Красота Оладьи Стрижки

Ретро поздравления с новым годом 19 века. Открытки: «Новогодние поздравления из прошлого века. Анна Ахматова. «Новогодняя баллада»

Мы полтора десятилетия назад, наверное, так же, как и петербуржцы, которые жили в переломные вехи истории, на рубеже веков, встречая век ХХ и провожая в прошлое XIX, вспоминали минувшее и возлагали надежды на век грядущий. Они ещё не знали, что им придётся пережить революционные потрясения и две мировые войны. И, несмотря на все ужасы Блокады в Ленинграде встречали и праздновали Новый год. Давайте вместе перелистаем новогодние страницы истории, начиная с рубежа веков.

Что век грядущий нам готовит на рубеже веков


Безмятежно уходил в прошлое XIX век, не предвещая никаких потрясений. Жизнь шла своим чередом новогодние журналы конца XIX века ещё благодушно встречают очередной новый год. «Биржевые ведомости» 1 января поздравляют своих читателей с наступившим Новым годом.

На новый 1898 год

I.
Новый год! Сколько дум и волнений!..
С упованьем глядя вперёд,
Без вражды и без горьких сомнений
Встретим бодро друзья, новый год.

***
Что же мысль увлекает так нашу?
Где источник любви и добра?
За кого же первую чашу
Выпьем, братья, при криках ура?

***
За Тебя, Просветитель народа,
Обожаемый наш Государь!
В первый час наступившего года
Грянем дружно: «да здравствует Царь»!

II.
Да исполнит Он сердца призванье:
Видит русскую землю, кругом
Озарённую светочем знанья,
Осенённую правды крестом.

***
И за тех, кто народ к просвещенью
Личным подвигом смело ведёт.
И грядущему вслед поколенью
Светлой жизни пример подаёт!

***
О, поверьте, что даль идеала
И за тучами ярко горит…
Но чтоб сказка не сказкою стала –
Пусть Господь Государя хранит!

***
Пусть зло, распростёртое долу,
Не выносит сиянья добра…
За Царя, за народную школу
Грянем дружное, братья, ура!..

Н. Н – евъ

«Новый год, как известно, принято у нас, особенно в больших городах, встречать шумным пиршеством, среди всевозможных греховных забав и развлечений. В виду этого весьма отрадно отметить совершать молебен в храмах в полночь под новый год. Правда он совершается повсеместно 1 января после литургии. Почин такой встречи нового года был сделан сначала только некоторыми священниками Санкт-Петербурга. В 1894 году почти во всех церквах Санкт-Петербурга молебен был совершен накануне Нового года после всенощной. Всенощное бдение под Новый год было совершено позднее обыкновенного в 10 часов вечера, был также прочитан акафист Иисусу Сладчайшему, а в конце было сказано приличное к случаю поучение, чем и был дан тон религиозной настроенности на всю ночь для всех присутствующих. Можно быть уверенным, что торжественные призывы церковных колоколов под новый год укажут многим, вовлекшимся в разгул по своей слабости и легкомыслию, которым особенно необходимо протянуть руку помощи, настоящий путь, как должно встречать новый год». Писал «Церковный Вестник» в 1894 году.

«В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причем и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мире приходские были открыты для встречи нового года. Такие пожелания и письма, рассказывающие о встрече Нового года благочестивыми петербуржцами, публиковались в новогодних номерах «Церковного вестника». Редакция, помещая их на своих страницах, взяла на себя миссию поддерживать этот добрый обычай, столь соответствующий духовным потребностям современного общества.

«31 декабря 1900 года», пишет один петербургский обы­ватель, «в начале двенадцатого часа ночи, живя близ Исаакиевского собора, я выглянул в окно, в твердой уверенности, что увижу факелы собора зажженными и храм освещенным. Но все вокруг было погружено в глубокий сон. Тогда я на­правился в Казанский собор, приветливо всегда идущий на­встречу религиозным запросам общества, но, когда подъехал, и здесь увидел все погруженным в сон. Пешеходы шли, однако, к собору со всех сторон, стучались у дверей и с печалью уходили прочь. Другие останавливались и ждали, не веря, что собор не откроет своих дверей. Подъезжали и на извозчиках и, перекликнувшись со стоявшей на крыльце собора группой, быстро продолжали путь. У моей спутницы навернулись на глаза слезы. Мне самому стало как-то жутко. Двери дома Божия в этот знаменательный полуночный час были за­крыты и как бы говорили: «идите, отверженные, прочь». Улицы были парадно освещены, рестораны, по принятому обычаю, зазывали встречать новый век за шампанским, среди веселья, под звуки музыки и песней. Но больше хотелось пла­кать, страстно желалось быть ближе ко Христу, и так трудно было найти Христа в этом беззаконном Вавилоне. Я все-таки знал, что некоторые церкви, наверное, будут открыты. Извозчик, окрыленный прибавкой на чай, мчался во весь дух по залитому парадным светом Невскому проспекту. На углу Владимирского проспекта послышался сладостный благовест Троицкой церкви общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Еще немного - и пока­зались её ярко освещенные окна. Слава Богу! Здесь со све­тильниками в руках ждали Жениха, грядущего в полуночи».

Но вот и наступил новый ХХ век, напоминающий питерской изменчивой погодой наступающий Новый год. После Рождества только погода и улицы города стали напоминать о начале зимы лёгким морозцем и наконец выпавшем долгожданным снегом. А страницы газет наполнились воспоминаниями о прошлом веке. «Петербургская газета» сокрушалась: «Никаких проводов уходящему веку не делается. Никто и не подумал ознаменовать его владычество каким-нибудь добрым делом: ни сословия, ни учреждения, ни частные кружки и отдельные лица… все собираются лишь проводить старый год и встретить новый.

Человечество озлоблено на XIX век вероятно за то, что важнейшие открытия его послужили именно орудием преступлений. Посредством телефона и телеграфа устраиваются наглые мошенничества. Посредством биржи и тотализаторов учиняются организованные грабежи над массами».

Её конкурент другая столичная газета «Петербургский листок» писала следующее: «Завтра – последний день ХIХ столетия. Пройдёт этот день, ударит роковой полночный час, и мы очутимся в ХХ веке. Что-то сулит этот век? Темна вода в облацех. Гуманный, просвещённый, в свой время пышно воспетый XIX век, век пара, электричества, телефонов и граммофонов кончился плохо. Начался за здравие, а свёлся за упокой – уходит в вечность под грохот пушек, под треск ружей, под стоны и корчи раненных.

Скажут:
- Ах это вы про Трансвааль…
Да, читатель и немножечко про Китай».

Неправда ли жители XXI века узнаваемая картина, звучит вполне современно, только заменить на самолёт, автомобиль, совсем не мирный атом, радио, телевизор, мобильник, компьютер и поменять регион на Ближний Восток и смело можно ставить в передовицу.

А что же ждали от века ХХ? «Наступают последние дни старого века, на пороге стоит уже новый, а между тем ещё неизвестно, какую дань благодарности мы заплатим отжившему столетию и каким торжествами ознаменуем встречу нового. Не может быть, чтобы этот важный момент перехода границы веков прошёл незаметно… Не может быть, чтобы новый век послужил бесцветным продолжением старого и его повторением.

