Красота Оладьи Стрижки

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Конспект занятия «История появление деревянной ложки Дидактическая игра «Правильно-неправильно»

Конспект занятия «Появление деревянной ложки»

Цель: познакомить детей с историей ложки, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни. Продолжить знакомство с хохломской росписью.

Оборудование: Иллюстрации деревянных ложек с хохломской росписью, иллюстрации ложек разных времен, магнитофон МП3, шаблоны ложки для росписи, гуашевые краски, кисти, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия:

Вос-ль: дети, давайте улыбнёмся своим друзьям, всем гостям, подарим всем тепло своих улыбок и сердец, чтобы всем стало радостно, светло, уютно в этой комнате.

Посмотрите, у меня частицы картинки, которые нужно вместе сложить в единое целое. Так мы узнаем, о чем сегодня будем говорить. Поможете мне собрать картинку?

(Дети собирают изображение ложки, воспитатель в конце сборки загадывает загадку)

Воспитатель: «Сама не ест, а людей кормит».

Дети, как вы думаете, что это? (ответы детей)

Верно, это ложка.

Воспитатель: Посмотрите, какие здесь красивые ложки! Они необычные, разные. Есть и маленькие, и большие, разные и по цвету. Кто сделал ложки? (ответы детей). Верно, их сделали люди своими руками. Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в давнее прошлое. Мы узнаем, откуда и когда появилась на свет ложка.

Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садов, ни магазинов, люди жили в пещерах и шалашах (картинка1) , а еду готовили на кострах (картинка 2). Что такое суп или борщ они еще не знали. В основном люди ели жареное мясо, растения и ягоды. И вот однажды человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку (картинка 3). Человек поднял мясо с палочкой, и тут он понял, что с палочкой есть удобнее, пальцы не жжет. Время шло: люди уже жили в удобных домах, сидели на лавках и даже научились варить суп. Но палочкой суп есть, не получалось. Однажды человек мешал палочкой еду. Палочка была широкая, на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать ложки из дерева. Они были легкие и удобные, вот такие (показ нераскрашенной ложки)

Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка была красивая. Тогда люди стали раскрашивать ложки цветами, ягодами, составляли разные узоры. Ложки становились красивыми, вот такими (показ раскрашенной деревянной ложки)»

Дети, интересная история?

Дети: «Да!»

Воспитатель: Вы внимательно меня слушали, а теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Возьмите в руки красивые раскрашенные ложки.

Физминутка:

Ложки спят Дети сидят и держат в каждой руке ложку,

На коленочках лежат положив их себе на колени

Вот проснулись,потянулись, Поднять ложки перед собой, над головой,

опустить перед собой

Друг на друга оглянулись.

Завтракать они пошли, Подносить по очереди ложку ко рту.

Стали печь пирожки. Ударять ложка о ложку, переворачивая их то вправо

то влево.

А потом пошли гулять Ударять медленно ложками по коленям, то правой

то левой рукой

Прыгать бегать и скакать Ударять по коленям одновременно.

По дорожке пробежали Ударять быстро ложками по коленям

И нисколько не устали Стучать ложками перед собой

На качели сели,

К небу полетели:

Вверх- вниз Хлопнуть над головой, затем перед собой 2 раза

Вверх-вниз,

И за спинку спрятались? Спрятать ложки за спину.

Надо ложки поискать,

С кем же будем мы играть?

Воспитатель: Дети, а теперь настала пора вернуться в настоящее время.

Скажите, а для чего нужна ложка? (ответы детей)

А чем раньше люди ели, когда еще не было ложки? (ответы детей) Верно, люди ели палочками.

А из какого материала сделали первую ложку? Верно из дерева.

Если сделали из дерева, значит какая ложка? (ответы детей) Верно, деревянная.

Как вы думаете, деревянная ложка удобная? Чем? (она легкая, красивая, легко сделать)

А что в ней плохо? (может сломаться, сгореть)

Когда человек подумал о том, что деревянная ложка может сломаться, он придумал ложку из металла (воспитатель показывает разнообразные ложки из металла)

Мы с вами в настоящее время тоже ею пользуются.

Если ложка из металла, то она какая? Верно, это ложка металлическая.

Чем хороша такая ложка? (прочная, красивая, удобная)

Теперь давайте сравним две ложки: деревянную и металлическую. Как вы думаете, какая из этих ложек прочнее? Верно, металлическая ложка. Ребята, а человек еще придумал ложки пластмассовые (показ). Их еще называют одноразовые.

