Красота Оладьи Стрижки

Цветы для Элджернона (Литература XX века). Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Одиночество Рецензия на научно-фантастический роман «Цветы для Элджернона»

Дэниел Киз является известным автором фантастических рассказов и романов, при этом почти все знают его как автора научно-фантастического романа «Цветы для Элджернона». Изначально, это был небольшой рассказ, который опубликовали в одном из фантастических журналов ещё в 1959 году. Позже автор доработал свой рассказ, дописав его до полноценного романа.

Впоследствии сюжет этого романа был использован для создания нескольких фильмов и театральных спектаклей. Кроме того, сюжет романа «Цветы для Элджернона» значительно пересекается с сюжетом фильма «Газонокосильщик».

Сюжет и история создания научно-фантастического романа «Цвета для Элджернона»

История создания научно-фантастического романа «Цветы для Элджернона» началась ещё в 1945 году, когда родители Киза настояли на том, чтобы он прошёл курсы для будущих студентов медицинского университета. Именно тогда сам писатель впервые задумался об увеличении интеллекта. Однако основные события, повлиявшие на создание романа «Цветы для Элджернона», произошли уже в 1957 году - тогда писатель преподавал английский язык в школе, где обучались дети с ограниченными интеллектуальными способностями, при этом один из его учеников интересовался, сможет ли он обучаться в обычной школе, если будет усердно заниматься и станет умнее.

В 1958 году писатель закончил работу над рассказом «Цветы для Элджернона». Сначала он обратился в журнал Galaxy Science Fiction, однако тамошний редактор хотел изменить финал истории. Он настаивал на том, чтобы в конце рассказа главный герой остался умным и женился на Алисе Кинниан. Однако Киз настаивал на своём варианте окончания рассказа, куда более мрачном. В итоге рассказ был опубликован в журнале Fantasy & Science Fiction.

Дорабатывать рассказ писатель начал в 1962 году, при этом завершил он работу над полноценным романом уже в 1965 году.

Как знают, наверное, все поклонники научной фантастики, главным героем романа «Цветы для Элджернона» является Чарли Гордон, умственно-отсталый уборщик. Он соглашается принять участие в эксперименте, надеясь, что в результате этого эксперимента его интеллект значительно повысится.

Эксперимент проводят доктора Штраусс и Немюр - они разработали хирургический метод, с помощью которого можно повысить интеллект. Первый эксперимент был проведён над мышью по имени Элджернон. После этого они приняли решение провести аналогичную операцию над Чарли, который уже давно хотел стать умнее.

Весь рассказ построен как отчёты, которые пишет Чарли о своём состоянии, при этом по мере развития интеллекта не только исчезают орфографические и пунктуационные ошибки, имеющиеся в этих отчётах, но и значительно усложняется стилистика.

Став умнее, Чарли понимает, что те, кого он раньше считал друзьями, постоянно над ним смеются, устраивают злые шутки, которые раньше он воспринимал нормально.

Через некоторое время интеллект Элджернона начинает стремительно падать, а потом мышь и вовсе умирает. Исследования, которые сумел провести сам Чарли, показали, что стремительное понижение интеллекта неизбежно, соответственно, рано или поздно интеллект самого Чарли опустится до прежнего уровня. До самого конца он пытается с этим бороться, однако ничего не выходит.

Рецензия на научно-фантастический роман «Цветы для Элджернона»

Говорят, что люди, интеллект которых очень низок, как и сумасшедшие, счастливы, так как они ничего не знают о реальности, они живут в своих собственных мирах, где реальности места нет. С другой стороны, каждый человек создаёт для себя собственный мир, свои иллюзии, разрушать которые никто не любит.

В самом начале книги главный герой убеждён, что у умных людей множество друзей, что они никогда не бывают одинокими. Позже он вместе с читателями понимает, что это далеко не так. Более того, сам автор неоднократно упоминает Адама и Еву - они вкусили плоды с Древа Познания, из-за чего потеряли свой рай, а ведь они всего лишь хотели познать Истину, то есть стать умнее.

