Красота Оладьи Стрижки

Высший орган управления акционерным обществом открытого типа. Высший орган управления акционерного общества: особенности, описание и требования. Избрание генерального директора

Состав, компетенция и правила организации высших звеньев управления акционерным обществом установлены законодательством. Этими звеньями управления, образующими подсистему высшего руководства, являются общее собрание акционеров, совет директоров и правление. В акционерных обществах, крупные пакеты акций которых принадлежат государству, подсистема высшего руководства дополняется управляющим (коллегией управляющих), который представляет интересы государства в рамках компетенции по управлению государственным имуществом (схема 2.13).

Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров. К числу важнейших вопросов, решения по которым могут иметь долговременные последствия, отнесенных законодательством к компетенции общего собрания, относятся:

  • 1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава в новой редакции;
  • 2) реорганизация и ликвидация общества;
  • 3) увеличение и уменьшение уставного капитала;
  • 4) дробление и консолидация акций;

Схема 2.13.

  • 5) одобрение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества;
  • 6) участие общества в финансово-промышленных группах, ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций.

Законодательство не предусматривает участия общего собрания акционеров в определении стратегии компании и рассмотрении стратегических программ. Такая позиция законодателя вряд ли оправдана, так как выработка стратегии и стратегических программ, помимо определения направлений деятельности, постановки стратегических целей и мобилизации финансовых ресурсов для их достижения, осуществляется в интересах мобилизации творческого, социального и организационного потенциалов компании на достижение стратегического успеха. Любая стратегическая программа, к реализации которой специалисты, менеджеры и трудовые коллективы относятся с безразличием или оказывают сопротивление ей, обречена на неудачу.

Вместе с тем общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом об АО. Мотивы установления данным законом такой нормы не вполне ясны, поскольку:

  • такая норма противоречит общепринятым нормам демократии в управлении: высший орган управления организацией не может быть лишен права рассмотрения и принятия решения по любому вопросу деятельности организации (на то он и высший орган);
  • современный период социально-экономического и научно-технического развития характеризуется повышением нестабильности внешней среды организации, что порождает неожиданные проблемы, не имеющие аналогов в прошлом. Законодатель не может их предвидеть;
  • для выявления наиболее значимых функций и задач управления, решение по которым целесообразно возложить на высший орган, необходимо спроектировать систему управления организации в целом, что не практикуется в рамках законотворчества. Возможно, именно вследствие этого законодатель не мог включить в компетенцию общего собрания и в компетенцию совета директоров решение многих проблем стратегического характера.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

К числу важнейших вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров, принадлежат:

  • 1) определение приоритетных направлений деятельности общества (обратим внимание на то, что такая постановка вопроса не предусматривает разработки стратегий и стратегических проектов);
  • 2) принятие рекомендаций по размеру дивиденда по акциям (такие рекомендации с точки зрения стратегического управления имеют ограниченное значение, ибо компания нуждается в выработке долгосрочной дивидендной политики как инструмента инвестирования и мотивации деятельности);
  • 3) одобрение крупных сделок, предметом которых является имущество.

Законодательство также устанавливает, что в компетенцию совета директоров могут входить и другие вопросы, предусмотренные Законом об АО и уставом общества. Эго дает возможность сформировать в уставе общества полный комплекс функций и задач оперативного и стратегического управления, входящих в компетенцию совета директоров и (или) правления общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров. Однако помимо правления в практике предприятий конкретное оперативное управление осуществляют штатные органы управления и линейные руководители производственных подразделений, которые как субъекты управления должны быть включены в систему управления компании. Организация такого управления строится на основе внутренних (корпоративных) документов (положений, стандартов, регламентов).

Полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы по договору доверительного управления имуществом другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок (не более пяти лет) имущество (в том числе предприятия и другие имущественные комплексы) в доверительное управление. Последняя обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого указанного им лица (выгодоприобретателя). Учредителем доверительного управления является собственник имущества.

