Быстрое чтение. Пять способов чтения Выборочное чтение
Способов чтения существует очень много - от беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же лучше использовать в каждом случае?
Все зависит от той задачи, которую ты себе ставишь. Беря в руки любое печатное издание, полезно заранее знать, чего мы хотим. Возможны такие, например, варианты задач:
- ознакомление с конкретным изданием;
- ознакомление с конкретным автором (с помощью преди.словия, послесловия, комментариев в книге);
- начальное знакомство с темой, проблемой;
- поиски ответа на конкретный вопрос.
Для решения разных задач мы будем выбирать наиболее подходящие способ чтения, критерии оценки прочитанного, приемы переработки и фиксации информации. Иногда этот выбор происходит на интуитивном уровне. Но, конечно, никому не помешает ни осмысление собственного читательского опыта, ни знакомство с обобщенным опытом других людей.
Перечислим основные используемые режимы (или способы) ознакомления с печатным источником.
Углубленное чтение. Этот способ предполагает внимательное (иногда неоднократное) прочтение материала. Применяется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинно-следственные связи описываемых событий или явлений. Освоение информации с использованием этого режима часто происходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию.
Параллельное чтение. При этом способе изучается несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда их авторы придерживаются разных точек зрения. Необходимо проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее предпочтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.
Выборочное чтение предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении его содержания, ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями либо при просмотре текста.
Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой или статьей. Этот способ позволяет при надлежащем внимании и сосредоточенности за короткий промежуток времени решить, стоит эту книгу (статью) более детально изучить или лучше сразу выбрать нужный материал.
Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имен, дат, статистических данных, фактов. Развитая зрительная память дает возможность при взгляде на страницу мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п.
Особо нужно сказать о способах чтения текстов в Интернете и на электронных носителях. Ведь на выбор того или иного способа чтения влияют не только цель, не только читательский опыт, но и тип текста.
В последнее время говорят о двух общих моделях чтения, о чтении линейном и нелинейном. Модель линейного чтения относят к традиционным печатным текстам. Нелинейного же чтения требует гипертекст, который создается и поддерживается с помощью новых компьютерных технологий.
Новые технологии - это не только новые носители информации, широчайший доступ к текстовой, аудиальной и визуальной информации, совершенно другие временные режимы, но и новые способы взаимодействия с текстом.
Можно говорить о таких особенностях взаимодействия с гипертекстом:
- широкие, даже безграничные возможности перепроверять, дополнять, уточнять, сравнивать любую информацию, не только используя имеющиеся гиперссылки, но и на основе собственного опыта пользователя Интернета; формировать свое отношение к какому-либо вопросу, выясняя освещение его на разных порталах и сайтах;
- возможности вмешиваться во многих случаях в разные тексты, как помещенные в Интернете, так и на компакт-дисках, редактируя их для собственных целей. Это изменение взаимоотношений автора и читателя;
- в Интернете иногда прямо предполагается активное участие пользователей-читателей в создании литературных произведений, то есть Интернет предлагает читателю совершенно другой способ чтения. (Об этом можно почитать, например, в статье Чемодановой Е.А. "На крыльях"... паутины. Особенности нелинейного чтения // Библиотечное дело, 2004, . - С.6-8).
Но способ чтения художественных произведений, на каком бы носителе они физически ни существовали, остается "дедовским". Это медленное чтение-сопереживание, с размышлениями, ассоциациями, воспоминаниями...
Из переписки: ... мудрый Соломон сказал: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас". (Екклесиаст 1:9,10)
Что такое выборочное чтение. Это когда Вы читаете не все подряд а только то что Вам необходимо. Обучившись быстрому чтению Вы сможете получать только ту информацию которая Вам необходима а не нужную отбрасывать.
Нас всех окружают тексты: мы читаем книги, форумы, интернет-рассылки, журналы... Все нужно знать, во все нужно вникнуть. Но вдумчивое чтение - чтение не быстрое.
С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык, на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут времени, а иногда и больше.
Изучающему выборочное чтение чтение на заметкуКаждый массив информации требует определенной скорости чтения, своей стратегии обработки информации в соответствии с прошлым опытом читающего человека. Важно помнить то, что скорость мышления определяет темп понимания прочитанного.Основные принципы динамического чтения:
|
На странице - 6 абзацев. Страница - час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день - месяц…
А нужных вам книг - тысячи.
Полезное на сайте о том, как научиться быстрее читать и запоминать больше
Что делать? Обучаться быстрочтению? Можно, это полезный навык, но это еще не решение. Представьте, вы потратили полгода на освоение быстрочтения, научились читать быстро и стали будете читать то, что вам не нужно, то вы потратили время на освоение быстрочтения и далее просто с большей скоростью продолжаете грузить себя лишней информацией.