По мере прочтения романа «Цветы для Элджернона» перед читателем ставится вопрос: лучше быть глупым и иметь много друзей или быть гением, не способным сойтись ни с одним человеком?

По мере прочтения книги также приходит понимание, что, пожалуй, быть слишком умным не очень-то хорошо. Так, главный герой в самом начале романа и в самом конце был очень добрым, спокойным, хоть и глупым человеком. А вот после повышения интеллекта он потерял свою веру в людей, что убило в нём доброту, даже человечность. В итоге гений-Чарли предстаёт перед читателями как эгоистичный, озлобленный, нетерпимый мужчина, который практически постоянно думает о том, как ему хочется кому-нибудь врезать. Если сравнивать Чарли-гения и Чарли-дурачка, то создаётся впечатление, что Человеком был именно Чарли-дурачок.

Дневниковые записи Чарли написаны очень правдоподобно. Более того, при прочтении записей Чарли-дурачка возникает непреодолимое желание с ним познакомиться - он видится невероятно светлым, чистым и добрым человеком, искренне любящим окружающих его людей.

Стоит также отметить, что, несмотря на то, что изначально роман задумывался как рассказ, а только после публикации вырос до полноценного романа, в сюжете не чувствуется каких-либо пустот - он цельный.

Роман «Цветы для Элджернона» очень грустный и реалистичный. И его нельзя относить исключительно к научной фантастике, так как в гораздо большей степени это психологичный роман, раскрывающий человеческую психологию, показывающий без прикрас все слабости людей, раскрывающий внезапно возникающие комплексы. И этот роман, помимо прочего, заставляет читателей задумываться над тем, до какой степени можно вмешиваться в дела природы, где находится та самая черта, переступать которую нельзя.

Есть фантастика, которая берёт не тем, что описывает чудеса науки, отвечая на вопрос: а что было бы, если бы яйцеголовые придумали вот такую штуку? Она ставит совсем другой вопрос, не менее существенный: а что было бы со мной, если бы яйцеголовые придумали…

«Цветы для Элджернона» появились в далеком 1959 как относительно небольшой рассказ и стал лауреатом премии «Хьюго» в 1960 году, а затем, переработанный в полноценный роман, выиграл и премию «Небьюла» в 1966 году. Для сравнения: в том же году эту же премию в номинации «Лучший роман» получил Роберт Хайнлайн за боевик «Звездный десант», и вот спустя полвека можно констатировать, что Киз со своими рассказом и романом останется навека, а вот Хайнлайн, при всем уважении к магистру, запомнится отнюдь не этой космооперой. Это я к тому, что при анализе литературного произведения многое объясняется временем создания. Конец 50-х знаменовался как подъемом науки (физики vs лирики, помните?) с верой в ее безграничные возможности и непререкаемый авторитет, так и перетряской основ политической системы мира, военными противостояниями, ядерной угрозой… Поэтому вдвойне удивительно, но и симптоматично, что Киз получил признание именно за роман, в чём-то камерный и глубоко личный — ведь написан он от лица Чарли Гордона, идиота, который становится подопытной крысой, или, если следовать замыслу автора, мышью, и на короткое время пребывает гением.

