Красота Оладьи Стрижки

Деяния 13. Большая христианская библиотека. Iv. цель написания и тема

13:1 Пришла пора Савлу и Варнаве, организовавшим собрание в Антиохии, покинуть его. Невозможно вовеки топтаться на месте возле одного и того же собрания или человека: наставил на путь, поводил за руку какое-то время и отпускать надо, самостоятельно идти к Богу – таки каждому однажды придётся.

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: .. …
и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника….
Как видим, не пошёл Манаил по стопам рода Иродов – убийц, христианином стал, хотя и был совоспитанником Ирода Антипы Галилейского

13:2- 5 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
В 1 веке Бог Сам в некоторых случаях заботился о том, куда и кого из христиан посылать для проповеди. Назначив святым духом Своим Варнаву и Савла, Он побудил их идти в Селевкию и на Кипр, но проповедовали они там в синагогах иудейских, своим, значит, в основном. Исходили немало, весь остров Кипр пешком прошли, не за день, надо полагать, долго ходили, может и несколько месяцев.

Представили, как такое возможно: ведь надо где-то ночевать, что-то есть, причём, никто не знает, впустит ли в дом кто на чужбине или поганой метлой погонит. Вот были христиане! Ни дома, ни тыла, одна только проповедь на сердце и неизвестность – впереди. Много ли таких христиан наберётся у Иеговы Бога за 2000 лет?

3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. В ранней Церкви большое внимание уделялось посту и молитве: задания были серьёзные, работы - непочатый край, без сосредоточения исключительно на духовном - было не обойтись, пост помогал сосредоточиться на осознании важности исполнения воли Божьей, молитва подкрепляла посланников уверенностью в помощи Божьей.
Возложение рук в данном случае могло обозначать лишь подтверждение тому, что Варнаву и Павла на служение призвал Бог - для всех остальных членов Церкви, кто не слышал повеления Бога через слово святого духа.

5 Имели при себе и Иоанна для служения... - Иоанна - Марка, того самого, которого они взяли с собою из Иерусалима в Антиохию (12:25). Служение Марка могло быть разным, главное, что он помогал им справляться с выполнением их христианской миссии.

13:6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
Не всегда принадлежность к народу Иеговы и способность показывать чудеса говорят о том, что „чародей” – от Бога-Второз.13:1-3.
Ведь это Павел в Вариисусе лжепророка вычислил, а до этого все думали, что это пророк – настоящий, от Бога.

13:7,8 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.8 А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
Этот лжепророк пристроил седалище своё неплохо – у проконсула. Немало способов у сыновей дьявола, чтобы отвратить от веры, и даже люди разумные, каким был проконсул Сергий, попадаются на удочку их: либо чудесами и исцелениями уловляются, либо умными рассуждениями увлекаясь.

Ну пристроился удачно - и пристроился, и сидел бы себе тихо, когда проконсул решил слово Божье - от Павла и Варнавы послушать, глядишь - и отсиделся бы и дальше бы жил себе припеваючи, под Божьего прока маскируясь.
Так нет же – надо обязательно вмешаться и начать умничать в противостоянии Божьим словам: ну как же, ведь можно такую „крышу” в лице проконсула потерять, если он заинтересуется больше Павлом с Варнавой, чем им, ведь проконсул – муж РАЗУМНЫЙ, и ясно, что в состоянии ересь от разумных слов Божиих отличить.

А вот как Павлу удалось до такой важной персоны с проповедью христианской добраться - остаётся загадкой, недаром, как видно, именно ему выпало свидетельствовать пред царями и высокопоставленными вельможами: всё же высшее образование и обучение при ногах Гамалиила даром для него не прошло (22:3):

Проконсул Сергий Павел . Возможно, это был Луций Сергий Павел - должностное лицо в царствование Клавдия; он затем стал проконсулом (главой сенатской провинции) в Пафосе на Кипре (ср. 18,12). Палестина, напротив, была императорской провинцией, во главе которой стоял прокуратор, подотчетный непосредственно императору, а не сенату. (Женевская)

13:9-11 Павел вынужден был защитить слово Божье и разоблачил во всеуслышание лжепророка, разъяснив, что лжепророки – это сыны дьявола и враги всякой правды:

сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
Пути Господни - прямы, и предлагающие уклониться от них вправо или влево, сознательно, или нет - этим служат дьяволу независимо от того, осознают они это или нет.
И для того, чтобы показать превосходство силы Божьей – Павел при помощи святого духа ослепил волхва на время, для вразумления:

11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

Иногда, кроме как отрезвляющим «ударом в темечко»- вразумить противящихся или хотя бы остановить извержение ереси - иного способа просто нет. Сейчас конечно такого не происходит, но есть верное мнение, что те, кто будут пытаться противостоять помазанникам Божьим в распространении слова Божьего - непременно совсем ослепнут духовно и не смогут принять слово Божье для своего спасения.

У современных христиан, понятно, нет силы так эффектно противостоять сегодня противникам и доказывать свою правоту, поэтому зачастую бывает, что говорящим ложь -верят охотнее, ибо лжецы больше обещают и при этом ещё и дорогу в рай шире предлагают, да и усилий меньше у лжецов прилагать обещается. Но если благоразумно говорить и поступать будем, то те, кто не удобств личных, а именно Бога ищут - непременно смогут различить правду Божью, ибо об этом Дух Божий позаботится.

13:12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню
Проконсул был впечатлён, но, как оказалось, вовсе не чудом ослепления, а УЧЕНИЕМ Господним и уверовал в Христа, на что и возлагались надежды Павла.
Как видим, кто на что обращает внимание, тот тем и впечатляется.

Вот и выходит, что проповедовать слово Божье в присутствии противоречащих и любящих поспорить (лжепророков или просто из вредности противоречащих) - сложнее и может оказаться мало эффективно. Сначала от спорщиков полезно было бы избавиться приемлемым способом (поскольку ослепить нынче не удастся), и лишь затем появится шанс, что учение Господне в спокойной обстановке сможет проникнуть в сердца слушающих.
Вот почему самая эффективная проповедь - это проповедь в виде индивидуальной беседы.

