Красота Оладьи Стрижки

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Множество людей обитает на нашей планете, но не многие задумывались о своем происхождении. Это вопрос довольно сложный, многие знаменитые ученые над ним размышляют. Но ни одни не пришли к какому-то общему мнению. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции рассматривается такой наукой, как антропогенез. Хотя благодаря ей и выделяют виды ранее живших людей, но основная проблема так и остается для нас загадкой.

На данный момент выделяют наиболее популярные четыре теории :

  1. Теория Дарвина о том, что человек (класс Млекопитающие) взял свое начало от обезьяны и эволюционировал в современного человека.
  2. Теория творения Божьего, в которой говорится о том, что Бог создал двоих по подобию своему, они и стали прародителями всех современных людей.
  3. Теория вмешательства из космоса (инопланетные разумные существа создали человека и заселили Землю).
  4. Теория пространственных аномалий, которая заключается во взаимодействии материи, энергии и ауры.

Понятие современного человека

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции - это живое существо, которое отвечает нескольким требованиям, таким как:

  • социальность;
  • часть исторической деятельности;
  • часть культуры.

Чем же современный человек отличается от других существ, живущих на нашей планете? Тем, что он обладает сознанием и способен мыслить и делать какие-либо аналитические выводы и принимать собственные решения. Исходя из этого, каждый человек несет ответственность за свои поступки.

Кроме этого, человек обладает многими качествами и способностями, такими, которыми природа наградила только его:

  • изготовление орудий труда;
  • дар речи;
  • умение пользоваться огнем;
  • пластичность поведения и многие другие.

Нет ни одного существа на планете, которое в полной мере соответствовало бы человеку разумному (хомо сапиенс).

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции способен изменять и себя, и окружающий его мир. Именно он создает свою историю и культуру, традиции и ценности. Остаются еще вопросы: кто создал человека, какое его предназначение? Этим вопросом занимаются многие науки, среди которых философия и религия.

Понятие эволюции

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции рассматривается наукой под названием антропогенез. Если переводить с греческого языка, то получится "происхождение человека". Антропогенез изучает формирование современных людей на протяжении многих тысяч лет. Кроме этого, именно данная наука выделяет основные теории происхождения человека, которые обсудим немного позже.


Несмотря на разнообразие точек зрения, большинство все-таки придерживается теории Дарвина, то есть эволюционной. Почему именно эта гипотеза вызывает особое доверие у ученых? Потому что она подтверждена целым рядом научных данных как археологических, так и биологических.

Подробно мы рассмотрим в пункте "Эволюционная теория". Здесь бы хотелось добавить про само чтобы окончательно устранить все пробелы в наших знаниях. Так вот, эволюция - это развитие живых организмов на земле и в общем природы. Этот процесс сопровождается генетическими изменениями, адаптацией, появлением новых видов и вымиранием.

Происхождение человека

Как мы уже кратко отмечали ранее, выделяют в настоящее время четыре основные теории происхождения человека на Земле. Стоит добавить еще и то, что этой проблемой занимаются и биологические, и гуманитарные науки.

Между двумя этими направлениями непрерывно ведутся дискуссии, выдвигаются новые предположения и модели. Сейчас же все склонны к тому, что человек является сочетанием и биологических, и социальных компонентов. Даже существует наука, которая ищет границы между биологией и спецификой человека. Она имеет название социобиология и также занимается вопросом происхождения человека.

Эволюционная теория

Один из самых волнующих вопросов во все времена - это происхождения человека на Земле. выдвигали и выдвигают по сей день, но ни одна не доказана в полной мере. Это говорит о том, что точный ответ на поставленный вопрос никто не сможет дать. И все же, кто создал человека?


Еще в конце восемнадцатого века Чарльз Дарвин предположил, что мы получили свое начало от обычной обезьяны. Эволюционная теория стала детищем этого ученого. Он посвятил свою жизнь написанию научного труда, в котором убедительно доказал происхождение человека от человекоподобной обезьяны. Чарльз Дарвин привел очень убедительные аргументы, выделил много сходства и современного человека.

Эта теория долго не могла найти единомышленников даже в научных кругах, несмотря на то что она была единственной, имеющей хоть какие-то доказательства, в то время как другие основаны исключительно на предположениях и могут быть в равной степени как ложными, так и истинными. Лучшей версии не существует и в настоящее время.

Заслуги Дарвина, безусловно, велики. Он систематизировал все живые организмы, живущие на Земле, выделил их сходства. Но не нашел стопроцентного доказательства происхождения человека, что привело к появлению все новых и новых концепций, о которых мы поговорим прямо сейчас.

Креационизм

По-другому эта версия называется "религиозное происхождение человека". Она также имеет место. Эта теория утверждает, что Бог создал Землю и все живое на нашей планете, включая и человека. Эта идея строилась на основе христианских библейских писаний.


В принципе, эта теория вполне возможна, ведь никто до сих пор не смог объяснить происхождения души человека. Также в креационизме выделяют несколько течений, самые популярные из них:

  • младоземельное;
  • староземельное.

