Красота Оладьи Стрижки

Исследовательская работа по экологическому воспитанию учащихся четвертого класса «Нужное из ненужного. Ключевые для населения земли исследовательские работы по экологии, проводимые на межгосударственном уровне Исследовательская работа по экологии для школ

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
  3. Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
  4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
  5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

Формы : индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап - формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законахживой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап - обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
  • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
  • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

Приложение 1. Проект по экологии.

Приложение 2. Презентация проекта.

Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 17 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 16 лет, Иванова Наталья Викторовна, 1 категория, 16 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 24 года, Андоськина Светлана Валерьевна, 1 категория, стаж 15 лет, Мащиц Людмила Александровна,стаж 41 год, Щитова Ольга Евгеньевна, 2 категория, стаж 14 лет, Парфенова Ольга Алексеевна, стаж 17 лет.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Проект на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

Выполнила: Чижикова Татьяна Михайловна, учитель биологии 1 квалификационной категории МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района

Научный руководитель: Павлова Ирина Равильевна, доцент кафедры методики преподавания естественнонаучных дисциплин, к.п.н.

г. Казань, 2011г.

Оглавление

    Введение. 3

    Актуальность. 6

    Организация исследовательской деятельности учащихся. 7

    Результат. 11

    Литература. 13

    Приложение.

    Введение.

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Она является одной из прогрессивных форм обучения в современной школе, позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности ребят.

А что привлекает к исследовательской деятельности самих учащихся? Конечно, прежде всего, любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных. Немаловажное значение имеет престижность- участие в разных конкурсах повышает авторитет школьника в среде товарищей.

Наконец, некоторые вузы учитывают при поступлении на учёбу дипломы и сертификаты абитуриентов, полученные ими на конференциях и конкурсах различного уровня.

Несмотря на то, что в условиях сельской школы, отдалённой от научно-исследовательских институтов, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать учащегося, подтолкнуть его к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда, практически ежедневно, ведь задача учителя, говоря словами В.Розова: «разгребать груды камней- а вдруг под ними окажется человек».

Экология как наука, учебный предмет дает большие возможности для организации такой деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии и химии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».

Цель:

научить учащихся работать с научной литературой, познакомить с методами научных исследований, со способами применения ИКТ на разных этапах исследования, развивать умения по подготовке публичного выступления и защите исследовательской работы.

Задачи:

Формировать и развивать творческие способности ученика;

Развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;

Создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

Заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

Постараться развивать у ученика коммуникативные умения и навыки.

Проблема:

Создать условия для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся, комфортных условий для ведения успешной исследовательской деятельности и успешного взаимодействия учителя и ученика в этой деятельности.

    Актуальность.

В настоящее время исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью внеучебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор, учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды, осуществляется воспитание у них целостного экологического сознания, углубление знаний о природе родного края.

    Организация исследовательской деятельности учащихся.

Приведенный перечень целей и задач не исчерпывает всех целей, достигаемых применением в обучении исследовательского метода, но в качестве ориентира для учителя, решившего работать этим методом, он вполне достаточен.

Учителя и школьники в процессе совместного исследования проблемы учатся следующему:

    сотрудничеству и сотворчеству;

    наблюдению и отбору фактов;

    постановке проблем и видению их решения;

    определению цели исследования;

    постановке задач исследования;

    умению формулировать гипотезы;

    умению планировать эксперименты;

    умению работать с информацией – искать, отбирать, анализировать;

    применять полученные знания для достижения своих целей;

    конструировать новые способы деятельности;

    анализировать полученные результаты.

Кроме этих специальных методологических умений школьники учатся и общеучебным умениям, а именно:

    планировать работу;

    оформлять результаты исследования и саму работу;

    письменно и устно представлять результаты работы;

    защищать свою точку зрения.

Таким образом, исследовательская деятельность, как никакая другая деятельность, формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии.

Исследовательскую работу учащихся, чаще всего мы проводим во внеурочное время, хотя и на уроках можно практиковать решение некоторых проблем и задач при постановке лабораторных опытов и обсуждать полученные результаты. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение учебного года не должна отнимать у ученика слишком много времени. Ведь существуют еще учебная программа, домашние задания, множество других общественно-полезных дел, а длительная работа может просто надоесть ученику.

Для того чтобы увлечь учащихся исследованиями, необходимо заранее продумать интересные и посильные формы исследовательской деятельности.

