Красота Оладьи Стрижки

Лев иуды. Лев и агнец. Лев из колена Иудина

Не плачь, говорит, ибо если книга недоступна для Ангелов, то уж никак не для вочеловечившегося ради людей Бога, Который по человечеству есть корень Давидов, а по Своему Божеству - Создатель.

Свт. Григорий Палама

И один из старцев сказал мне: не плачь, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ея

Тиконий

В одном из старцев мы узнаем совокупное лицо пророков, известные прорицания которых о том, что Христос из колена Иудина Своей кровью искупит мир, были утешением Церкви. О Нем мы читаем пророчество: Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт 49:9) . Ведь о Нем же, добровольно без вины принявшем смерть и силой принятую смерть поправшем, учат и как о льве, и как об агнце; и в давнюю пору он подлинно угрожал смерти, говоря устами Осии: Буду гибелью твоей, смерть, уязвлением твоим, преисподняя (Ос 13:14) , и Исаии: Вот корень Иессеев, который возрастет, как избавление для народов, к нему обратятся язычники, - и покой его будет славным (Ис 11:10) . Воистину, и всякий верующий, когда в уединении усердно сокрушается о своих грехах, и об обетовании прощения помнит благодаря утешениям Писаний (Рим 15:4) , и знает, что у него есть надежда на вечное спасение. То, что я говорю, подтверждается сходным ответом одного из старцев. По той же причине он, ссылаясь на прошлое, предвещает будущее, по какой и Дух прикровенно являет грядущее в событиях минувших.

Комментарий на Апокалипсис.

Блаж. Августин Иппонский

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

Следовательно, одержана истинная победа Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Он воскрес и взошел на небо. А потому исполнено то, что вы услышали, когда читался Апокалипсис: победил лев от колена Иудина. Он назван львом, и Он назван агнцем: львом - из-за доблести, агнцем - из-за невинности. Потому что лев непобедим, а агнец кроток. Этот закланный Агнец своей смертью победил льва, искавшего кого поглотить (1 Петр. 5:8) . Ведь дьявол назван львом по дикости, а не по доблести. Апостол же Петр говорит: нам следует беречься искушений, потому что, - говорит, - противник ваш дьявол ходит, <… > ища кого поглотить. Но каким образом ходит? Он говорит: как рыкающий лев ходит, ища кого поглотить. Кто избежал бы зубов этого льва, если бы не победил Лев от колена Иудина. Лев против льва, агнец против волка. Возликовал дьявол, когда умер Христос, но в самой смерти Христа дьявол побежден - будто получил приманку в мышеловке. Радовался смерти, словно поставленный во главе смерти: чему радовался, оттуда к тому и направлен. Мышеловка дьявола - крест Господа: приманка, на которую он ловится - смерть Господня. Но гляди, восстал Господь наш, Иисус Христос!

О ком прежде пророк предрекал: как овен, назначенный в жертву, и как агнец перед тем, кто стриг его, остался безгласным, так и Он не отверз уст Своих. Кто Он? Разве не Тот, о Ком пророк рассказывает и говорит: в смирении суда Своего Он был взят; но род Его кто изъяснит? (Ис. 53:7 -8). Я вижу пример такого [безграничного] смирения [лишь] у Царя такой [безграничной] власти. Ибо Он как агнец перед стригущими, не отверзающий уст Своих (Ис. 53:7) , Сам есть лев от колена Иудина. Кто этот агнец и лев - Он принял смерть, как агнец, и попрал, как лев. Кто этот агнец и лев? - Кроткий и отважный, любезный и ужасающий, безобидный и могущественный, безмолвствующий осужденный и негодующий Обвинитель. Кто сей агнец и лев? Он есть агнец - в страдании, лев - в воскресении. А быть может, и в страдании агнец и лев, и в воскресении агнец и лев?

Давайте посмотрим на агнца в страдании. Только что уже сказано: как агнец перед стригущим его безгласен, так и Он не отверзал уст своих . Давайте посмотрим на льва в страдании. Иаков сказал: поднимается, спит, преклонившись, как лев . Давайте посмотрим на агнца в воскресении. Апокалипсис, поскольку рассказывает о вечной славе жен, говорит: следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14:4) . Давайте посмотрим на льва в воскресении. То же самое Апокалипсис говорит, что я выше уже сказал: лев от колена Иудина… победил , и может раскрыть сию книгу. Почему агнец в страдании? Потому что без вины виноватый принял смерть. Почему лев в страдании? Потому что убитый уничтожил смерть. Почему агнец в воскресении? Потому что извечна Его невинность. Почему лев в воскресении? Потому что извечна его власть.

Проповеди.

