Красота Оладьи Стрижки

Значение драгоценных камней в библии. Символика камня в церковном ювелирном искусстве. Одинадцатый камень наперстника

Драгоценные камни
В самой Палестине нет месторождений драгоценных камней, но при раскопках здесь было обнаружено множество предметов, сделанных из драгоценных или полудрагоценных камней, в т.ч. печатей и фигурок скарабеев. Большая часть их была найдена в южной областях Палестины, в культурных слоях, относящихся к железному веку. Предположительно, эти изделия были привезены из Египта. Кроме того, драгоценные камни вывозили из Хавила (Быт 2:11 и следующие), Савы (Аравия; 3Цар 10:2 ; Иез 27:22 ), Офира (3Цар 10:11 ) и Эдома (Иез 27:16 , в Синодальном переводе – «Арамеяне»). Возможно идентификация драгоценных камней в нижеследующем описании не совсем полная:
1) АГАТ [еврейское шево ; аккадское шубу ], полудрагоценных камень, минерал класса силикатов, названный по одному из его месторождений на реке Ахат в Сицилии. Камень имеет разную окраску и особенно ценится за свой естественный рисунок. В Исх 28:19 ; Исх 39:12 агат назван вторым камнем третьего ряда в наперснике первосвященника;
2) АЛМАЗ [еврейское яхалом ], драгоценный камнь (Исх 28:18 ; Исх 39:11 ; Иез 28:13 ), названный в Септуагинте и Вульгате ясписом (яшмой). Современный алмаз, вероятно, не был известен в древности, поскольку достоверные сведения о нем появляются только в I веке по Р.Х. Еврейское слово шамир , переданное в Синодальном и многих других переводах как алмаз (Иер 17:1 ; Иез 3:9 ), в Ис 5:6 ; Ис 7:23-25 и других употребляется как собирательное понятие, обозначающее «тернии». При таком толковании слова шамир более понятным стало бы и упоминание алмаза в Иер 17:1 , но, видимо, здесь имеется в виду адамантан, разновидность корунда, как и алмаз, самый твердый из известных минералов (Иез 3:9 );
3) АМЕТИСТ [еврейское ахлама , греческое аметюстос ], прозрачные кристаллы кварца пурпурной или фиолетовой окраски. Этот драгоценный камнь ввозили в Палестину из Эдома, Египта, Галатии и с Кипра, а отдельные экземпляры – из Испании и Индии. Аметист использовался, главным образом, для изготовления колец с печаткой. По поверию древних греков, аметист охраняет от опьянения; иудеи верили, что этот драгоценный камнь навевает тому, кто его носит, приятные сновидения. Аметист – третий камень третьего ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:19 ; Исх 39:12 ) и двенадцатый – в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
4) БИРЮЗА [еврейское таршиш ], минерал класса фосфатов небесно-голубой или зеленоватой окраски, часто встречающийся на Синайском полуострове. Бирюза – самый мягкий из всех названных камней. Пророк Даниил сравнивает с бирюзой (в Синодальном переводе – «топазом») тело явившегося ему в видении «мужа» (Дан 10:6 );
5) ВИРИЛЛ, берилл [греческое берюллос ], минерал класса силикатов, окраска разнообразная: голубая, желтая, зеленая, розовая. В Откр 21:20 вирилл назван восьмым камнем в основании стены нового Иерусалима;
6) ГИАЦИНТ [греческое гюакинтос ], минерал класса силикатов, драгоценный камнь коричнево-красного, желтоватого, реже – зеленоватого цветов. Бывает бесцветным, как вода (аквамарин), или голубым (берилл или бирюза). Гиацинт назван одиннадцатым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
7) ИЗУМРУД → СМАРАГД;
8) КАРБУНКУЛ → РУБИН;
9) КРИСТАЛЛ [греческое крюсталлос, лед], бесцветный, прозрачный, как вода, кварц, иначе называемый горным хрусталем. Из этого драгоценного камня будет сделана ограда Божьего города (Ис 54:12 ; в Синодальном переводе – «из драгоценных камней»), но в сравнении с премудростью даже драгоценный кристалл утрачивает свою ценность (Иов 28:18 ; в Синодальном переводе – «жемчуг»). В Иез 1:22 и Откр 4:6 свод над Божьим престолом и море перед ним сравниваются по своей прозрачности с кристаллом;
10) ОНИКС [еврейское шохам ; греческое онюкс, «ноготь»], разновидность халцедона с хорошо выраженными черными и белыми слоями. Земля Хавила славилась месторождениями оникса (Быт 2:12 ). В ВЗ оникс назван «драгоценным» (Иов 28:16 ; Иез 28:13 ). Два таких камня с вырезанными на них именами 12 колен Израилевых были вставлены в золотые гнезда на нарамниках ефода первосвященника (Исх 28:9,12 ). Оникс был вторым камнем в четвертом ряду его наперсника (Исх 28:20 ). Давид заготавливал этот драгоценный камнь для будущего храма (1Пар 29:2 );
