Красота Оладьи Стрижки

Основная проблематика сказок салтыкова-щедрина. Проблематика и художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Социальная и нравственная проблематика сказок салтыкова щедрина

Слайд 2

Сказки «для детей изрядного возраста»

«Сказки» - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. 17.11.2017 2

Слайд 3

«Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина М.Е. Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)? Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста»? Почему?

Слайд 4

1. Сказка - один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Народная сказка - одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт. По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п. 17.11.2017 4

Слайд 5

Подчеркните в определении сказки слова, подчеркивающие ее отличительные черты. 17.11.2017 5

Слайд 6

1. Сказка - один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Народная сказка - одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт. По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п. 17.11.2017 6

Слайд 7

Задание №1 - Вспомните изученные, прочитанные вами ранее народные сказки, - Приведите примеры на некоторые темы народных сказок (о хитрости лисы, о трусости зайца и т.д.) - Запишите в тетрадях их названия, тему. Задание №2 - Прочти материал в тетради, - Обсуди записи в тетради с товарищем, - Сравни запись с образцом. 17.11.2017 7

Слайд 8

2. Основные темы народных сказок:сатирические, юмористические, фантастические. Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается» для развлечения слушателей - взрослых и детей. В многочисленных сатирических сказках русский народ разоблачал самодержавие и крепостничество, изображая глупых и злобных царей, продажных царских чиновников, спесивых и жадных баб, купцов - обманщиков и т. п. 17.11.2017 8

Слайд 9

Сформулируйте определение литературной сказки, - запишите определение литературной сказки в тетрадь, - выпишите в тетрадь основные сходства, и отличия литературных сказок от народных. Сравните с образцом 17.11.2017 9

Слайд 10

Черты сходства: В сказках идет речь о вымышленных событиях, иногдафантастического характера; Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается»для развлечения слушателей, в сатирических сказкахразоблачаются недостатки общественного устройства,высмеиваются частные и общественные пороки. Широко известны глубокие по содержанию и совершенные по форме сказки А. С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, сатирические сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина. Из иностранных «сказочников» известны датский писатель Андерсен, немецкие писатели братья Гримм, французский «сказочник» Шарль Перро и др. 17.11.2017 10

Слайд 11

Литературные сказки писали многие русские и иностранные писатели, используя народные сказочные мотивы или создавая свои оригинальные сказки. При этом литературные сказки имели множество отличительных особенностей от народных сказок. Отличия: 17.11.2017 11

Слайд 12

Прочтитетекст и письменно ответьте на вопросы: 1. Сколько времени работал автор над книгой «Сказки»? 2. Почему сатирик обращается к сказочному жанру? 3. В чем жанр сказки помогает М.Е. Салтыкову - Щедрину? 4. Для кого предназначены «Сказки» М.Е. Салтыкова - Щедрина? 17.11.2017 12

Слайд 13

Над книгой сказок Салтыков - Щедрин работал с 1882 по 1886 год. Обращение сатирика к сказочному жанру обусловлено многими причинами. К 30-м годам сатира Щедрина принимает все более обобщенный характер, стремится к предельно широким и емким художественным обобщениям. Сказка помогла Щедрину укрупнить масштаб художественного изображения, придать сатире вселенский размах, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества, за русским миром - мир в его общечеловеческих пределах. И достигалась эта «всемирность» путем врастания в «народную почву», которую писатель считал «единственно плодотворной» для сатиры. Сказки Салтыкова - Щедрина были предназначены не для детского чтения, а были обращены к «детям изрядного возраста», т. е. к взрослому читателю. 17.11.2017 13

Слайд 14

Прочтитетекст и письменно ответьте на вопросы: 1. Сколько времени работал автор над книгой «Сказки»? 2. Почему сатирик обращается к сказочному жанру? 3. В чем жанр сказки помогает М.Е. Салтыкову - Щедрину? 4. Для кого предназначены «Сказки» М.Е. Салтыкова - Щедрина? 17.11.2017 14

Слайд 15

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки

Сопоставительный анализ. - Общие черты? - Отличительные черты?

