Красота Оладьи Стрижки

Методическая разработка "Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья.". «Социальное партнерство ДОУ и семьи по проблеме укрепления и сохранения здоровья, физического здоровья детей» м


Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов на основе сотрудничества и компромисса.

В России система социального партнерства еще только делает первые шаги.

Для решения задач, стоящих перед системой здравоохранения, направленных на улучшение качества медицинской помощи, необходимо, прежде всего, решать вопрос подготовки медицинских кадров, в том числе и сестринского персонала.

Социальное партнерство в медицине – это отношения между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате. При этом социальное партнерство позволяет учреждениям здравоохранения стать активными и полноправными участниками образовательного процесса, оказывая влияние на «святая святых» образования – его содержание, а образовательным учреждениям – оказывать влияние на качество медицинской помощи населению. Основой взаимодействия между партнерами является сотрудничество, цель которого – удовлетворение текущих и перспективных потребностей регионального здравоохранения.

Механизм создания социального партнерства – это движение навстречу друг другу, в котором научную и организационную основу системы составляют согласование целей, координация педагогических действий руководителей и организаторов практического обучения, связь теории с практикой. При этом одновременно удовлетворяются потребности:


  • конкретного учреждения здравоохранения;

  • студента как личности – в его интеллектуальном развитии и профессиональном самоопределении;

  • колледжа, который получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу.
На сегодняшний день учреждения здравоохранения с успехом осваивают инновационные формы организации труда, основанные на внедрении современных инновационных сестринских технологий, стандартизации сестринской деятельности, организации сестринского ухода по технологиям «Сестринский процесс» и «Школы здоровья». Все это и послужило основанием поиска новых форм социального партнерства между медицинским образовательным учреждением и ЛПУ.

Определены задачи:


  1. Планирование и осуществление совместной взаимовыгодной деятельности, направленной на повышение качества помощи пациентам.

  2. Оказание методической и консультативной помощи сестринскому персоналу по освоению инновационных сестринских технологий и проведению научных исследований в области сестринского дела.
В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с органами управления здравоохранения и ЛПУ средние медицинские учебные заведения выполняют свое главное предназначение – профессиональную подготовку по медицинским специальностям, отвечающую требованиям современного рынка труда.

2. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний:


  1. Государственные организации;

  2. Негосударственные организации;

  3. Физические лица.

  1. Перспектива развития страны, ее экономический рост и повышение благосостояния народа зависят от уровня физического и духовного здоровья людей, их профессиональной активности и долголетия.
Работающее население создает и поддерживает материальную основу общества.

В настоящее время страна переживает затяжной демографический кризис, обусловленный низкой рождаемостью и высокой смертностью населения.

В России уровень преждевременной смертности в 2-4 раза выше по сравнению с развитыми странами.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения в России – 66 лет, что на 12 лет меньше, чем в США, на 8 лет меньше, чем в Польше, и на 5 лет меньше, чем в Китае.

Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза – среди всего населения России; ежегодно количество смертей почти на миллион опережает рождаемость.

Динамика показателей смертности по Российской Федерации (на 1000 населения)

В настоящее время:


  • до 70% трудового населения РФ за 10 лет до пенсионного возраста имеют серьезную патологию;

  • отмечается существенный рост заболеваний сердечнососудистой системы, желудочно-кишечной, нейроэндокринной систем, опорно-двигательного аппарата; ухудшается репродуктивное здоровье.
В среднем из-за болезней теряется до 10 рабочих дней на одного работника в год, что соответствует потерям около 1,4% ВВП

Профессиональные риски ухудшают показатели смертности от хронических заболеваний на:


  • 15% от астмы;

  • 13% от хронических обструктивных легочных заболеваний;

  • 13% от сердечнососудистых заболеваний;

  • 10% от рака;

  • 8% от травм.
Социально – экономическое возмещение ущерба их здоровью требует больших экономических затрат, растет сумма экономических затрат на компенсационные выплаты и т.д.

Сохранение и укрепление здоровья трудящихся - одна из важнейших функций государства, составляющих основу государственной социальной политики по охране и восстановлению здоровья работающего населения - система мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию воздействия вредных и неблагоприятных факторов, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности, достижение оптимального качества жизни, эффективности производственной деятельности.

