Красота Оладьи Стрижки

К характерным чертам средневекового европейского общества относится. Культура средневековой цивилизации европы

1 символический характер;
2 иерархиям;
3 сословность,
4 формирование социального института образования;
5 зарождение университетской науки и сословия ученых.

Символизм в Средневековье отличался особыми характеристиками, отличающими его сущность от символизма архаики и античности. В первобытной культуре символ отождествлялся с тем предметом (объектом), который он обозначал (например, человек и его имя). В античности символ выполнял роль самодостаточной формы, достойной созерцания, например, красивые пропорции телз в отвлечении от личностных характеристик того, кому это тело принадлежит.

В средневековой символике, основанной на религиозных принципах христианства, все видимые явления и предметы понимались как символы, знаки, образы того, что находится по ту сторону этой видимости. Реальностью являлось то, что принадлежит и относится к чистому божественному бытию. Внешний вид вещей понимался только как образ вещей невидимых. Так, икона с изображением Христа не есть сам Христос, а только отражение первообраза, но в ней есть отблеск божественного света.

Символическое мышление в Средние века стало способом преодоления пропасти между материальным и духовным миром, между естественным и сверхъестественным. Для средневекового человека символична была вся окружающая его действительность: солнце - символ самого Бога; звезды - символы ангелов и праведников; камень - символ Христа и твердой веры; песок - слабости и непостоянства; золото означает истину; дерево - душу и т.д.

Символизм был одной из основных характеристик средневекового искусства. С детально разработанной символикой был связан и религиозный культ. Главное назначение философии также состояло в раскрытии символического значения Священного Писания. Символическими действиями сопровождались различные политические и правовые события (коронация, клятва верности), в быту использовалась детально разработанная система символов (цвет и покрой одежды разных сословий и др.).

Иерархизм. Сложность средневековой символики основывалась на строгой иерархии: все вещи-символы в разной степени отражали божественную реальность. Такая мировоззренческая позиция являлась отображением иерархичности природного мира и общественной реальности. Место явления или предмета в универсальной иерархии определялось степенью близости к Богу. Весь мир - иерархия, подчиняющаяся Богу. Общество делилось на сословия, каждое из которых включало множество слоев, рангов, профессий, чинов, которые были связаны в вечной и неизменной иерархии.

Сословность. В культуре Средневековья сословность выражалась в сосуществовании различных социальных типов культуры, основными из которых являлись религиозная, рыцарская и народная.

Религиозная (христианская) культура была официальной доминирующей культурой Средневековья. Система ее ценностей концентрировалась вокруг абсолютного центра - Бога. Каждой своей мыслью и поступком человек служил Богу. Все поступки соотносились с идеей абсолютного спасения или абсолютной гибели. К Богу можно взывать и на него надеяться. Христианские догматы составляли основу средневековой идеологии. Так, общество, подобно Троице, понималось с IX в. как нераздельное единство трех социальных слоев: церковников, воинов, работников.

Рыцарская культура выступала в качестве своеобразной маргинальной субкультуры Средневековья. Рыцарство не было экономическим классом, не совпадало с феодальной аристократией. Оно не было сословием, права и обязанности которого закреплены юридически. Долгое время рыцарство оставалось делом сугубо личного выбора, хотя этот выбор, связанный с приобретением дорогостоящего снаряжения и коня, могли позволить себе только достаточно состоятельные люди.

Главное, что отличало рыцарскую культуру Средневековья - это ее промежуточный характер, основанный на взаимодействии отдельных ценностных оснований доминирующей христианской культуры, профессиональных кодексов воинской чести, а также эталонов поведения сословной аристократии. Первое было связано с тем, что именно церковь в IX в. начала разрабатывать идею праведной христианской войны и образ воина-христианина, призванного спасти веру. Во-вторых, формирование особой, профессиональной по своему содержанию, рыцарской культуры обусловлено было тем, что к X в. появился особый профессиональный слой воинов. И третье - этот слой рекрутировался из разных сословий, но, как правило, из свободных и достаточно богатых людей, жизнь которых регулировалась правилами, принятыми в сруде сословных аристократов.