Скорость - еще не решение. Если человек научился быстро бегать, но побежал не по той дороге, домой он прибежит позже, чем спокойный пешеход, знающий верный путь.
Осваивайте выборочное чтение.
Дисциплина чтения
В чтении, как и в жизни, нужна дисциплина: привычка делать не все, что вдруг захотелось, а то, что сейчас важно. См.→
Итак, не читайте не нужные вам книги. Но это - только начало. Концентрируйтесь на том, что вам действительно необходимо. См.→
Читать ли художественные тексты? Вопрос интересный: художественный текст, при правильном его прочтении, становится хорошим тренингом личностного развития. Вспомните, как западают глубоко в душу красивые и светлые образы, как мы начинаем подражать им в жизни, как учимся быть добрее, честнее, мудрее… С другой стороны – многие заядлые читатели сбегают из реальной жизни в мир художественного текста...
Инструкция по выборочному чтению
Книг много, а жизнь у вас - одна...
Итак, соблюдайте дисциплину чтения, не читайте не нужные вам книги. Но это - только начало.
Взяв в руки книгу, поосторожничайте, настройте себя. Не открывая книгу, спросите себя: какие мои цели на сегодня, на месяц и на год, содержится ли в этой книге то, что наилучшим образом отвечает моим целям. Постарайтесь буквально разглядеть, как должно выглядеть в книге то, что вы хотите в ней найти. Точно ли там это есть? Может, эти книгу стоит все-таки отложить?
Пусть чтение книги будет для вас таким же ответственным делом, как: покупаю машину. Строим дом. Рожаем ребенка. Хотя книги все-таки можно читать - почаще…
Поэтому - взяли книгу в руки, открыли оглавление, нашли нужную главу. Открыли именно ее, остальное не читать.
Потратили 2 минуты, сэкономили до десятка часов.
Пропускайте не нужные вам страницы.
Скользите по страницам свободным взглядом - этого достаточно, сориентироваться сможете: эта не нужна, эта тоже про другое… Не теряйте время, ищите только нужное вам.
Проскальзывайте мимо лишних для вас абзацев.
Анализировать в книге каждый абзац это все равно, как заходить в каждый встреченный по дороге магазин: они манят, но вы идете своим путем.
Но на нужные вам абзацы, в которых действительно содержится то, ради чего вы взяли в руки книгу - не жалейте времени. 10 минут на абзац - совсем не много, если в результате вдумчивого чтения вы действительно станете богаче.
Концентрируйтесь на том, что вам действительно необходимо.
Прежде чем начать чтение, необходимо выбрать определенный режим, в котором вы будете читать. Этот режим зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. Рекомендуется классифицировать тексты, предназначенные для прочтения, в зависимости от цели чтения. В наиболее общем виде такая классификация выглядит следующим образом:
1) тексты, которые необходимо подробно изучить;
2) тексты, с которыми следует ознакомиться;
3) тексты, из которых нужно выбрать определенную информацию.
Необходимо отметить, что отнесение текста к той или иной группе зависит не от его стилистической и жанровой принадлежности, а определяется исключительно прагматической установкой человека.
Например, если статью из популярного журнала необходимо детально изучить, чтобы использовать содержащиеся в ней данные при составлении обзора или реферата, то эта статья будет отнесена к 1-й группе; если журнал читается в развлекательных целях, то та же статья будет отнесена ко 2-й группе; и наконец, если вам сообщили, что в данной статье содержатся некоторые интересующие вас сведения (например, статистические данные), то ее следует отнести к 3-й группе.
Способы, или виды, чтения – это стратегии, используемые при чтении текстов различных групп. Та или иная стратегия выбирается в зависимости от цели и задач чтения. Выделяют следующие основные способы чтения.
1. Углубленное чтение. При таком чтении необходимо понять, какую проблему решает автор, каковы его точка зрения и выводы. Для этого необходимо осмыслить структуру текста, сопоставить выводы автора с собственными рассуждениями. При этом обращается внимание на детали текста, производятся их анализ и оценка. В результате текст должен быть полностью усвоен, вся информация должна быть переработана. Необходимо постараться запомнить основную часть текста, чтобы впоследствии ею можно было воспользоваться.
2) вопросы, которые он рассматривает для доказательства своей идеи, аргументы, которые он приводит;
Иногда такой способ чтения называют аналитическим, изучающим, творческим и т. п. Такой способ применяется при чтении текстов 1-й группы – обычно это учебники, тексты по незнакомой, сложной тематике.
2. Ознакомительное чтение. Цель такого способа чтения – общее знакомство с содержанием текста. При этом внимание уделяется не анализу текста, а его информативной стороне – как правило, только основной информации.