Реализация государственной программы предполагает осуществление комплекса мер:

Основные задачи:


  • совершенствование профилактической направленности;

  • совершенствование лечебно-диагностического процесса и реабилитации;

  • совершенствование правового и организационно-управленческого аспекта;

  • совершенствование информационного обеспечения и подготовки кадров;

  • совершенствование научно-методического обеспечения всех субъектов, участвующих в процессе охраны здоровья работающих.
Реализация государственной политики в области охраны и восстановления здоровья работающего населения предусматривает следующие основные направления:

  • совершенствование законодательства;

  • разработку и реализацию программ здравоохранения и пропаганду здорового образа жизни;

  • реализацию национального проекта «Здоровье»
Закон – механизм реализации обязательств государства перед населением. Стратегия укрепления здоровья работающих должна привлечь внимание органов социального и медицинского страхования к необходимости субсидирования профилактического направления.

В настоящее время в рамках Программы сотрудничества России – Европейский Союз (ЕС) реализуется проект сближения российского законодательства с законодательством Европейского Союза и другими международными документами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ).

За период с 1967 по 2000 гг. из 22 конвенций МОТ по охране и медицине труда РФ ратифицировано всего 9.

В соответствии с требованиями российского законодательства основным профилактическим звеном является соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, в т.ч. на производстве, организация и проведение обязательных медицинских осмотров работников, обеспечение населения бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий.

Государство выступает гарантом возмещения ущерба здоровью работника.

В настоящее время имеют дополнительные государственные финансовые гарантии система родовспоможения, основных форм неинфекционных заболеваний, санаторного оздоровления детей, работников бюджетной сферы и т.д..

Решение комплексной проблемы сохранения здоровья и сохранения его работающим может быть осуществлено в рамках национальной системы медицины труда.

В Российской Федерации разработана Концепция и проект программы «Здоровье работающих России на 2004-2015гг».

Приоритетный национальный проект «Здоровье» призван улучшить сложившуюся в российском здравоохранении ситуацию. Согласно этому проекту приоритетным направлением должны стать:


  • развитие первичной медико-санитарной помощи;

  • повышение уровня оплаты труда;

  • подготовка и переподготовка врачей;

  • укрепление материально-технической базы ЛПУ;

  • укрепление профилактической направленности медицины;

  • обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;

  • обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи на первичном этапе системы национального здравоохранения для предотвращения ранней смертности, увеличения трудового и репродуктивного потенциала РФ.
Идея здоровья нации, его сохранения способна генерировать цели и мобилизовать ресурсы для эффективного функционирования российской национальной экономической системы.

  1. Следует признать, что в этих условиях изменить ситуацию может только реальное повышение роли общественного здравоохранения, ее целенаправленное развитие и совершенствование.
Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.

Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него.

Глобальной конференцией по укреплению здоровья (Бангкок, 2005г) подтверждается необходимость сосредоточения внимания на мероприятиях по укреплению здоровья, для решения вопросов, связанных с детерминантами здоровья.

Поэтому стратегии, направленные на воздействие на более широкие детерминанты здоровья (экономический рост, неравенство доходов и бедность, образование, условия труда и производственная среда, безработица и доступность медицинской помощи), являются в настоящее время приоритетами во многих странах мира.

Для осуществления этого широкого диапазона мер на уровне населения необходимы усилия всего общества с участием не только отрасли здравоохранения, но и других отраслей и секторов.
С тем чтобы повысить осознание их вклада в создание тех или иных условий и ответственности, которую они несут за то, чтобы улучшить эти условия.

Реформы в секторе здравоохранения послужили толчком для внедрения новой политики укрепления здоровья, с применением новых подходов и методов работы на уровне сообществ, семьи, различных социальных групп и объединений (направленность на снижение факторов риска).

Здоровье населения формируется в определенной социальной среде- повседневной жизни и зависит не только от государственного аппарата и медицинской службы, а так же от наличия, степени развития и деятельности НПО, частного сектора, религии, СМИ, органов местной власти, местного сообщества. Мировой опыт доказывает, что укрепление здоровья и предотвращение болезни в повседневной жизни на местном уровне намного эффективнее, чем борьба на индивидуальном уровне.

Мультипартнерство обеспечивает социальную активность и повышает способность людей и сообществ самим решать свои проблемы.

Органы местной администрации и местного самоуправления являются ключевыми партнерами при реализации программы.

Многие сообщества в качестве приоритетных направлений выбирают программы по профилактике бруцеллеза, анемии, гипертонии, которые реализуются при активном участии других секторов (ветеринария, образование, органы местного самоуправления и т.д.)

Дефениции (лат. definitio - предел, граница) - логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка. Термин, над которым проводится операция дефиниции, называется дефидентом .

