Красота Оладьи Стрижки

Всеволод большое гнездо как правитель. Всеволод большое гнездо Отношения с Новгородом

Князь Всеволод Большое Гнездо, краткая биография которого есть во всех учебниках по истории России, больше всего известен тем, что именно при нем северо-восток Руси стал самым важным и влиятельным политическим центром восточнославянского мира. Поэтому этот правитель заслужил добрую славу среди благодарных потомков.

Детство и юность

Всеволод родился в 1154 году в семье основателя Москвы - Юрия Долгорукого. Он был младшим сыном князя, который скончался уже через несколько лет после появления на свет ребенка. После Юрия начал править старший брат Всеволода Андрей Боголюбский. Он был сыном Юрия от второй жены. В 1162 году Андрей изгнал из своих земель Всеволода (еще ребенка), его мать, а также двух других братьев - Мстислава и Василько.

Рюриковичи отправились в Константинополь, где нашли приют при дворе императора Мануила Комнина. В пятнадцать лет Всеволод Большое Гнездо, краткая биография которого может рассказать о множестве неожиданных поворотов в его судьбе, вернулся домой, помирившись со старшим братом. Юношей он участвовал в походе на Киев в 1169 году. Это была война северных князей против старой южной столицы. Русь уже несколько десятков лет была разделена на несколько независимых государств, каждое из которых спорило за лидерство. В каждом городе правили Рюриковичи, что превращало в семейную склоку. Когда в 1169 году Киев все-таки пал, он потерял даже призрачные шансы называться столицей Руси.

Наместник в Киеве

Через несколько лет в Мать городов русских править в качестве наместника был отправлен молодой Всеволод Большое Гнездо. Краткая биография князя говорит о том, что он недолго продержался на берегах Днепра. В 1173 году, через несколько недель после появления в Киеве, он был побежден детьми смоленского правителя Ростислава, которые также претендовали на местный престол. Всеволод оказался в плену, но был выкуплен старшим братом Михаилом.

Борьба за Владимирское княжество

Все это время во Владимире правил Андрей Боголюбский. Однако в 1174 году он был убит группой заговорщиков (собственных бояр). Его смерть стала причиной междоусобной войны за власть над северо-востоком Руси. У Андрея не было детей. Поэтому о своих правах на престол заявили, с одной стороны, братья Михаил и Всеволод, а с другой - племянники и дети старшего брата Ростислава, который умер много лет назад, - Мстислав и Ярополк. Конфликт разгорелся еще и между городами. В княжестве, которым когда-то владел Юрий Долгорукий, образовалось несколько политических центров (Владимир, Суздаль, Ростов). Аристократия пыталась сделать свой город главным на северо-востоке Руси.

Сначала во Владимире закрепился Михаил Юрьевич. Его поддержал Всеволод Большое Гнездо, краткая биография которого повествует о различных политических союзах с родственниками. Однако Михаил неожиданно скончался в 1176 году, а Ростиславичи по-прежнему хотели овладеть Владимиром-на-Клязьме. Они правили в Ростове и Суздале. Кроме того, их поддержал рязанский князь Глеб.

Союз со Святославом Всеволодовичем

На помощь Всеволоду, который заменил старшего брата во Владимире, пришел черниговский правитель В 1176-1177 гг. они одного за другим разбили войска Мстислава (Липицкая битва) и Глеба (сражение на Колокше). Все вражеские князья были пленены. Глеб вскоре умер в заточении. Ростиславичи же были ослеплены и отпущены на свободу. После этих событий Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, краткая биография которого ознаменовалась важным успехом, стал единоличным правителем северо-восточной Руси. Он сделал своей столицей Владимир-на-Клязьме.

Став единоличным правителем, Всеволод занимался организацией походов против восточных соседей (мордвы и волжских булгар). Также он боролся за влияние в Киеве и Новгороде, который пытался отстоять свой республиканский политический строй. Борьба шла с переменным успехом для обеих сторон. За годы правления своей мудростью и взвешенностью стал известен Всеволод Большое Гнездо. Биография (кратко рассказать о любом из князей Руси практически невозможно, слишком много будет упущено) его хорошо описана в многотомной «Истории государства Российского» Николая Карамзина.

Вопрос о престолонаследии

В последние годы жизни Всеволод Большое Гнездо, биография которого нами рассматривается, был озабочен проблемой престолонаследия в своих владениях. У него было множество детей (8 сыновей и 4 дочери). Именно поэтому он, собственно, и получил историческое прозвище Большое Гнездо.

Между двумя его старшими сыновьями - Константином и Юрием (также известным как Георгий) - разгорелся спор относительно права на наследство. Для того чтобы помирить детей, Всеволод созвал собор. Константин, который был наместником отца в Ростове, должен был получить Владимир, а Ростов надлежало отдать Юрию. Однако старший сын отказался подчиняться этому приказу отца, потому что считал, что имеет право на оба старших города в княжестве. Всеволод не простил Константину такого вызывающего поведения и лишил его Владимира, отдав столицу Юрию. Пока отец был жив, братья как-то смирились и жили тихо. Однако со смертью Всеволода в 1212 году в северо-восточной Руси разгорелась междоусобная война.

Итоги правления

Тем не менее, именно при этом княжество процветало. Всеволод укрепил центральную власть, лишив влияния ростовских бояр. Он много занимался украшением и обустройством Владимира, в котором регулярно строились храмы и другие важные для жизни людей здания.

Всеволод стал последним единоличным правителем северо-восточной Руси. После смерти князя его многочисленные сыновья разделили державу. Нашествие монголов через несколько лет еще сильнее усугубило этот раскол. Также князь Всеволод Большое Гнездо, краткая биография которого полна сведениями о войнах в самых разных уголках Руси, стал последним правителем Владимира, который еще имел влияние на южные княжества. После него в течение всего XIII века они постепенно перешли в орбиту интересов Литвы.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий, 1154 - 15 апреля 1212) - великий князь владимирский с 1176, в течение пяти недель (с февраля по 24 марта 1173) был великим князем киевским. Десятый сын Юрия Долгорукого, единокровный брат Андрея Боголюбского, византиец по матери. Имел большое потомство - 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище «Большое Гнездо». В российской историографии иногда называется Всеволодом III.

Ростовцы и суздальцы не питали симпатии к Андрею Боголюбскому, ибо он не чтил старейшие города Северо-Восточной Руси, отдавая предпочтение молодому городу Владимиру-на-Клязьме. Владимир был заселен преимущественно простыми людьми, жившими строительным ремеслом.
«То наши холопы каменщики», - отзывались о владимирцах спесивые жители Ростова и Суздаля. После смерти Андрея они отдали великокняжеский «стол» не сыну его Юрию, который правил тогда в Новгороде, а племянникам Ярополку и Мстиславу Ростиславичам. Владимирцы же пригласили к себе младшего брата Андрея Боголюбского - Михаила Юрьевича.

Это немедленно вызвало вражду между старыми и новым городами. Ростиславичи, присоединив к своим дружинам полки муромские, переяславские, рязанские, осадили Владимир. Владимирцы долго сопротивляться не смогли и, пережив семь недель осады, попросили князя Михаила покинуть город. Так Ярополк утвердился на владимирском столе, а Мстислав стал князем ростовским и суздальским.

Новые князья повели себя в северо-восточной столице как завоеватели. Ярополк, например, в первый же день пребывания во Владимире завладел ключами от ризницы Успенского собора, отнял у собора земли, пожалованные еще Андреем Боголюбским, и в конце концов отдал главную святыню города - икону Владимирской Божьей Матери - рязанскому князю Глебу. Не отставала от князя в деле наживы и дружина.

Оскорбленные беспрестанными грабежами, жители Владимира вновь призвали на княжение Михаила Юрьевича. Его войско сумело одолеть дружину Ростиславичей, и великий князь Михаил «с честью и славой» вступил в стольный город..

Первое, что он сделал, войдя на владимирский престол, - вернул церкви Успения Богородицы все имущество и привилегии, отобранные Ярополком. Была возвращена во Владимир и чудотворная икона. Тем самым князь завоевал искренние симпатии горожан.

