Красота Оладьи Стрижки

Алексей николаевич крылов биография. А.Н. Крылов одновременно был выдающимся математиком, физиком и инженером. Издания о Крылове

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.


Крылов Алексей Николаевич
Родился: 3 (15) августа 1863 года.
Умер: 26 октября 1945 года.

Биография

Алексей Николаевич Крылов (3 августа 1863, село Висяга, Симбирская губерния - 26 октября 1945, Ленинград) - русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР (с 1916 года; член-корреспондент с 1914 года), генерал флота (06.12.1916), генерал для особых поручений при морском министре Российской империи (1911), лауреат Сталинской премии (1941), Герой Социалистического Труда (1943).

Алексей Крылов родился 3 (15) августа 1863 года в селе Висяга Симбирской губернии в семье Николая Александровича Крылова (1830-1911) и Софьи Викторовны Ляпуновой. Отец, артиллерийский офицер, участник Крымской войны 1855-1856 годов, получил образование за казённый счёт, как сын ветерана, Александра Алексеевича Крылова, раненного под Бородино и при взятии Парижа (и награждённого золотым оружием за храбрость и орденами за боевые заслуги).

По традиции, Алексея Николаевича ждала судьба военного, но большее влияние на него оказало окружение многочисленных родственников, Филатовых (по бабушке со стороны отца) и Ляпуновых (по линии матери), которые в дальнейшем стали знаменитыми русскими (и французскими - Виктор Анри) врачами, учёными, композиторами.

В 1878 году поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году. После окончания училища работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонга, где провёл своё первое научное исследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гирокомпасов прошла через всю его жизнь.

«Основания теории девиации компаса»;
«Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»;
«О теории гирокомпаса».

В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса.

В 1887 году А. Н. Крылов перешёл на Франко-русский завод, а затем продолжил учёбу на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии. После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вёл практические занятия по математике, а впоследствии курс теории корабля. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до самой смерти.

В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Уильяма Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1896 году избран членом Английского общества корабельных инженеров. В 1898 году награждён золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причём это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространённым способом умирения бортовой качки.

С 1900 года А. Н. Крылов деятельно сотрудничает со Степаном Осиповичем Макаровым, адмиралом и учёным-кораблестроителем, работая над вопросом плавучести корабля. Итоги этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом повреждённого корабля затоплением неповреждённых отсеков: «Это казалось морским чиновникам большой чушью. Потребовалось 35 лет… на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение».

В 1900-1908 годах заведующий опытовым бассейном (его деятельность в этом качестве дала мощный импульс постановке научно-исследовательских работ в кораблестроении), в 1908-1910 годах - главный инспектор кораблестроения (начальник кораблестроительного отдела МТК и его председатель). С 1910 года - ординарный профессор Николаевской морской академии, консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911-1913 гг. - экстраординарный профессор Института инженеров путей сообщения. В 1915-1916 годах - председатель правительственного правления Путиловских заводов. Участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».

В 1912 году подготовил текст доклада по вопросу о необходимости ассигнований 500 миллионов рублей на воссоздание флота. Доклад был прочитан в Государственной Думе морским министром И. К. Григоровичем и обеспечил выделение запрошенных средств.

А. Н. Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А. Н. славился острым языком.

В 1916 году Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 году был назначен директором физической лаборатории Академии наук. В 1918 году - консультант комиссии особых артиллерийских опытов. В 1919-1920 годах - начальник Морской академии.

В 1917 году А. Н. Крылов был руководителем Русского общества пароходства и торговли. После Великой Октябрьской социалистической революции он передал все суда Советскому правительству и продолжал работать на развитие Отечественного флота. В 1921 году Крылов был направлен в Лондон, как представитель Советского правительства для восстановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз.

В 1928-1931 гг. - директор Физико-математического института АН СССР.

А. Н. Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн.

А. Н. Крылов - автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

В 1931 году Крылов опубликовал работу по теме, известной теперь как подпространство Крылова (или методы подпространства Крылова). Работа касалась проблем собственных значений, а именно вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. Крылов коснулся эффективности вычислений и подсчитал вычислительные затраты как количество «отдельных операций перемножения» - явление, не типичное для математической публикации 1931 года[источник не указан 1441 день]. Крылов начал с тщательного сравнения существующих методов, что включает оценку худшего сценария вычислительных затрат в методе Якоби. После этого он представил свой собственный метод, который был лучшим из известных к тому времени методов и широко используется до сих пор.

В августе 1941 году А. Н. Крылов, вопреки его протестам, был отправлен в эвакуацию в Казань. Вернулся в Ленинград в августе 1945 года. В эвакуации он написал свои знаменитые «Мои воспоминания».

В 1944 году принял участие в судьбе Физического факультета МГУ. Он подписал письмо четырёх академиков В. М. Молотову, автором которого был А. Ф. Иоффе. Это письмо инициировало разрешение противостояния между так называемой «академической» и «университетской» физикой.

Перевёл на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона (1915).

А. Н. Крылов умер 26 октября 1945 года. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища неподалеку от И. П. Павлова и Д. И. Менделеева.

Семья

А. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за П. Л. Капицу, с которым у А. Н. Крылова были самые тёплые отношения. А. Н. Крылов - дед С. П. Капицы и А. П. Капицы. Сыновья А. Н. Крылова Николай и Алексей служили в Белой армии и погибли на Гражданской войне.