11) РУБИН [еврейское нофех, экдах, кадкод ], минерал класса оксидов, прозрачный красный корунд, называемый также карбункулом, драгоценным камнем. Первый камень второго ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:18 ). Давид собирал рубины для украшения храма (1Пар 29:2 ; в Синодальном переводе – «камни красивые»). Окна и ворота Сиона будут сотворены из рубинов и карбункулов (Ис 54:12 ; – в Синодальном переводе – «рубинов... жемчужин»). Арамеи привозили этот драгоценный камнь в Тир (Иез 27:16 );
12) САПФИР [еврейское саппир ; греческое сапфейрос ]. Упоминаемый в Библии под этим названием драгоценный камнь, видимо, не является сапфиром в современном понимании; скорее всего, это лазурит – минерал класса силикатов, ярко-синий камень, нередко с белыми и золотистыми включениями, встречается также в Азии. Сапфир был вторым камнем второго ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:18 ) и будет вторым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19 ). В Плач 4:7 внешний вид князей Иерусалима сравнивается с блеском сапфира. В древности этот минерал причислялся к драгоценным камням и высоко ценился (Иов 28:16 ; сравните также Песн 5:14 ; Ис 54:11 ). Во времена Моисея 70 старейшин сравнивают то, что находилось под ногами Бога, с «работой из чистого сапфира» (Исх 24:10 );
13) САРДИС, САРДОЛИК [еврейское одем ; греческое сардион ], вероятно, соответствовал сердолику, минералу класса силикатов, оранжево-красного цвета, разновидности халцедона. Сардис – первый камень первого ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:17 , Синодальный перевод «рубин») и шестой – в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 ). Высоко ценился (Иез 28:13 ; в Синодальном переводе – «рубин»); в его блеске Иоанн видел Божью славу (Откр 4:3 );
14) САРДОНИКС [греческое сардонюкс ], разновидность халцедона с коричневыми или красными и белыми прожилками. Пятый камень в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
15) СМАРАГД, ИЗУМРУД [еврейское барекет, барекат ; греческое смарагдос ], восточный смарагд – это прозрачный зеленый берилл, который встречается в Верхнем Египте. Смарагд был третьим камнем первого ряда в наперснике первосвященника (в Исх 28:17 ; Исх 39:10 это, возможно также зеленый полевой шпат). В Тире изумруды использовали для изготовления ювелирных украшений (Иез 28:13 ). В НЗ смарагд – четвертый камень в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19 ). Иоанн сравнивает с этим камнем радугу вокруг Божьего престола (Откр 4:3 );
16) ТОПАЗ [еврейское питда ; греческое топадзион ], минерал класса силикатов, прозрачный, чаще желтый, с оттенками от коричневого до светло-голубого. Возможно в ВЗ топазом назван хризолит. Он был вторым камнем первого ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:17 ). Эти драгоценные камни привозили из Эфиопии (Иов 28:19 ), они были известны и в Тире (Иез 28:13 ). В новом Иерусалиме топаз будет девятым камнем в основании стены (Откр 21:20 );
17) ХАЛКИДОН, халцедон [греческое халкедон ], минерал класса силикатов, разновидность кварца со скрытокристаллической мелковолокнистой структурой. Бесцветный или светло-серый полудрагоценный камнь, получивший свое название от города Халкедона на Босфоре. Халкидон назван третьим камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19 );
18) ХРИЗОЛИТ [греческое хрюсолитос, «золотой камень»], желто-зеленый прозрачный минерал класса силикатов, встречающийся преимущественно в Египте и Нубии. Хризолит назван девятым камнем основания стены нового Иерусалима (Откр 21:20 ; в Синодальном переводе – «топаз»). Античный хризолит – это (как и в ВЗ) современный топаз;
19) ХРИСОПРАС, хризопраз [греческое хрюсопрасос , «золотисто-зеленый камень»], полудрагоценный камнь, разновидность халцедона. Этот матовый камень часто путают с собственно халцедоном. Хрисопрас назван десятым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
20) ЯСПИС [еврейское яшефэ ; греческое иаспис ]. Обычно под ясписом понимают яшму, но такое отождествление, скорее всего, неверно, ибо в соответствии с Откр 21:11 , яспис – совершенно прозрачный камень с ярким блеском. Яшма же обычно непрозрачна, имеет коричневатую или зеленоватую окраску и относится к полудрагоценным камням. Исходя из этого можно предположить, что в Откр 4:3 речь идет о благородном опале;
21) ЯХОНТ [еврейское лешем ], предположительно янтарь, высоко ценившийся в древности, в Библии упоминается лишь дважды. Яхонт был первым камнем в третьем ряду наперсника первосвященника (Исх 28:19 ;

