Красота Оладьи Стрижки

Как изменился Пьер после плена? Нравственные искания Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир Судьба пьера после плена

И поэтому его образ крайне важен для нас. В этой статье мы посмотрим на Пьера Безухова через призму трех событий или цепочек разных происшествий: это приход Наполеона к престолу, Бородинское сражение и поговорим о плене. Более вы также можете прочитать на нашем сайте.

Приход Наполеона

Франция находилась в состоянии тревоги и неуверенности в будущем. Все высшее общество было поглощено этими мыслями, а то, что Наполеон пришел к власти, сильно повлияло на умы молодых и пожилых людей. Молодежь восхищалась образом великого полководца, многие считали его образцом. Когда мы говорим о Пьере Безухове в романе "Война и мир", стоит сказать, что он тоже был восхищен тем, что делал Наполеон, его личностью и его талантом, и трудно было понять Пьеру, почему находились люди, препятствующие императору, творящему великую революцию.

Одно время Пьер даже хотел принять присягу, чтобы стоять на стороне Наполеона, но этого так и не произошло. Мыслимым подвигам и достижениям на пользу революционному движению Франции пришлось рухнуть в душе Пьера. В 1812 году, когда идеалы были потеряны, Пьер стал презирать Наполеона и даже возненавидел его. Вместо обожания этой личности Пьер решил, что должен сам уничтожить этого врага, тираническое господство которого принесло лишь беды родной земле. Если посмотреть на этого героя Толстого в тот момент, можно сказать, что Пьер Безухов в романе "Война и мир" - это человек, одержимый желанием расправиться с Наполеоном. Причем, он верил, что этим он выполнит свою миссию на земле, и вот оно - его предназначение.

Пьер в Бородинском сражении

В 1812 году разразилась Отечественная война, и все устои общества поломались. Конечно, все это затронуло и Пьера, который до этого вел совершенно бесцельную и разгульную жизнь. Теперь же, чтобы послужить Родине, Пьер оставил всё и отправился воевать. И как же меняется здесь личность Пьера Безухова в романе "Война и мир"! Он столько искал себя, тщетно метался в поисках смысла в жизни, и тут ему представилась возможность сблизиться с солдатами - выходцами из простых людей, дать жизни другую оценку. И во многом это стало возможно благодаря Бородинскому сражению.

Солдаты в основном были настоящими патриотами, и это было не фальшиво и не наигранно. Они готовы были пожертвовать жизнью ради отечества и Пьер увидел все ужасы войны и настрой простых солдат. Пьеру вдруг начинает открываться понимание тех вопросов, которые мучают его столько времени. Оказывается, все так понятно. И Пьер Безухов хочет, идя за появившимся незнакомым чувством, дышать полной грудью и отдать жизни все сердце.

Пьер Безухов в романе "Война и мир" - плен

Лев Толстой продолжает показывать становление личности Пьера, и то, что происходит с ним дальше, в полной мере закаляет его и формирует зрелые взгляды на жизнь. Пьер Безухов попадает в плен, и французы учиняют ему допрос, оставляя жизнь. Однако некоторых других пленных казнят, и Пьер после этого почти сходит с ума. Встреча Безухова с человеком по имени Платон Каратаев помогает герою обрести гармонию в душе.

Хотя барак тесен, в теле физическая боль и гнетут переживания, Пьер Безухов вдруг понимает, что он действительно счастливый человек. Что-то изменилось в его сердце, он переоценил идеалы и по-другому взглянул на все вокруг. В итоге французы убивают и Платона Каратаева, который подарил Пьеру возможность посмотреть на жизнь правильно. Герой безумно страдает, а вскоре его освобождают из плена партизаны.

Напоминаем, что полную характеристику Пьера вы можете прочитать . А в данной статье мы рассмотрели тему: Пьер Безухов в романе "Война и мир".

Одним из главных персонажей романа Л.Н.Толстого «Война и мир» является Пьер Безухов. Его образ ярко выделяется среди других героев эпопеи. В лице Безухова автор изображает представителей передовой интеллигенции начала XIX века, для которых характерны духовные искания, поскольку они не могли больше жить в среде загнивающей системы самодержавия.

В ходе повествования образ Пьера меняется, как меняется смысл его жизни, когда он, наконец, приходит к высшим идеалам.