Популяризаторская деятельность

А. Н. Крылов был выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам. Крылов излагал сложные вещи простыми словами. Перевод "Математических начал натуральной философии" Ньютона на русский язык принадлежит именно Крылову. Также Крылов писал научно-популярные книги. Хотя книги были предназначены для специалистов, изложены они были в научно-популярном стиле. Крылов серьёзно и ответственно относился к своим выступлениям. Благодаря Крылову, широкие массы инженеров и техников повышали свою специальную подготовку, приобщались к высокой культуре и становились новаторами в своей области деятельности.

Адреса в Санкт-Петербурге - Ленинграде

1901-1913 - доходный дом - Зверинская улица, 6, кв. 8.
1937 - 26 октября 1945 года - Университетская набережная, 5.

Память

В 1955 и 1963 годах в честь Крылова были выпущены марки «Почты СССР».
В 1963 году в честь Крылова была отчеканена настольная медаль.
В 1960 году в Москве у Северного речного вокзала установлен бюст А. Н. Крылова.
Ещё один бюст академику стоит перед входом в Севмашвтуз.
В Алатыре установлен памятник Крылову: бюст и два якоря, соединённые цепью. В Алатыре также названа в его честь школа-гимназия № 6.
На родине академика в селе Крылово Порецкого района Чувашии действует мемориальный музей.
16 августа 2015 года в Речном порту города Чебоксар установлен памятник А. Н. Крылову
22 августа 2015 года на территории Порецкой школы открыт мемориальный комплекс «Флотская слава Поречья», центральное место в котором отведено бюсту А.Н. Крылова (автор - А.Зиновьев).

В честь А. Н. Крылова названы

Кратер на Луне
Премия имени академика А. Н. Крылова Российской академии наук. Присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики».
Премия имени А. Н. Крылова Правительства Санкт-Петербурга. Присуждается за выдающиеся научные результаты в области технических наук.
Головной, ведущий научно-исследовательский институт судостроительной отрасли Советского Союза - ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова.
Улица Академика Крылова в Приморском районе Санкт-Петербурга.
Улица Академика Крылова в Севастополе.
Улица Академика Крылова в центре Чебоксар.
Улица Академика Крылова в Алатыре.
Улица Крылова в Николаеве
Подпространство Крылова в математике.
В честь А. Н. Крылова астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5247) Krylov, открытый 20 октября 1982 г. Тот же первооткрыватель назвала малую планету (5021) Krylania в честь дочери А. Н. Крылова и жены П. Л. Капицы Анны Алексеевны Капицы.

Библиография

Работы

Крылов А. Н. Мои воспоминания. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963.
Из писем А. Н. Крылова дочери (с предисловием Е. Л. Капицы)
Природа, № 5, 2004
Крылов А. Н. Ньютон и его значение в мировой науке. - М.: 1943
Крылов А. Н. Воспоминания и очерки
Крылов А. Н. Лекции о приближенных вычислениях
Крылов А. Н. Вице-адмирал Макаров
Собрание трудов академика А. Н. Крылова. - М.: Академия наук СССР

Переводы

Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Перевод с латинского и примечания А. Н. Крылова. - М.: Наука, 1989. - 688 с. - ISBN 5-02-000747-1.

Издания о Крылове

Алексей Николаевич Крылов. Его жизнь и деятельность. - М.: 1950
Штрайх С. Я. Алексей Николаевич Крылов. - М.: Воениздат, 1956
Лучининов С. Т. А. Н. Крылов. Выдающийся кораблестроитель, математик и педагог. / Под. ред. Депмана И. Я. - М.: Учпедгиз, 1959
Лучининов С. Т. Великий кораблестроитель. - М.: Военмориздат, 1951
Ханович И. Г. Академик Алексей Николаевич Крылов. - М.: Академия Наук СССР, 1967
Писаржевский О. Адмирал корабельной науки

15 августа 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося учёного-кораблестроителя, Героя Социалистического Труда, академика Алексея Николаевича Крылова (1863-1945).

Академик Алексей Николаевич Крылов принадлежит к числу выдающихся ученых. Он родился в деревне Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Крылово Порецкого р-на Чувашии), а большая часть его жизни прошла в городе на Неве, в Военно-морской академии, где он работал и преподавателем, и её начальником. Символично, что здание на Ушаковской набережной Санкт-Петербурга было спроектировано и построено при личном участии выдающего ученого, который посетил академию 13 сентября 1945 года и ознакомился с учебными и лабораторными помещениями, читальным и актовым залами. С 1945 по 1960 год Военно-морская академия кораблестроения и вооружения носила имя Алексея Николаевича Крылова. В память об учёном в ВМА отреставрирован и открыт единственный в своём роде мемориальный кабинет-музей А.Н. Крылова, награды и личные вещи Алексея Николаевича хранятся в Музее ВМА.

1 октября 1945 года, выступая перед коллективом Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского, Алексей Николаевич Крылов подчеркнул, что следует готовить не только знающего инженера-офицера, но и глубоко и научно мыслящего инженера-творца. Он выразил удовлетворение училищем, дающим флоту морских инженеров, способных руководить подчиненными и воспитывать их, четко управлять боевой техникой кораблей и решать сложные технические задачи. Его слова актуальны и сегодня.

Имя А.Н. Крылова навечно вписано в историю отечественной и мировой науки, техники и культуры. Многогранная деятельность академика распространялась на различные отрасли знаний, носила энциклопедический характер. Изданное научное наследие А.Н. Крылова составляет 12 томов (1936-1956), охватывает проблемы теории и строительной механики корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, математики, механики, баллистики, воздухоплавания, педагогики, истории науки и техники.