Приближается Рождество и захотелось вспомнить какую-нибудь красивую и занимательную библейскую легенду, полную тайн и загадок. Например, поговорить о драгоценных камнях, упомянутых в Библии. Многие авторы, изучавшие свойства камней еще в древности, ссылались на сведения, которые содержатся в Библии. Без преувеличения можно назвать эти камни легендарными и самыми ценными по своим качествам. На хорошо известной картине Тициана "Введение девы Марии во храм", написанной в 1539 году и хранящейся в Галлерее Академии изящных искусств в Венеции, на груди Первосвященника видно наперсие или пектораль с 12 драгоценными камнями - это золотая пластина, которая надевалась на грудь с помощью золотой цепи.

Высокий старец с седой бородой в золотисто-зеленой одежде с золотым полумесяцем на шапочке встречает богоизбранного ребенка благославляющим жестом.

Введенские храмы в России посвящены этому знаменитому церковному празднику, который отмечают как католики, так и православные христиане. Но мне сейчас интересна иная линия событий.

Наперсник (или наперсие, нагрудник, на иврите - хошен) крепился к ефоду (элемент одежды священника, похожий на фартук) с помощью золотых цепочек и голубых шнуров. Иногда его описывают как сумку, иногда как пектораль, которую надевали на шею. 12 камней символизировали 12 колен израилевых. Существует много споров, какие же 12 драгоценных камней входили в это древнее культовое украшение, поскольку названия камней в Библии не соответствуют современным названиям и существует довольно много версий, толкований и переводов. Вопрос этот интересует и историков, и минерологов, и ювелиров, а также, как увидим, литераторов и их читателй.

Легенда же такова. Камни для наперсника Первосвященника в Иерусалимском храме привезла в подарок царю Соломону царица Савская. Кстати, существует путаница с храмами на картине Тициана, ведь если следовать хронологии от рождества Христова - к тому времени, когда Мария была маленькой девочкой, храм Соломона уже был давно разрушен, а второй Иерусалимский храм еще не построен. А наперсник, если таковой существовал во времена царя Соломона, должен был пережить и более раннее разрушение храма Соломона. Учитывая, что царь Соломон жил в X в. до н.э. этому артефакту должно было быть сейчас порядка 3 тысяч лет. Cуществовала и могла ли существовать в действительности такая святыня? Теоретически, конечно, могла. А вот мог ли такой артефакт сохраниться до наших дней?

Первосященник Аарон. Икона 1822, из церкви Николая Елагина дворца (Петербург), с 1930 г - в Русском музее

Согласно легенде, после разрушения Иерусалимского храма воинами Тита в 70 году н. э. наперсие не попало в руки римлян. Его спас человек, по имени Левит, который тогда же был убит своим другом, помогавшем ему. За свтотайство полагалось наказание, которого тот не испугался, но, тем не менее, всю пектораль оставить у себя побоялся - вытащил только самые ценные камни, с которыми убежал в Рим. Пектораль уже без этих камней была найдена женщиной, которая бежала с ним в Египет, затем артефакт попадает в Венецию, где, опять же, по легенде, много веков хранится в еврейском квартале в Венеции. Это, как бы, и объясняет тот факт, что Тициан знал, как выглядела святыня. А на картине, якобы, изображен Иуда Левий Абрабаел (Абраванель), интеллектуал и, по преданию, хранитель пекторали, современник Тициана. Наперсник (хошен) изобразил еще один итальянский художник - Романелли (в Ватикане).

Сошлюсь на... дамский роман с элементами детектива, чем, безусловно, повергну в шок истинных историков. Поклонницей дамских романов я не являюсь и, наверное, ни за что не стала бы читать "Хромого из Варшавы" Жюльетты Бенцони, если бы не обнаружила в основе этого 4-томника (!) - детективный сюжет о поиске пропавших из пекторали первосвященника камней в духе Дэна Брауна. Моим оправданием может быть 2 момента - во-первых, я тайком почитываю детктивы, которые, на самом деле, люблю и обожаю, а во-вторых, автор и ее персонаж - знатоки и фанатики драгоценных камней и, конечно, мне было очень любопытно, что она накопала. Поскольку традиционные версии, в общем, известны и изложены в той же Википедии.

По сюжету, действие которого развивается накануне II Мировой войны, некий Симон Аарон, являющийся хранителем священной пекторали, рассказывает о предании, что если найти оставшиеся 4 драгоценных камня и восстановить украшение - сила камней сыграет решающую роль в объединении еврейского народа и обретении ими своего государства на землях, некогда им принадлежащих. Итальянский аристократ и известный антиквар Морозини помогает ему в этом. Он и выступает в романе Шерлоком Холмсом, который носится по всей Европе в поисках звездчатого сапфира (который позже считался вестготским и много столетий хранился в его семье), алмаза Йорков, опала Сисси - императрицы Елизаветы, супруги австрийского императора Франца-Иосифа и рубина испанских Габсбургов. Все камни несут проклятье и по их кровавым следам идет сыщик. Своим обладателям эти знаменитые камни не приносили счастья, как всегда бывает с похищенными святынями.

У Бенцони пектораль описана так: большая и массивная прямоугольная пластина длиной 30 см, на которой в 4 ряда расположены 12 золотых розеток со вставленными в них крупными кабошонами драгоценных камней, совершенно не похожими на привычные камни. В них помещались сардоникс, топаз, темно-красный рубин, агат, аметист, берилл, малахит и бирюза - камни прекрасно подобраны по размеру и великолепно отполированы. Не хватало сапфира, алмаза, опала и рубина. Рубин повторился у Бенцони, не могу сказать почему. Может опечатка или ощибка перевода. Совсем не упомянуты изумруд и яшма, которые присутствуют во всех версиях. Мне кажется на месте малахита должен быть изумруд, но не буду сейчас в это углубляться. Прикрепленная с двух сторон цепочка позволяла носить пектораль на шее. С обратной стороны каждого камня выгравировано очень маленькое изображение звезды Соломона. Правда, по более распространенной версии на камнях вырезаны имена колен Израиля (сыновей Иакова). Буквы этих имен составляли полный алфавит древнего иврита и при взаимодействии с уримом и туммимом буквы начинали мерцать, складываясь в слова и предложения. Правда, древний автор Флавий в книге "Иудейские древности" отметил, что камни перестали излучать сияние за 200 лет до того, как он писал эти строки (1 в н.э.)