Как вы думаете, почему? (можно использовать один раз)

Чем хороша такая ложка? (легкая, удобная, мыть не надо)

А что в ней плохо? (ломается, нельзя использовать много раз)

Ребята, мы рассмотрели ложки: деревянную, металлическую и пластмассовую. Как вы думаете, какая самая прочная, самая надежная? Конечно, металлическая! Кто придумал и сделал ложки? Верно, человек.

А для чего еще можно использовать деревянную ложку?

Дети: Как музыкальный инструмент.

Педагог: - Правильно, как музыкальный инструмент. Музыканты – ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия – задорная, плясовая. Сейчас мы с вами превратимся в таких веселых музыкантах и весело поиграем на ложках.

Дети играют на ложках под русскую народную песню «Светит месяц».

Педагог: - Молодцы ребята, а вы хотите стать настоящими мастерами- художниками Хохломы и разрисовать ложки?

Перед тем, как дети приступят к работе, проводится пальчиковая гимнастика: (медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулачки, покачивать кулачками вперед – назад)

Наши алые цветки

Распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет…

Наши алые цветки

Закрывают лепестки…

Головой качают,

Тихо засыпают.

Маленькие ягодки.

Спелые и вкусные,

По большой тарелочке

Рассыпались, как бусины.

Педагог: А теперь, все за столы дружно сели, на меня все посмотрели.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

(показываю образцы нарисованных ложек)

Ребята, посмотрите на образцы ложек и скажите, из каких элементов состоит узор на этих ложках?

Дети: - Узор состоит из ветки с ягодами, листиков, завитков и травки.

Педагог: - Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите деревянные ложки узорами.

Педагог: - А теперь приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • учить характеризовать предмет питания по присущим ему признакам, подбирая слова – определения.
  • обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и стихов.
  • развивать творческое воображение и фантазию.

Ход занятия

Сегодня для вас я припасла книгу, книгу интересную и необычную. Называется она “вкусные истории”

Как вы думаете о чем эта книга?

Кто может быть главными героями “вкусных историй”?

(да главными героями таких историй – это продукты, овощи и фрукты).

И если вы будете внимательны и терпеливы, все испытания пройдете -сладкий приз приобретете.

Вы готовы к таким испытаниям?

А я сейчас проверю.

И прежде чем приступить к выполнению заданий, узнаю хорошо ли вы разбираетесь в продуктах, знаете ли вы что “съедобное”, а что “несъедобное”.

1. Игра: “Съедобное – несъедобное”

Я буду называть предметы. Если их можно употреблять в пищу, вы хором говорите “да” если нельзя “нет”.

На завтрак мы съели:

  • гайку
  • белку
  • парус
  • варенье
  • печенье
  • шкатулку
  • майку
  • майонез
  • салат
  • погремушку
  • макароны
  • танки
  • мармелад
  • палку
  • колбасу

Молодцы! (присаживайтесь).

Я считаю, что вы хорошо разбираетесь в продуктах питания.

А поэтому пора заглянуть на первую страницу книги.

А называется она “скатерть – самобранка”.

2. Наша скатерть-самобранка полным – полна сказочными яствами из вкусных сказок и стихов.

Давайте вспомним продукты, которые упоминаются в разных сказках.

Любимое лакомство Карлосона? (варенье, плюшки)

Изделие из теста убежавшее от дедушки и бабушки? (колобок)

Еда, которую можно приготовить из строительного инструмента? (каша и топора)

А кто умудрился такую кашу сворить? (солдат)

Угощение для больной бабушки? (пирожки, горшочек маслица)

Как звали забавную внучку,

Кто спас Машеньку с братцем от гусей-лебедей? (молочная река, кисельные берега, печка с ржаными пирожками, яблоня с яблочками)

Какой овощ тянули пятером, а шестером вытащили? (репка)

Что испекла для батюшки – царя царевна лягушка. (каравай)

Гостинцы которые нес медведь в коробе? (пирожки)

А для кого гостинцы? (для бабушки и дедушки)

Чем угощалась Маша в избушке трех медведей? (похлебка)

3. Ну что же продуктов у нас вполне хватает. А вот овощей и фруктов не хватает.

Послушайте внимательно стихотворение, а потом назовите компоненты невероятного фруктово-овощного ассорти.

Стих – е: Н. Кончаловской

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо
Агурбузы росли
Помидыни росли
Редисвекла, чеслук, и репуста
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Что же растет на таком необыкновенном огороде. (овощи – огурцы, помидоры, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста, горошек, сельдерей, морковь, картофель, баклажаны, кабачки; фрукты – дыни; ягоды – крыжовник, арбузы)

Итак продуктами запаслись. Теперь можно что-нибудь вкусненькое приготовить.