Слайд 16

Общие черты

Сказки Салтыкова-Щедрина ЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка Сказки русского народа ЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка

Слайд 17

Слайд 19

Отличительные черты

Сказки русского народа ЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных

Слайд 20

Вспомните, чем отличается сатира от юмора; - Что же характерно для «Сказок»Салтыкова - Щедрина сатира или юмор? Ответ обоснуйте. 17.11.2017 20

Слайд 21

Сатира- это художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни. Юмор- в художественной литературе произведения, в которых отражается смешное, комическое в жизни. В отличие от сатиры, где резко осмеиваются, обличаются порочные явления общественного и личного быта, имеющие существенное значение для жизни общества, в юмористических произведениях обычно подвергаются осмеянию существенные, но частные недостатки жизненного явления, а иногда и отдельные смешные черты хороших в своей сущности людей, по отношению к которым автор не только не испытывает негодование, но даже относится к ним с любовью и симпатией, дружески подшучивая над ними. 17.11.2017 21

Слайд 22

Для «Сказок» Салтыкова - Щедрина характерна сатира на самодержавно - крепостнический строй, правдивое изображение отрицательных сторон жизненных явлений., часто в нарочито подчеркнутом, иногда гротескном виде, благодаря чему отчетливее выступает их несообразность с высокой целью жизни человека, недопустимость их в жизни. Тем самым сатирические образы, созданные Салтыковым - Щедриным, вызывают неприятие изображенных отрицательных явлений жизни, зовут на борьбу с ними. 17.11.2017 22

Слайд 23

Вспомните что такое гипербола и гротеск. - Найдите примеры этих художественных средств в «Сказках», запишите в тетрадях 17.11.2017 23

Слайд 24

Гипербола - один из тропов, образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для усиления впечатления, для заострения образа. Гротеск - художественный прием в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо - комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п. 17.11.2017 24

Слайд 25

Например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - ловкость мужика, его мастерство, проявляющиеся в умении свить веревку из песка, из собственных волос изготовить силки для птиц и т. п., изображены в преувеличенном виде (гипербола). «История одного города» - образ Брудастого с «органчиком» вместо головы (гротеск). 17.11.2017 25

Слайд 26

Вспомните определение эзопова языка - Найдите примеры эзопова языка в «Сказках», запишите в тетрадях. 17.11.2017 26

Слайд 27

Эзопов язык - нарочито затемненный, полный намеков и недомолвок язык передового писателя, вынужденного при царском и всяком другом антинародном строе выражать свою мысль иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследование правительственной власти. 17.11.2017 27

Слайд 28

Например: «Медведь на воеводстве» -рассказывается о царствовании в лесу трех медведей - воевод, разных по характеру. Но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни. На самом же деле речь идет о критике самодержавно - крепостнического строя. 17.11.2017 28

Слайд 29

Отличительные черты

Сказки Салтыкова-Щедрина СатираСарказмСмешение категорий добра и злаНет положительного герояУподобление человека животному Сказки русского народа ЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных

Слайд 30

Сделайте вывод о том, что высмеивает Салтыков-Щедрин в своих «Сказках», - Сделайте вывод о характере «Сказок» Перечислите героев «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Что общего и чем они отличаются от народных сказок? Назовите основные приемы, художественные средства выразительности, используемые Салтыковым-Щедриным в «Сказках» - Обсудите вывод в группах, сверьте с образцом. 17.11.2017 30

Слайд 32

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.

осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; - иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; - чрезмерное преувеличение. ирония сарказм гротеск иносказание, аллегория гипербола

Слайд 33

Примерный план анализа сказки

Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:а) образы-символы;б) своеобразие животных;в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального

Слайд 34

прочитать дома одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и, используя материалы урока, выполнить на выбор одно из заданий: Анализ сказки, прочитанной дома. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина. Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина.