Наука, зарывшаяся в материализме и натурализме, не может расширить своих горизонтов за пределы пока ещё неведомого и неоткрытого. Последнее слово ей сказанное, например, в городском электрическом освящении, нельзя ведь признать за откровение высшей тайны природы, ибо в природе, наверное, ещё таится секрет для более порядочного уличного освещения, которое сейчас в Петербурге ниже всякой критики.

Искусство не остановится на архитектуре пятиэтажных домов, имеющих вид каменных мешков, в которые заключать должно только преступное население.

Литература создаст новые имена, так как старые всем набили оскомину.

Даже конки переменят нынешнее оборудование, а старые извозчичьи санки с отвратительными полостями изъяты будут из употребления.

Грядущий век, без сомнения, всё изменит на новый лад, а в этом отношении каждому будет любопытно переступить через границу и хоть немножко захватить широкую полосу его исторического прогресса».

Опять напрашиваются знакомые всем аналогии нашей жизни. Увы, мы не узнаем, чтобы написал журналист «Петербургской газеты» если бы очутился в Петербурге XXI века, ему представилась бы хорошая возможность с чем сравнить. Но у нас есть возможность последовать за ним. Что ж внемлем его совету, попрощаемся с веком XIX, заглянем и приоткроем двери ХХ века, перенесёмся в начало ХХ века. Но в начале, чтоб не обойти вниманием и милых дам, обратимся ещё к одной статье «Женщина и ХХ век» и узнаем, что ждала и чаяла прекрасная половина человечества.

«И вот, в ожидании полночи, когда к железным дверям подойдёт новый 1901 год и ударит в них молотком, и откроет их широко для принятия новых просьб и всех поздравлений, стоит женщина. Женщина-жена молит ХХ век не карать её, если брачный союз не окажется счастливым и захочется снять с себя непосильное бремя.

Женщина-девушка молит ХХ век внушить её товарищу мужчине, чтобы он не глядел на неё как на ненавистного конкурента в её трудовой карьере, как на узурпатора, желающего вырвать из его рук власть.

Женщина-художница и женщина-писательница тоже молят о справедливости ХХ век, чтобы он указал мужчине всю жестокость, всю ложь, которую он влагает в презрение к женскому труду и женским способностям. Если гений и талант мужского рода, то победа – женского, а ведь только победа венчает успех, так не справедливо ли, чтобы всё прекрасное, всё высокое было без различия пола достоянием таланта и гения».

Два века

И так мой друг прощай!
Дай Бог, чтоб глубже ты проникнул в область духа,
Чтоб род людской не относился глухо
К страданиям людей,
Дай Бог, чтоб братство век твой озарило,
Чтоб перед правым преклонилась сила,
Чтоб общее её презрение клеймило.
Да торжествует свет святых идей,
Пусть люди все живу как братья.
И старый Век Век Новый заключил
В свои объятья
И в область вечности на крыльях воспарил.



«Некалендарный ХХ век»


Начало 1914 года не предвещало великих исторических потрясений ХХ века. Это уже спустя десятилетия Анна Ахматова даст отсчёт ХХ веку, назвав 1914 год началом не календарного ХХ века.

«Последний год, когда столица наша
Первоначальное носила имя
И до войны великой оставалось ещё полгода,
Свершилось, то
О чём должна я кратко и правдиво
В повествовании моем сказать».

С началом Первой мировой войны город сменил имя на Петроград, а август обернулся страшным пророчеством:

«Сроки страшные близятся.
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменье небесных светил.

…Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

Так отразила Ахматова в своем стихотворении «Июль 1914» начало новой эпохи, начавшейся с рокового августа началом I Мировой войны, в другом стихотворении « Памяти 19 июля 1914» спустя два года она скажет: «Мы на сто лет состарились, и это / Тогда случилось в час один. Так «Приближался некалендарный – Настоящий Двадцатый Век», названый ей в «Поэма без героя».

«Двадцатый век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как девятнадцатый начался Венским конгрессом. Календарная дата значения не имеет. Мы чувствовали себя людьми двадцатого века.

В сущности никто не знает, в какую эпоху он живёт. Так и мы не знали в начале десятых годов, что жили накануне первой европейской войны и Октябрьской революции. Увы!

В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъехались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в XX, всё стало иным, начиная с облика города…» Вспоминала Ахматова в своих автобиографических записках. «А я росла в узорной тишине, // В прохладной детской молодого века…»

Дайджест начала ХХ века

С Новым Годом всех людей!
С Новым Счастьем всех детей!
С Новой тачкой всех мужчин!
С Новой шмоткой милых женщин!
С Новой соской всех младенцев!
С Новой пенсией старушек!
С Новой - поваров - петрушкой!
С Новой радостью для грустных!
С Новым фиточаем - грузных!
С Новой шубой всех замерзших!
С Новым домом всех таежных!
С Новым годом всех прекрасных,
И счастливых, и несчастных!
Пусть нам в следующем году
Повезет как никому!

Новый год - волшебный миг.
Скоростные сани мчатся...
Кто желанье загадал?
Начало уже сбываться!

В сказку эту лишь поверь,
На ладонь поймай снежинку -
Дед Мороз откроет дверь,
И растает в сердце льдинка.

Пусть Новый год наступит первоклассным,
А также безопасным, безотказным.
И чтобы мы имели все, что захотели,
Ну, а о прожитом - ни капли не жалели.

И чтобы новости хорошими лишь были,
Чтоб небеса нам чудеса сулили.
Чтоб год был- просто «Год Мечты»,
И пусть скорей достигнем высоты!

В Новый год желаю жизни -
Полной, чистой, и с харизмой.
Побеждающей и храброй,
Страстной, любящей, желанной!

И подарков самых лучших -
От Диора и от Гуччи,
БМВ и Мерседеса.
Жизни классной, интересной!

Звездная ночь светит в окно.
Сказка в душе, на сердце тепло!
Слышно шаги, шепот и шорох,
Рассыпался чей-то сверкающий порох.
Ты прикоснись к чуду скорей
Сбудется все, что захочешь, поверь!

Желаем, чтоб в Новом году
Все дни приносили радость.
Чтоб были вы сил полны,
Не знали слова "усталость".

И пусть всю вашу семью
Хранит ваш ангел небесный.
Пускай в наступившем году
Бедам не будет места!

Пускай в наступившем году
Солнце теплом одарит.
Пусть год принесет доброту
И звезды ваш путь освещают.

И счастье волной накроет,
И будет год лучше прежних!
Пускай в наступившем году
Свершатся все ваши надежды.

Время замрет на миг,
Стрелки покажут 12.
И в этот волшебный момент
Пусть ваши мечты свершатся!

Желаем, чтоб в новом году
Вам все легко удавалось.
И чтобы на вашем пути
Все двери вмиг открывались!

Снег скрипит, идет Мороз,
И подарков полон воз.
Пусть среди сюрпризов этих
Будет тот, что мил и светел.

Пусть исполнятся желанья
Красочно, без опоздания.
Новый год подарит свет,
Счастье, радость и успех!