Активизация деятельности по укреплению здоровья - спланированный процесс в котором государство, общество, индивидуум действуют вместе в формировании потребностей у населения в укреплении и охране своего здоровья.
Детерминанты здоровья - комплекс индивидуальных, социальных, экономических и экологических факторов, определяющих состояние здоровья отдельных людей или групп населения:

  • с действиями конкретного лица: образ жизни, поведение

  • социальные факторы: размер дохода, социальный статус, уровень образования, состояние производственной среды, условия работы на найму, доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию, качество окружающей человека среды.
Доказательная медицина - сознательное, недвусмысленное и целесообразное использование существующих наилучших доказательств при принятии решений об уходе за каждым конкретным пациентом.

Качество жизни - степень восприятия отдельными людьми или группами того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются.

Общественное здравоохранение - наука, искусство профилактики болезней, основанные на том, что индивидуум, семья, общество становятся сознательными действующими лицами в вопросах, связанных со здоровьем.

Фактор риска – социально – экономическое положение, биологический статус, стереотипы поведения, условия окружающей среды, ассоциируемые или являющиеся причиной повышенной восприимчивости к конкретному заболеванию, ухудшению здоровья или травме.

Список сокращений

ЗОЖ – здоровый образ жизни
НПО – неправительственные организации
ПМСП –первичная медико-санитарная помощь
ЕС - Европейский Союз

МОТ - Международная организация труда

ВВП - валовой внутренний продукт

СМИ-средства массовой информации

Социальное партнерство в профилактической деятельности Понятие о системе социального партнерства Привлечение к сотрудничеству в области укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний Механизм создания социального партнерства Тема 6. Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности Медицинская экспертиза Временная нетрудоспособность Листок нетрудоспособности Медико-социальная экспертиза Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи Листок нетрудоспособности по беременности и родам Правила оформления листка нетрудоспособности Справка о временной нетрудоспособности Часть 3. Практикум междисциплинарного курса 01.02. Основы профилактики Тема 1. Концепция охраны и укрепления здоровья Тема 2. Сестринские технологии в профилактической медицине Тема 3. Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни. Влияние факторов образа жизни Тема 4.

Социальное партнерство.

Тема 4. Профилактика инфекционных заболеваний Организация и проведение противоэпидемических мероприятий Иммунопрофилактика Основополагающие принципы вакцинации Понятие об организации «холодовой цепи» Национальный календарь профилактических прививок Организация работы прививочного кабинета поликлиники Требования к хранению медицинских иммунобиологических препаратов Требования к медицинским работникам, осуществляющим иммунопрофилактику Медицинская документация прививочного кабинета Права пациентов при проведении иммунопрофилактики Противопоказания к проведению профилактических прививок Методика проведения профилактических прививок Порядок регистрации профилактических прививок Поствакцинальные реакции Утилизация остатков вакцин, использованных шприцев, игл и скарификаторов Методика использования отдельных видов вакцин Вакцинация по эпидемическим показаниям Тема 5.

Лекция №6

Понимая значимость взаимодействия всех заинтересованных организаций, совместные усилия направлены на формирование у учащихся внутренних антинаркотических защитных установок, умения противостоять наркогенному воздействию микросреды. Следует отметить, что наркомания, имея биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой сложную этическую проблему. Поэтому вопросы профилактики наркомании тесно связаны с задачами нравственного воспитания.

Миссия школы — формировать в обществе и, прежде всего, среди подростков и молодежи, нетерпимого отношения к наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению. 2. Характеристика целевой группы на которую направлен проект Проект «Социальное партнерство в профилактике наркомании»школы предполагает охват учащихся 1-11 классов. Это дети и подростки в возрасте 7-17 лет, количество учащихся 544 человека..

Социальное партнерство в медицине

Внимание

Главная задача социальных партнёров – создать условия и убедить население сделать здоровый образ жизни неотъемлемой частью их существования, побудить их более внимательно относиться к своему здоровью. 2. Привлечение к сотрудничеству для укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний различных предприятий и организаций. В основе этой деятельности лежит разумное сочетание санитарно-просветительной, профилактической работы, оздоровительных мероприятий, формирование у каждого человека индивидуального сознательного отношения к своему здоровью, здоровью всех членов семьи.


В качестве социальных партнёров для пропаганды здорового образа жизни среди сотрудников различных организаций, в первую очередь служат руководители предприятий.

Вы точно человек?

При этом одновременно удовлетворяются потребности:

  • конкретного учреждения здравоохранения;
  • студента как личности – в его интеллектуальном развитии и профессиональном самоопределении;
  • колледжа, который получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу.