Краткая справка - 12 камней упоминаются как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В первом содержится описание наперсника как "инструкция" по одеянию священника, я бы сказала. В наперснике хранились Урим и Туммим. В первом ряду: рубин, топаз, изумруд. Во втором: карбункул, сапфир, алмаз. В третьем: яхонт, агат и аметист. В четвертом: хризолит, оникс и яспис. (Исход, глава 28). В Новом Завете в книге "Откровения Иоанна Богослова" (Апокалипсис) камни упоминаются при описании стен "Небесного Иерусалима" - вместо алмаза, карбункула, агата и оникса упомянуты соответственно хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт). Двенадцать ворот - это двенадцать жемчужин, улицы из золота. (Есть город золотой... ) До сих пор ведутся споры о порядке камней - по горизонтали или вертикали, некоторые предполагают, что истинный порядок составляет периметр - в соответствии со стенами храма. Есть версия о 12 драгоценных камнях в основании небесного храма, на каждом из которых написано имя одного из апостолов.

Каифа - Гафт, Понтий Пилат - Кирилл Лавров в фильме Бортко.

Могу предположить, что правила в отношении камней были строгие, но определенные допущения могли существовать. По меньшей мере камень мог быть более или менее ценным, то есть была возможность замены одного камня другим. В основе были 12 камней, известных и доступных в Палестине. Наперсник Первосвященника - уникальная святыня. Историки находят много параллелей между этим артефактом и нагрудными украшениями у египтян, у которых они были особенно распространены и возведены в культ. Символику и назначение связывают с именем египетской богини Истины, а предмет с похожим назначением (У рим и Туммим) носил в Египте судья. Также есть теории о соответствии 12 камней хошена 12 месяцам - то есть, каждый камень в этом случае будет соответствовать одному из знаков зодиака. Кстати, существует современный тип кольца "табаат хошен", который вкючает 12 небольших камней, повторяющих расположение камней в наперснике-хошене.

Пасхальное шествие

Cамый интересный факт, связанный с наперсником-хошеном, на мой взгляд, все-таки в том, что в нем хранились урим и туммим - инструменты предсказания, своего рода жребий, "да" и "нет". Конечно, драгоценные камни, использованные в наперсии, не могли быть простыми украшениями и даже всего лишь лишь символами 12 колен израилевых. Они должны были играть роль в ритуальном предсказании. Есть версии, что урим и туммим также были камнями, по сиянию или туману вокруг них определяли божественную волю. Несомненно, у такого ритуала более древнее происхождение, пророчества и предсказания характерны для языческих культов, отголосок которых и описан в древних библейских текстах. Возможно, существование наперсника можно считать доказательством того, что украшения из камней, как ритуального назначения, так и личные - имели изначально религиозное значение и связывали человека с высшими силами. Cкорее всего древние люди были убеждены в этом. Не в этом ли секрет нашей любви к красивым камням? И не сохранился ли, вопреки всем законам вероятности, этот таинственный наперсник из Иерусалимского храма? А Жюльетта Бенцони вовсе не сочинила эту историю, а просто увлекательно пересказала?

Текст из Торы

Интерес к библейским камням не уменьшается. Множество неразрешенных загадок, связанных с нагрудником Первосвященника, вновь и вновь служат вдохновением авторам детективов. Вот опять вышел многосерийный фильм на эту тему. Сериал носит название "Раскопки" (DIG), 2015 год.

) венец аммонитского царя, взятый Давидом, был из золота и украшен драгоценными камнями (). Об изделиях из драгоценных камней говорится в , и дал., , сравни «Печать». Драгоценные камни употреблялись не только в качестве украшения праздничных и священнических одежд, но и при постройках. Давид собирал драгоценные камни для постройки храма () и Соломон обложил ими храм ().

На символическом языке премудрость дороже всяких драгоценных камней ( и дал.). Будущее Царствие Божие изображается драгоценными камнями ( и дал., и дал.); также и величие самого Бога (, , , ). В следующих местах Библии драгоценные камни соединены и перечислены: и дал. и параллельное место и дал., где говорится о двенадцати камнях на наперснике первосвященника; , где в числе украшений тирского царя перечислены 9 драгоценных камней, и в и дал. – о 12 драгоценных камнях, которые служили основанием Нового Иерусалима. Исходя из вышеприведенных и других мест Библии мы приводим описание камней в алфавитном порядке.

Агат ( евр. шебо) восьмой камень в наперснике первосвященника. Теперешний агат (по названию реки Агатес в Сицилии), одна из пород кварца разнообразного цвета и рисунка; встречается молочно-белый, зеленоватый, дымчатый и черный. В древности ценился высоко, тогда как теперь он не причисляется к драгоценным камням вообще.

Аметист ( евр. ахламах) девятый камень в наперснике первосвященника и двенадцатый в прозрачный кристалл кварца, чаще лилового, иногда пурпурового цвета. В древности он служил целебным средством против опьянения, отчего греки и назвали его аметистос (не опьяняющий). Предполагают также, что слово «ахламах» обозначает египетский камень малахит, отличающийся красивым зеленым цветом.