Законодательно определенные органы управления акционерным обществом

Российская правовая система управления акционерным обществом сложилась на базе западного законодательства. Корпоративное управление - ϶ᴛᴏ выбранный акционерами способ самоуправления, основанный на совокупности организационных, правовых и экономических мер.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом в акционерном обществе могут создаваться следующие органы управления:

    общее собрание акционеров;

    совет директоров (наблюдательный совет);

    единоличный исполнительный орган (генеральный директор);

    коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция, правление);

    ревизионная комиссия (ревизор).

Выбор структуры управления акционерным обществом. Учитывая зависимость от комбинации перечисленных возможных органов управления акционерным обществом может формироваться та или иная конкретная структура его управления.

Выбор структуры управления - важный этап при создании акционерного общества. Ее правильный выбор позволяет снизить возможность конфликтных ситуаций между менеджментом и акционерами, между группами акционеров, повысить эффективность управленческих решений. При ϶ᴛᴏм учредители акционерного общества имеют некᴏᴛᴏᴩое преимущество перед другими акционерами. За счет выбора «нужной» структуры управления они могут приблизить уровень собственных прав до уровня собственных интересов. Вместе с тем любая выбранная структура управления акционерным обществом не будет «вечной» и может изменяться акционерами. Главное - управление акционерным обществом должно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать его масштабам и характеру решаемых задач.

Установленная законом возможность комбинирования определенных звеньев управления позволяет акционерам выбирать наиболее приемлемую схему в зависимости от величины акционерного общества, структуры его капитала и конкретных задач развития бизнеса.

Основные варианты управления акционерным обществом

На практике обычно могут быть использованы четыре варианта управления акционерным обществом, представленные на нижеследующих рисунках.

Во всех вариантах управления акционерным обществом обязательным будет наличие двух органов управления: общего собрания акционеров и единоличного исполнительного органа, а также одного контролирующего органа управления - ревизионной комиссии. Поскольку задачей ревизионной комиссии будет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, то еетрадиционно не рассматривают в качестве непосредственного органа управления акционерным обществом. При этом эффективное управление не может быть обеспечено без надежной системы контроля.

Различие вариантов управления акционерным обществом пробудет в определенном сочетании единоличного и коллегиальных органов управления.

Стоит сказать - полная трехступенчатая структура управления акционерным обществом. Данная структура управления может быть использована во всех акционерных обществах. Стоит заметить, что она характеризуется тем, что позволяет усилить контроль акционеров за действиями менеджмента акционерного общества.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом «Об акционерных обществах» члены коллегиального исполнительного органа (правления) не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров общества.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров общества.

В целом менеджмент в лице генерального директора и правления не может получить большинство в совете директоров (наблюдательном совете), что усиливает влияние ϶ᴛᴏго органа управления.

Для кредитных организаций, создаваемых в форме акционерного общества, данная форма управления будет обязательной. На основании ст. 11.1 ФЗ № 82-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» органами управления кредитной организации будут общее собрание учредителей, совет директоров, единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган (рис. 5).

Рисунок № 5

Данная форма организации управления акционерным обществом наиболее предпочтительна для крупных акционерных обществ с большим числом акционеров.

Сокращенная трехступенчатая структура управления акционерным обществом (рис. 6).Кстати, эта структура, как и первая, может использоваться в любых акционерных обществах. Стоит заметить, что она не предусматривает создания коллегиального исполнительного органа и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно не устанавливает каких-либо ограничений на участие в совете директоров менеджеров общества. В ней предусматривается только должность генерального директора, влияние кᴏᴛᴏᴩого и на управление обществом, и в совете директоров возрастает, поскольку он по сути единолично осуществляет текущее управление акционерным обществом.

Данная форма будет наиболее распространенной структурой управления акционерным обществом, поскольку позволяет обеспечить оптимальное соотношение контрольных и исполнительных органов управления.