Единый «образ жизни» отличал рыцарей от всех прочих слоев средневекового общества, что дает возможность говорить о формировании в X-XI вв. рыцарской субкультуры, в основе которой лежал дух солдатского братства и товарищества. Постепенно формировался этический кодекс рыцарства, основанный на идеале бескорыстного, преданного, мужественного и прекрасного воина; предусматривалась особая рыцарская символика: особый ритуал посвящения, особый покрой одежды, торжественный обычай вручать оружие и т.д.

Народная культура с ее смеховым, карнавальным характером является также одной из главных составных частей средневековой культуры, выполняя роль контркультурного образования. Карнавал являлся особым способом существования и мышления, отличным от серьезной официальной церковной и светской культуры. Карнавал нес с собой идею особой свободы, возможности выйти из привычного порядка вещей в особое пространство, где возможны любые превращения, где можно прожить социальные роли, недоступные в обычной жизни.

С народной культурой, ценности которой в определенной степени противостояли официальной христианской культуре, вынуждены были считаться правящие клерикальные сословия. Даже церковные храмовые праздники сопровождались ярмарками и площадными увеселениями (выступлениями шутов, великанов, прирученных зверей). Шуты были незаменимой частью и светской жизни, которую они наполняли пародиями на серьезные действия официальной культуры.

Формирование социального института образования. В Средние века грамотных было немного, а книга была редкостью. Одновременно в Средние века очень распространенным было искусство пения, в том числе народного. На этом фоне грамотный человек - переписчик книг - в социальной иерархии располагается выше, чем певец (в Античности - наоборот). Священное Писание как Божье слово делало все атрибуты книжности почетными, а переписчик книг становился причастным к божественному.

Обучение грамоте осуществлялось в средневековых школах. Они носили характер организованной церковной формы обучения. Это были монастырские, епископальные (при кафедральных соборах, преимущественно для начального обучения чтению, письму, общим представлениям о Библии и литургии) и придворные (тоже религиозной направленности).

Зарождение университетской науки и сословия ученых.

Средневековые университеты (XI-XII вв.) были продуктом собственно Средневековья. Такого рода свободных корпораций учеников и преподавателей с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями не было ни в Античности, ни на Востоке. И хотя университеты обслуживали нужды государства и церкви, для них была характерна большая степень автономности от местных (в том числе и городских) властей и особый дух свободного братства. Деятельность университетов имела очень важные культурные следствия, главным из которых явилось рождение профессионального сословия ученых (священников и мирян), которым церковь давала право на преподавание истин Откровения. Средневековый университет делился на факультет свободных искусств и факультет теологии (высшая ступень образования). На факультете искусств изучали грамматику, логику, математику, физику, этику. Эти науки опирались только на разум. Именно здесь шло освоение заново открытых работ античных (Аристотель, Платон, Евклид, Архимед, Птолемей, Гиппократ и др.) и византийских (Отцы Церкви) ученых и философов, а также арабо-мусульманских авторов (Авиценна, Аверроэс, Аль-Хорезми, Аль-Фараби и др.). Здесь рождались новые идеи.

На факультете теологии главным было точное изучение Библии через толкование текста. Однако учащиес,я теологического факультета сначала должны были закончить факультет искусств и ознакомиться со всеми критически обсуждавшимися идеями и проблемами бытия. Поэтому в толкование Писания привносилось рациональное начало. Университеты породили и новые формы преподавания: лекции и семинары, где постоянно шли дискуссии, любая тема предлагалась в форме вопроса. Хотя и эти методы не исключали умозрительности, цитирования, опоры на авторитеты.

С течением времени в университетах складывалась своя специализация - юридическая, медицинская и др. Начинался процесс формирования и систематического изучения гуманитарных и естественных наук, хотя они ещё долгое время были подчинены теологии.

