Красота Оладьи Стрижки

«Характеристика Аси по одноименной повести И. Тургенева. Разработка урока по литературе. Тема: "И.С. Тургенев "Ася". "Тургеневская" девушка в повести. Образ Аси" Описание повести ася

Русский лирик Иван Тургенев написал много трогательных произведений. - романтичная повесть о несбывшейся любви. Главная героиня – необычная юная девушка, которую все называют Асей. Можно говорить о некотором сходстве этого образа с реальной девочкой, которую знал автор – незаконнорожденной дочкой его дяди.

Ася – олицетворение непосредственной юности, настоящей красоты. Вместе с этим это очень сложный образ.

Главный герой произведения – некий Его личность остается не рассекреченной, хотя именно от его лица написано все произведение. Автор словно уходит в тень, делая своего героя повествователем. Таким образом, читатели воспринимают события через призму его воспоминаний. Господин Н. на момент рассказа уже зрелый человек, но его до сих пор волнуют воспоминания двадцатилетней давности. Когда ему было 25 лет, он путешествовал по миру, изучая людей. В одном немецком городке на празднике он знакомится с молодым красивым юношей Гагиным и девушкой Асей. Они тоже были русскими, и поэтому стали общаться.

Ася сразу кажется читателю таинственной особой. Ее верхняя часть лица прикрыта шляпкой, и поначалу девушка дичится господина Н. К тому же, рассказчик сразу же обращает внимание на то, как Гагин неуверенно назвал ее сестрой. Поэтому у героя зародилось сомнение относительно их родственных отношений.

Рассказчик отмечают красоту Аси и необычный характер. Удивительным казалось то, каким разным могло быть ее лицо. Детская непосредственность могла резко смениться на зрелую тоску и задумчивость. Ей всего 17 лет, но она уже задумывается о своем предназначении в жизни, мечтает о трудном подвиге. Ася сторонится праздности, ей чужды трусость и ложь. Избыток жизненной энергии заставляет ее совершать невинные шалости.

Сложность характера Аси можно объяснить ее происхождением. Она – незаконнорожденная дочь отца Гагина и бесправной крестьянки. Судьба складывается драматично, и героиня остается на попечении своего сводного брата . Девушка пытается найти свое место в обществе, и ни в чем не хочет уступать барышням благородного происхождения.

Господин Н. замечает в Асе не только красоту, но и возвышенность поэтичной души. Но так же его пугает ее своенравный характер. Герой боится быть с девушкой столь непредсказуемого нрава. Поэтому когда Ася признается ему в любви, он растерян, хоть и польщен. Он рассказывает о чувствах Аси ее брату. Гагин далеко не глуп и понимает, что господин Н. вряд ли захочет жениться на юной девочке. Главный герой поступает рассудительно с его точки зрения, однако на деле он просто боится брать ответственность. Логика ему подсказывает, что Ася в качестве жены будет доставлять ему проблемы. Разговаривая с девушкой, он ведет себя холодно и даже обвиняет ее в излишней прямоте. Главная героиня принимает решение уехать и никогда больше не видеться с возлюбленным. Она поняла главное – его трусость и расчетливость не уживутся с ее смелостью и мечтательностью. Господин Н. нашел утешение в других женщинах, но так и не забыл необычную девушку Асю.

Ася, или Анна (настоящее имя девушки, хотя Тургенев упорно её называет именно Ася), - героиня одноименной повести. Она предстает с первых страниц повести перед нами, как юная девушка, впервые познавшая чувство всепоглощающей любви. Этот путь от нескладного угловатого подростка к познавшей всю горечь разочарования женщине раскрывает перед нами писатель.

Характеристика героини

После опубликования повести исследователи творчества Тургенева предавались спорам о том: а существовали ли на самом деле девушки, описанные в его произведениях, или же все они - плод только лишь его воображения. Но даже если верно второе предположение, то созданный им на страницах произведения образ поражает своей глубиной и реализмом.

Читая главу за главой о том, как раскрывалась влюбленность Аси, ловишь себя на мысли, что именно так и происходит все в жизни, когда отсутствие жизненного опыта заставляет девушку наощупь находить тот самый образ, что покорит ее возлюбленного. То, что вначале Н.Н. принимал за взбалмашность, на деле оказалось попытками уловить отклик в душе его еще совсем девочкой.

