Красота Оладьи Стрижки

Житие зосимы и савватия соловецких. Чудеса преподобных зосимы и савватия соловецких

Зосима Соловецкий :

Родился в Новгородской республике, в селе Толвуя, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье реки Сумы , встретился с иноком Германом, который до того жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. Прибыв на этот остров в 1436 году, они построили себе келью. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали Зосиму своим игуменом.

В 1465 году преподобный Зосима перенёс мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. По делам обители Зосиме приходилось ходатайствовать в Новгороде , в том числе и перед знаменитой Марфой-посадницей . Она принимала его в своём доме и дала монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.

Зосима умер в 1478 году; канонизован церковным собором 1547 года.

Савватий Соловецкий


Житие не сообщает о происхождении и годе рождения Савватия. Также неизвестна дата принятия им монашества. Согласно житию, во времена митрополита Фотия Саватий уже подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Узнав, что на острове Валааме есть монастырь, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы. Савватий узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населённый, и ушёл из Валаамского монастыря.

Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Оба старца в 1429 году благополучно прибыли на остров и, не доходя 13 км до места современного монастыря, они близ озера водрузили крест и поставили келью. Постепенно, уже после смерти Савватия, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого.

Мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь в 1465 году при игумене Зосиме, и положены в землю за алтарём Успенского собора, где находились до 1566 года. В этом году, 8 августа, они, вместе с мощами преподобного Зосимы, были перенесены в придел Спасо-Преображенского собора, устроенный во имя этих соловецких святых.

На московском соборе, бывшем при митрополите Макарии, в 1547 году, установлено наряду с другими отечественными святыми совершать память преподобного Савватия 27 сентября (по юлианскому календарю).

В 1861—1925 годах мощи находились в Свято-Троицком соборе монастыря. С 1992 года его мощи покоились в Благовещенском храме Соловецкого монастыря, в богато украшенной раке.

В настоящее время мощи Савватия, Зосимы и Германа Соловецких покоятся в Филипповском храме монастыря. Летом переносятся в Спасо-Преображенский собор.

Зосима и Савватий сильно почитаются старообрядцами.


Соловки.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии .

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва) будущего Филиппа святителя Московского , избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение ), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты.

К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. Монастырь посещал император Пётр Первый, так как Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией.

17 августа 1902 года Соловецкий монастырь торжественно праздновал 200-летие посещения монастыря Петром Великим. В торжестве участвовали местные власти, военные суда, два монастырских и четыре частных парохода. Суда были украшены флагами и ночью иллюминированы.

В XVI —XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571 , 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда» . После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.



С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви, что подтверждает газета "Правда" от 1912 года: Лишенный игуменского сана за распутную жизнь, настоятель Сковородского монастыря новгородской епархии Нафанаил, сослан в Соловецкий монастырь. Настоятелем назначен игумен Митрофан. Сковородский монастырь почти разорен его бывшим настоятелем. .

В январе 1908 года газета "Русь" писала: Соловецкий монастырь, бывший долгое время местом ссылки, в настоящее время вновь будет служить этим целям. В виду того, что архангельская губернская тюрьма переполнена, монастырь предоставил свое подворье для помещения пересыльной тюрьмы. («Русь»)

Для всех желающих приехать в святое место паломникам, Соловки были открыты, но монахи при входе в монастырь обыскивали каждого прибывающего.

В октябре 1910 года в газете "Русское слово" находим интересную статью под заголовком "Женщина монах". : АРХАНГЕЛЬСК, 13,Х. Экстренно выехал в Соловецкий монастырь судебный следователь Коровьин для производства дознания по делу арестованной неизвестной женщины, проживавшей в монастыре в течении 18 лет под видом монаха Арсения. Одновременно в Соловецкий монастырь следственной властью отправлена в сопровождении стражников и неизвестная женщина, которая будет предъявлена братии монастыря с целью опознания и установления личности.

Вместе с тем в 1912 году можно найти такую запись : Соловецкий монастырь открываете мореходную школу и сельскохозяйственные курсы. Хороший пример для других наших богатых монастырей, застывших в бездеятельности.


В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал М. С. Кедров, который в 1941 году сам был ложно обвинён своими однопартийцами и расстрелян по приказу Берии. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были по приказу Кедрова реквизированы.

Гробницы с мощами святых Зосимы и некоторых других были поставлены в Преображенском соборе… Чтобы не оскорблять религиозных чувств читателей описанием гнусного фарса… ограничусь одним моментом. Когда вскрывали мощи св. Зосимы, то отделили голову от туловища… Будто бы Коган спросил архипастырей: „Это ваш главный святой? Вот ему…“ — и с силой ударил носком по черепу, который, отлетев, ударился о стену .