13:13-15 Павел не задержался надолго у проконсула: дело сделано, проконсул обращён в веру, надо двигаться дальше, в Антиохию Писидийскую. Марк в этом путешествии их оставил, вернувшись в Иерусалим:
Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую ...
Эту Антиохию, расположенную в ста шестидесяти километрах к северу от Пергии, близ границы Фригии с Писидией, обычно называли Антиохией Писидийской, чтобы отличать ее от другой Антиохии, Сирийской. (Женевская)

Для начала они с Варнавой нашли там синагогу и присели послушать местных учителей:
14...и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

Что интересно, система обучения в синагогах позволяла говорить каждому, у кого было что сказать народу по слову Божьему (современным христианам так не жить):
Им просто предложили говорить и они воспользовались случаем: не стали чинить раздрай, вырываясь на сцену без приглашения:
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

Опять таки: во враждебной обстановке сеять слово Божье намного тяжелее, а воспринимать - ещё более тяжелее, ибо если и в мирной – дьявол выклёвывать семена истины умудряется, тем более для этого благоприятны ему раздоры и распри.

13:16-26 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.....
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

Прежде, чем Павел перешёл к кульминации проповеди о Христе, он подробно и от начала призвания Моисея напомнил Израилю хорошо знакомые истины, читаемые каждую субботу в синагогах, показав, что прекрасно ориентируется в законе Иеговы и истории Израиля, не чужак своим, значит, и не дилетант - настроил ухо слушателей на нужную волну.
Кроме того, он показал, что не на новом и не на чуждом Израилю основании строит, а на Моисее и пророках - на том, что им очень хорошо знакомо.

13:27-30 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.29 Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
Указав пророчества на Мессию, он показал и КАК они исполнились на Христе, но даже после упоминания о том, что свои же начальники из иудеев его убили - народ продолжал слушать, ибо Павел смягчил обвинение: они просто НЕ УЗНАЛИ его, не разглядели в нём царя Господня, потому такой вот конфуз с ними и вышел. Но всё хорошо, так и должно было быть по Писанию, Иисус снова жив, ибо воскрешён Богом, потому и послано всем слушающим - слово Божье о возможности спастись

13:31,32 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
Павел обратил внимание на то, что после воскресения Иисус являлся далеко не всем подряд, а только тем ученикам, кто был с ним от начала и до конца, ибо они имели возможность поверить воскресшему Христу, остальные – просто бы не верили и могли бы считать, что это не Христос воскресший, а просто духи развлекаются.
Теперь те, кто видел его как до, так и после воскресения – являются верными свидетелями его воскресения, готовыми всему народу подтвердить, что Христос жив. И, собственно, это основная благая весть для всего Израиля, ибо Бог благоволил исполнить обещанное для Своих детей в первую очередь.

13:33 ,34 как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.34 А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, [о сем] сказал так: Я дам вам милости, [обещанные] Давиду, верно.
Милости, обещанные Давиду - это обетование вечного престола (2Цар.7:16; Ис.9:7). То есть, после воскресения Иисус больше никогда не умрёт, как умирают люди в веке правления дьявола (не обратится в тление ). О том, что Бог позаботился об Иисусе, не давая ему увидеть тления, говорит и другое место Писания:

13:3 5-41 35 Посему и в другом [месте] говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.36 Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление;37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.
38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
Павел подытоживает проповедь, разъясняя ещё и суть событий по убийству и воскресению Христа: благодаря этому произошло искупление и прощение грехов всем, верующим слову Божьему о Христе.

39 и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. Иудеи при помощи закона Моисеева не имели возможности достичь той степени праведности, которая может дать жизнь вечную. Теперь же у всех, кто принимает Иисуса Христа как Мессию, эта возможность появилась.

40 Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:41 смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.
Даже после этих слов на удивление проповедь прошла мирно, Павел очень деликатно показал не очень приятные для слуха иудеев стороны, и слово Божье удалось посеять в них и в язычниках с Божьей помощью.

Как строилась проповедь апостола Павла? Цитата из Писания плюс толкование, разъясняющее отрывок от пророков. Такой же самый подход можно применять и для сегодняшней проповеди. Зачем изобретать велосипед?

13:42-44 При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители [Бога], обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. 44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
на проповедь Павла отреагировали многие и сами просили прийти ещё раз в субботу с проповедью. И Павел пришёл, почему - нет, если просят? Весь город собрался послушать Павла, слово Божье, которое говорил Павел, разнеслось слушателями за неделю так активно, что и Павлу необязательно было проповедовать, приглашая на следующую субботу.

Как видим, за алчущим и жаждущим узнать что-либо из Слова Божьего - не надо гоняться и уговаривать его на исследование Писания. Он САМ ищет возможность узнать, сам находит и время и силы, несмотря на заботы и проблемы.
Лукавят все те, кто говорят, что сегодня не хватает времени для чтения и исследования Писания, дескать, работа, семья, проблемы и прочие отговорки. Но на самом деле - не хватает всего лишь ЖЕЛАНИЯ.
Не думаем, что у язычников Антиохи Писидийской не было ни работы, ни семей, ни проблем житейских. Возжелали услышать слово Божье от Павла - и сразу время для этого нашли.

13:45 Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
Ну и понятно, зависть заела почтенных иудеев: на их проповеди столько народа никогда не собиралось.
Теперь они стали сопротивляться и противоречить Павлу, роняя авторитет слова Божьего и Павла заодно – противоречиями своими.
Распространённый метод сеять сомнения в слушателях, подрывая авторитет говорящего.

13:46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
Павлу не оставалось ничего, как разъяснить иудеям дальнейшее исполнение пророчеств на Христа: хотя они – первые, к кому благоволил Бог послать Христа, но Бог не будет сильно и долго их уговаривать: если не цените Его и сына Его вы, родные дети – то у Бога найдётся к кому обратиться, к язычникам: они с благодарностью оценят всё, что сделает для них Бог. Если заботу Отца не ценят родные – ну что ж, отныне родными Ему станут те, кто оценит Его заботу.
Это принцип преимущества детей по духу, ценящих заботу отца - пред детьми по плоти, пренебрегающими отцом.

13:47-49 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли.48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.49 И слово Господне распространялось по всей стране.
Язычники, понятное дело – несказанно обрадовались слову Божьему о них, и было чему радоваться: наконец, они - не второсортные люди в глазах Бога, как приучили их думать о себе иудеи.
Приняли слово Божье все, предуставленные к вечной жизни. То есть - это все, кто на тот момент был готов и морально и физически воспринять то, что говорил Павел о будущих замыслах Бога в отношении вечной жизни для человечества.

Но означает ли это, что все остальные - не предуставлены к вечной жизни? Нет, разумеется, ведь у каждого до смерти есть верная возможность сделать правильный выбор. Кто-то его раньше делает, а кто-то позже.