На сегодняшний день учреждения здравоохранения с успехом осваивают инновационные формы организации труда, основанные на внедрении современных инновационных сестринских технологий, стандартизации сестринской деятельности, организации сестринского ухода по технологиям «Сестринский процесс» и «Школы здоровья». Все это и послужило основанием поиска новых форм социального партнерства между медицинским образовательным учреждением и ЛПУ. 2.

Заполнение листка нетрудоспособности

Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы Профилактика онкологических заболеваний Профилактика болезней органов дыхания Профилактика нарушений эндокринной системы Профилактика нарушений репродуктивного здоровья Профилактика нарушений психического здоровья Профилактика стоматологических заболеваний Профилактика нарушений зрения Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата Тема 4. Организация деятельности Школ здоровья Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов Цели и задачи деятельности Школ здоровья Оснащение для проведения Школ здоровья Особенности организации образовательного процесса в условиях Школы здоровья Психологические трудности организации учебного процесса в Школе пациента Примерная структура учебного плана Школы здоровья Виды методического обеспечения занятий в Школе здоровья Оценка результативности деятельности Школы здоровья Часть 2.
Междисциплинарный курс 01.03.Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению Тема 1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи Медицинская помощь Виды медицинской помощи Первичная медико-санитарная помощь Место и роль медицинской сестры в системе здравоохранения Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь Тема 2. Профилактика неинфекционных заболеваний Соотношение понятий «здоровье» и «болезнь» Неинфекционные заболевания Физическое развитие как показатель здоровья Диспансерное наблюдение больных с неинфекционными заболеваниями Целевые программы предупреждения заболеваний Тема 3.

Тема 1 5 социальное партнерство в профилактической деятельности

Программа социально-педагогической работы - Социальное партнерство В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Социальное партнёрство В сложившихся экономических условиях одним из приоритетных направлений развития медицинского колледжа является развитая система социального партнерства.
В колледже накоплен большой опыт работы в данной области.
Профилактика нарушений здоровья Тестовые задания Часть 4. Практикум междисциплинарного курса 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению Тема 1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи Тема 2.


Профилактика неинфекционных заболеваний Тема 3. Диспансеризация Тема 4. Профилактика инфекционных заболеваний Тема 5. Социальное партнерство в профилактической деятельности Тема 6. Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности Тестовые задания Приложения 1.

Свойства витаминов и некоторых витаминоподобных веществ 2. Обмен минеральных солей и микроэлементов 3. Калорийность и состав наиболее употребительных продуктов 4. Определение степени никотиновой зависимости. Тест Фагерстрема 5.

Оценка мотивации к курению. Анкета Хорна 6. Оценка степени мотивации бросить курить 7.

Важно

Социальное партнерство в профилактике наркомании» 1. Актуальность проблемы Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ 9 июня 2010 года № 000 одним их основных направлений определено сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической работы. При этом стратегической задачей антинаркотической политики предусмотрено создание в Российской Федерации государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики.


Ситуация с наркоманией молодого поколения действительно очень напряженная и приобрела в России, по словам директора Госнаркоконтроля В. Иванова «апокалиптический масштаб». По данным официальной статистики и оценкам ФСКН России наркотики буквально выкашивают молодежь нашей страны.
Термины и определения Синдром обструктивного сонного апноэ (Лекция для врачей)Лекция предназначена для кардиологов, врачей функциональной диагностики и врачей общей практики. Некоторые аспекты лекции будут интересны… Синдром обструктивного сонного апноэ (Лекция для врачей)Лекция предназначена для кардиологов, врачей функциональной диагностики и врачей общей практики. Некоторые аспекты лекции будут интересны… Лекция Москва 2012 удк 619: 616: 636. 1 Денисенко В. Н., Абрамов…Лекция предназначена для студентов очного, заочного и очно-заочного (вечернего) факультетов ветеринарной медицины, слушателей факультета… Лекция Москва 2012 удк 619: 616: 636. 1 Денисенко В. Н., Абрамов…Лекция предназначена для студентов очного, заочного и очно-заочного (вечернего) факультетов ветеринарной медицины, слушателей факультета…


Лекция москва 2003 удк: 619: 616. 995. 121: 636. 7(075) М. Ш.
Данная информация указывается со слов гражданина; в строке «Основное » делается отметка «V» в случае, если листок нетрудоспособности выдан для представления по основному месту работы; в строке «По совместительству N » делается отметка «V» в случае, если листок нетрудоспособности выдан для представления по месту работы по внешнему совместительству и указывается номер листка нетрудоспособности, выданного для представления по основному месту работы; в поле «расписка получателя» ставится подпись гражданина, получившего листок нетрудоспособности. Далее самостоятельно. Листок нетрудоспособности и справка имеют юридическое и статистическое значение, так как удостоверяют временную нетрудоспособность и оправдывают невыход на работу, а также служат для учета и анализа нетрудоспособности.

