Красота Оладьи Стрижки

Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке к ВПР рабочая программа (4 класс) на тему. Впр – мбоу «новомитропольская сш Вебинары по комплекту «Всероссийские проверочные работы»

Рабочая программа по подготовке к ВПР

для учащихся 4 класса

МАОУ СОШ № 130

«Калейдоскоп наук»

Срок реализации – 1 год

Составитель: Кошелева Н.П.

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Программа «Калейдоскоп наук» общеинтеллектуального направления. Рассчитан для детей 10-11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 45 мин.

Рабочая программа кружка «Калейдоскоп наук» разработан на основе:

    Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373);

    Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

    Учебно-методического комплекта:

Подготовка к ВПР. Итоговые тесты за курс начальной школы. Л.С.Ольховая, Н.М.Резникова, Е.Ю. Сухаревская.

Готовимся к ВПР. РТ по окружающему миру. М.Ю.Демидова.

Готовимся к ВПР. РТ по русскому языку. М.И.Кузнецова.

Готовимся к ВПР. РТ по математике. О.А.Рыдзе, К.А. Краснянская.

Итоговая аттестация за курс начальной школы по окружающему миру. Е.Г.Каткова.

Итоговая аттестация за курс начальной школы по русскому языку. И.В.Щеглова.

Итоговая аттестация за курс начальной школы по математике. Л.А.Иляшенко.

Выбор направления программы кружка направлен на подготовку учащихся 4 класса к ВПР.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

Содержание заданий соответствует планируемым результатам обучения по математике, русскому языку, окружающему миру (ФГОС НОО).

Реализация программы «Калейдоскоп наук» предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, обучающие проверочные работы, диктанты и т.д.

На занятиях используются различные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания с выбором одного или нескольких верных ответов, задания на определение последовательности.

Цель:
реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам..

Задачи программы:

обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений;

Углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру.

Создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.

развивающие:

Формирование и развитие логического мышления;

Развитие речи и словарного запаса учащихся;

Развитие внимание, памяти;

воспитательные:

Формирование положительной мотивации к учению;

Формирование умение работать в группе.

Курс занятий основан на системно-деятельностном, компетентном и уровневом подходах.

В рамках кружка по подготовке к ВПР предусмотрена оценка сформированности УУД.

Русский язык, математика, окружающий мир:

Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; личностное; профессианальное; жизненное самоопределение.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Занятия должны проводится в помещении с хорошим освещением.

Для занятия необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей. Каждому ребёнку необходимо иметь: рабочие тетради по подготовке к ВПР: окружающий мир, русский язык, математика, ручка, линейка, простой карандаш.

Способы проверки результатов: диктанты, проверочные работы, тесты.

Формы подведения итогов : выполнение ВПР.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Личностные УУД:

Сравнение и оценивание выполнения своей работы;

Устойчивый познавательный интерес к новым знаниям;

Адекватного понимания причин успешности /неуспешности в ходе выполнения заданий.

Метапредметными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану;

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Составление плана решения проблемы совместно с учителем,;

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Коммуникативные:

Умение работать в паре, в группах;

Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;

Задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Планируемые результаты:

В результате изучения курса «Калейдоскоп наук» (при условии регулярного посещения занятий) должно быть достигнуты определенные результаты по ВПР.

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

изучения курса являются формирование следующих умений:

Самостоятельно выполнять задания;

Осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

Работать в группе;

Сравнивать величины(выбирать величину) для ответа на практический вопрос;

Планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;

Находить неизвестный компонент арифметического действия;

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

Умение различать звуки и буквы;

Умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами;

Умение определять значение слов по тексту;

Умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;

Умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.

Учебно-тематический план

4 класс

Разделы

Кол-во часов

Русский язык

Фонетика и графика

Состав слова

Морфология

Синтаксис

Орфография

Лексика

Развитие речи

Математика

Числовые величины

Арифметические действия

Работа с текстовыми задачами

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Гоеметрические величины.

Работа с информацией.

Окружающий мир

Человек и природа.

Человек и общество.

Итоговое занятие.

Итог

Планирование работы по подготовке к ВПР-2018 по русскому языку.

Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах

Выделять предложения с однородными членами

Звуки и буквы. Мини-работа №1.

Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения

Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи

Состав слова. Мини-работа №2.

Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала)

Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие

Лексическое значение слова. Мини-работа №3.

Определять тему и главную мысль текста

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста

Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста

Определять значение слова по тексту

Части речи. Мини-работа №4

21 Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи.

Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

Словосочетание. Предложение. Мини-работа №5.

Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи

Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора

Орфография и пунктуация. Мини-работа №6.

Находить в тексте предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся

Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора

Проверочная работа №1.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста

Проверочная работа №2.

Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы

33-34

Проверочная работа №3,4

Планирование работы по подготовке к ВПР-2018 по математике.

Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1)

Читать, записывать и сравнивать, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью

Числа и величины. Мини-работа №1

Арифметические действия. Мини-работа №2

Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника

Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника

Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком)

Работа с текстовыми задачами. Мини-работа №3

Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; решать задачи в 3–4 действия

Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними;решать задачи в 3–4 действия

Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; решать задачи в 3–4 действия

Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Мини-работа №4

Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы)

Геометрические величины. Мини-работа №5

Овладение основами логического и алгоритмического мышления

Решать задачи в 3–4 действия

Решать задачи в 3–4 действия

Работа с информацией. Мини-работа №6

Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью

Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок)

Проверочная работа №1

Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1)

Читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью
Проверочная работа №2

Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата

Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком)

Планирование работы по подготовке к ВПР-2018 по окружающему миру.

Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком.

Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Определение по рисунку объектов, созданных природой

Определение по рисунку объектов, созданных природой. Мини-работа №1

Смена дня и ночи на Земле.

Работа с таблицами.

Работа с таблицами. Мини-работа №2

Решение задач

Решение задач

Решение задач. Мини-работа №3

Определение плана действий. Восстановление последовательности действий

Определение плана действий. Восстановление последовательности действий. Мини-работа №4

Работа с картой.

Работа с картой. Мини-работа №5

Определение животных по рисунку. Территория обитания животных.

Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. Мини-работа №6

Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие

Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи.

Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. Мини-работа №7

Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи

Заполнение таблиц по исходным данным.

Заполнение таблиц по исходным данным. Мини-работа №8

Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы

Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы. Мини-работа №9

Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. Мини-работа №10

Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме.

Вредные привычки

Деление предметов на группы. Проверочная работа по вариантам.

Деление предметов на группы.

Знаки. Определение знака и правила к нему

Проверочная работа №11

Описание учебно-методического обеспечения.
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2016.
2. Канакина В.П. Русский язык: 4 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2016.
3. М.И. Кузнецова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. – М.: Просвещение, 2016
4. Моро М.И. , Волкова С.И. Математика. 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
5 Моро М.И. , Волкова С.И. Математика. 4 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
6. О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. – М.: Просвещение, 2016
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
8. Плешаков А.А. Окружающий мир.. 4 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
9. М.Ю. Демидова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2016

МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

Название: «Калейдоскоп наук»

Направление: общеинтеллектуальное

Класс: 4

Составитель:

Коновалова Е.Б.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 -18 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Калейдоскоп наук» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Ященко И.В. ВПР Математика «Экзамен» М.2017
  2. Комиссарова Л.Ю. ВПР Русский язык «Экзамен» М.2017
  3. Волкова Е.В. ВПР Окружающий мир «Экзамен» М.2017

Цели и задачи

Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.

Задачи курса:

обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений;

Углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;

Создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.

развивающие:

Формирование и развитие логического мышления;

Развитие речи и словарного запаса учащихся;

Развитие внимание, памяти;

воспитательные:

Формирование положительной мотивации к учению;

Формирование умение работать в группе.

Место курса во внеурочной деятельности

Курс «Калейдоскоп наук» рассчитан на 90 ч: 30 ч – блок «Математика», 30 ч – блок «Русский язык», 30 ч – блок «Окружающий мир».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные УУД

Будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты

Блок «Математика»

Учащиеся научатся:

  • устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • читать, записывать и сравнивать величины;
  • выполнять письменно действия с многозначными числами;
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Блок «Русский язык»

Учащиеся научатся:

Различать звуки и буквы;

Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

Определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;

Определять грамматические признаки имен прилагательных - род, число, падеж;

Определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;

Различать предложение, словосочетание, слово;

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

Выделять предложения с однородными членами;

Применять правила правописания (в объеме содержания курса).

Блок «Окружающий мир»

Учащиеся научатся:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 блок «Математика»

№ занятия

Тема занятия

Дата

проведения

Логические задачи

Задачи

Пробная работа. Вариант 1

Работа над ошибками

Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100

Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок

Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью

Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия

Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём

Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации

Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел

Задачи на пропорциональное деление

Логические задачи

Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение

Задачи

Пробная работа. Вариант 2

Пробная работа. Вариант 3

Пробная работа. Вариант 4

Пробная работа. Вариант 5

ВПР

Анализ выполнения работы

2 блок «Русский язык»

№ занятия

Тема занятия

Дата

проведения

Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по членам

Однородные члены предложения. Разбор предложения с однородными членами

Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах

Звонкие и глухие согласные

Части слова. Упражнение в разборе слов по составу

Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста

Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста

Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста

Слова – синонимы

Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи

Пробная работа. Вариант 1

Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста

Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста

Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста

Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи

Слово и его лексическое значение

Слова – синонимы

Фразеологические обороты и употребление их в речи

Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи.

Пробная работа. Вариант 2

Пробная работа. Вариант 3

Пробная работа. Вариант 4

Предметы и материалы

Прогноз погоды. Работа с данными

Узнай материк. Работа с картами

Животные Евразии

Животные Африки

Животные Австралии

Животные Северной Америки

Животные Южной Америки

Животные Антарктиды

Животные Арктики

Природные зоны России

Природные зоны России

Внешнее и внутреннее строение тела человека

Объясни знак

Профессии людей

Профессии людей

Государственные символы Бурятии

Достопримечательности Республики Бурятия

Животные и растения Бурятии

Выскажи своё мнение

Выскажи своё мнение

Опиши опыт

Опиши опыт

Пробная работа. Вариант 1

Пробная работа. Вариант 2

Пробная работа. Вариант 3

Пробная работа. Вариант 4

Пробная работа. Вариант 5

ВПР

Анализ выполнения работы


Марманова Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Крымск Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы учителя по подготовке к проведению ВПР"
Дата публикации: 26.09.2017
Раздел: начальное образование

Система работы по подготовке к проведению ВПР

Из опыта работы Мармановой Г.П..

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества

образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы

(ВПР). (слайд 1,2)

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской

Федерации и поддержки введения Федерального государственного

образовательного стандарта за счет предоставления образовательным

организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания

учебных достижений. (слайд 3)

Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не

являются итоговой аттестацией обучающихся начальной школы , а

представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно

проводившихся ранее в школах. Всероссийские проверочные работы лишь

часть комплексной итоговой оценки выпускника начальной школы.

Мудрые учителя философски относятся к этим работам, понимая, что

натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Но если учитель

обладает всеми качествами настоящего профессионала, то он и сам не боится

такой работы, не будет она стрессом и для учеников. В нашей школе учатся

обычные дети, работаем мы по программе «Школа России», которую очень

часто называют неперспективной, но наши ученики с честью выдержали это

первое взрослое испытание, показав, насколько выпускники начальной школы

готовы к обучению в среднем звене. А всё потому, что это была система работы

учителей по формированию у учеников УУД начиная с 1 класса. 4 класс- это

время систематизации и обобщения знаний.

С чего начать подготовку к ВПР? Прежде всего, каждому учителю

необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы.

Мною выработан алгоритм подготовки к ВПР (слайд 4)

Повторить перечень планируемых результатов по предмету (русский язык,

математика, окружающий мир).

Подобрать задания для проверки того, насколько усвоен каждый из этих

предметов.

Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

Выполнить проверочные работы на все разделы программы, вместе

обсуждая план выполнения работы, особенности формулировок заданий и

Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в их ликвидации.

Затем я разработала систему заданий для достижения планируемых

результатов освоения предмета, руководствуясь следующими

принципами:

1) задания

разнообразными,

формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат

проверяется всегда одинаково, с другой стороны, для того, чтобы научить

применять знания в разных ситуациях;

2) заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно

достаточно

достижении

планируемого

результата,

заданиям

объективным;

3) задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять

проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая часть

На повышенном уровне.

Для разработки заданий я использовала: (слайд 5)

1) тестовые задания для проведения независимой оценки индивидуальных

учебных достижений Лаборатории качества образования Воронежской области,

разработчиками которых являются учителя нашей школы;

проверочные работы для подготовки к ВПР (Л. И. Мальцева, Э. С. Сурвилло);

3) контрольно-измерительные материалы. Русский язык. Математика.

Окружающий мир. 2,3,4 класс /О. Н. Крылова /;

4) тесты по русскому языку 2-4 класс (Тихомирова Е. М.);

тематический контроль знаний учащихся 2-4 класс (В. Т. Голубь)

Из них я составила банк тренировочных заданий, которые ежедневно

включаю в уроки на орфографических пятиминутках, устном счете, на

обобщающих уроках. При выполнении обсуждаем с детьми, как составлено

задание, в чем его особенность, какой планируемый результат оценивается.

Большую работу по подготовке к ВПР веду во время внеурочной

деятельности на кружках «Мир вокруг нас», «Занимательный русский язык» и

«Юным умникам и умницам». Учителями нашей школы были составлены

рабочие программы по этим кружкам. На этих занятиях особое внимание

уделяется выполнению заданий повышенной сложности.

Я остановлюсь на подготовке к проведению ВПР по математике.

Работа содержит 11 заданий.

В заданиях 1, 2, 7 проверяется умение выполнять арифметические действия с

числами и числовыми выражениями. Эти навыки отрабатываются на каждом

используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.

Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры

проверяется заданием 5. Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра

прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. Пункт 2

задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями

(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.

Практика показывает, что данный материал является одним из трудных в

изучении разделов начального курса математики.

Типовыми являются задания: «Измерьте длину отрезка», «Выполните

действия» (с величинами), «Найдите периметр (площадь) прямоугольника

(квадрата) с заданными сторонами» и др.

Чаще всего учащиеся допускают ошибки в преобразованиях величин, в

действиях с величинами, выраженными в различных единицах, в ходе решения

задач на нахождение периметра (площади) прямоугольника (квадрата), при

записи единиц периметра (площади) прямоугольника (квадрата), в ходе решения

составных задач с пропорциональными величинами. Причинами возникновения

указанных ошибок являются: (слайд 6)

несформированность понятия о величине;

незнание единиц измерения величин и соотношения между ними;

незнание алгоритмов преобразования величин, действий с величинами,

выраженными в одинаковых или разных единицах;

несформированность общего умения решать текстовые задачи.

На разных этапах урока предлагаю обучающимся следующие задания:

Задания для устного счета (слайд 7-8)

1.Вставьте в окошко число: 8м= дм, 2ч 15мин = мин

2.Запишите величины в порядке уменьшения(увеличения):

5085 см, 5085 дм, 5085 км, 5085 м.

3.Составь по правилу столбики для величин:

9 км 1 сут 80 кг

4.Выбери единицы массы (времени, длины, площади):

5 дм, 1 т, 9 ч, 100 кг

5.Какая величина лишняя?

3080 см, 5407 км, 4078 кг, 19063 м

6.Сравни: 7300 мм* 73 м, 35см* 35 дм

Задания для закрепления арифметических действий с именованными

числами. (слайд 9)

1.Задание на нахождение ошибок«Красный карандаш»

2.Выбери правильное решение. Обоснуй свой выбор. (предлагается 2 решения)

3.Выполнение арифметических действий.

Решение задач (слайд 10-11)

1.Нахождение площади, периметра прямоугольника (квадрата)

2.Выполнение несложных чертежей, рисунков, технологических карт для

изготовления модели изделий. Тесная связь с предметом технология.

3.Задача с недостающими данными.

Предлагаю внести в задачу недостающие данные, либо сформулировать вопрос,

а затем решить её.

4. По краткой записи детям предлагаю составить текст и решить задачу.

5. Составление задачи по равенству. (Р = (4+5)*2)

При выполнении заданий используется преобразование величин:

а) перевод величин из различных единиц в одинаковые;

б) наоборот, перевод величин из одинаковых единиц в различные.

Необходимо вооружить учащихся алгоритмом обоих видов преобразований.

Кроме этого, на этапе знакомства с этими алгоритмами полезно требовать от

учащихся подробного изложения их применения.

При изучении действий с однородными величинами, выраженными в

одинаковых или различных единицах используется алгоритм (сложения,

вычитания, сравнения): (слайд 12)

1.Определи, в каких единицах выражены величины.

2.Вырази единицы в одинаковых величинах.

3.Выполни заданное действие.

4.Преобразуй полученный результат.

5. Проверка.

Рабочая тетрадь к учебнику также содержит задания на формирование умений

измерения, поэтому систематически работаю по данным тетрадям.

Большое внимание

уделяю развитию логического мышления и

пространственного воображения, для этого включаю задания, направленные

на логическое мышление, воображение, тренировку памяти, внимания.

Подобные задания есть в ВПР. В задании 6 проверяется умение работать с

таблицами, схемами, графиками и т. д. Задание предполагает чтение и анализ

несложных готовых таблиц. Овладение основами логического и

алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 11 .Овладение

основами пространственного воображения выявляется заданием 10.

Мне помогает в этом кружок «Юным умникам и умницам », который я веду

третий год.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей

учащихся на основе системы развивающих занятий. (слайд 13)

Основные задачи курса: (слайд14)

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли-

тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,

умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,

внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно

излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,

аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать

нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной

деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и

взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение

других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование

применения

полученных

процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является

именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и

навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Приведу сравнительную характеристику некоторых заданий из ВПР и кружка.

(слайды 15-18)

Все эти обучающие упражнения помогли смоделировать ситуацию, в которой

окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые

итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах.

Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её.

Важно не натренировать ученика на определенный тип работы, а помочь ему

понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять

разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать

наилучший путь для выполнения заданий и всей работы в целом.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников:

учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации.

Поэтому было очень важно поддержать детей и родителей психологически. С

Советы выпускникам 4 классов для более успешной тактики выполнения

ВПР. (слайд 19)

Сосредоточься! Для тебя должны существовать только текст заданий и часы,

регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие

рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как

вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что

от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не

сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие

раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и

ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя

энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания.

Затем можно будет к ним вернуться.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты

стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь

концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные

ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все,

что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с

другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим,

решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают

сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и

другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом

задании (если оно оказалось тебе не по зубам).

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу

правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не

подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание

всего на одном - двух вариантах, а не на всех.

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего

отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"), а

потом спокойно вернись и подумай над трудными, которые тебе вначале

пришлось пропустить ("второй круг").

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть

пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь

предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом

выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания. Учитывай, что тестовые

задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество

решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей

Очень важно подключить к подготовке к всероссийским проверочным работам

и родителей обучающихся. Большинство из них заинтересованы в результатах

обучения своего ребенка. Необходимо познакомить родителей с результатами

ВПР, рассказать им о причинах невыполнения тех или иных заданий. Дать

возможность родителям вместе с детьми прорешать те задания, в которых были

допущены ошибки, поработать с демоверсиями проверочных работ. При этом

должна быть создана доброжелательная атмосфера в общении между

администрацией, педагогом, обучающимся и его родителями.

Педагогам необходимо правильно и грамотно объяснять родителям, что

такое Всероссийские проверочные работы, с какой целью они проводятся. А

чтобы это сделать, необходимо самим обстоятельно изучить все материалы по

ВПР. Доступ к этим материалам открыт. Можно дать родителям адреса, где в

свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми

материалами по подготовке к ВПР. (слайд 20-21)

Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание»

обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд

педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и

метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной

Спасибо за внимание! (слайд 22)


О проведении Всероссийских проверочных работ в марте-мае 2019 года

Основной новостью года грядущего будет расширение классов, учащиеся которых обязаны будут принять участие в написании проверочных работ.

Так, в 2019 году ВПР будут писать также 7 и 8 классы, для которых будет составлен свой график с учетом вынесенных на контроль предметов.

Вторая новость – это плавающий график проведения тестирования в 4-х классах. Начиная с 2018-2019 учебного года, каждая школа получит право составлять свое собственное расписание ВПР для младшей школы. Пакет заданий, как и ранее, будет формироваться из открытого банка, но рассылаться в учебные заведения он будет с учетом заранее оговоренных и утвержденных дат проведения проверки.

Третья новость заключается в том, что результаты будут возвращаться в школы в виде данных, занесенных в индивидуальную карту ребенка., то есть учитель получит полный отчет, который поможет понять на что стоит обратить особое внимание, и где имеются упущения. Хотя, не исключены и другие новшества, ведь организаторы остались не очень довольны результатами 2018 года, выявив многочисленные случаи завышения оценок учителями и администрацией учебных заведений.

Какие предметы попадают под контроль в 2019 году?

Начиная с 2015 года, перечень предметов, по которым проверяют уровень знаний учащихся в ходе проведения Всероссийских проверочных работ, постоянно растет. Так, анализируя расписание срезов ВПР, составленное на 2017 и 2018 годы, можно предположить, что и в 2019 высока вероятность введения новых работ для средней и старшей школы.

Итак, следить за новостями и интересоваться тем, какие предметы войдут в график ВПР на грядущий 2018-2019 учебный год, стоит учителям и родителям ребят, которые учатся в 4, 5, 6, 7, 8, 10 и 11 классов.

4 класс

Для учащихся 4-х классов, которым предстоит переход в среднюю школу, Всероссийские проверочные работы в 2019 году будут обязательным срезом знаний! Предполагается контроль таких предметов, как:

  • русский язык;
  • математика;
  • окружающий мир.

Проверочная работа по русскому языку, как и в 2018 году будет проходить в два этапа – диктант и тестирование.

5 класс

Пятиклассникам в конце учебного года предстоит продемонстрировать знания по таким четырем предметам:

  • русский язык;
  • математика;
  • история;
  • биология.

6 класс

Если ребенок в 2018-2019 учебном году заканчивает 6 класс, стоит обратить внимание на то, какое расписание ВПР будет составлено для вашего учебного заведения, ведь ребятам предстоит сдавать 6 контрольных срезов по таким дисциплинам, как:

  • русский язык;
  • математика;
  • история;
  • обществознание;
  • биология;
  • география.

7 класс

Поскольку ученика 7-х классов в этом году впервые предстоит участие в ВПР, для них проверочные работы будут проведены в тестовом режиме. Более сложным будет и процесс подготовки, ведь для семиклассников нет ранее разработанных тестов и рекомендаций. Тем не менее под проверку в параллели 7-х классов попадут такие восемь предметов:

  • русский язык;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • физика;
  • биология;
  • география.

8 класс

Так же как и семиклассники, ученики 8-х классов в 2019 году буду проходить тестирование в режиме апробации, но по возможности Рособрнадзор планирует охватить максимальное количество учебных заведений. Расписание ВПР для восьмиклассников в 2018-2019 учебном году будет включать те же 8 предметов:

русский язык;

математика;

иностранный язык;

обществознание;

биология;

география.

10 класс

Десятиклассникам повезло больше всех – у них будет проверен только 1 предмет – география.

11 класс

Выпускникам в качестве подготовки к ЕГЭ предлагают написать ВПР по 6 основным предметам школьной программы:

  • русский язык;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физика;
  • биология.

по русскому языку.

а) выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык) из

ООО НОО школы.

б) подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих

планируемых результатов.

г) выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать

возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.

д) вести учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

  1. https://vpr.statgrad.org/.
  2. Целесообразно использовать «Рабочую тетрадь. Готовимся к Всероссийской проверочной работе».
  3. В связи с тем, что обучающиеся испытывают трудности при работе с текстом: определение темы и главной мысли текста, деление текста на смысловые части, составление плана текста, формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них, подтверждая ответ примерами из текста, составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, необходимо включать дополнительные задания, направленные на отработку умений адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста, уделять больше внимания работе над письменным монологическим высказыванием.
  4. Учителям, работающим в 4 классах, по русскому языку обратить внимание на:
  • характеристику звуков русского языка: согласные звонкие/глухие;
  • определение значений слова по тексту;
  • подборку синонимов для устранения повторов в тексте;
  • распознавание грамматических признаков слов с учетом совокупности выявленных признаков, относить слова к определенной группе основных частей речи;
  • проведения морфологического разбора имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся;
  • проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.
  1. Чтобы достичь достаточного уровня учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки, необходимо включить задания, направленные на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ грамматических признаков имен прилагательных, глаголов; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений.
  2. Обратить внимание на задания, оценивающие конкретные планируемые результаты, достижение которых вызывает трудности: умение различать звуки и буквы. Целесообразно на всём протяжении обучения предлагать задания на сравнение звуковой и буквенной формы слова, обращать внимание на случаи расхождения, а в конце 4 класса организовать углубленное повторение «Фонетики» в целом и отработку именно этого результата.
  3. В разделе «Состав слова» самым сложным является планируемый результат «умение различать формы слова и родственные слова, различать родственные слова и слова с омонимичными корнями». Одним из эффективных приёмов является указание на то, что формы слова отличаются друг от друга только окончанием, в то время как родственные слова отличаются друг от друга либо суффиксом, либо приставкой, либо той и другой частью слова. При различении родственных слов и слов с омонимичными корнями принципиальным моментом является обращение особого внимания на значение слова.
  4. В связи с тем, что прохождение темы «Глагол» приходится на самый конец 4 класса, и учащиеся не успевают отработать необходимые умения, целесообразно передвинуть эту тему на середину года, чтобы результат «умение находить глагол с заданными грамматическими признаками (время, число, лицо, спряжение) не вызывал трудности.
  5. Обратить внимание на отработку планируемого результата «умение различать предложение, словосочетание, слово», делая акцент на том, что главные члены предложения не являются словосочетанием, применение этого знания при выполнении заданий на различение предложения и словосочетания.
  6. В содержательной линии «Орфография» важно помнить, что работать над осознанностью усвоения орфографии (умение определять наличие в словах изученных орфограмм, умение группировать слова в зависимости от того, какая орфограмма есть слове) необходимо не только для выполнения заданий в итоговой работе, но прежде всего потому, что это повышает орфографическую зоркость и приводит к повышению грамотности письма.

учителям 4 классов для подготовки к Всероссийской проверочной работе

по математике.

  1. Определить алгоритм подготовки к ВПР:

а) выписать перечень планируемых результатов по предмету (математика) из Примерной ООО НОО.

б) подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.

в) провести повторение по разделам учебной предметной программы.

г) выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.

д) вести учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся

  1. При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:

а) задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;

б) заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;

в) задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

  1. Проводить дополнительные групповые и индивидуальные занятия с обучающимися по подготовке к ВПР с использованием заданий, размещенных на сайте https://vpr.statgrad.org/ .
  2. Целесообразно использовать «Рабочую тетрадь. Готовимся к Всероссийской проверочной работе», учебник, дополнительные учебные пособия к нему. Дополнить число заданий в учебнике на этапе повторения и закрепления дополнительными материалами.
  3. Учителям, работающим в 4 классах, по математике обратить внимание на:
  • вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • чтение несложных готовых таблиц (сравнение и обобщение информации, представленной в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм);
  • чтение, запись и сравнение величины (время), использование основных единиц измерения величин и соотношения между ними (час – минута, минута – секунда);
  • решение задач в 3–4 действия.

6. Для решения проблем с овладением основами пространственного воображения, которое предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости, логического и алгоритмического мышления (умение решать текстовые задачи в три-четыре действия), решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час – минута, минута – секунда) необходимо наладить систематическую работу по этим темам на уроках математики и дополнительных занятиях.

7. Обратить внимание на правильное использование учащимися математической терминологии, засорению математического языка бытовизмами и упрощёнными схемами, неумению пользоваться изученными алгоритмами, схемами, приёмами и способами действий, умению читать диаграммы, пользоваться её данными, учить пользоваться таблицами.

8. Для предупреждения и устранения трудностей в решении текстовых задач формировать следующие устойчивые умения у четвероклассников: умение понять математический смысл ситуации, выделить и применить все условия задачи, записать объяснение и ответ.

9. При организации коррекционной работы этапом в предупреждении трудности могут служить задания на выбор числовой записи к текстовой, пространственной ориентировки, различение фигур на плоскости и в пространстве, умение чертить заданную фигуру без погрешностей в измерениях, понимание арифметической сути практической ситуации.

учителям 4 классов для подготовки к Всероссийской проверочной работе

по окружающему миру.

  1. Проводить дополнительные групповые и индивидуальные занятия с обучающимися по подготовке к ВПР с использованием заданий, размещенных на сайте https://vpr.statgrad.org/ .
  1. Целесообразно использовать «Рабочую тетрадь. Готовимся к Всероссийской проверочной работе», учебник, дополнительные учебные пособия к нему, демоверсии ВПР.
  1. Спланировать работу по окружающему миру по разделу «Человек и природа», работать над выполнением заданий по следующим планируемым результатам:

– учить р азличать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки, сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы, проводить несложные наблюдения и ставить опыты, использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний, использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе, определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека, понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

  1. Спланировать работу по окружающему миру по разделу «Человек и общество», учить:
  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город.
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени», знать страницы истории Отечества.
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов
  1. Спланировать работу по окружающему миру по разделу «Правила безопасной жизни», учить:
  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, знать правила здорового образа жизни, правила безопасного поведения.

учителям 4 классов для подготовки к Всероссийской проверочной работе

  1. Важно помочь учащимся подготовиться к ВПР.
  • учителю необходимо составить план подготовки по предмету и рассказать о нём учащимся. Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объём и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую ещё осталось пройти.
  • дать учащимся возможность оценить их достижения в учёбе. Обсуждая с учащимися пройденный материал, делать акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо, ставить перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывать, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
  • не следует говорить с учащимися о ВПР слишком часто. Регулярно проводить короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР, обсуждать основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР.

Даже если работа в классе связана с ВПР, не заострять на них внимание.

  • использовать при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы. Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект – карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.
  • «Скажи мне – и я забуду, учи меня – и я могу запомнить, вовлекай меня – и я научусь» (Б. Франклин). Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении – готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
  • необходимо научить учащихся работать с критериями оценки заданий, показать простой пример демонстрационного задания и разобрать подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
  • ни в коем случае не показывать страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР. ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Учителю необходимо показать на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
  • обязательно надо хвалить своих учеников. Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
  • полезно использовать ресурсы профессионального сообщества, знакомиться с опытом коллег, их идеями и разработками, применять их на практике.
  • обсуждать с учащимися важность здорового образа жизни. Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
  • поддерживать внеучебные интересы учащихся. Личное пространство, не связанное с учёбой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
  • общаться с родителями и привлекать их на свою сторону! Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждать с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
  1. Необходимо поддержать учащихся во время подготовки к ВПР:
  • сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
  • создать ситуацию эмоционального комфорта;
  • ни в коем случае не нагнетать обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;
  • создать ситуацию успеха, применять поощрение.

Нина Немченко
Система работы при подготовке к ВПР

Уважаемые коллеги!

Зовут меня Немченко Нина Анатольевна. Я учитель начальных классов. Работаю в Начальной общеобразовательной школе № 39 муниципального образования Белореченский район.

Государственные стандарты определяют требования к уровню подготовки обучающихся . Стандарт является «основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования». Всероссийские проверочные работы (ВПР) – новая форма оценки качества начального образования, которая была представлена Рособрнадзором в 2015-2016 учебном году.

Целью проведения комплексных работ и ВПР является оценка сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся, отражающих меру усвоения содержания дисциплин «Русский язык» , «Математика» , метапредметных результатов и получение объективной информации об уровне освоения программ начального общего образования в общеобразовательных организациях.

Комплексные работы и Всероссийские проверочные работы – это первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к данным работам – это всегда ответственный процесс.