Биография

Алексей Николаевич Крылов родился в семье артиллерийского офицера. Отец А.Н. Крылова получил образование за казенный счет как сын ветерана, раненного под Бородином. В 1878 году Крылов поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году. После окончания училища А. Н. Крылов работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонги, где провел свое первое научное иследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гидрокомпасов прошла через всю его жизнь. Много позже, в 1938-1940 годах А. Н. Крылов опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса:

«Основания теории девиации компаса»

«Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»

«О теории гирокомпаса»

В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса. В 1887 году А. Н. Крылов перешел на франко-русский завод, а затем продолжил учебу на кораблестроительном отделении Морской Академии. После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вел практические занятия по математике а впоследствии - курс теории корабля. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась преподавательская деятельность А. Н.Крылова, продолжавшаяся почти до самой его смерти. В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1898 году А. Н. Крылов был награжден золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причем это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, А. Н. Крылов создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространенным способом умирения бортовой качки.

Александр Николаевич Крылов - кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР (1916; член-корреспондент с 1914), Герой Социалистического Труда (1943). Дата рождения - 3 (15) августа 1863 года. Место рождения - село Висяга Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого р-на Чувашской Республики). Дата смерти - 26 октября 1945 года. Место смерти - Ленинград.

Семья

А. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за П. Л. Капицу, с которым у А. Н. Крылова были самые теплые отношения. А. Н. Крылов - дед С. П. Капицы и А. П. Капицы. В 1931 году Крылов опубликовал работу на тему, известную теперь как подпространство Крылова или методы подпространства Крылова. Работа касалась проблем собственных значений, а именно, вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. Крылов коснулся эффективности вычислений и, как настоящий ученый-вычислитель, подсчитал вычислительные затраты как количество «отдельных операций перемножения» - явление нетипичное для математической публикации 1931 года. Крылов начал с тщательного сравнения существующих методов, что включает оценку худшего сценария вычислительных затрат в методе Якоби. После этого он представил свой собственный метод, который был лучшим из известных к тому времени методов и широко используется до сих пор. А. Н. Крылов перевел на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона (1915). А. Н. Крылов умер 26 октября 1945. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища, неподалеку от И. П. Павлова и Д. М. Менделеева.

А.Н. Крылов активно сотрудничал со Степаном Осиповичем Макаровым, адмиралом и ученым-кораблестроителем, работая над проблемой плавучести корабля. Результаты этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом поврежденного корабля затоплением неповрежденных отсеков: «Это казалось морским чиновникам большой чушью. Потребовалоось 35 лет … на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение». А. Н. Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А. Н. Крылов славился острым языком и его меткие ответы правительству и Думе становились легендами. В 1916 году Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 был назначен директором физической лаборатории Академии наук, позже - начальником Морской академии. В 1917 году А. Н. Крылов был руководителем Русского общества пароходостроительства и торговли. После Октябрьской революции он передал все суда Советскому правительству и продолжал работать на развитие отечественного флота. В 1921 году А. Н. Крылов был направлен в Лондон как представитель Советского правительства для воостановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз. А. Н. Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн. А. Н. Крылов - автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

Наследие А. Н. Крылова

А. Н. Крылов - основоположник теории корабля, автор множества работ по теории магнитных и гироскопических компасов, по артиллерии, механике, математике и астрономии. Трижды кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1941). С 1914 года он - член-корреспондент, а с 1916 - действительный член Академии наук. В честь А. Н. Крылова назван кратер на Луне. Академией наук была учреждена премия имени академика А. Н. Крылова. Премия присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики». Имя А. Н. Крылова было присвоено головному, ведущему научно-исследовательскому институту судостроительной отрасли Советского Союза - ЦНИИ им. акад. Крылова.

Книга академика Алексея Николаевича Крылова «Мои воспоминания» - удивительный образец мемуарной литературы. Она была издана впервые в 1942 г. и выдержала с тех пор шесть изданий. Тем не менее сейчас она представляет собой библиографическую редкость. Поэтому решение издательства «Судостроение» выпустить ее массовым тиражом будет встречено читателями с большим энтузиазмом.

Случилось так, что я оказался свидетелем ее написания. Дело в том, что Алексей Николаевич - мой дед по материнской линии. Анна Алексеевна Капица - урожденная Крылова. Алексей Николаевич жил всегда в Ленинграде, наша семья - в Москве, а встретились мы в первые месяцы войны в Казани, куда были эвакуированы научные учреждения Академии наук СССР.

Хорошо помню, как в первые дни августа 1941 г. вместе с сотрудниками Института физических проблем, директором которого был тогда мой отец Петр Леонидович Капица, я уезжал в Казань. Отец с матерью еще оставались в Москве.

Город поразил меня своей тишиной и какой-то мирностью. Конечно, и здесь ощущалась война, но не было ежедневных воздушных тревог, грохота зениток, заклеенных крест-накрест бумажными полосками окон, неизменных противогазов на боку, ночных дежурных на крыше. Вскоре после моего приезда было введено затемнение.

В это же время в Казань из Ленинграда приехал Алексей Николаевич, и я переехал из общежития к нему в маленький домик на улице Волкова, на окраине города, недалеко от озера Кабан. Мне было десять лет, поэтому я предпочитал носиться со своими сверстниками по городу, играть в войну или пробираться на железнодорожную станцию, чтобы посмотреть на боевую технику, груженную на платформы, и красноармейцев в теплушках, а не сидеть со старым дедом. Но неизбежно к концу дня я оказывался дома.