Понятие, принципы и содержание социального партнерства

Социальное партнерство как форма сотрудничества в урегулировании и профилактике социально-трудовых конфликтов

Заинтересованность работников в высокой заработной плате и хороших условиях труда так же законна, как и заинтересованность предпринимателя в производстве продукции с меньшими издержками и более высокого качества, поскольку от этого зависит ее конкурентоспособность. Нельзя отрицать явную противоположность интересов наемных работников и предпринимателей, но не меньшей ошибкой была бы их абсолютизация. Для решения проблем с пользой для обеих сторон следует выбрать кооперацию в социальных отношениях. В этом и состоит смысл социального партнерства.

Социальное партнерство – это определенный вид деятельности, относящийся к жизни людей и прежде всего к их социально-экономическим интересам; система мероприятий, призванных обеспечивать сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, работодателей, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей, и государства, органов исполнительной власти.

Основными принципами социального партнерства являются:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система социального партнерства включает следующие уровни:

1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.



Преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;

Согласование социально-экономической политики и, в первую очередь, политики доходов;

Согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной зашиты интересов всех субъектов социального партнерства;

Утверждение системы общечеловеческих ценностей в сфере общественного труда;

Участие наемных работников в управлении.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участия работников, их представителей в управлении организацией;

4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

9.3.2. Коллективный договор – основа социального партнерства в организации

Трудовой Кодекс Российской Федерации четко определяет круг вопросов, подлежащих отражению в коллективном договоре, который представляет взаимные обязанности работников и работодателей в интересах общих целей социального партнерства. По существу коллективный договор отражает ключевые проблемы взаимодействия субъектов трудовых отношений. Важно отметить, что коллективный договор, как важнейший институт социального партнерства предполагает отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий, отраженных в коллективном договоре. Ведь социальное партнерство в идеале такой меры разрешения конфликтов принципиально не допускает.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами, либо со дня установленного коллективным договором. Время действия коллективного договора может быть продлено на срок не более трех лет.

В Трудовом Кодексе предусматривается также порядок действия коллективного договора при смене формы собственности, реорганизации предприятия или его ликвидации, а также в случае смены руководства. Законодателем однозначно подчеркнута стабильность договоренности, отраженных в коллективном договоре и независимость его действия от внешних и внутренних факторов, в том числе объективного характера. Вместе с тем Трудовой Кодекс допускает изменения и дополнения в коллективный договор. Таким образом, законодатель обеспечивает как стабильность, так и динамичность во взаимоотношениях сторон социального партнерства – для достижения социального прогресса, мира и согласия в развитии трудовых отношений.

Социальное партнерство - надежная основа для предотвращения, регулирования и разрешения социально-трудовых конфликтов цивилизованным, конструктивным путем в рамках соответствующего правового поля, на основе договоров, соглашений, с использованием методов, процедур, сформулированных в законодательных и нормативно-правовых документах.

Урегулирование социально-трудовых конфликтов в системе социального партнерства происходит преимущественно по следующим направлениям:

а) достижение согласия и примирения усилиями самих конфликтующих сторон, подписание коллективного договора, соглашения или социального контракта;

б) путем примирительно-посреднических процедур, использование трудового арбитража;

в) через судебное разбирательство.

Важнейшим механизмом разрешения трудового конфликта является коллективный договор, соглашение, содержащие права и обязанности сторон, в том числе и при возникновении конфликта. Сама цель коллективного договора, соглашения, демократичность его принятия на собрании коллектива позволяют заранее раскрывать причины возможных социально-трудовых конфликтов и определять меры для их решения.

Если трудовые коллективы принимают на себя обязательство не прибегать к забастовке в период действия договоров, соглашений, они становятся основой правового механизма регулирования трудовых конфликтов.

Самая главная составляющая регулирования социально-трудовых конфликтов - примирительно-посреднические технологии, имеющие своеобразные сущностные характеристики и специфическое социальное назначение в соответствии с законодательством.