В случае если уставом акционерного общества образование исполнительных органов отнесено к компетенции совета директоров, то совет директоров и его председатель получают возможность жесткого контроля над исполнительными органами общества. Этот вариант более предпочтителен для крупных акционеров, кᴏᴛᴏᴩым принадлежит контрольный пакет акций, поскольку позволяет, не принимая непосредственного участия в текущих делах, осуществлять надежный контроль за исполнительными органами общества.

Рисунок № 6

Рисунок № 7

Данная структура управления применяется в закрытых акционерных обществах, имеющих значительные обороты и активы.

Сокращенная двухступенчатая структура управления акционерным обществом. Кстати, эта структура может быть использована, как и предыдущая, только в акционерных обществах с числом акционеров менее 50. Стоит заметить, что она характерна для мелких акционерных обществ, в кᴏᴛᴏᴩых типичной ситуацией будет положение, когда генеральный директор одновременно есть и основной акционер общества, по϶ᴛᴏму выбирается наиболее простая структура управления (рис. 8).

Рисунок № 8

75. Организационная структура управления предприятием.

Высшим органом акционерного общества является общее собрание его акционеров.

За ним закреплена исключительная компетенция, которую нельзя передать другим

органам общества даже по решению общего собрания. К ней во всяком случае относятся:

изменение устава общества, включая изменение размера его уставного капитала,

избрание наблюдательного совета (совета директоров), ревизионной комиссии

(ревизора) и исполнительных органов общества (если только последний вопрос

не отнесен к исключительной компетенции наблюдательного совета), а также утверждение

годовых отчетов и балансов общества, распределение его прибылей и убытков

и решение вопроса о реорганизации или ликвидации общества (п. 1 ст. 103 ГК).

Исключительная компетенция общего собрания может быть расширена (но не сужена)

законом об акционерных обществах или уставом конкретного общества.

В крупных акционерных обществах, насчитывающих более 50 акционеров, должен

быть создан наблюдательный совет, являющийся постоянно действующим коллективным

органом, выражающим интересы акционеров и контролирующим деятельность исполнительных

органов общества. В случаях его создания определяется исключительная компетенция

этого органа, которая также ни при каких условиях не может быть передана исполнительным

органам. В нее, в частности, может включаться согласие на совершение обществом

крупных сделок, эквивалентных значительной части стоимости уставного капитала

общества, а также назначение и отзыв исполнительных органов общества. Поскольку

в ранее действовавшем Положении об акционерных обществах наблюдательный совет

отождествлялся с советом директоров, новый ГК сохранил это название в п. 2

ст. 103, имея в виду, что речь при этом идет не об исполнительных директорах,

а о членах наблюдательного совета (акционерах) общества.

Ревизионная комиссия общества, которая в небольших обществах может быть

заменена ревизором, создается только из числа акционеров, но не является органом

управления общества. Ее полномочия по контролю за финансовой документацией

общества и порядок их осуществления определяются законом об акционерных обществах

и уставами конкретных обществ.

Исполнительный орган общества (дирекция, правление) имеет "остаточную"

компетенцию, то есть решает все вопросы деятельности общества, не отнесенные

к компетенции общего собрания или наблюдательного совета. ГК допускает передачу

полномочий исполнительного органа не избранным акционерам, а управляющей компании

или управляющему (индивидуальному предпринимателю). В роли управляющей компании

могут выступать другое хозяйственное общество или товарищество либо производственный

кооператив. Такая ситуация возможна по решению общего собрания, в соответствии

с которым с управляющей компанией (или индивидуальным управляющим) заключается

специальный договор, предусматривающий взаимные права и обязанности, а также

ответственность за их несоблюдение (абз. 3 п. 3 ст. 103).

Способом контроля за деятельностью исполнительных органов общества является

также независимая аудиторская проверка. Такая проверка в соответствии с абз.

2 п. 5 ст. 103 ГК теперь может быть проведена во всякое время по требованию

акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале общества составляет

не менее 10 процентов. Внешний аудит обязателен также для открытых акционерных

обществ, обязанных к публичному ведению дел, ибо здесь он служит дополнительному

подтверждению правильности публикуемых документов общества.