Алмаз ( евр. аглом) драгоценнейший из всех камней, соединяет прозрачность воды с блеском огня и по своей твердости не поддающийся лучшему напильнику. Этот камень в трех местах обозначается еврейским названием «шамир»: у говорится о лбе, который тверже алмаза – символ отсутствия боязливости; далее у – о сердцах твердых, как алмаз и у – об алмазном острие на железном резце. Шлифовка алмаза, от которой зависит его ценность, не была знакома древним; они знали его, как самородный чистый кристалл.

В некоторых переводах Библии еврейское слово «яхалом», шестой камень в наперснике первосвященника и третий у переведено словом «алмаз». Возможно, что этот перевод не точен, потому что все камни в наперснике были гравированы, а алмаз по своей твердости не поддается резцу. Некоторые полагают, что еврейское слово «яхалом» обозначает яспис, непрозрачный, воскового цвета кварц с различными оттенками. В древности носили его в перстнях и пользовались им как печатью.

Берилл восьмой в , называемый также аквамарином, менее ценный род смарагда. Берилл бывает зеленого, синего или желтого цвета с различными оттенками. Древние высоко ценили берилл из Индии, цвета морской воды.

Гиацинт одиннадцатый камень в , красно-коричневый или красновато-желтый драгоценный камень; своим блеском напоминает алмаз. В огне гиацинт теряет свой цвет. Древние получали его из Эфиопии.

Карбункул ( евр. «нофек») четвертый в наперснике первосвященника и восьмой у , камень, привозившийся сирийцами в Тир (). Неизвестно, обозначает ли еврейское слово «нофек» карбункул (греческое – антракс) из Африки и Индии, т.е. настоящий индийский рубин или легко поддающийся гравировке гранат.

В евр. слово «екдах» (от корня – зажигать огонь) обозначает драгоценный камень, блестящий, как раскаленный уголь, может быть – карбункул.

Кристалл (, ) упоминаемый в , по еврейски «керах» (лед), обозмачает, вероятно, горный хрусталь, который, по мнению древних, является затвердевшим от сильного мороза льдом. Такое же значение имеет, повидимому, и слово «гавиш» ().

Оникс ( евр. «шохам»), одиннадцатый в наперснике и пятый у . Он упоминается уже в , а также в числе приношений израильских начальников для святилища (, ). Два оникса с именами колен, по шести на каждом, были оправлены в золото и украшали нарамники ефода первосвященника (, ). Оникс упоминается также в числе других драгоценностей в , . По древним переводам, оникс – другое название берилла. Некоторые полагают, что это темнозеленый хризопрас. Название оникс (т.е. ноготь) давалось камням, которые имели светлые слои розоватого цвета, подобного цвету ногтей, переходящие в более темные слои различных оттенков или пятна различных цветов.

Рубин, сардоник или сардис ( евр. «одем»), драгоценный камень, первый в наперснике первосвященника и у , шестой в . Он упоминается также вместе с ясписом при описавши славы Божией (). Этот красного цвета камень, названный древними по имени города Сардиса, употреблялся для печати отдельно или на кольце. Его привозили из Вавилона, Индии и Египта.

Сапфир евр. саппир, пятый в наперснике первосвященника, седьмой у и второй в . Этот драгоценный камень, вывозимый из Египта и Индии, с древних времен высоко ценился. Он блестящего лазоревого цвета и поэтому, вероятно, служил символическим изображением славы Божией (, ) и будущей славы Сиона (). Красота Соломона уподобляется слоновой кости, украшенной сапфирами (). Это сравнение указывает или на его синюю одежду или на синие жилки, которые придавали белому, как слоновая кость, телу большую красоту. Князья израильские () видом уподобляются сапфиру. У говорится о сапфире, как редком камне.

Сардоникс пятый в , разновидность халцедона – прозрачный, блестящий камень с розовым отливом, который привозился из Индии и Аравии.

Смарагд, изумруд ( евр. барекет), т.е. молния, третий камень в наперснике первосвященника, девятый у и четвертый в , ярко блестящий драгоценный камень, зеленого цвета. Древние ставили его на второе место после алмаза. Они получали его из Скифии, Эфиопии и других мест. Радуга вокруг престола Божия сияла, подобно смарагду ().

Топаз ( евр. «питдах»), второй в наперснике первосвященника и у , девятый в . Топаз прозрачен, как вода и ярко блестит, переливаясь всеми оттенками желтого цвета. Высказывается мнение, что «питдах» – не топаз, а хризолит. Древние получали топаз с островов Красного моря, которые Плинием названы «Топазовыми островами». Топаз из Эфиопии упоминается у как одно из самых драгоценных сокровищ.

Халцедон третий в , как предполагают, тот же, что «шебо» или агат. Древние называли халцедоном различные сорта камней, по имени города Халкедона близ Византии, откуда привозили этот камень. Теперь это название обозначает один из видов кварцевой породы.

Хризолит седьмой в . Так называется теперь прозрачный светлозеленый драгоценный камень, привозимый из Индии, Египта и Бразилии. Некоторые полагают, что хризолит есть иное название бирюзы.

Хрисолиф , русс. пер. топаз), руки Соломона уподобляются ряду золотых кругляков, усаженных фарсисскими камнями (русс. пер. топазами ().

Хризопрас десятый в . Теперь это название обозначает одну из разновидностей халцедона, окрашеннного окисью никеля в маслянистый прозрачнозеленый цвет.

