкое восприятие при чтении с экрана. Начертание шрифтов должно обеспечивать одновременно и легкое распознавание полного набора символов (как отдельных элементов), и восприятие любого слова или текстового блока как единого визуального образа.

Верстка текстовых информационных ресурсов должна быть выполнена в соответствии с правилами, принятыми в полиграфии.

Графическое и музыкальное оформление основных сюжетов – раздела, предлагаемого разработчиком ЭИ, - должно быть основано на единстве информационного наполнения и художественного решения.

Графическое и музыкальное оформление разделов, представляющих отдельные информационные ресурсы (кроме звуковых), должно быть вторичным (служить фоном) для информационного наполнения. При этом следует избегать активных визуальных и звуковых решений.

Техническая реализация ЭИ должна обеспечивать возможность полного использования информационных ресурсов как на локальном компьютере, так и в локальной сети образовательного учреждения.

Должно быть обеспечено функционирование ЭИ под управлением операционных систем, преемственных по отношению к существующим версиям.

Структура ЭИ должна обеспечивать расширяемость информационного ядра с тем, чтобы более полные версии ЭИ могли бы впоследствии тиражироваться на более емких носителях (например, на DVD-ROM).

Должна быть предусмотрена возможность обновления текстового наполнения, иллюстративного ряда и набора тестовых заданий ЭИ при подключении компьютера пользователя к СП. Обновленная версия текста должна записываться на жесткий диск компьютера пользователя и использоваться при последующих запусках ЭИ.

Работа с ЭИ не должна требовать установки на компьютер пользователя каких-либо программ, не распространяемых в составе ЭИ.

Процедура установки и удаления с компьютера программного обеспечения, входящего в состав ЭИ, должна сводиться к стандартным процедурам и не должна требовать от пользователя специальной квалификации. Последовательность действий по инсталляции должна быть подробно описана в документации, распространяемой с ЭИ, а также продублирована на СП.

Аналогичным образом должны быть описаны требования к инсталляции программного обеспечения на локальный сервер, регламентирующие действия администратора сети и устанавливающие уровни прав различных пользователей (преподаватель, администратор, учащийся), работающих с ЭИ.

ЭИ является тиражируемым изданием некоммерческого характера, предназначенным для распространения исключительно с образовательными целями.

Правовая основа использования всех информационных ресурсов ЭИ базируется на образовательном характере издания.

Правовой статус информационных ресурсов, содержащихся в базе данных ЭИ, определяется возможностью их бесконтрольного копирования и свободного использования. Разработчик не несет ответственности за противоречащие законам о защите авторских прав действия пользователей, связанные с использованием информационных ресурсов ЭИ.

Правовой статус информационных ресурсов, содержащихся в «авторских» разделах ЭИ (сюжеты) и недоступных для копирования, определяется возможностью их легального распространения исключительно в рамках тиражирования ЭИ.

Лицензионное соглашение, регламентирующее использование ЭИ, должно включаться в состав документации, сопровождающей УМК.

Разработчик несет ответственность за лицензионную чистоту программных средств, использованных при подготовке ЭИ.

Порядок установления имущественных отношений между разработчиками ЭИ и владельцами прав на информационные ресурсы регламентируются документами, принятыми на уровне государственных органов управления образованием.

Эксперт: Голубенко Галина Михайловна, зав. кабинетом английского языка, Ленинградского областного института развития образования.

  1. Название CD Профессор Хиггинс .
  2. Производитель «ИстраСофт».
  3. Наличие локальной и сетевой версии (если есть сведения) нет
  4. Год издания 1995 г.
  5. Технические характеристики (если есть сведения):

Операционная система, Windows 95/ 98/ ME/ NT/ 2000/ XP

Процессор, начиная с 486

Оперативная память, 16 Mб

Видеокарта (разрешение экрана), 800х600

Звуковая карта, да

Возможность работы в сети, нет

Необходимость инсталляции. Да

- микрофон, наушники или внешние динамики.

