Красота Оладьи Стрижки

Что такое образовательная ситуация по фгос. Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе «Детство. Режимный момент: творческие этюды по произведению

Образовательные ситуации в воспитательно-образовательном процессе

Стержневое личностное качество – самостоятельность.Самостоятельность проявляется вдетских видах деятельности. Сама деятельность не развивает, все зависит от того, какую позицию занимает в ней ребенок, т.е.субъектную.

Как научить маленького ребенка думать?

Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путемпобуждают ребенкак активномупоискуновых средстви способов решения.

Процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок – маленький исследователь, стремится к активной деятельности.

Для детей 4 года жизни характерны РС с гуманистическим содержанием

«Наш зайчик поранил лапку»

«У мишутки разболелось горлышко»

«Найдем друга котенку Пуху»

«Успокоим и обогреем зайку»

т.е. в ситуациях обсуждать проблему, высказывать своипредположения, помогать «попавшим в беду» игрушкам;

Воспитательно-образовательные задачи – умение дружить;

Ориентироваться при травме;

Проекция на взаимопонимание со сверстниками;

Культурно-гигиенические навыки;

Эмоциональное благоприятное состояние в группе.

Дети 5-ти лет – почемучки – охотно сотрудничают со взрослыми, стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми.

Воспитатель насыщает жизнь РС, в которых детямнеобходимо самостоятельно применить освоенные приемы(определить влажный или сухой песок, годится ли он дляпостройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по нимпроезжала машина…)

Ребенок способен устанавливать простейшие связи и отношениемежду объектами и это пробуждает интерес к окружающему миру.

Правило : не делай за ребенка то, что он в состоянии делатьсамостоятельно ! (но исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей) одномуребенку нужно – напоминание; другому – показ; третьему –совместное действие с ребенком.

В 5 лет наблюдается пробуждение интереса к правиламповедения. Главное для воспитателя в этом возрасте – предвидетьпоступки детей и заблаговременно ориентировать их направильное поведение.

Дети проявляют интерес к поступкамсверстников, их делам.

РС для установления связей между поведением в группесверстников и ответным отношением других детей.

  • Почему Саше стало грустно в детском саду?
  • Почему Сережа вышел из игры

При одевании на прогулку – устанавливается связь между назначением предмета и их строением и материалами, их которых сделаны.

  • На улице идет дождь. Как мы дойдем до веранды и не намочим головы? – Наденем капюшон – он непромокаемый.
  • На улице – ветер. Что защитит нас от ветра? – Манжеты – не дают ветру задувать в рукава.

Пролили воду на рисовании или в столовой – какую тряпочку выберем? – Из ткани, которая хорошо впитывает воду.

Воспитатель спрашивает детей – Как ты узнал?

Ребенок отражает в речи способ практического действия.

Высшей формой самостоятельности старшего дошкольника является творчество .

Этому способствует создание творческих РС в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество.

Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольниками возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы воплощения.

Как воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы:

§ Обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположения;

§ В группе постоянно появляются предметы, побуждающие к проявлению интеллектуальной активности (таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса…

Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания.

  • Почему это так происходит?
  • Что будет, если…?
  • Как это изменить, чтобы…?
  • Из чего мы это можем сделать?
  • Можно ли найти другое решение?
  • Как нам об этом узнать?

Подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими детьми.

Педагог творчески конструируетобразовательный процесс, единицей которогоявляется образовательная развивающая ситуация.

Классификация развивающих ситуаций

(исходя из основного характера деятельностидетей)

  • исследовательские (или поисковые)- в ходе которых осуществляется постановка проблемы, выдвижение и проверкагипотез по поводусредстви способов её решения;
  • коммуникативно — диалоговые , дискуссионные – в ходе которых генерируются идеи по поводу решения поставленнойпроблемы, их обосновываютс помощью тех или иных аргументов, выявляются и сопоставляютсяразные точки зрения, проводится рефлексия;
  • игровые , моделирующие в предметно- содержательном (имитационно-игровом) и социально- психологическом (ролевом) планах – в ходе которыхпроисходит творческий перенос полученных представленийв новые условия.