Об истории праздника Новый год

Только раз в год миллионы глаз внимательно следят за секундной стрелкой, двигающейся к заветным четырем нолям. 00:00 на часах - приходит Новый год, и выстреливают пробки на бутылках шампанского, наполняются и звенят сдвинутые бокалы, но главное - когда еще на нашей планете бывает сразу столько веселых лиц и улыбок, а поздравления и пожелания звучат всю ночь?

Новый год для миллионов людей на планете -любимый праздник. И пусть в разных странах его отмечают в разные часы и даты - Новый год всегда приходит как праздник надежды на лучшее в будущем - и прощания со всем тем, что огорчало нас в прошедшем году.
История празднования уходит корнями в древность: известно, что жители Месопотамии еще в 3-м тысячелетии до нашей эры отмечали приход нового года.

Первый раз официальную дату начала года установил Юлий Цезарь, повелев отмечать его 1 января, и случилось это за 46 лет до наступления новой эры. Да и само название - январь - пришло оттуда: первый месяц года был посвящен двуликому богу Янусу, у которого одно лицо было обращено к будущему, а второе - оглядывалось в прошлое. Ведь Янус - бог всех начал, бог выбора.

И мы каждый раз, встречая Новый год, невольно уподобляемся ему: оценив прошлое, обещаем себе не повторять больше ошибок - и с надеждой смотрим вперед.

Так сложилось, что большая часть стран придерживается григорианского календаря, т.е. традиционно встречает Новый год в ночь на 1 января.

Другие пользуются лунным календарем: у китайцев, к примеру, каждый Новый год отмечается в разные дни в период 21 января-21 февраля. А у вьетнамцев - от 20 февраля до 20 марта.

В Иране Науруз - Новый год - отмечают в марте, когда солнце поворачивает к лету (21-22 марта). В это же время встречают новый год и таджики (Новруз), и казахи (Наурыз) - но они и Новый год 1 января не забывают.

У русского Нового года история длинная и даже драматическая.

До начала 15 века, а по некоторым данным, еще до крещения в 10-м веке Руси, дата встречи Нового года приходилась то на декабрьский день зимнего солнцестояния, то на 1 марта. Потом два века датой начала нового года было 1 сентября, а именовался он «Первый день во году». Любопытно, с каким настроением встречали праздник: известно, что в этот день наши предки обязаны были заплатить все пошлины, дани и оброки.

К началу 1700 года Петр I обнародовал указ, согласно которому Россия, как и большинство стран Европы, стала отмечать Новый год - по юлианскому календарю - в 12 ночи 31 декабря. Тогда же Москва впервые увидела фейерверк - первую ракету запустил сам Петр в 12 ночи на Красной площади. В определенных местах для простого народы выставили емкости с пивом и вином да закусками.

Праздник столь понравился россиянам, что быстро закрепился, стал светским, а не церковным. С тех времен повелись обычаи украшать дома и улицы, поздравлять друг друга, дарить подарки и устраивать уличные гулянья в новогоднюю ночь.

С переходом в 1918 г. на григорианский календарь, который передвинул все даты на пару недель назад, мы по-прежнему садимся за праздничный новогодний стол 31 января. Зато появился новый, пусть и неофициальный, праздник, который неизменно отмечают в России, Украине, Белоруссии, Швейцарии, Сербии и еще в некоторых странах - Старый Новый год. И со Старым Новым годом мы поздравляем друг друга столь же радостно и искренне, как и с Новым. Вот иностранцы никак не могут этого понять...

Начавшаяся в 1925 году борьба с религией втянула в свою орбиту и отменила не только празднование Рождества, но и невинную елку на Новый год, который давно уже был праздником совсем не церковным. Только в 1935 году было разрешено вновь устраивать елки для детей, и постепенно праздник вернулся во всей своей красе.

Много лет в нашей стране новогоднее застолье не затягивали - 1 января был день рабочий. Но в 1947 г. он стал праздничным, выходным. Через 45 лет - в 1992 - к выходным добавилось еще и 2 января, а с 2005 г. - гуляй, не хочу! - у нас появились новогодние вакации 1-2-3-4-5 января.

Прибавим сюда Рождество и выходные - и согласимся, что ни одна страна в мире не гуляет весело и затяжно зимой так, как Россия. Елки на площадях и улицах ставят еще в ноябре-декабре и убирают очень не скоро, поздравляем мы друг друга не один раз, так что праздничный настрой немало скрашивает длинные наши зимы. А юмористы-блоггеры переименовали январь - в «Бухабрь».

Любопытно, что елка, которая неизменно ставится в каждом доме на Новый год - неизвестно точно, когда и откуда взялась в нашей стране. По одним сведениям, этот обычай в начале 19 века привезла со своей родины - Пруссии - принцесса Шарлотта, будущая супруга Николая I Александра Федоровна. По другим - те же немцы, перебравшиеся из Германии в Россию, первыми начали около середины 19 века ставить елки в своих домах - для детей.

Во всяком случае, к середине 19 века новогодние елки стали обычным явлением в столице империи, откуда обычай начал распространяться по всей стране. Кстати, первая «уличная» елка была установлена в 1852 году тоже в Петербурге -.

На предновогодних журнальных обложках и разворотах к концу 19 века елка была уже утвердившимся символом нового года, а вот Деда Мороза, не говоря о его внучке Снегурочке, еще не было. В то время привычный нам Дед Мороз - крепкий старик в ярких шубе и шапке, с посохом и неисчерпаемым мешком подарков - появлялся только в святочных сказках.

Затем образ его возник в многочисленных стихотворениях, постепенно формировались черты его внешнего облика и поведения. Сначала Дед Мороз появился в виде маленькой игрушки на елках, потом подрос и встал под нее, а потом и вовсе стал одним из главных символов празднования Нового года, «ожил» и командует давно уже всеми детскими праздниками, посвященными Новому году.

Снегурочка появилась позже. Началась ее история в народной сказке о снежной девочке, которой посчастливилось стать живой. В 1873 году А. Островский написал замечательную пьесу «Снегурочка», которая успеха не имела, а вот когда спустя 9 лет состоялась премьера оперы Н. Римского-Корсакова по этой же пьесе - успех был оглушительным.

В сценариях, которые готовились к детским новогодним праздникам в конце 19-начале 20 веков, образ Снегурочки возникал не раз, потом появились ее изображения-игрушки на елках. В костюм Снегурочки полюбили наряжаться девочки.

Но в привычном нам облике Снегурочка материализовалась в 1935 году, когда власть разрешила вновь праздновать Новый год - с елкой, Дедом Морозом, а теперь еще и со Снегурочкой. И с 1937 года Снегурочка, как внучка, всегда сопровождает своего деда на новогодних праздниках. Она общается с детьми, поздравляет их, хвалит - и без нее представить новогодний праздник уже невозможно.

Любопытные факты, обычаи Нового года.