Посмотреть все слайды

Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина


Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. 16.12.2015 2


Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина М.Е. Задание к классу: Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)? Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста»? Почему?


Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки Сопоставительный анализ. - Общие черты? - Отличительные черты?


Общие черты Сказки Салтыкова-Щедрина ЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка Сказки русского народа ЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка


Отличительные черты Сказки Салтыкова-Щедрина СатираСарказмСмешение категорий добра и злаНет положительного герояУподобление человека животному Сказки русского народа ЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных


СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Проблематика Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пискарь») Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») Художественные особенности Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) Гротеск (переплетение фантастики и реальности) Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) Гиперболизация


Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; гипербола - чрезмерное преувеличение.


Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:а) образы-символы;б) своеобразие животных;в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает одно из веду­щих мест среди писателей-демократов. Он был учеником Белинско­го, другом Некрасова. В своих произведениях Салтыков-Щедрин подверг резкой критике самодержавно-крепостнический строй Рос­сии второй половины девятнадцатого века.

Ни один писатель Запада и России не нарисовал в своих произ­ведениях таких страшных картин крепостничества, как это сделал Салтыков-Щедрин. Сам Салтыков-Щедрин считал, что неизменным предметом его «литературной деятельности был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пус­тословия».

Расцвет творчества Салтыкова-Щедрина пришелся на семиде­сятые - восьмидесятые годы девятнадцатого века, когда в России сформировались благоприятные условия для развития капитализ­ма. Реформа, которую проводило в то время царское правительст­во, не улучшила положения крестьян. Салтыков-Щедрин любил крестьян и весь русский народ и искренне желал помочь ему. Поэ­тому произведения Салтыкова-Щедрина всегда были наполнены глубоким политическим смыслом . В мировой литературе нет про­изведений, равных по политической остроте роману «История од­ного города» и сказкам Салтыкова-Щедрина. Любимым его жанром был придуманный им жанр политической сказки. Основная тема таких сказок - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. В сказках дана сатира на царскую Россию: на помещиков, бюрократию, чиновничество.

Всего Салтыков-Щедрин написал три­дцать две сказки .

Перед читателями предстают образы правителей России («Мед­ведь на воеводстве», «Бедный волк»), помещиков, генералов («Ди­кий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей («Премудрый пискарь»).

Особенно яркое выражение в сказках получила любовь Салты­кова-Щедрина к народу, уверенность в его могуществе . Образ Ко­няги («Коняга») - это символ крестьянской России, вечно трудя­щейся, замученной угнетателями.

Коняга - это источник жизни для всех: благодаря ему растет хлеб, но сам он всегда голоден. Его удел - работа.

Почти во всех сказках образы угнетателей даются в противопос­тавлении угнетенному народу. Очень яркой в этом отношении яв­ляется сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов про­кормил». В ней показана немощность дворян, трудолюбие и умение мужика трудиться. Мужик честен, прямодушен, уверен в своих си­лах, сметлив, умен. Он может все: сварить суп в пригоршне, пере­плыть шутя океан. Генералы в сравнении с ним жалки и ничтож­ны. Они трусливы, беспомощны, глупы.

Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению обывательщины в лице трусливых либералов. В сказке «Премудрый пискарь» главный ее герой Пискарь был «умеренный и либеральный». Папенька научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться и побольше беречь себя. Пискарь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не попасть в пасть щуки. Прожил он более ста лет, а когда пришло время умирать, то оказалось, что он ничего хо­рошего людям не сделал и никто его не помнит и не знает.