Мы знакомимся с Безуховым на вечере у Анны Павловны Шерер: “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. Внешняя характеристика героя не представляет ничего интересного и вызывает лишь ироническую улыбку.

Безухов – чужой в этом обществе, ведь наряду с его нелепой внешностью у него “умный и вместе с тем робкий, наблюдательный и естественный взгляд”, который не видит в великосветском салоне ни одной живой души, кроме “механических” гостей хозяйки салона.

Получив огромное наследство, Пьер все равно остается в этом обществе, даже, напротив, он еще больше погрязает в нем, женившись на холодной красавице Элен Курагиной.

Однако все в нем противится светскому обществу. Главная черта характера Пьера - его доброта. На первых страницах романа герой простодушен и доверчив, в своих поступках он руководствуется зовом сердца, поэтому порой бывает импульсивным и горячим, но в целом отличается щедростью души и пылкой любовью. Первым жизненным испытанием становится для героя измена Элен и дуэль Пьера с Долоховым. В жизни Безухова наступает глубокий духовный кризис. Герой принимает решение вступить в масонскую ложу, ему кажется, что идея всеобщего братства, непрерывная работа над внутренним миром – в этом и есть смысл жизни. Но постепенно Пьер разочаровывается и в масонстве, ведь дальше анализа собственного душевного состояния дело не идет. Однако Пьер продолжает искать смысл жизни, желая быть полезным миру.

Огромное влияние на взгляды героя оказала встреча во французском плену с Платоном Каратаевым, простым солдатом. Присказки и поговорки, которыми насыщена речь Каратаева, значат для Безухова больше, чем отстраненные премудрости масонов.

За время плена Пьер Безухов становится терпеливым, он стойко переносит жизненные тяготы и невзгоды, а также начинает переоценивать все события, происшедшие с ним до этого: “Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь”.

После плена Пьер чувствует себя духовно свободным, меняется его характер. Изменилось и отношение к людям: он желает понять людей, в каждом увидеть что-то хорошее.

По-настоящему счастливым становится Пьер в браке с Наташей Ростовой. В эпилоге романа Безухов предстает перед нами как счастливый семьянин, отец четверых детей. Герой обрел свое счастье, душевный покой и радость. Конечно, Безухова интересуют общественные вопросы, которые касаются не только его личного счастья. Своими мыслями он делится с Николаем Ростовым, братом жены. Но политическая деятельность Пьера остается за кадром, мы прощаемся с героем на позитивной ноте, оставляя его в кругу семьи, где он чувствует себя совершенно счастливым.

Одним из ярчайших шедевров в русской прозе является роман-эпопея «Война и мир». Четырехтомное произведение, которое отличается разноплановостью сюжетных линий, разветвленной системой персонажей, количество которых достигает пяти сотен героев, является прежде всего не только отражением картин исторической действительности, а романом идей. К окончательному варианту произведения Толстой шел путем идейных и сюжетных исканий, что напоминает и образ Пьера Безухова «Война и мир» Толстого.

Идейные искания автора и героя

Изначально Лев Николаевич не планировал писать историю данного персонажа, создав его в образе декабриста, борющегося за гражданскую равность и свободу. Однако постепенно по ходу осмысления исторических событий и написания романа идейная направленность Толстого меняется. В финале произведения мы четко видим, что истинную сущность предназначения деятельного героя заключается не в борьбе, а в обретении духовной гармонии и личного счастья через сближение с народом. Свои идейные поиски Толстой отразил через образ главного героя – Пьера Безухова.

Развитие образа Пьера Безухова

В начале произведения герой противопоставляется современному ему высшему обществу, в котором господствует неискренность, лесть, поверхностность. Молодой же Безухов с первых страниц романа предстает открытым и честным человеком, который во что бы то ни стало пытается найти истину и свое призвание в жизни – такова характеристика Пьера в романе толстого «Война и мир».

Внезапно оказавшись богатым, Пьер становится жертвой собственного материального положения и попадает в путы несчастливого брака. Женитьба на Элен Курагиной заставила разочароваться Пьера в духовности и чистоте института брака и семьи. Пьер все же не опускает рук. Он старается найти свое место в жизни, чтобы делать добро, помогать людям, чувствовать свою необходимость обществу. Он верит, что обязательно найдет свое правое дело: «Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда». Эти стремления стали причиной вхождения героя в ряды масонского движения. Проникнувшись идеями равенства и братства, взаимопомощи и самопожертвования, Пьер с высокой идейной страстью разделяет взгляды масонства. Однако и этот период его жизни принес разочарование. Герой снова оказывается на распутье.