В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек . В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры , интеллигенция.

Про ужасы и зверства над заключёнными Сталинского лагеря на Соловках писал в "Архипелаге ГУЛЛАГ" Солженицин.

Здесь в монастыре, а вернее в Сталинском лагере с 1924 по лето 1928 года, арестованному духовенству ещё разрешали сохранять рясы, бороды, длинные волосы, какой-нибудь требник, псалтырь или евангелие, но ни иконы, ни лампады не допускались .

В ноябре 1925 года в Соловках содержалось более ста двадцати церковных людей, включая сюда 24 епископа и архиепископа, белое и черное духовенство (священники, игумены, архимандриты и др.) , а также мирян, осужденных за участие в церковных делах. В 1926 и в 1927 годах на Соловки продолжали посылать дополнительные партии осужденного духовенства, но все же численность этой группы соловчан никогда не превышала двух-трех процентов от общего числа заключенных на острове: одни убывали окончив срок, или шли в ссылку, других привозили им на смену.

Летописцы упоминают о пяти умерших на Соловках заключённых священниках:

Петр , епископ Тамбовский (в конце 1925 г.,) и отец Никодим — . А так же ещё два замерзших священника.

На Соловках заключение отбывали:

Архиепископ (Иларион (Троицкий) , викарий Московский и бывший профессор Московской Духовной Академии и один из ближайших помощников патриарха Тихона;
«…и в часы, когда Ленина хоронили в Москве — передает отец Польский, соузник архиепископа — мы должны были здесь, в лагере, простоять пять минут в молчании. Владыка Иларион и я лежали рядом на нарах, когда против нас посреди барака стоял строй наших отцов и братии разного ранга… „Встаньте, все-таки великий человек, да и влетит вам, если заметят“ — убеждали нас. Глядя на владыку, и я не вставал. Так благополучно и отлежались. А владыка говорил: — Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество! ..»

Архиепископ Евгений (Зернов) Приамурский и Благовещенский, признанный всеми епископами на Соловках за первого среди них. Позже в 1937 году был расстрелян.

Профессор Московской Духовной Академии Иван Васильевич Попов , также из ближайших сотрудников Патриарха Тихона. Профессор Попов отличался строгим образом жизни, почти монашеским: воздерживался в пище, безропотно трудился и оставался безбрачным. В Соловецком кремле доктор богословия и профессор академии и университета обучал грамоте уголовников.

Оставшиеся на службе лагеря монахи-инструктора молились в кладбищенской церкви после работы: вечером по субботам и в воскресные дни. Доступ в церковь до 1925 года был запрещен всем заключенным, даже высшему духовенству ..

С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям, открыта 25 мая 1942 года по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова Н. Г..

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

Газета "Раннее утро" 1913 год: В Соловецком монастыре на днях состоится торжество по случаю возвращения из Англии колокола, который был снят и увезен англичанами во время Крымской войны.
Московская синодальная контора, в ведении которой состоит Соловецкий монастырь, по указу Св. Синода распорядилась, чтобы рядом с памятной доской, свидетельствующей о пленении колокола, во время торжества была помещена новая доска с надписью:
«1913 года, августа 4 дня, через 58 лет после осады Соловецкой обители англичанами, бывшей во время Крымской войны 1854 года, взятый тогда и увезенный в Англию монастырский колокол от церкви св. апостола Андрея Первозваннаго на Заяцком острове, возвращен в Соловецкий монастырь в знак проявления великобританским правительством дружественных отношений, существующих ныне между обеими державами. Событие это совершилось в царствование в Англии короля Георга V, в России же Императора Николая II»

Что касается новейшей истории монастыря, то в декабре 1988 года был создан церковный приход , куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков .

Как сказал паломник Илья, побывавший на Соловках в 2006 году: -
Соловки - это такое место, что ради посмотреть на него не жаль не только проехать несчастные полторы тысячи километров, но даже и пройти их пешком. Я бы пошёл.

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.


Тропарь на перенесение честных мощей прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, глас 8 :

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога// спастися душам нашим .

Кондак на перенесение честных мощей прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, глас 2 :

Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте, Божественне вооружившеся на невидимыя враги,/ и непрестанные молитвы, яко копие в руках имуще,/ крепко победили есте бесовские ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих ко святым мощем вашим,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:// радуйтеся, преподобнии отцы наши Зосимо и Савватие, монахов удобрение .

Величание прпп. Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам :

Ублажаем вас, преподобнии отцы Зосимо и Савватие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов .

Молитва прпп. Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам :

О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услишателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы, и советы, и помыслы умерщвленныя, оживите и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельны раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, измите и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь .

Избранные святые .
Конец XVIII века.
Русский Север.
31,5 х 27.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева от частного лица.
ЦМиАР. КП 4561.
Сохранность: доска дублирована, слева набита планка, основа растрескалась, по трещинам основы тонированные левкасные вставки, многочислен-ные мелкие тонировки по всей поверхности.

На иконе представлены в молении Спасителю, изо-браженному в небесном сегменте вверху в центре, ми-трополит московский Филипп, архиепископ сурожский Стефан, повсеместно чтимые на Руси соловецкие свя-тые преподобные Зосима, Савватий, Герман, местночтимый соловецкий угодник Божий преподобный Елеазар Анзерский. На поземе иконы в центре - Соловецкий мо-настырь, обнесенный стенами и башнями.
Иконы и гравюры с образами соловецких старцев и Соловецким монастырем были широко известны на Руси. На многих гравюрах XVIII-XIX вв. преподобные Зосима, Савватий, Герман, Елеазар и митрополит Фи-липп изображаются вместе. В русской иконописи изо-бражения Стефана Сурожского чрезвычайно редки.
Из жития святых Зосимы и Савватия, созданном на рубеже XV—XVI вв. игуменом Досифеем, известно, что преподобный Савватий, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря, в 1429 г. вместе с преподобным Германом водрузил крест на Соловецком острове и по-ставил келью под Секирной горой. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжал свои подвиги в одиночестве. Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорка, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Тайн, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.
Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима, после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибытию в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители. По прошествии нескольких лет, преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена в 1452 г. В обители не забыли первоначальника этих мест преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи преподобного Савватия (что соответствовало желанию братии Соловецкой обители), преподобный Зосима перевез святые мощи преподобного на место последних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положены в землю, где покоились до 1566 года. Преподобный Зосима преставился к Богу, достигнув маститой старости, 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма.
Через несколько десятилетий Церковный Собор при митрополите Московском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию - 27 сентября, Зосиме - 17 апреля. Существуют сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных отцов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года.
Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь. Перенесение честных мощей было подготовлено и вдохновлено святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским.
По житию, написанному в конце XVI- начале XVII вв., митрополит Филипп, из древнего рода Колы-чевых, родился 11 февраля 1507 г. Принял монашес-кий постриг в 1537 г. в Соловецком монастыре. С 1548 г. игумен обители. Святым игуменом Филиппом был обнаружен чудотворный образ Богородицы Одигитрии, принесенный на остров преподобным Савватием, а также его каменный крест. Эти святыни были установлены у мощей преподобных: икона - у гробницы святого Савватия, а крест - в часовне святого Германа. Было также пополнено житие преподобных описанием чудес, совершившихся при их гробницах. В 1566 г. возведен на москов-скую митрополию. Мученически погиб от рук заговорщиков в сущем сане 23 декабря 1569 г. (Малюта Скуратов, посланный св. блгв. царем Иваном Грозным для его спасения, застал митрополита Филиппа уже бездыханным) в Тверском Отроче монастыре , откуда в 1591 г. его мощи перенесены в Со-ловецкий монастырь, а в 1652 г. - в Московский Ус-пенский собор. Канонизация святого состоялась в 1660 г. Его вспоминают несколько раз в году: 9 янва-ря, 3 июля (день перенесения мощей), 5 октября (вме-сте с наиболее чтимыми московскими святителями).
Преподобный Елеазар Анзерский, о подвизании которо-го рассказывается в его автобиографическом житии, а также в сочинении инока Макария, написанном око-ло 1700 г., был уроженцем Козельска, в юные годы по-стригся в монахи Соловецкого монастыря. Основал скит на Анзерском острове и ввел для своих сподвиж-ников древний чин скитского жития. Скончался 13 ян-варя 1656 г. Год канонизации неизвестен. Память 13 января.
Помещение на этой иконе образа Стефана Сурож-ского († ок. 787), вероятно, было вызвано особым за-казом. Архиепископ Стефан Сурожский, грек из Каппадокии, просветитель сурожан, прославился как испо-ведник иконопочитания, за что и подвергся гонениям и заключению при царе Константине Копрониме (741- 775). Был отправлен в изгнание в город Сурож (Судак). Есть мнение, что появление жития Стефана Сурожского на Руси связано с приездом на Русь Степана Василье-вича Ховры, выходца из Сурожа, положившего начало роду Головиных (Васильевский, 1893. С. CCXVI). В 1796 г. в Соловецком монастыре жил П.В. Головин, собираясь принять здесь монашеский постриг. Возможно, написание этой иконы связано с его пребыванием в Со-ловецком монастыре. Стефана Сурожского в XVIII- XIX вв. по-прежнему чтили в семье Головиных. Извест-но, что ежегодно в день памяти Стефана Сурожского 15 декабря в селе Новоспасском (родовом имении Го-ловиных) совершалось поминовение по князю Степану Васильевичу Ховре и его сыну Григорию (Казанский, 1847. С. 5, 80).

