Красота Оладьи Стрижки

Кантемир дмитрий константинович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Малоизвестные факты о кантемирах Молдавский князь кантемир

Родился Дмитрий Кантемир 26.10.1673 года в Молдавии. Он появился от брака Константина Кантемира с Анастасией Гика. Дмитрий рос со старшим братом по имени Антиох и двумя сестрами - Роксаной и Елизаветой.

Все они сыграли важную роль в истории не только Молдавии, но и других государств. Откуда берет начало род Кантемиров?

История рода

Дмитрий Кантемир является ярким представителем своего рода. Согласно одной из версий, Кантемиры взяли свое начало от хана Темира, который управлял Белгородской ордой. Местные жители выговаривали его имя как «Кантемир» (хан Темир). По другой версии, он был богатым татарином, которого называли «кан Тимур». Словосочетание означало, что человек являлся кровным потомком Тамерлана.

Более достоверная информация о роде появилась в 1540 году, когда некий Кантемир принял христианство. Он поселился в Молдавии. Страна на тот момент была в составе Османской империи.

Отец Константин Федорович

Отцом Дмитрия был Константин Федорович. В свое время он спас от пленения поляками гарем Магомета Четвертого. Это укрепило его позиции в глазах турецкого султана. В 1684 году его выбрали молдавским господарем.

До восшествия на престол он провел многие годы за пределами своей страны. Его отца, Федора, убили при одном из набегов турок на молдавские земли. Константину пришлось скрываться в Польше и Валахии. Он служил при Владиславе и Казимире.

Через время он вернулся на родину, где дослужился до начальника дружины. После завершения службы получил гражданскую должность, которая заключалась в снабжении княжеского двора продовольствием.

После 1684 года Константин находился у власти восемь лет. По тем временам довольно долго. Господарь балансировал меж двух огней. С одной стороны была угроза полного порабощения Османской империей, а с другой - Польша осуществляла свои попытки завоевания молдавских земель.

Константин оказался одним из тех немногих господарей, которые скончались, будучи у власти. Умер он ненасильственной смертью. Как же сложилась жизнь его младшего сына?

Жизнь в роли заложника

Несмотря на доверие султана, Константину Федоровичу пришлось отослать в Константинополь своего старшего сына как традиционного заложника. Со временем старшего сына сменил младший, которым и был Дмитрий Кантемир.

В султанский дворец он отправился в возрасте двенадцати лет. В Константинополе юноша получил пристойное образование, обучаясь в греко-латинской академии. Он изучил девять языков, среди которых арабский, французский, русский, персидский. Также он увлекся изучением разных наук, включая философию, географию, математику.

За два года до смерти своего отца Дмитрий был отпущен домой. Однако он еще не раз возвращался в Константинополь. Более десяти лет он занимал высокие должности в Порте (Турция). Отчасти это стало возможным благодаря полученным знаниям и полезным знакомствам с приближенными султана.

Избрание господарем

К концу семнадцатого века Дмитрий Кантемир женился на дочери Валашского господаря Кассандре Кантакузен. В 1693 году умер Молдавский господарь. На его место бояре избрали Дмитрия, однако в Константинополе не утвердили его кандидатуру, и господарем стал старший из братьев, Антиох.

В 1710 году турки согласились на то, чтобы Молдавию возглавил Дмитрий. Связано это было с объявлением русско-турецкой войны.

Молдавский господарь Дмитрий Кантемир оказался в благоприятной политической обстановке:

  • поддержка и поощрения со стороны Османской империи;
  • покровительство Крымского хана;
  • отсутствие военных действий на территории Молдавии со стороны Польши.

Тайный договор с государством Российским

Несмотря на благоприятную политическую ситуацию, господарь понимал, что его страна разорена. Кантемир Дмитрий решается на заключение с Петром Первым тайного договора. По документу, подписанному в 1711 году, Молдавия перешла в состав России.

После такого предательства со стороны господаря турки запретили последующим молдавским правителям решать что-либо без согласования со Стамбулом. Такие правила сохранялись до восемнадцатого века.

Дмитрий же отправился с армией Петра Великого в Россию. Он и его соплеменники (около четырех тысяч человек) получили российское подданство. Беглеца приняли на новой родине довольно радушно. Проявилось русское гостеприимство в следующих поступках:

  • предоставление Дмитрию княжеского титула;
  • значительная пенсия;
  • имения в южных землях (Харьковская губерния);
  • подарок от Петра Первого в виде села Богородского, которое переименовали в Черную Грязь.

Именно в этом селе, которое находилось на юго-востоке от Москвы, было построено имение Дмитрия, где росли его дети. Там же он заложил парк. Спустя годы озелененная территория понравился Екатерине Второй, которая переименовала село в Царицыно.

Вскоре князь Кантемир Дмитрий Константинович стал вдовцом. Его жена Кассандра умерла, когда ей было немного за тридцать. У вдовца осталось на руках шестеро детей.

Жизнь с Анастасией Трубецкой

В 1717 году Кантемир Дмитрий создал семью с Анастасией Ивановной Трубецкой. На тот момент молодой жене было семнадцать лет. Это была хорошенькая молодая женщина, представительница двух знатных родов - Трубецких и Нарышкиных. Ее отец на момент брака занимал пост губернатора Киева.

Чтобы угодить Анастасии, 44-летный князь сбрил бороду, сменил стиль одежды с азиатского на европейский, переехал в Петербург. Для семьи знаменитый архитектор Растрелли построил особняк (известный как дворец Дмитрия Кантемира). Южная часть города жила бурной великосветской жизнью.