Одной из серьезных проблем исследовательской работы является выбор ее тематики. Дело в том, что исследовательская деятельность многозначна и осуществляется с различными педагогическими целями. В одном случае, она направлена на развитие способностей каждого учащегося класса, независимо от его интереса к конкретному предмету. Например, на уроках биологии все учащиеся занимаются решением проблемных задач или ставят опыты на пришкольном участке. Ученики могут и не интересоваться биологией, но занимаются при этом исследовательской деятельностью, и она приносит определенную пользу. В других случаях, тема работы – это предмет активного интереса ученика, которая выступает как объект изучения, так и собственно исследования. И если в первом случае уровень сложности работ относительно не велик, то во втором случае трудно даже предусмотреть, какие дополнительные шаги придется совершить исследователю для достижения поставленной цели. Все это необходимо предусмотреть, планируя разработку той или иной темы исследования.

Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы исследования, планирование и проведение новых экспериментов – это следующий шаг.

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Все творческие работы имеют общие элементы:

    Все работы выполняются с использованием литературных источников, но при выполнении реферативных работ анализ литературы является основным содержанием работы, а при выполнении проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работ анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.

    В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы, собственно материал и выводы.

Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:

    Практическая методика исследования выбранного явления.

    Собственный экспериментальный материал.

    Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его собственное маленькое открытие. Самостоятельно занимаясь сбором информации, анализируя, обобщая, ученик учиться мыслить, он развивает свои коммуникативные способности. Доказывая, защищая свою гипотезу, он формирует собственные убеждения.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как ни какая другая учебная деятельность, помогает учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учёбы, для профессиональной и социальной адаптации, причём, независимо от выбора будущей профессии.

    Результаты.

Результатом организации исследовательской деятельности учащихся МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ являются участие и победы на районных эколого-биологических и химических конференциях:

2008г - химическая конференция посвящённая 175-летию Д.И. Менделеева, грамота за 3 место;

2009г – химическая конференция посвящённая Казанской школе химиков, грамота за 2 место;

2009г – эколого-биологическая конференция «Зелёная планета», грамота за 3 место – исследовательская работа «Экология жилища»,

грамота за 3 место- экологическая выставка;

2010г – химическая конференция «Химия наша жизнь - наше будущее», грамота за 2 место;

2011г – эколого-биологическая конференция «Зелёная планета», грамота за 1 место, исследовательская работа «Исследование снежного покрова в районе с. Кулаево, расположенного вблизи автотрассы М-7 Волга»,

грамота за 1 место, экологический фотоколлаж.

    Выводы.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие ученика с действительностью. Попытки «внести» в сознание ребёнка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность,- бесполезны. В результате работы над исследовательскими видами деятельности учащиеся овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество- способность учиться на собственном опыте и опыте других.

    1. Занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью необходимо всегда помнить о главном- нельзя делать за школьника то, что он может сделать самостоятельно.

      Не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ- лучше меньше, да лучше.

      Не следует стремиться к выполнению работ требующих слишком больших затрат времени.

    Литература

    1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. // Биология в школе №5 2006 с35-38

      Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998.

      Демидов В.А. Биологические конкурсы. Как подготовить к ним ученика?//Биология в школе №4 2005- с.53-56

      Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004.

      Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004,№1.

      Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: ВЛАДОС, 2001.

      Фамелис С.А. О научных исследованиях учащихся //Биология для школьников №4 2008 с.31

Используемые сайты интернета:

Приложение 1

Тема проекта: Исследование загрязнения снежного покрова на прилегающей территории к автотрассе Москва- Уфа М7 «Волга» в районе с. Кулаево Пестречинского района РТ.

Цель проекта: провести индикацию уровня загрязнения снежного покрова с помощью химического анализа в районе с.Кулаево Пестречинского района РТ.

Объектная область: экология

Объект исследования: водная среда

Задачи исследований:

    Практическое: сбор материала для исследования; подготовка материала к исследованию; проведение исследования (химический анализ снега).

Оборудование: Стеклянная посуда для проб воды, аналитические весы, спиртовка, штатив, чашка для выпаривания, мерный цилиндр, набор необходимых реактивов.

Введение.