Во-первых, законодательством устанавливается обязательность примирительно-посреднических процедур. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклониться от участия в этих процедурах. За нарушение указанного положения стороны привлекаются к юридической ответственности. К представителям работодателя применяются дисциплинарные взыскания, административные штрафы, а к работникам – санкция: признание судом забастовки незаконной, объявленной без учета сроков и примирительных процедур. Кроме того, профсоюзная организация, которая объявила и не прекратила забастовку после признания ее незаконной, обязана возместить причиненный ущерб за счет своих ресурсов в размере, определенном судом. Речь идет о привлечении профсоюзной организации к гражданско-правовой ответственности.

Во-вторых, примирительно-посреднические технологии осуществляются соответствующими комиссиями, трудовым арбитражем с участием конфликтующих сторон.

Положительно зарекомендовали себя в решении трудовых конфликтов советы трудовых коллективов, регионов, согласительной комиссии, создаваемые с помощью механизма социального партнерства, которые работают на основе соблюдения принципов партнерских отношений (консультации; коллективные переговоры; выводы в отношении договоров и соглашений между сторонами-конфликтерами на уровне предприятий, регионов и отраслей.

Конфликтные ситуации в отношениях работников и работодателей рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, избираемыми общим собранием или конференцией трудового коллектива предприятия, организации. В ряде случаев эти комиссии создаются на принципах социального партнерства, т.е. с включением в их состав и представителей работодателей.

Социальное партнерство способствует наполнению реальным содержанием самого процесса предотвращения, локализации и регулирования социально-трудовых конфликтов, недопущения их разрастания и перенос на общенациональный уровень. Социальное партнерство - это система ненасильственных средств и методов урегулирования противоречий и проблем, которые возникают. Главным средством являются переговоры, проводимые в разных направлениях с использованием механизмов согласования целей и интересов сторон-конфликтеров, обеспечение информирования, координации действий и контроля за выполнением принятых договоров и соглашений.

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы


Ключевые слова

качество профессионального образования, социальное партнерство, востребованный специалист, работодатель, quality of vocational education, social, social partnership, demanded specialist employer

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается взаимодействие системы среднего медицинского образования и учреждений здравоохранения. Целью такого взаимодействия является разработка критериев, методов и средств оценки качества подготовки специалистов среднего звена для практической деятельности. Задачей исследования является формирование у специалистов качеств, востребованных на современном рынке труда.