Во многих сказках Салтыков-Щедрин изображает тяжелую жизнь народа и призывает уничтожить несправедливый, бесчело­вечный строй. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух гене­ралов прокормил» Щедрин обвиняет такой строй, который отстаи­вает интересы генералов, принуждающих работать на себя силь­ного, смышленого мужика. В сказке генералы изображены как два тунеядца; это бывшие чиновники, дослужившиеся до генеральско­го чина. Всю жизнь они жили бездумно, на казенном довольствии, служили в какой-то регистратуре. Там они «родились, воспитались и состарились» и, следовательно, ничего не знали. Очутившись на необитаемом острове, генералы даже не смогли определить, где ка­кие стороны света находятся, и впервые узнали, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». В результате оба генерала чуть не умирают с голоду и едва не становятся людоедами. Но после настойчивых и долгих поисков генералы обнаружили наконец мужика, который, положив под голову кулак, спал под деревом и, как им показалось, «самым нахальным образом уклонялся от работы». Негодованию генералов не было предела. Мужик в сказке олицетворяет весь трудовой многострадальный народ России. Щедрин в своем произведении отмечает его сильные и слабые стороны. Слабая сторона народа - безропотность и го­товность народа подчиняться при его огромной силе . Мужик на не­справедливость генералов отвечает не протестом, не возмущением, а терпением и покорностью. Жадные и злые генералы называют мужика «лежебокой», а сами пользуются его услугами и жить без него не могут. Возвратившись домой, генералы загребли в казна­чействе столько денег, что «ни в сказке сказать, ни пером опи­сать», а мужику лишь выслали «рюмку водки да пятак серебра: ве­селись, мужичина!». Традиционные сказочные приемы приобрета­ют у Щедрина новое применение: они получают политическую окраску . У Щедрина вдруг оказывается, что спасший генералов от гибели и накормивший их мужик «мед-пиво пил», но, к сожале­нию, «по усам у него текло, только в рот не попало». Таким обра­зом, сатира Щедрина направлена не только на представителей пра­вящих кругов. Сатирически изображен и мужик. Он сам вьет вере­вочку, чтобы генералы связали его, и доволен своей работой.

Создавая яркие политические сказки, Щедрин не загромождает их обилием персонажей и проблем, строит ее сюжет обычно на од­ном остром эпизоде. Само действие в сказках Щедрина развертыва­ется быстро и динамично. Каждая сказка представляет собой не­большой рассказ-повествование с использованием диалога, реплик и рассказов персонажей, авторских отступлений-характеристик, пародий, вставных эпизодов (например, снов), традиционных фоль­клорных приемов и описаний . Повествование в сказках ведется почти всегда от лица автора . Так, в основе сюжета уже рассмотрен­ной сказки о двух генералах лежит борьба двух генералов с мужи­ком. Из вступления читатель узнает, что генералы служили в реги­стратуре. Но вот генералы «по щучьему велению» оказались на не­обитаемом острове. Они вынуждены искать мужика. Первая встре­ча генералов с мужиком является завязкой сюжета сказки. Далее действие развивается стремительно и динамично . Мужик за корот­кое время обеспечил генералов всем необходимым. Кульминацией сказки является приказ генералов мужику: свить для себя веревоч­ку. Отсюда вытекает идея сказки: довольно труженикам мужикам, создателям всех материальных благ на земле, терпеть унижение и рабство. Развязка сказки наступает, когда мужик отправляет гене­ралов в Петербург, на Подьяческую улицу. Он получил за свой не­легкий труд жалкую подачку - пятак.

В сказке есть резко очерченные детали внешнего облика генера­лов: веселые, рыхлые, сытые, белые, в глазах их светился злове­щий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. В этом описании проявляется юмор, переходящий в сатиру . Важным композиционным приемом в сказке являются сны генералов, а так­же описание природы .

Широко используется Щедриным и прием художественной ан­титезы . Так, генералы, попав на необитаемый остров, несмотря на изобилие еды, беспомощны и едва не умирают с голоду. Зато му­жик, хотя и ест мякинный хлеб, почти ничего не имеет, кроме «кислой овчины», создает на острове все необходимые для жизни условия и даже строит «корабль».

