Красота Оладьи Стрижки

Самодельные манки на утку. Самодельный электронный манок

Сейчас самое время заняться изготовлением манка на косулю и тренировками дома и в угодьях.

Делая ревизию своего охотничьего снаряжения после завершения весенней охоты, обнаружил, что остался без манков на косулю - все раздал. В поиске трубки нужного диаметра удачно наткнулся на петлевой вибратор от старой ТВ антенны. Устраивал не только диаметр (8-10 мм.) но и уже готовые изгибы, позволяющие сделать из одного вибратора четыре манка. Необходимые инструменты имеются в гараже: тисочки, ножовка по металлу, ножницы, мелкий напильник или надфиль и прочие мелочи (пластиковые бутылки, изолента, резинка и т.п.)








Конструкция такого манка достаточно известна, проста и надежна - много «картинок» есть в интернете, поэтому буду говорить только о своем опыте изготовления и пользования такими манками.
Часть манка с вырезом для язычка я предпочитаю делать подлиннее - это дает больше возможностей по изменению звучания, как по высоте тона, так и по громкости. Переходя с одной засидки на другую, стараюсь менять звук манка и, нередко, бывает, что зверь ходивший «вокруг да около» при смене места и звука подходит на выстрел.

Чтобы добиться более стабильного и реалистичного звучания использую резинки «для денег». Местоположение и количество витков резинки подбирается опытным путем и зависит от материала и диаметра трубки и жесткости язычка. Полезна такая резинка для новичков: пока нет навыка, трудно сразу найти нужное положение манка во рту. Да и звук одной тональности получить легче - чтобы её изменить, надо сдвинуть резинку: чем ближе к кончику, тем короче подвижная часть язычка и выше звук. С другой стороны, для более опытного охотника применение резинки лишает возможности «поиграть» (варьировать) звуком непосредственно в процессе подманивания зверя.

Чем круче изгиб язычка вверх, тем звук грубее. Более высокий звук издают лепестки из рентгеновской пленки, но им надо «задавать» изгиб. Из пластиковой бутылки язычок уже имеет изгиб (режется поперек бутылки). Но бутылку лучше брать большого объема, иначе слишком крутой изгиб лепестка дает звук более похожий на кряканье утки. Иногда попадаются небольшие бутылки из мягкого пластика, из них язычки лучше резать на сужении к горлышку, ближе к широкой части – получается более высокий, наилучший по тону и громкости звук.

Лепесток манка делаю выступающим за металлическую часть (на 0,5-1,5 мм.) для того, чтобы: первое - манок легче «заводился», а значит и позволит издавать более тихие звуки;

второе – исключает залипание язычка, которое может случаться при увлажнении слюной и, обычно, в самое неподходящее время. Окончательная обрезка язычка производится уже в процессе настройки, спешить с этим не надо.

Лучше сразу заготовить и проверить в работе несколько запасных лепестков, потому что это элемент наиболее тонкий, нежный – чуть зацепил в азарте, загнул, и звучать будет по-другому, может и совсем не так как надо. А заменить лепесток прямо на месте дело пары минут.

Не забывать при изготовлении манка ещё два момента:

первый - с «выходной» стороны просверлить тонкое отверстие и вдернуть тонкий шнурок для подвешивания на шею;

второй - в азарте охоты манки очень легко потерять, поэтому советую нанести пару витков изоленты разных ярких цветов, чтобы не потерять манок на фоне любого цвета.

Сколько манков ни делал, ни разу не удалось получить два с совершенно одинаковым звучанием. А сейчас и «не заморачиваюсь» этим. Голоса у разных особей косуль могут значительно отличаться, манок никогда не будет издавать звуки, совершенно идентичные скачанным из интернета и, на мой взгляд, гораздо важнее издавать манком максимально одинаковые звуки. Как показывает опыт, «работают» манки с очень разными голосами, пусть и не все одинаково эффективно, но работают! На мой взгляд, гораздо важнее «единообразие», «похожесть» звуков, издаваемых манком с одного места - сел на засидку, с этой точки манить надо одинаково; перешел на другое место - можно изменить тональность или характер звуков манка. Когда у меня случается «на точке» нечаянно издать отличающийся звук («и на старуху бывает проруха»), даже зная, что поблизости уже есть зверь, я меняю место засидки. Если этого не сделать, можно долго слушать, как вокруг кто-то ходить будет, но на глаза не покажется.
Дополнительным подтверждением качественного звука манка служит поведение опытных охотничьих собак – на фальшивые звуки не реагируют (или реагируют не адекватно), а при «правильном» звучании настойчиво ищут зверя.