Но недолго продолжалось ликование владимирцев: в 1176 году Михаил скончался. Жители города дружно присягнули на верность его брату Всеволоду Юрьевичу.

Судьба Всеволода поначалу складывалась незавидно. Сосланный братом Андреем Боголюбским в Византию, он несколько лет мыкался с матерью и двумя братьями на чужбине, затем вернулся на родину и княжил, по некоторым сведениям, в Городце.

Заняв владимирский престол, Всеволод Юрьевич правил 36 лет, все эти годы продолжая политику брата Андрея, расширяя и укрепляя Владимиро-Суздальское княжество. Ему приходилось усмирять и собственных подданных, так как, в отличие от Южной Руси, где враждовали между собой княжеские роды (при равнодушном отношении городского населения), на северо-востоке шла борьба старых городов Ростова и Суздаля против молодых: Владимира, Переславля- Залесского, Юрьева- Польского, Москвы и других.

Сразу же по вокняжении Всеволода ростовцы призвали к себе Мстислава Ростиславича, провозгласили его князем и потребовали подчинить Владимир. Осторожный Всеволод готов был уладить дело миром. Но переговоры зашли в тупик, пришлось воевать. В битве под Юрьевом владимирцы разбили войско Мстислава. Так был окончательно покорен Ростов Великий.

Мстислав не мог с этим смириться и обратился за помощью к Глебу, рязанскому князю. И снова Всеволод Юрьевич одержал победу над непокорными родичами, захватив в плен самого Мстислава, Глеба и сына его Романа. Радость победы не остудила того ожесточения, которое накопилось у жителей Владимира против плененных князей. «Суд без милости тому, кто сам не знал милости», - вынесли они приговор.

Чтобы успокоить горожан, Всеволод заключил пленников в тюрьму и вынудил рязанцев выдать ему Мстиславова брата Ярополка. Но ему не хотелось проливать кровь Рюриковичей. Тем более что за узников просили и Святослав, князь Черниговский, и епископ черниговский, и рязанская княгиня. Два года Всеволод оттягивал решение судьбы пленных князей. За это время скончался рязанский князь Глеб, а его сына отпустили домой при условии полной покорности великому князю.

С Ростиславичами - Ярополком и Мстиславом - получилось иначе. Владимирцы, узнав, что идут переговоры об их освобождении, подступили к княжескому двору с требованием ослепить ненавистных разорителей святынь. Пришлось князю выполнить волю бунтующих жителей, после чего Ростиславичей отпустили в Смоленск. (По другим сведениям, миролюбивый Всеволод только имитировал ослепление, потому что бывшие узники вскоре «прозрели», молясь в церкви Святых Бориса и Глеба.)

Таким образом, Всеволоду Юрьевичу удалось утвердить свое могущество на северо-востоке и окончательно закрепить главенство Владимира-на-Клязьме. Всеволод первым принял титул великого князя Владимирского. В конце XII века он основал города Тверь и Хлынов (Вятку) и заставил подчиниться рязанских князей. Во избежание междоусобных смут Всеволод, по примеру Андрея Боголюбского, изгнал племянников из их волостей и стал «самовластием» на Северо-Восточной Руси.

Борис Чориков.Великий князь Всеволод освобождает из темницы Романа. 1177 год.

Не покидая берегов Клязьмы, Всеволод правил и Южной Русью. Там после смерти Боголюбского с новой силой разгоралась вражда Мономаховичей и потомков Олега Гориславича, осложненная распрями внутри этих династий. Киевский «стол» продолжал считаться великим, но ни один правитель не чувствовал себя на нем уверенно без благосклонного отношения к себе князя владимирского. В 1194 году на «златстол» был посажен «из руки» Всеволода смоленский князь Рюрик Ростиславич, безоговорочно признавший старшинство владимирского князя.

Укрепившись, Всеволод властно обращался и с Господином Великим Новгородом. Он своей волей сажал и смещал там князей, нарушал новгородскую «старину», безвинно казнил новгородских «лучших людей». В 1210 году новгородцы не признали правителем сына великого князя Всеволода, Святослава, и разграбили его двор. Всеволод в отместку пресек пути сообщения Новгорода с хлебными районами и оставил город без продовольствия. Тогда новгородцам оказал помощь князь Мстислав Мстиславич Удалой, внук смоленского князя Ростислава, правнук Мономаха. Он уже готов был выступить против Всеволода, но тот не стал доводить дело до войны и ограничился обменом пленных.

Даже в далекой Галицкой Руси ощущали руку владимирского «самовластца». Когда сын Ярослава Осмомысла, князь Владимир, с помощью иноземных наемников изгнал сына венгерского короля из Галича, то, чтобы укрепиться в городе, попросил Всеволода Юрьевича: «Удержи Галич подо мною, а я Божий и твой со всем Галичем и в воле твоей всегда».

Авторитет могущественного Всеволода поддерживался доблестью его войска и удачливостью отважного правителя в битвах. Обычно он старался уладить конфликт мирно, но ее- ли дело доходило до мечей, расчетливый князь не бросался, подобно Боголюбскому, очертя голову во главе дружины в сражение «без времени и места». Всеволод заранее подбирал удобную, господствующую позицию и на ней терпеливо поджидал противника. Сбросить его с той позиции было весьма непросто. Недаром автор «Слова о полку Игореве» сетовал на отсутствие Всеволода в Южной Руси в годину княжеских раздоров и половецких набегов: «Великий князь Всеволод! Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека отчий золотой стол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать!»

Годы правления Всеволода Большое Гнездо оказались благотворными для Северо-Восточной Руси. Набегов извне не было, а внутренние раздоры князь преодолел. Это был период, когда интенсивно развивались хозяйство и культура Залесской земли. Прекрасным памятником той эпохи является Дмитриевский собор во Владимире, «дивно украшенный» резьбой по камню. Строгий и величественный, храм напоминает сказочного богатыря, стерегущего границы родного края. И если церковь Покрова на Нерли можно сравнить с лирической поэмой, то Дмитриевский собор - былина о суровом и героическом времени.


Заказанная Димитрием-Всеволодом икона с изображением тезоименитого ему святого

Из камня возводились не только храмы, но и гражданские сооружения. При Всеволоде каменные укрепления опоясали Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, черниговский Остёр. «Архитекторами» были в основном греки, но постепенно стали появляться мастера и среди русских людей: не случайно жители Ростова и Суздаля называли искусных в зодчестве владимирцев «каменщиками». Когда пришлось обновлять церковь Богородицы в Суздале, то и в этом городе нашлись и зодчие, и каменных,дел умельцы.

Всеволода Юрьевича прозвали «Большим Гнездом» за его многочисленную семью. У него было двенадцать детей. И всех сыновей своих он постарался наделить вотчинами. От Всеволодовичей пошли династии московских, суздальских, тверских князей. И вновь разделив земли на уделы, Всеволод посеял рознь между братьями. Гибельные всходы этой вражды стали прорастать еще при его жизни.

В 1212 году великий князь, уже тяжело больной, вызвал из Ростова Великого княжившего там старшего сына Константина. Всеволод прочил его себе в наследники и приказал уступить Ростов брату Юрию. Константин заупрямился, так как боялся не удержать старшинство за Владимиром-на-Клязьме, и просил отца оставить за ним оба города. Разгневанный Всеволод, по совету епископа, лишил старшего сына великокняжеского стола, а преемником своим назначил Юрия Всеволодовича. В апреле того же года Всеволод Большое Гнездо скончался.
Но только в 1218 году князю Юрию удалось взять власть над старшим братом и овладеть завещанным престолом. Этим была окончательно нарушена старая традиция наследования власти по старшинству. Отныне воля «единодержца» стала значить более, чем вековая «старина».

Семья и дети

1-я жена - ясская княжна Мария Шварновна, сестра жены Мстислава Черниговского.

Мария Шварновна (ок.1171- 19 марта 1205(1206), г.Владимир) - супруга Великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, ясская княжна (в поздних источниках ошибочно называется чешкой).

В браке с великим князем Всеволодом Юрьевичем (Георгиевичем) родила 12 детей, в том числе 8 сыновей (из которых четверо (Константин, Юрий (Георгий), Ярослав, Святослав), в дальнейшем были, в разное время, Великими князьями Владимирскими) и 4 дочери.