Однако не обошлось проблем. Дети князя от первого брака прекрасно ладили с родней Анастасии, но не принимали мачеху. Дочь Дмитрия - Мария - была с мачехой одного возраста. Она подшучивала над своей новой родственницей.

У супругов родилось двое сыновей, которые умерли в младенчестве, и дочь. Девочка не отличалась крепким здоровьем.

Последняя любовь Петра Первого

В 1722 году Кантемир отправился с Петром в Персидский поход. В его задачи входило управление походной канцелярией. Скорей всего, Дмитрий решился на путешествие, страдая диабетом, чтобы находиться возле дочери. У императора назревал с ней роман.

Впервые Мария Дмитриевна увидела императора в одиннадцатилетнем возрасте. Именно тогда ее семья бежала из Молдавии. Со временем Мария стала представлять угрозу для отношений Екатерины и императора. Она отличалась незаурядным умом, образованностью, красотой, знанием нескольких языков.

Забеременев от царя, она готова была подарить ему сына. Но из-за угрозы выкидыша Марии пришлось остановиться в Астрахани. У дочери молдавского господаря случились преждевременные роды. Новорожденный мальчик вскоре умер, а жизнь матери оказалась под угрозой. Отношения между Марией и Петром завершились после ее неудачных родов.

Последние дни жизни

В 1723 году Кантемир вернулся в свое поместье в Харьковской губернии (Орловская область) с подорванным здоровьем. Скончался он 23 августа того же года. Вечером в день кончины родня получила документ от Священной Римской империи, по которому Дмитрий Константинович и его потомки возводились в княжеский сан.

Похоронен князь был в Новогреческом монастыре (Москва). В 1935 году румынское правительство изволило перезахоронить останки своего соплеменника в Яссах. Просьба была выполнена.

Ученый

Исторический портрет Дмитрия Кантемира связан не только с государственной деятельностью. О его заслугах как ученого говорит тот факт, что в Париже среди списка выдающихся писателей и ученых находится имя Дмитрия Кантемира. Оно расположилось рядом с именами Ньютона и Лейбница. И это не совпадение. При жизни Кантемир вел переписку с последним.

Князь уделял много внимания истории и географии. Он составил географическое, историческое, политическое описание своей родины. Также его интересовала история Валахии, Румынии, Османской империи.

Много работ было посвящено вопросам педагогики. Целью воспитания он считал познание самого себя. По его версии, периодизация человеческой жизни должна была состоять из следующих пунктов:

  • младенческие годы;
  • детство;
  • годы отрочества;
  • юность;
  • время возмужалости;
  • преклонный возраст;
  • старческое время.

В 1714 году ученого избрали членом Берлинской АН. Он был претендентом на пост президента Российской АН.

Первый российский востоковед

Дмитрий Кантемир, краткая биография которого представлена в нашей статье, считается первым востоковедом России. Связано это было с тем, что он долгое время провел в Османской империи. При Петре Первом Кантемир служил советником по восточным вопросам.

Он написал книгу на латыни, которая повествовала о возвышении и упадке Османского двора. В свое время Вольтер назвал ее своей настольной книгой в изучении Востока.

10 июля считается началом российского востоковедения. Именно в этот день молдавский господарь поклялся в своей верности России. С этого времени в стране появился первый востоковед.

Философ

Князь Дмитрий Кантемир написал много трактатов на философскую и религиозную тематику. Первые труды появились еще в Константинополе. В ранних работах развивалась натурфилософская система Гельмонта.

В его произведениях просматривались гуманистические идеи европейского Просвещения. Они рассматривали теорию общественного договора, единство человеческого существования.

Чаще всего упоминаются такие философские работы, как «Мир и душа», «Метафизика», «Диван…», «Иероглифическая история».

Автор первого романа на молдавском языке

Кантемир Дмитрий Константинович был не просто ученым, он был энциклопедистом. По его инициативе в России была организована типография, в которой можно было издавать книги на арабском языке.

В 1705 году он написал «Иероглифическую историю» - первый роман на молдавском языке. В произведении с помощью аллегории описываются династические распри между Кантемирами и Брынковянами. В романе раскрывается трагедия обоих княжеств (Молдавии и Валахии), правители которых враждовали друг с другом. Этим они помогали турецким султанам угнетать народы, которые жили на территории княжеств.

Музыкант

Дмитрий Кантемир (годы жизни: 1673-1723) внес существенный вклад в развитие музыки в Турции. Сам он виртуозно играл на танбуре и нее. Будучи заложником в Стамбуле, он собирал турецкие мелодии, записывал их. Там его знали как композитора и основателя первой музыкальной школы.

В музыкальную культуру турок Кантемир ввел нотную грамоту. Существует догадка, что некоторые восточные мелодии, записанные или созданные молдавским господарем, в своих произведениях использовал сам Моцарт.

Последний представитель рода

Из всех детей Дмитрия Кантемира сын родился только у Константина Дмитриевича. Случилось это в 1749 году. Так что молдавский господарь своего внука не увидел. Как сложилась жизнь потомка знаменитого князя?

Мальчика назвали Дмитрием, поэтому он стал полным тезкой своего знаменитого деда. Он получил военное образование, службу окончил в чине полковника. В зрелом возрасте стал заявлять, что имеет права на молдавский и валашский престолы. Это привело его в Ревельскую крепость, где он пробыл долгие семнадцать лет, до кончины.

Последний Кантемир по мужской линии был женат, но не имел детей. Официально его объявили сумасшедшим. Вот такое печальное завершение ожидало славный род Кантемиров.

Память о Кантемирах

Дмитрий Кантемир (биография гласит, что жизнь этого человека связана с разными державами - Молдовой, Турцией, Россией) внес существенный вклад в развитие науки, культуры, искусства по всему миру.