13:50 Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе [людей], воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов
Однако иудеи мало обрадовались такому повороту событий: как же, их славу и исключительность - только что развенчал какой-то там Павел! Самое интересное, что мужи иудейские спрятались за хрупкие дамские плечики в желании наказать апостола за такую дерзость.
Наверное, женщины обладают особым умением затевать качественные скандалы и подстрекать к бунту, если для того, чтобы противостать Павлу и Варнаве – иудеи прибегли к их помощи.
Там, где мужчина не справляется с поднятием бунта на корабле - и женщина сойдёт. «Шерше ля фам» - искать женщину не помешает во многих светопреставлениях и местного и мирового масштабов, начиная от ссор между друзьями из-за женщины и заканчивая войнами на смерть - по той же причине.

13:51,52 Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию
Павлу с Варнавой пришлось убраться по добру по здорову из тех пределов, но дело сделано: язычники призваны словом Божьим ко Христу, исполнились святого духа и радости от того, что их призвал Бог на служение, переживать не о чем и надо держать путь Христов дальше.
Не стали они пытаться оправдываться и доказывать, что иудеи, к примеру, неправы. Нет смысла вразумлять тех, кто настроен НЕ вразумляться. И н ет смысла топтаться на одном месте, когда ждут другие места. Тем более, если в этом месте, где топчешься - жить не дают.

Думаем, конечно, надо повторно в таких случаях возвращаться и через какое-то время снова людей навещать: как, собственно, сами апостолы и поступали в надежде на то, что со временем многие меняют свои личные религиозные убеждения по разным причинам и в следующий раз могут прислушаться к благой вести –Деян.14:21

52 А ученики исполнялись радости и Духа Святаго.
Однако оставляя после себя учеников Христа, которых Бог укреплял при помощи духа святого, можно было без особых беспокойств продвигаться дальше, что апостолы и делали.

Б. Возникновение церквей в Малой Азии (12:23 - 16:5)

1. САМООТВЕРЖЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ВАРНАВЫ И САВЛА (12:25 - 13:3)

Первое миссионерское путешествие главы 13-14)

Деян. 13:1 . Церковь в Антиохии стала опорным пунктом для Савла в его миссионерском служении. "Материнской" все еще оставалась церковь в Иерусалиме, но "миссионерской" сделалась церковь в Антиохии-на-Оронте. Кроме того, Петр более не играл в Церкви главной роли; ее взял на себя Савл (Павел). О космополитическом характере антиохийской церкви говорит "разнообразие" (с точки зрения географической, культурной и социальной) ее руководителей. Варнава был евреем с о. Кипр (4:36). Симеон тоже был евреем, темнокожим, судя по его прозвищу Нигер.

Это мог быть тот самый Симон Киринеянин (т. е. уроженец североафрнканского города Кирина), который нес крест Иисуса (Матф. 27:32; Мар. 15:21), но это - вопрос спорный. Из того же Кирина был Луций. Манаил был человеком из высших слоев общества, судя по тому, что воспитывался вместе с Иродом четвертовластником, т. е. с Иродом Антнпой, который обезглавил Иоанна Крестителя и издевался над Господом, когда Его привели к нему (Таблицу семейства Иродов в толковании на Лук. 1:5). Из этих двух "совоспитанииков" один стал врагом Господа, а другой - Его учеником! Перечисление завершается Савлом, иудеем, получившим высокое раввинское образование. Столь разные, все эти люди действовали, тем не менее, заодно.

Деян. 13:2 . Дух Святый выразил волю Божию через "пророков", которые были в аитиохийской церкви (стих 1). На страницах книги Деяний Апостолов Он довольно часто говорит к людям, руководившим Божией работой на земле (к примеру, 8:29; 10:19; 13:4). В данном случае Святой Дух заговорил к тем пятерым, которые перечислены, в стихе 1, когда они служила Господу и постились, и повелел отделить для Него Варнаву и Савла.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что и здесь для исполнения какой-то определенной работы призывались одновременно два человека. Савл, судя по Новому Завету, трижды на протяжении его жизни отделялся Богом - при рождении его (Гал. 1:15), по обращении его - как благовестник (Рим. 1:1), и теперь вот в Антиохии (13:2) - для исполнения некоей конкретной работы (в греческом тексте во всех этих трех случаях употреблен глагол "отделять" - апхоризоо).

Деян. 13:3 . Руководители церкви возложили руки на Варнаву и Савла и отпустили их. Это означало, что церковь солидарна с ними в предстоящем им служении и склоняется перед Божиим решением относительно них.

2. МИССИОНЕРСКИЙ ОБХОД МАЛОЙ АЗИИ (13:4 - 14:28)

а. На Кипре (13:4-12)

Деян. 13:4 . И снова подчеркивается, что "отделенные" антиохийской церковью были руководимы Духом Святым, Который послал их сначала в Селевкию (морской порт, примерно в 25 км. от Антиохии), откуда они отплыли на Кипр. В Ветхом Завете этот остров известен под названием "Киттим" (Быт. 10:4). Кипр был родиной Варнавы (Деян. 4:36), и поэтому, надо думать, он руководил их маленькой группой (третьим в которой был Иоанн Марк; стих 5).

Деян. 13:5 . Саламин являлся самым крупным городом в восточной части Кипра. Судя по тому, что Варнава и Савл проповедывали слово Божие в синагогах (а не в синагоге) Иудейских, там жило немало евреев. Говорить именно в таких "религиозных центрах", которые представляли собой синагоги, было весьма мудро, и вот почему: 1) Это давало возможность первым в том поколении услышать Благую Весть евреям (сравните Рим. 1:16; Деян. 13:46; 17:2; 18:4,19; 19:8). 2) Язычники, которые посещали синагоги, являли собой благоприятную "почву" для сеяния евангельского семени, потому что уже были знакомы с Ветхим Заветом и содержащимися в нем предсказаниями относительно прихода Мессии.

Иоанн Марк, племянник Варнавы (Кол. 4:10), был взят в эту группу в качестве помощника (сравните Деян. 12:25); в греческом тексте именно так и сказано, но что конкретно означало это хиперетен (помощник), можно только предполагать. Возможно, Иоанн беседовал с новообращенными, помогал при крещении (1-Кор. 1:14-17) и во всяком другом деле, когда возникала в этом нужда.