Я помню мои впечатления от первого прочтения – в горле комок от бессилия, вещь берет именно своей откровенной простотой и бесхитростностью, однако написана мастерски, ведь через дневниковые записи передается прогресс, а затем и регресс Чарли. Сама история проста: имеется пара ученых, которые исследуют возможность развить интеллект (в моем старом, еще советских времен, переводе его именуют ИК, а в сноске расшифровывают «индекс интеллекта», а в нынешнем, конечно, IQ, без перевода – еще одна примета минувших 50 лет!). Собственно от научной фантастики тут – само предположение, что хирургическим путем можно улучшить свойства мозга и «разогнать» его до КПД 100%. И вот вчерашний идиот и посмешище «Компании по производству пластмассовых коробок Доннегана», пишущий, как первоклассник, без знаков препинания и с чудовищными орфографическими ошибками, проигрывающий на симуляторе лабораторной мыши Элджернону и по-детски страдающий от этого, стремительно прогрессирует, нечувствительно превосходит курсы наук и сначала с удивлением, а затем и отстраненно описывает, какие барьеры были перед ним до трансформации и какие воздвиглись после. Киз очень точно указывает момент перехода через слова учительницы Гордона, начавшей называть Гордона Чарльзом вместо привычного с детства Чарли. Вместе со стремительным наращиванием интеллекта происходит отчуждение героя от привычного мира: осознание того, что друзья с завода никакие не друзья и на самом деле жестоко издевались над ним и даже ввели в обращение термин «не делай из себя Чарли Гордона»; владелец завода вынужден уволить Чарли, показывая ему петицию от лица всех работников, и Гордон видит подписи своих якобы друзей в числе прочих; милая учительница мисс Кинниен признает, что совсем не понимает ставшего гениальным бывшего ученика и как следствие – обрывается наметившаяся было влюбенность; демиурги Чарльза Гордона – доктор Штраусс и доктор Немюр – испытывают на себе мощь его интеллекта и начинают чувствовать себя не в своей тарелке, тем более что Чарли дает каждому уничтожающую характеристику, отмечая слабости, не позволяющие им стать великими учеными.

Отрезанный от прошлого мира, Чарли делает единственно верный выбор – использовать свой мозг именно для решения проблем, над которыми бьются Штраусс и Немюр, поскольку очевидно, что эксперимент удался наполовину, невольный собрат Чарли по нему – мышь Элджернон – стремительно деградирует, и становится ясно, что Чарли уготована та же участь…

Эффект от прочтения огромный: здесь и борьба за жизнь, и мотив осознания своей ограниченности и полное отсутствие рисовки от свалившихся умений, причем Киз умудряется обойти традиционный для американской фантастики сюжет простого человека, вмиг ставшего супергероем. Здесь есть и трогательная привязанность Чарли к Элджернону, на могилу которого бывший гений приносит цветы; здесь и нехитрая аналогия о том, что человек – всего лишь подопытная лабораторная мышь. Однако для меня более всего показательна позиция Чарли как символа всего человечества, стремящегося к знаниям: будучи идиотом, он осознает свою ущербность и стремится к знаниям, из-за чего и попадает в класс мисс Кинниен; предугадав страшную участь снова стать тем, чем был, он борется до конца. Недаром в тексте упомянут роман Дефо о другом несмирившемся – Робинзоне Крузо, с которым, очевидно, можно сравнить и Чарли Гордона, который сам скорее предпочел бы, чтобы его сравнили с несчастным Элджерноном…

Иллюстрация В. Аникина

Очень кратко

Умственно отсталому человеку делают операцию по повышению интеллекта. Он становится гением, но эффект от операции недолог: герой теряет разум и оказывается в приюте.

Повествование ведётся от первого лица и составлено из отчётов, написанных главным героем.

32-летний умственно отсталый Чарли Гордон живёт в Нью-Йорке и работает уборщиком в частной пекарне, куда его устроил дядя. Своих родителей и младшую сестру он почти не помнит. Чарли ходит в спецшколу, где учительница Алиса Кинниан учит его читать и писать.

Однажды мисс Кинниан приводит его к профессору Немуру и доктору Штраусу. Они проводят эксперимент по повышению интеллекта, и им нужен доброволец. Мисс Кинниан предлагает кандидатуру Чарли, самого способного ученика её группы. Чарли с детства мечтает стать умным и охотно соглашается, хотя эксперимент связан с рискованной операцией. Психиатр и нейрохирург Штраус велит ему записывать свои мысли и ощущения в виде отчётов. В первых отчётах Чарли много ошибок.

Чарли начинает проходить стандартные психологические тесты, но у него ничего не получается. Чарли боится, что не подойдёт профессору. Гордон знакомится с мышью Элджерноном, которому уже сделали операцию. Подопытные наперегонки проходят лабиринт, и Элджернон каждый раз оказывается быстрее.