Последние годы своей жизни, великая княгиня Мария тяжело болела и дала обет основать монастырь, и в 1200 году по её настоянию в г. Владимире был заложен Успенский монастырь, который стал называться в дальнейшем в её честь Успенским (Княгининым) монастырём. Благодаря её стараниям и покровительству обитель быстро строилась и развивалась. Сама Мария приняла постриг и в монашестве получила имя Марфа. Умерла и похоронена в Успенском соборе монастыря. Монастырь в дальнейшем служил родовой усыпальницей княгинь и княжён владимирского великокняжеского дома.

2-я жена - Любава, дочь Василька Брячиславича Полоцко-Витебского.

Константин (1186-1218) - новгородский князь, ростовский князь и великий князь владимирский;

Борис (†1188);

Глеб (†1189);

Юрий (1188-1238) - великий князь владимирский;

Ярослав (1191-1246) - великий князь владимирский;

Владимир (1193-1227) - князь стародубский;

Владимир (Дмитрий) Всеволодович (26 октября 1192 - 6 января 1227), удельный князь Переяславский (1213-1215), Стародубский (1217-1227), сын великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо и княгини Марии Шварновны.

В возрасте 15 лет сопровождал отца в походе на Чернигов, после смерти Всеволода Большое Гнездо (1212 г.) остался в Юрьеве-Польском. По воле сложившейся после смерти отца ситуации вынужден был принимать участие в междоусобной войне старших братьев: Константина и Юрия (Георгия).

В 1213 году он ушёл из Юрьева (так как Юрьев-Польский был получен в удел от отца его братом Святославом) сначала в Волок Ламский, а затем в Москву и занял её, отняв у Юрия (Георгия) Всеволодовича. Позже вместе со своей дружиной и москвичами ходил на г. Дмитров (город его брата Ярослава Всеволодовича). Дмитровцы сожгли все посады, затворились в крепости и отбили все приступы. Владимир, получив известие о приближении дружины Ярослава, ушёл от города назад в Москву, потеряв часть своей дружины, которую перебили дмитровцы, гнавшиеся за отступавшими. Ярослав совместно с Юрием (Георгием) пошли к Москве, и князь Юрий (Георгий) Всеволодович послал сказать Владимиру:… «Приезжай ко мне, не бойся, я тебя не съем, ты мне свой брат». Владимир принял предложение и в ходе переговоров братья решили, что Владимир отдаст Москву назад Юрию (Георгию), а сам отправится княжить в Переяславль-Южный. Здесь Владимир женился на княжне Ефимии - дочери князя Черниговского Глеба Святославича и княжил до 1215 года, когда в битве с половцами он был взят в плен, из которого освобождён в 1218 году. После освобождения из плена получил в удел Стародуб, где княжил до своей смерти.

Согласно Лаврентьвской летописи, Владимир в 1224 году вместе с племянником Всеволодом Константиновичем был послан братом Юрием в военный поход, однако, цель похода летопись не указывает, помещая событие между поставлением в Киеве митрополита Кирилла (произошедшим 6 января 1225 года) и масштабным вторжением литовцев в Новгородскую землю и Смоленское княжество, закончившееся битвой под Усвятом (до весны 1225 года). Новгородские летописи сообщают, что в возглавляемом Ярославом походе против литовцев участвовали Владимир с сыном, но о детях Владимира ничего не известно. Возможно, речь идёт о брате Мстислава Удатного Владимире Мстиславиче и его сыне Ярославе.

Владимир умер, приняв схиму, в 1227 году. Княжество Стародубское вновь вошло в состав земель Великого княжества Владимирского.

Святослав (1196-1252) - великий князь владимирский;

Святосла́в Все́володович (27 марта 1196 - 3 февраля 1252) - великий князь владимирский (1246-1248), сын Всеволода Юрьевича, в крещении Гавриил. За время своей жизни князь Святослав княжил в Новгороде, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире.

Четырёхлетним ребёнком он был назначен на княжение в Новгороде, а затем был сменён старшим братом, Константином в 1206 г. и снова возвращён в Новгород в 1208 г.

В 1212 году по смерти отца Святослав получил в удел город Юрьев-Польский. При его княжении в 1230-1234 на фундаменте белокаменной церкви святого великомученика Георгия был построен Георгиевский собор, «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В соборе находится рельефная композиция, называемая по традиции «Святославовым крестом», в основании которой стоит камень с надписью-посвящением Святослава Всеволодовича.

В 1220 году Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция была речной и закончилась победой русских войск у Ошеля.

В 1222 году Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена.

В 1226 году Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу.

В 1229 году Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный.

В 1234 году Святослав заложил в Юрьеве-Польском церковь св.Георгия.

В 1238 году принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество.

В 1246 году умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования. Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением. В 1248 году он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем Хоробритом, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле Гуюка досталось Андрею Ярославичу.

В 1250 году Святослав со своим сыном Дмитрием ездил в Орду. По мнению историка А. В. Экземплярского, это была безрезультатная поездка с попыткой возвращения великокняжеского престола. Историк В. А. Кучкин замечает, что хотя летописи не говорят явным образом о цели этой поездки, такие путешествия русских князей с сыновьями-наследниками к ханам обычно совершались тогда, когда речь шла о закреплении за Рюриковичами их княжеств-отчин. Учитывая, что внук Святослава уже носил прозвище Юрьевского, Кучкин делает предположение, что к тому времени Святослав владел Юрьевским княжеством.

После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила.

Последние дни своей жизни святой князь прожил богоугодно, в посте и молитве, чистоте и покаянии. Скончался 3 февраля 1252 года. Тело его было положено в построенном им соборе святого великомученика Георгия. Мощи святого благоверного великого князя Святослава были вновь обретены в 1991 году и положены в Свято-Покровском храме города Юрьева-Польского «идеже и до ныне лежат Богом блюдомы и исцеления дар с верою приходящи подают».

Брак и дети
Супруга - княгиня Евдокия Давыдовна Муромская, дочь князя Муромского Давыда Юрьевича и его супруги княгини Февронии (в монашестве Евфросинии), которые являются почитаемыми святыми Петром и Февронией, покровителями семьи в России.

Свою жену Евдокию, князь Святослав отпустил в 1228 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество 24 июля в праздник Бориса и Глеба. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём же была похоронена, останки находятся там и сейчас.

Сын: Дмитрий, по старинным святцам почитался как святой

Иван (1198-1247) - князь стародубский.

Иван Всеволодович (28 августа 1197/1198 - 1247) - удельный князь стародубский с 1238 по 1247. Прозвище, по некоторым родословным, Каша, младший из сыновей Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо).
После смерти отца принимал участие в борьбе своих старших братьев, Константина и Юрия, за великокняжеский стол, держа сторону второго (1212-1213).

В 1226 году вместе со старшим братом Святославом возглавлял удачный поход владимирских войск на мордву.

После нашествия Батыя великий князь Ярослав Всеволодович дал в удел Ивану только что разорённый татарами Стародуб. В 1246 Иван ездил с Ярославом в Орду.
Имел единственного сына (жена не установлена) - Михаила.

***

История государства Российского

А) актуальность выбранной темы

Время правления Всеволода III – безусловно важная веха в истории Русской земли, яркий момент, вспышка света в мрачных условиях раздробленности. Эта тема как тема власти, несомненно, очень актуальна была всегда и остается актуальной по сей день. Она интересна тем, что князь стоит у истоков формирования монархической идеи. Всеволод – один из первых властителей, который воплотил в себе черты самодержавного правителя. Хотя в отечественной литературе однозначное предпочтение отдается Андрею Боголюбскому, фигура брата закрывает Всеволода. Некоторые исследователи полагают, что князь ничего нового не сделал, что он только закрепил успехи брата, и даже наоборот, способствовал усилению и продолжению раздробленности (имея ввиду междоусобицу его сыновей после его смерти). Поэтому нам необходимо в этом, попытаться увидеть в князе черты самодержца, понять, что же на самом деле сделал Всеволод.