Техника в Средние века также считалась лишь вспомогательным средством для работника, выполняющего определенные трудовые функции. Однако в XII-XIII вв. постепенно происходит поворот к осознанию значимости технических изобретений в жизни человека и общества («изобретаются» колесо, водяные и ветряные мельницы, механические часы и др). В недрах феодального общества шел процесс зарождения промышленного производства.

9.1. Условия возникновения и этапы развития культуры Средневековья

Средние века, Средневековье, обычно подразделяют на три стадии:

Раннее Средневековье - V-XI вв.

Зрелое Средневековье - XII-XIV вв.

Позднее Средневековье - XIV-XV вв.

Соответственно, мы можем выделить и три периода в становлении и развитии культуры Средневековья. Культура Средневековья - это определенный этап, период, стадия в развитии культуры феодализма - более общего типа культуры, выделенного на основе формационного критерия.

Обычно, в рамках формационной концепции, выделяют три периода в развитии феодализма, и, соответственно, его культуры: культура раннего феодализма - I-XII вв.; далее следует культура зрелых феодальных отношений, их развитых форм - XIII-XVII вв.; и заключает этот перечень культура позднего феодализма - XVII-XVIII вв.

Таким образом, мы видим, что формационный и культурологический подходы к изучению социальных явлений не совпадают. Феодализм начинает возникать раньше, чем обнаруживаются средневековые тенденции в культуре, и феодализм продолжается за пределами Средневековья. Культуру Средневековья сменяет культура Возрождения (XV-XVI вв.), культура Абсолютизма и Просвещения (XVII-XVIII вв.). В пределах одной формации мы выделяем разные этапы в развитии культуры, обладающие своей спецификой, уникальностью, диалектикой развития и прехождения.

Культура обладает собственной логикой развития, относительно самостоятельной от определяющих формационных отношений, и, более того, способна оказывать обратное, активное, преобразующее влияние на развитие способа производства, придавая ему специфику: феодализм в Англии не был похож на феодализм в России.

В свою очередь, культуру Средневековья мы можем подразделить на локальные (пространственные, географические) типы: например, выделив культуру средневековой Италии или Англии. Но можно выделить культуру по иной, например, политической, черте: "Культура каролингского Возрождения" - при изучении культуры Франции в период правления династии "Каролингов" - Карла Великого и его потомков.

Эти изменения в периодизации культуры проистекают из того обстоятельства, что культура - развивающееся явление во времени и пространстве, восходящее от своих простых, исходных отношений ко всё более высоким, сложным, богатым содержанием формам.

Культура Средневековья - это культура, совершающая переход от родоплеменной организации общества, или "варварской" культуры - к культуре цивилизации. Точно такой же переход совершают все народы, достигшие стадии цивилизации: на Древнем Востоке и в Античности - греки и римляне. Но здесь обнаруживается своеобразие: европейские "варвары" делают переход к цивилизации, но иного типа, не рабовладельческой, а феодальной.

К концу древней истории, а она заканчивается к I в. н. э., рабство исчерпало свои производительные возможности и начинает заменяться иными формами связи непосредственного работника - земледельца, с орудиями и средствами труда. Земледелец становится свободным, но земля - основное средство производства - становится собственностью феодалов.

Культура I-IV вв. н. э. - для Европы это культура переходного типа от родоплеменного строя, где земля является собственностью общины, а племенная знать лишь распоряжается ею, к отношениям цивилизации, при которых верхушка общества превращает землю в своё достояние и делит её между собой. Культура V в. и далее - это уже культура феодализма, но ещё изживающая остатки родового строя и патриархального рабства.

Таким образом, культура Средневековья - это культура, в своей основе, феодализма, его развития и расцвета, а также создания, на заключительной стадии, предпосылок для новой формации - капитализма.

