Красота Оладьи Стрижки

Предметы с твердым знаком. Правописание разделительных ь и ъ. Примеры слов с разделительным ь

Карточка 1

Вставь ъ , где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.

Образец: въезд.

В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.

Карточка 2

Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

Образец: отъезд .

Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Карточка 3

Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.

Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.

...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 4

Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь , а цифрой 2 -слова с ь - показателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,

мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.

Карточка 5

Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.

Образец: (Лиса ) лисья нора ,

(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,

(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка.

Карточка 6

Запиши слова в два столбика: в первый - слова с разделительным мягким знаком, а во второй - слова с мягким знаком - по­казателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 7

Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.

1. Вся сем....я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть. 3. По плат....ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с...ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем.

Карточка 8

З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.

....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 9

Запиши слова в два столбика.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 10

Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разде­лительными ъ и ь.

1. Саша ………………... пирог. 2. К дому...................................... машина. 3. Весной по дорожкам потекли........................................... . 4. Илья любит пенки с...................... 5. Птицы …………………. . гнезда на........................................ и кустарниках. 5. Дожди часто...................................... осенью.

Карточка 11

Спиши, вставив пропущенные буквы.

1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.

.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 12

Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.

...……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Карточка 13

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Как-то в блюдеч..ке в..ренья.......................................................................................

Я (на) шел ст..хотворен..е. .......................................................................................

Я, конеч..но, сразу сел......................................................................................

И в..рен..е быстро сел. .......................................................................................

И тепер.. для продолжен..я........................................................................................

Этого ст..хотворен..я.......................................................................................

Нет ни капел..ки в..рен..я. ...........................................................................................

Тест «Разделительные знаки»

Ученик..........................................................

1. Где пишут разделительный мягкий знак в словах?

а) сразу после приставок;

2. Где пишут разделительный твердый знак в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень?

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед pаз -
делительным твердым знаком?

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишут разделительный мягкий
знак? Обведи нужные буквы.

6. Перед какими гласными пишут разделительный твердый
знак? Обведи нужные буквы.

А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.


мягкий знак.

а) жизн..;

б) счаст..е;

в) б..ет;

г) пис..мо.

7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
твёрдый знак.

а) у...ехал

б) пред...явить

в) в..ет;

г) об..яснить.

Тест: « Разделительный мягкий знак»

Ученик

1 уровень

    Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

    Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

    Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

2 уровень

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

Охотник зарядил.

С деревьев осыпались.

На веревке сушится.

3 уровень

Исправь ошибки.

Наша Кожка мурка- бальшая шолунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схвотила Чючело. Осталис от птичьки одни клочя.

Тест: «Разделительные ь и ъ»

Фамилия, имя...............................................

1. Выбери правильный ответ.
Разделительный ь пишется:

а) после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я;

б) после приставок, которые оканчиваются на согласный,
перед буквами е, ё, я.

2. Выбери правильный ответ.

Разделительный ь показывает, что

а) согласный звук и следующий за ним гласный
произносятся раздельно;

б) согласный звук, после которого он стоит, произносится
мягко.

3. Подчеркни слова, в которых ь обозначает только мягкость согласных звуков.

Соловьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.

4. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья.

5. Распредели слова в три столбика: 1 - с разделительным мягким знаком; 2 - с мягким знаком - показателем мягкости согласного; 3- с разделительным ъ.

Хлоп...я, с.езд, счаст...е, в...юга, учител...ница, мал..лик, с...емка.

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................................

В разделе на вопрос 10 СЛОВ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ ТВЁРДЫМ ЗНАКОМ заданный автором Проскакать лучший ответ это Подъезд, объелся, объезд, разъезд, объявление, разъяснил, съезд, подъём, предъюбилейный, съёжился.

Ответ от Недоносок [новичек]
Подъезд, объелся, объезд, разъезд, объявление, разъяснил, съезд, подъём, предъюбилейный, съёжился.


Ответ от Европейский [новичек]
Красава всё спасибо


Ответ от Женя Глебов [новичек]
Хуйня


Ответ от Елена Бандурина [активный]
Подъезд, объявление, съёмка, объём, съел, съёжился, разъяснение, объект, объединение, трансъевропейский.


Ответ от Марианна Галкина [новичек]


Ответ от Larisa De Rua [гуру]
Съесть, объявление, подъезд, подъём, сверхъестественный, съезд, адъютант, адъюнкт, инъекция, конъюктура, объект, объектив, объяснить, трансъевропейский,межъярусный, объединение, сверхъясный…..