Б) цели и задачи исследования

Исходя из этой проблемы, целью работы будет показать формирование идеи самодержавного правителя, учитывая при этом, что Владимиро-Суздальское княжество – наследник Киевской Руси.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить те черты Всеволода как правителя, которые были присущи киевской традиции, и выделить новации. Для этого нужно рассмотреть и проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Всеволода. Здесь надо оговориться, что под «внутренней политикой» подразумеваются отношения с соседними княжествами, так как для Всеволода они оставались частичками одного государства, которые ему необходимо было собрать в одно целое. В этой политике самыми показательными являются отношения с Киевом (как с бывшим центром великого княжения) и с Новгородом (как с независимой республикой). А «внешняя политика» - это отношения с Волжской Болгарией и половецкой степью, так как источники не упоминают о других направлениях политики Всеволода. Последней задачей будет рассмотрение образа «идеального князя» в «Поучении Владимира Мономаха» и сопоставление этого образа с образом Всеволода III Большое Гнездо, для того чтобы проследить, как изменяется характер князя при усилении централизации, какие новые качества появляются и помогают этому процессу.

В) характеристика источников

Для работы над темой использовалось четыре источника. Первый и самый главный – Лаврентьевская летопись.

Лаврентьевская летопись – один из самых древних дошедших до нас летописных памятников – составляет часть Владимиро-Суздальского летописания и поэтому описываемому периоду там уделяется большое внимание. Памятник получил свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего летопись в 1377 году по заказу Суздальского и Нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Летопись начинается «Повестью временных лет» и заканчивается 1305 годом. Памятник был куплен в 1792 году собирателем древних рукописей графом Мусиным-Пушкиным. Сейчас рукопись хранится в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Первое издание было предпринято в 1804 году Обществом истории и древностей российских при Московском университете.

Источником, дополняющим первый, является Ипатьевская летопись. Она распадается на три главных части. Первая часть содержит «Повесть временных лет» третьей редакции. Вторая часть охватывает события 1118-1199 годов. Третья часть доводит свое повествование до 1292 года и представляет собой, в основном, Галицко-Волынскую летопись.

Основных списков летописи два: Ипатьевский и Хлебниковский. Оба этих списка восходят к южнорусскому летописному своду конца XIII века. Ипатьевский список начала XV века найден Карамзиным Н.М. Впервые был издан в 1842 году.

Третий источник – Новгородская I летопись – древнейшая летопись Новгородской феодальной республики. Она достаточно ясно освещает события, характеризующие отношения Новгорода и Владимира. Летопись известна в двух изводах. Старший извод представлен пергаменным Синодальным списком XIII – XV веков. Он доводит свое изложение до 1330-х годов и имеет приписки, доходящие до середины XIV века. Младший извод Новгородской летописи близок к Синодальному списку, но продолжает его до 40-х годов XV века. Известны два основных списка летописи младшего извода: Академический и Комиссионный. Другие списки Новгородской I летописи младшего извода представляют собой дальнейшее усложнение Комиссионного списка.

Четвертый источник – «Поучение Владимира Мономаха». Это произведение представляет собой прообраз тех домостроев, которые мы увидим в последующих веках. Кроме того, «Поучение» - единственный в древнерусской литературе пример наставления созданного не духовным лицом, а светским человеком, государственным деятелем. Структура произведения: Собственно поучение, послание к Олегу Святославичу (племяннику Мономаха), автобиография.

Полагают, что окончательно «Поучение» было завершено автором в 1117 году, когда он смог подвести итог своей жизни. Дошло до нас «Поучение» в единственном списке XIV века в составе Лаврентьевской летописи, где оно стоит под 1096 годом, причем, сам текст оказался без некоторых частей (в частности, нет начала поучения).

Г) обзор литературы

Время правления Всеволода III Большое Гнездо, как период в истории Владимиро-Суздальского княжества и Русской земли, изучался мало и практически не исследовался, особенно современными историками. Немного больше уделяли ему внимание советские авторы. Но основные труды – это труды дореволюционных ученых.

Из дореволюционных исследователей здесь использованы работы Мятлевой Т.П., Соловьева С.М., Ключевского В.О. и др. Все они высоко оценивают деятельность Всеволода и его личность.

Ключевский В.О. в «Курсе русской истории» указывает на жесткий характер Всеволода и говорит, что он «заставил» признать себя великим князем всей Русской земли.

Историк Иловайский Д.И. говорит, что князь – расчетливый, способный к жестокому образу действий, то есть обладает именно теми чертами, «на которых построилось государственное здание Великой России».

Карамзин Н.М. говорит, что князь Всеволод «княжил счастливо, благоразумно от самой юности и строго соблюдал правосудие. Не бедные, не слабые трепетали его, а вельможи корыстолюбивые…».

Мятлева Т.П. же считает Всеволода справедливым, но жестоким: «…тем не менее, воспитанный в Византии, он научился там жестокой мести, безжалостно проявляя ее порой на своих врагах».

Крупнейший историк XIX века С.М. Соловьев в «Истории отношений между русскими князьями Рюрикова дома» называет Всеволода III не просто великим князем, но сравнивает его с государем, называя «люимцем народа и победителем», и говорит: «Одним словом, он был рожден царствовать…».

Пресняков А.Е. в своем труде «Образование Великорусского государства» говорит, что успех князя – есть результат естественного для северорусских правителей стремления к подчинению себе других князей.

Другой советский историк Толочко А.П. совершенно необоснованно считает, что Всеволод не играл главной роли в политической истории страны, и говорит, что он находился под влиянием Византии.

Кучкин.В.А. останавливается только на территориальных успехах политики князя: «…при Всеволоде Большое Гнездо значительно расширилась территория области, усложнилась ее административная структура». Кривошеев Ю.В. говорит о приходе к власти Всеволода и считает, что он пришел к власти при помощи горожан, которые сразу нашли в князе «союзника, а не противника своих действий».

Однако все-таки со временем характеристики князя становятся более конкретными.

Свердлов М.Б. говорит о политическом первенстве и могуществе князя. А исследователь Перхавко В.Б. называет князя Всеволода государем «близким к идеалу» , то есть, в литературе все больше и больше утверждается мысль о том, что время правления Всеволода – это время расцвета всей Русской земли, это период временной централизации власти, временного увеличения роли великого князя до масштабов государя.

Глава I. Внутренняя политика Всеволода III

1.Отношения с Киевским княжеством

Всеволод III Большое Гнездо занял Владимирский престол в результате междоусобицы, длившейся более года. Время Всеволода-это время, когда реальная власть находилась не у киевского князя, а в руках князя Владимиро-Суздальского. Это эпоха расцвета Владимирского княжества. Ведь именно князь Всеволод впервые ввел в свой титул термин «великий» и оправдал его. Оценивая внутреннюю политику князя, его отношения с соседними княжествами, с соседними народами можно согласиться с этим титулом. Всеволод III заставил признать себя великим князем земли Русской.

Свое детство Всеволод провел сначала в Византии, куда его вместе с матерью сослал брат – Андрей Боголюбский, стремившийся избавиться от возможных соперников и претендентов на престол, а потом в Южной Руси, в частности, в Чернигове. Это очень помогло ему в будущем. Став князем, он увидел и понял различия между Северной и Южной Русью и, используя свои знания, сумел распределить свои силы и добиться желаемых результатов. Получалось, что все его вмешательства в дела киевские проходили без грандиозных затрат.