В народе до сих пор живет память о молдавском господаре и российском князе:

  • Город в южной части Молдавии носит имя князя. Так же назван район.
  • В 1973 году на молдавской киностудии сняли художественный фильм, посвященный жизни и деятельности молдавского господаря. Роль Дмитрия исполнил Александр Лазарев. Также в картине снялись Эммануил Виторган и Наталья Варлей.
  • В 2003 году румынское правительство почтило память Кантемира. Со дня его смерти исполнялось триста тридцать три года. В честь этого на средства Румынии был открыт парк в Стамбуле.
  • В 2003 году Ионом Друце была создана пьеса про Марию Кантемир.
  • В 2003 году в Санкт-Петербурге был установлен памятник Антиоху Кантемиру. Оплатила его Молдова в качестве подарка в канун трехсотлетия Северной столицы. Установили памятник в сквере Государственного университета.
  • В 2011 году в России вышел телевизионный сериал про Петра Первого. Режиссером выступил Владимир Бортко. Роль Дмитрия исполнил Михаил Боярский. Его дочь, актриса Елизавета Боярская, сыграла Марию Кантемир. Актеры были удостоены за свою работу Ордена Почета со стороны молдавского правительства.
  • В 2014 году в музее-заповеднике Царицыно (Россия) открыли памятник князю.

История знает не так много примеров, когда один человек мог успешно совмещать талант государственного деятеля с талантом учёного. Дмитрий Константинович Кантемир был редким исключением, хотя в науке ему, возможно, помогла реализоваться его самая крупная политическая неудача.

Дмитрий Кантемир родился 26 октября 1673 года в семье молдавского господаря Константина Кантемира Старого .

Положение господаря Молдавии в этот период было шатким: страна находилась в вассальной зависимости от Османской империи, и турецкие властители регулярно смещали неугодных либо чересчур независимых князей. Нередко это заканчивалось и смертной казнью опальных господарей.

Среди молдавской элиты при этом шла отчаянная борьба за расположение турецкого султана. Всё это очень напоминало внутренние конфликты русских князей в борьбе за ярлык на великое княжение в период зависимости Руси от Золотой Орды.

Отец Дмитрия, Константин Кантемир, оказался одним из немногих господарей, которые умерли своей смертью, не лишившись власти. Правда, для достижения этой цели Константину пришлось постоянно подтверждать свою верность султану.

Дмитрия это коснулось напрямую — в 1687 году 14-летний подросток был отправлен в Константинополь в качестве заложника. Предполагалось, что в случае неверности отца своим обязательствам перед султаном Дмитрия попросту казнят.

Подобная практика заложников для того времени не была чем-то уникальным, однако вряд ли от этого Дмитрию Кантемиру было спокойнее. Возможно, именно тогда у него и выработалось блестящее умение скрывать свои настоящие мысли и планы, которое потом неоднократно подчёркивали современники.

Жажда знаний

Дмитрий Кантемир с юных лет тянулся к наукам, чем являл полную противоположность своему отцу: Константин Кантемир был неграмотен.

Оказавшись в Константинополе заложником, Дмитрий не скорбел о своей доле, а продолжил обучение. Благо положение заложника такого ранга позволяло ему жить достаточно свободно. Он изучал древнегреческий, новогреческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, богословию и философии, встречался с учёными патриаршей Греко-латинской академии, а также посещал Академию Падишаха — учебное заведение при дворе султана для иностранцев или османских подданных-христиан.

Талант молодого человека отметили при дворе султана, однако место господаря Молдавии после смерти отца он не занял. Несмотря на то, что Константин Кантемир прямо указал на Дмитрия как на наследника, в результате придворных интриг султан его не утвердил.

После того как место господаря занял старший брат Дмитрия Антиох , он стал посланником господаря при дворе султана.

Время, проведённое в Константинополе, очень много дало Кантемиру как учёному — там он начал собирать материалы для своих научных работ. Кантемира интересовала всеобщая история, история Османской империи, нравы и обычаи этой страны.

В Константинополе Кантемир познакомился и довольно близко сошёлся с российским посланником Петром Андреевичем Толстым . Возможно, именно тогда у него и зародились планы, к осуществлению которых он перешёл десять лет спустя.

Союз с Россией

В 1710 году султан Османской империи назначил Дмитрия Кантемира господарем Молдавии. Шаг этот был вынужденным — предстояла война с Россией, и на этом посту нужен был человек деятельный и способный, такой, как Кантемир.

Султан не учёл лишь одного — умения политика скрывать свои планы. Дмитрий Кантемир задумал вывести Молдавию из вассальной зависимости от Османской империи. Для реализации подобных планов необходим был мощный союзник, которого Кантемир увидел в лице России.

К тому времени Россия во главе с царём Петром I отвоевала у турков крепость Азов, а затем в ходе русско-шведской войны разгромила войска считавшегося непобедимым Карла XII под Полтавой.

Шведский король укрылся в Османской империи, и это стало для амбициозного Петра одним из поводов для развёртывания новой военной кампании против турков. Русские войска, по замыслу царя, должны были поднять на восстание христианские народы, жившие под турецким игом. Пётр I рассчитывал, что в результате удастся отколоть огромные территории от Османской империи.

Дмитрий Кантемир, которому, по велению султана, надлежало строить мосты через Дунай для похода турецких войск на Россию, намеревался сделать обратное — вместе с русскими войсками начать войну против султана.

В апреле 1711 года Пётр I и Дмитрий Кантемир заключили Луцкий договор. По нему после победы в войне Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежние обычаи внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров.