Автомобильный транспорт, наряду с промышленностью, является одним из основных источников загрязнения атмосферы. Доля автотранспорта в общих выбросах вредных веществ может достигать 60-80%. Более 80 % всех выбросов в атмосферу составляют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов, твёрдых веществ. Из газообразных загрязняющих веществ в наибольших количествах выбрасываются окислы углерода, углекислый газ, угарный газ, образующиеся преимущественно при сгорании топлива. В больших количествах в атмосферу выбрасываются и оксиды серы: сернистый газ, сернистый ангидрид, сероуглерод, сероводород и другие. Самый многочисленным классом веществ, загрязняющих воздух, являются углеводороды. К числу постоянных ингредиентов газового загрязнения атмосферы относятся также свободный хлор его соединения и другие.

Снежный покров- прекрасная возможность исследования загрязнений природной среды. Влияние автотранспорта на загрязнение снега является очень существенным. Снег является индикатором загрязнения атмосферного воздуха, а так же последующего загрязнения вод и почвы. Концентрация загрязняющих веществ в снеге на 2-3 порядка выше, чем в воздухе (Василенко В.Н. и др. Мониторинг загрязнения снежного покрова. Л., Гидромет., 1985). Измерения содержания загрязняющих веществ производятся достаточно простыми методами, при этом не требуется сложного оборудования. Снег является индикатором атмосферного загрязнения веществами: сульфатами, нитратами, аммонием, основаниями, тяжёлыми металлами, карбонатами, хлоридами и другими веществами.

Отбор проб снежного покрова прост, не требует сложного оборудования. Всего лишь одна проба по всей толще снежного покрова даёт представительные данные о загрязнении в период от образования устойчивого снежного покрова до момента отбора пробы. Суммарная проба всех снегопадов усредняет все загрязнения как по направлению сноса, так и по времени. В этом её ценность, т.к. эта проба наиболее близка к среднему уровню загрязнения атмосферы в данном районе за период от начала формирования снежного покрова до времени отбора пробы (Сонин Г.В. Кондуктометрический метод анализа атмосферных осадков и природных вод.- Казань, 1997).

Для определения источников загрязнения необходимы данные наблюдений за погодой в период формирования снежного покрова,о преобладающих ветрах в данной местности, о рельефе местности.

Пестречинский район находится в северо-западной части Республики Татарстан. Через территорию района проходят важнейшие автомобильные трассы Казань- Набережные Челны(М7 «Волга») и Казань- Богатые Сабы. Площадь района 1362км 2 ; протяжённость района с севера на юг 37км, с востока на запад 38км. Поверхность района представляет волнистую равнину, наибольшая высота 204м. Климат умеренно- континентальный. Средне- месячные температуры воздуха от 18-19 0 C . Годовая сумма осадков 165мм. Село Кулаево расположено на автомобильной дороге Казань-Уфа в 8 км к юго-западу от с. Пестрецы и в 33 км от г.Казани. Население составляет 1094 человек. Производство: сельхоз продукция.

Накапливая различные загрязнения, снег является источником загрязнения подземных вод и почвы.

В с. Кулаево Пестречинского р-на подземные воды являются основным источником водоснабжения.

Эта работа является продолжением исследования качества питьевой воды в нашем селе,которая нами проводилась в 2007году.

Методика исследований.

Для проведения исследований были взяты 3 пробы снега. Первая проба- обочина автотрассы М7 «Волга», вторая- 25 м от трассы, третья- 100 м от трассы.

Отбор проб проводили, вырезая керны на всю глубину (до земли). С помощью лопаты делали разрез прямоугольного сечения на всю глубину снега, взятую пробу поместили в полиэтиленовый пакет и ведро. Оставили до полного таяния.(методика Сонина Г.В.)

Когда температура воды сравнялась с комнатной, провели анализ на следующие компоненты: рН, обнаружение катионов свинца, обнаружение сульфат-ионов, обнаружение хлорид-ионов, обнаружение нитрат-ионов, обнаружение ионов железа, обнаружение фенола, общее солесодержание. Также провели анализ физических свойств талой воды.

Для определения прозрачности проб талой воды в колбу наливали определенное количество воды и через неё просматривали печатный текст. В качестве контроля использовали дистиллированную воду.

Для определения цвета использовали фон листа белой бумаги.

Суточным отстаиванием воды определяли наличие осадка.

Для определения рН –среды использовали универсальный индикатор, цвет которого сравнивали со шкалой рН.