Подскажите, где мы можем узнать, как правильно приготовить то или иное блюдо? (книги: “кулинарные рецепты”, телепередачи “Смак” “Кулинарный поединок”)

Конечно ребята, чтобы правильно приготовить блюдо, нужно строго следовать указаниям рецепта. (подходим к доске)

4. На следующей странице нашей книге тоже есть кулинарные рецепты необычные загадочные.

Отгадав загадки мы узнаем какие здесь блюда и какие продукты используются для их приготовления.

Слушаем загадки, находим отгадки на картинках и выставляем в столбик сверху вниз.

Как слива темна
Как репа кругла
На грядке силу копила
К хозяйке в борщ угодила (свекла)

До слез доводит
Хотя без рук
Вы догадались? Это (лук)

Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла (картошка)

Голова на ножке
В голове горошки (горох)

Сидит девица в темнице
А коса на улице (морковь)

Он растет в теплице,
Холода боится
Как трава зеленый,
А зимой соленый (огурец)

А теперь посмотрим внимательно на составленный список продуктов и скажите, какие блюда можно из них приготовить? (винегрет или овощной салат)

Жить в квашне я не хочу
Поднимаюсь и пыхчу.
Надоела мне квашня
Посадите в печь меня (тесто)

Сто одежек и все без застежек (капуста)

Ребята какое блюдо можно приготовить из теста и капусты? (пирожки с капустой)

Всем нам пригодится
Белая водится
Из водицы белой
Все что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу (молоко)

Сидит на ложке
Свесив ножки (лапша)

(Молочный суп)

Молодцы я думаю, что вы будете хорошими помощниками маме на кухне.

5. А теперь нас ждут “аппетитные игры”.

Игра: “Каша”

Встаньте в круг, руки вытянуть за спиной, словно мы держим тарелки. Ведущий движется по кругу и слегка хлопает всех по выставленным рукам, произносим слова:

Повар кашу нам варил,
По тарелкам разносил
Кому каши не хватает -
За добавкой убегает.

Тот, по чьим рукам пришелся последний хлопок должен обежать круг и занять свое место раньше водящего, который бежит в другую сторону.

6. “Лакомый кубик”

Для приготовления “вкусных блюд” нужно знать кулинарные хитрости, все-все о продуктах знать.

Ващему вниманию вот такой “лакомый кубик”. Название продуктов скрыты в сказочных картинках. Бросаем кубик узнаем по картинке название сказки, а потом рассказываем все о продукте, который прячется в той или иной сказке, а затем подробно рассказываем какой этот продукт (подбираем слова – определения)

Итак начинаем (дети поочередно бросают кубик).

  • “Каша из топора”: Каша – рассыпчатая, вкусная, густая, жидкая, сладкая, аппетитная, манная, рисовая, гречневая.....
  • “Муха – цыкатуха” Чай – горячий, душистый, сладкий, крепкий, ароматный, лечебный, .....
  • “Гуси – лебеди” Яблоко – сочное, кислое, сладкое, кисло – сладкое, лесное, садовое, спелое, зеленое....
  • “Волк и семеро козлят” Молоко – кислое, топленое, сгущенное, сухое, белое, парное.....
  • “Царевна лягушка” Хлеб (каравай) – мягкий, свежий, черствый, пшеничный, ржаной...
  • “Сказка о рыбаке и рыбки” - Рыба – свежая, жирная, соленая, вяленная, копченая, морская, речная....

7. (присаживаемся за стол) Вот последнее задание – оживить картинки надо. Они должны быть такими же аппетитными и симпатичными как в ск. “Чипполино”. (на листках нарисованы геометрические фигуры овал, круг, прямоугольник, дети дорисовывают элементы)

Ну вот и все......
Пролистали мы странички
Из прекрасной вкусной книжки
Много аппетитного нашли:
Сказки, игры и стихи и конечно же призы
Такие же необычные и очень симпатичные. (детям вручается сладкий приз)

Программные содержание:

Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

Формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

Систематизировать знания детей о символике государства;

Познакомить с историей Терского казачества;

Познакомить детей с казачьими костюмами;

Познакомить с историей развития колокола и особенностями его звучания;

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций;

Привитие любви к родному краю.

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Использования песен, литературного произведения;

Имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

Использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

Презентация «Традиции, быт и культура казачества», цветик-семицветик с заданиями, дидактическая игра «Собери казачий костюм».

Словарная работа : Россия, символика, традиция, герб, флаг, глобус, церковь, колокол, колокольчик, казак, курень.