Средневековье наступило с крушением Римской империи. Точную дату привести трудно, так как это было не единовременное событие, а длительный и мучительный процесс. В нём выделяется 395 г. - разделение империи на Восточную и Западную. Рим очень скоро потерял статус столицы Западной империи, его приобретают сперва Милан, а позднее Равенна, но Рим по-прежнему являлся притягательной добычей для варваров. В 396 г. вестготы, а они были крещены в 340-347, 376 гг. по арианскому обряду, тогда официальной конфессии империи, устремлялись на Рим, но были разгромлены в Греции. В 402-403 гг. вестготы вторглись уже в Италию под предводительством Алариха, но были разбиты. В 405 г. аланы, вандалы, бургунды и свевы, объединившись, двинулись на Рим под руководством Радигайса, и снова были разбиты. В 410 г. в Италию вторглись вестготы во главе с Аларихом и захватили Рим, получив его на 3 дня для разграбления. Но империя устояла, предпочтя откупиться: вестготам была отдана Аквитания для поселения, где они создали своё королевство со столицей в Тулузе.

В это время варварская Европа распалась на два лагеря: для одних важен был "передел мира" и они видели себя в союзе с гуннами, по расовой принадлежности монголоидами. В другом лагере собрались их враги: вестготы, саксы, франки, бретонские кельты, вандалы, бургунды, в массе своей индоевропейцы, для них главным было расселиться на землях Римской империи.

В схватке на Каталаунских полях поле битвы осталось за европейцами, римляне, объединившись с европейскими варварами во главе с Аэнием, остановили гуннов во главе с Аттилой. Гунны устремились на Рим. Защищать столицу было некому и римляне предпочли откупиться. В 453 г. Аттила умирает, "ослабевший на свадьбе от великого её наслаждения и отяжелённый вином", - как свидетельствует Иордан. Гуннская опасность осталась позади. В 455 г. в устье Тибра вошла эскадра короля вандалов Гензериха. Рим был взят и отдан на 2х недельное разграбление. Правда, Гензерих запретил поджигать город, разрушать здания и убивать население. Как, кстати, и Аларих.

Св. Августин свидетельствует: "... Но что было необычным, так это то, что варварская дикость чудесным образом обернулась такой мягкостью, что в самых больших базиликах (то есть церквях), выбранных и назначенных для спасения народа, никто не был избит и никого не тронули, никто оттуда не был уведен в рабство жестокими врагами, а многих сочувствующие враги сами препровождали туда, чтобы сохранить им свободу".

После вандалов Рим так и не оправился. Германские вожди перешли на службу Западной империи в качестве высших военачальников, стали играть всё более важную роль: сперва Рацимер, потом Гундебальд и Орест - варвары по римским понятиям, смещали неугодных императоров и сами назначали новых. Затем на первое место выдвинулся вождь герулов Одоакр. В 476 г. он убил Ореста, низложил последнего императора Ромула Августа и присвоил себе власть.

Но императоры уже настолько дискредитировали себя, что Одоакр на этот титул не позарился, а отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Своим воинам он отдал треть италийских земель и герулы расселились по римским виллам, выгнав их прежних хозяев. Очень быстро герулы разорили доставшееся им хозяйство, морально разложившись, разучившись воевать. Так что в 480 г. король остготов Теодорих в трёх сражениях разбил герулов. Одоакр укрылся в Равенне, но Теодорих взял крепость штурмом и убил его. В Италии возникло готское королевство, но просуществовав почти полвека, было уничтожено византийцами.

В войнах, мятежах, восстаниях, заговорах пала Римская империя. На её развалинах варвары основывают ряд государств. Самым большим из них было франкское. Первым королём франков стал вождь одного из племён - Хлодвиг из рода Меровингов (481-511). Королевство Меровингов охватывало значительную часть современной Франции и ряд других областей. Ещё более оно расширило свои владения при Карле Великом, основавшем империю Каролингов (768-814). Само слово "король" - производное от имени Карл.

Постепенно утвердились и новые отношения собственности: завоёванные земли, а также земли, принадлежавшие общинам, передаются императором в пожизненное владение - бенифиций, или в наследуемую собственность - феод. Утверждается феодальная собственность.