Методика химического анализа:

    Для обнаружения катионов свинца использовали реагент-хромат калия K 2 CrO 4 . В пробирку приливали 10 мл пробы воды, прибавили 1мл раствора хромата калия. Если выпадает жёлтый осадок, то содержание катионов свинца более 100мг\л: Pb 2+ + CrO 4 2- = PbCrO 4 , если наблюдают помутнение раствора, то концентрация катионов свинца более 20мг\л, а при опалесценции-0,1мг\л (рассеивание света частицами коллоидной системы).

    Для обнаружения хлорид-ионов используют раствор нитрата серебра AgNO 3 в присутствии разбавленного раствора азотной кислоты HNO 3 . В пробирку приливали 10 мл пробы воды,добавляли 3-4 капли раствора азотной кислоты и приливали 0,5 мл раствора нитрата серебра. Если концентрация хлорид-ионов более100мг\л, то выпадает белый осадок: Cl - + Ag + = AgCl , если концентрация хлорид-ионов более10 мг\л, то наблюдается помутнение. При концентрации более 1 мг\л наблюдается опалесценция.

    Для обнаружения сульфат-ионов использовали реагент-хлорид бария. К 10 мл пробы воды прибавляли 2-3 капли соляной кислоты и приливали 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации сульфат-ионов более 10 мг\л выпадает осадок (белый) : SO 4 2- + Ba 2+ = BaSO 4 если концентрация сульфат-ионов более 1мг\л- наблюдается опалесценция.

    Для обнаружения ионов Fe 3+ использовали раствор роданида калия KSCN . К 10мл пробы воды добавляли раствор KSCN . При наличии ионов железа раствор меняет цвет на красный.

    Для обнаружения фенола использовали реактив FeCl 3 . При наличии фенола изменяется окраска раствора из желтой в фиолетовую.

    Для определения содержания растворённых солей проводили выпаривание одинакового количества воды каждой пробы, сравнивали с контролем- дистиллированной водой, которая не содержит солей.

Результаты исследовательской работы.

Исследования проводились в январе 2010 года. Было взято три пробы снега (14.01.2010г.). Анализ физических свойств талой воды.

Таблица №1. Физические показатели исследованных проб снега.

пробы

Прозрачность

Цвет

Наличие осадка

pH

Дистиллированная вода(контроль)

Идеально прозрачная

Бесцветная

Без осадка

проба №1 (обочина дороги)

мутная

серый

Много механических осадков

Проба №2 (25м от дороги)

прозрачная

бесцветная

Травинки, песок

Проба №3 (100м от дороги)

прозрачная

бесцветная

Песок

Таблица №2. Результаты исследования химического состава проб снега.

пробы

Pb 2+

Fe 3+

Cl -

SO 4 2-

NO 3 -

фенол

контроль (дистиллированная вода)

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

нет

Проба №1 (обочина)

опалесценция

нет

Более 100мг/л (белый осадок)

Более 1мг/л (опалесценция)

нет

нет

Проба №2 (25м)

нет

нет

Более 10мг/л (помутнение)

Более 1мг/л (опалесценция)

нет

нет

Проба №3 (100м)

нет

нет

Более 10мг/л (помутнение)

нет

нет

нет

    Ионы Pb 2+ обнаружены в пробе №1 в очень малой концентрации.

    Ионы Fe 3+ не обнаружены ни в одной из проб.

    Ионы Cl - обнаружены довольно в большой концентрации в пробе №1, в пробах №2,№3 в малых концентрациях.

    Ионы SO 4 2- обнаружены в незначительных концентрациях в пробах №1,№2. В пробе №3 не обнаружены.

    Ионы NO 3 - не обнаружены не в одной из проб.

    Фенол не обнаружен не в одной из проб.

    Во всех пробах после выпаривания на стенках чашек остался белый налёт, что свидетельствует о наличии растворённых солей в пробах снега.

Выводы.

    Анализ физических свойств талой воды показал, что наиболее близка к контролю- дистиллированной воде проба №3; во всех пробах присутствует механический осадок, особенно велик в пробе №1.

    Показатель pH ближе к норме (рН= 5,6) в пробе №3.

    Химические исследования состава проб воды показали высокую степень загрязнения ионами Cl - .

Степень загрязненности проб снега можно объяснить разной удаленностью точек взятия проб снега от источника загрязнения (М7 «Волга»).

Список использованной литературы.

    Ахметзянов А.А. География Пестречинского района. ТГГПУ, Казань, 2008г.

    Сторчевус В.К. Экология и автомобилизация.-Киев:1990

    Алексеев С.В., Беккер А.М. «Изучаем экологию-экспериментально» . Школьный практикум по экологии Пасечника В.В.