В сказках сатирик часто прибегает к иносказаниям : в образах Льва и Орла-мецената он обличал царей; в образах гиен, медведей, волков, щук - представителей царской администрации; в образах зайцев, карасей и пескарей - трусливых обывателей; в образах му­жиков, Коняги - обездоленный народ.

Характерной чертой сатиры Щедрина является прием сатириче­ской гиперболы - преувеличение некоторых поступков персона­жей, доводящий их до карикатуры, до нарушения внешнего прав­доподобия. Так, в сказке о двух генералах гипербола полнее рас­крывает неприспособленность царских чиновников к жизни.

| следующая лекция ==>

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья...
Н.А.Некрасов

Тема цикла сказок (1869 - 1886) М.Е.Салтыкова-Щедрина -иносказательное (в форме сказок) изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей государственной системы самодержавия и показ несостоятельности главных основ общества - семьи, собственности, официальной народности, а с другой стороны, признание созидательной силы народа. Одновременно в сказках звучат грустные размышления автора о народной покорности и долготерпении, авторское сочувствие народу в его бесправном положении. Таким образом, Салтыков-Щедрин затронул в своих сказках не частные, а фундаментальные общественные проблемы. В этом проявился мудрый талант писателя, который утверждал, что «все великие писатели и мыслители потому и были велики, что об основах говорили». Гуманизм, непримиримость к насилию, поиски социальной справедливости - вот главный идейный пафос сказок.

Салтыков-Щедрин написал тридцать две сказки. По идейному содержанию все сказки условно можно разделить на четыре группы. Первую группу составляют сказки, в которых разоблачается самодержавие и дворянское государство: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этих произведениях подчёркивается мысль, что дворянское государство основано на труде простого мужика. Генералы, которые чудесным образом оказались на необитаемом острове, умирали с голода, хотя в речке кишмя кишела рыба, ветки деревьев ломились от плодов и т.д. Дикий помещик, оставшись в своём имении без крестьян, очень обрадовался: сначала съел все пряники из буфета, затем всё варенье из кладовой, потом перешёл на подножный корм, а в конце одичал до того, что стал бегать на четвереньках и оброс шерстью. В сказке «Медведь на воеводстве» знатные лесные воеводы Топтыгины мечтали прославиться, устраивая кровопролития и неутомимо борясь с «внутренними супостатами».

Ко второй группе сказок можно отнести те, в которых показывается забитый, покорный, но трудолюбивый и добродушный русский народ: «Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (Поскольку в сказке «Повесть о том, как...» рассматривается несколько общественных проблем, постольку она может быть помещена в разные тематические группы.) В сказке «Коняга» изображается крестьянская лошадь с разбитыми ногами, с выпирающими рёбрами, которая пашет вместе с крестьянином землю и кормит сытых и гладких «пустоплясов». Они же гордо и презрительно поглядывают на Конягу, как будто не понимают, что именно благодаря ему они могут весело гарцевать и красиво философствовать. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы, пропадая с голоду на необитаемом острове, молились только об одном: чтобы Бог послал им мужика. И Бог сжалился над ними - ниспосланный мужик оказался и рыбаком, и охотником, и мастером на все руки, потому что даже изловчился варить суп в пригоршне. Мужик кроме рукомесла обладал другим важным достоинством: был покорен воле господ до того, что сам свил верёвку, которой они его и связывали на ночь, чтоб не убежал.

В третью группу входят сказки, где Салтыков-Щедрин высмеивает русских либералов: «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь» (встречается и другое написание заглавия этой сказки - «Премудрый пискарь»). Писатель сатирически изображает прекраснодушных либералов, которые уверены, что зло в мире можно исправить красивыми словами. Карась-идеалист серьёзно проповедует мир между щуками и карасями, призывая хищников перейти на травяную пищу. Кончается эта проповедь тем, что болтливого идеалиста проглатывает щука, причём машинально: её поразила нелепость разглагольствований маленького карася. Однако и другая жизненная позиция высмеивается автором - позиция премудрого пескаря. Цель его жизни заключалась в том, чтобы выжить любой ценой. В результате этому мудрецу удалось дожить до старости, но, постоянно прячась в своей норке, он ослеп, оглох, больше походил на морскую губку, чем на живую, шуструю рыбёшку. Стоило ли сохранять во что бы то ни стало свою жизнь, если она долгие годы была по сути прозябанием, бессмысленным существованием?