Яспис ( евр. «яшпех»), двенадцатый камень в наперснике и первый в , упоминается также в и в , где он называется драгоценнейшим и кристалловидным. Поэтому некоторые думают, что этот камень обозначает алмаз. См. "Алмаз" . Другие полагают, что «яшпех» обозначает опал, камень молочно-белого цвета, отсвечивающий искорками синего и красного цвета.

Яхонт ( евр. «лешем»), седьмой в наперснике первосвященника, по общему мнению, то же, что и гиацинт. По Плинию, яхонт обладал свойством, притягивать к себе легкие предметы, подобно янтарю. Порядок 12 камней в наперснике первосвященника виден из следующей таблицы, в которой на первом месте поставлены еврейские названия и под ними соответствующие русские названия в переводе Библии 1907 г. (Изд. Брит. Библ. Общ.). Из этой таблицы явствует, насколько трудно установить полную точность при переводе названий этих камней.

1. Одем – Рубин

2. Питдах – Топаз

3. Барекет – Изумруд

4. Мофек – Карбункул

5. Сапир – Сапфир

6. Яхалом – Алмаз

7. Лешем – Яхонт

8. Шебо – Агат

9. Ахламах – Аметист 10) Таршиш – Хризолит 11) Шохам – Оникс 12) Яшпех – Яспис

Неизвестно в каком порядке были начертаны имена колен Израилевых на этих камнях. Может быть, по старшинству, как это было с надписью на ониксах, которые были на нарамниках одежды первосвященника () или же руководились происхождением родоначальников колен от различных матерей, или порядком их расположения в стане (). Неизвестно также, было ли начертано имя Левия. Если имя Левия было там, то имена Ефрема и Манассии, вероятно, были соединены под именем Иосифа.

Первые украшения, а именно библейские камни, упоминаются в Библии как Ветхого, так и Нового Завета. Именно там рассказывается о том, что Первосвященник, который был последователем Иеговы и приносил богослужение, имел в своем обиходе наперстник, представляющий собой четырёхугольный нагрудник (пектораль) - сумка из полотна. Нагрудник был обрамлён драгоценными камнями. Их количество было двенадцать. Именно эти камни и называют библейскими камнями. Они представляли собой самую различную форму и окрас, и были исполнены в золотых оправах.

В Библии (Исход, глава 28) говорится:
28. 17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, — это первый ряд.
28. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
28. 19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
28. 20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.
28. 21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Наперстник имел различные названия и упоминался как наперстие, нагрудник или хошен — на иврите. Он крепился к фартуку священника, носящем название ефод, при помощи золотых цепочек и шнуров голубого цвета. Наперстник на лицевой стороне украшали 12 камней, которые символизировали 12 колен Израилевых и крепились в определенном порядке: по три камня в четыре ряда.

1-й ряд - рубин, топаз и изумруд;
2-й ряд - карбункул, сапфир и алмаз;
3-й ряд - яхонт, агат и аметист;
4-й ряд - хризолит, оникс и яспис.

Cумка была сделана из цветной шерсти с золотой нитью. Наперстник был предназначен для ношения урима (свет) и тумима (совершенство), которые представляли собой символы, при помощи которых первосвященник советовался со Всевышним по вопросам жизни народа израильского. В Библии нет описания ни самих «урим и туммим», ни способа их использования, но по предположению, с их помощью буквы на драгоценных камнях наперсника зажигались, составляя слова ответа Бога первосвященнику.

Библия гласит, что Бог, поведавший народу законы и заповеди, настоятельно повелел Моисею сделать у горы Синай скинию, которая представляла собой специальное место для совершения обрядов и таинств. Здесь были ковчег завета, жертвенник для воскурений, стол для хлебоприношения, светильник - семисвечник. Именно тогда было велено сделать одежды для первосвященника Аарона, в состав которых и входила знаменитый наперстник.

Он назывался также «наперсник судный» (исх.28:15), быть может и потому, что его носил на своей груди первосвященник, такое высокое лицо, которое должно было служить источником правды и суда и решения которого по Божественному вдохновению всегда должны быть ясны, справедливы и обязательны для иудеев.

Перечень двенадцати камней упоминается и в Новом Завете, в книге «Откровение Иоанна Богослова» при описании стен Небесного Иерусалима. Это те же камни, однако, в русском Синадольном переводе названия отличаются от камней, украшавших наперсник первосвященника, здесь появляются вместо алмаза, карбункула, агата и оникса — хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и гиацинт (иакинф):

Основания стены города были украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопраз, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. (Откр. 21:19-21).

С талмудических времен переводчики и комментаторы Библии пытались определить, что это за камни. Из еврейских комментаторов на книгу Исход об этом предмете подробно рассуждает р.Бахья бен-Ашер. Ниже даётся перечень упоминаемых в Библии названий драгоценных камней с их значением, насколько оно может быть приблизительно установлено на основании традиции и библейских переводов. Исследования основываются на анализе названий, на археологических данных относительно использования драгоценных и полудрагоценных камней в качестве украшений и на древних переводах и комментариях. Все эти обозначения определяют, конечно, только те представления, которые существовали об этих названиях в известное время и в известной среде, не удостоверяя, однако, полного тождества их с понятиями древнего времени.