Намерения Кантемира вызвали поддержку большинства населения Молдавии и элиты страны, которые считали, что сближение с Россией лучше, чем положение вассала Османской империи.

Слово Петра

Однако Прутский поход, как называют эту военную кампанию Петра I историки, закончился печально. К югу от Ясс 38-тысячное русское войско было прижато к реке Прут союзными 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. Положение русских было почти безнадёжным, однако их яростное сопротивление охладило пыл наступающих. Помня об итогах Полтавского сражения, турки предпочли завершить дело миром. Причём его условия оказались даже легче, чем ожидал Пётр I: русским пришлось вернуть Азов и срыть ряд новых укреплений на Азовском море, а также сделать ещё ряд мелких уступок.

Карл XII, узнав об успехе турок, примчался к месту событий уже после заключения договора, возмущался, требовал войско, чтобы разбить Петра окончательно. Однако ехидные турки заметили, что своё сражение с русскими шведский король уже проиграл под Полтавой, и если хочет, то может преследовать Петра I со своими людьми (которых у Карла было очень мало), а другой армии он не получит.

Если Пётр I, что называется, сумел выкрутиться, то для Дмитрия Кантемира всё обстояло крайне печально — турки требовали выдать его, чтобы казнить за измену.

Однако русский царь, несмотря на трудное положение, проявил твёрдость: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружие возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести — то же, что не быть государем».

Так Дмитрий Кантемир с 1000 молдавских бояр, над которыми он сохранил право жизни и смерти, отправился в Россию.

Здесь он получил от Петра I титул князя, огромные земли под Харьковом, поместье под Москвой, а также немалые денежные средства.

Прусский академик и русский сенатор

Несмотря на всё это, другой политик, потерявший государство, возможно, впал бы в отчаяние. Но с Дмитрием Кантемиром оставался его научный талант. И в России он написал свои главные труды, принёсшие ему славу большого европейского учёного. Кантемир, имевший блестящие способности к языкам, помимо тех, которые уже знал, освоил русский, немецкий и французский.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

На латыни им был написан выдающийся труд «История возвышения и упадка Османского двора». Работа Кантемира более века считалась самой фундаментальной из тех, что были посвящены Турции. Вслед за этим последовало «Описание Молдавии», «Жизнь Константина Кантемира», «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии», а также другие работы.

Трудами Кантемира восхищались его современники, а Прусская Академия наук избрала его своим членом. Дмитрий Кантемир стал первым учёным Молдавии и России, который был избран членом Академии другого государства. Помимо этого, Кантемир активно способствовал созданию Петербургской Академии наук.

После смерти первой жены Дмитрий Кантемир женился на княжне Настасье Ивановне Трубецкой и переехал в Петербург. Знания и ум Кантермира высоко ценил Пётр, который сделал его советником по делам Востока, а затем назначил членом Правительствующего Сената и возвёл в чин тайного советника.

С этого момента Дмитрий Кантемир стал членом ближнего круга Петра Великого.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

В 1722 году во время Персидского похода Петра Кантемир заведовал походной канцелярией. Он изготовил арабский наборный шрифт, организовал специальную типографию и напечатал на татарском, турецком и персидском языках сочинённый и переведённый им Манифест Петра I к народам Кавказа и Персии.

В переговорах Петра I c властителями прикаспийских территорий Дмитрий Кантемир выступал в качестве переводчика. При этом он оставил литературные заметки о походе, а также описал древний город Дербент и ряд уникальных археологических памятников Кавказа.

Но Персидский поход окончательно подорвал здоровье Дмитрия Кантемира. Осенью 1722 года с разрешения царя он уехал к себе в имение из-за обострения диабета. Дмитрий Константинович Кантемир умер 21 августа 1723 года в 7 часов 20 минут пополудни в своём поместье Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии.

Молдавский след в русской истории

Мало кто знает, но потомки Дмитрия Кантемира могли взойти на русский престол. Дочь молдавского господаря Мария Кантемир была любовницей Петра Великого и даже была беременна от него. Император всерьёз подумывал заменить Марией свою впавшую в опалу жену Екатерину , однако эти планы не осуществились — ребёнок не выжил, и Екатерине удалось избежать участи Евдокии Лопухиной .

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

Один из сыновей Дмитрия Кантемира, Антиох Кантемир , был известным дипломатом, посланником России сначала в Англии, а затем во Франции. Антиох Кантемир известен также как крупнейший русский поэт так называемой силлабической эпохи отечественного стихосложения, которая завершилась после работ Михаила Ломоносова и Васили я Тредиаковского , введших в русское стихосложение силлабо-тонический стих.

Имя Дмитрия Кантемира связано и с событиями Великой Отечественной войны. На землях, которыми в России владел молдавский господарь, появились сначала слобода, а затем посёлок, названные в его честь Кантемировкой.

В 1942 году под Кантемировкой развернулись ожесточённые бои с фашистами, в которых приняла боевое крещение сформированная под Воронежем 4-я танковая дивизия. После освобождения Кантемировки в декабре 1942 года, дивизия стала гвардейской, получив почётное наименование Кантемировская.

Ныне является одним из элитных подразделений Вооружённых сил России. В свою очередь, в честь дивизии была названа Кантемировская улица в Москве.

Дмитрий Константинович Кантемир был похоронен в Москве, в Новогреческом монастыре, рядом со своей первой женой Кассандрой .

В 1935 году, по договорённости правительства Румынии с Советским Союзом, останки великого политика и учёного были перенесены в молдавский город Яссы и перезахоронены в церкви Трёх Святителей.

Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основн

ом Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.