Экумений

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее

Как сказано, открыл книгу и печати Тот, Кто поборол нашего победителя, дьявола. А кто был львом от колена Иудина? Конечно же, Христос, о Ком сказал патриарх Иаков: преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт. 49:9) . А что от Иуды по плоти произошел Господь, свидетельствует божественный апостол: ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина (Евр. 7:14) . Кто-то может удивиться, почему он не называет Его, вслед за Исаией, отраслью от корня Иессеева и ветвью, произросшей от корня (Ис. 11:1) , но корнем Давидовым. Он это говорит, показывая, что по человеческой природе Он был отраслью, произросшей от корня Иессеева и Давидова, а по Божественной - Он Сам корень не только Давида, но и всякого создания, чувственно зримого и умного, - поскольку Он виновник всякого бытия, как и прежде говорилось.

Читается Откровение Иоанна Богослова.

Сегодня понедельник пятой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета - Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста Святая Церковь не читает во время богослужений отрывки из Нового Завета: Евангелия и Апостола.

Мы с вами остановились на 5-й главе. Мы движемся не очень быстро, поскольку книга очень непростая, малоизученная, богатая различными образами и ссылками на Ветхий Завет (и не только из него черпает свои образы Иоанн Богослов), поэтому очень важно где-то остановиться. Сколько успеем - столько успеем, мы с вами жестко не ограничены. Конечно, хотелось бы поговорить обо всей книге, но по крайней мере постараемся уловить главную мысль этого прекрасного произведения Нового Завета.

Мы закончили чтение посланий семи церквям Римской провинции Асия. В 5-й главе Иоанн Богослов описывает новое виде́ние:

1. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.

5. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.

(Откр. 5, 1 - 7)

Как правило, когда Иоанн Богослов говорит о новом виде́нии, он начинает основной текст фразой И видел . Мы помним, что Сидящий на престоле - одно из наименований Бога в Апокалипсисе. Оно достаточно апофатично. Напомню, апофатичное богословие не говорит о Боге, Какой Он есть, а говорит, каким Он не является, или же используются какие-то образы, позволяющие оставлять за Богом некую таинственность, недоступность, недостижимость, непознаваемость. В данном случае Иоанн Богослов допускает антропоморфизм, то есть в некотором смысле нарушает апофатическую тенденцию, а именно говорит, что у Сидящего на престоле есть десница, то есть «правая рука» по-славянски (левая рука - шуица). Антропоморфизм (от греческого άνθρωπος - человек, μορφή - форма) - человекоподобное описание Бога. Конечно, мы понимаем, что Бог, Сидящий на престоле совсем в другом измерении, не имеет земного тела: ни десницы, ни шуицы, ни других частей тела; все это лишь антропоморфизмы, символы, метафоры, а не точное описание того, как выглядит Бог.

В деснице Сидящего на престоле Иоанн Богослов увидел книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями . Книга в древности - это не то же самое, что наша книга. У нас книги напечатаны, разбиты по страницам, скреплены. В древности книгой был свиток. Для того чтобы его транспортировать и передавать, свиток сворачивался (как мы сейчас сворачиваем афиши и календари при перенесении) и скреплялся печатями, чтобы именно адресат раскрыл этот свиток и прочитал его содержание. Здесь сказано, что книга скреплена семью печатями и написана внутри и отвне . Это говорит о том, что содержание этой книги величественное, большое и серьезное, потому что обычно писали только с одной стороны свитка. Кстати, для свитков использовали в первую очередь папирусную бумагу.

2. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?

3. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.

4. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.

5. И один из старцев сказал мне…

Напомню, что вокруг престола находились двадцать четыре старца. Старец - перевод греческого слова πρεσβύτερος (пресвитерос), которое на самом деле означает «старейшина», то есть это не обязательно великовозрастный человек, а тот, которому доверили управление общиной, церковью, обладающий авторитетом. Слово πρεσβύτερος (пресвитерос) переводится на латинский язык как «сенатор». Получается, что Господь сидит на престоле, а вокруг него двадцать четыре старца, пресвитера, сенатора, то есть это образ какого-то Небесного Сената. Это очень красивый и понятный для людей того времени образ, поскольку в Римской империи тоже был свой сенат. Были императоры, которые слушали своих сенаторов, и были те, кто не слушали, а физически уничтожали сенаторов, которые им перечили. В Небесном Сенате старцы в первую очередь воздают хвалу и славу Сидящему на престоле Богу; они там не для того, чтобы что-то советовать Ему, помогать в управлении, поскольку Бог Всеведущий, Всезнающий, Всемудрый и Сам знает, как это делать.

Один из этих старцев подсказывает: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Львом от колена Иудина часто назывался Мессия или, как Он именуется в книге Апокалипсис, Агнец. Лев - это символ царственности, а от колена Иудина (Иуда - четвертый сын Иакова) согласно ветхозаветному пророчеству должен был произойти Мессия.

6. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

7. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.

Очень важный момент, братья и сестры. Мы видим, что Агнец Христос есть Тот, кто достоин раскрыть книгу, в которой содержится откровение замысла Божьего. Этот замысел распространяется на последние времена существования этого мира и на то, что будет после прихода мира к своему концу. Только Христос, Который победил смерть и грех, может раскрыть эту книгу.

Здесь есть интересный момент: Иоанн Богослов слышит, что книгу достоин раскрыть лев от колена Иудина, царственное животное, которое сокрушает своих врагов и которому нет равных, а видит Агнца, ягненка, без ропота идущего на заклание. То есть он слышит ветхозаветное пророчество и представление о Мессии, а видит новозаветное исполнение этого пророчества. Если Ветхий Завет видел в Мессии грозного царя, сокрушающего врагов направо и налево, оставляя лишь иудеев царствовать с Собой, то на самом деле Мессия пришел в образе Агнца, пострадал, причем не только за иудеев, но и за весь мир. Следовательно Мессия пришел не сокрушать врагов богоизбранного иудейского народа, а через Свою жертву, подвиг, победу спасти не только богоизбранный народ, но и для всех раскрыть дверь спасения.

Вот какая огромная разница между узко национальным пониманием роли Мессии у иудеев, в Ветхом Завете и универсального, широкого предназначения Христа в Завете Новом. Если мы не понимаем этой разницы (а книга Апокалипсис вплотную подводит нас к данной мысли), то по мировосприятию мы остаемся на ветхозаветном уровне. Если нам хочется, чтобы нас, избранных, Бог собрал вместе, защитил, утешил, а всех остальных уничтожил - это по-ветхозаветному. А по-новозаветному мы стремимся, чтобы большее и большее количество людей узнало о Христе, восприняло Его, присоединилось к новому народу Божию, Церкви Христовой, царствовало вместе со Христом, то есть оказалось бы спасенным. Христос за каждого человека - за язычника, за иудея, за большого грешника и меньшего грешника (поскольку абсолютных праведников нет) - пролил Свою Кровь, поэтому каждого Он призвал к спасению.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Имеет своим символом льва.

Ветхий Завет

В иудаизме библейский Иуда (древнееврейский Иегуда ), давший имя колену Иуды, традиционно был связан с символом льва. В 1-й книге Моисея праотец Иаков благословляет своего сына Иуду, называя его Гур Ариэх , что в переводе с древнееврейского означает молодой лев (Быт. ): «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его? ». В древней Иудее было традицией объединять собственное имя с прозвищем.

В связи с тем, что впоследствии колено Иуды стало наиболее могущественным среди древнеизраильских родов, как в древней Иудее , так и среди евреев Нового времени сохранились в вариантах произношения и в переводах слова «лев» синонимичность его с понятием «Иуда» (Иегуда). Лейб на языке идиш означает лев . Также и весьма распространённое современное еврейское имя Ари (или Ариель ) переводится как лев .

Новый Завет

В христианской традиции зачастую лев является одним из символов Христа . Различные христианские организации используют его в названии или как свою эмблему, встречается он также на многих гербах знатных европейских родов и государств. На Киевской Руси известен как символ Галичины и её столицы, города Львова. Лев Иуды упоминается в Откровении Иоанна Богослова (Отк. ): «И один из старцев сказал мне: не плачь, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её. »

В христианской Эфиопии Лев Иуды был одним из священных символов могущества императорской власти.

Напишите отзыв о статье "Лев Иуды"

Отрывок, характеризующий Лев Иуды

Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.
– Ну да, посылай третью роту опять, – поспешно сказал офицер.
– А вы кто же, не из докторов?
– Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев.
– Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
– Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.
Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
– Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..
– Смоленскую матушку, – поправил другой.
Ополченцы – и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, – побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, пемец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и оиолченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «Спаси от бед рабы твоя, богородице», и священник и дьякон подхватывали: «Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству», – на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям.

Иешуа (Иисус) изображается как лев из колена Иудина. Образ льва является одним из символов силы и победы. Это образ Мессии как Царя Победителя.

… Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. (Откровение 5:5)

Образ льва также указывает на происхождение Иешуа по линии Иуды и Давида. Давид является прототипом побеждающего и завоевывающего Царя. Иешуа был потомком Давида, который, в свою очередь, был потомком Иуды. Иешуа имеет царственный авторитет на земле посредством Божьих заветов с Иудой и Давидом.

Описание Мессии в качестве льва из колена Иуды в Откровении является ссылкой на благословение Иуды в книге Бытия.