Самыми верными характеристиками Аси можно считать честность и открытость, так несвойственные светскому обществу. Ее натура богато одарена от природы, но при этом не испорчена воспитанием, принятым тогда в обществе. Свободно разговаривая не только на русском, но и на немецком и французском языках она могла быть абсолютно естественной, а могла мгновенно преобразиться, изображая солдата или горничную. Простота, искренность, чистота чувств покоряют в ней Н.Н.

Встречу главных героев можно назвать абсолютно случайной, закономерной их взаимную симпатию, как людей, схожих по образу мыслей, воспитанию, происхождению. Но расставание поспешное, скомканное, оставившее в душе Н.Н. незаживающий след - скорее неожиданным, ведь кроме предрассудков иных причин для него нет. И все же именно они перевешивают в итоге и разводят героев по разным городам, а потом и странам.

Образ героини в произведении

Красота Аси привлекает не меньше, чем ее необычный, даже нестандартный характер. Стремление эпатировать часто берет верх над здравым смыслом. Еще час тому назад по-детски веселая и непосредственная она могла показать совсем взрослую серьезность и задумчивость. Девушке только 17, но она мучается мыслями о собственном будущем. Ей хочется подвигов, но действительность строго очерчивает рамки допустимого и дозволенного. Шалость - вот, что можно, когда душа требует вырваться из плена праздности.

Сложность характера Аси вполне объяснимая, если вспомнить о ее происхождении. С самых ранних лет ей приходится жить в разрывающем сознание противоречии - отец дворянин, мать служанка. Незаконнорожденная, но признанная и любимая дочь - вот кем она стала для отца. Для брата желанной и нежно любимой сестрой. А что же Н.Н.? Гагин убежден - будущего у них нет, так как не сможет его приятель переступить через предрассудки и жениться на девушке с такой историей. Встреча, специально подготовленная Асей, где она вручает себя любимому и шепчет: «Ваша», заканчивается так, как и предрекал брат.

Молодой человек испугался взбалмашности характера и неуправляемости девушки, но при этом не объяснился с ней напрямик, но предпочел обвинить Асю в том, что не стала она таиться от своего брата. И только обнаружив на следующий день исчезновение Гагина с сестрой смог он наконец осознать, что же в действительности влекло его день за днем искать встреч с ними.

Почему Ася практически сбегает? Ее честный и открытый характер не может смириться с расчетливостью и трусостью Н.Н. Смогла ли она забыть свою первую любовь? Автор полагает, что так в конце концов и произошло.

Главные героини Ивана Тургенева – это своенравные самобытные личности, честные, умные, способные на большое чувство. Во времена, когда жил автор, положение женщины обязывало ее быть покладистой и приличной. Другими словами, от женщин требовали соблюдения норм приличия, их роль — быть незаметным приложением мужа. Но героини книг этого автора – «не нормальны» для их общества, потому что они искренние, не умеют скрывать своих чувств, хотя, и не обделены умом. Такой тип женщины позже назвали тургеневским.

Ася – яркий пример тургеневской девушки, героиня повести «Ася». Ее образ полон прелестных противоречий, которые способны взволновать или напугать. Но главное ее качество – она честна с собой и окружающими ее людьми.

Происхождение героини

На момент повествования Асе 17 лет. Главный герой, скрывающий свое имя под инициалами Н.Н., знакомится с нею и ее братом на студенческом мероприятии заграницей. Автор разу подчеркивает загадочность девушки – шляпка прикрывала половину лица. Ася и ее брат внешне слишком разные, что вызвало подозрение у господина Н.Н. Однако, они действительно были родственниками. Но Анна (так по-настоящему звали героиню) стыдилась своего происхождения.

Она была дочерью помещика и простой крестьянки. Отец не отказался от незаконнорожденной дочери, и даже заботился о ее воспитании. Когда не стало родителей, опека над Асей перешла к старшему брату, Гагину. Между ними возникли теплые чувства. Ася училась в престижном пансионе, но так и не стала светской барышней. Ее открытой душе было чуждо светское лицемерие.