В 1710 г. турецкий султан Ахмед III (1703-1730) посадил Дмитрия Кантемира на молдавский престол, арестовав политического соперника Кантемиров валашского господаря Константина Брынковяну (1688-1714). Это был, скорее, вынужденный шаг, поскольку сделано это было после того, как началась война с Россией (1710-1713), а правивший в Молдавии князь Николай Маврокордат (1709-1710), хотя и пользовался превосходной репутацией при Османском дворе, не был подходящим лицом во время войны, поскольку не имел ни храбрости, ни знания военного дела.

Дмитрий был возведен на молдавский престол по настоянию великого визиря Балтаджи Мехмета (1704-1706; 1710-1711) и крымского хана Девлет-Гирея II (1699-1702; 1709-1713). Порта даже было освободила нового молдавского князя от дани и подарков, но позже великий визирь потребовал от него постройки моста через Дунай для переправы турецкой армии и значительных сумм денег. Последнее требование крайне возмутило князя Дмитрия, и он 13 (24) апреля 1711 г. в Луцке через своего приближенного боярина Стефана Луку заключил с Петром I договор и, таким образом, de jure принял сторону России.


Историограф XIX века И.И. Голиков передает обстоятельства заключения договора между Петром I и князем Дмитрием следующим образом: «В сию же бытность Государеву в Луцке, Господарь Волошский, Дмитрий Кантемир, прислал к Монарху Греческого врача Поликолу с предложением подданства своего. Государь принял сие предложение и послал к нему диплом за своею рукою, в котором в 17 статьях описаны с одной стороны обязательности Князя, вступавшего в подданство России, а с другой обещаемые ему и потомкам его от государя за верную службу выгоды. Присягу в верности он со всем своим народом тогда учинить имеет, когда Российская армия в его Княжество вступит, и войско его с Российским соединится» . Эта версия событий, по нашему мнению, не соответствует действительности, поскольку, как следует из “The Life of Demetrius Cantemir Prince of Moldavia”, Петр I направил Г. Поликолу к князю Дмитрию, а не наоборот. А Кантемир, вероятно, в свою очередь направил Стефана Луку к Петру I для заключения соглашения от княжеского имени.

Когда российские войска стали приближаться к Яссам, князь Дмитрий объявил приближенным, войску и народу о том, что он порывает с турками и переходит на сторону России. В своем Манифесте он перечислял бедствия, которые терпела Молдавия от поработителей, и призывал: «Все люди нашей страны, берите и идите на помощь» . Как пишет в своей «Хронике» Ион Некулче , «тогда все христиане радовались москалям…» .

29 июня (10 июля) 1711 г. в Яссах князь Молдавии Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России: «…Петр Великий вступил в Яссы, где Кантемир со своими боярами присягнул ему в верности в самый день Петра и Павла» . Этот день можно считать датой начала российского востоковедения, поскольку у России появился первый востоковед, принесший отечественной науке о Востоке международное признание.

Одной из причин, по которой Петр I особенно ценил Кантемира, были его знания в области востоковедения. По прибытии в лагерь российских войск на Пруте князь Дмитрий стал советником царя по восточным вопросам. Петр I писал: «Оный господарь - человек зело разумный и в советах способный» . Как государственный деятель Кантемир не только понял историческое значение реформ Петра I, но и содействовал их проведению.

Порта была разгневана изменою Кантемира и потребовала от Петра I его выдачи. Царь ответил, будто бы Кантемира в лагере российских войск нет, а своим приближенным сказал: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружием возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести - то же, что не быть государем» .

В результате неудачного для российской армии Прутского похода князь Дмитрий вместе со своей семьей и приближенными, двумя тысячами бояр, офицеров, слуг и прочих, вынужден был переселиться в Россию , навсегда покинув Яссы 16 (27) июля 1711 г. Царь Петр щедро вознаградил его за утрату княжества и всего состояния.

Примечания:
The Life of Demetrius Cantemir Prince of Moldavia. - In: Demetrie Cantemir Historian of South East European and Oriental Civilization. Bucharest, 1973, p. 288.
В настоящее время на территории Украины.
См.: Петр Великий на берегах Прута // Журнал министерства народного просвещения. 1847, январь.
Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. СПб., 1830, с. 659-662.
См.: Кирпиченко Н.П. К вопросу об участии молдавского народа в Прутском походе русской армии 1711 г. // Ученые записки Кишиневского педагогического института им. И. Крянгэ. Т. VIII. 1958; Энгельгардт Р.Ю. Из Прутского похода // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. VI. 1953.
Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Т. 4. М., 1838, с. 226.
Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964, с. 354.
Ион Некулче (1672 – ок. 1745) - молдавский летописец. Его «Летопись Молдавской страны от Дабижы-воеводы до правления Константина Маврокордата» с предисловием и 42 легендами охватывает события 1662-1743 гг. (Neculce I. O samă de cuvinte şi letopiseţul Ţărîi Moldovei. De la Dabija-vodă pină la a doua domine a lui Constantin Mavrocordat. Bucureşti, 1960). См.: Коробан В.П., Руссев Е.М. Летописец Ион Некулче. Жизнь и творчество. Кишинев, 1958.

Neculce I. Cronica. Vol. I. Craiova, 1942, p. 123 (цит. по кн.: Ермуратский В.Н. Общественно-политические взгляды Дмитрия Кантемира. Кишинев, 1956, с. 32).
Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей Русской земли. Ч. 3. М., 1836, с. 37.
Походный журнал за 1711 г. СПб., 1854, с. 49.
Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973, с. X–XI (вступительная статья В.Н. Ермуратского).
Полевой Д. История Петра Великого. Ч. 3. СПб., 1843, с. 183.
Балтаджи Мехмет в 1712 г. за то, что выпустил Петра I из окружения, был сослан на остров Лемнос, где через три года скончался.
См.: Андрианов П.М. Петр на Пруте. СПб., 1911.
По некоторым источникам - до четырех тысяч.
См.: Цвиркун В. Легенды и домыслы о жизни и деятельности Дмитрия Кантемира в России // Молдавский исторический журнал. 1994, № 2.
Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. СПб., 1830, с. 724-726.