В большой комнате, где стоял обеденный стол, у керосиновой лампы с большим бумажным конусом абажура я устраивался читать какую-нибудь книгу о путешествиях. Напротив сидел дед и старательно писал что-то карандашом в большой общей тетради. Рядом за столом сидела его жена Надежда Константиновна с чтением.

Однажды вечером дед отложил карандаш и сказал:

Вот послушайте, что я написал.

Ну как, интересно? - спросил дед, закрыв тетрадь.

После этого Алексей Николаевич читал нам написанное за день.

С тех пор прошло почти сорок лет, но я хорошо помню, как спешил из школы (она размещалась около казанского Кремля) домой, чтобы поспеть к вечернему чтению о событиях, как мне тогда казалось, очень древних времен. Многого я, конечно, не понимал, особенно меня огорчало, что дед, хотя и был генералом, никогда не участвовал в сражениях, не командовал боевыми кораблями. Помню, я задал однажды вопрос деду:

Почему тебя как генерала в революцию не расстреляли?

И его ответ:

Генерал генералу - рознь.

Сейчас, когда я пишу эти строки, предо мной лежат пять общих тетрадей в серых бумажных переплетах с надписью «А. Н. Крылов. Памятка моей жизни». В них 551 страница, исписанная убористым почти каллиграфическим почерком. Написаны они были за 27 дней - с 20 августа по 15 сентября 1941 г. Причем все цифры, даты, фамилии дед, которому было тогда 78 лет, записал по памяти - дневников он не вел.

Закончив работу, Алексей Николаевич в течение нескольких дней перечитывал ее и вносил чернилами исправления (такой правки в тетрадях немного), потом он взял большой толстый переплетенный в коленкор ежедневник и вставочкой с пером «рондо» переписал свои воспоминания набело. На полях стоят даты начала и конца переписывания: 22 сентября - 10 октября 1941 г.

Позже я узнал, что тогда возникли трудности с перепиской на машинке. Но наборщики, посмотрев рукопись, согласились набирать прямо с нее.

12 мая 1942 г. книга была подписана в печать, а 15 октября я получил в подарок экземпляр книги с назидательной надписью:

«Моему внуку Андрею Капице 11-ти л. с советом, чтобы он всегда и везде помнил, что он в мире не один,

от деда А. Крылова

Алексей Николаевич тяжело болел. В 1942 г. у него был инсульт, от которого он почти полностью оправился, и его отправили на курорт Боровое, в Северном Казахстане. Летом 1943 г. побывал у него и я. Это был год его 80-летия.

В июле ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. В августе, в день рождения, он получил множество поздравлений, а само чествование состоялось позже, осенью, в Москве.

До августа 1945 г. мы жили рядом, и я часто обращался к нему с просьбой помочь мне в школьной математике. Он с удовольствием доказывал теорему своим, оригинальным, способом, который очень доходчиво мне объяснял. К сожалению, учителя не ценили оригинальность решения, и я получал двойки.

Мы опять с тобой двойку получили, - говорил я деду, забежав к нему после уроков.

Алексей Николаевич страшно сердился и грозился как-нибудь сходить в школу и навести там порядок.

К деду часто приезжали адмиралы при кортиках в роскошной черной форме с золотыми погонами. Он очень любил эти визиты и как-то весь подтягивался, глаза его начинали озорно поблескивать, особенно когда рассказывал какой-либо случай из своей жизни, иногда приправляя его крепким морским словцом. Я обожал эти беседы, хотя мне не полагалось присутствовать при них, поэтому часто раздавалось:

А ты чего подслушиваешь, а ну, брысь отсюда.

В августе 1945 г. А. Н. Крылов вернулся в Ленинград. 26 октября он скончался. Моряки хоронили его со всеми воинскими почестями, положенными адмиралу флота, и его провожал, как мне казалось, весь Ленинград.

Я много раз перечитывал «Мои воспоминания». И может быть, некоторая причастность к их написанию делает меня непримиримым к той правке, которой подвергались более поздние издания. Его, который не боялся ни генералов, ни министров, ни царя, пытались как-то причесать, облагообразить. Его иногда довольно «крепкий» лексикон пытаются отредактировать. Но Алексея Николаевича нельзя втискивать в рамки вежливой благопристойности.

Именно поэтому я взял на себя смелость восстановить текст воспоминаний А. Н. Крылова по первому «казанскому» изданию 1942 г. В состав предлагаемого читателям издания входят также очерки из истории русской науки, кораблестроения, написанные в разные годы и хорошо дополняющие основной текст. Подбор очерков основан на издании 1945 г. - последнем прижизненном варианте воспоминаний А. Н. Крылова.

«Мои воспоминания» - это не автобиография, хотя события изложены в хронологической последовательности. Какие-то этапы своей жизни Алексей Николаевич опустил. Так, кроме сведений о детском периоде, читатель практически ничего не узнает о личной жизни автора. Воспоминания оканчиваются 1928 г.

Для того чтобы у читателя сложилось полное представление о жизни и деятельности А. Н. Крылова, приведу некоторые сведения из его биографии.

Он родился 3 августа (по старому стилю) 1863 г. в сельце Висяга Ардатовского уезда Симбирской губернии. Его отец Николай Александрович Крылов - в прошлом офицер, участник боевых действий англо-франко-русской войны 1855–1856 гг., был человеком незаурядным. Он обладал литературным даром и опубликовал несколько трудов по истории края, был хорошим хозяйственником.