    ГОСТ 1232-98 Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством.

Приложение 2

8 января 2010 года. Пестречинская СОШ. Экологическая конференция

«Зелёная планета».

Кулаевская СОШ приняла активное участие в работе экологической конференции.

На суд компетентного жюри было представлено веступление агитбригады

«Природа в опасности», экспонаты экологической выставки и исследовательский проект «Экология жилища».

В оформлении экологической выставки приняли участие учащиеся 1-11 кл.

На ней были представлены поделки из природного материала, вышивка, рисунки,фотоальбом, альбомы со стихами и экологическими сказками сочиненными нашими учениками, работы по дереву.

Наша школа заняла 3 место и получила грамоту от Пестречинского РОО.

Привлечь внимание окружающих к проблемам охраны окружающей среды, призыву к бережному отношению к природе, формированию экологической культуры личности было посвящено выступление агитбригады «Природа в опасности».

Во всех странах, на всех континентах люди думают, как спасти нашу планету. Природа -наше богатство; сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и наш долг!

Ученица 9 кл. Шакирова Галина представила исследовательский проект «Экология жилища» и заняла 3 место. В своём исследовании она определила все компоненты современного жилища, которые оказывают негативное воздействие на наше здоровье. Это и стены из бетона, и напольные покрытия, и СМС, и электробытовые приборы и многое другое.

МОУ Кулаевская СОШ Пестречинского муниципального района РТ

    Информационная справка.

1.Тема представляемой работы.

«Организация исследовательской работы учащихся начальной школы. Проект «Зелёный мир».

    Обоснование актуальности проблемы.

В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на земле.

Картины природы - сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

    Теоретическая база опыта.

Цель: путём развития экологической грамотности учить детей экологически целесообразному образу жизни, способствовать накоплению экологических знаний, приобретению ими умений и навыков общения с природой, расширению индивидуального экологического пространства.

Задачи:

Обучающие:

    формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;

    формирование исследовательских навыков.

Развивающие:

    развитие экологической грамотности учащихся;

    развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

    развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;

    развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.

Воспитательные:

    формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

    воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;

    формирование культуры поведения в природе;

    воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

    прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

    воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.

    Блоки реализации проекта:

    Познавательный: уроки, викторины, конкурсы и т.д. (перспективный план, рабочая программа).

    Практический : высадка семян, уход за растениями (фото, презентация) Приложение 1. Приложение 2.

    Консультационный : работа с родителями (темы бесед).

    Аналитический: анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки).

    Технологическая схема проекта.

    Познавательный (в течение года):

Перспективный план на 2016- 2017 учебный год.

Наименование раздела

Введение в

Экологию

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Беседа «Экологическая ситуация в городе»

Игра «Почемучки»

2. Веселое путешествие в природу

Экскурсия на берег реки Уборка мусора.

3.Практич. занятие. Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала.

4.Я и мир вокруг

Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»

5.Наша планета.

Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе. Презентация «Планета Земля»

6. Природа и искусство

Знакомство с творчеством художников, музыкантов

7.Отношение человека к природе

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»

8.Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

Молчаливые соседи

1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

2 Породы собак.

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

3. Породы кошек.

Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

4. Чем питаются домашние животные?

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.

5. Как ухаживать за своим питомцем?

Рассказ-описание «Мой любимец»

Пернатые друзья

1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц».

Наблюдение за птицами.

О чем шепчут деревья

2.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

3. Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

4.Прогулка в парк.

«Операция «Подкормка»»

5.Художественное слово о птицах

Разучивание стихов, загадок о птицах.

6. Праздник «Птицы-наши друзья»

Праздник проводится в рамках недели природоведения.

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями

2. Сезонные изменения у растений.

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

3.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года

4. Загадки леса

Викторина о лесе.

Загадки животного мира

1. Экскурсия в музей

Наблюдения «Внешний вид животных»

2. Экскурсия на выставку экзотических животных

Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах.

3.Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни муравьев.

4.Природа – наш общий дом

Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить»

Секреты неживой природы

1.Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

2. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед»

Оранжерея на окне

1. Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники

Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.

2. Любители света и тени, влаги и тепла.

Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

3.Огород на окне

Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа.

4.Исследовательская работа «Влияние света, тепла и воды на рост и развитие овощей»

Консультация. Подбор литературы. Посадка лука, укропа, салата в классе. Уход за ними.

Человек – часть живой природы

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

2. Выращивание лука в домашних условиях.

3.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

4. Человек! Будь природе другом!

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.

5. Вредные привычки.

Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».

Охрана природы.

1. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

2.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Выставка рисунков, плакатов, поделок.

Досуговые мероприятия

1. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

Викторина с экологическими заданиями.

2. Посвящение в экологи.

Викторина с экологическими заданиями

3. «Зимняя прогулка»

Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой»

4. Игра «Думай, отвечай»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

5. «Будь здоров!»

Игра-путешествие по городу Здоровейску.

КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала.

8. Праздник друзей природы

Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

9. Экологический проект «Я садовником родился»

Посадка рассады цветов в школьном дворе.

    Консультационный ( 1 раз в четверть):

    знакомство родителей с проектом.

    результаты диагностики, перспектива работы;

    первые результаты, первые успехи;

    подведение итогов проекта, практическое занятие «Я садовником родился».

    Аналитический (по ходу реализации проекта):

Критерии

Показатели

Способ отслеживания

Создать условия для развития потребности общения с природой

Умение наблюдать за ростом растений, деревьев, кустарников, ухаживать за комнатными растениями;

Умение ухаживать за домашними животными;

Представления о периодах ухудшения экологической обстановки в реальной жизни.

Наблюдения

Трудовые поручения

Анкетирование

Сформированность бережного отношения к богатствам природы

Знания бережного ухода за растениями, деревьями, кустарниками;

Практические занятия

Диагностика

Сформированность навыков экологически правильного поведения в природе

Владение правилами поведения в природе;

Экскурсии

Разработка памяток

Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников, их любознательность и пытливость, приобщение к чтению дополнительной литературы

Проявление познавательной активности, любознательности, пытливости;

Представления об окружающей природе;

Способность оценивать результат творческой деятельности человека;

Умения заниматься исследованием, проводить опыты Участие в исследовательской работе

Практические занятия

Индивидуальные поручения

Свободная деятельность детей

Сформированность потребности ухаживать за комнатными растениями и домашними животными, помогать растениям и животным, попавшим в беду.

Ответственное отношение к растениям и домашним животным

Умения заботиться о природе и ее сохранности;

Способность создавать условия, необходимые для

жизни растений (свет, тепло, влага)

Ответственность за свои поступки

Практические занятия

Y . Результативность. Результаты диагностики, подтверждающие эффективность инновации.

    Отношение к делу.

    Волевые качества


    Отношение к себе

YIII. Этапы реализации проекта.

Название этапа

Задачи этапа

Сроки выполнения

1.Подготовительный

    Планирование деятельности и определение целей, задач;

    Изучение эколого-педагогической литературы;

    Составление плана – программы опытно-экспериментальной работы;

    Планирование этапов деятельности по созданию экологической работы в классе;

    Подготовка и проведение первичной диагностики уровня развития исследуемых параметров.

Август – сентябрь

2. Основной

    Эколого-педагогическое консультирование со специалистами;

    Определение оптимального расположения растений в помещении, сбор необходимого материала для организации «Огорода на окне» (горшки, земля, орудия труда и т.д.);

    Эколого-педагогическая работа с родителями учащихся;

    Пересадка с грядок петрушки;

    Изготовление поделок из овощей;

    Ярмарка овощей, выращенных на огороде;

    Изготовление чесночных амулетов для профилактики простудных заболеваний;

    Посадка лука на перо;

    Посев укропа;

    Посев салата.

Сентябрь

    «Зелёная аптека» на окне;

    Посадка луковиц гиацинта для подарка маме;

    Городской литературный конкурс «Да святится имя твоё»

    Пересадка комнатных растений (отделяют «деток», делят на части разросшиеся корневища);

    Посев цветочных семян: бархатцев, астр, ноготков для выращивания рассады;

    Проведение уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов по теме проекта;

    книжки-малышки по теме «Кто такие кошки?»

    газета «Если хочешь быть здоров», «Дневник здоровья»

    исследования по темам «Откуда берется и куда девается мусор», «От чего зависит правильная осанка», «Витамины», «Герои моего народа»

    Проведение второй диагностики, с целью получения промежуточных результатов и корректировки дальнейшей деятельности.

3.Заключительный

    Акция «Я садовником родился»

    Высадка рассады в грунт;

    Проведение заключительной диагностики;

    Сравнительный анализ полученных результатов, подведение итогов проекта.