«Южная политика» Всеволода - это отношения с Киевом и Русской землей (то есть землей вокруг Киева). Это одна из важнейших сторон политики княжества конца XII - начала XIV века. Эти отношения начались со столкновения киевского князя Святослава Всеволодовича с Всеволодом Юрьевичем: «Приде князь Всеволодичь Святослав с Новгородци, и с Половци погаными, и с Черниговци, на Всеволода Юргевича; Всеволод же поиде противу ему и усрете и на Влене, на реце, и стояша промежи собою две недели». Рассматривая политику Всеволода по отношению к Киеву, надо сначала сказать о внутреннем политическом положении княжества. В чем оно заключалось? Оно заключалось во взаимоотношениях князя и боярства, так как бояре всегда играли отнюдь не последнюю роль в княжестве и представляли собой довольно мощную силу. Всеволод III не вступал в открытую борьбу с боярством, наоборот, даже пользовался его советами: «Как скоро Суздальская земля успокоилась под твердым, умным правлением Всеволода III, северное боярство сделалось его усердным помощником». Однако иногда в источнике мы встречаем словосочетание «его бояре» , которое может свидетельствовать о том, что князь на самом деле подчинил себе владимирское боярство, сумел обуздать его, установив в своем княжестве единоличную власть. А вот народное собрание - вече - не всегда было довольно поступками князя. Впрочем, князь практически всегда уступал ему. «По мале же дний всташа опять людье вси и бояре, и придоша на княж двор, многое мьножество с оружьем, рекуще: чего их додержати? Хотим слепити и. Князю же Всеволоду печалну бывшю, не могшю удержати людий множьства ради их клича» ; «Он же послушавъ своих бояръ, оже молвяхуть ему: братъ твой шелъ Володимерю, а тобе выдалъ, - и отвори врата». Важным показателем соотношения сил Киевского и Владимирского княжеств является случай с поставлением епископа. Всеволод сам выбирает кандидата и не считается с мнением Киевского митрополита. Самое главное то, что Киев уступает Всеволоду: « Князь Всеволод посла к Кыеву к Святославу к Всеволодичю и к митрополиту Никифору, прося епископа, хотя поставити Луку…; митрополит же не хотяше поставити его, за не бе на мьзде поставил Николу Гречьна… Митрополит же Никифор повеле Николе Гречьну отписатися земле Ростовьской, и постави сего Луку епископом Ростову и Володимерю и Суждалю и всей земли Ростовьской».

Из летописей известно, что раньше таких случаев не было. Испокон веков киевский митрополит сам назначал епископов во все епархии (за иключением Новгорода; впрочем, Новгород всегда был исключением), как владыка, митрополия которого находилась в центре великого княжения, что немалова жно. Интересно, что если в первый раз митрополит колебался, то во второй – без возражений поставил епископом того, кого хотел Всеволод: « Посла благоверный христолюбивый великий князь Всеволод… к Кыеву Святославу ко Всеволодичю и к митрополиту Никифору отца своего духовнаго Иоанна на епископьство. Это напоминает именно независимый Новгород, в котором епископ выбирался без участия Киева и лишь затем в Киев посылалась просьба о его хиротонии. Отсюда можно сделать вывод, что власть Владимиро-Суздальского князя не слабела и даже не стояла на месте, а наоборот, усиливалась и крепла.

В киевской междоусобице при Рюрике Ростиславиче Всеволод внешне поддерживал Ростиславичей, однако, как только начиналась война, он сразу же принимал мирные предложения Ольговичей. Это потому, что ему нужна была вражда и бессилие князей Южной Руси. Он не обращал внимания на свои обязательства « Того же лета прислаша с молбою к великому князю Всеволоду митрополита Матфея Всеволодъ Чермный и вси Олговичи, прося мира и во всем покаряющеся; великый же князь видевъ покоренье ихъ к собе, не помяна злобы ихъ, целова к ним крестъ…» . И города Рюрика ему были нужны только для того, чтобы таким образом ослабить своих соперников. Всеволод наводил порядок в Русской земле не всегда достойными способами. Иногда, чтобы удержать власть, ему приходилось быть коварным. Известно, как ловко он поссорил, «стравил» Рюрика Ростиславича с Романом Волынским. Тем не менее, несмотря на способы достижения поставленной цели, задуманное ему удавалось: Рюрик даже не посмел вступить в свои права без воли на то Всеволода III, признавая тем самым его старшинство: «… преставися князь Кыевский Святослав… и посла великый князь Всеволодъ муже свое в Кыев, и посади в Кыеве Рюрика Ростиславича». Хотя некоторые исследователи, в частности, Толочко А. П. в своем труде « Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология» говорит, что власть Всеволода была небольшой, титул «великий» - почетным и не более. Как мы видим, после нашего небольшого исследования, это утверждение не устойчивое и ничем не обоснованное.

Любые действия князя всегда были ради достижения справедливых целей. Он хотел единства Руси и совсем не желал насилия как такового. Карамзин Н. М. говорит, что «он был рожден царствовать … хотя не мог называться самодержавным Государем России» . Проведя это небольшое исследование, мы видим, что благодаря деятельности Всеволода, фактически (неофициально) великокняжеский престол был перенесен во Владимир.

2. Отношения с Новгородом

Еще сложней и необычней складывались отношения Всеволода III и Новгорода. Новгородская феодальная республика – так называют эту политическую формацию многие исследователи. На протяжении практически всей истории существования этого княжества не находилось такого князя, которому хоть в какой-то степени удалось бы подчинить его. Это государственное образование все время было самостоятельным и независимым. Высшим органом власти в Новгороде в то время было вече, а не князь, как в Северо-Восточной Руси. Вече имело право пригласить понравившегося князя, а могло и изгнать его, если тот не устраивал по каким-то причинам. То есть, князь не имел там практически никакой власти. Он управлял только под руководством посадника.

И вот, князь Всеволод сделал то, что до него не удавалось сделать никому, даже мечтавшему об этом Андрею Боголюбскому. Он в какой-то мере подчинил себе на несколько лет Новгород: «Новгородци целовавшее ко Всеволоду Юргевичу крест…» .

Однако, конечно же, это подчинение не было полным. Новгородцы пытаются противостоять Всеволоду, нарушают крестоцелование. Старые традиции продолжают существовать, как бы послушна Новгородская земля не была. Уже после того, как новгородцы целовали крест, летопись говорит нам о призвании нового князя: « В се же лето выгнаша Новгородци Ярослава Володимерича, а Давыдовича Мстислава пояша к собе княжить Новугороду: так бо бе их обычай» . Это происходило потому, что свободолюбивым гражданам Новгорода, привыкшим к самостоятельности, в тягость было ощущать над собой могучую, властную руку Всеволода III или кого-нибудь другого. Однако Всеволод и не претендовал на полное владычество над Новгородом. Он пытался сохранить стабильность и относительное спокойствие в Русской земле. Как мудрый князь, Всеволод понимал, что для этого ему необходимо считаться с мнениями и желаниями новгородского боярства, которое «привыкло участвовать в общественных процессах». Однако спокойное подчинение тоже было не простым. Оно было корыстным со стороны новгородской знати. Скорее всего, тесная связь с великим князем была просто выгодна новгородцам в плане внутренней и внешней торговли.

И все-таки Всеволод привел новгородцев к тому, что они сами начали просить у него князей: « Тое же осени приидоша Новгородци, лепшие мужи, Мирошьчина гадь, к великому князю Всеволоду с поклоном с молбою всего Новгорода, рекуще: ты господин князь великый Всеволод Гюргевич, просим у тобе сына княжить Новугороду, зане тобе отчина и дедина Новгород». «Идоша людье с посадником и с Михалком к Всеволоду; и прия е с великою честью и вда им сын Святослав…» .

Таким образом, мы видим покорность новгородцев Всеволоду. Недаром они называют его «великим князем». Хотя окончательно Новгород был подчинен только в XV веке (время возвышения Московского княжества). И все же власть Всеволода III над Новгородом – явление исключительное. Он смог подчинить неподчинимое. Это говорит о действительном могуществе Владимиро-Суздальского княжества в то время, о мудрости, сильном и властном характере Всеволода Большое Гнездо. Князь оправдывает свое имя, которое на древнерусском языке означает «всем владеть».

Итак, Всеволод властно ведет себя по отношению к боярству; сам выбирает епископа; укрепляя личную власть, всячески поддерживает вражду князей в Южной Руси; как в былые времена, в Киевской Руси, Всеволод сажает своего князя в Новгород. То есть, мы видим, что в отношениях с другими землями Всеволод утверждал свое могущество и политическое первенство, причем средствами он пользуется взятыми из эпохи раздробленности (устраивая вражду между князьями).

