Красота Оладьи Стрижки

Сложное предложение с восклицательным знаком примеры. Восклицательные предложения в русском языке. Схема предложения #2

27. Прочитайте.

      Ребята! В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение,
      победу, торжество!
      Где я, те предложения
      с особым выражением
      произносить должны!
      (А. Тетивкин)

  • Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации .

28. Прочитайте.

      Москва! Как много в этом звуке
      Для сердца русского слилось!
      Как много в нём отозвалось!
      (А. Пушкин)

  • Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите поэтические строки.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      В тёмный лес дремучий
      Загл..нула ос..нь.
      Сколько свежих ш..шек
      У з..лёных сосен!
      Сколько алых яго..
      У л..сной рябинки!..
      (Е. Трутнева)

  • Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак .
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки .

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда

      Села пчёлка на цв..ток,
      Опустила х..боток (. !)
      Под л..тает к ней комар:
      - Что ты ищешь там (? !)
      - Нектар (! ?)
      - А тебе не надоело,
      Не наскучило искать (? !)
      - Нет (! ?)
      Тому, кто занят делом,
      Просто некогда скуч..ть (! ?)
      (Г. Ладонщиков)

  • Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
  • Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

а) Работа по карточкам в парах.

– Вспомним то, что вчера так старательно учили.

(Задание на карточке.)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат рассказ, повествование)

б) Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)

2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач

(На доске записаны предложения.)

Прочитайте про себя, что написано на доске.

1. В гости к нам пришла осень.
2.
В гости к нам пришла осень!

– Что написано на доске?
– Докажите.

(Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (,), «!» или «?»).

– Догадайтесь, какое предложение прочитает …?

– Как догадались?
– А теперь прочитайте предложение под номером 1.

– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.)

– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень).

– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).

– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?

(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)

– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?

– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.

– А в каком блоке мы сегодня будем работать? (Как устроен наш язык.) Какая задача решается на уроках с указанием этого блока?

(На уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым живёт русский язык.)

– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься?

– Вернёмся к учебнику. Читаем на с. 60 рубрику, подскажите, как она называется?

– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?

– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.

– Вы знаете, что я очень люблю сомневаться о важности той или иной темы урока. Но сегодня у меня такие сомнения: имеет ли значения интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.

– Доказательством может послужить стихотворение, которое мы читали на уроке окружающего мира.

(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)

Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)

– Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?

– А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?

4. Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала

– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.

А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными, вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)

5. Первичное закрепление нового материала

– Упр.1. Поработайте самостоятельно.
– Мне хотелось бы, чтобы вы разобрались зачем дано это упр-е?

Проверка. Зачем дано это упр-е?

– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.

Сделайте вывод и обоснуйте его.

Карточки

Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений. Сделайте вывод: какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией?

Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?!

Проверка. Вывод. Сравнить с учебником.

6. Зарядка по офтальмотренажёру

– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.

7. Дифференцированная работа.

Работа в группах постоянного состава.
Задание 1–2 группе.

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Остальные работают по учебнику Упр.3 стр. 62.

После устной работы, дети сигнализируют о своей готовности (зелёный кружок) и садятся выполнять письменно, предварительно делают произвольно массаж пальцев, используя куб.

Проверка. 1, 2 группы у вас самопроверка (Раздать верный вариант)

1 вариант выполнения

Вам нравится в лесу?
Дятел стучит по дереву.
Тихо шепчут молодые осины.

2 вариант выполнения.

Вам нравится в лесу?
Тихо шепчут молодые осины.
Дятел стучит по дереву.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!

8. Итог урока

Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите свои листы успешности.

9. Рефлексия

– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

10. Домашнее задание

Я могу не задавать д/з. Ну, если кто очень хочет, если будет желание и время, вы можете обратить внимание на упр 4.с.62.

По степени эмоциональной окраски предложения классифицируются на два типа: восклицательные и невосклицательные. Способность верно определить, какой именно из них подходит для конкретного случая, позволит правильно понять суть предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить в конце требующийся знак препинания.

Невосклицательными предложениями называют такие, которые подразумевают обыденный, будничный тон и отсутствие яркой эмоциональной составляющей. В конце таких предложений ставится точка. Например: Сегодня весь день идёт дождь. По расписанию поезд приедет через два часа.

Восклицательные предложения - это такие предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего. Например: У нас большая радость!