Молодой лев Иуда… он, лег, как лев… Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. (Бытие 49:9-10)

Образ Мессии в качестве Царя-Победителя, приходящего от Иуды, предсказывается в первой и последней книгах Библии. Такая мессианская тема просматривается от начала и до конца Писания. Тема еврейского «Царя Льва» придает последовательности всему библейскому повествованию.

Слово «покорность» в стихе 10 является קהת или «Коhат» от того же корня, что и имя Каафова, сына Левия и деда Моисея. Так что даже фамилия священства напоминает нам о Царе-Мессии, правящем народами земли.

Не пропусти самое интересное!

«Покорность народов» является пророческим намеком на будущее распространение Евангелия, чтобы привести «в покорение язычников вере» (Рим. 1:5; 15:18). Тот факт, что в благословении Иуды в Бытие существует ссылка на «народы», подчиняющиеся Богу и Его Царю, является удивительным свидетелем предопределенного Божьего плана.

Одновременно с этим, Иешуа описывается не только как рыкающий лев, но так же как агнец, ведомый на заклание (Откр. 5:6). Такое двойное изображение Мессии, как страдающего слуги и как побеждающего, повторяется на протяжении всего Писания. Иешуа одновременно и сын Божий, и семя Давида (Рим. 1:3-4). Он царь Израиля и глава Церкви (Иоанна 12:13; Ефесянам 1:23).

Будучи на острове Патмос, апостол Иоанн описывает свое видение: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина , корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный , имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр.5:1-6).

Все эти печати служили сигналом к началу определенных событий, происходящих на земле. Привести что-либо в движение никто не был достоин, кроме одного — Иисуса Христа, Который есть «Альфа и Омега, начало и конец, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Всё находится в силе и власти Христа – льва из колена Иудина, о котором сказал один из старцев.

Но взглянув в сторону престола, вместо грозного льва апостол увидел кроткого Агнца. Это не игра слов в Писании. Это две стороны характера нашего Господа, Иисуса Христа. Он – могущественный, царствующий лев, и, одновременно, кроткий, смиренный Агнец.

Лев из колена Иудина

Благословляя своих сыновей, Иаков говорит об одном из них: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Бытие 49:9). Лев – это дикое, сильное, но благородное животное, царь зверей. Когда лев рычит, звук раздается на расстояние до 10 километров. Когда он встает, потягивается и идёт, всё вокруг приходит в движение. Это победитель, который не терпит поражения, и не упускает свою добычу.

Иисус не зря назван львом из колена Иудина. В Евангелии от Луки сказано: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Луки 11:21-22).

Иисус Христос – этот Сильнейший! Реванш всегда за Ним. Как бы печально всё не выглядело в нашей жизни, что бы ни говорили люди, Христос в силах победить любые обстоятельства. Написано, что Иисус пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин.3:8), а также, что Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом (Деян.10:38). Речь идет о нападении, об атаке. Дьявол, подобно сильному охраннику с оружием, обладает людьми, но приходит Сильнейший, нападает и побеждает его, спасая драгоценные души.

Агнец Божий

Другая сторона характера Христа – это кротость, безобидность, полное отсутствие зла. Ягненок не сопротивляется, когда его стригут и ведут на заклание: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7).

Находясь в Божьем присутствии, мы чувствуем себя в полной безопасности. Нам комфортно и легко, потому что Бог есть Любовь. Даже если Он в чем-то обличает нас, это не выглядит, как атака и нападение, но как корректировка, правильное направление, в котором нам следует идти для нашего блага.

К сожалению, иногда в христианском мире люди всё путают. Они становятся «львами» по отношению друг ко другу, «рычат» на братьев и сестер, а перед дьяволом «блеют», как «агнцы».

Безусловно, внутри нас есть потребность нападать, атаковать, завоевывать, подобно львам. Мы призваны иметь характер Христа, потому что мы рождены от Бога и созданы по Его образу. Но нам нужно помнить о том, что «наша брань (война, сражение) не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Очень важно не путать те сферы, в которых мы реализуем эту потребность. Сражаться и атаковать нужно в духовном мире. И если христиане не занимаются этим, они начинают атаковать других людей, выяснять с ними отношения, нападать и соперничать. Они направляют свой пыл не в то русло.

Какими же должны быть наши отношения с другими христианами, даже если мы в чем-то и не согласны с ними? Библия говорит: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим.12:10). Слово «предупреждать» имеет несколько значений. В этом стихе оно означает «опережать». Мы можем опережать друг друга в выражении почтительности и любви! В другом переводе говорится: «Любите друг друга, как братьев, всем сердцем, будьте по-братски преданы друг другу».

Апостол Павел также пишет: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп.2:3). Речь идет о кротости в противовес соперничеству. Вот в чем выражается характер Агнца, Который однажды сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).