Деян. 13:6 . О результатах служения Варнавы и Савла в Саламине не говрится. Город Паф лежал километрах в 150 на юго-запад от Саламина; в Пафе находилась резиденция римского губернатора, и именно туда направилась миссионерская группа. То, что произошло там, имело большое значение для распространения Евангелия среди язычников. В Пафе Варнава и Савл встретили волхва лжепророка, Иудеянина… Вариисуса.

В некоторых случаях слово "волхв" (магос) означает мудрого знающего человека (и именно в таком значении употреблено оно в Матф. 2:1,7,16), но тут оно подразумевает колдуна, прибегавшего в своей деятельности к помощи сил зла и не гнушавшегося обманом и мошенничеством. Таким же "волхвом" был Симон (Деян. 8:9).

Деян. 13:7 . Случилось так, что этот Вариисус оказался в помощниках у проконсула Сергия Павла. Это был человек умный и мыслящий, и колдуну вовсе не улыбалось, чтобы Сергий Павел заинтересовался Благовестием. "Проконсулами" назывались правители территорий, которых назначал римский сенат; "прокураторами" - губернаторы провинций, назначаемые самим императором. В Новом Завете говорится о трех прокураторах Иудеи - Понтии Пилате (26-36 гг. по Р. Х.), Антонии Феликсе (52-59? гт. по Р. Х.) и Порции Фесте (59-62 гг. по Р. Х.).

Деян. 13:8 . И вот Елима волхв… противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. В отношении имени "Елима" нет полной ясности. Вероятно, это какое-то семитское слово - синоним "колдуна"; возможно, это было прозвище Вариисуса.

Деян. 13:9 . С этого момента на первый план выдвигается Савл, о котором здесь впервые сказано он же и Павел. Он становится руководителем группы. Возможно, в силу более решительного, чем у Варнавы, характера, а также потому, что лучше Варнавы разбирался в психологии язычников. Примечательно, что теперь и имя его упоминается перед именем Варнавы, за исключением тех мест где описывается их пребывание в Иерусалиме (15:12,25), а также в 14:14. Примечательно и то, что с этого времени апостол зовется своим римским именем - Павел; евр. "Савл" звучит только тогда, когда, свидетельствуя, апостол обращается к своему прошлому (22:7; 26:14).

Деян. 13:10 . В переводе с арамейского языка "Вариисус" означает "сын Иисуса", т. е. "сын Иеговы во спасение". Так что Павел сознательно подчеркивает, что Елима не "сын Иисуса", а сын диавола. Апостол, исполнившись Духа Святого (стих 9), обличает колдуна, беспощадно раскрывая его суть как человека, исполненного… коварства и… злодейства, как врага… правды (в значении "праведности").

Перестанешь ли ты, восклицает он, совращать, прибегая к помощи демонской силы (это в словах Павла подразумевалось), с прямых путей Господних? Это второй случай из четырех на страницах книги Деяний, когда апостолы вступают в конфликт с бесовской силой и одерживают над ней победу (8:9-23; 16:16-18; 19:13-17).

Деян. 13:11-12 . В наказание Павел наводит на Елиму временную слепоту. Это первое записанное чудо из совершенных Павлом, и совершил он его, вступив в конфликт с иудеем, препятствовавшим донесению Благой Вести до язычника. Сергий Павел и до того интересовался учением Господним, но теперь, под действием поразившего его чуда, уверовал во Христа.

Инцидент этот весьма значителен по трем причинам: 1) Он кладет начало руководящей роли Павла в этом миссионерском путешествии; в стихе 13 это явственно следует из фразы "Павел и бывшие при нем". 2) С этого момента апостольское служение обретает явный перевес в сторону язычников. 3) Весь эпизод исполнен символических нюансов. Язычник по имени Павел принимает Благовестие, тогда как иудей противостоит ему. В слепоте Елимы, как в капле воды, отражается "слепота" Израиля (сравните 28:26-27). Лука таким способом подчеркивает переходный характер книги Деяний Апостолов: в ней первым объектом Благовествования делаются язычники, и Бог - временно отворачивается от евреев, тем выражая им Свое осуждение.

б. В Антиохии Писидийской (13:13-52)

1) Уход Иоанна Марка.

Деян. 13:13 . Благородство Варнавы выразилось и в том, что он не возражал против того, чтобы руководство группой перешло от него к Павлу. Итак, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилию. Но Иоанн (т. е. Иоанн Марк) возвратился в Иерусалим. Насчет того, почему он сделал это, высказывалось немало догадок: 1) Юноша был огорчен "сменой руководства" - тем более, что Варнава приходился ему родственником. 2) Он, палестинский еврей, не мог смириться с тем, что теперь Благовестие, в первую очередь, проповедовалось язычникам. 3) Иоанн попросту испугался опасной дороги, избранной Павлом, - через Тверские горы в Антиохию Писидийскую. Имеются свидетельства, что в Перги Павел серьезно заболел, возможно, малярией, которая была бичом этого города.

Есть даже сведения, что именно по этой причине первым Павел проповедал галатам (Гал. 4:13), т. е. группа уходила вглубь континента, поднимаясь все выше в горы и избегая низменных мест где особенно свирепствовала малярия. Маршрут этот мог не понравиться Марку, который предпочел вернуться домой. 4) Предполагают, что юноша просто сильно соскучился по дому и своей матери вдове (12:12). Но что бы ни послужило причиной ухода Марка, Павел счел его поступок дезертирством (15:38).

2)Выступление в первую субботу (13:14-41).

Деян. 13:14 . Эта Антиохия находилась на территории Фригии, но известна была как Антиохия Писидийская, потому что была рядом с Писидией. Как и другие города, - такие, как Листра, Троада, Филиппы и Коринф, - она являлась римской колонией. Все эти города Павел посетил потому, что они представляли собой важные стратегические пункты.

Деян. 13:16-25 . Павел воспользовался возможностью показать, как ветхозаветные упования на Мессию осуществились в Иисусе. На страницах книги Деяний Апостолов Лукой приведено несколько "образцов проповеди" Павла (14:15-17; 17:22-31; 20:18-35). Эта - первая и наиболее полно представленная - отражает характер выступления Павла, обращенного к аудитории, хорошо знакомой с Ветхим Заветом.

Речь апостола условно может быть поделена на три части - соответственно с трижды повторенным обращением Павла к его слушателям (13:16,26,38) и по строгому плану: 1) предвидение прихода Мессии и подготовка к нему, которая определялась самим ходом исторических событий (стихи 16-25), 2) отвержение и распятие Господа Иисуса и Его воскресение (стихи 26-37), и 3) практические выводы из этого и призыв к слушателям (стихи 38-41). Итак, апостол начинает с обращения: мужи Израильские и боящиеся Бога (под "боящимися Бога" подразумевались язычники). Может быть, эти язычники были лишь частично обращенными в иудаизм. Так или иначе, они, хоть и поклонялись Иегове, Новозаветного спасения не имели.