В период раннего Средневековья преобладала тенденция к централизации (V-VIII вв.), в зрелое Средневековье начинает преобладать противоположная тенденция - к обособлению, раздробленности, росту многообразия культур. В конце IX в. на месте единой Священной Римской империи Карла Великого образуются три государства: Франция, Германия, Италия. Каждое из них в свою очередь распадаются на ряд самостоятельных владений - герцогств и графств. Последние в свою очередь дробятся на более мелкие владения.

Складывается иерархия собственников - наверху сеньор (король). Затем идут его вассалы - герцоги и графы, которые выступали сеньорами по отношению к своим вассалам. Последние - были сеньорами для своих вассалов. "Вассал моего вассала - не мой вассал", - вот ёмкое выражение этой иерархии). На завершающей стадии Средневековья - XII-XIV вв. - начинается борьба феодальных кланов между собой и с королевской властью. Её подпитывает та борьба, которую ведёт крестьянство за землю, город - за независимость и самостоятельность от сеньории. Эта борьба приобретает форму еретических движений: попыток обновить христианство, вернуться к первоначальному его облику. Вновь начинается мучительный процесс разложения средневековой культуры, поиска ответа на Вызов истории.

Введение

Период Средневековья - это неотъемлемая часть западноевропейской цивилизации: события, открытия и процессы этого периода определяют характер экономического, политического и духовного развития стран Западной Европы. Несмотря на то, что средневековье ассоциируется с невежеством, болезнями, опустошительными войнами, многочисленными процессами над еретиками, смутьянами и ведьмами, с инквизицией, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, способствующее формированию буржуазных отношений, протестантство. В это же время складывается городская культура, возникают парламенты и практически реализуется принцип разделения властей, закладывается фундамент науки и системы образования, готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу. Именно период Средневековья связывается в сознании людей с непревзойдёнными созданиями архитектуры и культуры в целом, с Болонским процессом, монашеством, феноменом рыцарства, кодексом чести и культом прекрасной дамы.

В этой работе я выделю основные черты экономики, политики, социальной ситуации и культуры Средних веков, а также опишу развитие социальных учений в этот период, в особенности акцентируя внимание на таких ярких мыслителях Средневековья как Фоме Аквинской и Августине Блаженном.


Общая характеристика Средневековья

Состояние экономики

Средневековое общество было аграрным, основа - сельское хозяйство, в котором было занято большинство населения. Был развит ручной труд, и, следовательно, темпы развития медленные. В сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, но урожайность была низкой. Держали в основном мелкий скот (козы, овцы, свиньи). Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые отрасли хозяйства (полеводство, скотоводство, различные ремесла). Хозяйство было натуральным и товарно-денежные отношения были слабо развиты. Внутренний рынок очень ограничен, а внешняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои. Промышленость в период Средних веков существовала в виде ремесла и мануфактуры. Подавляющая часть населения Западной Европы жила вне города, и роль городов была незначительной, хотя с течением времени их влияние усиливается.

Система вассалитета

Иерархическая структура, система вассалитета – это важнейшая характеристики западноевропейского общества Средних веков. Король - номинальный глава государства, но не всемогущий деспот, а «первый среди равных». Также король мог быть вассалом другого короля или папы римского. Вторую ступень занимали крупные феодалы (непосредственные вассалы короля), которые обладали различными видами иммунитета (налоговый, судебный, административный). Подчинение этого уровня королю было скорее формальным, нежели реальным. На третьей ступени феодальной лестницы находились бароны (вассалы герцогов, графов, епископов), пользующиеся фактическим иммунитетом в своих поместьях. Ниже располагались рыцари, у которых в подчинение могли быть более мелкие рыцари или крестьяне (но крестьяне стояли за пределами феодальной лестницы).

Становление феодальных отношени й

Ранее Средневековье характеризуется становлением средневекового общества - значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации. Шло становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями.

Первый путь - через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну и являлся их собственностью. Это путь формирования вотчинно - аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

Второй путь - практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Участки земли (бенефиции) все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Вся система этих общественно-экономических отношений - феодализм. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.