Если лай козла могут узнать многие, то достаточно большое число охотников слишком мало слышало в природе звуки издаваемые самками и детенышами косули, а многие и не слышали вообще. Поэтому для первоначальной тренировки лучше всего скачать в интернете файлы с этими звуками и ролики охоты с манком, «вырезать» интересующие звуки и соединить в многократно повторяющийся ряд. (Я, например, пользуюсь бесплатной версией программы «ВидеоМастер».) Затем, сидя перед компьютером, тренировать в максимальном подражании этим звукам.

Не следует, по возможности, тренироваться с манком непосредственно в местах будущих охот. Косуля ведет оседлый образ жизни и вероятность «отучить» зверей реагировать на звуки манка очень велика. Причем сам об этом и не узнаешь, поскольку зверей, скорее всего, и не увидишь. Я, например первые манки осваивал на границе заповедника и прилегающей территории – и зверь всегда есть, и охотиться там все равно не будешь. Во время таких тренировок хорошо наблюдать, как ведут себя звери, подходя на звуки манка, какими «приемами» пользуются для скрытного приближения, как затаиваются, кружат, стараются зайти с подветренной стороны или со стороны надежных укрытий; насколько осторожнее ведут себя самцы по сравнению с самками.

Для удачной охоты зверя или птицу надо подозвать к позиции охотника. Наиболее простой и распространенный способ - подражать их кормовому или брачному зову при помощи манка. Не будем останавливаться на необходимости манка на охоте, если Вы здесь, значит в этом разбираетесь. Манки бывают двух видов: электронные и духовые. Духовой манок создает определенный звук по типу свистка. Это и есть свисток, стоит не дорого, есть много способов как сделать такой манок самостоятельно, не требует электропитания. На этом его достоинства заканчиваются. Недостатков не так много, но они очень существенны - трудно подобрать идентичность звука манка и оригинала, часто вообще не возможно, один манок - только один звук (одного животного или птицы), ограниченная громкость, а следовательно и территория слышимости, ну и дуть надо - раз два ничего, а всю охоту...

Второй вид манка - электронный . Преимущества: точное совпадение звуков (записи оригиналов), большое разнообразие звуков как различных видов животных или птиц, так и различных вариантов звуков одного и того же вида, что значительно увеличивает требуемый эффект от применения манка, возможность просто пополнять эту коллекцию звуков, управление громкостью, возможность дистанционного управления, да и просто не надо постоянно дуть, устройство позволит не отвлекаться на лишние действия и посвящать больше времени наблюдения и выслеживанию, оперативнее выбирать момент для выстрела.
Недостатки тоже есть: довольно дорого стоит, надо батарейки или аккумулятор, побольше вес и размеры от духового манка. Если для вас цена электронного манка элемент не существенный, то можно просто купить в охотничьем магазине, выбор сейчас довольно большой, как по качеству и опциям, так и по цене. Вариант второй - сделать электронный манок самостоятельно - это обойдется гораздо дешевле.

Для изготовления такого манка своими руками необходимо создать достаточно мощное, но при этом не большое и надежное звуковоспроизводящее устройство и записать на него различные звуки зова животного и или птиц. Важно, чтобы прибор мог долго использовать источник питания, противостоять сырости и другим агрессивным факторам природы. В противном случае он не оправдает надежд и быстро выйдет из строя, испортив охоту.
Бесполезно пытаться использовать динамик сотового телефона или другого подобного маломощного устройства – их мощность не позволяет распространить звук на достаточно большое расстояние. А вот вместе с усиливающем динамиком и внешним питанием вполне можно использовать. Но лучшие для этой цели подойдет обычный не дорогой цифровой плеер. Можно купить отдельно колонку (на рынке много сейчас что можно найти) подключаешь ее к телефону или плееру на котором записаны голоса тех зверей которые нужны и манок готов. Главное - питание усилителя колонки или сирены должно быть 6 или 12 В - это уж какой источник питания Вы выберите.

Если хотите еще дешевле - то и усилитель можно сделать самому. Схем большое множество, приведем один из вариантов самодельного электронного манка.