Глава II. Внешняя политика Всеволода

1. Отношения с Волжской Болгарией

Внешняя политика Владимиро-Суздальского князя – это отношения с половцами и Волжской Болгарией. Вообще, особой динамичностью в эти века внешняя политика не отличалась. Вот, например, отношений с Византией источники не касаются. Возможно потому, что на этом направлении было спокойно и никаких важных действий ни с одной, ни с другой стороны не происходило.

В целом, восточная (по отношению к Волжской Болгарии) политика – это не завоевания. Она связана с задачами владимирской торговли.

Первый поход 1184 года – грандиозный по размерам. Болгар разгромили в двух сражениях, как, впрочем, и в последующем походе 1185 года: «И поможе Бог Руси, и победиша я, избиша ихъ полътретьи тысяче, а прочии пойдоша к лодьям, не ведущее бывшаго, оже лодьиници до нихъ победиле полкъ Болгарьский…» . Участие в этом походе свидетельствует об огромном значении для Владимиро-Суздальской земли «волжского пути вниз от Ярославля к Городцу Радилову». То есть, эти отношения хоть и были важны, но имели чисто торговый характер. И завоевания были только с этой целью. Ничего нового мы в этой политике Всеволода не видим.

Можно сказать, что эти завоевания приносили немалые успехи, так как территория княжества активно расширялась на восток.

Однако для нас важным в этом походе является состав войска, так как он показывает нам сферу влияния владимирского князя. Каков он? Это был объединенный поход нескольких русских князей под командованием Всеволода III, в числе которых муромо-рязанские и смоленские князья: « Пошел князь Всеволод на болгары с Изяславом Глебовичем, племянником своим, и с Владимиром с Святославичем, и с Мстиславом Давыдовичем, и с Глебовичами рязанскими: с Романом, и с Игорем, и с Всеволодом, и со Володимером, и с Муромским Володимером; и пришли в землю Болгарску». То есть, опять мы видим стремление к подчинению себе других князей. Ведь скорее всего – это не добровольные действия; вероятней всего князья служат Всеволоду по принуждению, посылают свои полки по его приказу. А если он подчинил себе рязанских князей, значит, полновластно распоряжался их территориями, соответственно, брал на себя оборону муромо-рязанских пределов.

Кроме того, здесь можно говорить об умении Всеволода объединяться с другими князьями против общего врага, преследуя при этом общие интересы в плане торговли, что напоминает отдаленно борьбу с половцами Владимира Мономаха.

2. Всеволод и половцы

Походы на половцев Всеволода III Большое Гнездо имели уже совсем другое значение и для него, и для Русской земли, в отличие от походов на Волжскую Болгарию.

На протяжении уже нескольких веков половцы своими набегами беспокоили границы Руси. Многие киевские князья, в том числе Владимир Мономах, защищали свои земли от этих опасных соседей.

Несмотря на то, что половцы служили Всеволоду (например, они участвовали в походе на болгар 1184 года), они периодически волновали южные границы его владений. В том числе, в целях обороны муромо-рязанских земель князь Всеволод организовал в 1199 году поход на половцев: «… ходи благоверный и христлюбивый князь великий Всеволодъ Гюргевичь, внукъ Володимерь Мономаха, на Половци, с сыном своим Костянтиномъ; Половци же слышавшее походъ его, бежаша и с вежами к морю…». «Как великий князь, принимая к сердцу обиды всей русской земли…он хотел защитить от половецких набегов пределы рязанской области». Поход снова был проведен объединенными силами князей владимирских, суздальских и рязанских.

Кроме того, этот поход был проведен с целью обеспечения мира, примирения с черниговским князем. Таким образом, обнаруживается стремление Всеволода решать споры миром, то есть, предпочтение им военных, но непрямых действий. Желая объединения всей Русской земли под своим началом, он понимает, что лишнее кровопролитие здесь ни к чему и старается искать альтернативу военным, междоусобным действиям.

Оценивая внешнюю политику Всеволода, можно понять каким незаурядным военачальником и просто правителем он был. Он сумел собрать огромные военные ресурсы и направить их в нужное русло. В результате: «Только от имени его трепеташа страны все, и по всей земле слухъ о нем пройде… и Богъ покорялъ ему под ноги враговъ его».

Итак, внешняя политика Всеволода – это политика не менее целенаправленная, чем внутренняя, всегда активная, энергичная. По своему характеру она отвечала интересам Владимирцев, так как имела в основном экономическое значение. Подчас она становилась жестокой, но именно такая политика как нельзя лучше характеризует Всеволода, как великого князя, «великого» во всех смыслах этого слова.

Мы видим, что Всеволод в походах объединяется с другими князьями, то есть он ставит перед собой в некотором смысле общерусские задачи. Он тем и отличается от обычного удельного князя, что имеет интересы, которые не ограничены его собственным двором и собственным благополучием. Он как настоящий политик смотрит вокруг себя и вдаль.

Глава III. Всеволод III и « Поучение» Владимира Мономаха

1. Образ «идеального князя» в «Поучении» Владимира Мономаха

«Страхъ имейте Божий в серци своемь, и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру».

В своем произведении Владимир Мономах охватывает широкий круг проблем, жизненных ситуаций, дает ответы на вопросы политической, нравственной и социальной жизни своего времени.

Итак, каким должен быть идеальный князь по мнению Владимира Мономаха?

Через все « Поучение» проходит призыв заботиться о Русской земле. Немалое место занимает мысль о сочувствии и помощи слабым и угнетенным. Он говорит: « … убогыхъ не забывайте, но елико могущее по силе кормите, и придавайте сироте, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека». Этот призыв он подкрепляет собственным примером: « … тоже и худаго смерда и убогые вдовице не далъ есмъ силнымъ обидети…».

Мономах призывает своих читателей быть храбрыми и в то же время неприхотливыми воинами: « На войну вышедъ, не ленитеся. Не зрите на воеводы; ни питию, ни еденью не лагодите, ни спанью; и стороже сами наряживайте, и ночь, отвсюду нарядивше около вои, тоже лязите, а рано встанете…». Говорит о необходимости постоянного труда и опять ссылается на свой опыт: « Еже было творити отроку моему,то самъ есмь створилъ, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя…». Кроме того, идеальный князь должен проявлять воинскую доблесть, быть решительным в бою. При этом, не полагаться только на самого себя, но проявлять уважение к дружине, советоваться с ней.

Каждый князь должен быть богобоязненным, человеколюбивым, должен почитать старших, заботиться о младших: «старыя чти как отца, а молодыя яко братью». Очень важное качество князя – справедливость: « Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его; аще будетъ повиненъ смерти,а душа не погубляйте никакояже хрестьяны».

Князь не должен быть клятвопреступником – от этого как благополучие княжества, так и состояние самого князя, ведь крестоцелование – это единственный способ удержать мир феодальной « братии» в равновесии.

В произведении господствует та мысль, что человек (князь) никогда не должен совращаться с правого пути и во всех случаях должен полагаться на Бога: «… похвалите Бога, давшаго намъ милость свою, и се от худаго моего безумья наказанье…»

Основным пороком, причиной всех зол Владимир Мономах считает лень: «Леность бо всему мати: еже уметь, то забудеть, а егоже не умееть, а тому ся не учить…»

Заканчивает свое поучение Мономах призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно исполняя свое дело. То есть, смелость, отвага, самоотверженность и т.д. – вот те черты, которыми должен обладать идеальный князь, истинный попечитель о своем отечестве.

2. Сравнение князя Всеволода с образом «идеального князя»

В предыдущем параграфе мы рассмотрели представления об идеальном князе времен Киевской Руси. Всеволод – представитель новой эпохи, но идеал князя остался тем же, ведь страна по-прежнему христианская, по-прежнему действуют те же нравственные законы и нормы. Поэтому, сопоставлять надо, постоянно обращаясь к киевскому прошлому. Идеальные князья в нем это – Ярослав Мудрый, сам Владимир Мономах и др. Итак, что характерно для этих князей и что характерно для князя Всеволода III?

Начнем по порядку. Внутренняя политика Всеволода: самый яркий в ней момент – покорение Новгорода. Новгород всегда, начиная с Рюрика, находился в зоне влияния киевских князей. Поэтому подчинение Новгорода соответствовало образу идеального князя Киевской Руси.