Чтобы он ни делал или ни помышлял, было вызвано желанием осуществлять деятельность, полезную для общества, для России. Шансом наконец поступить правильно и послужить своему народу стала для него война 1812 года. Главный герой романа «Война и мир» Пьер Безухов с прежней страстью и рвением загорается идеей разделить участь своего народа и внести свою посильную помощь для общей победы. С этой целью он организовывает полк и полностью финансирует его обеспечение.

Не будучи военным, Пьер не может непосредственно участвовать в военных действиях, но и роль пассивного наблюдателя такому деятельному герою также не мила. Он решает, что именно ему необходимо осуществить важнейшую миссию, которая позволит избавить Россию от французских захватчиков. Отчаянный Пьер задумывает покушение на самого Наполеона, которого некогда считал своим кумиром. Идя на поводу у своих пылких идей, Безухов не задумывается о возможных последствиях. В конечном итоге его план провалился, а сам герой попал в плен.

Осознание сущности истинного человеческого счастья

Наступает очередная пора разочарований. На этот раз герой всецело разочаровывается в вере в людей, в доброту, в возможность взаимопомощи и дружбу. Однако встреча и беседа с Платоном Каратаевым полностью изменяет его мировоззрение. Именно этот простой солдат оказал максимальное влияние на перемену взглядов героя. Простота и некая примитивность речи Каратаева сумела раскрыть всю духовную мудрость и ценность человеческой жизни больше, чем замысловатые масонские трактаты.

Таким образом, пребывание Пьера в плену стало решающим в формировании его гражданского и личностного сознания. Наконец, Пьер осознает, что сущность счастья на самом деле была так проста и всегда находилась на поверхности, он же искал ее смысл в философских глубинах, личных страданиях, стремлениях к активным действиям. Герой осознал, что истинное счастье – это иметь возможность духовной и физической свободы, жить простой жизнью в единстве со своим народом. «Есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их». Осознание таких простых человеческих ценностей привело, наконец, главного героя к душевному равновесию, внутренней гармонии и личному счастью.

Осуществление идеи романа героем

В конце своих идейных исканий автор награждает Пьера жизнью в атмосфере настоящей семейной идиллии. Герой наслаждается спокойствием и счастьем, окруженный заботой любимой супруги и счастливыми голосами четырех детей. Образ Пьера Безухова является олицетворением героя, через духовые и идейные искания которого и путь их осознания раскрывается главный замысел произведения.

Как видим, подобно Пьеру Безухову автор и сам отрекается от своих первоначальных убеждений. Так, в основе романа «Война и мир» главной идеей стало не служение гражданскому долгу или участие в общественных движениях. Главная мысль произведения и моего сочинения на тему: Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир», – в изображении идеала человеческого счастья в семейном кругу, в жизни на родной земле, в отсутствии войны, в единстве со своим народом.

Тест по произведению

Меню статьи:

Вы когда-нибудь замечали, что есть такие люди, у которых получается хорошо все, за что они берутся, они могут всегда найти интересную тему для обсуждения, у них хорошо выражено чувство стиля и такта, а движения полны грациозности? Самое обидное, пожалуй, в этой ситуации, что зачастую такие люди не прикладывают никаких, или минимальное количество усилий, чтобы добиться такого результата. А иногда бывает все наоборот – человек много работает над собой, но ощутимых результатов не видит. Герой романа Л. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов относится как раз к представителям второго типа людей.

Первые впечатления

Для начала разберемся, кто такой Пьер и какое положение он занимает в обществе. Его отец – граф Кирилл Безухов – знаменитый екатерининский вельможа. На момент начала романа, он находится при смерти. «Мне его жалко, как человека» – говорит, проявив чувство жалости, Пьер о своем больном отце. Пьер не рожден в официальном браке – он незаконнорожденный, но, это не уменьшает его значимости для графа и общества – у графа Безухова все дети незаконно рождены. Пьер находился 10 лет на воспитании за границей, по возвращению домой он приезжает в гости к Анне Павловне, где «и был первый раз в обществе». Здесь читатель впервые знакомится с этим героем.

«Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке» – его вид немного пугает окружающих. Дело здесь вовсе не в его костюме, а в телосложении. На лице хозяйки застыло изумление и беспокойство, которое «выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту».

Он никогда не бывал в обществе и поэтому не знаком со многими порядками и правилами. Он часто попадает в неловкие ситуации, не может сразу понять значение некоторых намеков. Так, например, он «не дослушав слов собеседницы, ушел» или начал размышлять о чем-либо, не поняв, что человек хочет покинуть его общество.

При каждом появлении в свет, Пьер чувствует себя ребенком – он знает, что перед ним находятся представители интеллигенции, высшего общества, поэтому « все боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать» и терялся.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Освоиться в обществе ему помогает Андрей Болконский – давний друг, с которого Пьер не сводил « радостных, дружелюбных глаз». Встреча в свете с Пьером была так же радостна и для Андрея.

Все отмечают, что, несмотря на свой довольно непривлекательный внешний вид, Безухов неплохой человек, он наделен множеством положительных качеств, да и в целом добрый и милый малый.

Однако его стремление найти истину в обсуждении чего-либо, расставить все точки над «і» играет с ним злую шутку – часто он перегибает палку, пытается продолжить разговор, чтобы достичь желаемого результата, тогда, когда это не совсем корректно по отношению к собеседникам. Он сторонится женского общества, хотя и не избегает его совсем и предпочитает обсуждать серьезные темы, поэтому его считают чудаковатым невеждой.

Новый период в жизни и первые разочарования

Со смертью старого графа для Пьера начинается новый период жизни. Граф называет его наследником. Свалившееся на него богатство становится причиной испытаний и трагедий.

В одно мгновение, этот медведь, над которым подтрунивало общество и с трудом принимало его отличительное поведение от общепринятого, получил «сорок тысяч душ и миллионы». Благодаря этому, Пьер стал самым желаемым гостем в любом доме и любой компании. Многие мечтают породниться с ним, выдав замуж за него дочь.

Неожиданный поворот событий с наследством Безуховых стал причиной разочарования и уныния князя Василия, ведь он сам претендовал на эти богатства, а в результате наследником был объявлен не он, а Пьер.

Утраченная возможность легко обогатиться не дает покоя князю. Он находит выход из ситуации – выдать замуж свою дочь Элен за Пьера и таким образом получить доступ к деньгам.

Обмануть молодого Безухова не составляет особого труда – он доверчив, искренне верит в бескорыстность людей. У него нет опыта общения с высшим обществом, он мало что знает о порядках и жизненных принципах этих людей. Пьер – милое, доброе, простодушное дитя, которое верит в то, что мир добр и желает ему добра, ведь он сам желает всем добра. К тому же он самого детства знаком с князем Василием и его дочерью Еленой, это стало еще одной причиной, почему умный, рассудительный молодой человек не заметил подвоха и решился на женитьбу. Можно сказать, что Пьер стал заложником ситуации – князь обставил все так, что Безухова начали считать женихом Елены еще задолго до того, как сам Пьер созрел для этого шага. Узнав о ходивших в обществе слухах, ему ничего не остается, как жениться: «он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых».


Сомнения о правильности своего решения не покидали Пьера до самого последнего, но он не стал прислушиваться к своему внутреннему голосу: «какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге».

Брачный союз с Курагиной разрушил все постулаты Пьера о семейной идиллии и гармонии. Он осознал, что стремление к семейной жизни предпочитают далеко не все, а обеты, данные у алтаря, часто становятся пустыми словами. Он понимает, что как муж он не состоялся. Его жена избегает близости с ним. Елена «засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей». При этом, став светской львицей, она не чуждается ласки других мужчин. В скором времени слухи о ее любовных похождениях не обсуждал только ленивый. Пьер становится предметом насмешек и сожаления. Он слишком доверчивый, именно поэтому, а не по причине глупости, он не допускает мысли об измене жены, даже тогда, когда это становится очевидным. Некий доброжелатель приподымает пелену с его глаз: «анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него». Сложно сказать чем было продиктован позыв к такому действию – жалостью к Пьеру, или желанием насолить Долохову.

Но даже после этого, у Безухова возникают сомнения. «Что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены» – не клевета ли это думает Пьер. Он долго размышляет об этом во время обеда и так бы ничего не решил, если бы Долохов не взял лист, предназначенный Безухову. «Что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им» –Пьер вызывает Долохова на дуэль.