Внешность Аси

Читатель видит Асю глазами рассказчика, господина Н.Н. И это накладывает определенный отпечаток, ведь он влюблен в нее. По мнению героя, Ася очень миловидная особа: круглое лицо, маленький тонкий нос, темные вьющиеся волосы. Скорее всего, ее вряд ли можно было назвать настоящей красавицей, но в ней ощущалась внутренняя красота и огненная сила. Невысокая стройная фигурка героини казалась еще не полностью развитой. И кругленькие щечки тоже выдавали в ней еще ребенка. Но иногда ее взгляд и все черты так преображались, что Ася выглядела очень взрослой.

Интересная деталь во внешности – темные светлые глаза. Вначале это может показаться странным. Но такая странность во внешности подчеркивает общий неоднозначный образ девушки. Черноглазая девушка имела светлый взгляд, хотя иногда ее облик смотрелся дерзко из-за прищуренных темных глаз.

Характер героини

В характере Аси словно боролись две стихии: спокойная и дикая. Будучи от природы робкой, девушка старалась выглядеть более развязной. Ее огненная натура пыталась подавить стеснительность. И эта борьба часто проявлялась в странном поведении Аси. Она, то вела себя тихо, то капризничала, как ребенок, то и вовсе напоминала сумасшедшую. Особенно это проявлялось, когда она встретила господина Н.Н. и полюбила его. Но героиня была еще очень юной и не знала, как привлечь внимание более зрелого мужчины. И все же, именно она решилась на первый шаг и призналась в чувствах.

Господин Н.Н. тоже был влюблен, но боялся ответить взаимностью несовершеннолетней девочке. Не только возраст его пугал, но и дикая натура героини. Из-за долгих колебаний, рассказчик упускает свою любовь. Ася уезжает, сумев понять, что нерешительный господин Н.Н. ее не сможет оценить.

Разделы: Литература

Цели урока: углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки.

Оборудование: на доске написана тема урока; карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси», которые вывешиваются на доску в процессе беседы; для домашнего задания – иллюстрации с изображением девушек

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Завершим заполнение таблицы «Характеристика Аси». А сейчас мы обратимся к домашнему заданию.

II. Учет знаний.
1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
(«Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».)

2. Беседа по вопросам:
- какой облик складывается из этих характеристик?
(импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека);
- как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает: «Что за хамелеон эта девушка?»

III. Работа по теме урока.

1. Запись темы в тетрадь.
2. Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.
Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения?
Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, - думал я,- умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»
Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.

Карточка 2.
Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие?
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.?

3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория?
4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.»

(глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала».

5. Анализ прочитанного эпизода.

- о чем мечтает Ася?
(пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)

- о каких крыльях идет речь?
(герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.

- Как мечты Аси характеризуют её?
(Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.
С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств)

- Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.?
(Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).

6. Ответ по карточке №2.
(Работа по карточке №1 сдается учителю)

7. Обобщение ответа

Теория литературы
Такой портрет называется психологическим , т. е. раскрывающим особенности личности героя.
- В чем заключается психологизм портрета Аси?
(В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини)
- Что же происходит в душе девушки?
(Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…)

Учитель:
Основное представление о героине создают её поступки, поведение в различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси?
Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ
- Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю.
- Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини.
- Чем объясняется такое поведение?
(Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах)

8. Слово учителя
В 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».
Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье.
Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.
Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки»
Т.Л . Литературный тип – обобщенный образ.

- Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
(по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси» (приложение №1):
- Душа, которую невозможно не полюбить;
- Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
- устремленность в будущее;
- сильный характер, готовность к самопожертвованию;
- активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася»
9. завершение работы по заполнению таблицы «Характеристика Аси» (данную таблицу учащиеся начали заполнять на предыдущем уроке).
Самостоятельно сделать записи в таблице (во время работы звучит музыка)

ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ.

Портрет героини Нравственные качества О чем мечтает Обобщение, выводы

IV. Итог урока.
- Какие мысли и чувства вызывает у вас образ Аси?
Подведение итогов урока, выставление оценок.

V. Домашнее задание.
Выбрать и выполнить задание из предложенных:
1. Составить киносценарий полюбившегося эпизода;
2. Написать письмо Асе;
3. Из данных портретов выбрать тот, который соответствует вашему представлению об Асе. Объяснить свой выбор (