Ход НОД.

1. Организационный момент. Игровая ситуация:

1 слайд . (Солнышко.)

Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Меня зовут Елена Николаевна, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но каким оно будет, вы узнаете немного позже.

«Утро начинается, вместе мы встречаемся.

Мы друг другу рады.

Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем все вместе. (берутся за руки)

Воспитатель обращает внимание детей на Цветик-семицветик.

Воспитатель: Посмотрите ребята на этот красивый цветок, а называется он Цветик-семицветик, он не обычный, а волшебный. На каждом лепестке есть задание. Сейчас мы оторвем красный лепесток и посмотрим, что на обратной его стороне.

Дети : Флаг России.

2 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша страна выделена кранным цветом на глобусе. Россия – самая большая страна на Земле.

Воспитатель: Отрываем следующий лепесток, оранжевого цвета. Что же на нем?

Дети: Герб России.

Воспитатель: Следующий желтый лепесток, посмотрим что на нем?

Воспитатель: А это музыкальный лепесток, сейчас проверим, знаете ли вы эту мелодию, предлагаю вам прослушать.

Дети: мелодия Гимна России.

Воспитатель: Отрываем лепесток, посмотрите, что же там?

Дети: Флаг РСО-Алании.

3 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая природа в Осетии.

Воспитатель: Посмотрим теперь, что на обратной стороне зеленого лепестка.

Дети: Герб РСО-Алании.

Воспитатель: Отрываем голубой лепесток, скажите, что на нем?

Дети: Музыкальный лепесток.

Воспитатель:

Предлагаю вам прослушать мелодию и отгадать.

Дети: мелодия Гимна нашей республики.

Воспитатель: И последний остался лепесток- фиолетовый. Что же на нем?

Воспитатель: Это, ребята, флаг Терских казаков.

4 слайд.

Посмотрите, у терских казаков голубой флаг с белой волнистой линией.

То, что вы сегодня услышите не дань моде, а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое казачьей станицы Луковской, а поможет нам Цветик –семицветик.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы оказались в Луковской казачьей станице.

5 слайд. (Стелла Луковской и станицы.)

Воспитатель: Вот мы с вами и в станице Луковской.

6 слайд. (Хата.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же казачья хата. Стены глиняные, беленые известкой, крыши крытые камышом или соломой. Сейчас мы с вами узнаем, кто там живет. (Выходят дети под казачью песню в казачьих костюмах.)

Казак и казачка:

На земле казачьей мы вас величаем,

Крепкого здоровья от души желаем.

Кланяемся низко, полюбить нас просим.

Как велит обычай мы пирог подносим.

Казак: Я расскажу вам сейчас

О Терских казаках

Те, что создали для нас

Радость в песнях и делах.

Казачка: Мы вспомним те былые времена,

Как славно казаки трудились.

После работы веселились

И чем горды были всегда!

7 слайд.

Казачка : Слово казак означает– удалой, вольный человек.

Казак: Степь да воля – казачья доля.

Те казаки, которые селились по берегам Терека, стали зваться терскими.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как будут называться казаки, которые селились на берегу реки Дон? (Донские.) На реке Кубань - кубанские.

Воспитатель: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и пословицы у них были сложены.

8 слайд.

Казак: «Казаку конь себя дороже».

Казачка: «Казак с конем и ночью и днем».

9 слайд (казак с конём)

Физминутка :

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

10 слайд.

Воспитатель: Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы.

11 слайд.

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, какую одежду носили казаки и казачки. Посмотрите на казака. Это парадная форма терского казака.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм» (Дети собирают костюмы казачьи.)

12 слайд.

Звание станицы поселение получало только при наличии в ней Церкви. Все казаки были православными, и церковь должна была присутствовать обязательно.

13 слайд (дети внутри церкви)

Казак: В нашей станице Луковской тоже есть церковь названная в честь Св.Михаила.

Казак с казачкой: А у нас для вас есть сюрприз -шкатулка, но что в ней лежит вы узнаете, отгадав загадки.

14 слайд. (Колокол.)

Воспитатель : Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром! (Колокол.)

15 слайд. (Колокольчик.)

Воспитатель: Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей! (Колокольчик.)

Воспитатель: Скажите, где можно увидеть колокола и колокольчики?

В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Когда случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар, то нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски.

16 слайд (Священник с деревянным билом.)

Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви. Эту деревянную доску называли било.

Вот посмотрите, как священник использовал такое било.

Позже стали использовать металлическую доску.

17 слайд: (Сравнение бил.)

Воспитатель: Я предлагаю вам постучать в била (деревянное металлическое).