В последнюю группу можно объединить сказки, которые изображают мораль современного общества: «Пропала совесть», «Дурак». Главного героя последней сказки все окружающие называют вполне по-сказочному - Иванушка-дурачок: он бросается в воду, чтобы спасти утопающего ребёнка; играет с Лёвкой, которого все кругом бьют и ругают; отдаёт нищему все деньги, имеющиеся в доме, и т.д. Ирония Салтыкова-Щедрина заключается в том, что нормальные человеческие поступки Иванушки воспринимаются окружающими как дурацкие. Это свидетельствует о том, что само общество крайне испорчено.

Салтыков-Щедрин создал в русской литературе особый жанр - литературную сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой. По незатейливому сюжету эти сказки близки к народным. Писатель использует приёмы из поэтики фольклорной сказки: традиционный зачин (жил-был), присказки (по щучьему велению, не в сказке сказать), прозрачную мораль, которую легко понять из содержания. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина существенно отличаются от народных. Сатирик не подражал фольклорным сказкам, а на их основе свободно творил собственные, авторские. Пользуясь привычными фольклорными образами, писатель наполнял их новым (социально-политическим) смыслом, удачно придумывал новые -выразительные образы (премудрый пескарь, карась-идеалист, вяленая вобла). Фольклорные сказки (волшебные, бытовые, зоологические) выражают обычно общечеловеческую мораль, показывают борьбу добрых и злых сил, обязательную победу положительных героев благодаря их честности, доброте, уму - Салтыков-Щедрин пишет политические сказки, наполненные актуальным для своего времени содержанием.

В щедринских сказках противостоят друг другу не добро и зло, а две социальные силы - народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных животных, а часто и без маски - просто как мужик. Эксплуататоры представлены в образах хищников или просто как помещики, генералы и т.п. В таких сказках преимущественное внимание уделяется не личной, а социальной психологии персонажей. Писатель сознательно избегает «портретности» героев, но создаёт типы, то есть сатирически высмеивает не отдельных лиц, а целые слои общества (высших лиц государства, тупых чинов полиции, трусливую интеллигенцию, беспринципных политиков и т.д.).

Фантастика Салтыкова-Щедрина реальна, так как не искажает жизненных явлений; перенесение человеческих черт (психологических и социальных) на животный мир создаёт комический эффект, обнажает нелепость существующей действительности. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» автор заявляет, что крупные и серьёзные злодейства заносятся на скрижали истории, а все Топтыгины хотели «попасть на скрижали». Такие рассуждения сразу дают понять, что речь идёт не о медведях, а о людях.

Сочиняя свои сказки, Салтыков-Щедрин учитывал, конечно, художественный опыт И.А.Крылова и позаимствовал через отечественного баснописца «эзопов язык» и русские зоологические маски, а также использовал приёмы литературной сатирической сказки Западной Европы (например, «Сказка о Лисе»). При этом в щедринских сказках отразился весьма оригинальный художественный мир образов и картин русской жизни последней трети XIX века.