Единственный из перечня 12 камней, который поддается отождествлению с известным минералом на основании названия, — это яшфе (яшма).

Библия

транслитерация

Синодальный
перевод

Еврейская
энциклопедия

надпись
на камне

одем

פִּטְדָה

питда

топаз (хризолит)

בָּרֶקֶת

барекет

нофех

карбункул

рубин или гранат

саппир

яхалом

алмаз или оникс

лешем

гиацинт, по некоторым — опал

אַחְלָמָה

ахлама

תַּרְשִׁישׁ

таршиш

хрисолит (хризолит)

хризолит или бирюза, берилл или светло-зеленый топаз

шохам

оникс или сардоникс

יָשְׁפֶה

яшфе

яспис (яшма)

В современной минералогической терминологии библейским камням соответствуют:

Карбункул— красный гранат (пироп или альмандин).

Яхонт - рубин (красный корунд).

Яспис - красная (по другим источникам — зелёная) яшма.

Вирилл - зеленовато-жёлтый берилл.

Иакинф - гиацинт (циркон, драгоценная разновидность).

Халкидон - халцедон.

Сардоникс - тёмно-красный халцедоновый (сердликовый) оникс.

Приближается Рождество и захотелось вспомнить какую-нибудь красивую и занимательную библейскую легенду, полную тайн и загадок. Например, поговорить о драгоценных камнях, упомянутых в Библии. Многие авторы, изучавшие свойства камней еще в древности, ссылались на сведения, которые содержатся в Библии. Без преувеличения можно назвать эти камни легендарными и самыми ценными по своим качествам. На хорошо известной картине Тициана "Введение девы Марии во храм", написанной в 1539 году и хранящейся в Галлерее Академии изящных искусств в Венеции, на груди Первосвященника видно наперсие или пектораль с 12 драгоценными камнями - это золотая пластина, которая надевалась на грудь с помощью золотой цепи.

Высокий старец с седой бородой в золотисто-зеленой одежде с золотым полумесяцем на шапочке встречает богоизбранного ребенка благославляющим жестом.

Введенские храмы в России посвящены этому знаменитому церковному празднику, который отмечают как католики, так и православные христиане. Но мне сейчас интересна иная линия событий.

Наперсник (или наперсие, нагрудник, на иврите - хошен) крепился к ефоду (элемент одежды священника, похожий на фартук) с помощью золотых цепочек и голубых шнуров. Иногда его описывают как сумку, иногда как пектораль, которую надевали на шею. 12 камней символизировали 12 колен израилевых. Существует много споров, какие же 12 драгоценных камней входили в это древнее культовое украшение, поскольку названия камней в Библии не соответствуют современным названиям и существует довольно много версий, толкований и переводов. Вопрос этот интересует и историков, и минерологов, и ювелиров, а также, как увидим, литераторов и их читателй.

Легенда же такова. Камни для наперсника Первосвященника в Иерусалимском храме привезла в подарок царю Соломону царица Савская. Кстати, существует путаница с храмами на картине Тициана, ведь если следовать хронологии от рождества Христова - к тому времени, когда Мария была маленькой девочкой, храм Соломона уже был давно разрушен, а второй Иерусалимский храм еще не построен. А наперсник, если таковой существовал во времена царя Соломона, должен был пережить и более раннее разрушение храма Соломона. Учитывая, что царь Соломон жил в X в. до н.э. этому артефакту должно было быть сейчас порядка 3 тысяч лет. Cуществовала и могла ли существовать в действительности такая святыня? Теоретически, конечно, могла. А вот мог ли такой артефакт сохраниться до наших дней?

Первосященник Аарон. Икона 1822, из церкви Николая Елагина дворца (Петербург), с 1930 г - в Русском музее

Согласно легенде, после разрушения Иерусалимского храма воинами Тита в 70 году н. э. наперсие не попало в руки римлян. Его спас человек, по имени Левит, который тогда же был убит своим другом, помогавшем ему. За свтотайство полагалось наказание, которого тот не испугался, но, тем не менее, всю пектораль оставить у себя побоялся - вытащил только самые ценные камни, с которыми убежал в Рим. Пектораль уже без этих камней была найдена женщиной, которая бежала с ним в Египет, затем артефакт попадает в Венецию, где, опять же, по легенде, много веков хранится в еврейском квартале в Венеции. Это, как бы, и объясняет тот факт, что Тициан знал, как выглядела святыня. А на картине, якобы, изображен Иуда Левий Абрабаел (Абраванель), интеллектуал и, по преданию, хранитель пекторали, современник Тициана. Наперсник (хошен) изобразил еще один итальянский художник - Романелли (в Ватикане).

Сошлюсь на... дамский роман с элементами детектива, чем, безусловно, повергну в шок истинных историков. Поклонницей дамских романов я не являюсь и, наверное, ни за что не стала бы читать "Хромого из Варшавы" Жюльетты Бенцони, если бы не обнаружила в основе этого 4-томника (!) - детективный сюжет о поиске пропавших из пекторали камней в духе Дэна Брауна. Моим оправданием может быть 2 момента - во-первых, я тайком почитываю детктивы, которые, на самом деле, люблю и обожаю, а во-вторых, автор и ее персонаж - знатоки и фанатики драгоценных камней и, конечно, мне было очень любопытно, что она накопала. Поскольку традиционные версии, в общем, известны и изложены в той же Википедии.