  1. Тип диска (возможен выбор нескольких позиций)

- обучающая программа;

- тренажер;

- справочник;

  1. Предмет (возможен выбор нескольких позиций):

- английский язык

  1. Кому адресован CD (возможен выбор нескольких позиций):

- учащийся:

- средний школьный;

- старший школьный;

- абитуриент;

- студент;

- педагог;

- родители;

  1. Цель использования CD (возможен выбор нескольких позиций):

- воспитательная;

- обучающая;

- методическая;

- ознакомительная;

- развивающая;

  1. Область применения:

- на уроке для:

- объяснения материала;

- закрепления материала;

-

-

-

  1. Оценка содержания CD (контент и эргономика):

- отсутствие ошибок правописания и опечаток;

Удобство интерфейса: цветовое оформление и дизайн программы

соответствует возрасту обучающихся и цели обучения ,

Навигация по разделам программы

удобна и легка в обращении ;

Наглядность:

наличие интерактивных моделей повышает эффективность использования программы, демонстрационный материал способствует эффективному введению нового материала ;

- возможность выборочного (фрагментарного) использования аудио- при создании собственных разработок;

Наличие контроля в виде:

заданий, контрольных вопросов, расположенных по возрастающей степени сложности; контроль затрагивает разные аспекты обучения, используя разнообразные приемы;

Ведение журнала регистрации и успеваемости; нет

В рамках какой образовательной программы может быть использован (общеобразовательная, гимназическая, лицейская, профильная и др.) может быть использован в рамках общеобразовательной, гимназической, лицейской программ ;

В рамках каких учебных программ целесообразно использование

В каких разделах программ целесообразно применение

17. Оценка в баллах от 1 до 9, где «9» соответствует самой высокой степени проявления

18. Трудность самостоятельного освоения:

o легко;

19. Есть возможность распечатки и копирования материала. да

20. Напишите, пожалуйста, развернутые ответы по следующим позициям в электронном виде:

Краткая аннотация к CD:

Мультимедийная программа состоит из двух курсов: курса английской фонетики и курса английской грамматики. Все разделы программы озвучены носителем языка. Особенностью программы является наличие возможности сравнения собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по специально разработанной системе графического отображения звука на экране монитора. Курс английской грамматики представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из теоретического раздела и практического. Программа отмечаетуспехи обучаемого, при необходимости подсказывает .

Заключение (мнение о целесообразности использования в образовательной процессе):

может быть использован в рамках общеобразовательной, гимназической, лицейской программ;

целесообразно использование в рамках учебных программ по английскому языку для стандартной модели, программ по английскому языку для модели расширенного обучения, программы по английскому как второму иностранному языку

целесообразно применение на начальном этапе обучения при формировании слухо-произносительных навыков, на всех этапах обучения при формировании и совершенствовании грамматических навыков;

Мультимедийная программа «Профессор Хиггинс» предназначена для желающих совершенствовать свои навыки в английской фонетике и грамматике. Программа может использоваться с учащимися от 10 до 17 лет на разных этапах обучения и в разных моделях обучения.

Процесс обучения по программе может строиться в нескольких вариантах.

1. Программа может использоваться как монотехнология в рамках факультатива, на занятиях в учебном ресурсном центре или при самостоятельном индивидуальном освоении без помощи и руководства со стороны преподавателя.

2. Часть программы «Курс английской фонетики» может использоваться как проникающая технология на начальном этапе обучения в учебном процессе по английскому языку как учебному предмету базисного учебного плана.

3. Программа может использоваться фрагментарно как в урочной, так и во внеурочной деятельности по обучению английскому языку.

Программа состоит из двух курсов: курса английской фонетики и курса английской грамматики.

Курс английской фонетики включает знакомство и отработку английского алфавита, что предполагает интегрированное формирование и совершенствование с одной стороны слухо-произносительных навыков, а с другой стороны навыков чтения вслух. Также в курс включены упражнения на отработку ударения в словах и во фразе и упражнения на формирование и совершенствование интонационных навыков. Такие разделы как «Тренировка на слух» и «Диктант» способствуют совершенствованию слухо-произносительных и орфографических навыков. Разделы «Поговорки», «Скороговорки» и « Стихи» выполняют я не только учебную функцию, но и развивающую и познавательные функции, т. к. знакомят с литературой англоязычных стран. Наиболее целесообразно использование материала этого курса на этапах «Фонетическая зарядка», «Практика слухо-произносительных навыков». Раздел «Диалоги» может использоваться на этапе формирования умений в диалогической речи, т.к. в него включены в среднем по 16 минидиалогов на 17 тем бытового характера. Работа над диалогами преследует цель формирования интонационных навыков.