В конце этих предложений ставится восклицательный знак, а их грамматические средства оформления следующие:

  1. Интонация , выражающая радость, восторг, грусть, удивление, гнев, волнение, страх и прочие ярко выраженные чувства. Произношение восклицательные предложений осуществляется тоном более высоким, с акцентом на слове, которое в большей степени придаёт эмоциональный окрас.

    Например: Он так подло поступил! От экскурсии мы остались в полном восторге! Никто не ожидал такого развития событий! Она испугалась не на шутку!

  2. Междометия .

    Например: Ух, какая красота! Ах, я поражена до глубины души! Эх, а ведь мы были так близки к цели!

  3. Восклицательные частицы местоименного, наречного или междометного происхождения, придающие высказыванию характерную эмоциональную окраску: о, ну, ну и, как, куда как, что за, какой и прочие.

    Например: Какой необыкновенный дом! О, вот это да! Ну и ну, вот это неожиданность! Фу, какая гадость!

Использование трёх восклицательных знаков

Обычно с помощью 3 восклицательных знаков в конце предложения автор выражает высокую степень эмоционального возбуждения. Так можно выразить радость или восторг, гнев или возмущение. Предложения «Уходи вон!!!» или «Уходи и не возвращайся!!!» говорят о глубоких чувствах человека, который их высказывает.

В характеристику предложения входит такое понятие как виды предложений по интонации. Это восклицательные и невосклицательные предложения. О различиях этих предложений говорим в статье.

Различение предложений по интонации

Интонацию предложения нередко путают с целью высказывания. Однако это совсем разные понятия.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Первые о чём-то сообщают, вторые содержат в себе вопрос, третьи же побуждают к действию (содержат просьбу, приказ, пожелание и т. п.).

Предложение с любой целью высказывания может произноситься с особой эмоциональной окраской, то есть с ярко выраженным чувством. Это может быть радость, гнев, возмущение, восторг и так далее. Именно особую эмоциональность на письме передают с помощью восклицательного знака.

Приведем примеры восклицательных предложений и аналогичных невосклицательных:

  • Пришла весна. — Пришла весна!
  • Ты написал сочинение? — Ты написал сочинение?!
  • Принеси воды. — Принеси воды!

Как отличить восклицательное предложение

Если мы читаем уже готовый текст, мы без труда можем отличить восклицательное предложение по знаку препинания — на его конце стоит восклицательный знак.

На слух мы отличаем восклицательные предложения от невосклицательных по тому, насколько эмоционально они произносятся. Информация в восклицательном и аналогичном невосклицательном предложениях содержится одна и та же, но восклицательное произносится с большей экспрессией, громче, с выражением какой-либо эмоции.

Не следует путать побудительные и восклицательные предложения: существуют и восклицательные не побудительные предложения, и побудительные невосклицательные.

Например, предложение «Пришла весна.» содержит в себе обычную констатацию факта. Как относится говорящий к этому событию, заключить невозможно.

Предложение «Пришла весна!» выражает сильные эмоции, экспрессию. Скорее всего, говорящий хочет выразить свою радость (хотя по восклицательному знаку это определить нельзя: может быть, он хочет выразить огорчение, раздражение, испуг или другую сильную эмоцию).

Восклицательные предложения часто встречаются в публицистических текстах, где они выполняют риторическую функцию.

Маркеры восклицательных предложений

Главным маркером (признаком) восклицательного предложения является восклицательный знак. Это один из знаков конца предложения; его вполне достаточно, чтобы показать, что предложение закончилось. Однако в некоторых случаях на конце предложения используется не один, а три восклицательных знака. Это делается для того, чтобы подчеркнуть очень сильную эмоцию.

На конце вопросительных восклицательных предложений требуется два знака: вопросительный и восклицательный. По правилу восклицательный знак в конце предложения ставится после вопросительного. Такие предложения часто содержат в себе не просто эмоциональный вопрос, а скорее риторический вопрос, выражающий в большей степени возмущение или недоумение, нежели желание получить ответ.

В некоторых предложениях на конце встречается восклицательный знак и многоточие. Тогда одна из точек (первая) заменяется восклицательным знаком. Пример: «Какой удивительный случай!..»

Еще одно частое применение восклицательного знака — это оформление обращений. Однако надо иметь в виду, что это не предложение в полном смысле.

Что мы узнали?

Восклицательные предложения выражают особые эмоции, чувства, на их конце ставится восклицательный знак. Восклицательными могут быть предложения, различные по цели высказывания. При встрече на конце предложения вопросительного и восклицательного знаков сначала следует писать вопросительный; при встрече восклицательного знака и многоточия первая из точек заменяется восклицательным знаком.