При таком способе чтения достаточно уяснить, какие существенные факты содержатся в тексте. Кроме того, следует запомнить выходные данные текста, т. е. где и когда он опубликован.
Ознакомительное чтение используется при чтении текстов 2-й группы – обычно это тексты публицистического стиля (газетные и журнальные статьи), а иногда и художественная литература.
3. Выборочное чтение. Если в тексте вас интересует какая-то вполне определенная информация (например, статистические данные, описание какого-то события и т. п.) или новизна приводимых сведений, то следует использовать выборочное чтение. При этом можно не анализировать все содержащиеся в тексте факты – достаточно понять, что нового, важного и полезного для вас содержится в таком тексте.
Такой способ применяется при чтении текстов 3-й группы – это могут быть тексты любого жанра и стиля: научного, официально-делового, публицистического, художественного.
4. Чтение-просмотр. Одной из разновидностей выборочного чтения является чтение-просмотр, которое используется для предварительного ознакомления с книгой. Он заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие (выбираются наиболее важные положения автора) заключение. Цель такого чтения – определение того, следует ли купить эту книгу, заказать в библиотеке, нужно ли читать ее, если нужно, то каким способом и т. п.
5. Сканирование. Это еще одна разновидность выборочного чтения. Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов и т. п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы, и зрение работает избирательно: читающий имеет установку найти только интересующие его данные. Чтобы овладеть таким способом чтения, необходимо развивать приемы техники чтения, в частности расширять поле зрение, тренировать избирательность внимания и т. д. Человек, обученный этому способу чтения, может усваивать текст в два-три раза быстрее, чем читающий традиционно.
6. Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению. Технике такого чтения обучают в Школе быстрого чтения Олега Андреева, а также в Школе рационального чтения (см. список литературы).
Понятие "выборочное чтение" употребляется в тех случаях, когда читатель концентрирует свое внимание на выбранных им аспектах текста. Искусство выборочного чтения состоит в том, что читатель обнаруживает информацию с помощью беглого чтения; читатель должен соединить предмет, который он держит в уме, с набором слов, которые он узнает в тексте. Это позволяет ему сказать - "это здесь есть" или "этого здесь нет".
Читатель может сузить поиск, если он ясно представляет себе, где, скорее всего, находится информация; предварительное беглое чтение порой помогает ему понять, как организован текст.
3. Организация материала
Вопросы организации подробнее разбираются в главе восьмой. Мы увидим, что письменный материал иногда организован таким образом, что его легко обнаружить; если организация соответствует обычному типу, то это раскроет беглое чтение.
4. Размещение специальной информации
Для поиска такой информации применяют те же методы, что и для выборочного чтения. Беглое чтение облегчается, если информация тесно привязана к соответствующим словам, а их общую организацию можно легко узнать. Однако эта операция не является полной до тех пор, пока читатель невполне уверился в том, что получил НУЖНУЮ информацию, внимательно прочтя ее.
5. Немедленная проверка
Допустим, читатель захотел запомнить некоторые факты, когда закончил читать, или пожелал вернуться к трудному месту. Хорошо помогает такой метод: сначала формулируются вопросы, а затем, имея их в виду, бегло прочитывается текст.
6. Запоминание на долгое время
Об этом подробно рассказывается в главе десятой.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ПРЕДУГАДЫВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ У ВАС ЗНАНИИ
Мы будем рассматривать предугадывание как составную часть чтения: каким образом читатель предугадывает содержание, когда он читает, и как он может предугадывать содержание еще до того, как начал читать; другими словами, каким образом он использует имеющиеся у него знания.
1. ПРЕДУГАДЫВАНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ
Предугадывание означает, что ум читателя опережает прочтение им текста, готовит почву для чтения. Способность ума заглядывать вперед в высшей степени характерна для умственной деятельности вообще. Возьмем для примера интервью. По мере того, как оно развивается, интервьюируемый может почувствовать общее направление вопросов и сделать надежные прогнозы, с помощью которых он заранее готовит свои ответы. Читатель находится в таком же положении: он постепенно настраивается на волну темы и начинает активно заниматься предугадыванием. Это помогает ему подготовить почву и применять свои знания.
Мышление и предугадывание
Если у человека ограниченные идеи, то и его способность к предугадыванию ограничена. Читатель, который понимает содержание слишком узко, ограничивает возможности для своего предугадывания, а поэтому недостаточно использует имеющиеся у него знания.
Существует минимальный уровень предугадывания даже у медленных читателей, иначе читатель непрерывно останавливался бы для того, чтобы решить, в каком смысле употреблено то или иное слово. Каждый из нас увеличивает скорость в чтении по мере того, как встречает знакомые фразы и словесные обороты, смысл которых можно предугадать по малейшему признаку; однако даже этот выигрыш в скорости может быть утерян при непродуктивном чтении.