Второе перенесение честных мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких состоялось 21 августа 1992 г. при Святейшем Патриархе Алексии II, чью страдальческую кончину недавно оплакивала вся всероссийская паства.

Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Ж. соловецких святых было создано на рубеже XV-XVI вв. История его написания была зафиксирована письменно и дошла до нас в составе самого Ж в “Слове о сотворении жития начальник соловецких Зосимы и Савватия” Досифея, инока Соловецкого монастыря, автора первоначальных записей о деятельности основателей монастыря и в предисловии, и послесловии Спиридона-Саввы; последнему принадлежит и литературная обработка материалов, собранных Досифеем, осуществленная им по настоянию новгородского архиепископа Геннадия Спиридон-Савва завершил свою работу в 1503 г. В дальнейшем Ж. видоизменялось и дополнялось чудесами. Значительный интерес представляет судьба этого произведения в течение 1-й пол. XVI в. На основании текста Ж. в редакции Спиридона-Саввы была создана новая редакция, включенная в Софийский список Великих Миней Четьих Обработка текста Ж. в этой редакции выразилась в устранении некоторых бытовых подробностей, в том числе о происхождении Зосимы из “веси Шунга”, а также в изъятии некоторых длиннот в авторских рассуждениях и в цитировании святоотеческой литературы. Надо думать, что при канонизации святых на соборе 1547 г учитывался этот текст Ж., который получил широкое распространение в списках сер XVI в. в виде самостоятельного единого повествования. На основании этой редакции была написана новая редакция, условно названная “редакцией с предисловием Максима Грека”, так как в этом предисловии использован текст из сочинения Максима Грека “Сложение вкратце о бывшем пожаре Тверском” О своей работе над текстом Ж. составитель ее пишет “Аз же, окаянный и грубый, понужения ради твоего, честный отче, начах к древнему новая прикладывати” Редактор пользовался дополнительными источниками. Так, им приведены несколько иные биографические данные о Зосиме, чем в редакции Спиридона-Саввы, кроме того, он назвал место встречи Зосимы с Германом, откуда они отправились на Соловки - поморье у Сумы-реки Вероятнее всего, возникновение этой редакции надо связывать с инициативой соловецких старцев, по заданию одного из них и был написан новый вариант Ж. Можно с уверенностью говорить, что этот вариант вполне удовлетворил иноков Соловецкой обители. Дело в том, что, заботясь об увековечении памяти основателей обители, они обратились к сербскому писателю Льву Филологу с просьбой о создании похвальных слов Зосиме и Савватию. Для этого была организована поездка на Афон (или в Сербию) монаха Богдана между 1533- 1538 гг, которая завершилась удачно: Соловецкий монастырь получил тексты похвальных слов святым. При написании этих слов Лев Филолог пользовался текстом Ж. последней из редакций. Таким образом, названные редакции Ж. возникли в период между 1503-1538 гг. Судя по заглавию произведения (“Житие и подвизи и от части чюдес преподобнаго отца нашего Зосимы, началника Соловецкаго монастыря, и о зачале монастыря того, понеже бо зачатся святая сиа обитель житием и начальством раба божиа старца Саватиа и подруга его Германа, некоего боголюбива мниха”), перед Спиридоном-Саввой стояла задача дать жизнеописание святых - основателей монастыря. Это ему удалось осуществить, включив в его содержание описание двух чудес, выражающих предопределенность роли героев в создании Соловецкой обители Стремление Савватия к уединенному служению Богу привело его из Кирилло-Белозерского монастыря в Валаамский монастырь, затем, достигнув места, “наречимо Сорока”, на Выге-реке, он встретился с “некиим мнихом” Германом, “родом корелских людей”. Совершив “путное шествие” по морю, они в течение двух дней достигли Соловков. Там они осмотрели остров и нашли “место некое стройно и начаста здати келиа себе близ езера”. Над озером тем была гора “превысока зело”. Здесь случилось чудо, которое явилось предсказанием о создании монастыря на острове по Божьему провидению. Однажды, находясь