Седьмого марта Чарли делают операцию. Некоторое время ничего не происходит. Он продолжает работать в пекарне и уже не верит, что станет умным. Работники пекарни издеваются над Чарли, но тот ничего не понимает, и смеётся вместе с теми, кого считает друзьями. Об операции он никому не рассказывает, и каждый день ходит в лабораторию делать тесты. 29 марта Чарли впервые проходит лабиринт быстрее Элджернона. Мисс Кинниан начинает заниматься с ним индивидуально.

1 апреля работники пекарни решают подшутить над Чарли и заставляют его включить тестосмеситель. Неожиданно у Чарли получается, и хозяин повышает его в должности. Постепенно Чарли начинает понимать, что для «друзей» он всего лишь клоун, над которым можно безнаказанно и зло пошутить.

Он вспоминает самые обидные случаи, ожесточается и перестаёт доверять людям. Доктор Штраус проводит с Чарли сеансы психотерапии. Хотя интеллект Гордона и повышается, о себе он знает очень мало и в эмоциональном плане всё ещё остаётся ребёнком.

Прошлое Чарли, раньше скрытое от него, начинает проясняться.

К концу апреля Чарли меняется настолько, что работники пекарни начинают относиться к нему подозрительно и враждебно. Чарли вспоминает о своей матери. Она не хотела признавать, что её сын родился умственно отсталым, била мальчика, заставляла учиться в обычной школе. Отец Чарли безуспешно пытался защитить сына.

Чарли влюблён в свою бывшую учительницу Алису Кинниан. Она совсем не так стара, как казалось Чарли до операции. Алиса младше его, и он начинает неумелые ухаживания. Мысль об отношениях с женщиной приводит Чарли в ужас. Виной этому мать, которая боялась, что её умственно отсталый сын причинит зло младшей сестре. Она вбила мальчику в голову, что к женщинам прикасаться нельзя. Чарли изменился, но засевший в подсознании запрет всё ещё действует.

Чарли замечает, что старший повар пекарни обкрадывает хозяина. Чарли предупреждает его, угрожая рассказать хозяину, воровство прекращается, но отношения портятся окончательно. Это первое важное решение, принятое Чарли самостоятельно. Он учится доверять себе. К принятию решения Чарли подталкивает Алиса. Он признаётся ей в любви, но она понимает, что время таких отношений ещё не наступило.

Хозяин пекарни был другом дяди, обещал заботиться о Чарли и выполнил своё обещание. Однако теперь Чарли странно изменился, рабочие боятся его и грозятся уволиться, если Чарли останется. Хозяин просит его уйти. Чарли пытается поговорить с бывшими друзьями, но те ненавидят дурачка, который вдруг стал умнее их всех.

Чарли не работает уже две недели. Он пробует спастись от одиночества в объятиях Алисы, но у них ничего не выходит. Гордон словно видит себя и Алису со стороны, глазами прежнего Чарли, который приходит в ужас и не позволяет им окончательно сблизиться. Гордон вспоминает, как сестра ненавидела и стыдилась его.

Чарли становится всё умнее. Вскоре окружающие перестают его понимать. Из-за этого он ссорится с Алисой - та чувствует себя рядом с ним полной дурой. Чарли отдаляется ото всех, кого знал, и погружается в учёбу.

10 июня профессор Немур и доктор Штраус вылетают на медицинский симпозиум в Чикаго. Главными «экспонатами» на этом крупном мероприятии станут Чарли и мышь Элджернон. В самолёте Чарли вспоминает, как мать безрезультатно пыталась вылечить его, сделать умнее. Она потратила почти все семейные сбережения, на которые отец, продавец парикмахерского оборудования, хотел открыть собственную парикмахерскую. Мать оставила Чарли в покое, родив ещё раз и доказав, что способна иметь здоровых детей. Чарли же мечтал превратиться в нормального человека, чтобы мать наконец-то полюбила его.