Как вы думаете, звон какого била слышен громче?

Дети: металлическое.

Воспитатель: Правильно, металлическое било вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии.

Воспитатель.

– А сейчас, ребята, я расскажу вам одну легенду. Давным –давно одному священнику приснился сон, в котором он видел цветы колокольчики.

18 слайд. (Цветы колокольчики.)

Воспитатель: От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

19 слайд.

Так появился колокол (картинка), который вешали на перекладину на столбе.

В наше время у колоколов есть свое место, которое называется колокольня.

20 слайд. (Колокольни.)

Воспитатель: Посмотрите, вот такие колокольни были у казаков. (Показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку.)

Колокольных звонов очень много, сейчас мы вам о них расскажем.

Воспитатель: Символом тревоги считается – набат.

Прослушайте его.

21 слайд. (Пожар.)

Воспитатель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон.

Предлагаю прослушать.

22 слайд. (Свадьба.)

Воспитатель : на православные праздники звучит благовест.

23 слайд. (Православные праздники.)

Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».

24 слайд.

Громко колокол звонил,

(Дети хлопают в ладоши.)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь!

Раз, два три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

Будем праздник отмечать.

(Разжимают и сжимают «замок».)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех пожарных разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать.

(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех гостей он разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь

(Разжимают пальцы вверх, вниз.)

И цветами засыпайтесь!

(Делают руками «цветок».)

Раз, два, три, четыре, пять,

На свадьбе будем мы гулять!

(Поочередно зажимают пальцы.)

Воспитатель: У колокольчика, как и у человека есть свой голос.

(Воспитатель предлагает взять в руки по колокольчику.)

Давайте позвоним в колокольчики по очереди, по одному. Такой голос колокольчика называется перезвон. Теперь позвоните все вместе. Этот голос колокольчика называется трезвон. (Складывают колокольчики обратно в шкатулку.)

Воспитатель : Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Казачество славится своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться с трудностями казакам.

25 слайд.

И сейчас я предлагаю вам прослушать казачью песню «Марш казачат».

Воспитатель: Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад. И снова мы обратимся к Цветику-семицветику:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

26 слайд. (Солнышко.) Вели, чтобы мы оказались в группе детского сада.

Сегодня вы познакомились с историей и традициями казаков, казачьими костюмами, со старинной казачьей музыкой - колокольными звонами.

Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.

Занятие по развитию речи.

«Вот так истории!»

Задача: развивать связную речь.

Цели:

  • формирование умения устанавливать причину и следствие;
  • обучение составлению рассуждений и пониманию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов;
  • формирование умения составлять рассуждение, располагать аргументы в определённой последовательности;
  • воспитание культуры мышления и речи.

Ход занятия.

Ребята, вы помните, как Незнайка напугал своих друзей историей про оторвавшийся от Солнца кусок и как над ним потом все смеялись? Почему так получилось? (Ничему не учился. Ничего не знал).

Это верно. Но ещё он не смог пересказать то, что услышал от Стекляшкина. Значит, очень важно не только много знать, но и уметь передать свои знания другим, доказывать свою точку зрения. Будем этому учиться, чтобы не оказаться в положении Незнайки.

«Объяснялки».

Детям предлагаются картинки: мальчик-боксёр тренируется с боксёрской грушей, бегущий страус, кипящий чайник, аплодирующие зрители, украшенная игрушками ёлка. (В сильной группе можно провести это игровое упражнение без использования картинок).

Продолжить предложения.

Серёжа сильный , потому что …

Страус быстро бегает, потому что …

Из чайника идёт пар, потому что …

Зрители аплодируют, потому что …

Мы нарядили ёлку, потому что …

Незнайка сел учить уроки, начал составлять предложения, но тут Гунька позвал его играть в футбол. Незнайка быстро всё написал и побежал на улицу. Давайте проверим, правильно ли он выполнил задание.

«Шиворот-навыворот».

Исправить предложения.

Гунька заболел, потому что ему поставили градусник.

Сегодня сильный ветер, потому что качаются деревья.

Крапива жжётся, потому что я её боюсь.

Чашка упала, потому что на ней появилась трещина.

Сегодня жарко, потому что дети загорают.

На светофоре загорелся красный свет, потому что машины остановились.

А вот какие рисунки нарисовал Незнайка к уроку рисования.

«Учимся рассуждать».

Детям предлагаются рисунки-небылицы: летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы, мальчик посадил в саду лыжу и т.п.

Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно. Используйте слова – во-первых, во-вторых,– чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.