В Индии существует 8 дней в году, которые отмечаются как начало нового года.
. Жители одного из тропических островов каждый год в новогоднюю ночь придумывают себе новое имя - так они сбивают с толку и со следа нечистую силу.
. В Японии считают, что человеку могут быть присущи 6 пороков: зависть и глупость, жадность и злость, легкомыслие и нерешительность. Но это не все: каждый порок отличается еще и 18-ю оттенками. И потому в новогоднюю ночь по всей Японии колокола звонят 108 раз: каждый удар - по одному из оттенков порока.
. Пер Ноэль - Дед Мороз французский - неукоснительно следует старой традиции: в новогоднюю ночь раскладывает подарки в детские башмаки.
. На Кубе принято, пока часы отбивают свою дюжину, успеть съесть 12 виноградин. Успел - значит, весь год в твоей жизни будут царить добро, процветание, мир и согласие.
. В Англии тоже ставят елки, но еще украшают дом многочисленными букетиками омелы - даже лампы и люстры.
. Итальянцы в Новый год не только поздравляют друг друга и празднуют - они еще с удовольствием вышвыривают в окна старые вещи.
. Дед Мороз колумбийский - Папа Паскуаль - любит прогуливаться, взобравшись на высокие ходули, и с этой высоты смешить детей историями. Он же - главный устроитель праздничных фейерверков.
. Фейерверки любят и в Мексике, а еще - оглушительную стрельбу из ракетниц. И нежный звон новогодних бубенчиков. А для детей пекут специальные пряники-куклы, очень вкусные.
. Дети в Швеции перед праздником сами выбирают Лютецию - королеву света. В белом платье, с короной, украшенной зажженными свечами, Лютеция одаривает подарками не только детей, но и домашних животных.
. А в Болгарии есть милый обычай, который называется «минуты новогодних поцелуев»: на три минуты гасится свет - и кто и кого поздравляет поцелуем - не видно. Темнота...
. В России часто повторяют: как встретишь Новый год - ровно так его и проживешь. А вот этот обычай знают не все: перед Новым годом не стоит отдавать долги. Не то так и будешь весь год расплачиваться.

Начало XXI века совпало со знаменательной датой 2000-летия Рождества Христова. Мы современники, которым посчастливилось стать свидетелями такого знаменательного рубежа веков и многих юбилеев, в первую очередь 300-летие основания нашего города. Незаметно летит время, в ушедшем году мы уже отметили 310 лет рождения града святого Петра. И год грядущий будет наполнен знаменательными датами нашей истории и культуры. В первый месяц 2014 года мы будем отмечать 70-летие полного снятия Блокады, а летом праздновать юбилей 100-летия начала Первой мировой войны.

Мы полтора десятилетия назад, наверное, так же, как и петербуржцы, которые жили в переломные вехи истории, на рубеже веков, встречая век ХХ и провожая в прошлое XIX, вспоминали минувшее и возлагали надежды на век грядущий. Они ещё не знали, что им придётся пережить революционные потрясения и две мировые войны. И, несмотря на все ужасы Блокады в Ленинграде встречали и праздновали Новый год. Давайте вместе перелистаем новогодние страницы истории, начиная с рубежа веков.

Что век грядущий нам готовит на рубеже веков

Безмятежно уходил в прошлое XIX век, не предвещая никаких потрясений. Жизнь шла своим чередом новогодние журналы конца XIX века ещё благодушно встречают очередной новый год. «Биржевые ведомости» 1 января поздравляют своих читателей с наступившим Новым годом.

На новый 1898 год

I.
Новый год! Сколько дум и волнений!..
С упованьем глядя вперёд,
Без вражды и без горьких сомнений
Встретим бодро друзья, новый год.

***
Что же мысль увлекает так нашу?
Где источник любви и добра?
За кого же первую чашу
Выпьем, братья, при криках ура?

***
За Тебя, Просветитель народа,
Обожаемый наш Государь!
В первый час наступившего года
Грянем дружно: «да здравствует Царь»!

II.
Да исполнит Он сердца призванье:
Видит русскую землю, кругом
Озарённую светочем знанья,
Осенённую правды крестом.

***
И за тех, кто народ к просвещенью
Личным подвигом смело ведёт.
И грядущему вслед поколенью
Светлой жизни пример подаёт!

***
О, поверьте, что даль идеала
И за тучами ярко горит…
Но чтоб сказка не сказкою стала -
Пусть Господь Государя хранит!

***
Пусть зло, распростёртое долу,
Не выносит сиянья добра…
За Царя, за народную школу
Грянем дружное, братья, ура!..

Н. Н - евъ

«Новый год, как известно, принято у нас, особенно в больших городах, встречать шумным пиршеством, среди всевозможных греховных забав и развлечений. В виду этого весьма отрадно отметить совершать молебен в храмах в полночь под новый год. Правда он совершается повсеместно 1 января после литургии. Почин такой встречи нового года был сделан сначала только некоторыми священниками Санкт-Петербурга. В 1894 году почти во всех церквах Санкт-Петербурга молебен был совершен накануне Нового года после всенощной. Всенощное бдение под Новый год было совершено позднее обыкновенного в 10 часов вечера, был также прочитан акафист Иисусу Сладчайшему, а в конце было сказано приличное к случаю поучение, чем и был дан тон религиозной настроенности на всю ночь для всех присутствующих. Можно быть уверенным, что торжественные призывы церковных колоколов под новый год укажут многим, вовлекшимся в разгул по своей слабости и легкомыслию, которым особенно необходимо протянуть руку помощи, настоящий путь, как должно встречать новый год». Писал «Церковный Вестник» в 1894 году.

«В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причем и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мире приходские были открыты для встречи нового года. Такие пожелания и письма, рассказывающие о встрече Нового года благочестивыми петербуржцами, публиковались в новогодних номерах «Церковного вестника». Редакция, помещая их на своих страницах, взяла на себя миссию поддерживать этот добрый обычай, столь соответствующий духовным потребностям современного общества.

«31 декабря 1900 года», пишет один петербургский обы-ватель, «в начале двенадцатого часа ночи, живя близ Исаакиевского собора, я выглянул в окно, в твердой уверенности, что увижу факелы собора зажженными и храм освещенным. Но все вокруг было погружено в глубокий сон. Тогда я на-правился в Казанский собор, приветливо всегда идущий на-встречу религиозным запросам общества, но, когда подъехал, и здесь увидел все погруженным в сон. Пешеходы шли, однако, к собору со всех сторон, стучались у дверей и с печалью уходили прочь. Другие останавливались и ждали, не веря, что собор не откроет своих дверей. Подъезжали и на извозчиках и, перекликнувшись со стоявшей на крыльце собора группой, быстро продолжали путь. У моей спутницы навернулись на глаза слезы. Мне самому стало как-то жутко. Двери дома Божия в этот знаменательный полуночный час были за-крыты и как бы говорили: «идите, отверженные, прочь». Улицы были парадно освещены, рестораны, по принятому обычаю, зазывали встречать новый век за шампанским, среди веселья, под звуки музыки и песней. Но больше хотелось пла-кать, страстно желалось быть ближе ко Христу, и так трудно было найти Христа в этом беззаконном Вавилоне. Я все-таки знал, что некоторые церкви, наверное, будут открыты. Извозчик, окрыленный прибавкой на чай, мчался во весь дух по залитому парадным светом Невскому проспекту. На углу Владимирского проспекта послышался сладостный благовест Троицкой церкви общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Еще немного — и пока-зались её ярко освещенные окна. Слава Богу! Здесь со све-тильниками в руках ждали Жениха, грядущего в полуночи».