Женат был на Софье Викторовне Ляпуновой.

Дед Алексея Николаевича - Александр Алексеевич Крылов тоже был военным, отличившимся в Отечественную войну 1812 г. Был ранен под Бородином и при взятии Парижа. Награжден золотым оружием за храбрость и орденами за боевые заслуги. Женат был на Марии Михайловне Филатовой.

Русский советский математик, кораблестроитель, академик А.Н. Крылов родился 3 (15) августа 1863 года в селе Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого района Чувашии) в семье отставного офицера-артиллериста. Отец будущего академика, Николай Александрович Крылов, участвовал в Крымской войне 1853-1856 годов, получил образование за казенный счет, как сын ветерана. Он был человеком талантливым, самобытным и образованным, обладал литературным даром. С сыном он был очень близок и сызмала называл его "друг Алеша". Мать, Софья Викторовна (она родилась в Казани), принадлежала к старинному дворянскому роду Ляпуновых, была необыкновенно умной, энергичной и красивой женщиной.

В начале 1860-х годов отец Алексея вышел в отставку. В течение 15 лет вся семья жила в деревне, а затем переехала в Севастополь. Обучение в местном училище было тогда поставлено плохо. Немецкому языку, например, детей обучал немец, которого Алеша запомнил потому, что у него всегда болели зубы. Поэтому в кармане педагог держал всегда полуштоф водки, к которому все время прикладывался.

В 1872 году Крыловы переехали на юг Франции, в Марсель. В частном пансионе Алеша прошел курс математики и французского языка. Вернувшись в Россию, он с родителями некоторое время вновь жил в Севастополе, а позднее семья перебралась в Ригу. Здесь А.Н. Крылов научился свободно говорить по-немецки, а затем в классической гимназии изучил латинский и греческий языки. В пятнадцать лет, в 1878 году, Алексей приезжает в столицу. Он поступает в одно из самых привилегированных учебных заведений России - в Петербургское Морское училище (с 1939 - Высшее военно-морское училище им. Фрунзе), выдержав вступительные экзамены "с небывало высокими баллами". Понимая, что без глубокого знания математики немыслимо стать настоящим моряком, он все свободное время посвятил ее изучению. Большим преимуществом Морского корпуса в те годы, когда там учился Крылов, было то, что в нем поддерживались традиции прежнего директора - Римского-Корсакова, брата известного русского композитора. Это был в высшей степени образованный человек, прекрасный моряк, горячо любивший свою родину и свое дело.

Весной 1884 года А.Н. Крылов с отличием окончил училище, а в октябре был произведен в мичманы и награжден денежной премией, его имя занесено на доску почета. Молодого способного офицера ждали море и корабли, но все сложилось иначе. К концу учебы Алексей, испортив зрение, стал совсем близоруким. Стало ясно: корабельная служба ему противопоказана. Крылов выбрал научное поприще и принял приглашение известного математика-магнитолога, создателя теории о девиации компаса И.П. Колонга работать в компасной мастерской Главного Гидрографического управления. Под его руководством Крылов выполняет свои первые научные работы по девиации магнитного компаса. Теория магнитных и гирокомпасов прошла через всю его жизнь. Про Колонга в шутку говорили: "Он держится такого мнения, что корабли только для того и строят, чтобы было где компасы ставить". Работая под руководством Колонга, А.Н. Крылов отлично понимал, что не корабль для компаса, а компас для корабля. Еще будучи в Морском корпусе, он любил ходить в Адмиралтейство и знакомиться с производством кораблестроительных работ.

В 1887 году А.Н. Крылов ушел из компасной мастерской. Он начал работать на Франко-русском судостроительном заводе в Петербурге, а затем решил продолжать учение в Морской Академии. С 1887 года его главной специальностью стало кораблестроение, или, вернее, "приложение математики к разного рода вопросам морского дела". В Академии им была написана научная работа по усовершенствованию орудийной башни строящегося броненосца "Император Николай I", но особенно его заинтересовал вопрос расчетов килевой качки корабля. Во время строительства Либавского порта был вырыт длинный канал в море глубиной около 30 футов. Яхте "Полярная звезда" приказали пойти в Либаву, но ее командир из-за сильного ветра и высокой волны стал на якорь у входа в канал и отказался идти дальше. Так как на яхте должен был идти сам царь, произошел скандал. Крылова вызвали в Гидрографический департамент, где предложили изучить вопрос о килевой качке корабля и установить, какой нужно учесть запас глубины под килем, чтобы обеспечить безопасность прохода в любую погоду.

Вопрос этот был новый и трудный. А.Н. Крылова направили в Англию для доклада в Английском Обществе кораблестроительных инженеров, где были собраны лучшие кораблестроители того времени. В Англии Крылов пробыл несколько дней. Он сделал доклад, посетил кораблестроительные заводы. Спустя год он развил общую теорию качки корабля на волне. За этот труд Общество присудило ему Золотую медаль. Это было тем более приятно, что русский человек был первым из иностранцев, который получил золотую медаль самого известного в мире Общества кораблестроительных инженеров.

А.Н. Крылов поступил в число слушателей кораблестроительного отдела Морской академии в октябре 1888 года. В октябре 1890 года, по окончании курса с отличием, он как лучший выпускник был оставлен при академии для научной и педагогической работы. Ему было поручено вести практически занятия по математике, курс которой в то время включал высшую алгебру, аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление, теоретическую механику. С того времени А.Н. Крылов почти 50 лет преподавал в стенах Академии, а также в Петербургском политехническом институте и других вузах. Неоценимы его исследования по теории (мореходным качествам) корабля. А.Н. Крыловым разработана также теория килевой качки корабля на волнении. В 1890-е годы мировую известность приобрел его труд "Теория качки корабля", значительно расширивший теорию В.Фруда. Работа А.Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области.