Если бы наши друзья коротышки приехали сейчас к нам в гости, то они, наверно, сильно удивились, ведь зима в этом году не очень похожа на зиму.

«Составь рассуждение».

Составьте рассуждение на тему «Зима в этом году не совсем похожа на зиму».

Используйте для связи предложений слова: вот потому, потому что, в связи с этим…

А теперь попробуем собрать воедино всё, чему научились сегодня.

Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он весёлым, шустрым. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею и Новый год пришёл. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник. Но никого в лесу не нашёл. Почему?»

(Дети продолжают рассказ).

Вспомните какую-нибудь сказочную ситуацию, которую сможете объяснить. Например: «Почему Незнайка рассказывал, что это он выдумал воздушный шар?», «Почему малышки пригласили Гвоздика на бал?», «Почему из всех нарисованных в Зелёном городе портретов Тюбику нравились только портреты Снежинки и Синеглазки?» (Ответы детей).

Итак, сегодня мы сделали ещё один шаг к тому, чтобы ваша речь стала правильной, понятной и интересной.


Конспект совместной коммуникативной деятельности. Тема: «Путешествие в музей»

Котова Ирина Васильевна, воспитатель, МАДОУ «Страна чудес», детский сад №37 «Лесная сказка».
Описание работы: предлагаю вашему вниманию конспект совместной коммуникативной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи. Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ и предназначен для закрепления знаний детей по теме: «Дом».

Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Упражнять в умении составлять короткие последовательные сообщения о своём доме по готовому плану.
2. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях.
3. Упражнять в умении группировать, объединять профессии людей по общему признаку (строитель).
4. Закрепить знания детей о жилищах людей разных национальностей.
Развивающие:
1.Активизировать и обогатить словарный запас по теме.
2.Упражнять в умении правильно согласовывать слова в предложении; связно, логически правильно высказывать свою мысль.
3.Упражнять в умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
4.Развивать логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и правильно выражать их в речи.
5.Развивать общую и мелкую моторику.
6.Развивать слуховое внимание, чувство речевого ритма, силу голоса.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к строительным профессиям, уважение к общественно-полезному труду; понимание важности и почётности любой профессии.
2.Воспитывать культуру общения.

Предварительная работа:
- беседы «Кто построил этот дом?», «В каких домах жили наши предки», «Путешествуем по миру»;
- презентации «От пещеры до небоскрёба», «Дома в нашем городе»;
- рассматривание иллюстраций разных зданий, национальных жилищ, строительных профессий;
- чтение: С. Баруздин «Кто построил этот дом», В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Г. Виеру;
- дидактические игры: «Назови, какой дом», «Строители», «Разложи по порядку»;
- экскурсии по улицам города;
- конструирование «Улица города»;
- выставка рисунков «Я и мой дом», «Что нам стоит дом построить».

Ход:
Организационный момент.
Цель: ввести детей в игровую ситуацию, активизировать внимание, побудить к деятельности, настроить на общение.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром. Как вы думаете, что это?
Дети: шифровка, изограф, ребус.
Воспитатель: Что же в нём зашифровано? Попробуем прочитать.
Дети: здесь зашифрованы слова «Музей» и «ДОМА».

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это приглашение в музей дома. А что в этом музее можно увидеть? Как вы думаете?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в музей. Этот музей непростой. Мы увидим, в каких домах жили люди раньше, где живут сейчас, поговорим о людях, которые строят нам такие замечательные дома.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путь?
Дети: Да, готовы.

Психогимнастика.
Цель: способствовать развитию общей моторики; умению ориентироваться в пространстве; эмоционально включаться в двигательную активность.

Воспитатель: Идём по извилистой дорожке, она очень узкая, поэтому идём осторожно, спинка прямая, смотрим вперёд (приставным шагом). Но вот дорожка стала шире - идём свободно, расслабили руки и ноги. Вот на пути болото, перепрыгиваем с кочки на кочку. А теперь зашагали бодро и весело.
Дети: выполняют движения.
Воспитатель: Вот и конец пути, мы пришли с вами в музей. Ребята, а в музее никого нет. Давайте вспомним, кто встречает посетителей в музее?
Дети: Экскурсоводы.
Воспитатель: А кто такие экскурсоводы?
Дети: Экскурсовод - это человек, который водит по музею посетителей. Он очень интересно рассказывает о музейных экспонатах.
Воспитатель: Правильно, а ещё их называют гидами.
Воспитатель: А вот и первый зал, в котором мы совершим путешествие в прошлое жилища. В музее всегда порядок, а здесь все экспонаты разбросаны и перепутаны. А вы, ребята, хотите помочь навести порядок, расставить всё на свои места? Тогда мы с вами превращаемся в экскурсоводов.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».
Цель: закрепить знания детей об истории жилища, упражнять в умении объяснять свой вы-бор, отвечать полным ответом, чётко проговаривая звуки.