После выстрела, увидев, что его противник ранен, он, забыв обо всем, в том числе о ненависти и злости, испытывающие по отношению к этому человеку, «едва удерживая рыдания, побежал к Долохову». Как видим, даже в таких ситуациях добрые порывы в нем берут верх.



После дуэли Элен с негодованием высказывает свое мнение по этому поводу мужу. Пьер в начале разговора был «как заяц, окруженный собаками», но поведение жены, ее обвинительная речь в сторону Безухова. Да и, пожалуй, факт отрицания наличия любовника (теперь Пьер поверил, что он был слеп, а Елена развратна) приводят его в бешенство. «Я тебя убью! - закричал он, и схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее. Лицо Элен сделалось страшно; она взвизгнула и отскочила от него. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!» - таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик».

Но его злость длилась не вечно, со временем он опять начинает жить вместе с ней, хотя отношение к нему Елены не поменялось.

Благодаря ее любовным связям, Пьеру дали чин камергера, «и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе».

Смерть Елены, после шести лет супружеской жизни, дала возможность Пьеру испытать себя в семейной жизни еще раз. На этот раз его выбор был продиктован не страстью и внушением общества, а глубокой любовью, к тому же взаимной.

Наташа Ростова – его жена, находит счастье в семейной жизни – в конце романа она мать четверых детей. Забота о них и о муже приносят ей удовольствие. Она, как и Пьер, обжегшись однажды, все же смогла обрести счастье и умиротворение.

Общественная деятельность

Полностью разочаровавшись в семейной жизни. Пьер пытается реализовать себя в общественной деятельности. Наиболее приемлемым для этого он выбирает деятельность в масонской ложе. Но и здесь он не находит себя – его здесь чтут только за возможность пожертвовать большие сумы, которые не всегда идут на то, что планировалось. Члены ложи далеки в реальной жизни от тех истин и правил, которые они должны соблюдать и проповедовать. Пьер понимает, что это обман.

После освобождения из плена, он становится членом тайного общества, пытается реинкарнировать окружающий мир, искренне веря, что, при наличии единомышленников, ему удастся добиться изменений на лучше.

Война и Пьер

Безухов решает вникнуть в сферу военного дела. Он не военный человек по своему виду деятельности, поэтому принимать лично участие в военных событиях он не может. Понимая всю абсурдность и несовместимость его данных и войны, он, так как другого ему ничего не оставалось (для высшего общества он был посмешищем, в семейной жизни – обманутым мужем, а в масонской ложе – кошельком с деньгами и ничем более) он остается на той войне, где его враг известен и менее коварен, чем цивильные интриги и козни.

Пьер оказывает финансовую поддержку созданному по его инициативе полку. После Бородинского сражения, свидетелем которого он стал, его взгляды меняются. Теперь, некогда боготворимый им Наполеон, стал персоной вызывающей отвращение и ненависть. Пьер задумывает покушение на императора. Естественно, что Безухову, который не имеет навыков стрельбы, да и в целом малознаком с военным делом, это непосильная задача, его план проваливается, а сам Пьер попадает в плен.

Общение здесь с Платоном Каратаевым, таким же пленным, как и он. Открыло ему глаза на многие истины, заставило по-другому взглянуть на обыденные вещи. Платон был представителем крестьянства, и никогда не входил в высшее общество, поэтому его жизненные принципы далеки от великосветских постулатов о жизни и необычны для Пьера. Общение с Каратаевым приводит Пьера к мысли, что счастье находится в самом человеке и, чтобы его обрести, нужно просто не изменять своим душевным принципам, жить в единении с природой и народом. В плену Безухов осознает, что его гонка за поисками смысла жизни была бессмысленной.

Таким образом, Пьер Безухов – персонаж, наделенный положительными качествами. Он добр, сердечен, не способен долго держать обиду, хотя и не мягкотел, умеет постоять за себя, способен на подвиг и самопожертвование, часто бескорыстно помогает другим. В конце романа он, испытав множество разочарований и горестей, становится не только умным (каким его автор изобразил в начале романа), но и мудрым человеком.

Пьер Безухов в плену

(по роману "Война и Мир")

Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.

У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.

Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они... они все время до конца были тверды, спокойны”... - подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону... "Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.

Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».