Для усиления интереса к занятиям, которые содержатьсяв РС, им зачастуюпридают игровой характер. В этом случае детям предлагают занять активную ролевую позицию (игровой сюжет ситуаций выбирается в зависимости от склонностей детей):

  • изобретателей- особых машин, правил, приспособлений, правил, законов.
  • исследователей – которые делятся с присутствующими результатами своих изысканий;
  • интервьюеров – выясняют что-либо, задавая соответствующие вопросы;
  • актеров, играющих роль того или иного животного (с его повадками, средой обитания, образом жизни) или предмета (учитывая его производство, способы употребления);
  • экскурсоводов по музеям, выставкам;
  • волшебников – «отменяющих» те или иные свойства предметов, закономерностей, явлений;
  • писателей, дрессировщиков, представителей разных профессий;
  • школьников, изучающих тот или иной предмет.

Для того, чтобы объяснить, показать ребенку нечто новое, важно, чтобы транслируемые детям средства и способы взаимодействия с миром, воспринимались ими с готовностью и эмоционально, вызывали интеллектуальные эмоции .

Этого можно добиться, если прежде, чем воспринимать новую информацию, ребенок уяснит ее необходимость для себя, у него появится мотив собственной деятельности, некий ее замысел (он может возникнуть «в ответ» на замысел взрослого, а может отличаться от него). Для этого в образовательном процессе целесообразно разворачивать, включая в него РС разного типа :

· В начале организуется ВВОДНАЯ, МОТИВАЦИОННАЯ РС, побуждающая ребенка к самостоятельному поиску решения возникшей задачи. Важно, чтобы в ходе этой РС у ребенка сложился замысел его деятельности (чтобы он не оказался лишь исполнителем чужого замысла). Вслед за этим создаются условия для проведения детьми соответствующих самостоятельных экспериментальных исследований или для поиска информации. Зачастую в такой предварительной поисковой работе участвуют и родители, выполняя задания, которые они получают в детском саду.

· После таких самостоятельных попыток, которые дети предпринимают, чтобы найти решение поставленной задачи, создается РС – ООБСУЖДЕНИЯ (выявление и сопоставление разных точек зрения, подбор и предъявление аргументов для их доказательства…),

· а затем РС – РЕФЛЕКСИИ получившихся результатов (диалог, дискуссия) в ходе выясняются, какие средства и способы были использованы, удалось ли с их помощью решить задачу, какие из них оказались наиболее эффективны.

Создавая «рефлексивную ситуацию», взрослый «разрывает», останавливает естественный ход процесса, «текущего автоматически», с тем, чтобы дать ребенку возможность различить себе и то действие, которое он совершил, осуществил.

Затем взрослый помогает ребенку зафиксировать эту остановку и сам остановленный процесс:

посмотрим, что здесь происходит…

было вот как, а стало…

Что изменилось? Почему? Что ты для этого сделал? Как ты сделал?

Повтори (зафиксировать произведенные действия в схемах, рисунках)

Ты всегда так делаешь? У тебя всегда так получается? Это твое правило?

Ты думаешь надо поступить именно так, или можно как-то по-другому? Как другой (называется конкретное знакомое лицо ребенку) поступил бы в этой ситуации?

· И, наконец, организация ОБОБЩЕНИЯ объективного содержания и отчуждения от него, «освобождение от субъективной пристрастности к нему».

Для этого создаются РС со следующими вопросами:

Как ты думаешь, если мы повторим наши действия (назвать конкретные действия), получится тоже самое? Так всегда бывает?

Почему так получается? Какой закон здесь действует? Все поступают (действуют) так же как и ты, или каждый делает по-своему, по-другому? У любого человека получилось бы именно так в этом случае?

РС – планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, длится от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.

Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же ситуации с разными подгруппами детей.

Как? – с помощью РС.

Проигрывание ситуаций

Ситуация: Письмо то жирафа . Пришло письмо в большом конверте, на нем много штампов.

Как к нам добралось письмо? (может по морю плыло, может на самолете.……. др. варианты)

От кого же письмо?(…………от жирафа )

Жираф хочет попасть на новогоднюю ёлку, посмотреть на снег, т.к. никогда его не видел

Что же делать как быть?