Дети рассматривают картинки, называют, что на них изображено.
Воспитатель: И первым экспонатом в этом зале будет …
Дети расставляют картинки по местам, объясняют последовательность расположения.
Дети: Пещера. Она служила первым жилищем человеку.
- Прошло время и люди стали жить в шалашах.
- Потом люди научились строить деревянный дом.
- Чтобы защитить себя от врагов люди стали строить замки.
- А сейчас, люди научились строить красивые современные дома.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, у нас всё получилось?
Дети: Да. Мы всё расставили по порядку. Мы не ошиблись.

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и расставили все экспонаты на свои места.


Воспитатель : Я вас приглашаю в следующий зал, чтобы совершить новое путешествие - путешествие по разным странам. На нашей планете живут люди разных национальностей: на равнинах и в горной местности, в жарких пустынях и среди вечных снегов - везде люди строят свои дома. Есть дома похожие друг на друга, а есть совсем необычные, их строили ещё в глубокой древности, но в таких домах живут и сейчас. Давайте посмотрим некоторые жилища, которые строят люди разных национальностей. А поможет нам совершить путешествие вот этот зонтик. На что он похож?
Дети: Он похож на нашу планету. Он тоже круглый.
Воспитатель : Возьмёмся осторожно за зонтик, закроем глазки и скажем ему волшебные слова:
1,2,3 – разные жилища нам, пожалуйста, покажи.
Дети произносят волшебные слова.
Воспитатель: А вот и экспонаты.

Дидактическая игра «Узнай и назови».
Цель: развивать монологическую речь, закрепить знания о жилищах людей разных национальностей.



Дети берут карточку, на которой написаны названия национальных домов; затем находят карточку с изображением дома.
Воспитатель: Чтобы поместить ваш дом на зонтике необходимо, как настоящие экскурсоводы рассказать о нём, а поможет нам вот эта схема:
- как называется этот дом;
- кто в нём живёт;
- из какого материала он построен.
Дети составляют короткие сообщения о национальных домах и размещают их на зонтике.



Воспитатель : И в этом зале экспонаты нашли своё место вот на этом замечательном зонтике. Молодцы!
Воспитатель: Хорошее получилось у нас путешествие? Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь перейдём в новый зал. Это зал современной архитектуры. Здесь мы поговорим о людях, которые строят для нас дома. У них сильные и умелые руки. А вы хотите, чтобы ваши руки были такими же сильными и умелыми.

Пальчиковая игра «Строим дом».
Цель: упражнять в умении координировать движения пальцев рук во взаимосвязи с речью.

Целый день тук да тук, - похлопывание ладонью правой руки по левой, от кисти к плечу.
Раздаётся звонкий стук. - похлопывание ладонью левой руки по правой, от кисти к плечу.
Молоточки стучат, - поколачивание правым кулачком по левой руке, от кисти к плеч.
Строим дом для зверят. - поколачивание левым кулачком по правой руке, от кисти к плеч.
Этот дом для белочек, - растирание правым кулачком левой руки, круговыми движениями
Этот дом для зайчиков, - растирание левым кулачком правой руки, круговыми движениями
Этот дом для девочек, - упражнение «Сороконожка», от кисти к плечу по правой руке.
Этот дом для мальчиков. - упражнение «Сороконожка», от кисти к плечу по левой руке.
Вот какой хороший дом, - поглаживание ладонью правой руки левую, от кисти к плечу.
Как мы славно заживём. - поглаживание ладонью левой руки правую, от кисти к плечу.
Будем песни распевать, - скользящие движения ладоней «Тарелочки»
Веселиться и плясать. - хлопки в ладоши.

Воспитатель: Ребята, а какие бывают дома? Внимательно слушайте друг друга, чтобы слова не повторялись.
Дидактическое упражнение «Скажи какой?».
Цель: упражнять в умении подбирать слова признаки, образовывать сложные слова, обогащать и активизировать словарь прилагательных.

Дети: каменные, деревянные, старые, новые, современные, удобные, большие, крепкие, прочные, кирпичные, панельные.
Воспитатель: А если в доме много этажей, то это какой дом – многоэтажный, один этаж - …, много квартир - … , много подъездов - …
Воспитатель: Давайте вспомним, кто же строит такие замечательные дома.

Пальчиковая игра «Строители».
Цель: развивать мелкую моторику, координировать речь с движениями пальцев рук.