В заключение следует отметить, что литературный талант Салтыкова-Щедрина проявился в сатире, то есть в изображении и беспощадном высмеивании общественных и человеческих пороков. Хотя судьба сатирика трудна, а труд его неблагодарен (об этом писал Н.В.Гоголь в авторском отступлении из поэмы «Мёртвые души», гл. 7), Салтыков-Щедрин считал, что в современных российских условиях стыдно уходить от реальных проблем и «Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать...» (Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»), Однако, чтобы разоблачать негативные стороны жизни, необходим идеал, во имя которого высмеиваются пороки и недостатки. Произведения Салтыкова-Щедрина заключают в себе не только суровые, безрадостные картины современной действительности (реальность), но и любовь к России, веру в её будущее (идеал). Смех писателя-сатирика беспощаден, но одновременно этот смех приносит оптимистическое чувство моральной победы над злом: «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по его поводу уже раздался смех», - заявлял автор.

Салтыков-Щедрин создал новый жанр в русской литературе -политическую сатирическую сказку «для детей изрядного возраста». Сказки, написанные преимущественно в последние годы жизни писателя, содержат проблемы и образы предшествующего творчества сатирика. Следовательно, они являются для Салтыкова-Щедрина своеобразным итогом писательской деятельности. В сказках отразилась характерная особенность творческой манеры автора - соединение художественного начала и злободневной публицистики, недаром писатель называл себя «историком современности», «летописцем минуты». В сказках в непосредственном и резком столкновении действуют представители антагонистических классов: мужик и генералы, мужики и дикий помещик, «лесные мужики» и воеводы Топтыгины, карась и щука, Коняга и пустоплясы. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина - это как бы «социальный портрет российского общества», с точки зрения автора.

В сказках Салтыков-Щедрин продемонстрировал: блестящее искусство сатиры и «открытой» иронии; приёмы гиперболы, сказочной фантастики и аллегории; мастерство при создании ярких, запоминающихся образов-символов; вкус к выразительному, лаконичному литературному языку - одним словом, художественное совершенство.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор переносит двух генералов и мужика на необитаемый остров и показывает, как этот самый мужик спасает от голода ничего не умеющих делать генералов.

Крепостнические пережитки до того «въелись в сознание правящего класса, что высокопоставленные чиновники уверены в том, что… народ должен отдавать им плоды своего труда».

Вместе с тем Салтыков-Щедрин прославляет трудовое крестьянство, показывая, как умело мужик извлекает огонь из двух кусков дерева, как достает плоды с деревьев и из земли, как силком из собственных волос ловит рябчиков и так далее. Но наряду с этим Михаил Евграфович и осуждает бедных крестьян, упрекая их в беспрекословном подчинении угнетателям.

В сказке «Самоотверженный заяц» данное животное оправдывает свою покорность волку благородством и честностью.

А в «Здравомысленном зайце» звучит пародия на либеральных народников, отступившихся от революционных принципов и занявших уступительную позицию.

Главный герой сказки «Карась-идеалист» пытается договориться с хищной щукой, но та заглатывает карася. Здесь автор хочет сказать, что сама природа самодержавного строя является хищной и неспособной к перевоспитанию.

Другой проблемой, волнующей писателя-гражданина, является тема обывателя. Премудрый пискарь в одноименной сказке всю жизнь прячется в своей глубокой норе и дрожит. Только перед смертью его посещает мысль: «Что он сделал в жизни хорошего, кому помог?» И понимает: «Ничего не сделал и никому не помог, а жил по принципу: жил-дрожал и умирал-дрожал». Всем повествованием автор хочет сказать, что смысл жизни не в том, чтобы просто жить, а чтобы принести какую-либо пользу окружающим, обществу.

И совсем уж крик души автора слышится в сказке «Коняга». Читая о загнанной непосильной работой кляче, невольно представляешь русского мужика. Это ему выпало работать без устали день-деньской под палящими лучами солнца. Жизнь его «запечатлена клеймом бесконечности». В этой бесконечности снова и снова раздается: «Но, каторжный, н-но!» В этой фразе в качестве подтекста читается боль автора: «Доколе будете терпеть?»

Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина имели огромное значение для общественности России. Об этом говорит даже цензор: «Его сказки – та же сатира, и сатира едкая…, направленная против общественного и политического нашего устройства». Не утратили они своего актуального звучания и в наши дни.