Красота Оладьи Стрижки

Образ княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины. Характеристика княгини Трубецкой из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины Решение княгини отправиться за мужем

В начале 70-х годов XIX века Н.А. Некрасов создает поэму «Русские женщины», рассказывающую о женах декабристов последовавших вслед за своими мужьями на каторгу в Сибирь.

В первой части произведения описывается поступок княгини Трубецкой. Н.А. Некрасов использует форму диалога, характеризуя путешествие княгини Трубецкой в Сибирь. Ключевым эпизодом поэмы стал разговор героини с иркутским предводителем, который прилагает все усилия для того, чтобы отговорить отважную жену от дальнейшей поездки на рудники. Диалоговая форма помогает

Глубже раскрыть внутренний мир персонажей, переживания, понять их мысли и чувства. Объясняя свой поступок губернатору, княгиня говорит:

… Но долг другой,

И выше и святей,

Меня зовет.

Собственный монолог героини позволяет читателю увидеть ее верность до конца раз принятому решению. Речь княгини – скрытая боль за судьбу мужа, слезы за переживания отца, негодование по поводу слов губернатора:

Ах!.. Эти речи поберечь

Вам лучше для других.

Всем вашим пыткам не извлечь

Слезы из глаз моих!

Объясняться предводителю с готовой на многие испытания женщиной трудно, задерживая отъезд

Княгини своим волевым решением, он всеми силами пытается отговорить героиню от дальнейшего продолжения путешествия. В речи его есть экспрессивные эпитеты («глухих лесов», «страшный край», «черствым сухарем»), сложные метафоры («мрак и холод круглый год», «стосуточная ночь повиснет над страной», «пять тысяч каторжников там озлоблены судьбой»), яркие сравнения («короче нашей там весна»). Иркутский губернатор без прикрас описывает сложную жизнь на каторге, говорит о тяжелых природных условиях сибирского края, о нечеловеческих условиях существования каторжников. Предводитель использует в своей речи и запрещенные приемы, вызывая жалость к покинутому отцу, говоря о женской гордости:

А он… увлекся призраком пустым

И – вот его судьба!..

И что ж?.. бежите вы за ним,

Как жалкая раба!

Но никакие убеждения старого губернатора не влияют на принятое княгиней решение разделить судьбу мужа. Об этом читатель также узнает из разговора героев.

Таким образом, диалоговая форма раскрывает перед читателем сложный духовный мир персонажей, их отношение к жизни, к долгу и чести, их понимание судьбы, сложившихся обстоятельств.

(2 вариант)

Диалог, разговор двух людей, чаще всего дает представление о характере каждого из говорящих. В литературе XIX века он также позволял судить о социальном статусе беседующих.

«Благослови родную дочь // И с миром отпусти!», «Я буду помнить глубоко // В далекой стороне… // Не плачу я, но не легко // С тобой расстаться мне!» В дороге княгиня разговаривает с секретарем, с ямщиком, со ссыльными на этапе. Там тоже не диалог, а реплики: «А вот в начале первой части поэмы, посвященной Екатерине Трубецкой, перед нами не диалог, а, скорее, монолог. Все уже сказано отцом, все, что было в его силах, он сделал и для того, чтобы остановить дочь, и для того чтобы дать ей возможность беспрепятственно доехать до мужа. Княгиня как бы отвечает отцу: «Да, рвем мы сердце пополам // Друг другу, но, родной, // Скажи, что ж больше делать нам?» Мы не слышим голоса старика Трубецкого, но все же перед нами «диалог». Об этом говорят пропуски, которые мы можем заполнить, поставив себя на место героя: «Один, кто мог бы нам помочь // Теперь… Прости, прости! // тундра!», «Увидим скоро Енисей, – // Сказал княгине секретарь, – // Не ездит так и государь!..», «Эй, кучер, погоди!», Скорей, ямщик, скорей!..». «Спасибо, добрый путь!» – благодарят ее ссыльные. В многочисленных снах с ней говорят отец, любимый, она «видит и слышит» разговоры 14 декабря. Мысленный диалог – комментарий, отклик на дорожные впечатления, на неотступные мысли: «И та здесь партия была… // Да… нет других путей…», «Зачем, проклятая страна, // Нашел тебя Ермак?..»

Самые яркие, самые живые диалоги – разговоры губернатора Иркутска и Екатерины Трубецкой. Губернатор просит, умоляет, грозит, корит, тянет время, уходит от ответа, почти издевается, призывает к благоразумию. Мучителем называет княгиня генерала. Несмотря на то, что в данном случае оба героя говорят, убеждают друг друга, прерываются на какое-то время и опять продолжают мучительный диалог, вновь складывается ощущение, что говорит один, так как все аргументы губернатора разбиваются о твердость Трубецкой. Но и генерал не выдерживает, ее упорство пересилило: «И хоть бы мне не удержать // На плечах головы, // Я не могу, я не хочу // Тиранить больше вас… // Я вас в три дня туда домчу…»

Любовь и решительность женщины победили благоразумные доводы, покорили его сердце.

Пожалуй, одной из характерных черт России всегда были сильные женщины. Не зря ведь говорят, что женщины "Коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут". В некоторых ситуациях эта сила характера и твердость воли проявляются особенно сильно. Одним из таких громких поступков было сопровождение женами своих мужей-декабристов в далекую Сибирь.

Поэма "Русские женщины"

Поэма "Русские женщины" была создана в 1872 году великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым. русским женам, которые последовали за своими мужьями на каторгу. Поэт был вдохновлен этими событиями, что и написал в конце своего произведения о том, что это "пленительные образы", которые люди должны помнить.

Н.А. Некрасов в своем произведении действительно смог увековечить подвиг женщин, ведь его поэма вызывает сильные эмоции, которые сложно забыть.

Судьба декабристов

14 декабря 1825 года произошло не согласных с властью царя. Они хотели уничтожить монархию и однако восстание не удалось провести по плану, и декабристов попросту разогнали. Царь Николай узнал, кто участвовал в восстании, и наказал всех. Дворян он сослал на каторгу в Сибирь, а это было невиданное по силе наказание для высших слоев общества.

Между прочим, первой женщиной, если можно так выразиться, в этом восстании была княгиня Трубецкая. Характеристика героини будет неполной без упоминания о ее муже, который и был руководителем всего восстания.

Краткий сюжет поэмы

Рассказ о начинается с отправления княгини Трубецкой из отеческого дома. Показывается душещипательная сцена ее прощания с родными. Дальше мы видим, как княгиня едет через полстраны в тяжелейших условиях, и это перемежается с ее яркими и счастливыми воспоминаниями, составляя сильный контраст. Пожалуй, основным моментом, где характеристика княгини Трубецкой проявляется в полную силу - это ее встреча с губернатором, который любыми способами пытается остановить княгиню. Но она тем не менее наперекор всему продолжает следовать за своим мужем.

Позднее в пути ее догоняет и другая женщина - княгиня Волконская, чей муж также попал на каторгу. Поэма заканчивается ее свиданием с мужем, которое Некрасов описал с удивительной силой.

Характеристика княгини Трубецкой

У Некрасова в поэме получилась замечательная яркая и понятная характеристика. Княгиня Трубецкая (русские женщины представлены именно в ее лице) называет самым главным долгом женщины священный долг перед мужем. Она ставит его даже выше, чем долг перед отцом.

Цитатная характеристика княгини Трубецкой может занять несколько страниц, поэтому приведем описание лишь в общих чертах.

Любые невзгоды и препятствия готова преодолеть княгиня Трубецкая. Характеристика героини проявляется в разговоре с губернатором. Он пугает ее лишением титула, тяготами жизни на каторге, даже смертью отца, но ничего ее не может остановить. Губернатор даже сказал ей, что надо будет идти вместе с каторжниками пешком всю дорогу, она согласилась и на это. Правда, когда он увидел такую решимость, то не стал препятствовать более и выделил транспорт. Княгиня Трубецкая не только на словах, но и на деле доказала, что готова идти куда угодно за своим любимым мужем.

Возможно, сейчас это представляется не таким страшным наказанием, как раньше. Но если представить, что женщина из высшего света, за которую всегда все делали слуги, согласна на жизнь крестьянки, то ощущения получаются сильными.

Характеристика русских женщин через княгиню Трубецкую

Для того чтобы лучше понять произведение и дух времени, необходима хотя бы одна характеристика героя. Княгиня Трубецкая, ее персонаж в поэме, идеально подходят для того, чтобы нарисовать образ не только одной женщины, но и передать настроения всех женщин России.

Читая поэму, можно сразу сказать, что княгиня искренне любит своего мужа. Ради любви она готова преодолеть любые препятствия, и это одна из главных черт всех русских женщин. Им не нужны ни высший свет, ни положение в обществе, если муж находится где-то на каторге. Княгиня Трубецкая не была одинока в своем решении и своей верности, еще девять русских женщин отправились вслед за своими мужьями.

Как они описывали условия жизни в своих записках, это было очень тяжело. В основном они могли лишь смотреть на тюрьму, но и это придавало огромные силы их мужьям.

Такая самоотверженность действительно может считаться великим подвигом русских женщин.

Реальная история княгини Трубецкой

Жизнь и характеристика княгини Трубецкой являются историческими фактами, и даже более того - они записаны со слов сына, И.С. Трубецкого, с использованием мемуаров самих жен декабристов. Трубецкая была первой женщиной, которая отправилась вслед за мужем, бросив вызов всему Поскольку она была первой, то ей было тяжелее всего, именно поэтому в поэме речь идет о княгине Трубецкой. Да, княгиня действительно предполагала невероятные мучения и тяготы суровой жизни в Сибири, однако ее судьба оказалась не слишком плохой. Первое время они с мужем действительно жили на каторге, и только спустя 15 лет им дали разрешение выехать оттуда. Они поселились в своем доме и занимались земледелием.

Со временем срок ссылки истек, и они перебрались в Иркутск. Здесь семья смогла приобрести себе дом. Историческая характеристика княгини Трубецкой требует указания, что эта женщина не просто однажды совершила подвиг, но всю жизнь была Ее знали все в городе, ведь в доме княгини всегда были готовы накормить и обогреть путников, каторжников и всех несчастных. Так княгиня Трубецкая заслужила уважение и почет, поэтому провожать ее в последний путь в 1854 году пришел практически весь город.

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем. Многие русские писатели и поэты откликаются на это общественное движение и пишут свои литературные произведения, в центре которых социальные проблемы. Так, Н.А. Некрасов обращается к теме подвига жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь и тем самым лишившихся социального и материального положения в обществе. В 1872-1873 годах выходят в журнале «Отечественные записки» две части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская»). В этой поэме Н.А. Некрасов воспевает женщину из дворянского круга.

2) Особенности жанра. Произведение Н.А. Некрасова «Русские женщины» относится к жанру поэмы. Поэма - большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие п оценку лирического героя, повествователя.

3) Особенности сюжета 1-й части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» (Княгиня Трубецкая).

Как начинается эта часть поэмы? (с описания «на диво слаженного возка» и переживаний графа-отца, отправляющего свою дочь в Сибирь)

Как объясняет княгиня Трубецкая свой отъезд? («Но долг другой, и выше и трудней, меня зовет...»)

Что дочь просит у отца? (благословения в дальний путь) Какое чувство у отца, по мнению княгини Трубецкой, должен вызывать поступок дочери? (чувство гордости)

4) Особенности повествования в поэме. Основная часть 1-й части поэмы (Княгиня Трубецкая) построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.

Сколько времени провела княгиня Трубецкая в пути до встречи с губернатором? (почти два месяца)

Как Н.А. Некрасов показывает, что путь княгини действительно очень тяжел? (Поэт использует прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжила одна.)

Почему лично сам губернатор встретил княгиню? (Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой.)

Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой? (Губернатор приводит множество доводов: и то, что отъезд дочери убил графа-отца; и то, что там, куда она едет, «восемь месяцев зима»; и то, что на каторге ужасная жизнь и т. д.)

Почему княгиня Трубецкая на все доводы губернатора отвечает отказом? («Но долг другой, и выше и святей, меня зовет...»)

Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге? (княгиня)

Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов выбирает для своей поэмы именно форму диалога? (через диалог лучше раскрывается внутренний мир героев, их переживания, чувства)

Каков финал этой части поэмы? (Губернатор осознает моральное превосходство княгини Трубецкой и обещает за три дня довезти её на место, даже если за это его снимут с должности.)

5) Тематика некрасовской поэмы. Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова -- о мужественном и благородном подвиге жён первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далёкую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - вот качества, присущие героиням поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». Вся некрасовская поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.

6) Характеристика героев поэмы.

Образ княгини Трубецкой.

Княгиня Е.И. Трубецкая - одна из жён декабристов, последовавших за своими мужьями. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на её пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими её лишениями:

Острожным жёстким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути...

Все доводы губернатора о тяготах 5кизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, её горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для неё выше всего сугубо личного:

Но знаю: к родине любовь
Соперница моя...

Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его -- духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жён декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Кого выбирает Н.А. Некрасов в качестве главной героини для своей поэмы? (женщину-дворянку)

Какими чертами характера обладает княгиня Трубецкая? (целеустремленность, стойкость, сила духа и др.)

Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов называет свою поэму «Русские женщины»? (Главное для поэта в поэме - показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины.)

В своем творчестве Некрасов не чурается употреблять в своих произведениях богатую картину образов, крупнейшая из которых принадлежит раскрытию женских образов. Он наблюдает за женским характеров, изучает его, стараясь не ограничиваться каким-либо сословьем и уровнем, особенно, дворянским. Творческая ситуация в произведениях Некрасова создается при помощи тончайшей интуиции и уникального поэтического воображения автора, которые проникают в самую душу как крестьянской женщины, так жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов очень чувствительно переживает случаи несправедливости, которые выпадают на долю тогдашней русской женщины, и не важно, какое место она занимает в обществе: высшее, или она находится в подчинении, или вовсе его не имеет. Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге.

Героини Некрасова – это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят.

Княгиня Трубецкая – это ярчайший женский образ Некрасова. Княгиня Трубецкая в произведении является примером благородства, стойкости и самоотречения. Привыкшая к светскому великолепию, роскоши и достатку, она отрекаются от всех этих благ ради того, чтобы отправиться вслед за своим мужем-декабристом, сосланным в Сибирь. Лживое, глупое высшее общество стало для нее «маскарадом», «нахальной дряни торжество», где царят ханжество, а мужчины в нем – это сборище «Иуд». Трубецкая презирает мужчин из светского общества, чье тщеславие и самолюбие не позволило им разделить участь декабристов, пожертвовать своими благами ради свободы, справедливости и счастья.

Княгиня Трубецкая выменивает суету светского мира «на подвиг бескорыстной любви». Она так же, как ее муж, хочет пострадать за свободу и за судьбу русского народа, который стонет бурлаками на волжских берегах.

Княгиня Трубецкая обречена на несправедливость, ее судьба несчастна, предопределена обществом, в котором она находится. Некрасов предписывает ей убогое, жалкое существование. И ни красота, ни сильный, веселый нрав не помогут ей изменить свою тяжелую женскую долю.

Уже в начале произведения Трубецкая прощается со своим отцом. Она не рада расставанию, но и отказаться от своего долга – быть рядом с мужем – она не может. Она уже успела принять решение, и готова ко всем трудностям, с которыми она столкнется. В Иркутске ее встречает губернатор, который также пытается ее отговорить. Он применяет все хитрости и возможности, которыми владеет, но Трубецкая непреклонна. Сначала губернатор пытается через родственные чувства отговорить княгиню от поездки, он утверждает, что ее отъезд попросту убил ее отца. Но Трубецкая говорит, что любит отца, но долг супружества для нее – «выше и святей». Губернатор пытается испугать женщину ужасными для жизни сибирскими условиями, и что если она падет духом в таких условиях – это еще больше ослабит и огорчит ее мужа. Но Трубецкая отвечает «… я слез не принесу». Губернатор пытается провести яркую параллель между веселой светской жизнью и темной, непривлекательно тюремной. Но Трубецкая отвечает, что ей нет места в таком обществе без ее мужа. И даже жизнь с другими каторжниками без титула и должных отношений не пугает Трубецкую. Губернатор поражен непреклонностью, бесстрашием, целеустремленностью женщины, и сдается, отдав приказ запрячь лошадей.

Образ княгини Трубецкой воспевает чудесные черты русских женщин, их огромную силу воли, преданность, гордость и чувство собственного достоинства.

См. также:

  • Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»
  • «Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова

Часть, которая открывает поэму Николая Некрасова . В основе произведения лежит реальное историческое событие – восстание декабристов. Многим известны имена молодых людей, которые пытались отстоять свои прогрессивные идеи. Однако более трогательным стал подвиг жен декабристов. Женщины уезжали на каторгу вслед за мужьями. Их туда вела любовь и верность. Среди таких жен были как бедные крестьянки, так и богатые дворянки. Николай Некрасов для своей поэмы выбирает двух княгинь. Возможно, для того чтобы показать, что богатство и титул – не преграда для настоящей привязанности к любимым.

– притягательный женский образ в литературе. Ее верность, низменность чувств, осознание своего долга жены – все это приближает ее к идеалу женщины. Некрасов открыто восхищается героиней, восторгается ее благородством и духовной красотой. Первая часть произведения начинается со сцены прощания Катерины Трубецкой с отцом. Однако ключевым моментом стала встреча княгини и губернатора.

Молодая женщина около двух месяцев добиралась до Иркутска ради встречи с высшим чиновником. Она хочет последовать за мужем на каторгу. Княгиня просит дать ей лошадей, ведь единственное, что ее страшит – это пеший путь в Сибирь. Однако губернатор не спешит давать ей разрешение. Ведь незадолго до приезда княгини он получил бумагу с убедительной просьбой удержать Трубецкую от «необдуманного» решения уехать на каторгу.

Иркутский высший чиновник привел много аргументов против того, чтобы княгиня Трубецкая ехала к мужу. Самым убедительным было то, что ее решение огорчает отца. Но женщина ответила, что понимает это, однако ее долг как жены более важен. А умный отец скоро поймет, и станет гордиться таким ее поступком. Губернатор приводил и другие доводы. Княгиня будет лишена всех привилегий, если уедет на каторгу. Там она станет такой же бесправной, как и все ссыльные люди. И даже их дети не будут иметь прав. К тому же на Сибири суровые климатические условия – зима продолжается восемь месяцев. Так же княгиня не привыкла к тяжелому труду, и поэтому быстро станет обузой для мужа. На все доводы княгиня отвечает достойным ответом, что она со всеми проблемами справится шутя. От титула женщина уже готова отречься, он не кажется ей таким уж и важным. Ведь теперь она осознала, что в мире дворян много лжи.

Губернатор не стесняется прибегнуть к ложному обвинению мужа Трубецкой. Он пытается убедить женщину, что ее любимый – предатель. И она бежит за ним, как ничтожная рабыня. Княгиня не верит в виновность мужа. Если бы он изменил ей с другой женщиной – тогда бы она отпустила его. Но единственной соперницей княгини Трубецкой была любовь к родине. И такую «неверность» она может ему простить еще много раз.

Чиновник в результате признает свое моральное поражение в словесной борьбе с достойной уважения княгиней Екатериной Трубецкой. И даже приказывает седлать коней, чтобы отвезти княгиню к мужу на каторгу.