- (Пригласить в гости) но он житель теплой страны, а у нас сейчас зима и холодно, что может с ним случиться (простыть, заболеть……)

Что же делать?

Проблема решается в зависимости от целей воспитателя (выслушиваются и принимаются все ответы детей, но подводятся к определенной деятельности в зависимости от целей воспитателя)

Можно нарисовать новогоднюю елку и зимний пейзаж жирафу и отправить по почте; послать жирафу теплое одеяло, чтобы он не заболел в пути, а одеяло нарисуем используя теплые тона красок и оно будет очень теплое; и многое другое.

Ситуация: «Приглашение на выставку картин»

Художник из Москвы привез свои картин, но ему пришла срочная телеграмма и он вынужден уехать. Картины показать просил меня и билеты на выставку тоже оставил мне. Билеты не простые их можно получить за знания – знание теплых тонов красок (мальчики), и холодных (девочки)

Пришли на выставку,а вместо картин недорисованные фигуры (кусочки наклеенной ткани). Что же случилось? Где картины? Ответы детей. Звучит магнитофонная запись из которой ясно, что картины заколдовал злой волшебник Вальтасар, а расколдовать их может настоящий художник. Что же делать? Художник то уехал. Ответы детей….. дорисовать их.

Дети дорисовывают картины, дают им названия.

Ситуация с пропавшей краской.

Надо нарисовать ель, а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета, кроме зеленого. Что делать?(Смешать краски синюю и желтую).

Этапы постановки и решенияразвивающих ситуаций:

1. постановка, формулирование проблемы;

2. выдвижение предположений и гипотез;

3. выбор, проверка, обоснование гипотез;

4. подведение итогов, рефлексия, вывод.

Для того, что быправильно поставить и успешно решить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себепринятие проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы , учитывающие степень самостоятельности детейи меру помощи взрослого.

Это могут быть:

Система вопросов, переформулирование условий задачи;

Наводящие задачи или задачи – подсказки;

Неправильные решения игрового персонажа;

Недосказанная история, ситуация;

Цепочка наводящих задач.

Решая проблемную ситуацию, ребеноксравнивает, сопоставляет, устанавливает сходство и различие. Анализируя проблему, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, развиваются его творческие способности.

Образовательная развивающая ситуация – форма организации детей, они бывают:

а) заранее спланированные , придуманные, с подготовленным материалом, в которой решаются воспитательно-образовательные задачи;

б) спонтанные ситуации , (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в образовательную.

Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий (но придерживаясь при этом поставленной цели).

Как в случае спонтанных, так и в спроектированных ситуациях необходимо совместное решение задач детьми и взрослым, их партнерские отношения во время его поиска.

Спонтанные РСнеобходимы, когда ребенку в его самостоятельной деятельностине хватаетдля решения возникшиху него задач, нужных для этого средств и способов. В такую ситуацию может включиться взрослый, с тем, чтобы помочь найти их и верноприменить. Но вначале важно датьвозможность провести самостоятельные поиски недостающих их средстви способов решения задач. Направлятьэти поиски детей можно с помощью дозированныхподсказок, которые они получаютпо мере необходимости. Взрослый может «спровоцировать» РС, специальноакцентируя вниманиедетей на тех моментах, которые могут породитьих вопросы. Помочь ребенку сформулировать этивопросы может не только взрослый, но и сказочный персонаж.

Задача педагога работающего с дошкольниками — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельности. Все эти качества стимулируются благодаря насыщению педагогического процесса познавательными задачами, расширению круга объектов познания.

Как? – с помощью РС.

Для чего мы используем РС?

Используя РС, педагог имеет возможностьвести ребенка не к знанию, а к познанию — ребенок сам добывает знания, познает мир .

Где используем образовательные РС?

Образовательные ситуации могут быть использованы на протяжении всего образовательного процесса, будь то организованная или совместная деятельность, и даже для организации самостоятельной деятельности детей, поэтому воспитательно-образовательный процессможно представить как системную совокупность развивающих ситуаций.

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.

Игровые ситуации

Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.


Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?


Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Проблемные ситуации

1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семинар на тему: «Особенности образовательной деятельности» «Образовательная ситуация» Выполнила: Евдокимова Елена Александровна воспитатель средней группы МБОУ СШ №7 Филиал «Детский сад №10 «Улыбка» 2016г.