Обозревая историю Израиля, Павел упоминает все ее ключевые события и вовлеченные в нее народы: пребывание в земле Египетской (стих 17), исход из нее (стих 17), сорокалетнее пребывание в пустыне (стих 18), завоевание Палестины (стих 19); семь народов в земле Ханаанской, которых Бог истребил, перечислены во Втор. 7:1; время судей (стих 20) и монархическое правление при царях Сауле и Давиде (стихи 21-22). От упоминания о Давиде естественно было сделать переход к Спасителю Иисусу (стих 23) и к Его предтече Иоанну Крестителю (стихи 24-25). (сравните это выступление Павла с речью Стефана в 7:2-47.)

Около четырехсот пятидесяти лет (13:20) включают 400 лет египетского рабства, 40 лет жизни в пустыне и примерно 10 лет, потребовавшихся для завоевания Ханаана под руководством Иисуса Навина.

Деян. 13:26-37 . Павел, как и Петр (2:33,36; 3:15; 4:10; 5:30; 10:39) и Стефан 7:52), прямо обвиняет иудеев в убийстве Иисуса (стих 28). Свидетельства Его воскресения, о котором часто говорят в Деяниях Апостолов Его последователи, подавались на протяжении многих дней. Тут в пятый раз на страницах книги Деяний заявляют апостолы о том, что были свидетелями воскресения Иисуса Христа (2:32; 3:15; 5:32; 10:39-41; 13:30-31).

В подтверждение того, что Иисус и должен был воскреснуть из мертвых, Павел ссылается на Пс. 2:7 (стих 33), где говорится о Богосыновстве Мессии, логически предполагающем Его воскресение, а также на пророка Исаию (Ис. 55:3) и на Пс. 15:10 (Деяи. 13:34-35). Ранее на Пс. 15:10 ссылался Петр (толкование на Деян. 2:25-32).

Деян. 13:38-39 . в книге Деяний апостолы часто упоминают о прощении грехов (2:38; 5:31; 26:18). В 13:39 сформулирован главный тезис Павла в послании к Галатам, которое было, вероятно, написано вскоре после его первого миссионерского путешествия и до того, как состоялся Собор в Иерусалиме (Деян. 15). (Таблицу "Послания Павла, написанные во время его путешествий и пребывания в заточении").

ПОСЛАНИЯ ПАВЛА, НАПИСАННЫЕ ВО ВРЕМЯ ЕГО ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРЕБЫВАНИЯ В ЗАТОЧЕНИИ:

Послание

Количество

Время написания

После 1-го миссионерского путешествия

1 ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
2 ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

Во время 2-го миссионерского путешествия

Деян. 13:42-43 . Какая-то часть слушавших Павла, включая, видимо, и начальников синагоги, заинтересовалась его словами и выразила пожелание, чтобы он в следующую субботу продолжил эту тему. Многие оказались расположенными принять Благую Весть, и Павел и Варнава, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

Деян. 13:44-45 . Однако в следующую субботу… Иудеи (здесь, видимо, руководители иудейской общины) исполнились зависти при виде огромного стечения народа, который собрался в синагоге, чтобы послушать Павла; и стали они, злословя, противоречить ему и всячески мешать ему говорить.

Деян. 13:46 . Тогда Павел и Варнава с дерзновением (т. е. смело) заявили иудеям: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но… Первыми иуден должны были быть по ряду причин. Во-первых, наступление земного Царства Христа зависело от реакции Израиля на приход Мессии (Матф. 23:39). Во-вторых, лишь после отвержения Благовестия Израилем мог Павел посвятить себя язычникам.

И в-третьих, сама весть об Иисусе - "иудейского происхождения", в том смысле, что и Ветхий Завет и Мессия и обетования - все это дано было иудеям. (Относительно "первенства иудеев" Деян. 3:26; Рим. 1:16.) Итак, именно в Антнохни Писидийской Павел обращается к язычникам, И этого принципа он будет держаться в каждом городе, пока не достигнет Рима (Деян. 13:50-51; 14:2-6; 17:5,13-15; 18:6; 19:8-9). В Риме в последний раз на страницах Деяний Апостолов Павел заявит иудеям, что язычникам будет оказано предпочтение перед ними (28:23-28).

Деян. 13:47 . В этом "обращении к язычникам" Павлу и Варнаве виделось исполнение пророческих слов в Ис. 49:6: Я положил Тебя во свет язычникам. Несколько стихов этого пророчества применимы и к Израилю (Ис. 49:3), и к Христу (Ис. 49:5-6; сравните Лук. 2:29-32), и к самому Павлу, апостолу язычников.

Деян. 13:48 . Язычники… радовались такому повороту событий, и те из них, которые были предуставлены (предназначены, предопределены, предизбраны) к вечной жизни… уверовали. И тут нельзя не увидеть учения о "предизбрании" Божием. Лука показывает, что действие Божиего "принципа избирательности" распространяется и на язычников.

Деян. 13:49-51 . И слово Господне распространялось по всей стране (в значении города и его окрестностей); сравните с 6:7; 12:24; 19:20. Но Иудеи, имевшие связи в высших слоях общества, воспользовались ими, чтобы восстановить против Павла и Варнавы сильных в городе людей, и апостолов изгнали из Антиохии. Они же, в соответствии с повелением, данным Господом (Матф. 10:14) оттрясли в знак протеста прах этого города от ног своих.

Деян. 13:52 . А ученики исполнялись радости и Духа Святого.

13:1 пророки и учители. См. Еф. 4,11. Здесь слова "пророки" и "учители", по-видимому, синонимичны.

Варнава. См. ком. к 4,36.

Симеон, называемый Нигер. "Нигер" (лат.) - черный. Смуглый человек, возможно выходец из Африки. Это мог быть Симон Киринеянин (Лк. 23,26), сыновья которого Александр и Руф были членами христианской общины в Риме (Мк. 15,21; ср. Рим. 16,13).

Луций Киринеянин. Киринея - столица Римской провинции Киринаика (на территории современной Ливии).