Но вот и наступил новый ХХ век, напоминающий питерской изменчивой погодой наступающий Новый год. После Рождества только погода и улицы города стали напоминать о начале зимы лёгким морозцем и наконец выпавшем долгожданным снегом. А страницы газет наполнились воспоминаниями о прошлом веке. «Петербургская газета» сокрушалась: «Никаких проводов уходящему веку не делается. Никто и не подумал ознаменовать его владычество каким-нибудь добрым делом: ни сословия, ни учреждения, ни частные кружки и отдельные лица… все собираются лишь проводить старый год и встретить новый.

Человечество озлоблено на XIX век вероятно за то, что важнейшие открытия его послужили именно орудием преступлений. Посредством телефона и телеграфа устраиваются наглые мошенничества. Посредством биржи и тотализаторов учиняются организованные грабежи над массами».

Её конкурент другая столичная газета «Петербургский листок» писала следующее: «Завтра - последний день ХIХ столетия. Пройдёт этот день, ударит роковой полночный час, и мы очутимся в ХХ веке. Что-то сулит этот век? Темна вода в облацех. Гуманный, просвещённый, в свой время пышно воспетый XIX век, век пара, электричества, телефонов и граммофонов кончился плохо. Начался за здравие, а свёлся за упокой - уходит в вечность под грохот пушек, под треск ружей, под стоны и корчи раненных.

Скажут:
- Ах это вы про Трансвааль…
Да, читатель и немножечко про Китай».

Неправда ли жители XXI века узнаваемая картина, звучит вполне современно, только заменить на самолёт, автомобиль, совсем не мирный атом, радио, телевизор, мобильник, компьютер и поменять регион на Ближний Восток и смело можно ставить в передовицу.

А что же ждали от века ХХ? «Наступают последние дни старого века, на пороге стоит уже новый, а между тем ещё неизвестно, какую дань благодарности мы заплатим отжившему столетию и каким торжествами ознаменуем встречу нового. Не может быть, чтобы этот важный момент перехода границы веков прошёл незаметно… Не может быть, чтобы новый век послужил бесцветным продолжением старого и его повторением.

Наука, зарывшаяся в материализме и натурализме, не может расширить своих горизонтов за пределы пока ещё неведомого и неоткрытого. Последнее слово ей сказанное, например, в городском электрическом освящении, нельзя ведь признать за откровение высшей тайны природы, ибо в природе, наверное, ещё таится секрет для более порядочного уличного освещения, которое сейчас в Петербурге ниже всякой критики.

Искусство не остановится на архитектуре пятиэтажных домов, имеющих вид каменных мешков, в которые заключать должно только преступное население.

Литература создаст новые имена, так как старые всем набили оскомину.

Даже конки переменят нынешнее оборудование, а старые извозчичьи санки с отвратительными полостями изъяты будут из употребления.

Грядущий век, без сомнения, всё изменит на новый лад, а в этом отношении каждому будет любопытно переступить через границу и хоть немножко захватить широкую полосу его исторического прогресса».

Опять напрашиваются знакомые всем аналогии нашей жизни. Увы, мы не узнаем, чтобы написал журналист «Петербургской газеты» если бы очутился в Петербурге XXI века, ему представилась бы хорошая возможность с чем сравнить. Но у нас есть возможность последовать за ним. Что ж внемлем его совету, попрощаемся с веком XIX, заглянем и приоткроем двери ХХ века, перенесёмся в начало ХХ века. Но в начале, чтоб не обойти вниманием и милых дам, обратимся ещё к одной статье «Женщина и ХХ век» и узнаем, что ждала и чаяла прекрасная половина человечества.

«И вот, в ожидании полночи, когда к железным дверям подойдёт новый 1901 год и ударит в них молотком, и откроет их широко для принятия новых просьб и всех поздравлений, стоит женщина. Женщина-жена молит ХХ век не карать её, если брачный союз не окажется счастливым и захочется снять с себя непосильное бремя.

Женщина-девушка молит ХХ век внушить её товарищу мужчине, чтобы он не глядел на неё как на ненавистного конкурента в её трудовой карьере, как на узурпатора, желающего вырвать из его рук власть.

Женщина-художница и женщина-писательница тоже молят о справедливости ХХ век, чтобы он указал мужчине всю жестокость, всю ложь, которую он влагает в презрение к женскому труду и женским способностям. Если гений и талант мужского рода, то победа - женского, а ведь только победа венчает успех, так не справедливо ли, чтобы всё прекрасное, всё высокое было без различия пола достоянием таланта и гения».

Два века

И так мой друг прощай!
Дай Бог, чтоб глубже ты проникнул в область духа,
Чтоб род людской не относился глухо
К страданиям людей,
Дай Бог, чтоб братство век твой озарило,
Чтоб перед правым преклонилась сила,
Чтоб общее её презрение клеймило.
Да торжествует свет святых идей,
Пусть люди все живу как братья.
И старый Век Век Новый заключил
В свои объятья
И в область вечности на крыльях воспарил.

«Некалендарный ХХ век»


Начало 1914 года не предвещало великих исторических потрясений ХХ века. Это уже спустя десятилетия Анна Ахматова даст отсчёт ХХ веку, назвав 1914 год началом не календарного ХХ века.

«Последний год, когда столица наша
Первоначальное носила имя
И до войны великой оставалось ещё полгода,
Свершилось, то
О чём должна я кратко и правдиво
В повествовании моем сказать».

С началом Первой мировой войны город сменил имя на Петроград, а август обернулся страшным пророчеством:

«Сроки страшные близятся.
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменье небесных светил.

…Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

Так отразила Ахматова в своем стихотворении «Июль 1914» начало новой эпохи, начавшейся с рокового августа началом I Мировой войны, в другом стихотворении « Памяти 19 июля 1914» спустя два года она скажет: «Мы на сто лет состарились, и это / Тогда случилось в час один. Так «Приближался некалендарный - Настоящий Двадцатый Век», названый ей в «Поэма без героя».

«Двадцатый век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как девятнадцатый начался Венским конгрессом. Календарная дата значения не имеет. Мы чувствовали себя людьми двадцатого века.

В сущности никто не знает, в какую эпоху он живёт. Так и мы не знали в начале десятых годов, что жили накануне первой европейской войны и Октябрьской революции. Увы!

В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъехались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в XX, всё стало иным, начиная с облика города…» Вспоминала Ахматова в своих автобиографических записках. «А я росла в узорной тишине, // В прохладной детской молодого века…»

Дайджест начала ХХ века

Няня детям говорила:
«Было тихо и темно,
Кто-то стукнул мне в окно…
Я окошко растворила,
Гостя светлого впустила:
Нежный мальчик летунок,
Ясноватый, кудреватый,
Залетел ко мне крылатый
Словно лёгкий голубок
И сказал: «Я Новый год».