Текст научной статьи

Одной из целей современной кадровой политики в сфере здравоохранения является совершенствование системы управления трудовыми ресурсами на основе тесного взаимодействия социальных институтов здравоохранения и образования. Современный здравоохранительный сервис представляет собой сложную социально-экономическую структуру, нацеленную на удовлетворение потребностей населения в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении, организации здоровьесберегающего пространства и т.д., логически включенную в общую жизнедеятельность общества. Поэтому подготовка медицинских кадров, осуществляемая профессиональными образовательными учреждениями среднего звена обусловливается реальными потребностями медицинского кадрового рынка. Требования рынка труда, с одной стороны, диктуют количественные параметры подготовки медицинских кадров, с другой - определяют содержательную и результативную, то есть качественную, стороны образовательного процесса. Другими словами, ту совокупность качеств специалиста медицинского профиля, востребованных на современном этапе общественного развития, детерминирует рынок медицинских услуг, целостная здравоохранительная парадигма. Формирование востребованных общественными потребностями профессиональных качеств, которые сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах как компетенции, является основной задачей образовательного учреждения медицинского профиля. Для эффективного решения указанной выше задачи, на наш взгляд, необходима разработка системы качества, построенной с учетом современных маркетинговых рычагов и основанной на тесном взаимодействии с социальными партнёрами, заинтересованными в подготовке специалистов. В своем исследовании мы ставим задачу спроектировать систему обеспечения качества подготовки специалистов медицинского и фармацевтического профиля среднего звена. Актуальность проблемы заключается в том, что именно средний медицинский работник, по нашему убеждению, выступает ключевой фигурой в реализации здравоохранительной политики. Врач ставит диагноз, назначает и корректирует лечение. Средний медицинский работник сопровождает врачебную практику на каждом этапе здравоохранения, включая качественное ведение медицинской карты пациента, проведение разного рода анализов, выполнение врачебных назначений и т.д. Медицинские сестры работают в хосписах и паллиативных отделениях с безнадежно больными людьми. Важную роль в своевременном оказании медицинской помощи играет и такой специалист среднего звена как фельдшер. Работают ли они в поселковых фельдшерско-акушерских пунктах или в бригадах скорой медицинской помощи, - от их компетентности часто зависти жизнь человека. Таким образом, подготовка работников здравоохранения среднего звена, способных предоставлять качественную медицинскую помощь на высоком профессиональном уровне, осуществляется в рамках среднего медицинского образования. Основой стратегии развития медицинского колледжа является объективный анализ его деятельности и места образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Это должно являться стартовой позицией, с которой начинается формирование системы обеспечения качества профессионального образования. Следует учитывать, что рынок труда постоянно изменяется (меняются потребности здравоохранения в структуре профессиональных кадров, в уровне подготовки специалистов среднего медицинского звена), а эта социальная сфера является непосредственным потребителем выпускников системы медицинского образования. Перед медицинскими колледжами встает задача установления прямых связей с учреждениями здравоохранения регионального рынка труда. Обеспечение подготовки конкурентоспособного специалиста возможно сегодня в условиях тесного взаимодействия с работодателями. Как уже было отмечено нами ранее, требования к качеству подготовки выпускников средних медицинских образовательных учреждений регламентируется, в первую очередь, Федеральными государственными образовательными стандартами, которые состоят из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной). Вариативная часть основной профессиональной образовательной программы дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда. Таким образом, осуществляется интеграция образовательного процесса в целостное социальное пространство. Образовательное учреждение разрабатывает программы дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей с включением в них часов вариативной части, ориентируясь не только на предстоящую реальную профессиональную деятельность, но и учитывая индивидуальные образовательные потребности обучающихся. Реализация программ среднего профессионального медицинского образования, разрабатываемых с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, требует использования новых организационных подходов, методик и технологий. «Потребность в новых теориях, подходах и технологиях, необходимых в педагогическом процессе, имеет закономерную тенденцию возрастать. Названная потребность очевидна и обусловлена постоянным обновлением общества и отдельной личности» . Новые образовательные технологии, используемые педагогами медицинских колледжей, основываются на уже известных формах и методах организации учебно-воспитательной деятельности. Это, прежде всего, интерактивные технологии, основанные на широком применении в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также другие, активно применяемые современные образовательные технологии. Современные педагогические технологии являются одним из условий, обеспечивающих качество подготовки специалистов и позволяют разнообразить профессионально-образовательное воздействие на студентов, способствуют формированию тех компетенций, которые будут востребованы в практической деятельности будущих выпускников. Как мы отметили ранее, вариативная часть образовательной программы ориентируется, в том числе на потребности регионального рынка медицинских услуг и политики государства в области здравоохранения в целом. Конструирование такой программы возможно в тесном взаимодействии со всеми структурами, заинтересованными в подготовке специалистов. Это означает, что внедрение вариативной части содержательного компонента образовательной программы должно осуществляться с использованием механизмов социального партнерства. В качестве одной из форм взаимодействия могут быть договора о взаимовыгодном сотрудничестве, заключаемые образовательным учреждением с медицинскими организациями, другими учреждениями здравоохранения и социальной сферы. Предметом договора может быть участие работодателей в проведении государственной итоговой аттестации выпускников медицинских колледжей, сотрудничество в части закрепления умений, получения практического опыта обучающихся, организация совместной пропедевтической деятельности, мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, научно-исследовательской сфере и т.д. Создание системы качества подготовки медицинских специалистов среднего звена требует, как нам думается, участия и такого социального партнера как служба занятости населения (биржа труда и т.