Май - июнь

    Планируемые результаты.

Воспитанники должны знать:

    Основы экологической культуры.

    Некоторые особенности природы своего края.

    Основные признаки времен года.

    Значение природы для человека.

    Группы растений и животных.

    Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

    Правила поведения в природе.

    Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

    Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

    Выполнять правила личной гигиены.

    Различать изученные растения, животных.

    Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

    Подкармливать птиц в простейших кормушках.

    Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

    Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

    Практический (фото)

    Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) при реализации проекта.

Наименование ИКТ

Интернет

Поиск материала для проведения занятий; знакомство с методическими новинками; получение информации о проводимых мероприятиях; обмен статьями и другой информацией.

Мультимедиа

Пользование Интернетом; оформление документации, наглядной информации в группе, печать статей и выступлений; подготовка презентаций.

XIY . Информационные ресурсы:

Для педагога:

    Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.

    М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

    Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.

    Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.

    Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа мотивации обучения учащихся// Начальная школа. № 9.- 2008 –С.34.. №1. -2008.-С. 94.

    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

    Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

    Цыварёва М. А. Метод проектов во внеклассной работе по математике//Начальная школа. №7.- 2004. – С. 45.

    Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения

Для воспитанников:

    Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

    Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

    Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009

    http://www.ped-sovet.ru/

    http://www.school.edu.ru/

    http://www.nature-home.ru/

    http://www.delaysam.ru

    Экология занимает особое место среди глобальных проблем современного мира, имеющих транснациональный и межгосударственный характер.

    Вопрос взаимоотношений людей и природы всегда стоял остро, однако с наступлением третьего тысячелетия противоречия в цепочке «индивидуум – общество – окружающая природа» достигли максимума.

    В последние несколько десятков лет на фоне взаимоотношений человечества и природы проводятся самые острые дискуссии ученых, общественности, мировых организаций и правительств разных стран.

    Темы исследовательских работ по экологии связаны с теми проблемами, которые существуют в современной действительности, сюда вошли все .

    Загрязнение мирового океана

    В наши дни в океан поступает множество вредных веществ: пластмасс, нефти, пестицидов, химических и производственных отходов, что негативным образом сказывается на существовании морской фауны. Из этого понятно, что напрямую связана с деятельностью человека, т.е. антропогенна.

    Существенный урон океану наносят:

    • Промывка трюмов танкеров, в результате чего в его воды ежегодно сбрасывается от 8 до 20 баррелей нефти. Эта цифра названа без учета аварий, которые случаются в ходе перевозки нефти морскими путями. Образующаяся нефтяная пленка перекрывает доступ кислорода в воду, служа причиной вымирания планктона и рыбы.
    • Тяжелые металлы, попадающие в воду. Наиболее вредными из них являются хром, свинец, ртуть, никель, кадмий и медь. Согласно статистическим данным, только в воды Северного моря каждый год сбрасывается около 50000 этих металлов.
      попадание сточных вод с высоким содержанием пестицидов – альдрина, дильдрина и эн-дрина, способных откладываться в тканях живых организмов.
    • Губительно действует на морских обитателей трибутилоловохлорид (ТБТ), который нашел широкое применение для покраски корабельных килей – в качестве защиты от обрастания поверхности водорослями и ракушками. Ученые доказали, что это вещество препятствует размножению одного из ракообразных – трубача.
    • В течение последних лет воды океана стали все чаще использоваться для размещения ракетно-ядерного оружия и для захоронения радиоактивных веществ, что также приводит к отрицательным последствиям.

    Сегодня охрана океанических вод является одной из наиболее актуальных проблем всего человечества. В 1982 году в ходе Конференции ООН участники приняли Конвенцию по морскому праву, которая ввела ряд ограничений по использованию вод Мирового океана.

    Таким образом, охрана его ресурсов и борьба с загрязнением приобрели особое значение.

    Соединенные Штаты, Канада, Япония, Индия, Европа и другие государства ежегодно запускают спутники для сбора данных методом дистанционного зондирования.

    Точность возможности разрешения таких приборов постоянно растут; кроме того, расширяется набор параметров, которые характеризуют состояние внешней среды, измеряемой из космоса. Америка и Европейское космическое агентство открывают все больше доступа к спутниковым данным; постоянно растет число специалистов, вовлеченных в разработку и реализацию новых международных проектов.

    Глобальное потепление в Арктике

    Проблема глобального потепления в Арктике наступает с катастрофической скоростью. Последствиями может стать исчезновение мест летнего обитания белых медведей и критическое повышение уровня моря на планете.