13:3 возложив на них руки. Признав, что Дух Святой выделил Варнаву и Савла, на них официально возложили руки, подтвердив внешне то, что уже совершил Святой Дух (ст. 2) и что Он намеревался совершить, посылая их на проповедь (ст. 4; ср. 14,23; 1 Тим. 4,14).

13:4 в Селевкию. Порт, расположенный в двадцати пяти километрах к западу от Антиохии и в семи километрах к северу от устья реки Оронт.

Кипр. Остров в Средиземном море.

13:5 быв в Саламине. Они проплыли на юго-запад около двухсот километров от Селевкии до Саламина (восточное побережье Кипра) - одного из важных центров острова. Административной столицей острова был Пафос на западном берегу, километрах в ста сорока от Саламина.

13:6 волхва, лжепророка, Иудеянина. Греческое слово "магос" означает "мудрец" (Мф. 2,1), "волшебник", "чародей". Хотя волшебство было запрещено в иудействе, оно все же существовало. Вариисус ("сын Иешуа") был лжепророком.

13:7 с проконсулом Сергием Павлом. Возможно, это был Луций Сергий Павел - должностное лицо в царствование Клавдия; он затем стал проконсулом (главой сенатской провинции) в Пафосе на Кипре (ср. 18,12). Палестина, напротив, была императорской провинцией, во главе которой стоял прокуратор, подотчетный непосредственно императору, а не сенату.

13:8 Елима. Второе имя Вариисуса.

13:9 Савл, он же и Павел. Савл - еврейское имя, Павел - римское имя апостола. В качестве римского гражданина Павел имел два, а может быть, и три имени. Он пользовался своим римским именем и прежде обращения Сергия Павла. В дальнейшем Лука говорит уже не "Варнава и Савл", а "Павел и Варнава", за исключением того места, где говорится о возвращении этих проповедников в Иерусалимскую церковь; в данном случае ведущая роль отводилась Варнаве (14,14).

13:13 прибыли в Пергию, в Памфилии. На южном побережье Малой Азии, к северо-западу от Кипра, находилась Памфилия, бедная в экономическом отношении римская провинция. Город Пергия был расположен километрах в девятнадцати восточнее морского порта Атталия.

13:14 в Антиохию Писидийскую. Эту Антиохию, расположенную в ста шестидесяти километрах к северу от Пергии, близ границы Фригии с Писидией, обычно называли Антиохией Писидийской, чтобы отличать ее от другой Антиохии, Сирийской.

13:15 После чтения закона и пророков. Синагогальное богослужение того времени включало исповедание веры (Втор. 6,4), молитву "Восемнадцать благословений", чтение закона, чтение из пророческих книг, истолкование, наставление (Лк. 4,16-30) и заключительное благословение.

13:20 около четырехсот пятидесяти лет. Около четырехсот лет, к которым прибавляется сорок лет скитаний в пустыне и период завоеваний под водительством Иисуса Навина (см. ком. к 7,6).

13:33 написано. Павел особо выделяет воскресение Иисуса - главное в свидетельстве апостолов (1,22). Он приводит три места из ветхозаветных Писаний (Пс. 2,7; 15,10; Ис. 55,3), содержащих пророчества о Христе.

Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. Т.е. ныне, восставив Тебя из мертвых, Я показал явно, что Ты Мой Сын, и Я - Твой Отец.

13:39 Закон направляет грешника ко Христу (Гал. 3,24), ибо "человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа" (Гал. 2,16). "Оправдаться" означает получить оправдание от Бога (Рим. 3,21.22) и, следовательно, прощение грехов (Еф. 1,7).

13:46 вам первым надлежало быть проповедану слову Божию. Поскольку Мессия Иисус произошел от иудеев (Быт. 12,3), Павел соответственно применяет принцип "во-первых, Иудею, потом и Еллину" (Рим. 1,16). Он признает, что Божий промысл простирается и на язычников (Ис. 49,6), с чем не желали согласиться иудеи, жившие в Антиохии Писидийской.

13:48 уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. Божие суверенное избрание проявлялось в том, что люди осознавали свою греховность и приходили к покаянию (11,18; 2 Тим. 2,25) и вере во Христа (Еф. 2,8). Лука пользуется пассивной формой ("предуставлены") и указывает таким образом, что действующая сила - Бог. Только Бог дарует вечную жизнь (Мф. 25,46; Ин. 10,28; 17,2). Слово "предуставлены" указывает на то, что действие уже совершилось в прошлом, но результаты его проявляются в настоящее время. В прошлом Бог предопределил спасение язычников (Быт. 12,1-3; Ис. 42,6; 49,6).

13:51 отрясши... прах от ног своих. По иудейскому обычаю - знак неодобрения и несогласия (Мф. 10,14).

пошли в Иконию. Павел и Варнава преодолели около ста тридцати километров на юго-восток от Антиохии Писидийской до Иконии.

В Деян. 13 и 14 рассказывается о первом миссионерском путешествии. Павел и Варнава отправились из Антиохии. Антиохия была расположена на расстоянии двадцати четырех километров вверх по реке Оронте, так что они отправились в это путешествие из Селевкии, служившей гаванью для Антиохии. Оттуда они направились морем в Кипр, где проповедовали слово Божие в Саламине и в Пафе. Из Пафы они отплыли в Пергию, в Памфилии. Памфилия — прибрежная провинция с низменным ландшафтом; они не стали проповедовать там, потому что здоровье Павла не позволяло ему проживать там. Павел и Варнава направились вглубь острова и прибыли в Антиохию Писидийскую. Когда обстоятельства там стали угрожающими, они пошли в Иконию, отдаленную на 144 километров от Антиохии Писидийской. Но и здесь им угрожала опасность, и они пошли еще дальше в Листру, до которой было около 30 километров. После того, как на них было совершенно нападение, они пошли еще дальше в Дервию, месторасположение которой до сих пор точно не установлено. Оттуда они направились обратно домой и пришли в Листру, Иконию и Антиохию Писидийскую. После того как они проповедовали слово Божие в Пергии и Памфилии, они сели на судно в Атталии, главном порту Памфилии и отплыли через Селевкию в Антиохию. Все это путешествие заняло около трех лет.

Деяния 13,1-3 Посланцы Святого Духа

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин: и Манаил, совоспитанник Ирода четверовластника, и Савл.

Когда они служили Господу и постились, Дух Снятый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их.

Христианская Церковь стояла на чрезвычайно важном рубеже. Тщательно продумав свой шаг, христиане решили возвестить Евангелие Христово всему миру. В момент принятия этого решения их направлял Дух Святой. Первые христиане всегда выполняли волю Божию, а не делали это по своему желанию.