Отрывок из книги Павла Густерина «Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир» (М., 2008)

Господарь Молдавского княжества Мать Ана Бантыш [d] Дети Дмитрий, Мария , Сербан , Матвей, Константин, Смарагда, Антиох , Екатерина-Смарагда Научная сфера Антрополог , языковед , историк , философ , композитор , картограф , писатель , географ , востоковед

Биография

Дмитрий Кантемир родился в молдавском селе Силиштень (Silişteni; ныне жудец Васлуй , Румыния) в семье господаря Константина Кантемира . Рано потерял мать. Отец, будучи сам неграмотным, пригласил для детей греческих учителей и дал им хорошее домашнее образование.

Вступив в 1685 году на молдавский престол, Константин Кантемир должен был по обычаям того времени послать в Стамбул заложником одного из своих сыновей, сначала старшего - Антиоха, а в 1687 г. вместо него младшего, Дмитрия. (Некоторые источники указывают иные даты: 1688 и 1689 .) Во время трехлетнего пребывания в столице империи Кантемир усовершенствовал свои познания в литературе, философии, музыке, турецком, арабском, персидском языке.

В 1691 году Кантемир вернулся в Яссы, а после смерти отца в 1693 году был избран господарем, однако под давлением соперника Кантемиров князя Валахии Константина Брынковяну Порта сместила Дмитрия уже через двадцать дней. Он возвратился в Константинополь, где с небольшими перерывами жил до 1710 года. В этот период Кантемир публиковал свои первые труды по философии, этике, музыке, составлял описания Молдавии и Турции.

В 1710 году, во время войны Турции с Россией, Дмитрий Кантемир был назначен молдавским князем и должен был принять участие в военных действиях. Надежды, возлагавшиеся турецким двором на Кантемира, свидетельствуют о его умении скрывать замыслы. Ещё в Константинополе он связался с русскими дипломатами и оказывал содействие послу Толстому .

Недовольный визирем и желая избавить свою страну от турецкого ига, Кантемир 13 апреля 1711 года в Луцке заключил с Петром I договор , обязуясь сообщать ему о турецких делах. Договор содержал 17 пунктов и в основных положениях повторял соглашение, подписанное митрополитом Гедеоном в 1656 году . Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежних обычаев внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров. Молдавскому княжеству возвращались земли, захваченные Турцией и превращённые в райи , страна освобождалась от турецкой дани. Договор после обнародования встретил поддержку всего молдавского населения. Лишь небольшая группа бояр была против разрыва с Турцией. Договор Кантемира был выгоден для Молдавии, так как в случае его претворения в жизнь страна освобождалась от турецкого гнёта, отделялась от движущейся к упадку Турции и присоединялась к находящейся в то время на подъёме России.

С армией, которую возглавлял фельдмаршал Шереметев , в Молдавию отправился лично царь Пётр I . На реке Прут , примерно в 75 км к югу от Ясс , 38-тысячная русская армия была прижата к правому берегу союзными 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. Решительное сопротивление русских заставило турецкого командующего заключить мирное соглашение, по которому русская армия вырвалась из безнадёжного окружения ценой уступки Турции ранее завоёванного в 1696 году Азова и побережья Азовского моря . Молдавия оставалась под турецким гнётом.

Дети

Оставил двух дочерей и четырёх сыновей. Одна из его дочерей, Мария Кантемир , стала любовницей Петра I и вынашивала его сына, так что шли разговоры о замене ею Екатерины, но мальчик не выжил.

Недвижимость в собственности

Похороны и «перезахоронение останков» Кантемира в Румынии

Дмитрий Кантемир был похоронен в соборе Николо-Греческого монастыря в Москве . В этом же соборе были позднее похоронены усилиями Марии Кантемир останки умершего в Париже Антиоха Кантемира . Останки Кантемиров покоились в соборе, пережив пожар Москвы 1812 года . В советский период начались преследования духовенства и верующих . В 1923 году Николо-Греческий монастырь был закрыт советскими властями и его помещения стояли опечатанные до 1935 года . Зимой 1935 года строения монастыря, включая захоронения, были снесены для постройки здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР .

В последней декаде марта 1935 года руководство Народного комиссариата иностранных дел СССР получило информацию из Бюро по расчистке территории строящегося здания Наркомата тяжелой промышленности о том, что в подвалах разрушенного монастыря обнаружены могильные плиты отца и сына Кантемиров . Вероятно в открытии захоронений роль сыграл румынский революционер И. Дик. В своей автобиографии (составлена 10 июля 1936 года) Дик сообщал :

В 1925 году при проведении некоторых исторических исследований мною открыты в Москве останки молдавского господаря Димитрия Кантемира, которые по моему предложению в 1935 г., в июне месяце, были переданы Румынии как исторические ценности

В результате обращения Дика, 3 апреля 1935 года Давид Штерн переговорил с главой румынской дипломатической миссии в СССР Эдмондом Чунту . Чунту была предложена надгробная плита с могилы Дмитрия Кантемира . После беседы с Чунту Штерн обратился в Комитет по охране исторических памятников, к профессору Иванову. Штерн сообщил, что Народный комиссариат иностранных дел СССР решил передать Румынии три могильные плиты (после их обнаружения) - Дмитрия Кантемира, его жены и дочери . В связи с этим Штерн просил, чтобы Иванов установил «принадлежность надгробных плит указанным трем лицам», точно определил «место нахождения их останков» и подготовил все это «оформив соответствующими актами» для «передачи румынской миссии в Москве» .