п.). Это сотрудничество необходимо для своевременной коррекции образовательного процесса в соответствии с трансформациями на рынке труда. В целом система социального партнерства обеспечивает достижение основной цели деятельности образовательного учреждения - повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием для совершенствования медицинского обслуживания населения. Медицинским колледжам необходимо иметь информацию о конъюнктуре спроса и следить за ее изменением, определять новые потребности работодателей в дополнительных профессиональных компетенциях, знать динамику потребностей регионального рынка труда, наиболее востребованные специальности в системе здравоохранения. Приступая к решению обозначенных проблем, образовательным учреждениям необходимо поставить для себя следующие задачи: - получить объективные сведения о потребности учреждений здравоохранения в профессиональных кадрах; - провести анализ требований работодателей к будущему выпускнику, а затем разработать профессиональный портрет специалиста; - установить взаимное сотрудничество между колледжем и социальными партнерами (работодателями); - получить от работодателей информацию, необходимую для разработки нового учебного плана, вариативной части программ профессиональных модулей. Для получения сведений о потребностях медицинских организаций в профессиональных кадрах, медицинские колледжи, в рамках долгосрочных договоров о взаимном сотрудничестве составляют перспективный план подготовки специалистов по различным специальностям. Эти цифры ежегодно корректируются и направляются в Министерство здравоохранения РБ для определения контрольных цифр приема абитуриентов. Подобное сотрудничество позволяет гарантировать выпускникам колледжей трудоустройство, а Министерству здравоохранения республики, более эффективно планировать количество бюджетных мест. Не менее важной моментом контроля качества образование является подготовка специалистов, в соответствии с требованиями работодателей. В последнее время в системе здравоохранения наблюдается следующая тенденция: с одной стороны большое количество выпускников медицинских колледжей стоят на бирже труда в надежде найти работу, а с другой стороны, во многих медицинских организациях имеется острая нужда в средних медицинских работниках. Причиной такой ситуации, по нашему мнению, стало несоответствие уровня подготовки выпускников требованиям современных профессиональных стандартов. Логично было бы спросить: «А какого именно специалиста хотят получить работодатели? Какие требования они предъявляют к выпускникам медицинских колледжей? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо провести мониторинг потребностей работодателей и таким образом спроецировать модель специалиста, востребованного на рынке медицинских услуг. Одной из задач, обозначенных в Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года является «повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду». В этом же документе говорится, что «основными критериями эффективности кадровой политики, медицинского образования и системы стимулирования медицинских кадров являются качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность пациента» . По мнению авторов именно качество медицинской помощи и удовлетворенность пациентов является ключевым моментом в разработке требований к выпускнику медицинского колледжа. Для изучения требований работодателей к будущему выпускнику нами была охвачена основная группа социальных партнеров - медицинские организации, входящие в структуру территориальных медицинских центров. Анализ перечня медицинских услуг, предоставляемых в указанных медицинских организациях, показывает, что крупные медицинские территориальные центры имеют более широкий спектр медицинских услуг, а стало быть, и возможностей для практического обучения студентов. Наряду с этим возрастает потребность учреждений в высококвалифицированных специалистах, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в соответствии с современными медицинскими технологиями. Соответственно эти медицинские организации предъявляют более высокие требования к профессиональным качествам выпускников медицинских колледжей. Объектами анализа рынка труда, исследование которых осуществлялось через анкетирование были: - представители медицинских организаций (главные врачи, заместители главных врачей по медицинской части, главные медицинские сестры, заведующие структурными подразделениями больниц, старшие медицинские сестры), число респондентов - 28 человек; - студенты медицинского колледжа, находящиеся на производственной практике, число респондентов - 112 человек; - выпускники колледжа число респондентов - 184 человек. Данные, полученные при проведении анкетирования указанных выше респондентов, позволили сформировать современные требования работодателей, к студентам и выпускникам медицинских колледжей. Результатом формирования эффективной системы социального партнерства для колледжа стали следующие результаты: - разработка и утверждение Положения о социальном партнерстве; - заключение договоров о взаимном сотрудничестве с медицинскими организациями; - моделирование совместно с социальными партнерами Модели выпускника медицинского колледжа; - новые профессиональные характеристики специалистов, подготовка которых осуществляется в колледже; - разработка рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей, отвечающих требованиям работодателей. На конечном этапе формирования системы социального партнерства взаимодействие образовательного учреждения СПО со всеми заинтересованными сторонами выводится на более высокий уровень, так как основными достижениями этого этапа становятся: - восстребованность выпускников колледжа не только на региональном, но и на федеральном рынке труда; - включение мероприятий по социальному партнерству в Стратегию развития колледжа; - членство представителей работодателя в Наблюдательном совете колледжа; - распространение опыта социального партнерства на всю систему среднего профессионального образования региона. Анализ рынка труда показал наличие характерных тенденций, прослеживаемых среди всех работодателей области здравоохранения. - в регионе существует реальная потребность в средних медицинских работниках; - постоянно происходит расширение перечня медицинских услуг, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи; - в крупных медицинских организациях постоянно происходит замена оборудования на более современное, что приводит к необходимости совершенствования труда средних медицинских работников; - крупные медицинские организации имеют возможность выплачивать средним медицинским работникам более высокую заработную плату и это является главным мотивационным фактором привлечения выпускников; Подводя итог, следует сказать, что необходимо совершенствовать систему подготовки средних медицинских работников в соответствии с потребностями рынка труда в каждом регионе, перспективами развития здравоохранения и медицинской науки, решая задачу формирования высококвалифицированного специалиста, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции.