Красота Оладьи Стрижки

В чем заключается основная идея повести шинель. Шинель – анализ произведения. «Значительное лицо» или «генерал»

Пушкинский Петербург. Петербург Достоевского. Образ Петербурга в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского. Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Поставленные задачи. Скованные рабы, чувствующие себя в родном городе как на чужбине. Черты сходства. Цель работы. Характерные особенности Петербурга. Н.В.Гоголь «Шинель». Достоевский открыл в городе незримый мир, полный фантастики. Невский проспект является «выставкой».

«Поэтесса Анна Ахматова» - Мраморный барельеф. Анна Ахматова. Фамилия при рождении. Ахматова известна своей трагической судьбой. Автобиографическая поэма «Реквием». Любовь к родной земле. Первые стихи Ахматовой. Умерла в санатории в Домодедове. Памятник Анне Ахматовой. Ахматова подвергалась замалчиванию. Стихотворение. Двор филологического факультета.

«Патриотическая тема в лирике Лермонтова» - Примечания. Дали, покрытые синеватой дымкой. Творчество М.Ю.Лермонтова. Тема Родины. Патриотизм Лермонтова. А.С.Пушкин. Герцен. Список использованных печатных источников. Обвинение. Гиперссылки. Рисунки М.Ю.Лермонтова. Полный гордого доверия покой. Родина. Настоящее русской жизни. Своеобразие патриотической темы. Люблю отчизну я. Степей холодное молчанье. О степени участия народности в развитии русской литературы.

«История в произведениях Пушкина» - Баллада. Повесть временных лет. Песнь о вещем Олеге. Васнецов. Жанр произведения. Повесть «Капитанская дочка». Герои поэмы. Полтавский бой. Гринёв и Швабрин. Емельян Пугачёв. Поэма «Полтава». Карл и Мазепа. Поэма. Вожди героя. История в произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Герои исторической повести. Отрывок поэмы. Петр Гринев. Иллюстрация В.Васнецова. Отрывок из поэмы. Пушкин.

«Жюль Верн «Таинственный остров»» - Жюль Габриель Верн. Гедеон Спилет. Жюль Верн написал около 60 романов. Роман «Таинственный остров». Учитель. Мирное пребывание «робинзонов» на острове. Роман Жюля Верна. Краткий перечень научно-технических предвидений. Жилище. Достижения науки превзойдут силу воображения. Покорил полюс. Поселенцы обустраивают свою жизнь. Пятеро смельчаков-северян. Роман. Таинственный остров. Взаимовыручка. Изготовление кирпичей.

«Лермонтов «Герой нашего времени»» - Путь к роману. «На краю пропасти…». Дуэль. Психологический роман. Романтизм в повести. «Опрокинутый» романтизм Лермонтова. Найдите в пейзаже элементы романтизма и реализма. «Странный был малый». О роли героев повести. «Я решил твердо достать ключ к этой загадке». Печорин глазами Печорина. Княжна Мери. Композиционное обрамление повести. Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости.

Сразу заметно, что в художественном отношении она стоит очень высоко. Автор задал себе трудную задачу, окружить сочувствием читателя ничтожный и смешной образ Башмачкина , не впадая в карикатурность и слащавую сентиментальность. Как тонко и трогательно изобразил Гоголь маленькую, «муравьиную» душу своего героя, видно, хотя бы, из рассказа о тех мыслях и чувствах, которые овладели им, когда он примирился, наконец, с мыслью о необходимости купить новую шинель. У него не хватало сорока рублей

«Акакий Акакиевич думал-думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя бы, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чая по вечерам и не зажигать по вечерам свечи, а, если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке; ходя по улицам, ступать, как можно легче и осторожнее по камням и плитам почти на цыпочках, чтобы, таким образом, не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем.

Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад, даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор, как будто, самое существование его сделалось какъто полнее, как будто он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто, он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, и подруга эта была не кто другая, как та же шинель, на толстой вате, на крепкой подкладке без износу... Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты... Огонь порой показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: «не положить ли, точно, куницу на воротник!»

Так, балансируя между насмешкой и сожалением, смехом и слезами, Гоголь тонко рисует в «Шинели» образ, сатирический и элегический одновременно.

Из анализа вышеприведенного отрывка мы узнаем о том, что маленький, беззащитный Акакий Акакиевич был наделен такой силой воли, которой, быть может, не сыскать у многих людей с характером. Из этого же отрывка «Шинели» мы узнаем, что существо человека, даже стоящего на самой низкой ступени умственного развития, доступно стремлениям к «идеалу». Этим идеалом в жизни Башмачкина была хорошая ватная шинель. Мечта о шинели осветила жизнь героя Гоголя, показала ему цель в жизни накопить денег для её покупки. Эта мечта даже облагородила его, подняв его в собственных глазах...

Акакий Акакиевич в новой шинели. Иллюстрация Б. Кустодиева к повести Гоголя

Кроме Башмачкина, Гоголь вывел в «Шинели» чиновников, находящихся на различных ступенях чиновничьей иерархии. Легкомысленные молодые чиновники, между которыми есть и богачи, и знатные это толпа, в которой автор воплотил тот эгоизм, ту «свирепую грубость», которой, по его словам, он много видел в самой утонченной, образованной светскости. В «значительном лице» повести Гоголь вывел человека добродушного, но тщеславного и пустого; генеральский чин ему вскружил голову, к своим подчиненным и вообще людям, ниже его стоящим по службе, он считает необходимым относиться «строго, распекать их при всяком удобном и неудобном случае». И вот, человек добрый в душе, одурманенный тщеславием, он совершает поступки, в которых тоже оказывается много самой «свирепой грубости». «Человеческие», гуманные отношения к людям вычеркнуты из тактики его действий, он не желает унижать свое звание внимательным отношением к людям, низшим по своему положению!

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Литературная история «Шинели» Гоголя проанализирована и раскрыта историками беллетристики. В основе «Шинели» лежит действительный случай, происшедший с одним маленьким чиновником, который долго копил деньги, чтобы купить ружье. Добившись, наконец, того, чего желал, он отправился на охоту, нечаянно уронил ружье в реку и не смог его достать. С горя он чуть не умер, и спасли его товарищи, в складчину купившие ему новое ружье.

Разделы: Литература

Цели урока:

  1. Проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе;
  2. Донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;
  3. Ответить на вопросы:
  • Актуальна ли проблема “маленького” человека в наши дни?
  • А как должно быть в жизни?

Оборудование:

  1. Иллюстрации к произведению (портреты Башмачкина);
  2. Схема создания синквейна;
  3. Кроссворд (сетка);
  4. Репродукция Натальи Нестеровой “Распятие”;
  5. Урок предварительно планируется по календарному планированию на 23 марта;

Ход урока

“Весь мир против меня:
Как я велик!…”

М.Ю.Лермонтов

1. Вступительное слово учителя:

Герой повести Н. В. Гоголя “Шинель” Акакий Башмачкин родился, по утверждению автора, “против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта”. И дожил сегодня до очередного дня рождения… Удивительная, странная дата. Гоголь упоминает о ней на первой же странице знаменитой повести. Почему-то даже эта деталь кажется писателю важной в описании героя. А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Сегодня, когда мы с вами отмечаем годовщину со дня рождения Акакия Акакиевича, мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

Ребята, а вы любите праздновать Дни Рождения? С чем у вас ассоциируется этот праздник? (Ответы примерно однозначны).

Но сегодня у нас будет особенный “День Рождения” - на нем не будет именинника… Зато, как положено, будут гости и, конечно, будут подарки.

Кроссворд:

По вертикали:

9. ГУМАНИЗМ.

По горизонтали:

  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)
  2. Место действия повести; (Петербург)
  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)
  4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
  5. Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)
  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

3. Аналитическая работа с текстом повести:

Какова главная тема повести “Шинель”?

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)

В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

(Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

(“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.

Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

4. Элемент драматической постановки:

Ребята, к нам пожаловали первые гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.

Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…

(Выходит “один молодой человек”, который служил в том же департаменте, что и Башмачкин):

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

Ребята, встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?

Как можно интерпретировать слова “Я брат твой!”?

Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?

(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).

В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

5. Психологический тренинг: Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).

6. Элемент драматической постановки:

Перед вами еще один гость - Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич.

Значительное лицо: “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!

2-3 ученика пробуют себя в роли “просителей”.

7. В конце нашего разговора, как и обещали, давайте сделаем подарки Акакию Акакиевичу, все-таки мы отмечаем его день рождения.

Мы подарим ему наши творческие работы – синквейны, которые напишем сейчас.

Схема создания синквейна – на доске:

  • 1 строка: Кто? Что? (1 существительное)
  • 2 строка: Какой? (2 прилагательных)
  • 3 строка: Что делает? (3 глагола)
  • 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
  • 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное)

Безобидная, нелепая, возвышающая,
Любит, страдает, живет,
Бабочка погибает у пламени огня,
Как неправеден этот мир.

8. Дети читают свои синквейны.

9. Заключительное слово учителя:

Обратите внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.

Повесть "Шинель" является одним из лучших произведений самого загадочного (по мнению русского писателя Гоголя Николая Васильевича. Рассказ о жизни "маленького человека" Акакия Акакиевича Башмачкина, простого переписчика одной из многочисленных канцелярий уездного города, выводит читателя на глубокие размышления о смысле жизни.

"Оставьте меня в покое..."

"Шинель" Гоголя требует вдумчивого подхода. Акакий Башмачников - не просто человек "маленький", он вызывающе незначительный, подчеркнуто отстраненный от жизни. У него нет никаких желаний, всем своим видом он словно говорит окружающим: "Я очень прошу оставить меня в покое". Чиновники помоложе насмешничают над Акакий Акакиевичем, хотя и не зло, но все же обидно. Соберутся вокруг и состязаются в остроумии. Иногда больно заденут, тогда Башмачников поднимет голову и скажет: "Зачем вы так?". В тексте повествования присутствует прочувствовать ее и предлагает Николай Васильевич Гоголь. "Шинель" (анализ этой короткой повести может быть длиннее ее самой) включает сложные психологические переплетения.

Мысли и чаяния

Единственной страстью Акакия была его работа. Он переписывал документы аккуратно, чисто, с любовью. Придя домой и кое-как пообедав, Башмачников начинал ходить по комнате, время для него тянулось медленно, однако этим он не тяготился. Акакий садился и весь вечер писал. Потом ложился спать, думая о документах, которые предстояло переписать на следующий день. Эти мысли радовали его. Бумага, перо и чернила составляли смысл жизни "маленького человека", которому было далеко за пятьдесят. Описать мысли и чаяния Акакия Акакиевича мог только такой писатель, как Гоголь. "Шинель" анализируется с большим трудом, ведь небольшой повести собрано столько психологических коллизий, что хватило бы на целый роман.

Жалованье и новая шинель

Жалованье Акакия Акакиевича составляло 36 рублей ежемесячно, этих денег едва хватало на оплату жилья и на еду. Когда в Петербурге ударили морозы, Башмачников попал в сложное положение. Его одежда была изношена до дыр, от холода она уже не спасала. Шинель поистерлась на плечах и спине, рукава рвались на локтях. Мастерски описывает весь драматизм ситуации Николай Васильевич Гоголь. "Шинель", тематика которой выходит за рамки обычного повествования, заставляет задуматься о многом. Акакий Акакиевич отправился к портному, чтобы починить свою одежду, но тот заявил, что "ремонтировать неможно", нужна новая шинель. И цену назвал - 80 рублей. Деньги для Башмачникова огромные, которых у него не было и в помине. Пришлось жестоко экономить, чтобы скопить нужную сумму.

Через некоторое время в канцелярии выдали премию чиновникам. Акакию Акакиевичу досталось 20 рублей. Вместе с полученным жалованьем собралась достаточная сумма. Он отправился к портному. И здесь точными литературными определениями вскрывается весь драматизм ситуации, такое под силу только такому писателю, как Гоголь. "Шинель" (анализ этой повести невозможно сделать без того, чтобы не проникнуться бедой человека, лишенного возможности просто взять и купить себе пальто) трогает до глубины души.

Смерть "маленького человека"

Новая шинель получилась на загляденье - толстое сукно, воротник из кошки, медные пуговицы, все это даже как-то приподняло Башмачникова над его беспросветной жизнью. Он выпрямился, стал улыбаться, почувствовал себя человеком. Коллеги наперебой расхваливали обнову, пригласили Акакия Акакиевича на вечеринку. После нее герой дня отправился домой, размашисто шагая по оледеневшему тротуару, даже приударил за проходящей мимо женщиной, а когда свернул с Невского, к нему подошли два мужика, припугнули и сняли шинель. Всю следующую неделю Акакий Акакиевич ходил в полицейский участок, надеялся, что обновку разыщут. Затем у него произошел началась горячка. "Маленький человек" умер. Так окончил жизнь своего персонажа Николай Васильевич Гоголь. "Шинель", анализом этой повести можно заниматься бесконечно, постоянно открывает нам все новые грани.

Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе. Именно его по праву называют родоначальником критического реализма, автором, который наглядно описал образ «маленького человека» и сделал его центральным в русской литературе того времени. В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. М. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели».

История создания

Литературный критик Анненков отмечал, что Н. В. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал - ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель».

При жизни Гоголя повесть не вызвала значительных критических дискуссий и дебатов. Это связано с тем, что в то время писатели достаточно часто предлагали своим читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих в системе, подтолкнул других писателей к дальнейшему раскрытию этой темы.

Описание произведения

Главный герой гоголевского произведения - младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца.

Жизнь главного героя - скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями.

Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой.

Цена шинели - 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды - грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.

Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.

В конце произведения автор добавляет немного мистики. После похорон титулярного советника в городе начали замечать призрак, который отнимал шинели у прохожих. Немного позже этот самый призрак отобрал шинель у того самого «генерала», отругавшего Акакия Акакиевича. Это послужило уроком для важного чиновника.

Главные герои

Центральная фигура повести, жалкий государственный служащий, который всю жизнь занимается рутинной и не интересной работой. В его работе отсутствуют возможности для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается - переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. Свободные вечера он проводит дома, иногда переписывая бумаги «для себя». Внешность Акакия Акакиевича создает еще более сильный эффект, героя становится по-настоящему жалко. Есть что-то ничтожное в его образе. Впечатление усиливает рассказ Гоголя о постоянных неприятностях, постигающих героя (то неудачное имя, то крещение). Гоголь как нельзя лучше создал образ «маленького» чиновника, который живет в страшных лишениях и каждый день борется с системой за свое право на существование.

Чиновники (собирательный образ чиновничества)

Гоголь, рассказывая о сослуживцах Акакия Акакиевича, делает акцент на таких качествах, как бессердечность, черствость. Коллеги несчастного чиновника всячески издеваются и подшучивают над ним, не испытывая ни грамма сочувствия. Весь драматизм отношений Башмачкина с коллегами заключен в сказанной им фразе: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

«Значительное лицо» или «генерал»

Гоголь не называет ни имени, ни фамилии этого человека. Да это и не важно. Важен чин, положение на социальной лестнице. После пропажи шинели, Башмачкин впервые в жизни решается отстоять свои права и отправляется с жалобой к «генералу». Тут то «маленький» чиновник и сталкивается с жесткой, бездушной бюрократической машиной, образ которой заключен в персонаже «значительного лица».

Анализ произведения

В лице своего главного героя Гоголь словно объединяет всех бедных и униженных жизнью людей. Жизнь Башмачкина - вечная борьба за выживание, нищета и однообразие. Общество с его законами не дает чиновнику права на нормальное человеческое существование, унижает его достоинство. При этом сам Акакий Акакиевич соглашается с таким положением и безропотно терпит тяготы и трудности.

Пропажа шинели - переломное событие в произведении. Оно заставляет «маленького чиновника» в первый раз заявить обществу о своих правах. Акакий Акакиевич направляется с жалобой к «значительному лицу», которое в повести Гоголя олицетворяет всю бездушность и обезличенность бюрократии. Натолкнувшись на стену агрессии и непонимания со стороны «значительного лица», бедный чиновник не выдерживает и умирает.

Гоголь поднимает проблему чрезвычайной значимости чина, которая имело место в обществе того времени. Автор показывает, что такая привязанность к чину губительна для людей с самым разным социальным статусом. Престижная должность «значительного лица» сделала его равнодушным и жестоким. А младший чин Башмачкина привел к обезличиванию человека, его унижению.

В конце повести Гоголь не случайно вводит фантастическую концовку, в которой призрак несчастного чиновника снимает с генерала шинель. Это некоторое предостережение важным лицам о том, что их бесчеловечные поступки могут иметь последствия. Фантастика в конце произведения объясняется тем, что в российской действительности того времени практически невозможно представить ситуацию возмездия. Так как «маленький человек» в то время не имел прав, не мог требовать к себе внимания и уважения со стороны общества.