Система подготовки учащихся к проведению комплексной работы , ВПР - это совокупность форм, средств, методов, содержания, направленных на достижение определенного результата.

Цель работы : подготовить учащихся к комплексным работам на должном уровне .

Опыт подсказал, что подготовка не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена, но в то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения. И от того, насколько грамотно построена работа , зависит результат.

Задачи, которые ставлю в данной работе :

· адаптировать содержания образования к современным требованиям;

· развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;

· сочетать информацию, данную учителем и самостоятельную работу учащихся , учить самоанализу достижений;

· систематически контролировать обученность учащихся;

· выполнять типовые задания.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому моя позиция – учитель-помощник. Думаю, что этим и определяется мой выбор стратегии и тактики в системе подготовки к комплексным работам и ВПР .

В чем заключается система работы .

1) Планирование работы :

1. Сравнение результатов развития умений учащихся по предметам и по годам;

Данные текущих работ и диагностических работ (тестовые задания различных видов, результаты контрольных и проверочных работ и т . д.) помогли определить пробелы в знаниях и умениях учащихся. Для устранения этих пробелов организовываю индивидуальные и групповые занятия. Результаты выполнения заданий учащихся фиксировались в таблице учета.

Помимо привычных предметных контрольных работ я проводила метапредметные диагностические работы , составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

2. Составление плана-графика подготовки к проведению комплексной работы , ВПР :

3. Знакомство с новинками методической литературы.

4. Привлечение к работе школьного психолога .

2) Работа с коллегами :

1. Проведение консультаций с педагогами по вопросам проведения комплексных работ , ВПР

2. Совещание учителей начальных классов по обобщению эффективной практики работы с отстающими обучающимися

3. Проведение методических объединений, мастер-классов, открытых уроков, направленных на повышение качества начального образования

3) Работа с родителями

1. Проведение родительских собраний

О важности подготовки учащихся к комплексным работам говорилось на классных родительских собраниях. Чтобы родителям было легче представить предстоящую работу , предложила выполнить несколько заданий которые повергли некоторых в «состояние шока» .

3. Систематическое информирование об итогах промежуточных проверочных и мониторинговых работ .

4. Организация для детей качественного питания и отдыха в течении всего учебного года.

5. Контроль за выполнением домашнего задания.

Особое, важное место в подготовке к проверочным работам , конечно, занимает система домашних заданий . Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий

4) Работа с учащимися

2) пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу ;

4) после решения задания учащийся должен снова внимательно перечитать текст его условия поскольку в условии может содержаться дополнительное требование.

2. Организация индивидуальных и групповых занятий

3. В рамках внеурочной деятельности, организация кружков «Умники и умницы» , «Знатоки»

Для учащихся были организованы кружки «Умники и умницы» и «Знатоки» , которые в рамках реализации новых федеральных образовательных стандартов во многом помогают педагогу в формировании и расширении системы универсальных учебных действий обучающихся.

4. Проведение КВНов, конкурсов.

5. Участие в международных и всероссийских конкурсах, дистанционных предметных олимпиадах

Учащиеся с желанием участвуют международных и всероссийских конкурсах, тем самым углубляя и расширяя свои знания по предметам. Участие в различных конкурсах способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, а также формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес школьников к обучению.

5) Использование различных методических пособий с разнообразными по форме ответа типов заданий :

6) - с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;

7) - с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);

8) - с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу) .

Для успешного выполнения Всероссийских проверочных работ необходима системная работа по освоению обучающимися предметных знаний и формированию универсальных учебных действий с 1 по 4 класс.

Для этого я использую пособия :

1. Cерия пособий «Тесты»

контроль и тренировка на уроке и дома в тестовой форме;

2. Серия пособий «Проверочные работы »

промежуточный и итоговый контроль;

тематическое соответствие содержанию учебника;

наличие нескольких вариантов работ ;

дифференциация заданий по уровню сложности;

развитие самостоятельности обучающихся;

возможность использования пособия дома.

3. Серия пособий «Тетрадь учебных достижений»

диагностика достижения планируемых результатов;

формирование системы самооценки (таблица «Мои успехи» ) и самоконтроля (раздел «Ключи» );

развитие самостоятельности обучающихся;

возможность использования пособия дома

Все эти пособия хороши доступностью изложения материала, разнообразием заданий, возможностью выполнять эти задания дома.

Работа по данной системе позволила мне добиться хороших результатов при выполнении комплексных работ , выполнение ВПР моему классу предстоит в следующем году, и от ее выполнения я тоже жду высоких результатов.

В заключении хочу сказать : в учёбе нет царских путей. Учёба - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания.

Роль учителя в школе действительна велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.