В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: Игровую; Познавательно-исследовательскую; Двигательную; Художественно-эстетическую.

В ФГОС термин «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена - Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственной организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы и т.д.).

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.

Параметры для характеристики Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности Направленность на решение образовательных задач Освоение новых способов деятельности, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение. Продолжительность в течение дня 15 мин – млад. гр. - 10 образовательных ситуаций 20 мин – ср.гр. - 11 образовательных ситуаций 25мин - старшая гр. - 13 образовательных ситуаций 30 мин - подготовительная гр.- 15 образовательных ситуаций Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности.

Форма образовательной ситуации Фронтальная и подгрупповая Позиция педагога Передача социального опыта Позиция ребенка Активность направлена на освоение социального опыта.

Виды образовательных ситуаций: игровые образовательные ситуации реально-практические условно-вербальные.

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, игровой). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада. Образовательные ситуации используются в организованной деятельности – требуют формирование у детей новых умений в разных видах деятельности. Могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях.

Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения. Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Проблемная ситуация специально создается путем применения особых методических приемов: Подведение дошкольников к противоречию Рассмотрение различных точек зрения Создание ситуаций выбора Провокации Проблемные задачи Таким образом, соотношение игровых и практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи.

Структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности. Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образовательной области, ее структура соответствует данному виду деятельности. В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяет решение задач разных видов деятельности и является более сложной. Также, такой подход предполагает и смену видов деятельности детей (стоя, сидя на ковре, за столами и пр.). Такие ситуации способствуют поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждают утомляемость.

С чего начинается образовательная ситуация? Образовательная ситуация как правило, имеет 3 части, которые конструирует педагог: Завязка игрового сюжета, появление предмета, его рассматривание. демонстрация предмета, вычленение его строения, связанное с назначением. Дидактический материал, у которого отсутствуют те или иные части. Выбор предмета всеми детьми, закрепление новых знаний.

В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В младших группах – решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуациях, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте – перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

Педагогическое сопровождение процесса обучения. Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием учебно-познавательных умений, привлечение личного опыта детей, использование обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

Завершение образовательной ситуации. Завершение образовательной ситуации требует подведение итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, в старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отельных детей, привлекает их самих к оценке, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.


Одним из ведущих подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности

является создание образовательной педагогической ситуации,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемно - игровая ситуация в образовательном процессе.

В современных условиях активность, самостоятельность, инициативность, творчество становятся ведущими в определении направленности развития детей. Дети не могут рассматриваться как пассивные исполнители воли педагогов, а значимым для их развития является их участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками в форме сотрудничества. Проявить себя, как личность ребенок сможет только как субъект деятельности, считают авторы программы «Детство». Но развивает не столько деятельность, а та позиция, которую занимает ребенок в той или иной ситуации, т. е субъектная позиция. Она связана с такими компонентами, как:

  1. целеполагание (младший дошкольник принимает цель взрослого; старший – самостоятельно ее ставит);
  2. владение ребенком способом деятельности;
  3. способность получить результат деятельности:
  4. самоконтроль и самооценка.

Личностно-субъективная позиция позволяет ребенку принять цель деятельности взрослого или поставить ее самостоятельно. Основная задача педагога – найти наиболее эффективный способ вовлечения ребенка в позицию активного субъекта разнообразных видов детской деятельности.

Одним из ведущих подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности является создание образовательной педагогической ситуации , обеспечивающей активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.

Реализация содержания образовательной программы «Детство», по которой я работаю, предполагает творческое конструирование педагогом образовательного процесса, единицей конструирования которого выступают образовательные ситуации. Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия, совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).

Необходимо, чтобы жизнь детей в группе была наполнена событиями, поддерживались бы детские «фантазии» и идеи, и каждый ребенок мог включиться в эту интересную деятельность, проявить свою смекалку, творчество и инициативу, стать активным субъектом детского творчества.

Образовательная ситуация обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и уровень его самостоятельности, предоставляет ребенку возможность проявить себя.

Используя образовательные ситуации, я отхожу от традиционных занятий по предлагаемому образцу, создаю условия раскрепощенности, позволяю ребенку раскрыть свое внутреннее состояние.