Если говорить о внешней политике, то здесь важно отметить, что борьба с кочевниками-половцами была традиционна для киевских князей, это одна из главных их заслуг. Поэтому и здесь личность Всеволода в глазах летописцев пересекается с князьями киевскими, возможно именно с Владимиром Мономахом, как с человеком, много сделавшим для Руси на этом поприще. Ведь скорее всего северо-восточный летописец писал характеристику Всеволода Большое Гнездо, имея перед глазами летописную характеристику Мономаха и отчасти дословно списывая с нее: Всеволод судил « злыя казня, а добросмысленыя милуя: князь бо не туне мечь носить в месть злодеем, а в похвалу добро творящимъ…» Почти то же самое говорит Владимир Мономах.

Еще один показательный случай – самостоятельное поставление Всеволодом епископа Луки. Можно провести параллель с тем, что именно при идеальном киевском князе Ярославе Мудром был поставлен первый русский (не греческий!) митрополит Илларион в 1051 году.

Все эти сравнения позволяют нам назвать Всеволода Большое Гнездо идеальным князем с политической точки зрения. Однако ему как правителю присущи те черты, которых киевские князья не знали. До сих пор князь был по преимуществу предводитель дружины. При встрече с врагом он всегда был впереди войска, то есть до сих пор от князя требовалась личная храбрость, отважность, о чем и говорит Владимир Мономах в своем « Поучении». Но Всеволод отличается совсем другим характером. Теперь он на рожон не лезет. То есть «…Всеволод – первый, кто перестал полагаться на битвы только как на суд Божий…» Он, в отличие от киевских князей, первый стал предпочитать осторожность в боях присущей им решительности.

Эта его черта важна, но существует еще одна, которая существенно отличает Всеволода от киевских князей. Это характерный для него деспотизм, присущее ему сильно выраженное стремление к централизации власти.

Одним словом, Всеволод – совсем не продолжатель дела киевских князей. Он представляет собой образец князя нового, именно северорусского, деятельного, расчетливого, способного к неуклонному преследованию своей цели. То есть, имеет те черты, «… на которых построилось здание Великой России…»

Заключение

Итак, закончив работу, приходим к выводу, что Всеволода III Большое гнездо нельзя ставить на один уровень с киевскими князьями. Это другая эпоха, другие идеалы. Но даже в своей эпохе Всеволод – личность уникальная. И недооценивать этого князя никак нельзя. Ведь его целью не было подражать князьям Киевской Руси или вернуть киевскую традицию. Он создал новый образ князя с сильным характером, истинного самодержца. Мы увидели, что он почувствовал себя полновластным хозяином всей Русской земли. И не только почувствовал, но и своими действиями доказал это всем русским князьям, которые признали его старшим. Он подчинил себе Новгород, начав давать ему князей, он изменил свое отношение к боярству, став более властным. Он сам выбирал себе епископа. Он, не мучаясь от угрызений совести, сеял вражду между удельными князьями для укрепления собственной власти. Он стал называться «великим князем» не покидая при этом владимирский престол, он поражал всех своей строгой и нетерпящей возражений внешней политикой, которая одновременно свидетельствовала о его заботе о всей русской земле, а не только о собственном княжестве. То есть, Всеволод обладал огромной властью.

Кроме того, так как Всеволод – продолжатель дела отца (Юрия Долгорукого) и брата, так как он пошел по пути, указанному Андреем Боголюбским, его по праву можно считать основоположником формирования монархической идеи, идеи самодержавия на Руси. Он заложил основу того княжения, в результате которого из сильного Владимирского княжества впоследствии возросло новое Московское княжество и возникло Московское государство.

Политическая ситуация Руси должна была в конечном счете сформировать новый образ правителя, политика, озабоченного далеко идущими целями, человека, который думает и видит на два шага вперед. Переход в новую политическую фазу характеризуется некими переходными периодами, в которых закладываются семена, впоследствии дающие всходы. Всеволод был той личностью, которая сумела почувствовать новую эпоху и дать своего рода ответ на ее вызов.

Библиография

Список источников

1. Ипатьевская летопись. Рязань, 2001.

2. Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001.

3. Новгородская I летопись. Рязань, 2001.

4. «Поучение Владимира Мономаха». // Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001.

Список литературы

1. Глухов А. Мудрые книжники Древней Руси. М., 1997.

2. Иловайский Д. И. Становление Руси. М., 1996.

3. Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1998.

4. Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1996.

5. Кривошеев Ю. В. Русь и монголы. Исследование по истории Северо-Восточной Руси. СПб., 2003.

6. Кучкин В. А. Формирование государственной территории в Северо-Восточной Руси в X – XIV веках. М., 1984.

7. Лимонов Ю. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987.

8. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М., 1947.

9. Мятлева Т. П. Владимиро-Суздальский край и начало Московской Руси. М., 1913.

10. Орлов А. С. Владимир Мономах. М., 1946.

11. Перхавко В. Б. Князья и княжны Русской земли. М., 2002.

12. Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. Пг., 1918.

13. Пчелов Е. В. Рюриковичи: история династии. М., 2003.

14. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII веков. М., 1982.

15. Толочко А. П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев, 1992.

16. Соловьев С. М. История отношений между русскими князьями Рюрикова дома. М., 2003.

17. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003.

18. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987.

Е ГЭ. История. КРАТКО

Феодальная раздробленность.

Князья Владимиро-Суздальского княжества

Первый самостоятельный князь Ростово-Суздальского княжества.

1125- перенёс столицу из Ростова в Суздаль.

1146- впервые упоминается Тула.

1147 - первое упоминание о Москве .

Укреплял Москву деревянными стенами и рвом.

С 1155- князь Киевский.

Активное градостроительство (Дмитров, Звенигород, Юрьев-Польский и др.)

Подчинил влиянию Рязань, Муром, активно влиял на политику Новгорода.

Владимиро - Суздальское княжество- сильнейшее на Руси.

Фактически распоряжался Киевом, взяв его штурмом в 1169.

Укреплял власть, борясь с противоборством бояр.

Положил начало единовластию и деспотизму.

Перенёс столицу во Владимир .

Построил во Владимире Золотые ворота (1164) и Успенский собор

(1158-1160).

1158-1160 – построил Боголюбовский замок.

Храм покрова на Нерли (1165) в честь победы над Булгарией и рождения сына.

Разогнал старшую дружину. Опирался на бояр, которые уже были не вассалами, а слугами

С 1159- боролся за подчинение Новгорода, в 1169-1170 временно подчинил его себе.

Способствовал культу Богородицы: в 1155 вывез из Вышгорода икону- Владимирскую икону Божьей Матери.

Период расцвета княжества.

Расправился с боярами- заговорщиками, установил феодальную монархию.

Фактический правитель Руси.

Сам ставил своих сыновей на киевский престол.

Укрепил Владимиро-Суздальское княжество.

Захватил Рязань, подчинил своей власти Киев, Чернигов, Рязань. Новгород.

Первым присвоил титул великого князя в Северо-Восточной Руси

Строил и укреплял города

Вёл грандиозное строительство во Владимире.

1194-1197- построен Дмитровский собор .

Внешняя политика

1120- поход на болгар.

Воевал с волжскими булгарами.1164- поход против них.

1171- неудачный поход в Волжскую Булгарию.

Успешно воевал с Волжской Булгарией.

Успешные походы на половцев

1184, 1186- походы на болгар.

Личности

Святослав Ольгович - новгород-северский князь, отец Игоря- героя «Слова о полку Игореве». Именно его приглашал по летописи Юрий Долгорукий в Москву - это было первое упоминание о Москве.

Сын Изяслав , брат Ярослав , муромский князь Юрий - именно с ними ходил А.Боголюбский против булгар в 1164.

С братом Михаилом боролся за власть с племянниками Мстиславом и Ярополком Ростиславичами.

1176- разбил Мстислава, а в 1177- его союзника Глеба Рязанского . Одержал победу над всеми претендентами на престол.

Дополнительная информация

    С 1216 начались усобицы между сыновьями Всеволода Большое Гнездо. На реке Липец в сражении победил Константин, дед Александра Невского. Правил в 1216-1218.