Корпус-коробку, в которой собран манок можно использовать любую, лишь бы все вошло. Сначала соберите все необходимые детали, а потом подберете корпус по размеру - так проще. Далее подробнее об используемых элементах и деталях.


Согласно пронумерованным компонентам электронного манка , под номером:
1 - это плеер. Подойдет любой, даже у самого дешевого памяти хватит на сотни различных звуков;
2 - это самое сердце манка - усилитель. В данном устройстве выполнено на микросхеме TDA1555Q эта микросхема дает вполне нормальную мощность 22 Вт на канал, сделано одноканальная, вполне хватает. Прицеплен радиатор, так как микросхема греется от 12 В. Но работает качественно. Стоимость, примерно 400 руб. вместе со схемой и элементами монтажа. Можно использовать любую другую схему или готовый покупной усилитель, что не дорого и можно купить в любом радиомагазине - выбирайте вариант сами.


3 - это собственно сама сирена от сигнализации, стоит где то 150 руб. Соединяется гибким проводом длинной 5-10 метров, для дальности, можно не делать такой длинный если сделать управление плеером дистанционно с помощью телефона с гарнитурой. Тогда вместо плеера можно использовать старый телефон и гарнитуру по блютулзу - метров на 10 пробьет - вот Вам и дистанционное управление. Внутренности из сирены нужно убирать, так как там стоит схемка для тональности. Сирена сама на 20 Вт.
4- Ну а это питание, аккумулятор на 12 В, 1,3 а/ч. Столько ампер часов вполне хватает на всю охоту. Можно использовать любой другой, в том числе на 6 В, при соответствующей схеме усилителя и питания звуковоспроизводящего устройства.


Вот собственно все детали самодельного манка, остается только собрать все в подходящий корпус. Все проверенно на практике - работает отлично и функцию свою выполняет на 100%.

Охота с манком будет особенно успешной тогда, когда прибор настроен заранее. Оптимальный вариант для охоты – фиксированная настройка манка перед охотой. Не стоит часто изменять настройки звука и зова – так легко запутаться, особенно неопытным охотникам. Неправильная настройка манка может спугнуть дичь вместо подманивания. Удачи в охоте.

Манок на косулю деревянный цилиндр диаметр 15, длинна 100, щель в нем 20,. Материал язычка — береста.узкая 6-7 мм. Толщиной как папиросная бумага.

Манок на рябчика

Вырезаем из консервной банки две полоски жести. Размер подбираем опытным путем. Ширина первой полоски 1 см, длина — 4 см (лишнее с длины потом срезается).
Ширина второй полоски такая же. Длина = 2ширина + один-два миллиметра.
С помощью гвоздя или ровной палочки диаметром 4-5 мм делаем закругление на конце первой полоски. Вторую сгибаем, чтобы надеть на первую как показано на рисунке.
Надеваем вторую часть на первую ближе к закруглению и догибаем до конца.

Загибаем хвостик, чтобы он закрыл полностью вторую часть. Если надо, то излишек отрезаем.

Ударами молотка, обухом топора или просто чем-нибудь тяжелым сплющиваем всю конструкцию.

Кончиком ножа проделываем щель между первой и второй частью.

Теперь надо настроить манок. Изгибая конструкцию достигаем нормального звучания. Можно регулировать и ширину щели. При свисте манок надо держать пальцами за бок, что бы воздух не выходил через круглые боковые отверстия.
Плюсы этого манка в том, что очень легко регулируется тональность звучания.

Манок на марала

Для подманивания «восточных» подвидов благородного оленя, марала и изюбря во время гона, «на реву», используются манки, действующие по особому принципу. Фактически никакой другой его не повторяет. В магазинах таких не найти, поэтому надо делать самому. Не продаются и записи голосов поющего марала на гону. В Горном Алтае и Саянах применяют манки-трубы, сработанные из цельного куска древесины кедра, а в Забайкалье и на Дальнем Востоке их делают также из берёсты. Принцип действия таких манков один — охотник втягивает воздух в себя, а не продувает через трубу.