в келье, Савватий и Герман услышали “глас и вопль велик” Герман направился в сторону, откуда слышался вопль, и обнаружил лежащую и плачущую женщину. Она сообщила Герману, что ее встретили “два юноши страшна образом светла зело” и избили прутьями. Они сообщили ей, что этот остров не для поморов, а для иноческого жительства. Герман возвратился к Савватию и рассказал о случившемся. И они “тако поразумеша: от Бога хотящую быти благодать на острове том” Самая высокая гора, возле которой произошло чудо, до сих пор называется Секирной. После нескольких лет совместной жизни на острове, “во всяцех трудих и злостраданиих мнозех”, Герман удалился “на Онегу-реку некыя ради потребы”, надеясь к осени возвратиться обратно. Однако из-за плохой погоды он вынужден был вернуться на Онегу “озимети”, а в следующее лето “хотяше ити в путь”, но не смог из-за болезни. Савватий же, не дождавшись Германа и получив извещение от Бога, “еже отрешитися съюз плотскых и отити к Господу”, решился вернуться на морской берег в надежде получить причащение. С Божией помощью он “преплу пучину морскую” и оказался на Выге-реке, где скончался и был похоронен игуменом Нафанаилом. Зосима оказался продолжателем дела, начатого Савватием. Согласно повествованию Спиридона-Саввы, Зосима был сыном богатых и благочестивых родителей, выходцев из Великого Новгорода, проживавших в веси Шунга на берегу Онежского озера Далее традиционно сообщается, что он “из млада възраста нрав имея ангельский” и при достижении определенного возраста, “отвержеся мира и бысть мних и желааше места пустынного”. При случившейся встрече с Германом они договорились о совместном “путном шествии” на Соловки. Достигнув острова, Зосима стал искать места, подходящего для строительства монастыря. В результате поисков “обрете же место ко устроению доволно на вмещение обители и зело изрядно и прекрасно, да и езеро близ над морем, яко едином стрелением вдалее, и пристанище моря тихо и невлаемо”. Здесь был поставлен шатер. После ночного моления, выйдя из шатра, Зосима увидел “луч пресветлый” и “к востоку церковь превелику зело пречюдну, простерту на воздусе стоящу”. Зосима подробно рассказал Герману о том, что видел он “неизреченный свет и церковь прекрасну” Герман это видение истолковал так, что именно Зосиму “благослови Бог на место сие”. После случившегося видения они приступили к строительству келий и земледельческому труду. Так был заложен Соловецкий монастырь, постепенно пополнявшийся приходящими с берега иноками, Из событий монастырской жизни наиболее известным является эпизод на пиру у боярыни Марфы Борецкой в Великом Новгороде, где Зосима увидел шесть бояр, сидящих без голов, что явилось предсказанием казней, учиненных Иваном III после похода на Новгород в 1471 г., и бед, угрожающих семье хозяйки дома. Житийные тексты сопровождаются посмертными чудесами, в которых главным действующим лицом выступает Зосима, помогающий попавшим в беду и монахам монастыря, и жителям Беломорского побережья. Следует отметить, что это Ж. является одним из ранних источников, освещающих начальную историю Соловецкого монастыря и освоения Беломорья, в Ж нашли реальное отражение суровые условия быта этого края. Изд.: ВМЧ Апрель, дни 8-21.-М., 1912- Стб 502-595, Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы // Книжные центры Древней Руси Х-XVI вв. Разные аспекты исследования - СПб, 1991 - С 220-288, Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего игумена Зосимы, основателя Соловецкого монастыря, Житие и подвиги преподобного Савватия Соловецкого / Перевод О В Панченко // Жизнеописания достопамятных людей Земли Русской Х-XX вв - М, 1992. Лит.: Ключевский Древнерусские жития-С 198-203, Яхонтов И Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник - Казань, 1881 - С 13-32, Дмитриева Р. П.; 1) Значение Жития Зосимы и Савватия Соловецких как историко-культурного источника // Армянская и русская средневековые литературы - Ереван, 1986 - С 215-228; 2) Житие Зосимы и Савватия Соловецких // Словарь книжников - Вып 2, ч 1 - С 264-267. Р. П. Дмитриева