    С 1218-1238- правил сын Всеволода- Юрий. Погиб в битве с половцами на реке Сить в 1238.После его смерти княжество распалось.

    1238-1246- великое княжение Ярослава Всеволодовича. Он первым получил ярлык на княжение.

Примечание

  • данный материал можно использовать при написании сочинения (задание № 25).
  • На сайте istoricheskiy - portret . ru можно найти исторические портреты Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В свое время, еще в молодые годы, ему предстоит стать Великим князем Владимирским и сделать последнюю попытку перед нашествием орд Батыя сплотить под жесткой самодержавной властью если не всю Русь, то одну из нескольких, самую обширную, богатую населением, природными дарами. А пока три первые года его жизни проходят то в усадьбах мирной Залесской стороны, где о половцах знают лишь понаслышке, а мечи поднимают русичи только друг против друга, то в Киеве, где недавно занял великокняжеский «стол» родитель Всеволода. «Долгие» руки Юрия дотянулись наконец до лакомого куска. Княжение в городе, наречённом в народе Отцом городов русских, в глазах князей тех поколений соединялось со старейшинством на Руси. Потом, по смерти отца, заокскую страну и семью возглавит старший брат Андрей, который также добьется киевского княжения, стерев в пыль столицу своих предков, Рюриковичей, но не останется в нелюбимом Киеве, сделает своей постоянной резиденцией Боголюбово, что под Владимиром, откуда будет усмирять своевластных бояр, пока те не покончат с покусителем на их древние права. Но Андрей был Всеволоду братом сводным, сыном Юрия от дочери половецкого хана. Младшего Юрьевича родила «грекиня», византийская царевна Елена, которую пасынок не любил. Трехлетний брат с матерью был изгнан на Дунай. Император Мануил Комен выделил племяннице четыре города в «кормление». Изгнанники подолгу гостили в Константинополе. Вот где Всеволод «в детстве перенял у византийских повелителей искусство расставлять сети, ссорить одних врагов с другими, переманивать их на свою сторону. По своему властолюбию он не уступал отцу и старшему брату Андрею. Но Боголюбский посылал полки на Киев и на Новгород, и они терпели поражения, а Всеволод осторожен был, исподволь готовил войска, предпочитал переговоры, мирные пути к осуществлению своих замыслов» (Г. Миронов. История Государства Российского. Кн. 1. М. 1991 ).

Андрей Боголюбский не только сердцем был привязан к Северу. Умом он понимал, что только здесь можно восстановить полноценное единое государство, поскольку Юг со своим «яблоком раздора», Киевом, истощит столько сил, необходимых для борьбы с конкурентами из своих и половцами, что их уже не останется для поддержания порядка к северу от Оки. Теперь Залесская сторона уже не была тем малонаселенным привольем, как при Владимире Мономахе, когда две трети русского населения под сильной державной рукой теснились в долинах Днепра и его притоков. Забрал Бог последнего защитника русичей, и хлынули многотысячные толпы на север, подальше от стрел, сабель и арканов степняков. Ими было распахано плодородное Ополье. Началась интенсивная разработка железных руд, оживились речные, водные и сельские промыслы, расцвело ремесло; каменное строительство достигло таких высот, что повторится только через три века. К двум древним городам - Ростову и Суздалю - прибавились десятки новых. Казалось, вся активная, жизнеспособная Русь собралась на новом месте, чтобы сделать попытку выжить. Вот такую Русь возглавил Всеволод, когда после братьев пришел его черед занять великокняжеский стол во Владимире-на-Клязьме.

Одной из самых действенных причин феодальных междоусобиц на Руси была старая, глубоко укоренившаяся система наследования княжеской власти, когда титул и права передавались от правящего лица не к старшему сыну, а старшему в роду - брату, племяннику, другим. При разросшейся династии неизбежная неразбериха в определении старшинства приводила к ссорам все более кровавым. Были даже очень ранние попытки разрушить эту порочную систему, пытался изменить ее и Боголюбский, однако новый порядок наследования мог укорениться лишь при согласованном перерождении, обновлении многих старых обычаев, не без силовых факторов со стороны властвующего лица, его единомышленников. При этом необходимо было достаточно времени, чтобы реформаторские идеи крепко засели в головах близких и подданных, пустили там крепкие корни. Провидение отпустило Всеволоду многое: более трех десятилетий власти над удельными княжествами Северной Руси, авторитет у подданных всех рангов (от боярина до холопа), талант крупного государственного деятеля и полководца, умение терпеть и выжидать, хитрость, волю и «семейную дружину» - восемь сыновей и несчетно внуков. Не семья, а Большое Гнездо, точно подметят земляки. Некоторые из сыновей и внуков унаследуют многие качества отца и деда, проникнутся его идеей владеть отчиной сообща.

Одного не учло само провидение - татар… Они появятся на юго-восточных рубежах Руси вскоре после того, как Всеволода опустят в склеп церкви, а сыновьям еще не настанет срок искать меж собой достойнейшего правителя. Но семена успели попасть в благодатную почву, и было в них столько жизненной силы, что через сто лет, даже под гнетом золотоордынского ига, они взойдут в доме прямого потомка Всеволода, Ивана Калиты. Пока в нашем очерке Юрьевич жив, мы ближе познакомимся с его делами, в которых открылся характер властителя Северной Руси.

Его отец Юрий Долгорукий, дед Владимир Мономах, прадед Всеволод (сын Ярослава Мудрого) были Великими князьями Киевскими. Других Великих князей на Руси в ту пору не было, хотя уже после Мономаха Залесская Русь (она же Ростово-Суздальская, позже - Владимиро-Суздальская) все больше освобождалась от политического влияния Киева, становилась по сути суверенной. «Самовластец» Боголюбский, приняв в разгромленном им Киеве титул Великого князя, как бы «увез» его в Боголюбово, в любимый Владимир-на-Клязьме - за Серебряные и Золотые ворота, к кафедральному Успенскому собору с культом Богоматери, в отличие от южного культа Св. Софии. Брата Глеба оставил княжить вместо себя на Днепре, также с титулом Великий. Тем не менее, потерпело неудачу его стремление установить гегемонию Владимирской земли над остальными землями Рюриковичей. Не хватало личных качеств, которыми природа и «византийское воспитание» наделили младшего сводного брата.

Всеволоду Большое Гнездо С. Соловьев дает такую характеристику: «Он был очень осторожен, не охотник до решительных действий, до решительных битв, которыми можно вдруг выиграть, но можно вдруг и потерять, уступчив в тех случаях, где видел успех неверный, но постоянен в стремлениях к достижению цели, а цель эта, как и у его потомков - приобрести как можно больше владений, усилить себя за счет всех других князей, подчинить их себе» (И. Заичкин, др., Русская история. М. 1992). Тридцатишестилетнее правление Всеволода Юрьевича стало для княжества Владимиро-Суздальского временем политического единства, несмотря на распри отдельных князей. В Европе появилось одно из крупнейших государств, самодержавный и полностью суверенный властелин которого оказывал влияние на политику Новгорода, вмешивался активно в южнорусские дела, добился влияния на Киев, Чернигов, Рязань, Галич, ослабляя их раздорами. В «Слове о полку Игореве» говорится, что Всеволод может веслами Волгу расплескать и Дон шеломами вычерпать. При этом Великий князь Владимирский опирался на горожан и на новый служилый класс - дворян, которым платил за службу землей и серебром.

Все черты характера этого полу-византийца - полу-русского, приемы его политики проявятся и будут наследоваться в потомках Ивана Калиты, в их семейном и общерусском деле возрождения Руси. Но действительно, ни общество, ни сама история еще не созрели до Всеволода. Он появился слишком рано, предтечей великих собирателей земли. Но какая яркая фигура! И прозвище под стать ей - Большое Гнездо! Теперь мы можем подправить мнение современников великого князя: Большое Гнездо - это не только его семья. Это - вся РОССИЯ.

Сергей Анатольевич Сокуров www.sokurow.narod.ru

Далее читайте:

Рюриковичи (биографический справочник).

Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212)

Юрий Владимирович Долгорукий (+ 1157), отец Всеволода.

Владимиро-Суздальские великие князья. (Генеалогическая таблица)