Алтайская маралья дудка, труба (по-алтайски — абыргы) делается из кедра. Его древесина очень легко поддается обработке и к тому же обладает неплохими резонансными свойствами, что для музыкального инструмента немаловажно, а манная труба собственно таковым и является. Лучше, как говорят алтайцы, брать береговой, мелкослойный кедр. Вероятно, можно сделать трубу из липы или осины. Не знаю, не пробовал.
Для изготовления дудки надо взять болванку из просушенного (можно даже сухостойного) кедра диаметром примерно 10 см, а длиной 80 см и расколоть вдоль пополам. Прямослойная и без сучков заготовка раскалывается очень легко и правильно. Недаром бондари особенно охотно готовят клёпку для изготовления бочонков и кадушек из кедра. Конечно, болванку можно распилить и на дисковой пиле, но место склейки будет очень заметно.
На плоскостях раскола надо нарисовать контуры внутренности будущей трубы (рис. 1) и выбрать её полукруглой стамеской. Если у вас есть клюкарза, стамеска с кольцевым лезвием, то работа пойдёт и быстрее и чище. Чтобы не ошибиться и не захватить лишнее, лучше пользоваться шаблоном (рис.2), состоящим из двух частей (А и Б). Их надо вырезать из не толстого картона. Понятно, что RH — это наружный диаметр будущей дудки, a RB — внутренний. Для каждого диаметра(1, 2, 3 и т.д.), показанных на рис.1, нужно сделать свой шаблон. Таким образом, их будет восемь. Все размеры даны в миллиметрах.
В узком конце трубы надо прорезать отверстие толщиной в спичку. Затем заготовка с выдолбленным и чисто обработанным нутром (больше мы туда не залезем), склеивается, и начинается обработка с наружной стороны — сначала грубо топориком или большим ножом, а затем рубанком, постоянно проверяя размеры с помощью шаблонов, но уже наружных. Окончательно трубу снаружи выглаживают наждачной бумагой и покрывают бесцветным лаком (лучше матовым) или составом для вощения. Чтобы его приготовить, в расплавленный воск (1 часть) медленно вливают скипидар (2 части) и тщательно размешивают. Остывшую смесь наносят на поверхность тряпочкой, а затем полируют.
Можно поступить и иначе — начинать обработку болванки снаружи, не раскалывая. Постепенно сострагивайте лишнюю древесину, не доводя толщины болванки до конечной, определяемой шаблонами. Надо оставить «запас» древесины под чистовую обработку примерно в 1 см и только потом расколоть болванку. Раскалывать её надо с узкого конца и, конечно, по средней плоскости. Даже если раскол пойдет немного вкось, потом его будет нетрудно исправить. Напомню, что древесина кедра хорошо раскалывается по всем направлениям, но лучше — по радиальному.

Свою трубу я сделал без всяких шаблонов и начинал обработку именно снаружи, грубо отесав заготовку и только потом расколов её вдоль.

После того, как заготовка была расколота, я начертил на расколе контуры той части, которая должна была быть выбрана изнутри, и постепенно это сделал. Так как я работал без шаблонов, проверяя толщину стенок на ощупь, и боялся их слишком истончить, получились они у меня толстоваты. Ещё не склеивая половинки трубы, я сострогал всё лишнее рубанком (он должен быть хорошо заточен). Наконец, обе лёгкие половинки, прямо-таки благоухающие свежим кедром, я аккуратно по расколу склеил клеем БФ-2. Шва не было видно совершенно, потому что по расколотому месту древесина всегда склеивается значительно лучше, чем по распилу. Эту дудку я храню уже полвека!

Алтайские охотники, мастера своего дела, доводят толщину стенок дудки почти до прозрачности без всяких лекал, на ощупь, а потом обтягивают её сырой кишкой марала, которая, высыхая, придаёт дудке особую прочность и предохраняет от размокания.

Песня марала состоит из нескольких звучных частей. Начинается она с низкой ноты, а затем постепенно повышается, причем не плавно, а как бы коленами. Заканчивается она иногда взвизгиванием, почти свистом.

Чтобы извлечь из дудки голос марала надо вставить её тонким концом в угол рта и втягивать в себя воздух, постепенно, как бы толчками усиливая напор. Звук возникает оттого, что поверхности губ, к которым прикасается мундштук дудки, начинают вибрировать, а сама она резонирует и усиливает этот звук, который должен быть чистым и мелодичным. Чем сильнее напор проходящего воздуха, тем выше тон. Поначалу получается всё с трудом, но со временем можно достичь и хороших результатов. Я тренировался почти беспрерывно две недели, и мне это стоило распухших губ.