На момент обращения Штерна останки Кантемира были уже уничтожены. Еще в начале февраля 1935 года руководство Комитета охраны памятников при Президиуме ВЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов обратилась с письмом в Государственный исторический музей . В этом письме содержалась просьба в виду «происходящего сноса собора бывшего Греческого монастыря на Никольской улице» произвести «вскрытие находящихся там гробниц для изъятия музейных вещей и вывезти в литературный уголок нового кладбища бывшего Новодевичьего монастыря останки первого российского сатирика Антиоха Кантемира» . На это письмо была наложена резолюция: «К сожалению, ваше обращение опоздало на месяц» . Это означало, что все захоронения, в том числе и Кантемиров, были снесены к январю 1935 года и вывезены на свалку со строительным мусором

Неудивительно, что Иванов в срок просьбу не выполнил. Штерн в письме от 14 мая 1935 года установил срок исполнения этой просьбы - 25 мая того же года . На этот раз «останки» нашли. 21 мая 1935 года группа археологов во главе со старшим научным сотрудником Государственного исторического музея Г. И. Червяковым приступила к раскопкам в церкви, где были захоронены останки Кантемиров . Были извлечены останки, на основе которых составили акт. Останки и акт были торжественно переданы румынской дипломатической миссии 1 июня 1935 года в одном из залов Государственного исторического музея . 4 июня 1935 года Чунту сообщил министру иностранных дел Румынии Николае Титулеску , что получил две исторические записки от Иванова, «которые позволяют нам не сомневаться в аутентичности найденных останков» .

Российский историк В. И. Цвиркун выявил в акте Иванова ряд несоответствий :

  • Иванов сообщает, что были найдены три надгробные плиты, на двух из которых можно расшифровать слова «Москва… в Москве». По мнению Иванова, данные о погребенных под этими плитами совпадают с датами смерти писателя Антиоха Кантемира. Так как в своем завещании Антиох просил похоронить его рядом с могилой отца, то Иванов сделал вывод, что «соседняя могила со стертой надписью принадлежит Дмитрию Кантемиру». Цвиркун отметил, что прочитанные слова с упоминанием Москвы никак не связаны с биографией Антиоха. На могильной плите должны быть упомянуты места рождения и смерти Антиоха - Константинополь и Санкт-Петербург ;
  • Иванов сообщил, что в могиле Дмитрия Кантемира были обнаружены «мужская одежда нерусского типа, сандалии из кожи и пояс - персидские». Цвиркун отметил, что Кантемир еще в конце 1719 года сменил молдавские одежды на европейское платье;
  • Иванов сослался на некие монастырские записи, согласно которым отец и сын Кантемиры были похоронены в «трапезной нижнего храма с правой стороны от входа». Цвиркун отметил, что вряд у Иванова были эти «записи», так как в 1923 году библиотека монастыря была частично уничтожена, а частично разворована.

«Останки» князя Дмитрия Кантемира были доставлены в Румынию. У румынской оппозиции возникли сомнения в их подлинности. Политик К. Аржитояну потребовал «научной экспертизы для определения их аутентичности» . В экспертизе было отказано. «Останки Кантемира» поспешно захоронили в притворе кафедрального собора в Яссах , не дожидаясь постройки склепа . Министерство иностранных дел Румынии дало неофициальные инструкции прессе, которые остановили все споры насчет подлинности останков . Так возникла «гробница Кантемира» в соборе трех Святителей в Яссах.

Творчество

Для своего времени Дмитрий Кантемир был необычайно образованным человеком; кроме родного молдавского знал турецкий , персидский , арабский , греческий , латинский , итальянский , русский и французский языки.

Первые научные труды Кантемира увидели свет в годы его пребывания в Константинополе. Философский трактат «Диванул сау гылчава ынцелептулуй ку лумя сау жюдецул суфлетулуй ку трупул» («Диван, или Спор мудреца с миром, или Тяжба души с телом») вышел в 1686 году в Яссах на греческом и молдавском языках. За ним последовали «Лаудэ кэтре изводитор ши кэтре виртутя ынвэцэтурий луй» («Хвала учителю и достоинству его учения») на молдавском и «Sacro sanctae scientiae indempingibilis imago» («Священной науки неописуемый образ» на латыни (1700 г.). В этих трудах получила развитие натурфилософская система Ван Гельмонта . В этот период написана «Compendiolum universae logices institutiones» («Всеобщая сокращенная логика»), посвященная теории познания.

В 1703-1704 гг. Кантемир создает «Книгу науки музыки» («Edvar-i Musiki»), а в 1704-1705 гг. - первый роман на молдавском языке «Иероглифическая история» (опубликован в 1883 г.)

Кантемир внес большой вклад в развитие турецкой музыки. Он стал виртуозным исполнителем на танбуре и нае , организовал музыкальную школу, собирал и записывал турецкие мелодии, используя оригинальную музыкальную нотацию собственного изобретения, и завоевал широкую известность как композитор. Его произведения исполняются в концертах турецкой классической музыки до сих пор.

В России Дмитрий Кантемир продолжил свои научные изыскания, на которые оказали большое влияние петровские реформы. Огромное значение для своего времени сыграл его труд «Книга Систима, или О состоянии мухаммеданской религии» (СПб., 1722). Д. Кантемир участвовал в переговорах Петра I с Шамхалом Тарковским Адиль-Герем в качестве переводчика. В 1722 г. впервые осуществил латинский перевод «Дербент-наме » и ввел этот труд кумыкского летописца в научный оборот. .