Пророки и учители выполняли различные задачи в ранней Церкви. Пророки были странствующими проповедниками. Вся жизнь их была посвящена одному: познавать волю Божию и возвещать ее собратьям и своему народу. Учителя же, в каждой местной церкви обучали новообращенных.

Уже указывалось на то, что имена этих пророков связывают с мыслью, что Евангелие принадлежит всем народам земли. Варнава был иудеем с острова Кипр, Луций происходил из Киринеи в Северной Африке. Симеон тоже был иудеем, но его второе имя — Нигер — римского происхождения и указывает на то, что он жил одно время в Риме; Манаил происходил из аристократического рода, а Павел был евреем, родом из Тарса в Киликии и образованным раввином. Уже эта небольшая группа ярко демонстрирует объединяющую силу христианства. Люди из разных стран, с разным прошлым и из различных сословий осознали тайну общности и братства, потому что они познали Христа.

Была высказана одна очень интересная догадка. Не исключена возможность, что Симеон происходил из Африки, потому что Нигер — африканское имя. Высказывалось предположение, что он и был тем самым Симоном киринеянином, который нес крест Христа на Голгофу (Лк. 23, 26). Ведь было бы чудесно, если человек, впервые встретившийся с Иисусом по дороге на Голгофу и несший Его Крест (а это сперва вызывало у него возмущение), был одним из тех, которые стали возвещать историю о распятии людям всего мира.

Деяния 13,4-12 Успехи на Кипре

Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр,

И, бывши в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

Прошедши весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,

Который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, признав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие; А Елима волхв, — ибо то значит имя его, _ противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор,

Сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал дожатого.

Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

Правителем Кипра был проконсул Сергий Павел. Это было очень суеверное время и все знатные люди, даже такой умный человек как Сергий Павел, имели своих ясновидцев и предсказателей судьбу, занимавшихся волхвованием и заклинанием. Вариисус, или по-арабски Елима, что значит искусный, понимал, что, если проконсул обратится в христианство, то его дни будут сочтены; Павел же очень убедительно продемонстрировал ему силу Божию.

С этого момента Савл и стал называться Павлом. В те времена почти у всех иудеев было два имени. Одно из них иудейское, под которым его знали в узком кругу, а другое греческое, под которым он был известен в широких кругах. Иногда греческое имя было переведено с иудейского. Так, Кифа и Петр означают, собственно, на иудейском Фома, а по-гречески Дидымос. Иногда греческое имя подражало звуку иудейскому. Так, иудейское Елиаким преобразовывалось в греческое Алким, а иудейское Йешуа становится в греческом Иисус.

Так и Савл стал Павлом. Вполне возможно, что к этому времени он настолько освоился со своей миссией апостола для язычников, что стал пользоваться лишь своим языческим именем. Если это так, то с этого момента он встал на стезю, предназначенную для него Святым Духом и, с этого момента для него не могло быть поворота вспять.

Деяния 13,13 Отделение Иоанна

Отплывши из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли В Пергию, в Памфилии; но Иоанн, отделившись от них возвратился в Иерусалим.

Даже без упоминаний его имени, Варнаве дано достойнейшее признание. До сих пор Варнава и Савл были всегда названы в этой последовательности (Деян. 13,2). Варнава был руководителем этой миссии. А теперь Павел перенял руководство миссией, и Варнава не возражал; именно это и характеризует Варнаву с наилучшей стороны. Он был готов уступить руководство другому, если только Слово Божье распространялось.

Но главный интерес в этом стихе представляет фрагмент из биографии Иоанна, прозванного Марком, потому что упомянутый здесь Иоанн — известен нам более как Марк, — оставил Павла и Варнаву и вернулся в Иерусалим. Марк был еще молод. В доме его матери, по-видимому, собиралась Иерусалимская церковь (Деян. 12, 12) и он, поэтому, находился у родника веры. Павел и Варнава взяли его с собой как помощника, потому что он был родственником Варнавы; но он возвратился домой. Почему? Может быть, ему не понравилось, что руководство миссией перешло от Варнавы к Павлу; может быть, он испугался запланированного путешествия на плоскогорье, где находилась Антиохия Писидийская, потому что это была одна из самых опасных дорог тогдашнего мира; может быть, у него, как жителя Иерусалима, были сомнения относительно целесообразности проповеди Евангелия язычникам; может быть, в это время он относился к тем, которые больше любят браться за что-то новое, чем заканчивать уже начатое; может быть, как сказал Хризостом, мальчику захотелось к матери. Как бы там ни было, он покинул их.

В течение некоторого времени Павел не мог простить ему этого. Когда он отправился во второе миссионерское путешествие, Варнава вновь хотел взять Марка с собой, но Павел отказался взять с собой прежде отставшего от них (Деян. 15, 38), и из-за этого Павел навсегда расстался с Варнавой. А Марк на время не упомянут, хотя, по преданию, он пошел в Александрию и Египет и основал там церковь. Появившись вновь через 20 лет, он был уже иным человеком. Павел, в своем послании Колоссянам из римской тюрьмы велит им принять Марка, если он придет к ним. А непосредственно перед своей смертью он пишет Тимофею: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2 Тим. 4, 11). Как выразился Форсдик: «Никто не должен оставаться тем, кто он ныне есть». Милостью Божией Марк, бывший когда-то дезертиром, стал автором Евангелия. И как раз этого человека Павел желал иметь подле себя при конце.

Деяния 13,14-15 Опасное путешествие для больного человека

Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, вшедши в синагогу в день субботний, сели.

После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братья! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

Поражает в Деяниях также и героизм людей, выраженный в одном стихе. Антиохия Писидийская расположена на высоте 1100 метров над уровнем моря. Чтобы попасть в город, Павел и Варнава должны были пересечь хребет Таурус по дороге, считавшейся одной из самых трудных в Малой Азии и которая прославилась также разбойниками и бандитами.