По сюжету, действие которого развивается накануне II Мировой войны, некий Симон Аарон, являющийся хранителем священной пекторали, рассказывает о предании, что если найти оставшиеся 4 драгоценных камня и восстановить украшение - сила камней сыграет решающую роль в объединении еврейского народа и обретении ими своего государства на землях, некогда им принадлежащих. Итальянский аристократ и известный антиквар Морозини помогает ему в этом. Он и выступает в романе Шерлоком Холмсом, который носится по всей Европе в поисках звездчатого сапфира (который позже считался вестготским и много столетий хранился в его семье), алмаза Йорков, опала Сисси - императрицы Елизаветы, супруги австрийского императора Франца-Иосифа и рубина испанских Габсбургов. Все камни несут проклятье и по их кровавым следам идет сыщик. Своим обладателям эти знаменитые камни не приносили счастья, как всегда бывает с похищенными святынями.

У Бенцони пектораль описана так: большая и массивная прямоугольная пластина длиной 30 см, на которой в 4 ряда расположены 12 золотых розеток со вставленными в них крупными кабошонами драгоценных камней, совершенно не похожими на привычные камни. В них помещались сардоникс, топаз, темно-красный рубин, агат, аметист, берилл, малахит и бирюза - камни прекрасно подобраны по размеру и великолепно отполированы. Не хватало сапфира, алмаза, опала и рубина. Рубин повторился у Бенцони, не могу сказать почему. Может опечатка или ощибка перевода. Совсем не упомянуты изумруд и яшма, которые присутствуют во всех версиях. Мне кажется на месте малахита должен быть изумруд, но не буду сейчас в это углубляться. Прикрепленная с двух сторон цепочка позволяла носить пектораль на шее. С обратной стороны каждого камня выгравировано очень маленькое изображение звезды Соломона. Правда, по более распространенной версии на камнях вырезаны имена колен Израиля (сыновей Иакова). Буквы этих имен составляли полный алфавит древнего иврита и при взаимодействии с уримом и туммимом буквы начинали мерцать, складываясь в слова и предложения. Правда, древний автор Флавий в книге "Иудейские древности" отметил, что камни перестали излучать сияние за 200 лет до того, как он писал эти строки (1 в н.э.)

Краткая справка - 12 камней упоминаются как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В первом содержится описание наперсника как "инструкция" по одеянию священника, я бы сказала. В наперснике хранились Урим и Туммим. В первом ряду: рубин, топаз, изумруд. Во втором: карбункул, сапфир, алмаз. В третьем: яхонт, агат и аметист. В четвертом: хризолит, оникс и яспис. (Исход, глава 28). В Новом Завете в книге "Откровения Иоанна Богослова" (Апокалипсис) камни упоминаются при описании стен "Небесного Иерусалима" - вместо алмаза, карбункула, агата и оникса упомянуты хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт). Двенадцать ворот - это двенадцать жемчужин, улицы из золота. (Есть город золотой... ) До сих пор ведутся споры о порядке камней - по горизонтали или вертикали, некоторые преполагают, что истинный порядок составляет периметр - в соответствии со стенами храма. Есть версия о 12 драгоценных камнях в основании небесного храма, на каждом из которых написано имя одного из апостолов.

Каифа - Гафт, Понтий Пилат - Кирилл Лавров в фильме Бортко.

Могу предположить, что правила в отношении камней были строгие, но определенные допущения могли существовать. По меньшей мере камень мог быть более или менее ценным, то есть была возможность замены одного камня другим. В основе были 12 камней, известных и доступных в Палестине. Наперсник Первосвященника - уникальная святыня. Историки находят много параллелей между этим артефактом и нагрудными украшениями у египтян, у которых они были особенно распространены и возведены в культ. Символику и назначение связывают с именем египетской богини Истины, а предмет с похожим назначением (У рим и Туммим) носил в Египте судья. Также есть теории о соответствии 12 камней хошена 12 месяцам - то есть, каждый камень в этом случае будет соответствовать одному из знаков зодиака. Кстати, существует современный тип кольца "табаат хошен", который вкючает 12 небольших камней, повторяющих расположение камней в наперснике-хошене.

Пасхальное шествие

Cамый интересный факт, связанный с наперсником-хошеном, на мой взгляд, все-таки в том, что в нем хранились урим и туммим - инструменты предсказания, своего рода жребий, "да" и "нет". Конечно, драгоценные камни, использованные в наперсии, не могли быть простыми украшениями и даже всего лишь лишь символами 12 колен израилевых. Они должны были играть роль в ритуальном предсказании. Есть версии, что урим и туммим также были камнями, по сиянию или туману вокруг них определяли божественную волю. Несомненно, у такого ритуала более древнее происхождение, пророчества и предсказания характерны для языческих культов, отголосок которых и описан в древних библейских текстах. Возможно, существование наперсника можно считать доказательством того, что украшения из камней, как ритуального назначения, так и личные - имели изначально религиозное значение и связывали человека с высшими силами. Cкорее всего древние люди были убеждены в этом. Не в этом ли секрет нашей любви к красивым камням? И не сохранился ли, вопреки всем законам вероятности, этот таинственный наперсник из Иерусалимского храма? А Жюльетта Бенцони вовсе не сочинила эту историю, а просто увлекательно пересказала?