На симпозиуме Чарли обнаруживает такие обширные знания и высокий интеллект, что профессора и академики бледнеют на его фоне. Это не мешает профессору Немуру называть его «своим созданием» приравнивая Чарли к мыши Элджернону. Профессор уверен, что до операции Чарли был «пустой оболочкой» и не существовал как личность. Многие считают Чарли надменным и нетерпимым, но он просто не может найти своё место в жизни. На докладе, посвящённом операции по повышению интеллекта Гордон чувствует себя подопытным животным. В знак протеста он выпускает Элджернона из клетки, потом первым находит его и улетает домой.

В Нью-Йорке Гордон видит газету с фотографией матери и сестры. Он вспоминает, как мать заставила отца отвезти его в приют. После рождения здоровой дочери умственно отсталый сын вызывал в ней лишь отвращение.

Чарли снимает четырёхкомнатную меблированную квартиру недалеко от библиотеки. В одной из комнат он устраивает трёхмерный лабиринт для Элджернона. О своём местонахождении Чарли не сообщает даже Алисе Кинниган. Вскоре он знакомится с соседкой - свободной художницей. Чтобы избавиться от одиночества и убедиться в своей способности быть с женщиной Чарли вступает с соседкой в связь. Прежний Чарли не мешает отношениям, поскольку эта женщина ему безразлична, он только наблюдает за происходящим со стороны.

Чарли находит отца, который развёлся с женой и открыл парикмахерский салон в бедном квартале. Он не узнаёт сына, а тот не решается открыться. Гордон обнаруживает, что сильно выпив, он превращается в умственно отсталого Чарли. Алкоголь выпускает на свободу его подсознание, которое всё ещё не догнало стремительно растущий IQ.

Теперь Чарли старается не напиваться. Он подолгу гуляет, заходит в кафе. Однажды он видит, как официант, умственно отсталый парень, роняет поднос с тарелками, и посетители начинают над ним потешаться.

Это побуждает Гордона продолжить научную деятельность, чтобы принести пользу таким людям. Приняв решение, он встречается с Алисой. Он объясняет, что любит её, но между ними встаёт маленький мальчик Чарли, который боится женщин, потому что мама била его.

Чарли начинает работать в лаборатории. У него нет времени на любовницу, и она от него уходит. У Элджернона начинаются непонятные приступы агрессии. Временами он не может пройти свой лабиринт. Чарли относит мышь в лабораторию. Он спрашивает профессора Немура, что они собирались делать с ним в случае неудачи. Оказалось, что для Чарли предназначалось место в государственной социальной школе и лечебнице «Уоррен». Гордон посещает это заведение, чтобы знать, что его ждёт.

Элджернону становится хуже, он отказывается от еды. Чарли же достигает пика умственной активности.

26 августа Гордон находит ошибку в расчётах профессора Немура. Чарли понимает, что вскоре у него начнётся умственная регрессия, такая же, как и у Элджернона. 15 сентября Элджернон умирает. Чарли хоронит его на заднем дворе. 22 сентября Гордон навещает свою мать и сестру. Он обнаруживает, что у матери старческий маразм. Сестре тяжело с ней, она рада, что Чарли их нашёл. Сестра не подозревала, что мать избавилась от Чарли ради неё. Гордон обещает помогать им, пока сможет.

IQ Гордона стремительно снижается, он становится забывчивым. Книги, раньше любимые, теперь ему непонятны. К Гордону приходит Алиса. На этот раз прежний Чарли не препятствует их любви. Она остаётся на несколько недель, ухаживает за Чарли. Вскоре он прогоняет Алису - она напоминает ему о способностях, которые нельзя вернуть. В отчётах, которые по-прежнему пишет Чарли, появляется всё больше ошибок. В конце концов они становятся такими же, как и до операции.