Рядом с нами, за углом, - скользящие движения ладонями
Дружно строят новый дом: - удары кулачками друг о друга
Каменщик, маляр, электрик, - соединить ладони, касание пальчиков друг друга
Плотник, кровельщик,
Сантехник. - соединить пальцы в замок. Упражнение «Дом»

Дидактическое упражнение «Послушай и повтори».
Цель: развивать чувство речевого ритма, слуховое внимание, силу голоса.

Воспитатель: Вот и закипела работа. На стройке все работают дружно.
Пила тоненько поёт: «Вжи, жи-жи, жи-жи-жи»
Кисть грубо скребёт: «Ших-ших, ших-ших, ших-ших»
Молоточки стучат:
- маленькие: «тук-тук, тук, тук-тук»;
- большие: «ТУК, ТУК ТУК, ТУК».
Дети повторяют.
Воспитатель: Поработали все вместе, и получился вот такой замечательный дом.
А вы хотите сами построить дом.
Если строить новый дом,
Чтобы люди жили в нём,
Нужно знание иметь
И профессией владеть.
Воспитатель: В музее есть волшебная палочка. Если взмахнуть палочкой, то вы превратитесь в людей разных профессий. А каких послушайте.

Индивидуальная работа.
Цель: совершенствовать навык чтения, автоматизировать звуки.

Прочитать слово: АРХИТЕКТОР, ПЛОТНИК, КАМЕНЩИК, КРОВЕЛЬЩИК.
Назвать профессию по опорным словам:
- Человеку этой профессии нужны кисть, ведро, краска.
- Человек этой профессии работает на экскаваторе.
- Человеку этой профессии нужны отвёртка, провода, лампочки.
- Человеку этой профессии помогает в работе подъёмный кран.
Дети находят картинку, соответствующую профессии, и её место на панно.

Дидактическая игра «Найди своё место»
Цель: развивать пространственную ориентировку, логическое мышление.

Воспитатель: Давайте, назовём ещё раз профессии, которые изображены на рисунке. Как можно их назвать одним словом?
Дети: Строители.



Воспитатель: Ребята, у нас остался последний зал. Давайте прочитаем, что здесь написано.
Дети читают надпись.
Воспитатель: Правильно: «Дом, в котором я живу!». Но этот стенд пустой. Как вы думаете почему?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Да, стенд в музее новый, поэтому ещё пустой. Но один художник уже нарисовал дом. Он долго трудился, посмотрите, что же у него получилось.

Дидактическое упражнение «Что не так?»
Цель: развивать зрительное внимание, целостное восприятие предмета.


Дети: Этот дом без... крыши, фундамента, окон, дверей, стен.
Воспитатель : А вот его последняя работа, давайте проверим, ничего не забыл нарисовать художник.


Дети рассматривают, называют части дома.

Дидактическое упражнение «Назови правильно»
Цель: закрепить знания о частях дома.

Воспитатель : Как вы считаете, найдётся место этой работе в музее?
Дети: Да, у этого дома есть всё. Этот дом нарисован правильно. Художник ничего не забыл.
Воспитатель : Попробуем её поместить на стенде.
Воспитатель незаметно меняет лист.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а рисунок стал цветным. Настоящее волшебство. Эта работа нашла своё место.


Воспитатель: Сейчас, мы с вами живём в красивых современных домах. Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме. А хотите рассказать про свой дом?
Дети выражают согласие.
Составление рассказа о своём доме.
Цель: способствовать развитию связной речи, умению формулировать мысли полными, развёрнутыми предложениями; упражнять в умении планировать свой рассказ.

Воспитатель: А помогут нам схемы. Давайте вспомним, что они обозначают.



1. Назвать улицу, где находится ваш дом.
2. Назвать материал, из которого сделан дом.
3. Сколько в доме этажей?
4. Подъездов?
5. Какая у дома крыша?
6. Какой ваш дом, чем он вам нравится.
Дети составляют рассказы.
Воспитатель: Какие замечательные у вас получились рассказы, полные, красивые. Мы сразу же представили, кто в каком доме живёт.
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия.
Рефлексия.
Цель: самооценка результатов собственной деятельности.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у нас получилось быть экскурсоводами? Что мы с вами сделали? Что больше всего понравилось? Что вам показалось трудным?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы были замечательными экскурсоводами, внимательными и находчивыми. Старались говорить полными предложениями, чётко выговаривать слова. Молодцы! И вам заслуженно вручаются вот такие значки «Юному экскурсоводу».
Конспект игрового занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Посуда