Образовательная ситуация «Печенье на день рождения»

Задача:

Развивать умение детей подбирать формочки для выпечки печенья, используя предметы-заместители

Проблема:

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения дочки. «Гвоздем» программы должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но не смогла купить формочки для выпечки печенья. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Для приготовления теста детям были предложены схемы, алгоритмы приготовления теста.

Вместе с воспитателем дети замесили тесто, раскатали его в лепешку.

Ребята, как вы думаете, чем Зайчихе заменить формочки

Можно взять формочку для песка, шашку, штампы, стаканчик, пиалу, кольцо пластмассовое от пирамидки.

Нарезать ножом или ножницами геометрические фигурки.

Просто руками разминать, предавая форму цветка или разных фигурок.

Можно взять конструктор и нарезать им.

Пробкой от бутылки из-под лимонада можно попробовать, печенье будет маленьким. Все что дети предлагают использовать вместо формочек, они пробуют при работе с тестом.

Скажите, почему удобнее делать формочками и стаканчиком?

У них тонкие края и они прорезают тесто как ножом. У шашки и кольца края тупые и резать тесто очень трудно. Дети приходят к выводу, что формочками для песка и стаканчиком делать печенье удобнее, потому что у них тонкие края, которые режут тесто.

Вот ребята, мы и помогли Зайчихе найти выход из ситуации

Дети гордятся своей помощью: мы хорошо придумали, мы молодцы, теперь можно и праздновать

Готовое печенье дети несут на кухню для выпекания.

Зайчиха угощает детей и зайчат вкусным печеньем

Образовательная ситуация «Как помочь Рукодельнице»

Задача:

Развивать умение подбирать предметы заместители и определять их свойства.

Проблема:

Рукодельница замесила тесто. Когда надо было его раскатать, она обнаружила, что нет скалки. Что же делать? Ведь мачеха велела испечь к обеду пироги.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Чем раскатать тесто?

Катушкой, бутылкой, палкой, круглой толстой палкой, банкой

Предлагает каждому раскатать тесто предложенными предметами.

Дети пробуют каждый свой вариант для раскатывания теста.

Выбор сделали – бутылка, палка круглая, гладкая

А как вы думаете почему?

Эти предметы гладкие, их удобно держать

Педагог предлагает помять, погладить, сжать, ударить об стол тесто.

Какое тесто на ощупь?

Мягкое, липкое, эластичное, упругое, красивое, доброе, нежное.

Дети с удовольствие исследуют тесто. Делают вывод: толстой палкой раскатать тесто быстрее и аккуратнее, а другой вариант-это бутылкой

Образовательная ситуация «Незнайка и его друзья»

Задача:

Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; формировать приемы умственных действий, вариативность мышления; формировать социальную компетентность.

Проблема:

Есть такой сказочный город, который называется Цветочный. В нем живут маленькие человечки, у каждого из них есть свое имя. Человечки дружат между собой и Шпунтик, и Гусля, и Знайка. Имя Гусля означает, что человечек играет на музыкальных инструментах, Знайка – все знает. И есть среди них такой человечек, которого зовут Незнайка. Почему его так назвали? У каждого из них есть своя мечта. Незнайка, например, мечтает полететь на Луну к своим друзьям, которые разговаривают на непонятном языке. Его мечта сбылась: он получил письмо, а прочитать его не может и просит у нас помощи.

«ЗДРАВСТВУЙ НЕЗНАЙКА. ЗАВТРА ЗА ТОБОЙ ПРИЛЕТИТ КОРАБЛЬ, ТЫ СЯДЕШЬ В НЕГО И ПРИЛЕТИШЬ К НАМ. ОЧЕНЬ ЖДЕМ» (буквы в письме расположены вверх ногами, в зеркальном отображении).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ребята, как нам помочь Незнайке?

Дети внимательно рассматривают письмо.

Буквы в письме перевернуты или неправильно написаны

А как вы догадались?

Дети пробуют разные варианты.

Надо приставить правильную букву к неправильной.

Надо просто перевернуть письмо вверх ногами.

А чем печатные наши буквы отличаются от их букв?

Они написаны неправильно. Буквы стоят на голове.