Конечно, не слыша ни разу голоса поющего марала, научиться ему подражать невозможно. Мне помогал мой наставник, Андрей Туймешев, который мог изобразить песню любого зверя, от молоденького двухлетка-торбока до могучего быка-сыгына. Это было на учёте численности марала в прителецкой тайге Алтайского заповедника, за год до того, как я добыл своего первого. Кстати, Андрей никогда не говорил, что марал ревёт, но только — поёт. «Сыгын для жена песни поёт!» — говаривал он.

Манная труба на изюбря делается из берёсты. Это хорошо описано у Ю.А. Герасимова в его книге «Тропой таёжного охотника» (Чита, 1960).

В первой половине июня, когда берёста легко отделяется от ствола, как говорят, сама падает, надо выбрать берёзу средней толщины с чистым, без сучков и повреждений стволом, затем сделать на нём винтовой надрез с шириной полосы примерно 15 см и снять полосу берёсты длиной около 2 метров (рис. 3-А). Высыхая, она скручивается внутренней стороной наружу в плотную спираль. Этому процессу надо помочь, чтобы спираль была плотной. Если потом растянуть этот «свиток», получится конусообразная трубка длиной 70-80 см, а может быть и длиннее, смотря потому, сколько срезать берёсты (рис. 3-Б). Берёсту перед изготовлением трубы с наружной, белой стороны надо тщательно очистить от мелких дефектов, наростов лишайников и т.д. Чтобы широкий конец не раскручивался, его закрепляют специальным кольцом с замком, каким обычно усиливается нижняя часть туесков (рис. 3-В). В тонкий конец трубы плотно вставляется деревянный мундштук, чтобы берёста не лохматилась от влажных губ охотника. Такую берестяную трубу можно — сложить для переноски, сдавив с торцов, а когда понадобится, снова расправить.

Звук извлекается точно также, как из алтайской дудки — втягиванием воздуха. Голос изюбря похож на голос марала, но немного выше тоном. Можно манить и по-другому. Этот способ описан у А.А. Черкасова в его «Записках охотника Восточной Сибири»: «Трубы бывают двух родов: одни называются просто трубами, а другие — горлянками. Вся разница их состоит в том, что в трубу охотник, приставив сжатые губы к малому отверстию, втягивает воздух в себя, а в горлянку сквозь то же отверстие вдувает в неё из себя. Хотя на горлянке и легче научиться трубить, чем на трубе, но зато звуки её не так сходны с голосом изюбра, как звуки последней. Кроме того, труба требует здоровой и сильной груди, а в горлянку может реветь и слабогрудый».
Самодельные манки на гуся, утку

а - чирковый; б - кряковый; 1, 7 - рупор; 2 - мундштук;
3 - пищик; 4 - клинышек;
5, 9 - язычок; 6 - желобок; 8 - кольцо

«Для изготовления манка нужны две латунные гильзы: одна 32, другая 28 калибров (длина их 70 мм). Одну из них укорачивают (любую) на 10 мм от среза. Гильзы должны быть с капсюлями, чтобы не было утечки воздуха. Затем на расстоянии 10 мм от среза каждой гильзы делают трёхгранным напильником пропил длиной 10 и высотой 5 мм. Для каждой из гильз необходимо изготовить круглую пробку (лучше из твёрдого дерева или вязкой пластмассы типа фторопласта) по диаметру гильзы, а длиной 10 мм. Каждую пробку стачивают напильником так, чтобы при вставлении в гильзу получился просвет в 3 мм. Затем пробки вставляют в гильзы, просвет должен быть напротив пропила в стенке гильзы. Манок делают на манер детской свистульки из ветлы. Затем гильзы выравнивают по срезу и паяют друг с другом. Одновременно нужно впаять колечко снизу манка, чтобы можно было его носить на ремешке. Небольшим перемещением пробки внутрь гильзы можно добиться изменения тональности звучания манка. Для подманивания гусей надо плотно прижать манок к губам и дуть сразу в обе гильзы, чтобы получился двойной звук. Крик белолобика имитируется в том случае, если произвести два-три коротких свистка подряд. Гуси настолько хорошо реагируют на манок, что даже стайки, летящие на расстоянии 150-200 м, меняют свой курс и налетают на верный выстрел. Единственное условие удачной охоты - тщательная маскировка и быстрая точная стрельба».