Какой же праздник без детей. Отправимся на улицы Петербурга начала ХХ века вместе с «Синим журналом» за 23 декабря 1911 год. «Празднуя Рождество, больше всего думают о детях. Таскают их по магазинам, выбирая подарки, по циркам, гостям… И, в результате, дети не привычные к суматохе, - теряются…

Везде, в крупных центрах города на праздник встречаются забытые дети. Стоят, заплаканные, прижавшись к стене, трут кулачками глаза.

Прохожие останавливаются. Спрашивают: «Где мама?»

А Бог его знает, где «мама!» Стоит где-нибудь в магазине, заваленная материями, свёртками, коробками и до хрипоты торгуется с измотавшимся приказчиком…

Городовые с материнской нежностью отводят ребятишек в участок, а там уж и «маму» разыщут!».

Папа, Мама! Новый Год
Пусть по- старому идёт.
Только б дал вам Бог здоровья,
Сил работать в добрый час. -
И тогда своей любовью
Осчастливите вы нас!...

Васильев вечер в канун Нового года именовался богатым вечером. Согласно русской традиции в центре новогоднего стола обязательно водружалась свиной окорок как символ изобилия и достатка. Газеты и журналы описывали предпраздничную традиционную суматоху. Отправимся и мы на предпраздничный рынок прикупить скоромного для разговения. Вегетарианец С.С. на страницах «Синего журнала» в статье «Чрево Петербурга» сокрушается: «Попробуйте убедить обывателя обойтись без праздничного гуся, без младенчески невинного розового поросенка…» Там же помещены колоритные фотографии с комментариями: «Хвосты на морозе обломились. Спины надрезаны. Весь торс изогнут, в полной готовности послужить аппетитным украшением праздничного стола. Скажет, кто из вас не мечтает на Рождество о жертвенном поросенке с кашей?!..»


Петербургский рынок

За такого поросенка
Пять с полтиной? Ах нахал! -
Разъярённая бабёнка…
Чуть не драка и скандал….

У купца передник белый
И свирепый тенорок…
Продаём «мадам» дебелой
«Чудный ливер на пирог».

Госпожи, купцы, кухарки,
Груды «праздничных» гусей
Рыба, дичь и красно-яркий
Соблазнительный филей.

Суматоха, шум и давка,
Кто купил, кто продаёт…
Каждый ларь, любая лавка
Непременно зазовёт!

А в сторонке «Жук пропащий»
Сам с собой держал совет:
Как бы там кочан упавший
Приспособить на обед!
(Евг. Хохлов)

Читаем в «Петербургской газете» за 1913 г., в разделе «Петербург - перед праздниками»: «Перед рождественскими праздниками заготовляется огромное количество мороженых туш. Последние охотно раскупаются населением, так как гусь и свинья являются традиционными рождественскими блюдами. Это единственный случай, когда вопреки пословице гусь и свинья являются товарищами. Играет тут роль, и то, что свинья является символом материального благополучия. В настоящее время покупка свинины уже началась. И на Сенной рынок беспрерывно подвозят туши. Покупать их надо с осторожностью, так как свинина может быть заражена и, кроме того залита водой, которая, замерзая, прибавляет вес». К репортажу с Сенного рынка прилагалась и соответствующая фотография.


А вот уже и летит над Невским современная Солоха.

Плохо это, иль не плохо,
Но, как опытный улан,
Современная Солоха
Седлала моноплан.

И у дамы этой планы
Удивительно светлы!
Безусловно монопланы
Соблазнительней метлы.

Быстролётной, лёгкой птицей
Тёмной ночью, в блеске дня
Плавно реет над столицей,
Соблазняя и меня.

Юмор «Синего журнала», тем не менее, имел под собой реальные события. Газета «Руль» от 7 января 1911 года поместила заметку «В городском манеже», в которой сообщалось следующее: «В два часа дня здесь состоялось повторное состязание моделей-аэропланов бывшее 29 декабря и 2 января.

Первый приз получил аэроплан-моноплан М. Белицкого; второй приз получил планёр г. Громова; третий приз получила г-жа Чесма за планёр. Они были награждены почётными дипломами.

Всех участников 11, большинство гимназисты и реалисты, одна гимназистка».

Мольбы женщин на рубеже веков были услышаны. В 1913 году в Петербурге вышел первый женский календарь по своему содержанию очень эмансипированный. В его справочном разделе можно найти всю информацию об учебных заведениях и трудоустройстве для женщин, рассказы об их политической общественной жизни не только в столице. Они с лихвой удовлетворяют все высказанные мольбы. В этом же году в России, в Петербурге, впервые отмечался и Международный женский день.


Новогодние газеты 1915-17 гг. встречают читателей военной тематикой. Не только первая страница, но и все номера посвящёны исключительно теме войны это и сатира, патриотически-агитационного содержания и фоторепортажи реалий войны, уделено внимании и сюжетам празднования Рождества в госпиталях и боевых условиях.

Новогодние поздравления



Жизнь пока шла своим мирным чередом, знакомые и родственники поздравляли друг друга с Новым 1914 годом, как всегда традиционно желали «С новым годом, с новым счастьем!» Вместе с этими пожеланиями желали счастья и незатейливые, но милые сюжеты новогодних открыток. На одной открытке можно было увидеть свинок выстроившихся в форме цифр нового 1914 года, надпись на ней гласила на русском и немецком языках: «С новым годом!» и «Мы приносим счастье». Новый год в виде Рождественского Деда и молодой Новый год не на традиционной лошадке, а уже в ногу со временем, ещё мирно парят на аэроплане над городом.

Европейская открытка для России. Нач. 20 в.


Немецкая открытка нач.20 в.


Открытки также являлись своего рода исторической летописью, чутко реагируя и отражая в своих сюжетах происходившие социальные и исторические события. Так с началом Первой Мировой войны это сразу же нашло своё отражение на открытках, появилась военная тематика. Но исчезли немецкие открытки, именно Германия являлась крупным поставщиком на российский рынок новогодних открыток, в частности с цифрами наступающего Нового года. К началу 1914 года их было ещё достаточно выпущено, они успели попасть в Россию, и носили совершенно мирный традиционный характер.

На отечественных открытках наряду с патриотическими сюжетами, как празднование Рождества на фронте - праздник на позициях, где присутствовал и сам царь Николай II в военной форме, изображены зарисовки военного быта и подруг, верно ожидающих солдат, находящихся на фронте. Тема милосердия отразилась в сюжетах: собирания подарков для воинов, раненных солдат, сестёр милосердия, так же в этом образе можно увидеть императрицу Марию Фёдоровну с цесаревичем Алексеем, поздравляющих с праздником раненых в госпитале. Это относится преимущественно к рождественским открыткам. Это были реальные исторические события, которые можно было увидеть на фотографиях в журналах и газетах того времени.

Новогодние открытки сохраняли и свои прежние сюжеты. Поздравления того времени чаще всего не доносят до нас тревожной канонады войны, гремят только традиционные залпы откупориваемых бутылок шампанского. Жизнь будто продолжает идти своим чередом со своими маленькими житейскими радостями, ничем не омрачая наступление Рождества и Нового года.

«Клавдия Фёдоровна!

Поздравляю Вас с Новым годом, желаю Вам на Новый год всех неземных радостей, блаженства, и всего, всего наилучшего». 1.1.13. отмечено почтовым штемпелем это поздравление.