20 ноября Чарли возвращается в пекарню. Работники, которые раньше издевались над ним, теперь опекают и защищают его. Однако Чарли ещё помнит, что был умным. Он не хочет, чтобы его жалели, и отправляется в «Уоррен». Он пишет прощальное письмо мисс Кинниан, в котором просит положить цветы на могилку Элджернона.


Научно-фантастический рассказ «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза поразил меня своей тематикой и актуальностью, а кроме того, необычным способом автора вести повествование от лица главного героя, следя за записями его дневника. В центре сюжета умственно-отсталый мужчина тридцати лет, желающий путем экспериментов избавиться от своего недуга. И для того, чтобы следить за собственным развитием, он ведет записи. В начале книги его речь просто безобразна, а кроме точки в тексте нет ни одного знака препинания.

Что же подвигло Чарли Гордона к подобным экспериментам? «Если ты умный то у тебя много друзей с ними можно разгаваривать и ты ни когда не будеш один», - считал главный герой и упорно шел к цели. Естественно, эксперимент проходит относительно удачно: в любом случае эффект, которого пытались добиться ученые и сам Чарли, был достигнут. Но стоило ли оно того? Как изменилась жизнь Гордона после ошеломляющего успеха науки? «Поумнев», Чарли переосмыслил очень многое в своей жизни, вполне очевидно, что он стал смотреть на вещи совершенно иначе: анализируя, строя свою систему мировоззрения, оценивая и сопоставляя свою жизнь «до» и «после».

«Я достиг нового уровня развития. Но гнев и подозрительность стали первыми чувствами, которые я испытал к окружающему меня миру.»

Что же стало для главного героя шокирующем в его новом мире? Во-первых, он узнал, что его друзья ему вовсе не друзья, что он жил, не подозревая о том, что его используют, над ним издеваются, совершенно не считая за человека («Вот так. Все было прекрасно, пока они могли смеяться надо мной и чувствовать себя умниками за мой счет»). И правда. Видя человека, не обладающего должным умственным развитием, люди пытаются выглядеть выше на их фоне, поднимаясь за счет этого. Во-вторых, Чарли увидел новую сторону эксперимента, желание профессора погнаться за «успехом» в своем деле было выше, чем его искреннее человеческое чувство, призывающее помочь. И в-третьих, Гордон остался совсем один. Произведения многих классиков повествуют нам о «лишнем человеке», образованном, начитанном, но почему-то не нашедшем понимая в обществе. Разум, мысли таких людей совершенно не соотносятся с образом мышления других, поэтому их не понимают, не принимают. Герой превращается в одиночку и вынужден все свои проблемы решать сам, смотреть на мир без приятной освещающей пелены, видеть пороки и начинать ненавидеть.

«Я горел желанием знать правду, но вместе с тем боялся ее.

« - Ты стал циником, - сказал Немур. - Гениальность убила в тебе веру в человечество.»

А сможет ли теперь наш герой сосуществовать рядом с людьми? Научился ли он, поумнев, общаться с простым человеком? Нет. На протяжении всего жизненного пути мы накапливаем не только так называемый багаж знаний, но и опыт: опыт поведения в тех или иных ситуациях и контакта с людьми. К сожалению, герой не стал социально-адаптированным, в связи с чем и столкнулся с трудностями: «Откуда человек узнает, как ему вести себя с другим человеком? Откуда мужчина узнает, как вести себя с женщиной? От книг мало толку». Эксперимент оказывается провальным: главный герой постепенно снова становится умственно-отсталым и в конечном итоге умирает. И главной проблемой в произведении становится вопрос: можем ли мы менять ход своей судьбы? Имеем ли право вмешиваться в природу своей души, должны ли стремиться к совершенству, когда изначально жизнь решила все за нас?

Киз, конечно, дал свои ответы на этот вопрос: на протяжении всей книги, именно благодаря особенности ее написания, мы можем проследить, как герой в конечном итоге приходит к тому же, с чего начинал. Актуальным это произведение будет всегда, ведь человек во все времена остается человеком: пытающимся изменить себя и мир вокруг, развивающимся и просто существующим в мире.

Обновлено: 2018-06-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.