Стремление к основанию новых монастырей путем отшельничества, показавшее себя в XIV столетии, направилось в XV столетии на крайний север. Обители возникали за обителями, передавая в грядущие поколения память о святости и подвигах своих основателей. Но ни одна из обителей того времени не достигла такого важного значения для русского народа , как соловецкая. Ее основание относится к половине XV века.

На севере Руси, при немноголюдном и рассеянном населении, в некоторых деревнях возник обычай строить деревянные часовни с образами, где народ молился за неимением церквей. Иногда в такую часовню приезжал издалека священник или иеромонах со святыми дарами, исповедывал и причащал народ. Близ такой часовни обыкновенно проживал какой‑нибудь благочестивый старец, внушавший к себе уважение своим постничеством и благочестием.

У одной из таких часовен при устье реки Выга, на месте, называемом Сороки, жил старец по имени Герман, который прежде бывал на Белом море и знал Соловецкий остров или Соловки, куда жители поморья приезжали летом ловить рыбу . К этому старцу, после многих лет его уединенной жизни, прибыл другой старец. Назывался он Савватий. Происхождение его неизвестно. Он давно уже постригся в Кирилло‑Белозерском монастыре, но недовольный житием тамошних монахов, ушел на каменистый остров на Ладожском озере, где уже существовала Валаамская обитель , в которой иноки отличались чрезвычайным постничеством и терпением в лишениях.

Савватий постригся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре

Савватий пожил там некоторое время и задумал, по примеру многих подвижников, уйти в совершенное уединение и вести «безмолвное» житие. Он направился к северу и сошелся с Германом. Узнавши от него о Соловецком острове, он подал ему мысль идти вдвоем на отшельнический подвиг . Старцы отправились туда на лодке и достигши Соловецкого острова, построили себе хижину на версту от моря, близ озера, богатого рыбой. До тех пор на Соловки только наезжали временно рыбаки, но теперь два семейства с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумали основаться рядом с отшельниками близ озера.


Храм преподобных Зосимы Савватия и Германа Соловецких чудотворцев

Это было не по душе старцам, и впоследствии сложился такой рассказ: один раз в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест, который они воздвигли близ озера. Вдруг услышал он женский вопль, сказал Герману, Герман пошел на голос и увидел плачущую женщину . Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. «Мне, – говорила она, – встретились двое светлых юношей и сказали: сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то – смерть вас постигнет».

После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Через некоторое время, однако, старцы оставили Соловецкий монастырь один за другим . Сначала Герман отошел на реку Онегу, а затем и Савватий отправился на устье Выга к часовне, куда в это время прибыл один игумен, ездивший со святыми дарами по деревням. Савватий причастился Св. Тайн и на другой день скончался. Причастивший его игумен и какой‑то новгородец Иван, ездивший по торговым делам и случайно попавший сюда, похоронили его.

Между тем Герман перешел на устье реки Сумы и там поселился. Туда пришел к нему новый подвижник. Это был Зосима, сын богатых земцев (собственники земельных участков) Гаврила и Марии, из селения Толвуй, на берегу Онежского озера. Будучи еще молодым, он лишился родителей и роздал нищим все свое имение, а сам обрек себя на пустынное житье. Скитаясь по северным странам, он нашел Германа и, услышавши от него о Соловецком острове, уговорил его опять идти с ним туда. Они обходили остров; у Зосимы явилась мысль основать тут со временем монастырь.

Зосима был сыном богатых землевладельцев

Они выбрали место близ озера, неподалеку от морского берега, построили келью, ловили рыбу и молились Богу. Мало‑помалу начали приходить к ним еще такие же труженики, строили кельи и также занимались рыбной ловлей. Наконец, когда их число увеличилось, они построили деревянную церковь во имя Преображения Господня , отправили одного из своей среды в Новгород к архиепископу Ионе просить у него антиминс, церковную утварь для новой церкви и просили назначить им игумена для обители. Зосима принял монашество.

Двое игуменов, посланных один за другим из Новгорода, не ужились на пустынном острове. Потом братия упросила Зосима принять игуменство . Он долго отрекался, наконец отправился в Новгород и был рукоположен. Тогда многие из новгородских бояр пожертвовали в новый монастырь серебряные сосуды, богатые церковные ризы и съестные припасы. Вскоре монастырь начал входить в славу именно потому, что был основан в таком необитаемом месте, которое казалось неприступным. В монастырь стали стекаться богомольцы, давать вклады, а Зосима отличался гостеприимством и этим еще более привлекал посетителей.

Через несколько времени сооружена была новая, более простая, церковь Преображения, а потом другая – Успения. Вспомнили они тогда Савватия; Зосима слышал о нем от Германа, но никто не знал, где он похоронен, как неожиданно кирилло‑белозерский игумен известил их об этом, узнавши о кончине Савватия от того новгородского Ивана, которому случилось похоронить преподобного. Сам Зосима отправился на Выг, отрыл тело Савватия и перевез в Соловки. Говорили, что мощи Святого Савватия не только оказались нетленными, но источали из себя благовонное миро.

Монастырь не избег столкновений: монастырь считал остров, на котором находился, своим достоянием, а жители поморья, привыкшие приезжать временно на остров для рыбной ловли, продолжали свои посещения. В числе посетителей, оспаривавших монастырское достояние, были люди знаменитой посадницы Марфы Борецкой . Зосима сам отправился в Новгород хлопотать у веча о грамоте на неприкосновенность владений острова, являлся по этому делу к владыке и к разным важнейшим лицам.