Дмитрий Кантемир - автор ряда исторических («Историческое, географическое и политическое описание Молдавии », «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «История возвышения и упадка Оттоманской империи») и философских («Метафизика», «Иероглифическая история», «Верховный суд или спор мудреца с миром или тяжба души с телом») работ. Кантемир - автор сочинений «Диван…», «Жизнеописание Константина Кантемира», «Иероглифическая история» и других. После 1711 года научные интересы Кантемира были обращены к истории. Научная деятельность Кантемира была высоко оценена современниками: он был избран членом Берлинской академии наук , некоторые из его работ, как например «История возвышения и упадка Оттоманской империи» до сих пор являются для ученых бесценным источником деталей и подробностей в вопросе изучения феномена Османской империи.

Сочинения

  • «Неописуемый образ святой науки» (лат. Sacrosanctae scientiae indepingibilis imago ). Рукопись на латинском языке хранится в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина.
  • «Всеобщая сокращенная логика» (лат. Compendiolum universae logices institutiones ). Рукопись на латинском языке хранится в Центральном государственном архиве древних актов, фонд 181, дело 1329 (Москва).
  • Книга Систима или Состояние мухаммеданской религии. - СПб., 1722.
  • «Князь Молдавии» (лат. Principis Moldaviae ). - Petropoli, 1727 (Димитрий Кантемир «Описание Молдавии»).
Другие издания этого же труда:
  • «Димитрия Кантемира, бывшего князя в Молдавии, историческое, географическое и политическое описание Молдавии с жизнью сочинителя». С немецкого переложения перевел Василий Левшин. - Москва. В университетской типографии у Н. Новикова, 1789.
  • Скрисоареa Молдовей де Димитрие Кантемир домнул ей… Монастиреa Нямцул ла анул 1825.
  • Operele principelui Demetriu Cantemiru. Descriptio Moldaviae. - Buc., 1872.
  • Димитрий Кантемир «Описание Молдавии ». Перевод с латинского Л. Панкратьева. - Кишинев, «Картя молдовеняскэ», 1973.
  • «Иероглифическая история» (молд. История иероглификэ ). - Кишинэу, 1957. Рукопись на молдавском языке. Москва. Главное архивное управление. Архив древних актов, фонд 181, дело 1419.
  • «История образования и падения Оттоманской империи» (лат. Anatationes increraenta et decrementa Aulae Othomanicae ). Рукопись на латинском языке хранится в Институте востоковедения РАН. Сектор восточных рукописей, фонд 25, дело 5/1084; 6/1085.
  • «Древние романо-молдаво-влашские хроники» (молд. Хроникул векимей а романо-молдо-влахилор ). Рукопись на молдавском языке хранится в Москве. Главное архивное управление. Архив древних актов, фонд 181, дело 1420.
  • «Описание Молдавии» (молд. Дескриеря Молдовей ). - Кишинэу, 1957. (молд.)

Семья

Супруги

  • Кассандра Кантакузен ( - мая , Москва).
  • с января - Анастасия Ивановна Трубецкая ( -).

Дети

  • Дмитрий умер в .
  • Мария (1700-1757). Отличалась необычайной красотой. Ходили слухи о том, что Пётр I после скандала с Монсом собирался развестись с Екатериной и жениться на Марии Кантемир. Сразу по воцарении Екатерина удалила соперницу в южные деревни.
  • Сербан (170?-1780), бригадир. Супруга - Авдотья Моисеевна Алфимова . Дочь - Елена (1744 - ?). Владел участком в Трёхсвятительском переулке в Москве. Похоронен в Донском монастыре в Москве.
  • Матвей (1703-1771), капитан-поручик лейб-гвардии Преображенского полка. С 1734 года был женат на княжне Аграфене Яковлевне Лобановой-Ростовской (1708 (1704?) - 1772), дочери Я. И. Лобанова-Ростовского .
  • Константин (1703-1747). Жена (с 1724 года) - княжна Анастасия Дмитриевна Голицына (1698-1746), дочь Дмитрия Михайловича Голицына и Анны Яковлевны Одоевской. Брак бездетный.
  • Смарагда (1703-1719).
  • Антиох (1708-1744).
  • Екатерина-Смарагда (1720-1761) - младшая дочь от брака с Анастасией Ивановной Трубецкой , известная красавица своего времени и супруга (c 6 ноября 1751) Дмитрия Михайловича Голицына . В 1757 году открыла модный салон в Париже, который содержала до самой смерти. Сама будучи бесплодной, стояла у истоков акушерского дела в России. В память о любимой супруге, которую он пережил на 30 лет, Дмитрий Михайлович завещал построить Голицынскую больницу , в вестибюле которой долгое время висел её большой парадный портрет работы Ван Лоо .

Память

Именем своего владельца названо поместье Кантемировка . В годы Великой Отечественной войны в районе Кантемировки шли тяжёлые бои. В связи с освобождением станции в декабре 1942 года были названы Кантемировская улица и Кантемировский мост в Санкт-Петербурге . В боях под Кантемировкой приняла боевое крещение сформированная в 1942 году под Воронежем 4-я танковая дивизия, получившая в память об этих событиях наименование Кантемировской . В свою очередь, в честь дивизии названа Кантемировская улица в Москве . По наименованию улицы названа станция Московского метрополитена «Кантемировская ».

В 2014 году Дмитрию Кантемиру установлен памятник в Москве на территории музея-заповедника Царицыно .

Кантемир на почтовых марках, банкнотах и монетах