«Курс английской грамматики содержит теоретический материал и практические задания по всем грамматическим аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по английскому языку. Работа над каждой порцией грамматического материала содержит от двух до восьми заданий, располагающихся по возрастающей степени трудности. Данная часть программы может быть использована в качестве дополнительной работы на уроке.

Алгоритм использования раздела

«Скороговорки» на уроке

(на примере скороговорки « How much wood would a woodchuck chuck».

Цели:

Учебная - отработка звуков [w],

Развивающая – развитие артистических способностей

Познавательная – знакомство с устным народным творчеством Великобритании

Этап урока, время

Режим работы

Оборудование

Примечание

Фонетическая зарядка (2 - 3 мин)

1. Прослушивание скороговорки на первой скорости.

T Cl

(учитель-класс)

Компьютер

2. Чтение скороговорки без предварительного прослушивания

S(cl), S-S(cl),

(самостоятельная работа индиивидуальная и в парах)

( фронтальная )

Компьютер/ доска

3. Тренировка скороговорки без записи на устройство записи (2 – 3 раза).

S(cl), S-S(cl), S,S,S

Компьютер/ доска

4. Запись собственного произношения и сравнение с эталоном записи на первой скорости.

S ( cl )

Компьютер

Этот этап может быть совмещен с предыдущим этапом в случае если не каждый учащийся в классе снабжен персональным компьютером.

Эксперт: Балашов Михаил Евгеньевич, .к.п.н, доцент, кабинета ИЗО Ленинградского областного института развития образования.

  1. Название CD Шедевры архитектуры
  2. Производитель MNG.
  3. Наличие локальной и сетевой версии (если есть сведения) нет
  4. Наличие англоязычной версии (др. иностр. яз.)
  5. Год издания _1997.
  6. Технические характеристики (если есть сведения):

Операционная система, Windows 95

Процессор, Pentium

Оперативная память, 16 Mб

Видеокарта (разрешение экрана), 640х480

Звуковая карта, 16 битная

Возможность работы в сети, нет

Необходимость инсталляции. да

7. Тип диска (возможен выбор нескольких позиций)

- обучающая программа;

- демонстрационная программа;

- тестирующая;

- энциклопедия;

- развивающая игровая программа;

  1. Предмет (возможен выбор нескольких позиций):

- ИЗО;

- история;

- литература;

- математики;

- музыка;

- МХК;

Другое (указать) История и культура города; лингвострановедение (ин.яз.)

  1. Кому адресован CD (возможен выбор нескольких позиций):

- учащийся:

- средний школьный;

- старший школьный;

- другое.

- абитуриент;

- студент;

- педагог;

- родители;

Другое (указать) работники доп.образ.; специалисты по УВР.

  1. Цель использования CD (возможен выбор нескольких позиций):

- воспитательная;

- обучающая;

- ознакомительная;

- развивающая;

Другое (указать) общая культура; профиль обучения.

  1. Область применения:

- на уроке для:

- объяснения материала;

- закрепления материала;

- на уроке для дополнительной работы;

- индивидуальное самостоятельное использование (учениками, учителем);

- для подготовки собственных электронных материалов;

Другое (указать) фронтальная работа с помощью мультимедиа проектора.

  1. Оценка содержания CD (контент и эргономика):

Отсутствие ошибок правописания и опечаток; ненайдены

Удобство интерфейса (навигация, дизайн, цветовое оформление, легкость в обращении); да

Наглядность:

- анимационные модели,

- демонстрационный материал,

Возможность выборочного (фрагментарного) использования видео-, аудио-, фото - при создании собственных разработок;

Наличие методического сопровождения или поддержки через Интернет;

Наличие контроля в виде: заданий , блоков тестирования, контрольных вопросов , и по какой степени сложности они различаются;

Ведение журнала регистрации и успеваемости;

В рамках какой образовательной программы может быть использован (общеобразовательная, гимназическая, лицейская, профильная и др.) школы с углубленным изучением гуманитарных предметов; _ профильные школы; профильные технологии, физико-технический (как интеграционный материал), гуманитарный .

В рамках каких учебных программ целесообразно использование ИЗО: программы Б.М.Неменского, Б.П.Юсова, Н.П.Полуянова; МХК: программы Предтеченской, Химик, Маранцмана. Доп.материал к учебнику Солодовникова.

В каких разделах программ целесообразно применение разделы: Человек в пространстве; Художественная и городская среда; Архитектура; дизайн; человек и традиция

21. Оценка в баллах от 1 до 9, где «9» соответствует самой высокой степени проявления

22. Трудность самостоятельного освоения:

o легко;

23. Возможность распечатки и копирования материала. возможно

24. Напишите, пожалуйста, развернутые ответы по следующим позициям в электронном виде:

Краткая аннотация к CD:

Программа представляет развитие архитектуры с глубокой древности до конца XX века. В ней широко представлены стилистические особенности архитектуры различных исторических и этнографических традиций, даны представления о концепциях развития архитектуры последнего столетия. Предложенный материал систематизирован и представлен в таблицах. Текстовая часть многообразно проиллюстрирована (отдельные разделы достаточно подробно и качественно). Программа содержит различные задания, контролирующие усвоение учащимися содержания программы. В программе имеются справочные материалы и муз.сопровождение.

Заключение (мнение о целесообразности использования в образовательной процессе):

Диск целесообразно использовать и как справочное пособие и как средство активизации познавательной деятельности. Диск интересе6н как интеграционный материал, объединяющий содержание нескольких учебных предметов; может быть использован в системе профильного и дополнительного образования.

Настоящая программа удачно сочетает в себе и демонстрационную и обучающую и игровую функции. Соответственно учитель, использующий программу, может спланировать занятия на ее основе в соответствии с названными функциями. В программу так же заложена многоуровневая система заданий, на основе которой учитель может контролировать усвоение содержания программы учащимися.

Широкий охват историко-искуствоведческого материала, а также довольно объемный подбор репродукций позволяет организовать разнообразную работу учащихся с предлагаемым CD. Вот некоторые виды работы:

- найти аналогию текста и изображения;

- заполнение таблиц хронологии в создании художественного произведения;

- работа с терминологическим аппаратом;

- виртуальная экскурсия «по культурам прошлого» или «истории эпохи»;

- сравнительный анализ произведений архитектуры различных эпох;

- выявление общих тенденций или общих принципов в формообразовании в разные эпохи;

- определение стиля или времени постройки;

- игра «город-музей», «реконструкция по фрагментам» и т.д.

В самом CD представлена система заданий, развивающая наблюдательность и кругозор учащихся: исключение лишних на изображении архитектурных деталей, что дает право перехода на следующую более высокую по сложности ступень.

В случае индивидуального использования CD, целесообразно решать поисковые задания, готовить визуальный пакет для оформления исследовательских работ, рефератов, эссе и т.д.

Работа с CD может дать результат на занятиях организованных на основе интеграции учебных предметов. Например: «Образ мира в литературе и искусстве».

Эксперт: Попкова Вера Юрьевна, методист кабинета русского языка и литературы, Ленинградского областного института развития образования.

«1С: Репетитор. Русский язык». Фирма «1С»: Москва. – 1999.

Программа, двухуровневая, рассчитана на старшеклассников, удобна для самостоятельной работы учащихся по подготовке к выпускным и вступительным экзаменам. Уровень 2 – более сложный - позволяет подготовиться к устному экзамену по русскому языку для поступления на филологические и языковые факультеты.

Программа требует от учащегося умения владеть компьютером; удобным представляется то, что работать можно и с клавиатурой, и с мышкой.

К плюсам данной программы можно отнести следующее:

1. Возможность самостоятельного освоения предмета.

2. Информационную насыщенность. Например, в разделе «Для поступающих в вузы» представлен обширный справочный материал, включающий инструктаж и тренинг по разным формам экзамена, критерии проверки письменной работы, сведения о Московских вузах.

3. Наличие разделов «Словарь лингвистических терминов», «Интерактивные таблицы», «Словарь примеров», «Демонстрационные уроки», «Историческая справка» способствует расширению кругозора, углублению в материал, развитию познавательной активности учащихся.

4. Организацию раздела «Практикум». Для отработки навыков грамотного письма используются тексты, насыщенные орфограммами и пунктограммами, познавательные с точки зрения содержания, представляющие собой цитаты на нравственные и философские темы или высказывания известных лингвистов и писателей о языке. Важно, что решение задачи (вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания) не ограничено во времени, выполнять задание можно в любом режиме: исправлять, заменять, возвращаться к сделанному, можно сначала работать над орфографией, а затем над пунктуацией и наоборот. Вместе с заданием в окне всегда появляется инструктаж по его выполнению и предлагается опция «Помощь» - правильный ответ или комментарии к отдельной орфограмме (надо отметить, что даны формулировки, расширяющие рамки школьного подхода к орфографическим правилам - указано большинство исключений, объяснены практически все трудные случаи). За учащимся остаётся право выбора, каким пойти путём: более простым, пользуясь подсказкой предварительно, или сложным, с помощью данной опции поверяя себя. Предваряется работа дикторским чтением, что позволяет самостоятельно отрабатывать ещё один важный для экзаменующегося навык – аудирование, то есть в незнакомом чтении восприятие на слух интонационных особенностей текста. Корректно оформление задания: вставленные буквы выделяются жирным шрифтом, неверное по окончании всей работы с данной страницей подчёркивается красным цветом, следовательно, учащийся имеет возможность сам оценить свои знания.

5. Серьёзный тренинг - большой дидактический материал, представленный в разных разделах данной программы, позволяющий охватить все наиболее важные аспекты подготовки к экзамену по русскому языку.

6. Удобство работы с материалом, так как в любой теоретической выкладке встречаются выделенные вспомогательные понятия, которые при необходимости можно кликнуть и тут же разобраться в том, что было не ясно, дублируется данная возможность в «Словаре лингвистических терминов».

7. Продуманность дополнительных разделов, в первую очередь это «Альбом», где дан подробный перечень орфограмм и пунктограмм русского языка, а также «Словарь примеров» и «Русский язык в таблицах» (интерактивные раскрывающиеся таблицы по всем разделам «Учебника»).

8. Возможность контроля в разных формах, в том числе и в виде специального практикума-теста.

9. Оформление «Комнаты отдыха»: с одной стороны материалы, представленные в этом разделе, - это возможность отвлечься и немного отдохнуть, с другой – смешные истории, афоризмы, анекдоты, казусы, загадки связаны с лингвистикой, то есть тоже направлены на привитие интереса и развитие чутья к языку, учат логически мыслить.

10. Возможность постоянного обновления программы, использования самой свежей её версии.

11. Удобная система отслеживания отработанных тем через опции «Дневник», «Закладка», «История перемещений», позволяющая и учащемуся и педагогу планировать и рефлексировать проделанную работу.

12. Возможность вывести нужный материал на печать.

Осваиваясь в непростом построении материала «Репетитора», используя для этого возможности системы «Поиск», учащийся как отрабатывает навыки грамотного письма, проверяет знания теории, так и совершенствует умения в работе с компьютером – это, несомненно, ещё один плюс данной программы.

Сложности в работе с программой могут возникнуть в связи с тем, что авторы подходят к некоторым теоретическим вопросам и их практическому решению, опираясь на учебники под редакцией М.В.Панова, не имеющие грифа министерства и соответственно очень ограниченно используемые в школах, и учебно-методический комплект под редакцией В.В.Бабайцевой, в котором не все трактовки совпадают с классическими (стандартными). Сам по себе такой подход, естественно, допустим, но недостатком является отсутствие ссылок на вариативность решений.

Программу «Репетитор» хорошо иметь во всех средних общеобразовательных учебных заведениях: во-первых, данная программа поможет самостоятельно подготовиться учащемуся к выпускным и вступительным экзаменам по русскому языку; во-вторых, демонстрационный материал, представленный в «Альбоме», можно использовать на уроках объяснения нового в старших классах, «Историческая справка» представит дополнительные сведения для индивидуальных творческих работ.

С. Л. Мякишев, Р. Ю. Макаров

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются образовательные возможности, классификация, состав, принципы и этапы создания электронных учебных изданий. Эти сведения могут быть использованы педагогами и специалистами издательского дела при подготовке данного вида изданий.

Educational opportunities, classifications, contents, principles and stages of creating electronic educational aids are considered in the article. Its materials can be used by teachers and publishing specialists in preparing editions of this kind.

Ключевые слова: электронные учебные издания, обучающая система.

KeywordS: electronic educational aids, training system.

Повсеместное распространение компьютерной техники влечёт за собой изменения в различных сферах нашей жизни, в том числе и в образовании. За последние годы компьютеры и информационные технологии не только укрепили свои позиции в повышении эффективности учебного процесса, но и стали его неотъемлемой частью. Уже сегодня нарастающий темп информатизации способствует увеличению доли электронных изданий и на книжном рынке, и в фондах библиотек учебных заведений, что в свою очередь приводит к повышению интереса педагогов к этому виду изданий.

Одной из распространенных форм электронных изданий являются электронные учебные издания. Их подготовка и тиражирование не требуют расходования огромных средств, информация в таких изданиях может быть обновлена. Читатели электронной библиотеки могут выбирать и читать любые электронные учебники. Электронные издания представляют собой тематически организованные тексты с множеством иллюстраций, таблиц, мультимедийных и интерактивных компонентов. Нередко они содержат элементы самоконтроля и обратной связи. Данные возможности электронных изданий привлекают педагогов и инициируют процесс создания ими собственных электронных учебных материалов.

Следует отметить, что в высших учебных заведениях электронные издания нашли широкое применение, но возможность их создания и использования носит ограниченный характер. Мы связываем это с несколькими причинами:

© Мякишев С. Л., Макаров Р. Ю., 2011 20

Проблема с передачей библиотеке вуза исключительных авторских прав на длительный период;

Отсутствие в университете программных средств для создания оболочки учебных электронных изданий силами сотрудников и преподавателей;

Отсутствие единых требований, стандартов и рекомендаций по разработке и внедрению изданий данного типа в образовательный процесс вуза.

Внедрение в учебный процесс электронных учебных изданий включает в себя комплексное решение вышеперечисленных проблем. В данной статье мы более подробно остановимся на последней из них. Рассмотрим понятие электронного учебного издания.

Электронное учебное издание обычно представляет собой программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его раздел и часто объединяющий в себе учебник, справочник, задачник и лабораторный практикум. Этот вид изданий является дополнением к существующим в настоящее время формам обучения и не заменяет работу студента с традиционными книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т. п.

Существует несколько определений изданий данного вида. Так, С. Г. Григорьев и В. В. Грин-шкун считают, что электронным образовательным изданием является издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области .

Электронное учебное издание является программно-информационной системой, состоящей из программ, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления).

К образовательным возможностям электронных учебных изданий относятся:

Адаптация под индивидуальные параметры обучаемого, выбор индивидуальной траектории обучения - вариативное изложение материала;

Использование дополнительных интерактивных средств воздействия на обучаемого, наглядное представление объектов и процессов в динамике, представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения, звуковые комментарии авторов и т. п.;

Наличие средств навигации - организация контекстных подсказок, гиперссылок, закладок, история работы и т. д.;

Компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования и материалов;

Быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

Автоматизация контроля уровня знаний при выполнении упражнений, тестов и т. д.

В разное время осуществлялись отдельные попытки классифицировать электронные учебные издания по различным признакам, однако единой классификации сейчас нет. По мнению В. П. Демкина и Г. В. Можаевой, в основу классификации электронных учебных изданий могут быть положены общепринятые способы классификации учебных изданий, электронных изданий и программных средств.

Так, например, электронные учебные издания следует различать:

1) по функциональному признаку, определяющему значение и место их в учебном процессе:

Программно-методические (учебные планы и учебные программы);

Учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

Обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

Демонстрационные и имитационные (средства визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения);

Вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);

Лабораторные (средства проведения экспериментов на виртуальном оборудовании);

Игровые (средства организации досуга учащихся, развития у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств);

Коммуникационные (средства организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов и общественности);

Контролирующие (тестирующие программы, базы данных).

2) по форме изложения:

Конвекционные учебные издания, реализующие информационную функцию обучения;

Программированные учебные издания, основанные на обучении по системе «стимул-реакция»;

Проблемные учебные издания;

Комбинированные, или универсальные, учебные издания .

Электронные учебные издания образуют учебно-методический комплекс, основой которого является обучающая система, работающая в диалоговом режиме и предназначенная для управления познавательной деятельностью. В ее составе:

Электронный учебник, содержащий теоретический материал по определенному предмету и примеры решения задач;

Электронный справочник - информационно-поисковая справочная система для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа;

Тренажерный комплекс - компьютерные модели, конструкторы и тренажеры;

Электронный задачник - средство, позволяющее создать множество вариантов проверочных работ с различными уровнями сложности задач;

Электронный лабораторный практикум -средства для имитационного и математического моделирования, используются при проведении экспериментов и исследовательских работ, при моделировании измерительных установок и объектов исследования;

Контролирующая система - средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, предназначена для контроля знаний с помощью тестов, содержит средства статистической обработки результатов.

Уникальность представленной выше системы заключается в том, что учебный курс может включать в себя несколько обучающих систем по различным предметам, которые, в частности, могут быть связаны между собой, а обучаемый может изучать любой из предложенных предметов. Такая методика используется при дистанционном обучении.

Традиционно электронное учебное издание имеет следующую структуру:

1) вводная часть (программа и структура курса, общие рекомендации по порядку изучения и т. д.);

2) основное содержание (опорный конспект, конспект лекций, материалы для углубленного изучения).

Каждая тема основного содержания должна сопровождаться примерами и задачами, иллюстрирующими изложение, и заданиями для самостоятельного решения и контрольными вопросами.

Всячески поощряется и рекомендуется, где это возможно, проблемно ориентированное изложение материала, когда обучающийся знакомится с проблемой, фактом или явлением не по традиционной схеме (теоретический материал - методы решений - иллюстрирующая задача), а в результате постановки и решения конкретной задачи (примера).

Каждый раздел основного содержания может включать в себя:

Теоретическую часть, в основе которой гипертекст с внедренными в него рисунками, таблицами, аудио- и видеосюжетами и т. п. Дополнением к гипертексту являются наглядные компью-

терные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты или процессы, с возможностью варьирования тех или иных параметров с целью изучения их влияния на объект или процесс;

Практическую часть, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. В качестве аналога традиционных лабораторных работ предлагаются наглядные компьютерные модели (лабораторный практикум может быть выделен в самостоятельный программный продукт);

Контрольную часть - набор тестов, включающий как вопросы по теоретической части, так и решение задач и упражнений (возможно введение подсказок при неправильном ответе с предложением снова попытаться решить задачу);

Справочную часть, которая может включать предметный указатель (система поиска); таблицы основных констант, размерностей, физико-химических свойств и т. п.; сводки основных формул; другую необходимую информацию в графической, табличной или любой другой форме;

Систему помощи, содержащую описание правил работы с компьютерным учебником и методические рекомендации;

3) список литературы и глоссарий - они обеспечиваются соответствующими ссылками из основного текста.

Рассмотрим особенности разработки электронных учебных изданий. Процесс их создания обычно содержит следующие этапы:

1) подготовка чернового варианта текста. Особенностью электронного учебного издания является то, что в процессе написания автору приходится сталкиваться с трудностями педагогического характера, связанными с превращением знаний автора в знания читателя или обучающегося.