Но они же не похожи на нас. У них нет ума, наверное.

Если бы у них не было ума, они не писали бы письмо Незнайке

А мы с вами умеем правильно печать буквы в тетрадях?

Вот видите, что случилась с Незнайкой

Потому, что он ленивый и не хотел заниматься.

Я ему передам, чтобы он учился. Но сейчас он ждет помощи от нас.

Сейчас быстро ему поможем.

Дети берут листочки и карандаши и начинают по буквам переводить письмо.

Радостно читают, что получилось.

И делают вывод, только надо, чтобы Незнайка сам тоже учился и не был ленивым.

Образовательная ситуация «Платье для куклы»

Задача:

Формировать умение внимательно рассматривать предмет, описывать увиденное, отмечать детали, наблюдать за работой взрослых.

Проблема:

В группы вошла Лена в красивом платье, чем обратила на себя внимание остальных детей.

Какое красивое у тебя платьице. Пуговицы красивые. Птичка на кармане тоже красивая, желтая.

На горле беленькое. Большие какие рукава. Дети подошли к Лене и стали рассматривать карманы с аппликацией, воротничок, пышные рукава платья с кружевами. У Леночки сегодня день рождения, поэтому она такая нарядная – говорит воспитатель.

Воспитатель сообщает, что у куклы Кати тоже скоро день рождения. Предлагает – «Давайте сошьем кукле новое платье, порадуем ее, поздравим с днем рождения?» Малыши с удовольствием поддерживают предложение.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

С чего мы начнем работу? Что нам необходимо, чтобы начать шить платье?

Надо ножницы принести и тряпку.

Еще иголка и нитка нужна.

Машина, которая шьет.

Вместе с воспитателем выбирают материал, достают инструменты, снимают с куклы мерку. Начинают кроить

Воспитатель сметывает детали кроя.

Надо примерить платье, чтобы узнать подошло оно или нет.

Платье мы сметали. Можно уже дарить его кукле?

Оно не красивое. Здесь еще нитки есть.

Оно порвется, большие дырки. Крутят платье, засовывают пальцы между швами.

А на чем можно сшить детали платья?

Еще можно иголкой. Можно заклеить.

У нас есть машина маленькая, которая шьет. Достают швейную машинку, пытаются вдеть нитку в иголку. Не получается, просят воспитателя.

Чтобы платье стало совсем красивым, что еще будем делать?

Надо карманы прилепить, как у Тани.

А еще надо цветок вырезать из другого материала. Надо красивый воротничок сшить. А у моей мамы есть красивый бант на платье. А у моей – жук-брошка.

А у моей блестит красиво.

Примеряют платье на куклу.

Прикладывают детали. Просят воспитателя пришить их.

Образовательная ситуация «Как помочь Незнайке»

Задача:

Развивать умение использовать предметы заместители, считать парами.

Проблема:

Незнайка приходит в группу. Он сегодня именинник и хочет угостить детей конфетами, но он не знает, сколько детей присутствует сегодня.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Как помочь Незнайке?

Посмотреть на детей. Посмотреть список. Посчитать. Дети начинают считать, но путаются и у них получается все время разный результат.

Тарелки, чашки, ложки, кровати.

Дети считают, но выясняется, что некоторых детей сегодня нет в группе, они отсутствуют по разным причинам.

Может быть, есть личные вещи, которые есть у всех детей? Давайте посчитаем, например, куртки.

«Есть»- кричат дети. Это шапки, куртки, штаны, обувь, варежки. Егор предлагает посчитать варежки.

Значит, у нас сегодня присутствует 40 детей?

Егор, Никита, Наташа замечают ошибку в подсчетах: «У каждого должно быть по две варежки». Диана предлагает сложить их парами.

Дети складывают варежки по две.

Считают, получается 20 пар, и делают вывод, что детей сегодня присутствует 20 человек. Незнайка угощает детей конфетами.

Образовательная ситуация «Маша и медведь»

Задача:

Формировать умение оказывать помощь, устанавливать соответствие между емкостью и предметом.

Проблема:

Дети скажите, зачем люди ходят в гости друг к другу? Ответы: приглашают на день рождения, навестить бабушку и дедушку, друга, поиграть в интересные игры. Послушайте, какая история произошла с девочкой Машей.