Учение о качке корабля А.Н. Крылов начал читать в Морской академии в 1893 году. В то время существовала только теория боковой качки корабля, данная в 1757 году Даниилом Бернулли и основанная на Ньютоновой теории волнообразного движения воды. Но в 1861 году В.Фруд указал на неправильность теории Бернулли и положил в основу своей теории качки гидродинамическую теорию трохоидальных волн. Теория Фруда была затем развита Ранкином, Бертеном и другими. Осенью 1895 года Крылов разработал теорию килевой качки на волнении, применив к исследованию этого вопроса, тогда еще никем не затронутого, методы, подобные тем, которые применяли Лагранж и Лаплас в "Небесной механике" при изучении движения планет. В 1897 году Крылов обобщил и видоизменил метод исследования килевой качки и изложил общую теорию качки корабля, от которой предыдущие теории составляют частные случаи. В дальнейшем изложение этой теории не подвергалось существенным изменениям, а лишь дополнялось отдельными вопросами, возникавшими по требованиям практики. Так, в 1907 году в Черном море производились обширные артиллерийские опыты, и Крылов, будучи председателем одной из подкомиссий, исследовал вопрос о влиянии качаний корабля на меткость стрельбы. Для этих исследований был разработан метод фотографической записи качаний корабля. Продолжая эти работы, А.Н. Крылов создал теорию демпфирования (усмирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование, что сегодня является наиболее распространенным способом усмирения бортовой качки.

С осени 1892 года, после нового приема слушателей в Академию, А.Н. Крылову было поручено, кроме ведения упомянутых практических занятий, чтение курса теории корабля и начертательной геометрии. При чтении курса теории корабля Крылову пришлось коренным образом изменить математический подход к делу. Учению о плавучести и устойчивости он предпослал краткое математическое введение о приближенных формулах квадратур и о точности вычислений вообще, которое и вошло в записки к курсу, а затем в печатный курс "Теория корабля", изданный в 1907 году, дополненный и переизданный в 1933 году. Ведение практических занятий по математике и чтение лекций по теории корабля показало тогда, что ни на русском, ни на иностранных языках в то время не существовало ни одного руководства, в котором были бы систематически изложены практические методы производства приближенных вычислений, встречающихся в технических вопросах вообще. Крылов начал излагать эти методы как дополнения к практическим занятиям по математике и как дополнения к курсу теории корабля.

С 1900 года А.Н. Крылов активно сотрудничал с С.О. Макаровым, адмиралом и ученым-кораблестроителем, работая над проблемой плавучести корабля. Результаты этой работы до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет об идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом поврежденного корабля затоплением неповрежденных отсеков: "Это казалось чиновникам большой чушью. Потребовалось 35 лет на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение". Из-за этой теории А.Н. Крылову пришлось выдержать большую борьбу. Корабельные инженеры в генеральских мундирах, сидевшие в Морском техническом комитете, не могли отрешиться от рутины. За то, что Крылов их в этом обвинял, ему был объявлен выговор в приказе по флоту. Молодой ученый доказывал, что спасать корабль, когда он получает пробоины, надо не откачкой воды, а наоборот: надо спрямлять корабль, затопляя другие отделения, кроме поврежденных, чтобы корабль не опрокидывался.

Только после гибели броненосца "Петропавловск" вспомнили о работах Макарова и Крылова. Было немедленно назначено заседание, на котором Крылов сделал доклад о непотопляемости корабля. Однако по докладу не приняли никаких мер, а Крылову с упреком сказали: "Обращаясь к генерал-лейтенанту, подполковник не должен делать такие доклады, он должен помнить и соблюдать субординацию, а не называть прямо в глаза вещи их именами"(!). И только после Цусимы теория Крылова о непотопляемости стала применяться в практике кораблестроения.

В 1900 году на Крылова в академии было возложено чтение курса дифференциального и интегрального исчисления, вместе с тем он был назначен на должность заведующего Опытовым бассейном для испытания моделей судов (до 1908 года). В этой должности А.Н. Крылову пришлось принимать деятельное участие в испытании построенных судов. При испытаниях крейсера "Громобой" и затем крейсера "Баян" была обнаружена весьма значительная вибрация этих судов. В то время вопрос о вибрации судов еще совершенно не был исследован теоретически, имелись лишь приборы для записи вибрации, и этот вопрос представлял большие затруднения для корабельных инженеров. С 1901 года, разработав теорию этого явления, Крылов начал читать курс вибрации судов сперва в Морской академии, а затем в Политехническом институте. При чтении этого курса оказалось необходимым развивать целый ряд чисто математических отделов, иначе усвоение курса представляло для слушателей большие затруднения. Поэтому, когда в 1909 году курс Морской академии вместо двухгодичного был сделан трехгодичным, Крылов прочел ряд лекций о дифференциальных уравнениях математической физики.