Процесс трансформации знаний реализуется опосредованно через текст по схеме «знания автора» - текст - «знания читателя» и допускает необратимые потери информации. При этом исключается «живое» общение учителя и ученика. Поэтому необходимо максимально облегчить работу обучающегося с изданием. По каждому разделу обучающийся должен представлять его цель, задачи, осознавать противоречия и проблемы и только потом получать механизм решения. Также необходимо предвидеть наиболее вероятные вопросы обучающихся и включать в содержание тесты для контроля усвоения материала;

2) разработка «сценария» взаимодействия отдельных частей издания с указанием гиперссылок, подготовка аудио- и видеосюжетов, иллюстраций.

Основная цель на этом этапе - изучить возможности современных информационных техно-

логий, обратив внимание на аудио- и видеофрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таблиц и пр. Главное здесь - сами средства передачи знаний обучающемуся, а не то, как их программно реализовать;

3) практическая реализация издания. На этом этапе происходит совместная работа учителя и специалиста по информационным технологиям, когда все указанные выше фрагменты предварительной работы многократно корректируются для практического воплощения.

Разрабатываемое электронное учебное издание должно соответствовать следующим требованиям:

Применимость на различных платформах,

Обучение в режиме он-лайн,

Интерактивная помощь в обучении,

Поддержка индивидуальной и коллективной форм обучения,

Возможность выбора произвольной последовательности изучаемых разделов,

Распечатка файлов, графиков, больших диаграмм на стандартных страницах,

Работа с глоссарием,

Поддержка возможности создания и использования закладок,

Протоколирование действий обучаемых и т. д.

Например, О. В. Зимина выделяет ряд принципов, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника .

Принцип квантования - разбивка материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Принцип полноты - каждый модуль должен иметь следующие компоненты:

Теоретическое ядро,

Контрольные вопросы по теории,

Примеры,

Задачи и упражнения для самостоятельного решения,

Контрольные вопросы по всему модулю с ответами,

Контрольная работа,

Контекстная справка (Help),

Исторический комментарий.

Принцип наглядности - каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

Принцип ветвления - каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль.

Принцип регулирования - учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров, решить необходимое ему количество за-

дач задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу заданного уровня сложности.

Принцип адаптивности - электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал.

Принцип компьютерной поддержки - в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач.

Принцип собираемости - электронные учебники должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам.

При создании электронных учебных материалов следует учитывать ряд технических параметров оформления:

Гарнитура, кегль и начертание отдельных символов;

Размещение текста и свободное пространство;

Виды используемых иллюстраций и графики;

Читаемость, логическая структура и другие языковые качества электронного текста;

Особенности реакции пользователя на электронный материал (на то, как материал классифицирован, связь осознания материала пользователем с его представлением и пр.).

В электронных учебных изданиях следует использовать преимущественно короткие четкие предложения и сжатые параграфы, позволяя пользователю предельно быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию. Более короткие главы соответствуют меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу.

С возникновением гипертекстового формата документов и развитием фреймовых структур появилась возможность удобного структурирования учебных изданий. Ориентация учащегося в учебном издании, как и в печатном, осуществляется с помощью заголовков. Рубрикация элек-

тронного издания характеризуется большей глубиной (большим числом уровней), чем у печатного. Другой вариант ориентации связан с использованием колонтитулов. При применении фреймовой структуры во фрейме «Содержание» выбранный раздел отмечается другим цветом по сравнению со всеми оставшимися.

Перечисленные средства ориентации наиболее распространены, хотя можно использовать и некоторые другие, например, в форме всплывающей подсказки, содержащей название раздела, или даже в виде представления на экране фрагмента графа рубрикаций, в котором указано название изучаемого раздела. Традиционными для электронного учебного издания являются следующие фреймы:

Заголовок, или титул;

Основное содержание - этот фрейм имеет самые большие размеры, необходимые для помещения двух-трех абзацев текста, рисунка или гиперссылок (дополнительная литература, анимация, аудио- и видеофайлы, содержащие динамическое описание процессов или явлений, авторские пояснения и иллюстрационный видеоматериал);

Глоссарий или список определений, переход к терминам происходит из основного текста;

Предметный или алфавитный указатель, позволяющий перейти от терминов к основному тексту;

Справочник, содержащий контактные данные.