Рассмотрим, в чем их различия. Первое подразумевает, что Бог создал землю в буквальном смысле за шесть дней, а второе рассматривает вопрос немного глубже. День там имеет значение не конкретного дня, а некоторого неопределенного промежутка времени, возможно, достаточно длинного. И все же, кто создал человека? Бог или инопланетный разум, или все же мы произошли от обезьяны? Наверное, это так и останется навсегда для нас загадкой.

Внешнее вмешательство

Многие рассматривают человечество как результат биологической и социокультурной эволюции, которую предположил Чарльз Дарвин. Но, несмотря на это, существуют и другие концепции, например, внешнее вмешательство, занесение жизни инопланетным разумом.


Предполагается, что первые бактерии были занесены из космоса, а вот человек появился благодаря опытам инопланетян. Для чего они это сделали, может, им были нужны рабы? Это так и остается неизвестным.

Пространственные аномалии

Данная теория предполагает, что все вселенные развиваются и образуют атмосферу по одному и тому же принципу, этот путь как бы является запрограммированным на уровне ауры.


Если планета пригодна для жизни, тогда на ней образуется разум. Теория Дарвина и данная очень схожи между собой, единственное отличие - это вера последней в то, что существует программа, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей (в первую очередь речи), общественной жизни коллективов (системы социальных институтов).

Периодизация антропогенеза: а) археологическая (технологическая) периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б) социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род (родовая община); соседская община.

Теории происхождения человека:

1) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) – подразумевает божественное происхождение человека.

2) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина ) – естественно-научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное.

3) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) – утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд.

4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

5) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

6) Телеологизм – философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек – биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.

Человек – существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определенные общественные функции и играет социальные роли. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие.

Человек – существо духовное. Духовный мир человека (микрокосм человека) – сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности.

Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания – культуру.

На формирование человека влияют три группы факторов: биологические данные (особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др.); социокультурные условия (социальное окружение, среда обитания и др.); индивидуальная история.

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

а) натуралистический – преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;

б) социологический – признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Человек – явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.

Таким образом: человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начала).

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

2.2.2. Низшие формы биологической опасности Насекомые могут создавать для вас больше неудобств и опасности, чем нехватка пищи и воды. Наибольшая опасность исходит от их способности переносить заразную и зачастую с фатальным исходом болезнь через укус.1) Передаваемые таким

Из книги Здоровье спины и позвоночника. Энциклопедия автора Родионова Ольга Николаевна

Из книги Самые невероятные случаи автора Непомнящий Николай Николаевич

БИОМАГНЕТИЗМ - РЕЗУЛЬТАТ ОТРАВЛЕНИЯ? Более ста лет назад в печати впервые появились сообщения о феномене биомагнетизма. Тогда людей, обладающих этим свойством, называли «электрическими людьми».Каролина Клэр, семнадцать лет, из Онтарио, заболела в 1877 году. Она похудела

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Настольная книга для женщин после сорока. Домашняя энциклопедия автора Данилова Наталья Андреевна

Результат От 75 до 100 баллов. Вы сохранили много стимулов к жизни. Вы открыты, оптимистичны, доброжелательны, может быть, немного эксцентричны, общительны. Ваш энтузиазм заразителен, и людям нравится быть в вашем обществе. Эти качества не только поддерживают иммунную

автора Лернер Георгий Исаакович

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции Идеи изменяемости органического мира находили своих сторонников уже с античных времен.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Приспособленность организмов к среде обитания. В результате длительного эволюционного процесса у всех организмов постоянно развиваются и

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Из книги Большая энциклопедия консервирования автора Семикова Надежда Александровна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Человек есть общественное животное Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384-322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода - политическое) животное».Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских

автора Тевосян Михаил

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид - гомо сапиенс. Как любой биологический вид, человек характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Как и другие биологические виды, имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием «раса». Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:


Прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения, что дает возможность использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

Цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

Взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

Большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

Длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

Устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Основные отличия человека от животного:

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Процесс возникновения и развития человека называется антропогенезом .

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; – выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Человек обладает сознанием.

Сознание

Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.

Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий

Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду.
Индивид – единичный представитель вида "homo sapiens". Индивидными признаками являются морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность)

Личность – это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

Признаки личности: разумность, свобода, ответственность

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Деятельность

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Различия деятельности человека и активности животного

Активность животных Деятельность человека
приспособление к условиям природы не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений
целесообразность, направляемая инстинктом не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию
использует готовые природные материалы создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений

Структура деятельности

Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).

Основные типы деятельности:
игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная .
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Общение

Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Структура общения
Субъекты Цель – то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях Содержание Средства общения – способы передачи, переработки и расшифровки информации

реально существующие партнёры;
иллюзорные партнёры – им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным);
воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

– передача и получение знаний;
– согласование разумных действий людей;
– организация совместной деятельности людей;
– установление и прояснение межличностных отношений и др.

информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства

– органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
– устная речь;
– письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)


Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность - это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.
Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.
Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Способности личности

Способности индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков . Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).