В 1910 году в мире предстояло интересное астрономическое событие - возвращение кометы Галлея. В связи с этим А.Н. Крылов решил прочесть в Морской академии четыре лекции о способах определения орбит комет и планет по малому числу наблюдений, подробно остановившись на методе Ньютона и сопоставив с ним позднейшие методы Лапласа, Ольберса и Гаусса. Имя Ньютона как основоположника механики и анализа постоянно встречается в трудах Морской академии. Но его сочинения, написанные на латинском языке, были совершенно недоступны слушателям академии, поэтому Крылов перевел важнейшие из них - "Математические начала натуральной философии" - на русский язык, снабдив текст 207 примечаниями и пояснениями для обеспечения изучения этого творения Ньютона. Это потребовало два года упорной работы. Перевод был издан в 1915 и 1916 годах Морской академией, а в 1936 году переиздан Академией наук СССР.

В морских и научных кругах все больше рос авторитет А.Н. Крылова. В 1908 году ему было поручено возглавить кораблестроение всей России. Уже в генеральском чине, став главным инспектором кораблестроения и исполняющим обязанности председателя Морского технического комитета, он руководил проектированием и постройкой мощных боеспособных линкоров типа "Севастополь", эсминцев типа "Новик", долгое время остававшихся лучшими кораблями своего класса в мире.

В 1912 году А.Н. Крылов стал заслуженным профессором Морской академии; кроме того, он состоял для особых поручений при морском министре адмирале . Однажды Григорович вызвал Крылова к себе и сообщил, что в Государственной думе назначено заседание, на котором будет рассматриваться законопроект об ассигновании 500 миллионов рублей на развитие флота. Свой доклад о необходимости этого ассигнования министр счел длинным и малопонятным для неспециалистов. Поэтому он предложил Крылову написать этот доклад кратко, ясно и доказательно. И доклад был представлен адмиралу уже на следующее утро. В нем в частности говорилось: "Представленный Государственной думе законопроект о программе судостроения на ближайшее пятилетие должен придать твердую последовательность и определенность воссозданию флота и является поэтому делом первостепенной важности для государственной обороны, ибо главная задача Балтийского флота есть оборона столицы. Петербург имеет для государства главенствующее значение не только как центр всех высших правительственных учреждений, но в нем сосредоточиваются и правления большей части банков, железных дорог, акционерных компаний и прочих торговых и финансовых предприятий. Становится ясным, что занятие Петербурга неприятелем не только завершает войну в его пользу, но даже окупает ее, ибо наложение секвестра на все государственные и общественные капиталы доставит такую изрядную контрибуцию, перед которой испрашиваемые ныне на флот 500 миллионов представляются ничтожною суммой… Если сопоставить эту сумму с важностью флота для обороны государства и принять в расчет, что все будет исполняться в России, что ассигнованием этих средств вы полагаете прочный фундамент под насущные нужды государственной обороны и что при этом вы дадите заработок сотням тысяч рабочих и приложение их трудоспособности во всех отраслях промышленности, - то вы не откажете в том полумиллиарде, который нужен России на возобновление флота". Некоторые специалисты по думским вопросам уверяли, не зная содержания доклада, что Морскому министерству обеспечено большинство в 4 или 5 голосов. К общему изумлению, оказалось 288 голосов "за" и 124 "против".

В 1913-1914 годах А.Н. Крылов продолжал чтение лекций в Морской академии, изредка получал поручения от морского министра, консультировал на заводах, по субботам заседал в правлении Русского общества пароходства и торговли и, кроме того, составлял и проверял спецификацию и проект заказа новых теплоходов; остающееся время посвящал научной работе, главным образом изучению "Начал" Ньютона, которые он переводил с латинского языка на русский.

19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила России войну. А.Н. Крылов был включен в состав специальной расчетной комиссии Артиллерийского комитета. Комиссия должна была математически обосновать количество необходимых патронов на каждое ружье и снарядов на каждое орудие. В том же 1914 году А.Н. Крылов единогласно избирается членом-корреспондентом Императорской Академии Наук по кафедре математической физики. В 1916 году он стал действительным членом Академии Наук. Тогда же Крылов назначен директором Главной физической обсерватории и Главного военно-метеорологического управления. Эти должности он занимал до 1921 года.

Октябрьская революция застала Крылова на работе в Русском Обществе пароходства и торговли. Он ведал постройкой пароходов и их технической эксплуатацией. Когда декретом правительства рабочих и крестьян коммерческий флот был национализирован, Крылов передал весь флот Советской власти. После революции, несмотря на дворянское происхождение и предложение переехать в Америку, академик продолжает с присущим ему усердием трудиться на благо Советской республики. В полной мере его талант педагога и организатора раскрылся на посту начальника Морской академии.

В это время академик Крылов решает многие народнохозяйственные вопросы. Советская страна нуждалась в большом количестве паровозов. 1250 паровозов были заказаны за границей, их надо было перевозить в Россию в собранном виде водным путем. Крылову было поручено искать пригодные и выгодные для этих перевозок пароходы. Ознакомившись с этим делом, академик предложил не фрахтовать пароходы по высокой цене, а покупать их. Во время перевозки паровозов, заказанных в одной только Швеции, удалось сэкономить около 1,5 млн. руб. золотом. Некоторые пароходы, закупленные Крыловым в первые годы после революции, долго еще ходили под советским флагом.