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить друга, Маша напекла пирожков и завязала их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст. Он порвался и пирожки рассыпались. Маша расстроилась. Как же ей донести пирожки?

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Как можно помочь Маше? Что ей посоветовать?

Предлагают Маше вернуться домой.

Но пока она возвращается домой за пакетом, кто-нибудь пирожки съест. Их можно завернуть в лист лопуха, они бывают большие. А можно узелок сделать поменьше и сложить туда пироги. Можно дырку заколоть булавкой. Положить пирожки в карманы, в подоле нести удобно.

А лучше снять с себя футболку или майку, перевязать один конец и сложить пирожки. Можно сложить пирожки в подол. Можно снять с головы платок.

Дети пробуют завернуть пирожки в лопух, убеждаются, что завернуть можно, но это ненадежно - лопух может порваться. Заворачивают пирожки в платок. Если расстелить платок, сложить в него пирожки и завязать узелок, будет удобно нести пирожки.

Давайте представим, что мы в лесу. Что нас окружает?

Нас окружают трава, деревья, кустарники, цветы. Можно сплести несколько веночков, положить их друг на друга, перевязать травой, внутрь положить лопух, а на него пирожки и нести. Ребята пробуют все предложенные варианты. Не бывает безвыходных ситуаций, надо только подумать.

А как же Маша узнает о предложенных вами вариантах?

Можно ей письмо написать. Рисунки нарисовать. Фотографии сделать и отправить. Умеющие писать дети, пишут письмо. Кто-то зарисовывает, предложенные детьми варианты.

Маша будет рада той помощи, которую ей оказали дети. Она выберет подходящий для нее вариант.


Сапожникова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №3 "Росинка"
Населённый пункт: пгт.Забайкальск, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Реализация социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста через использование образовательных ситуаций в ДОУ
Дата публикации: 10.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Реализация социально-коммуникативного развития

детей старшего дошкольного возраста через использование

образовательных ситуаций в ДОУ

дошкольном

возрасте

закладываются

основы

всех

базовых

понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни.
Именно в этот период начинается процесс социализации детей, устанавливаетсясвязь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – Стандарт) сказано, что одними из основных принципов дошкольного образования являются построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) и содействие и сотрудничество детей и взрослых. Стандарт определил задачи дошкольного образования, в том числе формирование общей культуры личности детей, развитие социальных качеств.Дляобеспечениявсестороннего развития личностиСтандартом определены направления развития и образования детей, одним из которых является социально-коммуникативное развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта,развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляетсяцелостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления. Особенностью организации образовательной деятельности по программе«Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательнойдеятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие
продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация наконечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами такихобразовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разныхвидах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способностирассуждать и делать выводы. Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельностьв режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности,самостоятельности и творчества. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета,журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъективности ребенка в образовательнойдеятельности разнообразного содержания. Концептуальная идея А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни, амплификации развития ребенка за счет обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и специфически детскими видами и способами деятельности потребовала разработки особых, дошкольных путей конструирования образовательного процесса детского сада. С этой целью мы и используем образовательные ситуации в социально- коммуникативном развитии старших дошкольников. Социально- коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте. Мы используем ситуации, способствующие обогащению знаний детей с различными эмоциональными состояниями человека: чувствовать, объяснять
свои чувства и переживания, а также чувства других людей, знакомим детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда Все эти качества актуальны для современного детского сообщества: способность проявить внимательность,оказать бескорыстную помощь, проявить заботу привлекают детей, способствуют налаживанию положительных взаимоотношений, тогда как противоположные качества детьми порицаются. Также мы создаем ситуации, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации социального содержания. Такой вид деятельности взрослого и ребенка помогает расширить, дать возможность детям более полно осмыслить задачи, поставленные перед ним. Кроме этого, пополняетсяразвивающая предметно – пространственная среда группы в результате подготовки к проведению образовательных ситуаций. В нашей группе оформлены «Уголок эмоций»
(приложение

1),
«Уголок настроения»(
приложение 2
). Мы представляем вашему вниманию конспект образовательной ситуации для использования воспитателями в других дошкольных образовательных учреждениях.
Образовательно-развивающая ситуация «Счастье есть»