    Такую оценку глобальных климатических изменений сделали члены международной группы климатологов. Предупреждение, сделанное учеными, может повлиять на США и ряд других стран с развитой промышленностью, заставив их уменьшить эмиссии от сжигания ископаемых видов топлива.

    Отчет исследования, направленного на изучение последствий глобального потепления в Арктике, гласит:

    • Таяние ледников, которые содержат огромное количество пресной воды, может спровоцировать поднятие уровня моря за несколько сотен лет на 7 метров. В соответствии с расчетами специалистов, в нашем столетии, из-за превышения пороговой температуры в Арктике может произойти длительное таяние ледяного щита.
    • Арктические температуры растут вдвое быстрее, чем на остальных участках планеты. В течение последних 50 лет среднезимовая температура на Чукотке, в западной Канаде и на Аляске выросла на 3,5 ºС. В следующем столетии данный показатель может достигнуть 6,5 ºС.
    • Резко сокращается площадь паковых льдов, расположенных в Северном Ледовитом океане. За последние 30 лет их площадь стала меньше на 20 %; к концу этого столетия их площадь может сократиться еще на 10-50%. Существует мнение, что к 2040 году арктические паковые льды могут полностью исчезнуть.

    Каждое из вышеперечисленных изменений может способствовать ускорению . Приток пресной воды в Атлантический океан может привести к изменению планетарных океанических течений, что, в свою очередь, нарушит климатические условия, метеорологические явления и концентрацию ресурсов рыб и прочих морских обитателей.

    Это исследование проводилось в течение 4,5 лет; в роли заказчика выступил Арктический совет и международный Арктический комитет по науке. Членами совета являются высшие чиновники из Соединенных Штатов, Канады, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии России и лидеры организаций коренных народов Арктического региона. В работе принимают участие 300 ученых из центров полярных исследований из разных государств мира.

    Сейчас наблюдаются и прогнозируются изменения, касающиеся всех аспектов жизни населения Арктики – сельского хозяйства, структуры перевозок и жизненного уклада, а также местной фауны – например, многие редкие виды перелетных птиц могут лишиться мест размножения.

    Проблема утилизации пищевых отходов

    В последние десять лет внимание многих экономических секторов привлекает проблема минимизации и утилизации отходов. Однако, среди прочих отходов, именно пищевым внимания уделяется меньше, чем другим. В течение многих десятилетий огромные объемы урожая, собранного в ряде развивающихся стран, так и не становятся полезными продуктами питания.
    Ситуация принимает все более серьезный оборот вследствие того, что эти страны оказывают минимальное содействие для решения проблемы .

    По данным, полученным в результате исследования, проведенного UNEP (программой ООН по вопросам окружающей среды), свыше 50 % всего объема производимых сегодня продуктов питания теряется, выбрасывается или тратится впустую вследствие не эффективной схемы пищевой цепочки в ресторанах и продовольственных магазинах.

    Этот факт был подтвержден и другим исследованием, осуществленным по заказу NRA (национальной ассоциации ресторанов) – как оказалось, в ресторанах Британии 65% пищевых отходов выбрасывают во время приготовления пищи и всего лишь около 30 % остается на тарелках.

    В 74 странах мира будут основаны объединения под названием «Вместе против отходов», членами которых станут группы специалистов отрасли, совместно работающие над решением вопроса о сокращении потерь в продовольственной сфере. Объединив потребителей и партнеров в стремлении минимизировать отходы, движение намерено разработать эффективные способы уменьшения потерь и утилизации отходов продуктов питания во всем мире.

    Значение проведения международных исследований в области экологии

    Задачи наблюдения за состоянием природы в масштабах планеты содержат много критериев. Одним из основных вопросов можно назвать определение максимально допустимого влияния населения на Землю, в частности, на ее .

    В качестве примера современного проекта глобального мониторинга можно привести систему EOS в соединенных Штатах. Это долгосрочная программа, рассчитанная на 15 лет и имеющая научный характер. Работа проводится на основании данных, получаемых с трех спутников, которые обслуживаются орбитальной системой, с целью детального изучения состояния экологии планеты.

    Исследования в школе

    В нашей стране научно-исследовательские работы по экологии начинают проводить ещё в школе, приобщая таким образом детей к мировым проблемам. Начиная с младших классов для учащихся в школьную программу включены учебно-исследовательские работы.