Ответ от Максим Сидоренко [новичек]
Объём, объект, подъезд, съесть, адъютант, подъём, объявление, въезд, подъём, инъекция.


Ответ от Крис [гуру]
Съезд, подъезд, съездить, объять, отъявленный, съемка, сверхъестественный, адъютант инъекция, конъюнктивит, объект.Разделительный твердый знак пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:1. После приставок, оканчивающихся на согласную, в том числе иноязычных.2. В сложных словах после двух-, трёх- и т. д. (двухъярусный)

Отечественный аналог настольной игрушки впечатляет многих. Причем, даже в кругу известных людей. Вы еще не знакомы с «Эрудитом»? Не уверены, что он увлечет? Возможно, попросту недооцениваете свои возможности. Ведь каждый вдумчивый интеллектуал проведет здесь не одно соревнование. Словарный запас – вот главное оружие для баталий тут. Роскошный Скрэббл имеет свои преимущества. Но зачем тратить на него средства, если можно зарегистрировать персональный профиль и завоевывать новые вершины в режиме онлайн?

В отличие, к примеру, от Монополии, Scrabble по-прежнему актуален. Позиционирует себя, как стабильная классика жанра. Такая забава великолепно подойдет детям, а также взрослым. В нее можно увлеченно развлечься с друзьями и близкими. Каждой современной семье приглянется такое занимательное времяпровождение. Поле не пластиковое, и даже не из дерева. Яркое, с уймой ячеечек. В последние и предстоит вкладывать свои элементы будущих победных символов.

Сможете одолеть все логические преграды и завоевать весомую позицию на пьедестале головоломок? Тогда вперед за приключениями!

Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , передающими сочетания [j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий ;

б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб, ад, диз, ин, интер, кон, об, суб , которые в языке источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух, трёх, четырёх , напр.: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

Во всех случаях, кроме указанных выше, после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [j ] с гласными, пишется разделительный ь .

Примеры: ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие); ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Правописание приставок и предлогов

Ответы к стр. 47 — 49

1. Прочитай.

(И. Красникова)

Какую «работу» выполняют выделенные буквы?

Буква мягкий знак (ь) указывает на мягкость предшествующего согласного звука: десять .
Раздельный мягкий знак (ь) и разделительный твёрдый знак (ъ) указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я, и ) обозначает два звука - согласный звук [й’] и последующий гласный звук: объ явлень е, съ ем, варень я.

Подчеркни в словах изученные орфограммы. В словах с разделительным твёрдым знаком (ъ) выдели приставки.

2. Прочитай. Отметь √ правильное утверждение.

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я .

3. Прочитай. Найди слова с разделительным твёрдым знаком (ъ), выдели в них приставки.

4 . Прочитай. Найди и подчеркни в каждом ряду лишнее слово. Объясни, почему это слово лишнее.

Выдели в словах приставки.

5. Прочитай. Вставь в предложения пропущенные слова, взяв их из заглавия.

Объ ём и подъ ём

Подъ ём у Бе ге мотика
В восемь ча сов утра.
О бъ ём его жи вотика
Восемь десят четыре ве дра.

(Ю. Парфёнов)

6 ∗ . Прочитай. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни в словах разделительный твёрдый знак (ъ).

Съ ехал с горы, сэкономил время, объ явил об экскурсии, вошёл во второй подъ езд, предъ юбилейный год, приклеил марку, подъ ёмный кран, подписка на газеты, железнодорожный разъ езд.

Составь и запиши предложение с любым сочетанием слов.

На стройке работал подъёмный кран.

7. Прочитай. Образуй от данных слов однокоренные при помощи любой из данных приставок: под-, об-, раз-, с-, от-. Запиши эти слова с другими приставками.

Подъехал, отъезд, объявил, разъяснил, объединил, съёжился.

8 ∗ . Прочитай. Отметь √ , в каких словах перенос сделан неправильно.

Разъ-езд тетра-дь каль-мар
съ-езд друзь-я пье-са

9. Прочитай. Составь звуковую модель каждого слова. Укажи цифрами, сколько в каждом слове звуков и букв.

Ружьё [ружй’ó] - 5 зв., 5 б.
Съел [сй’эл] - 4 зв., 4 б.
Тюльпан [т’ул’пáн] -6 зв., 7 б.