«Поздравляю с Новым годом! Желаю иметь это будущее потомство! Разорюсь приехать посмотреть на мать семейства». Такое пожелание 27.12.13. шлёт своему другу другой отправитель в канун 1914 года.

Мирно реет в небесах Старый и Новый год на рождественской открытке, грядёт 1915 год, её адресат живёт уже в Петрограде в районе, называемом Пески, который официально именовался «Рождественским». «Имеем честь поздравить Вас Иван Иванович и Елена Васильевна С Высокоторжественным праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом. Желаем встретить и провести оный в радости и в добром здоровье». Такие слова можно прочитать на её обороте.


Заканчиваем наше новогоднее путешествие тёплым поздравлением, прилетевшим в Северную столицу с Юга, из Тифлиса в 11-ю роту Ея Высокоблагородию Екатерине Васильевне Максимовской.

«Дорогая Катя!

Я и Юля поздравляем Вас с Новым годом и шлём Вам самые лучшие пожелания…»

Вадим Кустов
Материалы периодики и иллюстрации из собрания автора
31 декабря 2013 г.

Новый год и Рождество, самые любимые всеми народами праздники. Не каждый из нас задумывается, почему именно в ночь с 31 декабря на 1 января начинается отчет . С самого раннего детства, как мы себя помним, мы радуемся красиво украшенной елке, множеству ярких огней, светящимся гирляндам, зажженным бенгальским огням, богато накрытому столу, веселым гостям, песням, шуткам, смеху. Обязательно ассоциируется с волшебством, исполнением желаний, вручению обоюдных подарков и непременно, с хорошим настроением. Новогодняя традиция зародилась на Руси в 1700 году - эту дату назначил правящий в те времена Петр Первый. До этого в стране встречали начало года 1 сентября, а до 1492 года новогоднее празднование приходилось на 1 марта.

Впервые официальным выходным днем 1 января стало в 1897 году. С приходом советской власти многие традиции, в том числе елка, были упразднены, а в период с 1930 по 1947 год 1 января был стандартным рабочим днем. Статус выходного ему вернули в 1947, но долгое время праздничным являлся лишь первый день года. Возможность отдыхать два дня подряд россияне получили в 1992 году, а в 1995 появились пятидневные новогодние каникулы, фактически растягивающиеся на 7-10 дней. В 2013 каникулы были удлинены до 8 дней.

Почему Новый год отмечают первого января

В дохристианские времена этот важный праздник многие народы отмечали в день зимнего солнцестояния. На Руси до 10 века начало нового года встречали в дни, приближенные к весеннему равноденствию. Празднование зарождения года весной было естественным - люди радовались окончанию долгой зимы, прибавлению дня, новому урожаю.

С приходом христианства (988-989 годы) Русь перешла на юлианский календарь. С тех времен начало года стали встречать в первый день весны, считающийся днем зарождения мира. Тогда же год разделили на 12 месяцев и присвоили каждому из них свое название, соответствующее природным явлениям.

В 1492 году дату начала года перенесли на 1 сентября. Соответствующий указ был подписан Иоанном Третьим. Чтобы создать у народа праздничное настроение, государь устроил в Кремле пышное торжество, на которое были приглашены все желающие. В этот день подойти к царю мог любой простой человек и попросить у него помощи, в которой правитель практически никогда не отказывал. Последний раз в таком формате Новый год на Руси встретили в 1698 году, тогда государь одарил каждого гостя яблоком и ласково назвал братом.

Тем, что новогодний праздник приходится на 1 января россияне обязаны великому реформатору Петру Первому - именно он указом «О реформе календаря в России» приказал перенести празднование Нового года на общепринятый в Европе день. Указом царя все жители больших и малых городов должны были радостно встречать праздник, поздравлять друг друга и дарить . Государь отдал приказ ровно в полночь выпустить первую ракету, поздравив этим всех собравшихся на Красной площади с новым 1700 годом.

Начиная с 1897 года, 1 января в России стал официальным нерабочим днем. Это было закреплено соответствующим указом и распространялось на всех трудящихся заводов, фабрик и других производств.

После того, как власть в стране оказалась в руках большевиков, начало года стали отмечать по григорианскому календарю. Таким образом праздничные дни пришлись на период поста, что сделало их неинтересными для христиан. Коммунисты тоже не очень-то чествовали Новый год, елки в стране были запрещены, а народные гуляния не одобрялись. В период с 1930 по 1947 год этот день был типичным рабочим днем и только в 1947 ему вернули статус выходного дня.

Долгое время в Советском Союзе праздничным считалось только 1 января, а двухдневные выходные были установлены в 1992 году. Еще больше праздничных дней россияне получили в 1995 году - тогда вышел указ о пятидневных новогодних каникулах, что фактически удлинило январский отдых до 8-10 дней. В 2013 году к праздничным дням были причислены 6 и 8 января.

Откуда пришел Дед мороз

Оказывается Дед Мороз, скорее его образ появился намного раньше, чем само . Ведь в русском фольклоре хранитель холодов чаще всего был злым и недружелюбным. После того, как начало года перенесли на зимнее время, морозный владыка получил новую роль - он стал дарить подарки и нести людям всех возрастов праздник. У современного Деда Мороза есть свой день рождения - 18 ноября и свой дом, который находится в Великом Устюге. Теперь он получает просьбы о подарках по электронной почте и передает свои координаты по спутниковой системе навигации.

История новогодней елки

24 декабря 2010 года в Выставочном зале ГМИИ РТ открылась выставка «Новогодние поздравления из прошлого века». Экспозиция знакомит с уникальной коллекцией рождественской и новогодней открытки, принадлежащей казанскому коллекционеру Л.В.Блатт.

Все, представленные к экспонированию открытки поделены по времени их издания на три периода: дореволюционный, период Великой Отечественной войны, и 1950-70-е гг. Каждая эпоха показана через интерьер тех лет, игрушки, елки.

О традициях празднования Нового года, елочных игрушках, елках и открытках рассказал один из организаторов выставки - Ивойлов Григорий. Это вторая новогодняя выставка, организованная Григорием. Первая прошла в Казанском Кремле в 2009/2010г и посвящалась елочной игрушке.

Обычай наряжать елку пришел в Россию из Германии в начале XIX века. Считается, что первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. Так как традиция немецкая, то и игрушки были, в большинстве своем, тоже привезенные из Германии. Правда, елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. Подражая царской семье, стала наряжать елки и местная знать. Игрушки и открытки той поры на выставке не представлены.

Но есть экспонаты конца XIX - начала XX вв. В те времена новогодние и рождественские торжества, по-прежнему, были большей частью праздником состоятельных слоев общества. Елка бывала либо общественной (благотворительной), которую устраивали земские власти, либо домашней, частной. Цена елочных игрушек, которых было на тот период времени не так много - достаточно высока. Поэтому домашняя елка - в низах общества это не примета того времени.

Елки проходили в богатых интерьерах. На елке мы видим наиболее типичные образцы игрушек того времени. Стеклянные игрушки на елке, сплошь иностранного производства, в основном немецкие. Картонные коробочки–сюрпризницы, тоже импортные - это картонажные игрушки Дрезденской фабрики. Коробочка, например, круглой формы могла быть выполнена в виде изящной дамы, а прямоугольная - представлять собой домик. Внутрь «сюрпризницы» помещали какой-нибудь сувенир, подарочек.