Но почему они проповедовали Евангелие в Памфилии? Почему они ушли с побережья острова, не провозгласив Слова Божьего, и отправились по этой трудной и опасной дороге? Вскоре после этого Павел написал послание братьям в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии, известное под названием Послание к Галатам, так как эти города находились в римской провинции Галатии. В нем он пишет: «Знаете, что хотя я в немощи плоти благовествовал в первый раз» (Гал. 4, 13). То есть, он был больным, ибо во плоти Павла было жало, которое, несмотря на многочисленные молитвы, не покидало его (2 Кор. 12, 7-8). Высказывались многочисленные догадки о том, что же должно значить это жало, или кол, как переводится это слово. Согласно самой старой и общепринятой версии, Павел страдал от страшных головных болей. Наиболее же вероятно, что он страдал от вирусной возвратной лихорадки, широко распространенной в низменных прибрежных областях Малой Азии. Один путешественник сравнивает головную боль, сопровождающую эту лихорадку, с раскаленным докрасна железным прутом, протыкающим голову, другой сравнивает ее со сверлением виска человека зубоврачебной дрелью. Возможно, эта возвратная лихорадка мучила Павла, когда он находился в низменной Памфилии, и ему пришлось уйти на плоскогорье, чтобы избавиться от нее. Обратите внимание на то, что Павел никогда туда не вернулся. Даже, когда тело его было охвачено недугом, он шел вперед и был готов рисковать жизнью за дело Христа.

Деяния 13,16-41 Проповедь Павла

Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте:

Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,

И около сорока лет времени питал их в пустыне;

И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их,

И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила;

Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из Колена Вениаминова: так прошло лет сорок;

Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса;

Пред самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

При окончании же поприща своего Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.

Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнавши Его и осудивши, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,

И, не нашедши в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его;

Когда же исполнили все написанное с» Нем, то, снявши с древа, положили Его во гроб.

Но Бог воскресил Его из мертвых;

Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его пред народом.

И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,

Как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя».

А что воскресил Его из мертвых, так-то Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно».

Посему и в другом месте говорит: «не дашь Святому Твоему увидеть тление».

Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление;

А Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.

Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов,

И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:

«Смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказал вам».

Этот отрывок имеет особенно большое значение, потому что только в нем сохранилось единственно полное описание проповеди ап. Павла. Если ее тщательно сравнить с проповедью Петра в главе 2, то увидим, что в главных пунктах они одинаковы.

1) Павел утверждает, что явление Христа представляет собой завершение истории. Он напоминает слушателям всю историю Израиля и доказывает, что явление Христа является ее кульминацией. Стоики считали, что история постоянно повторяется. Одна из циничных теорий наших дней сводит историю человечества к летописи грехов, ошибок и безрассудных поступков. Но христиане смотрят на историю оптимистически. Они уверены, что история развивается в соответствии с целями и предназначениями Бога.

2) Павел утверждает, что люди не поняли, что Бог довершил план спасения, когда явился Иисус Христос. Роберт Браунинг сказал: «Люби высшее, восприняв его». Но человек, выбирающий свой собственный путь и отвергающий путь Господа, лишается благоразумия и теряет восприятие Всевышнего. Злоупотребление свободой воли и выбора приводит не к свободе, а к самоуничтожению.

3) Хотя люди, ослепленные безрассудством, отвергли и распяли Иисуса, Бог не мог быть побежден, и воскресение Иисуса — доказательство несокрушимости предначертаний и силы Бога. Говорят, что однажды в штормовую погоду ребенок сказал своему отцу в благоговейном страхе: «Наверное, Бог лишился власти над своими ветрами сегодня ночью». Воскресение Иисуса является доказательством того, что Бог никогда не лишается власти.

4) Далее Павел приводит чисто иудейский аргумент. Воскресение является исполнением пророчеств, потому что Давиду были даны обещания, которые, очевидно, не были исполнены для него лично, но исполнились во Христе. Опять же, как бы мы ни рассматривали этот довод, взятый из пророчества, одно остается ясным: историю нельзя рассматривать ни как цикличный, ни как бесцельный процесс; она идет по предначертанию Бога.

5) Пришествие Христа — благая весть для человечества. До сих пор они стремились жить по закону, но никто не может когда-либо в совершенстве исполнить его, и, поэтому, каждого здравомыслящего человека преследовало сознание своей неудачи и вины. А в Иисусе Христе люди обретают всепрощение, которое освобождает их от грядущего проклятия и позволяет установить истинно близкие отношения с Богом.

6) Но, благая весть для одних, будет плохой вестью для других. Свидетелям пришествия Иисуса Христа, отказавшимся поверить и повиноваться Ему, ждет еще большее осуждение. Оправдание может быть даровано тому, кто никогда не имел возможности знать о Христе, но не может быть оправдания тому, кто видел свет благородного предложения Бога, и отказался принять его.

Деяния 13,42-52 Затруднения в Антиохии

При выходе их из Иудейской синагоги, язычники просили их говорить о том же в следующую субботу;

Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие;

Но Иудеи, увидевши народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.

Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам;

Ибо так заповедал нам Господь. «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли;

Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни;

И слово Господне распространялось по всей стране.

Но Иудеи, подстрекнувши набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.

Они же, оттрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию.

А ученики исполнялись радости и Духа Святого.

В Антиохии Писидийской часто происходили волнения. Этот город, пестрый по составу населения, был основан одним из наследников Александра Македонского около 300 г. до Р. Х. Иудеи очень часто наводняли новые города с тем, чтобы налаживать там дела на выгодных условиях. Поскольку в Антиохии сходились дороги, она стала римской колонией в 6 г. до Р. Х. Население ее состояло из греков, иудеев, римлян и немалого числа коренных жителей — фригийцев, эмоциональных и неуравновешенных людей. В таком населении любая искра могла вызвать пожар.

Иудеев превыше всего приводило в ярость, что Божьи привилегии могут быть и для необрезанных язычников. И они стали действовать. В то время иудаизм был особенно привлекателен для женщин. Мораль древнего мира была крайне распущенной. Устои семейной жизни распадались на глазах, и больше всего от этого страдали женщины. Иудаизм же проповедовал непорочность и верность традициям. Вокруг синагог собиралось много женщин, — многие из которых принадлежали к высшим слоям общества, — находивших в иудаизме то, чего им не доставало. Многие из этих женщин стали прозелитками; еще больше было почитающих Бога. Иудеи побуждали их выступать через своих супругов, часто занимающих влиятельное положение, против христианских проповедников. Это неизбежно вызывало гонения. Павлу и Варнаве стала грозить опасность в Антиохии Писидийской и им пришлось покинуть ее.

Иудеи были намерены сохранять свои привилегии для себя. Христиане же с самого начала разделяли их с другими людьми. Как гласит поговорка: «Иудеи смотрели на язычников, как на солому, которую надо сжечь; Иисус же смотрел на них как на колосья, которые надо собирать для Бога». И Церковь Христова тоже должна смотреть на мир как на ниву Господню, спелую к жатве.