В 1921 году Советская страна командировала группу ученых, в том числе академиков Рождественского, Иоффе и Крылова, в Лондон для возобновления научных связей и приобретения книг и приборов для Академии наук, в частности для Морской академии. Эта командировка за границу была рассчитана на непродолжительный срок; однако А.Н. Крылову пришлось пробыть за границей семь лет, до 1927 года. Это время он работал по самым различным заданиям Советского правительства. В частности, являясь членом Русско-норвежского общества, он по-прежнему ведал постройкой и покупкой пароходов. В марте 1928 года А.Н. Крылов был назначен директором Физико-математического института АН СССР в Ленинграде. В последующие годы он принимал активное участие в создании новых кораблей, гироскопических приборов, в строительстве мостов, доков. Им была изобретена машина для решения дифференциальных уравнений, из печати вышли фундаментальные труды "Вибрация судов", "Качка корабля" и др. Общепризнанно, что нет такой области военно-морского дела, в которой не проявился бы талант академика Крылова. Поэтому его с полным основанием называют адмиралом корабельной науки. Ряд работ А.Н. Крылова был посвящен астрономии. Им переведены на русский язык с дополнениями и комментариями "Новая теория движения Луны" Л. Эйлера, труды других зарубежных ученых.

В 1936 году академик Крылов участвовал в инженерных разработках по строительству Володарского моста в Ленинграде. Казалось бы, какое дело кораблестроителю и академику, возглавляющему кафедру математической физики, до постановки кессонов и мостовых ферм? Но Крылов плавал еще на парусных судах, ему приходилось участвовать в проходе судов в ворота военной гавани в Кронштадте, в кронштадтские доки, и он усвоил приемы мастеров этого дела. Нужно сказать, что А.Н. Крылов еще в 1911 году участвовал в экспертной комиссии при постройке моста Петра Великого в Петербурге.

Важную инженерную задачу пришлось решать А.Н. Крылову и в 1940 году. К академику обратился один из руководителей строительства Дворца Советов в Москве. Он рассказал, что их затрудняет вопрос об укреплении 100-метровой фигуры Ленина. Ученому показали схему того, как предполагается ее закрепить. Однако это решение показалось неудачным. Крылов предложил свой метод крепления фигуры, придерживаясь кораблестроительной практики. Его работа была одобрена. Письмом от 18 декабря 1940 года зам. начальника строительства Дворца Советов Г.Б. Красин пригласил А.Н. Крылова к участию в заседаниях по обсуждению конструкции статуи В.И. Ленина. Для этой цели Алексей Николаевич составил "Записку об укреплении статуи Ленина на Дворце Советов".

В 1938-1940 годах А.Н. Крылов опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса: "Основания теории девиации компаса", "Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении", "О теории гирокомпаса" и др. Он предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса. В 1939 году Алексею Николаевичу за эти исследования было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники, а 13 марта 1941 года за работы по теории компасов и гирокомпасов он был удостоен Сталинской премии 1-й степени. "Весть о том, что правительство удостоило меня Сталинской премии, я принял с величайшей благодарностью. Эта награда для меня тем более дорога, что ею дана высокая оценка моих трудов за истекшие два года. Раз партия и правительство дали столь лестную оценку моим трудам, то я делаю из этого только один вывод: надо с удвоенной энергией продолжать начатые работы для того, чтобы закончить их в более короткие сроки. Так трудом я постараюсь отблагодарить за высокую награду", - сказал в выступлении академик Крылов.

В начале Великой Отечественной войны А.Н. Крылов был эвакуирован в Казань, но и там продолжал научные исследования. За выдающиеся достижения в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения и заслуги в подготовке специалистов для Военно-Морского Флота академику А.Н. Крылову 13 июля 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он также трижды награждался орденом Ленина. В августе 1945 года А.Н. Крылов вернулся в Ленинград.

Академик Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А.Н. Крылов всегда славился острым языком, его меткие ответы вышестоящим руководителям во все времена становились легендами. "В общении, - писали о нем, - это был интереснейший человек, в котором причудливо соединились добродушие с тонкой усмешкой, степенность с молниеносной сметливостью и математическая точность с выразительным художественным языком". Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто объяснил и рассчитал значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн. Он автор около 300 книг и статей по судостроению, магнетизму, артиллерийскому делу, механике, математике, астрономии, геодезии. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

А.Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за физика, впоследствии академика, П.Л. Капицу (1894-1984), с которым у А.Н. Крылова были самые теплые отношения. Таким образом, А.Н. Крылов - дед физика С.П. Капицы и географа А.П. Капицы.

Умер Алексей Николаевич Крылов 26 октября 1945 года в Ленинграде во время работы над "Историей открытия планеты Нептун". Похоронили его с воинскими почестями на Литераторских мостках Волковского кладбища. "Такие люди, - сказал о А.Н. Крылове его друг академик А.Ф. Иоффе, - не повторяются в жизни". В 1948 году на могиле академика установили надгробный памятник - стелу с барельефным портретом (ск. Г.Ф. Ветютнев).

Именем академика названы учреждения и корабли, институты и научные общества, улица (с 1952) в Петербурге и даже кратер на Луне, а на доме, где он жил и работал, установлена мемориальная доска. В 1963 году в честь 100-летия со дня рождения ученого деревня Висяга переименована в Крылово. На его родине был открыт в октябре 1984 года музей.

Двадцать пять лет назад, когда я был выбран в Академию наук, академиков в России было 38. Сейчас у нас членов академии, т.е. выдающихся ученых, известных почти всему миру, - 126. Тогда ученый-одиночка работал в основном "на свою науку", решая задачи, возникавшие только в тиши его кабинета. Сейчас ученый работает на народ; он решает задачи гигантского строительства, он создает новую промышленность, новую технику. Отсюда та страстность, с которой работают советские ученые. Впервые в нашей стране ученый стал подлинно государственным деятелем, и государство заботится о нем так, как этого никогда еще не было, нет и не может быть нигде в мире.

Академик А.Н. Крылов, 1941 год.