Украшалась елка и сладостями: золочеными орехами, яблоками, мандаринами, печеньями, конфетами, пряниками. Елка собиралась без участия детей. И после окончания праздника разбиралась сразу либо на сувениры, либо на поедание.

Среди украшений елки мы видим стеклянные бусы, игрушки из стекляруса - наше фирменное российское, исконное произведение. В Вологде с конца XVIII - нач. XIXв. существовали мелкие кустарные производства, производящие стеклярус, бусины по доступной цене. Для создания елочной игрушки брались стеклянные элементы, проволока, текстиль. На витрине выделяются две невзрачные фигурки, елочные игрушки нач. XX века. С годами они потемнели, потрескались, да и не мудрено, ведь они изготовлены из воска и шлаков чугунного производства в качестве наполнителя. Рядом лежат бумажные головки ангелов – непременный атрибут украшения елки. Головки ангелов поставлялись из-за границы, а в России к ним лишь привязывалась железная канитель, в виде петли для того чтобы повесить игрушку на елку.

Привлекает внимание в экспозиции шкаф с тряпичными куклами, известными в наше время, как «Загорские куклы». Загорск - это Сергиев Посад, там в первые десятилетия XVI века, зародился игрушечный промысел. Такими куклами играли дети на рубеже XX века.

На открытках того периода, как правило, присутствует образ свиньи. Свинья это чисто немецкая традиционная фигура, символизирующая достаток, изобилие. Даже открытки, напечатанные в Германии специально для России, включают традиционную для Германии фигуру «Хрюшку».

На одной из открыток мы видим желтую шестиконечную звезду - значимый атрибут празднования Рождества у христиан, символизирующую Вифлеемскую звезду. Вифлеемская звезда - небесное тело, которое по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу. Желтой шестиконечной звездой в Царской России украшалась макушка елки. Пришедшая в Россию революция расставила свои акценты на празднование Нового года. Праздник не был отменен. Выходными днями Рождество и Новый год оставались до 1928 года. Праздновать или нет? Решалось на партийной дискуссионной основе. Если проводился религиозный праздник, то в тоже время проходил аналогичный комсомольский или партийный. Открытки того периода - блеклые, невзрачные и неинтересные. Сказалась всеобщая разруха после Гражданской войны. В 1929 году Рождество было объявлено «Днем индустриализации». Празднование Рождества и Нового года в этот период могло закончиться плачевно. Елка была под запретом. Но за плотными шторами домов, подпольно Новый год некоторые смельчаки отмечали, несмотря на угрозу лишиться работы, учебы. В 1935 году быт советских людей налаживается. Отменены продуктовые карточки. На Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц - стахановцев 17.11.1935 Иосиф Виссарионович Сталин произнес фразу: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится…. Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас». Распространенный вариант фразы И.Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» послужила толчком к возвращению празднования Нового года в СССР. Отправной точкой, рождением Советской елки считается 1936 год. После выхода статьи кандидата в члены Политбюро П.П.Постышева «Давайте, организуем к Новому году детям хорошую елку» елки в СССР появились повсеместно.

Открытки к Новому году с 1936 по 1941 годы редкость. Известны два образца новогодних, поздравительных открыток. На первой изображена Спасская башня московского кремля. Башня на открытке напечатана золотой краской, а рубиновая звезда какой-то светящейся, лаковой. На второй открытке - мальчик на лыжах. Волосы у мальчика фактурные из шерсти.

Эти открытки были выпущены крайне малым тиражом. Елка того времен неприметная. Под елкой мы видим небольшую игрушку «Ватный пионер». Это довоенная игрушка, свидетельство того, что на советскую елку приходит новая игрушка. Игрушки идеологизированы и направлены на воспитание подрастающего поколения.

На стене висят карнавальные маски. Карнавал - примета того времени. Наибольший интерес вызывают открытки времен Великой Отечественной войны. Их использовали как наглядную агитацию.

Осенью 1941 года издается открытка с героями гражданской войны. На ней изображены Щорс, Котовский, Чапаев - комдивы Красной армии, на чьих подвигах воспитывались бойцы, воевавшие за Родину в 1941 году.

Уникальная история выпуска открытки: «Боец в маскхалате». Это новогодняя открытка 1941/1942 гг. Она была выпущена в феврале 1942 года, сразу после Московской битвы и призывала «К новым победам!». Ко времени Великой Отечественной войны относится еще одна уникальная серия открыток. На этих открытках были напечатаны цитаты вождей и их лики. Таких открыток ни в царской России, ни в СССР не было.

Образцов открыток времен Великой Отечественной войны не много, всего видов 50. Но изданы они были крупными тиражами от 2 до 4 млн. штук одного вида. Важно было, чтобы каждому досталась открытка или почтовая карточка, чтобы каждый мог послать. И, тем не менее, встречаются поздравительные открытки, изготовленные вручную.

Открыткам времен Великой Отечественной войны свойственен эмоциональный посыл. Существует серия открыток военной поры, посвященная семье, мирной жизни детям. Боец должен знать, за кого воюет. В послевоенное время образ семьи в открытках, практически, не возникает.

Эмоциональность открытке придавало и обращение к конкретному виду войск. Это так называемая, адресная открытка. Открытки обращены к танкистам, партизанам, и т.д. Комплект открыток, адресованный одному роду войск, доходил до 500 000 экземпляров, иногда и больше.

Следующая экспозиция рассказывает о мирном послевоенном быте. Искусственная елка в этом разделе аутентична. Она относится к 1958 году.

Необычная тема в открытках той поры. Малыми тиражами воспроизводились фото открытки, которые множились и делались посредствам ретуши. То была краткая мода. Фото открытка - новинка 1950-х гг. Они лишь небольшой процент открыток, напечатанных в те годы.

На официальных открытках того времени обязательно делался акцент на пятиконечной красной звезде. Очень большое количество открыток выпускалось с видами кремля.

До 1955 года изображение кремля дается в одном только ракурсе. Яркая Спасская башня со звездой, четко узнаваема. Далее кремль уже появляется в других ракурсах, иногда применяется абстрактное решение. На одной из открыток башни представлены в виде абстрактного красного леса.

Интересная веха в истории открыток это появление серии «К новым трудовым свершениям!». На них: дымящие трубы, зарево. И обращение: к трудовым коллективам выполнить семилетку за пять лет. Длился этот период от 4 до 5 лет. А изображался на открытках исключительно промышленный пейзаж.

Если сравнивать 1950 и 1960 годы, то главным образ 50-х годов на открытках служили кремль, либо красная звезда. (40% от общего объема выпущенных открыток). В 60-х годах появляется тема космоса. И на открытках мы видим либо космонавта, либо мальчика, облаченного в скафандр. Если Дед Мороз, то обязательно на фоне ракеты.

Ракета обязательно появляется и на фоне кремля. Таких открыток в 60-е годы большинство, приблизительно 70%. Наибольшее разнообразие в открытках наблюдается именно в 1960-е годы.