Классы раннего феодального общества

Два основных класса феодального общества:

Феодалы, духовные и светские - собственники земли;

Крестьяне - держатели земли;

Две группы в среде крестьян, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу:

Лично-свободные (могли уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний, они могли свободно переселялись в города или на новые места, платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина);

Лично-зависимые крестьяне (подвергались произвольному обложению, несли ряд специфических налогов, не пользовались свободой передвижения). К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина: феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: "Нет человека без господина".

Этнические процессы и феодальная раздробленность

В период Средних веков идет расселение германских племен по территории Западной Европы: экономическая, религиозная, культурная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет основываться на этнической общности западноевропейских народов. В результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя - Франкское государство, но после смерти предводителя империя распалась.

К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Усиление власти могущественных феодалов и привело к феодальным междоусобицам.

Христианство

Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, постепенно распространившееся во всех европейских странах, становясь государственной религией. Оно определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Наряду с государством и вне его появляется религиозный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Начинается формирование идеи и практики гражданского общества в европейской культуре и формирование иных более значимых, нежели политические идеалов. Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утверждения в Европе папоцезаризма (верховенство церкви не только в духовной сфере, но и ее вмешательство и в государственные дела). Попытка распространить верховенства церкви на политическую власть не увенчалась успехом. Именно в средневековый период обозначился переход от древней политической культуры к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества.
Поскольку господствующей политической идеологией в средние века в Западной Европе стала идеология католической церкви, а духовенство стало первым сословием нового феодального общества, то новые политические учения в соответствии со своим местом в жизни общества разрабатывали представители католического духовенства. Так существовала одна религия для всех народов, христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Культура, нравы и обычаи

Существенные черты средневековой культуры – это постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью - все выставлялось напоказ, например, по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Также одна из особенностей - великое множество ограничений и условностей, так каждый цвет в одежде и сочетания цветов имели свое назначение. Символизм - важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.
Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Средневековое общество характеризовалось жестокостью, практиковались казни, а в отношении к преступникам не было середины - их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускались.

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность, сочетающиеся с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех - и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.
Средневековье - время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Они, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.
Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой, что выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Твердая воля и желание изменить мир к лучшему отсутствовали в обществве.

Культура Средневековья отвергала политеизм, преклонение перед космосом, моральное разложение общества, презрение к труду, частную собственность и омерзительны гладиаторские бои, так характерные античной культуре.

Основные тезисы, характерные для культуры средних веков:

1) Теоцентризм (понимание мира, в котором источник и причина всего сущего - Бог; все люди рождаются в результате порочного зачатия)

2) Креационизм (Бог из ничего сотворил живую плоть, пребывающую в постоянном изменении).

3) Провиденциализм - от лат. «Провидение»- система взглядом, в соответствии с которой всеми историческими событиями (большими и малыми), в том числе жизнью людей, управляет провиденция (Божественная воля).

4) Трактовка священных писаний.


Августин Блаженный (354-430гг.)

Аврелий Августин Блаженный - один из величайших мыслителей и отцов католической церкви, причисленный ею к лику святых. А. Блаженный является отцом философии, в то время как Геродот - отец истории.

Родился в Тагасте, в провинции Нумидия (Северная Африка) Римской империи. С самого детства интересовался науками, изучал риторику в Карфагене, после преподавал красноречие в Риме и в Медиолане (Милан). В 387 г. принял христианство. На следующий год возвратился в свой родной город и встал во главе местной общины христиан. В 395 году был посвящен в епископы, руководя всей африканской церковью.

В своей подвижнической деятельности Августин Аврелий отстаивал чистоту учения в борьбе с различными ересями, обосновывал единство божественного начала, всемогущество благодати и учение о предопределении.

Живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, Августин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в трудных условиях. С одной стороны, в условиях возрастающего авторитета христианства, а с другой,- ослабления и распада Римской империи, приведших к ее разгрому варварами.