Когда он пришел к боярыне Марфе жаловаться на ее людей, она не приняла его и велела прогнать. Тогда Зосима покачал головою и сказал сопровождавшим его ученикам: «Вот наступают дни, когда на этом дворе исчезнет след жителей его, и затворятся двери дома сего и уже никогда не отворятся, и будет двор этот пуст». Тем временем владыка выхлопотал ему грамоту на владение островом за печатями: владыки, посадника, тысячского и пяти концов Великого Новгорода. Бояре щедро одарили соловецкого игумена. Тогда раскаялась и Марфа: «Я напрасно на него гневалась, – сказала она, – мне наговорили, что он мою вотчину отнимает». Она послала просить прощения у Зосима и умоляла прибыть к ней в дом на обед. Преподобный согласился.

Марфа по этому поводу устроила пир и назвала гостей. Она встречала преподобного с большим уважением, принимала от него благословение вместе с сынами и дочерьми. Марфа посадила Зосима на первое место . Вдруг, посреди пира, Зосима взглянул на шестерых бояр, сидевших за столом, затрепетал и заплакал. Можно было понять, что он видел что‑то страшное. Он больше не принимал пищи. По окончании стола Марфа еще раз просила у него прощения, завещала ему молить Бога за нее и за детей, поднесла ему дары и пожертвовала на монастырь свою деревню на реке Суме. Зосима простил Марфу, благодарил ее, но был очень грустен.

По выходе из дома Марфы, один ученик, по имени Даниил, спросил его: «Отче! Что значит, что ты, взглянувши на бояр, ужасался, плакал и не вкушал пищи?»

Соловецкий монастырь распространял христианство среди поморов-язычников

«Я видел страшное видение, – сказал Зосима. – Шестеро этих бояр сидели за трапезой, а голов на них не было ; и в другой раз я взглянул на них и то же увидел, и третий раз взглянул – и все то же. С ними сбудется это в свое время, ты сам еще увидишь это, но никому не разглашай неизреченных судеб Божиих!» Один из обедавших у Марфы бояр, по имени Памфилий, пригласил Зосиму к себе на другой день обедать. Он также заметил смущение Зосимы. Он спрашивал Зосиму о причине.

И ему открыл преподобный тайну видения. Памфилий принял иночество, убегая от беды, угрожавшей Великому Новгороду. Через некоторое время в уединенную обитель Зосимы дошли страшные вести . Новгородцы, защищавшие свою свободу, были поражены на Шелони; бояре, сидевшие с ним за столом у Марфы, были обезглавлены. Прошло еще несколько лет. Зосима, чуждый всего земного, ослабевал и уже заблаговременно сделал себе гроб; новая, еще страшнейшая, весть возмутила его покой: Великий Новгород лишился своей самостоятельности ; его богатства были разграблены; владыка Феофил был низложен; множество бояр и богатых жителей, лишившись своего состояния, были взяты в неволю и отправлены на чужбину. В их числе отвезли из Новгорода в оковах боярыню Марфу с детьми. Пророчество Зосимы сбылось: ее двор опустел и пропал след его обитателей.

Недолго пережил Зосима горе, постигшее Новгород в начале 1478 года. В тот же год 17 апреля он скончался, завещавши братии мир и соблюдение устава, назначивши после себя игуменом одного из братии по имени Арсений. Зосима был погребен за алтарем церкви Преображения, и его гроб сделался предметом поклонения благочестивых людей. Составилась целая книга о чудесах Зосимы.

Монастырь его всегда имел важное значение в истории. Он был распространителем христианства между поморскими язычниками . В половине XVI века игумен Филипп Колычев, впоследствии бывший митрополитом при Иване Грозном, построил в Соловецком монастыре каменные здания и своими стараниями привел хозяйство острова в процветающее состояние.

При царе Феодоре Соловецкий монастырь был обнесен крепкими каменными стенами и бойницами. При Алексее Михайловиче Соловецкий монастырь играл важную роль в истории раскола : в нем старообрядцы долго защищались от царских войск. По своей отдаленности от средоточия государства этот монастырь постоянно был местом заключения опальных. Но тем не менее, благодаря щедрости царей и частных лиц, Соловецкий монастырь всегда отличался богатством и гостеприимством к многочисленным богомольцам, стекавшимся в него ежегодно со всех концов России.

Святые Савватий и Зосима считаются покровителями пчеловодства

Имена Савватия и Зосимы сделались одними из особенно известных и уважаемых всем русским народом. Неизвестно почему, в народном благочестии оба эти святые считаются покровителями пчеловодства .

П реподобный Савватий Соловецкий (+27 сентября 1435) продолжил лучшие традиции русского монастырского подвижничества, заложенные преподобным Сергием Радонежским. Сначала преподобный подвизался в Кирилло-Белоезерском монастыре, где принял иноческий постриг, позднее - в Валаамском монастыре. Затем, узнав о необитаемом Соловецком острове в студеном Белом море, он решил продолжить свои подвиги в уединении и безмолвии.

В 1429 году преподобный Савватий прибыл на суровый Соловецкий остров вместе с преподобным Германом (память 30 июля и 8 августа), который отважился разделить с Савватием его трудный подвиг. Отшельники, водрузив крест и поставив келлии в северной части острова, положили начало новому иноческому жительству «во отоцех Соловецких». Душа преподобного Савватия нашла себе здесь покой и безмолвие, к которым стремилась с твердостию и постоянством.

Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. После двухдневного плавания в небольшой лодке он прибыл на Карельский берег Белого моря, к устью реки Выг, близ селения Сороки (ныне - город Беломорск). Здесь преподобный Савватий встретил игумена Нафанаила, пришедшего посетить православных христиан. По просьбе преподобного игумен Нафанаил принял его исповедь и преподал ему Святые Таины.

В это время к берегу пристал плывший со своим товаром новгородский купец Иоанн. Получив от святого старца Савватия наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и опечалился, когда услышал отказ. Желая утешить купца, старец сказал ему: «Сын мой, останься здесь до утра - увидишь милость Божию и благополучно отправишься в путь». Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно на море поднялась буря, и Иоанн вынужден был остаться. Утром, войдя в келлию преподобного для благословения, он увидел, что старец уже преставился ко Господу. Блаженная кончина преподобного Савватия последовала 27 сентября 1435 года. Иоанн вместе с игуменом Нафанаилом погребли честное тело преподобного рядом с находившейся там часовней.

Спустя год новый подвижник, преподобный Зосима (память 17 апреля и 8 августа), возобновил подвиги преподобного Савватия на Соловецком острове вместе с преподобным Германом, и этими двумя отшельниками был основан Соловецкий монастырь, получивший впоследствии широкую известность.

В 1465 году преподобный Зосима (к тому времени уже 13 лет бывший игуменом монастыря) совершил перенесение честных мощей преподобного Савватия с Карельского берега на Соловецкий остров. Когда вскрыли гроб, в котором тело старца пролежало 30 лет, нашли мощи нетленными (даже одежда оказалась неповрежденной), и в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песней мощи святого Савватия были доставлены по морю в обитель и там положены в земле за алтарем Успенской церкви. Вскоре над местом погребения преподобного была поставлена часовня с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, в которой ночами молился игумен Зосима, вознося умиленные молитвы к Богу и взывая к благодатной помощи и заступлению за обитель преподобного Савватия. Преждеупомянутый новгородский купец Иоанн, бывший при погребении Савватия и впоследствии испытавший с братом своим Феодором силу помощи сего чудотворца в морском бедственном плавании, принес в дар Соловецкому монастырю первонаписанную икону преподобного, которая и поставлена была над цельбоносным его гробом.

Прославление преподобного Савватия, также как и преподобного Зосимы, состоялось в 1547 году на Московском Соборе, бывшем при святителе Макарии, митрополите Московском (память 30 декабря), с единым днем их памяти 17 апреля (день преставления преподобного Зосимы). Впоследствии было установлено отдельное празднование преподобному Савватию в день его преставления - 27 сентября.

8 августа 1566 года состоялось перенесение мощей обоих преподобных в Зосимо-Савватиевский придел новоотстроенного Спасо-Преображенского собора. Здесь они и почивали до самого закрытия монастыря в 1920 году, здесь припадало к ним множество православного народа, и здесь совершались чудеса, по вере прибегавших к молитвенному их заступлению. 8 августа стали совершать совместную память преподобных Зосимы и Савватия.

После закрытия монастыря и организации в нем Соловецкого лагеря особого назначения мощи святых Зосимы, Савватия и Германа были осквернены и вывезены на материк. Последним местом их нахождения в советское время был Государственный музей истории религии, располагавшийся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1990 году мощи были переданы Русской Православной Церкви и в течение двух лет находились в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года с участием Святейшего Патриарха Алексия II совершилось перенесение мощей всех трех Соловецких первооснователей в возобновленный Соловецкий монастырь. Теперь 8 августа стало днем празднования также и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Место же, где первые Соловецкие подвижники Савватий и Герман поставили в 1429 году поклонный крест и где совершались первые на Соловках молитвенные подвиги, впоследствии получило название Савватиево. По прошествии веков здесь образовался скит с храмом во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Соловецкие чудотворцы Зосима, Савватий и Герман - одни из наиболее известных и почитаемых святых в Русской Православной Церкви. К их молитвенной помощи прибегают во всяких недугах, заботах, нуждах и особенно во время морских плаваний.