Механизм создания, функционирования и управления акционерным обществом осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 25 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ). В соответствии с данным Законом акционерным обществом признается коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу (далее – обществу). Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Открытым акционерным обществом является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров открытого общества не ограничено. Минимальный размер уставного капитала открытого общества должен быть равен не менее чемтысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Учредителями акционерного общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Число учредителей открытого общества не ограничено.

Учредительным документом акционерного общества являетсяустав , требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Органами управления акционерного общества являются общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества, который может быть коллективным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором), которые осуществляют руководство текущей деятельностью общества.

Высшим органом управления акционерным обществом являетсяобщее собрание акционеров. Годовое собрание акционеров проводится в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.

12. Управление закрытым акционерным обществом.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпуск акций. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества.

Учредительным документом закрытого акционерного общества являетсяустав, утвержденный учредителями. В нем должны содержаться сведения о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве, размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений.

Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер, внес определенный вклад в капитал акционерной компании.

Закрытое акционерное общество отвечает по своим обязательствам, несет возможные убытки, рискует в ограниченных пределах, не превышающих стоимости принадлежащего ему пакета акций. В то же время акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров, принятых ими частным образом.

Закрытое акционерное общество отличается от открытогопо числу акционеров . В ОАО число акционеров не ограничено, а в закрытом – число участников не должно быть более 50. Если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50 человек, то в течение года АО должно преобразоваться в открытое акционерное общество. Другим отличием является порядок выпуска и размещения акций: в ОАО он носит публичный характер, а в ЗАО – ограниченный конкретными физическими и юридическими лицами.

13. Управление финансово-промышленными группами (на основе Федерального закона «О финансово-промышленных группах» от 27 октября 1995 г.)

Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Определение финансово-промышленной группы с течением времени трансформировалось, что было обусловлено теми задачами, которые должны были решать эти группы в изменяющейся экономической обстановке.

Основными организационно-правовыми формами, в которых реализовывалась концепция финансово-промышленных групп на первом этапе, были акционерные общества открытого типа и холдинги.

В настоящее время эти формы могут быть разнообразными, учитывающими финансовый, производственный и научный потенциал участников финансово-промышленной группы. При множественности вариантов организационно-правовых форм ФПГ основные из них заключаются в объединении участников групп вокруг:

    коммерческой организации, имеющей в качестве имущества одно или несколько промышленных предприятий;

    коммерческой организации, основным видом деятельности которой является торговля;

    коммерческого банка.

Помимо состава участников и характера, консолидирующего тип ФПГ, эти группы могут различаться:

    по формам производственно-хозяйственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);

    по отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые);

    по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);

    по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, межгосударственные или транснациональные).

Если финансово-промышленная группа создается в виде основного и ряда дочерних обществ, то в роли центральной компании выступает основное общество. В этом случае дочерние общества – участники финансово-промышленной группы – находятся изначально в зависимости от центральной компании, поскольку она владеет пакетами их акций.

Если же финансово-промышленная группа создается на основе договора, заключаемого ее участниками как равноправными партнерами, тогда и центральная компания ФПГ учреждается как юридическое лицо на договорной основе.

Создание финансово-промышленных групп преследует главным образом, три цели. Во-первых, восстановление там, где это возможно, ранее существовавших технологических, кооперационных взаимосвязей с прежними партнерами для производства той или иной продукции. Во-вторых, установление таких связей с новыми партнерами на основе экономической целесообразности либо объединения усилий ряда производителей для расширения рынков сбыта товаров и услуг. В-третьих, привлечение инвестиций и целенаправленное их использование.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Направление участникам финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Закон, определяя совет управляющих как высший орган управления финансово-промышленной группы, не регламентирует вопросов его формирования, компетенции, организации деятельности, оставляя их на усмотрение участников группы. Предполагается, что все эти вопросы должны быть отражены в договоре о создании финансово-промышленной группы.