Он автор большого числа богословских сочинений, в главном из которых "О граде Божием", написанном во время хаоса и разрыва политический связей, ранее скреплявших Римскую империю, развивается идея церкви как священного института, связующего небо и землю; с этого труда началась христианская философия истории.

В «Граде Божием» Августин поднимает вопросы о государстве, о соотношении двух властей – светской и церковной, доказывает главенствующую роль божественной (церковной) власти и определяет необходимость поставить государство под контроль христианской церкви.

По учению Августина Блаженного, мир делится на царство земное, где царят несправедливость, беспорядок и всевозможные пороки, и царство Божие, живущее по установленному Богом закону, где мир и гармония. Земной град составляют люди, желающие жить и живущие ради удовольствия, ради чувственного. А небесный град - люди живущие по духу, ограничивающие себя. Наиболее яркое проявление земного града – это государство как сосредоточение града. Мыслитель полагал, что царство земное необходимо перестроить по образцу царства Божьего, в качестве модели которого на Земле уже существует образец – христианская Церковь.


Фома Аквинский (1225-1274)

Фома Аквинский был самым ярким представителем схоластической философии периода ее расцвета. Он родился в замке Рокасека близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Учился в Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь свободных искусств. В возрасте 19 лет вступил в члены доминиканского ордена, рассердив тем самым свою семью, и поэтому свыше года содержался дома. В конце концов ему было разрешено продолжать обучение и в 1252 г. он поехал в Парижский университет, читал лекции и получал звание профессора, которого добился в возрасте 30 лет. В 1259 г вернулся в Италию и преподавал в различных школах, а в 1269 г возвратился в Париж, но спустя четыре года оказался от преподавания вследствие ухудшения здоровья. Он умер 7 марта 1274 г. в, не оправившись от сердечного приступа.

Фома Аквинский оставил после себя большое литературное наследие, самыми важными из которого являются два объемистых тома, подводящие итог его творческой деятельности: "Сумма против язычников" (известная также под другим названием - "Сумма философии") и "Сумма теологии". В последнем, используя ряд положений философии и политических взглядов Аристотеля и соединив их с духом католических канонов, он разрабатывает собственное политическое учение. Философ пишет, что в обществе должна существовать строгая иерархия: во главе государства стоит правитель, которому как высшему существу должны повиноваться существа низшие, т.е. народные массы. А также что, если правитель нарушает церковные законы, то он является «тираном», и церковь имеет право его низложить, причем подданные тирана в этом случае обязаны подчиниться церкви.

В своем учении о государстве Ф. Аквинский говорит о четырех возможных его формах: монархия, аристократия, олигархия и тирания. Он отдает предпочтение «смешанной» форме государства, где сочетаются институты монархические, аристократические и демократические.

Отталкиваясь от идеи законов, мыслитель делит законы на несколько:

1) вечный, познание которого недоступно и невозможно;

2) естественный закон, диктуемый человеческим разумом. Это совокупная предрасположенность, действия согласно разуму, например, стремление к соединению мужчины и женщины, воспитание детей, склонность к благу, познание истины от Бога;

3) человеческий закон;

4)божественный закон;

5) закон, диктуемый не разумом, а чувствами (это закон греховного побуждения);
Изложение Фомой философско-теологического материала отличалось исключительной логичностью и являлось образцом для дальнейшего освоения.


Заключение

Средние века - это целый этап культуры Западной Европы, который сыграл огромную роль в развитии всего человеческого общества. Религиозная целостность европейских стран, складывание основ парламентаризма, принцип разделения властей, рывок в развитии архитектуры и культуры в целом- это одни из целого ряда достижений людей Средневековья.

Имена же таких великих философов как Фома Аквинский и Августин Блаженный навсегда останутся кирпичиками в стене мировой культуры.


Библиография

1. Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. Всемирная история. Средневековье. Становление европейской цивилизации. Общая характеристика западноевропейского средневековья (5-17вв.). Библиотека Гумер.

2. www.chronos.msu.ru