Образовательная область:
«Социально –коммуникативное развитие».
Цель:
Продолжать знакомить детей с различными эмоциональными состояниями человека: чувствовать, объяснять свои чувства и переживания, а также чувства других людей.
Задачи:
- развивать представления детей об эмоциональном состоянии человека (настроение,радость,дружба, счастье); - активизировать способы оценки эмоционального состояния человека (мимика, жесты, поза).
Оборудование

материалы:
макет дерева, предметы-символы, олицетворяющие счастье, сердечки, иллюстрации счастья, клип о счастье, аудиозапись с песней « Мы желаем счастья вам».
Развитие сюжета

(показ клипа) (приложение 3)

Педагог
. Ребята, какие чувства вы испытали при просмотре клипа?

-
Что можно сказать об эмоциональном состоянии людей? (они радовались, улыбались друг другу, веселились).
-
Можно ли про людей, которые проявляют такие эмоции, как радость, веселье, сказать, что они были счастливы? (да, можно)
-
Когда вы были счастливы? (Я был счастлив, когда ходил в цирк; когда мама купила мне новую игрушку; когда мне подарили живого кролика; когда у меня есть друзья).
Педагог:
Давайте попробуем назвать переживания счастья только одним словом. Сейчас мы поиграем в игру,которая называется
«Назови одним

словом».
«Счастье – это…..» (ответы детей: «Это дружба», «Это радость», «Это здоровье», «Это много игрушек», «Это быть с мамой».
Педагог
. Ребята, как узнать, счастлив ли человек? Вы идёте по улице, смотрите на прохожих. Можете ли вы угадать их настроение, счастливы ли они? (Педагог выслушивает детей, акцентирует внимание на понятиях «мимика», «жесты», «выражение глаз», «внешний вид человека», предлагает определить эмоциональное состояние друг друга, а также обращает внимание детей на себя и просит определить состояние взрослого).
Ответы детей
: «Улыбается», «Блестят глаза», «Красиво одет».
Педагог:
Всегда ли человек счастлив? Что нужно для того чтобы быть счастливым? («Нужно дружить со всеми», «Быть добрым, весёлым», «Помогать другим людям»).
Игра «Определи счастливого человека»
(детям предлагаются разные картинки и из них нужно выбрать счастливого человека)
(приложение 4)

Педагог:
Ребята, послушайте пословицу и объясните, как вы её понимаете. «Счастье в воздухе не вьётся, трудом даётся».
Ответы детей:
«Нужно не ждать счастье, а трудиться и помогать маме, бабушке», «Не лениться, много заниматься, играть. Надо трудиться».
Педагог
: Предлагаю вам, ребята, оформить «Дерево счастья». Давайте выберем необходимые картинки и разместим их на нашем дереве. (Дети выбирают предметы-символы и размещают их на макете дерева, объясняя свой выбор, например:«Я выбрал сердечко, потому что оно означает любовь, а любовь нужна каждому человеку, чтобы быть счастливым»). Дети встают в круг, и педагог проводит психотренинг
«Дверь».
(Стоя в кругу, дети открывают воображаемую дверь и делают шаг в перёд, думая о чём-то положительном, закрывают воображаемую дверь, оставляя за ней всё негативное. Затем снова берутся за руки, поднимают их вверх и хором произносят: «Мы счастливы!»)
(приложение 5)

Педагог:
Давайте поделимся частичкой счастья с нашими гостями и подарим им наши сердечки.
Педагог:
Ребята, легко ли быть счастливым? Что нужно для этого?

Ответы детей:
«Мне легко, потому что у меня есть друзья и они мне помогают» или «Я буду счастлив, когда одержу победу в соревнованиях, но для этого я хожу на тренировки».
Литература
1. Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы) / сост.: З.А. Михайлова, О.Б.Васильева, А.С. Каменная. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-47 с.-(Библиотека программы «Детство»). 2. Цветкова Т.В.,// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2015.-№4.- с.114. 3.Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; - М., Просвещение, 1988. 4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) -утвержденный приказом Мин. Обр. науки России от 17.10.2013 №1155 5. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014-352с.